Раскрываем секреты, почему ухудшается память. Почему ухудшается память в молодом возрасте

Ухудшение памяти отражается на трудовой сфере, в личной жизни человека. – место хранения образов, помогающих в восприятии и реагировании. Дисмнезия – ухудшение памяти. Часто сопровождается снижением концентрации . Узнайте из статьи причины феномена.

Снижение памяти происходит с возрастом, но это не значит, что подобное не случается у молодых людей.

Популярная в последнее время причина ухудшения когнитивных способностей – информационная перегрузка. Каждый человек ежедневно анализирует большой объем информации, особому риску подвержены ученики и педагоги, «работники ума».

При ежедневных больших объемах данных постепенно мозг начинает поверхностно воспринимать информацию и рассеивать внимание, не концентрируясь на одном объекте. Поверхностное восприятие не дает материалу надолго задерживаться в памяти.

Кроме того, функциональные нарушения возникают на фоне:

  • органических, механических поражений головного мозга, ухудшения кровоснабжения;
  • вирусных и бактериальных заболеваний;
  • химической зависимости, побочных реакций на прием медикаментов или их неправильного подбора;
  • нездорового образа жизни, гиподинамии, вредных привычек, переедания;
  • , беспокойства;
  • астенического синдрома;
  • усталости, истощения;
  • нарушенного режима сна;
  • гормонального сбоя;
  • болезней, внутренних нарушений других систем, например, пищеварительной, сердечно-сосудистой;
  • смены привычного образа жизни, .

Если вы не можете вспомнить какое-то слово или дату, имя нового знакомого, то это еще не говорит о патологии. Вероятно, это последствие усталости или избирательности памяти.

Избирательность памяти

Избирательность – естественное свойство памяти. Мы забываем то, что для нас не имеет ценности, значимости или вызывает неприятные эмоции. Да, иногда это бывают и важные рабочие моменты, если те не представляют субъективного интереса.

То же происходит с вниманием. Мы легко замечаем и анализируем то, что нам интересно. Не удивительно снижение концентрации при необходимости составить отчет на работе, несколько часов повозиться с цифрами. Подумайте, что именно натолкнуло вас на мысли об ухудшении памяти и внимания. Может быть, что-то утратило для вас ценность?

Забывчивость

Стоит заподозрить патологию, если вы не помните событие прошедшего дня, но с точностью до деталей описываете случай трехгодовалой давности. Или если вы не можете воспроизвести только что озвученную вам информацию. В этих случаях обратитесь к неврологу. В остальных же случаях речь идее о забывчивости, вызванной переутомлением.

Забывчивость не имеет ничего общего с медициной. Забывчивость бывает чертой характера или возникает при определенных условиях. Это не самостоятельный диагноз, но стоит обратить внимание на возможные причины забывчивости: стрессы, хроническая усталость, неправильное питание, недосыпы.

Лечение

Неврологические нарушения лечатся медикаментозно после полного обследования на диагностическом оборудовании.

Что касается ухудшения внимания и памяти на фоне усталости, то предлагаю поработать с упражнениями:

  1. Попробуйте выполнить привычное задание с закрытыми глазами. Постарайтесь передвигаться по комнате в темноте. Не забывайте про осторожность, подстрахуйте себя палочкой или помощником.
  2. Если вы правша, попробуйте писать, чистить зубы левой рукой. Если левша – правой.
  3. Познакомьтесь с . Мнемоника – наука о способах запоминания информации.
  4. Возьмите абстрактное понятие, например «любовь». Придумайте как можно больше вариантов его визуализации с помощью слов или прикосновений.
  5. Играйте в ассоциации. Запишите любое слово, подберите к нему ассоциативный ряд.
  6. Составляйте списки, планы, таблицы. Но не злоупотребляйте ими. Опирайтесь на них, но старайтесь все вспомнить самостоятельно.

Кроме того, полезно играть в шахматы, шашки, заучивать стихи, прозу, разгадывать кроссворды, логические задачи. Купите сборник головоломок и развивайте память.

Положительный результат оказывает чтение статей, научно-популярной литературы. Начните изучать новую интересную вам тему или иностранный язык. Отдавайте предпочтение печатным изданиям. Старайтесь меньше смотреть телевизор или работать за компьютером.

Избавьтесь от привычки торопиться, хвататься сразу за несколько дел. Иначе вас постоянно будет преследовать ощущение тревоги, мысли о том, что вы что-то забыли. В итоге забывчивость станет реальной. Чем больше действий вы делаете «на автомате», тем выше риск ухудшения памяти, возникновения рассеянности. Приучайте себя к осознанности. Следите за тем, что делаете, проговаривайте действия. Вы знаете, где сейчас лежит расческа или ключи? Старайтесь сделать даже такие повседневные мелочи осознанными.

Профилактика

Не забывайте про здоровый и полноценный сон. Во время отдыха перезагружаются и восстанавливаются все системы организма. Полученная за день информация перерабатывается и сортируется.

Физические нагрузки стимулируют кровообращение, насыщают мозг кислородом, что обеспечивает его нормальное функционирование. Ежедневно гуляйте, выполняйте посильные упражнения, делайте разминку. По возможности больше ходите пешком, заменяйте езду на транспорте прогулками.

Не забывайте проветривать помещение, делать . Хорошее кровоснабжение мозга, достаточный объем кислорода важны для нормальной работы памяти и внимания.

Следите за питанием. Избыток сахара вызывает ухудшение памяти. Полезные жиры и железо улучшают функциональность мозга. Питание должно быть сбалансированным, с преобладанием белков и сложных углеводов. Ешьте орехи, яблоки, заправляйте салат маслом, принимайте витамины группы В, Омега-3. За выпиской минерально-витаминного комплекса обратитесь к врачу.

Повышайте . Тревога, стресс, беспокойство мешают сосредоточению.

В наше время всё чаще среди молодых людей можно услышать такую фразу: «Я забыл», «Не помню куда положил». Они становятся похожи в этом на пожилых людей. Что же вызывает потерю памяти? Что делать если ухудшилась память, какие шаги предпринять для профилактики ухудшения памяти?

Причины ухудшения памяти.

Причин ухудшения памяти много и мы перечислим лишь несколько из них.

  1. Часто причиной потери памяти является употребление спиртных напитков. Употребление алкоголя приводит к заболеванию печени, и вызывает ряд побочных эффектов, которые ведут к изменению работы мозга и снижению памяти. Особенно это относится к людям, сопутственно страдающих хроническим алкоголизмом.
  2. Чрезмерное курение. Курение опасно не только тем, что может привести к такому заболеванию, как рак лёгких. Во время проведения исследований было показано, что при курении происходит сужение кровеносных сосудов. Это препятствует поступлению необходимого количества кислорода в мозг, ведёт к ухудшению памяти и может привести к стенозу сосудов.
  3. Плохой сон. В то время, когда человек спит, его мозг отдыхает. Если человек страдает бессонницей и мало спит, то его мозг не успевает хорошо отдохнуть. Это влечёт за собой снижение памяти, концентрации внимания, приводит к забывчивости. Именно потому люди, страдающие бессонницей, часто болеют такими заболеваниями как неврастения.
  4. Человек слишком много времени проводит за компьютером. Безусловно, компьютер значительно облегчает работу человека. Однако предоставляя компьютеру выполнять все задачи за него, человек перестаёт выполнять умственную работу, напрягать свои мозги, и это ведёт к причине ухудшения памяти. Часто у молодых людей в возрасте 20-30 лет замечается такая тенденция.
  5. Осложнения после болезни. Зачастую перенесенные заболевания, такие как депрессия, неврастения, хронический синусит и другие воспалительные заболевания, артериосклероз и др. оказывают побочный эффект, который производит негативное действие на мозг человека и ведёт к ослаблению памяти.

10 способов, с помощью которых можно улучшить память.

  1. Прослушивание медленной музыки. Болгарский доктор и психолог Рязанов, после проведения исследований обнаружил, что музыка Баха, Генделя и др. композиторов способствует устранению напряжения мозга и помогает расслабить мышцы тела. Он позволял студентам во время обучения слушать медленную музыку, что способствовало лучшему усвоению материала. После занятий необходимо включить весёлую музыку, чтобы мозг «проснулся».
  2. Чтение литературы. Люди часто читают различную литературу, для учёбы или для проведения досуга. Это требует концентрации внимания. Для того, чтобы улучшалась память нужно хотя бы 20 минут в день посвящать чтению. Это может быть литература, стихи, или что-либо другое, но чтение книг обязательно, так как помогает повысить способность к запоминанию.
  3. Пересказывание прочитанного. Для наилучшего усвоения прочитанного или услышанного, его нужно пересказать своими словами. Это способствует не только развитию памяти, но и улучшает речь и развивает воображение.
  4. Специальное запоминание. При чтении книг мы узнаём много новой информации, и часто нам нужно запоминать какие-то цифры или предложения. Умышленное запоминание помогает закреплению информации намного больше, чем случайно брошенный взгляд на вещи. Нужно стараться запоминать любые мелочи, и тогда в нужный момент информация будет всплывать в памяти человека.
  5. Тщательно пережёвывать пищу. Научно доказано, что тщательное пережёвывание пищи способствует предотвращению потери памяти. Пожилые люди прожёвывают пищу меньше и потому это ведёт к ухудшению запоминания. Жевательные движения вызывают приток крови к мозгу, и это помогает улучшить память. Именно потому в США так часто жуют жвачку.
  6. Следует говорить о том, что нужно запомнить. Ученые установили, что женщины более склонны к тому, чтобы повторять вслух, чем мужчины. При столкновении с тем, что тяжело запоминается, нужно поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом это будет способствовать улучшению памяти. Когда необходимо будет вспомнить, о чём говорилось с человеком, то в памяти всплывает разговор и обсуждаемая тема.
  7. Правильно сбалансированное питание. Регулярное употребление в пище оливкового масла является профилактикой возникновения тромбоза и способствует нормализации кровообращения. Необходимо употреблять в пищу также много овощей и фруктов, которые богаты на витамины и минералы. Они способствуют усилению памяти и необходимы для здоровья организма.
  8. Развивать свою память. Человек, который ведёт активный образ жизни находится в прекрасном физическом состоянии. А человек который развивает при этом своё мышление в различных видах спорта, или при помощи чтения, логических игр, изучении языков, увеличивает количество нейронных связей. Они отвечают за поставку сигналов в мозг, что оказывает благотворное влияние на улучшение памяти человека.
  9. Спорт и фитнес. Ряд исследований показали, что для поддержания мозговой активности требуется регулярно заниматься спортом. Люди, любящие спорт и ведущие здоровый образ жизни имеют хорошую память и способность к запоминанию. Физические упражнения расширяют сосуды, что способствует усиленному поступления кислорода в мозг, и это помогает лучше запоминать.
  10. Счастливая семейная жизнь. По данным социальных опросов было установлено, что семейное счастье является необходимым условием для наилучшего запоминания. Когда люди любят друг друга, то организм вырабатывает гормон ацетилхолин, который укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения мозга у усиливает память.

Таким образом установлено, что основными способами, при помощи которых можно улучшить память является: позитивный настрой, хороший, здоровый сон, умение расслабиться, уменьшение дозы курения и приёма алкоголя, активное занятие спортом, правильно сбалансированное питание, прослушивание музыки. Всё это помогает противостоять стрессам, способствует укреплению здоровья, развитию и улучшению памяти.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Большинство считает, что нарушения памяти свойственны людям в возрасте. С годами она становится все хуже, и к старости человек плохо усваивает различную информацию. В нашем современном мире очень часто возникают проблемы с памятью у молодых людей. Причины - стрессы, перенапряжения на работе, высокий темп жизни. Как вести себя в случае, если вы заметили, что стали хуже запоминать элементарные вещи? Что же такое наша память? Разберемся подробнее.

Память

Проблемы с памятью у молодых людей причины имеет самые разные. Если не принимать никаких мер, ситуация может только усугубляться. Появившись на свет, человек уже способен запоминать какие-то моменты жизни. Как утверждают исследователи, в первые двадцать пять лет память улучшается, в молодые годы наш мозг способен получать и без труда запоминать огромный поток информации. Подойдя к границе этого возраста и не имея определенных заболеваний, влияющих на качество мыслительных процессов, человек сохраняет память неизменной. Ухудшается она у большинства людей по причине старения. Мозговая деятельность становится не столь активной, мозг уже не воспринимает большие потоки информации. Происходят эти процессы в норме после 50-55 лет. К сожалению, жители современных мегаполисов начинают жаловаться на качество памяти гораздо раньше этого возраста. Специалисты обеспокоены тем, что такие явления стали часто встречаться у детей и подростков. Естественно, что с плохой памятью любой школьник или студент будет медленнее усваивать информацию, и это скажется на качестве обучения. На запоминание материала приходится тратить большее количество времени.

Кратковременная и долговременная память

Что же считать нормой в ухудшении памяти и ее потере? Определенного порога не существует, у каждого человека он свой. Все знают, что у памяти нет пределов. Существует такое понятие, как суперпамять. Те, кто ей владеет, способны запомнить мельчайшие подробности событий услышанных либо увиденных, произошедших когда-то в прошлом. Многие официальные справочники и серьезные издания называют этот процесс не просто физиологическим явлением, но и способом накапливать культурный, жизненный опыт. Специалисты делят память на долговременную и кратковременную. У каждого человека соотношение их может различаться. Проблемы с памятью у молодых людей причины может иметь разные, но в любом случае большое значение имеют ее развитие и тренировка. Если вы обладаете развитой долговременной памятью, то материал, скорее всего, усваивать будете нелегко, но зато спустя годы информация останется в голове. Обладатели натренированной кратковременной памяти мгновенно запоминают материал, но буквально уже через неделю не могут воспроизвести то, что когда-то хорошо знали - информация не сохраняется.

Виды памяти

Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. Видов памяти у человека очень много: есть слуховая, двигательная, зрительная. Кто-то хорошо запоминает материал зрительно, кто-то лучше воспринимает на слух, третьи лучше представляют (воображают). Мозг человека разделен на зоны, каждая из которых отвечает за определенную функцию. Например, височные отделы контролируют речь и слух, затылочно-теменные отвечают за пространственное восприятие и зрение, а нижне-теменные - за речевой аппарат и движения рук. При поражении нижне-теменной зоны возникает болезнь, которая называется астереогнозия. Человек в таком состоянии не ощущает предметы.

Научные исследования подтвердили версию о том, что в процессах развития памяти и мышления немаловажное значение играют гормоны. Улучшают мозговые процессы тестостерон и эстроген, а вот окситоцин действует противоположно.

Проблемы с памятью у молодых людей: причины ухудшения

Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга.

Проблемы с памятью у молодых людей (основные причины):

  • Наличие бессонницы, хроническая усталость.
  • Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение.
  • Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти.
  • Авитаминоз. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезни внутренних органов: почечная и печеночная недостаточность, цирроз печени, туберкулез легких зачастую сопровождаются нарушениями мозговой деятельности и далее - нарушениями памяти.
  • Различные патологии головного мозга: аденома гипофиза, злокачественные новообразования и другие.

Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным. Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов.

В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге.

Патологии. Болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера - это сложное заболевание центральной нервной системы. Сопровождается снижения умственных способностей. В группе риска пожилые люди после 65 лет, но возможны и исключения. Ученые до сих пор не могут установить истинную причину возникновения заболевания. Располагающие к этому факторы: перенесенные черепно-мозговые травмы, гипотериоз, опухоли головного мозга. Кроме ухудшения памяти, болезнь сопровождают такие симптомы: пространственная дезориентация, апатия, частые судороги, галлюцинации, снижение интеллекта.

Чаще всего эта болезнь передается по наследству. На первых этапах она может быть незаметной. Но при первых признаках нарушения памяти лучше сразу обращаться к доктору. Человек, страдающий этим заболеванием, начинает забывать последние события, а со временем становится эгоистичным, трудным в общении, перестает ориентироваться во времени и пространстве. Болезнь неизлечима, но если обеспечить правильный уход и лечение, то процесс протекает ровно, тихо, без осложнений и страшных последствий.

Рассеянный склероз

Если появились проблемы с памятью у молодых людей, причины и первые симптомы могут указывать на сложное заболевание центральной нервной системы - рассеянный склероз. В ходе болезни разрушаются составляющие структуры спинного и головного мозга. Причину возникновения заболевания до сих пор не определили, считается, что она имеет аутоиммунное происхождение (в организм проникает некий вирус). Все чаще рассеянный склероз поражает молодых людей. Прогрессирует болезнь достаточно медленно, большой промежуток времени определенные симптомы могут никак себя не проявлять.

Болезнь Паркинсона

По тем или иным симптомам можно определить, есть ли проблемы с памятью у молодых людей. Причины, что делать в это случае - обо всем расскажет доктор. Болезнь Паркинсона преимущественно затрагивает пожилых людей, но в последнее время зафиксированы случаи, когда 40-летним пациентам диагностировали данную патологию. Это хроническое заболевание сопровождается нарушениями функций запоминания, мышления, возникает дрожание конечностей, сутулость, снижается двигательная активность и наступает паралич.

Черепно-мозговые травмы

Медики утверждают, что очень тесно связаны черепно-мозговые травмы и проблемы с памятью у молодых людей. Причины болезни в таких случаях могут быть различные. Чем серьезнее травма, тем тяжелее могут быть последствия. Черепно-мозговые травмы зачастую приводят к ретроградной или антероградной амнезии. Пострадавшие не помнят даже как получили травму, что этому предшествовало. Бывает и так, что воспоминания становятся ложными, то есть мозг рисует придуманные картины, которых не было на самом деле. Пациент может сказать, что был в кино, гулял с друзьями, сам же в это время находился в больнице. Галлюцинации воспроизводят несуществующие образы.

Нарушение кровообращения головного мозга

Одной из основных причин снижения памяти является нарушение кровообращения головного мозга. Способствует этому атеросклероз сосудов. Кровь меньше поступает к отделам головного мозга, и поэтому возникают проблемы. Любой инсульт, который сильно меняет функции мозга, отрицательно сказывается на мозговой деятельности.

При сахарном диабете также могут возникнуть ухудшения памяти. Осложнением болезни является то, что сосуды поражаются, уплотняются и закрываются. Эти поражения могут привести не только к нарушениям деятельности головного мозга, но и других важных органов.

Проблемы с памятью у молодых людей. Причины, лечение

Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы. Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации. Врач может назначить физиотерапию с введением глютаминовой кислоты через носовой проход. Ухудшение памяти успешно лечат педагоги-психологи. Они заново учат пациента запоминать материал, при этом задействуют только здоровые отделы головного мозга.

Если память резко ухудшилась - это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении. Потеря памяти нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма.

При выявлении нарушений памяти доктор, скорее всего, выпишет ноотропные средства. К этой группе принадлежит препарат "Ноопет". В его состав включены аминокислоты - дипептиды. Они воздействуют на кору головного мозга, при этом помогают в восстановлении памяти, концентрации внимания.

К какому врачу обращаться?

При появлении проблемы с памятью у молодых людей причины, лечение должен устанавливать доктор. Если вы заметили у себя или своих близких какие-то перечисленные выше симптомы, то обязательно обратитесь за консультацией к терапевту, неврологу или нейропсихологу. Они назначат специальное обследование, выявят причины и установят диагноз. Своевременное диагностирование позволит начать правильное лечение и убережет от тяжелых последствий.

Профилактика. Упражнения

Имеют разные проблемы с памятью у молодых людей причины. Профилактика поможет противостоять проблеме. Для того чтобы этот синдром побороть, нужно тренировать собственную память, фокусировать внимание на деталях, вести дневник, записывать события, подсчеты. Американский профессор Катц разработал методику, которая активизирует все отделы головного мозга. При этом развиваются внимание, память, творческое начало. Представляем лишь некоторые упражнения:

  • Все свои привычные дела попробуйте выполнять не с открытыми, а с закрытыми глазами.
  • Правши пусть попробуют выполнять домашние дела левой рукой, а левши, наоборот, правой. Вы сразу почувствуете результат.
  • Изучайте осваивайте язык жестов.
  • На клавиатуре старайтесь печатать всеми пальцами рук.
  • Освойте какое-либо рукоделие - вышивку, вязание.
  • Изучайте иностранные языки.
  • Учитесь различать на ощупь монеты и определять их достоинство.
  • Читайте книги о том, что вас раньше никогда не интересовало.
  • Больше общайтесь, посещайте новые места: театры, парки, знакомьтесь с новыми людьми.

Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы заметите, как через некоторое время ваше мышление и память начнут изменяться в лучшую сторону. Мелкие детали, происходящие события будут четче укладываться в вашем мозге, а память станет более объемной.

По статистике проблемы с памятью возникают у каждого третьего жителя планеты, однако для каждого порог памяти индивидуален. Кому-то достаточно не забыть выполнить свои домашние дела, сходить в магазин, а кто-то каждый день запоминает и хранит в голове большие объемы информации. Поэтому понятие «ухудшение памяти» довольно субъективное. Считается, что предела памяти не существует, и человеческий мозг запоминает только 7-10% увиденного, а все мелкое и ненужное стирается и забывается.

Если ослабление памяти не мешает профессиональной и домашней деятельности, люди не обращают на это внимания. И действительно, в большинстве случаев легкая забывчивость, особенно в пожилом возрасте, — закономерный процесс старения головного мозга и сосудов, связанный с атеросклеротическим поражением сосудистой стенки и гибелью некоторых нейронов. Однако иногда, особенно если подобные симптомы наблюдаются в молодом возрасте либо совсем у детей, это может служить грозным признаком наличия заболеваний головного мозга или нарушения обменных процессов.

Ухудшение памяти и внимания в пожилом возрасте

Практически каждый человек старше 65 лет жалуется на ухудшение памяти той или иной степени. Обычно процесс этот происходит постепенно — таким образом, человек успевает привыкнуть и приспособиться к происходящим в его организме изменениям. Всем известно об ухудшении памяти с возрастом, поэтому симптом этот не вызывает особой настороженности у врачей и родственников больного. Основные причины снижения памяти в пожилом возрасте:

1. Нарушение кровообращения головного мозга :

  • хроническое . Происходит в результате в результате накопления холестериновых отложений, снижения эластичности сосудистой стенки с возрастом. Также имеют значение частые перепады кровяного давления, ведь большинство пожилых людей страдает артериальной гипертензией.
  • острое . Это инсульты, кровоизлияния, транзиторные ишемические атаки. При этом потеря памяти развивается быстро.

2. Последствия повреждений вещества мозга. Это могут быть травмы, менингит, сосудистые катастрофы, перенесенные пациентом в молодом возрасте. При этом сразу все восстанавливается хорошо, человек возвращается к нормальной жизни. Но для мозга ничего не проходит бесследно, и когда резервы истощаются, что закономерно происходит с возрастом, перенесенные ранее заболевания дают о себе знать обычно в виде прогрессирующего снижения памяти.

3. Нарушения обмена веществ при :

  • сахарном диабете;
  • заболеваниях щитовидной железы;
  • ревматоидном артрите.

При этом токсичные продукты начинают буквально «отравлять» мозговые клетки, что непременно сказывается на их работе.

4. Болезнь Альцгеймера . Заболевание, которое возникает у людей после 70 лет, однако известны случаи и более раннего начала. При этом ухудшение памяти более серьезное и прогрессирует очень быстро, прямо на глазах. За несколько месяцев человек может потерять память не только на происходящие с ним события, но и утратить возможность к самообслуживанию. Больные просто не помнят, как ходить в туалет, принимать пищу, одеваться. Они становятся абсолютно беспомощными.

Ухудшение памяти у молодых

Ослабление памяти в молодом возрасте должно насторожить и доктора, и самого пациента, ведь причины этого могут быть довольно серьезными и опасными не только для здоровья, но и для жизни:

1. Органические заболевания головного мозга :

  • опухоль;
  • воспалительный процесс;
  • аневризма;
  • киста.

2. Соблюдение жестких диет , что особенно актуально в современном обществе. При этом в результате недостаточного поступления питательных веществ снижается работоспособность мозговых клеток.

3. Злоупотребление алкоголем, никотином .

4. Психофизиологические причины :

  • частые стрессы;
  • повышенные нагрузки (в школе, на работе);
  • перенесенное сильное переживание, которые человек старается «стереть» из памяти;
  • хроническое недосыпание, когда клетки не имеют достаточно времени для восстановления своих запасов;
  • неправильный режим труда и отдыха.

5. Черепно-мозговые травмы.

6. Повреждения головного мозга во время родов или недостаточное поступление кислорода в период внутриутробного развития.

Лечение и профилактика ухудшения памяти

1. Пересмотр режима дня , нормализация периодов труда и отдыха.

2. Полноценный 8-9-часовой ночной сон . 3. Правильный рацион питания с достаточным содержанием разнообразных веществ , витаминов и микроэлементов – он также поможет улучшить память.

4. Отказ от вредных привычек .

5. Тренировка памяти — разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение книг, настольные игры постоянная умственная активность.

При неэффективности вышеперечисленных мер следует обратиться к врачу для исключения заболеваний головного мозга и организма в целом. Если после обследования патология не выявлена, доктор может назначить препараты, улучшающие обменные процессы в мозговых клетках:

  • пирацетам;
  • глицин;
  • билобил;
  • холин;
  • фолиевая кислота;
  • витамины группы В.

Дозировка и продолжительность приема строго по назначению врача.

 

Возможно, будет полезно почитать: