Когнитивные нарушения в неврологической практике. Когнитивные нарушения и деменция- что это такое? Нарушения когнитивных функций мозга


Введение

Когнитивные функции - наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

Процесс рационального познания мира и целенаправленного взаимодействия с ним включает в себя четыре основных взаимодействующих компонента, с каждым из которых связана определенная когнитивная функция :
восприятие информации – гнозис
обработка и анализ информации – внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений (интеллект)
запоминание и хранение информации – память
обмен информацией, построение и осуществление программы действий – речь и праксис (целенаправленная двигательная активность)

Память - способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию; функция памяти связана с деятельностью всего головного мозга в целом, но особенное значение для процесса запоминания текущих событий имеют структуры гиппокампового круга.

Гнозис - функция восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы; первичные нарушения гнозиса (агнозии) развиваются при патологии задних отделов коры головного мозга, а именно височной, теменной и затылочных долей.

Речь - способность обмениваться информацией с помощью высказываний; нарушения речи (афазии) чаще всего развиваются при патологии лобных или височно-теменных отделов головного мозга; при этом поражение височно-теменных отделов приводит к разного рода расстройствам понимания речи, а при патологии лобных долей первично нарушается способность выражать свои мысли с помощью речевых высказываний.

Праксис - способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки; нарушения праксиса (апраксии) чаще всего развиваются при патологии лобных или теменных долей головного мозга; при этом патология лобных долей приводит к нарушению способности построения двигательной программы, а патология теменных долей – к неправильному использованию своего тела в процессе двигательного акта при сохранной программе движений.

Внимание - отбор нужной информации, обеспечение избирательности различных программ своей деятельности, сохранение должного контроль над своим поведением; внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов; в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет - оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них; внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность; внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

Интеллект - способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения; интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом.

Прежде чем переходить к рассмотрению синдрома «умеренных когнитивных нарушений» необходимо рассмотреть такое понятие, как «возрастная когнитивная дисфункция».

Возрастная когнитивная дисфункция

В 1994 г. Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ был предложен термин « возрастное когнитивное снижение » (англ. аging-аssociated сognitive decline) для определения ослабления памяти и внимания возрастного характера. Проведенные к настоящему времени исследования убедительно свидетельствуют, что для нормального старения характерны инволютивные процессы как центральной, так и периферической нервной системы. Со стороны центральной нервной системы процесс старения проявляется уменьшением объема и массы головного мозга, и числа синаптических связей. Наряду с уменьшением числа церебральных рецепторов имеет место и медиаторная церебральная недостаточность. С возрастом уменьшается число и плотность дофаминовых D2-рецепторов стриатума и снижается концентрация дофамина в подкорковых образованиях головного мозга. Следствием этого являются клинические проявления нормального старения, хорошо известные врачам-гериатрам: обеднение мимики, некоторая общая замедленность, согбенная, старческая поза, некоторое укорочение длины шага. Помимо моторных, при снижении уровня дофамина развиваются и «дофамин-чувствительные» когнитивные симптомы. Так, проведенные к настоящему времени исследования показали, что с возрастом снижается быстрота реакции, становится труднее усваивать и реализовывать новую программу действия, снижается уровень внимания и объем оперативной памяти. Указанные изменения не носят патологического характера, осознаются пациентами и не приводят к нарушению адаптации пожилых людей. Важно отметить, что при нормальном старении снижение памяти и других когнитивных способностей носит практически стационарный характер. Для дифференциального диагноза между физиологической возрастной когнитивной дисфункцией и начальными признаками патологического ухудшения высших мозговых функций существенное значение имеет анализ характера нарушений памяти. При нормальном старении забывчивость связана преимущественно со снижением активности запоминания и воспроизведения, в то время как первичные механизмы памяти остаются сохранными. В отличие от этого при болезни Альцгеймера нарушается сама способность усвоения новой информации. Поэтому внешняя организация процесса запоминания в сочетании с подсказками при воспроизведении в значительной степени компенсирует возрастную забывчивость, но малоэффективна при болезни Альцгеймера, в том числе на ранних ее стадиях. Эти данные легли в основу метода дифференциального диагноза нормального и патологического старения, впервые предложенного Гробером и Бушке.

Диагностические критерии связанного со старением когнитивного снижения, разработанные Международной психогериатрической ассоциацией ВОЗ (1994):
критерии включения
:
когнитивные нарушения, отражаемые в жалобах пациента или его ближайшего окружения
постепенное развитие нарушений и их наличие в течение минимум 6 месяцев
нарушения в одной из следующих сфер: памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-пространственной ориентировки
результаты нейропсихологических тестов минимум на одно стандартное отклонение ниже нормы, разработанной для данной возрастной группы
критерии исключения :
наличие умеренного когнитивного расстройства по критериям МКБ-10
наличие соматической патологии, способной привести к когнитивным нарушениям
органическая патология головного мозга
выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства: депрессия, тревога, делирий и др.
употребление психоактивных веществ

Согласно указанным критериям, о синдроме «возрастного когнитивного снижения», не связанном очевидным образом с каким-либо установленным соматическим, неврологическим или психическим заболеванием, можно говорить в случаях ухудшения одной или нескольких когнитивных способностей, отклоняющихся от среднестатистических показателей для данной возрастной группы, превышающих их, но не достигающих выраженности деменции .

Таким образом, синдром «возрастного когнитивного снижения» занимает промежуточное положение между нормальным старением и патологическими изменениями, обусловленными органическим поражением головного мозга . По эпидемиологическим данным, распространенность «возрастного когнитивного снижения» составляет не менее 40% среди лиц старше 50 лет. Однако в повседневной клинической практике провести грань между «физиологическим» и «патологическим» ухудшением когнитивных способностей в пожилом возрасте весьма сложно, а нередко вообще не представляется возможным.

Умеренные когнитивные нарушения (расстройства)

Когнитивные нарушения, выходящие за пределы возрастной нормы, но не достигающие степени деменции, отмечаются у 11-17% пожилых и старых людей.

Согласно критериям МКБ-10 , синдром умеренных когнитивных расстройств (УКР; англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть выставлен при условии наличия :
снижения памяти, внимания или способности к обучению
жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы
нарушения памяти и других высших мозговых функций, не вызывающих деменцию и не связанных с делирием
органической природы указанных расстройств

Диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (УКН) по J. Touchon, R. Petersen (2005) :
когнитивные нарушения по словам пациента и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее)
признаки ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного индивидуума, которое произошло в недавнее время
объективные свидетельства когнитивных нарушений полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы)
нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности
деменция отсутствует - результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов

Клинические особенности синдрома УКН разнообразны и определяются характером основного заболевания, которое является причиной нарушений.

R. Petersen и соавт. выделяют три основных клинических варианта синдрома УКН :
амнестический вариант , при котором в клинической картине доминируют нарушения памяти
УКН с множественной когнитивной недостаточностью , для которого характерно одновременное ухудшение нескольких когнитивных функций
УКН с преобладанием нарушений в какой–либо одной когнитивной сфере при сохранной памяти

О.С.Левин, Л.В.Голубева (Кафедра неврологии РМАПО, Москва) выделяют четыре клинических варианта УКР (с учетом характера мнестических нарушений и возможности взаимодействия когнитивных функций) :
амнестический тип с характерным дефектом эпизодической памяти, связанным с нарушением запоминания (дефект воспроизведения, опосредованного запоминания и узнавания); в тесте на свободные и направленные вербальные ассоциации возможно также снижение семантически опосредованной речевой активности
дизрегуляторный (лобный) тип , характеризуется преобладанием дисфункции лобных долей, которая может быть связана с первичной патологией лобной коры или является вторичной по отношению к патологии глубинных структур (подкорково-лобный синдром); при этом типе возможно вторичное снижение памяти с дефектом воспроизведения, но сохранным узнаванием и опосредованным запоминанием; характерно также снижение речевой активности (особенно уменьшение числа фонетически опосредованных ассоциаций)
комбинированный (мультифункциональный) тип УКР, характеризующийся сочетанием амнестического синдрома гиппокампального типа (с нарушением воспроизведения и узнавания) с нарушением регуляторных или других когнитивных функции
УКР с преобладающим нарушением какой-либо иной когнитивной сферы , например зрительно-пространственных или речевых (дисфазические) нарушений

Следует подчеркнуть, что у большинства больных с УКР выявляется нарушение нескольких когнитивных функций, тогда как в чистом виде монофункциональный тип УКР наблюдается относительно редко. Поэтому при выделении различных типов УКР речь идет об относительном доминировании того или иного типа нарушений. Необходимо также отметить, что наиболее универсальным типом когнитивных нарушений является ослабление памяти, выявляемое примерно у 85% пациентов с УКР, и определение его природы играет ключевую роль в дифференциации различных вариантов УКР.

Диагноз УКР является по существу синдромальным . Констатация наличия когнитивных расстройств, выходящих за пределы возрастной нормы, недостаточна для понимания природы заболевания и выработки терапевтической тактики. Синдром УКР не является результатом только возрастных изменений головного мозга или дисметаболических когнитивных расстройств, развивающихся в результате соматической патологии - синдром УКР полиэтиологичен и может развиваться как «доклинические» проявления целого ряда неврологических заболеваний, наиболее часто наличие синдрома УКР является либо проявлением дебюта болезни Альцгеймера и сосудистой мозговой недостаточности, либо сочетанного сосудисто-нейродегенеративного процесса. Поэтому пациенты с синдромом УКР подлежат тщательному клиническому и инструментальному обследованию с целью выявления возможной причины нарушений.

Синдром УКН в большинстве случаев является прогрессирующим состоянием . По эпидемиологическим данным, 10–15% случаев УКР в течение одного года трансформируются в деменцию, а за 4 года наблюдения деменция развивается у 55–70% пациентов с синдромом УКН. В некоторых случаях, однако, умеренные когнитивные нарушения остаются стационарными в течение весьма длительного времени. Нередко встречаются также случаи обратимого синдрома УКН. Риск прогрессирования когнитивных нарушений и развития деменции выше в старших возрастных группах, при плохих результатах нейропсихологических тестов, при наличии атрофии гиппокампа на МРТ головного мозга, а также у лиц с отягощенным семейным анамнезом по деменциям.

Диагностика синдрома УКР

Диагностика синдрома УКР базируется :
на субъективных жалобах пациента на снижение памяти и умственной работоспособности (или жалоб родственников или ближайшего окружения)
на данных объективных методов исследования

Примерно у половины пациентов с активными жалобами на снижение памяти применение простых скрининговых шкал не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб на снижение памяти при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения (включая депрессюию). Поэтому всем пациентам с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу.

Для объективизации когнитивных нарушений используются нейропсихологические методы :
набор нейропсихологических методик должен быть достаточно простым, чтобы обеспечить диагностику синдрома УКР на этапе первичного неврологического консультирования, но в то же время достаточно чувствительным к относительно небольшим по выраженности когнитивньм расстройствам
в клинической практике обычно применяются более простые методики, хорошо зарекомендовавшие себя в скрининговой диагностике деменции - краткая шкала исследования психического статуса (англ. – Mini–Mental State Examination) и тест рисования часов
для уточнения диагноза нередко бывает необходимо динамическое наблюдение за пациентом и повторные клинико–психологические исследования - нарастание выраженности когнитивных нарушений со временем является одним из наиболее надежных признаков патологического характера когнитивных расстройств
использование клинических шкал, которые содержат описания наиболее типичных когнитивных, поведенческих и функциональных симптомов, характерных для ранних стадий болезни Альцгеймера и других нейрогериатрических заболеваний - клиническая рейтинговая шкала деменции (КРШД) и общая шкала нарушений (ОШН)

Диагноз УКР является, по существу, синдромальным, поэтому пациенты с синдромом УКР подлежат тщательному клиническому и инструментальному обследованию с целью выявления возможной причины нарушений :
начальных признаков нейродегенеративного процесса
сосудистой мозговой недостаточности
других неврологических заболеваний

При этом о возможной начинающейся болезни Альцгеймера будет свидетельствовать :
преобладание в клинической картине нарушений памяти
быстро прогрессирующий характер расстройств
отсутствие очаговой неврологической симптоматики
атрофия гиппокампа при МРТ головного мозга

Важным этапом дифференциального диагноза синдрома УКР является исключение вторичного характера когнитивных нарушений по отношению к системным метаболическим расстройствам.

Поиск причины УКР должен проводиться систематически и обязательно включать следующие этапы :
исключение связи УКР с побочным действием лекарственных средств (особенно имеющих седативный или холинолитический эффект)
исключение заболеваний, вызывающих когнитивный дефицит, который потенциально обратим при специфической терапии , - например, гидроцефалия, эндокринопатии (сахарный диабет, гипотиреоз, тиреотоксикоз), заболевания легких и сердца (особенно протекающие с сердечной и дыхательной недостаточностью), токсические и дисметаболические энцефалопатии (например, связанные с дефицитом витамина В12 или тиамина, заболеваниями печени и почек), некоторые системные (системная красная волчанка, саркоидоз, васкулиты) или инфекционные заболевания (нейросифилис, нейроборрелиоз и др.); для выявления этих заболеваний может потребоваться дополнительное лабораторное или инструментальное обследование
дифференциация УКР, связанного с сосудистым поражением мозга (цереброваскулярного типа УКР) от ранней стадии болезни Альцгеймера (альцгеймеровского типа УКР) и возрастной когнитивной дисфункции

В пользу сосудистой мозговой недостаточности говорят связь нарушений с перенесенными инсультами, наличие очаговой неврологической симптоматики, а также постишемических кист и выраженных изменений белого вещества при МРТ головного мозга.

Целесообразно выделять по крайней мере три основных варианта цереброваскулярного УКР :
постинсультное УКР (выявляется примерно у половины пациентов, перенесших инсульт, и может существенно затруднять процесс реабилитации)
УКР, возникающее как проявление дисциркуляторной энцефалопатии , как правило, связанной с преимущественной патологией мелких мозговых сосудов
УКР, возникающее на фоне стенозирующего атеросклероза магистральных артерий головного мозга и часто связанное с микроэмболизацией сосудов мозга

Для диагностики цереброваскулярного типа УКР важное диагностическое значение могут иметь :
наличие факторов риска цереброваскулярного заболевания (артериальная гипертензия, гиперлипидемия, сахарный диабет, нарушение сердечного ритма, курение и др.)
анамнестически, клинически или инструментально подтвержденные признаки поражения мозговых сосудов (например, данные ультразвукового исследования или ангиографии) и/или вещества мозга (например, выявляемые при осмотре очаговые неврологические симптомы либо данные КТ и МРТ головного мозга)
наличие неравномерного (ступенеобразного) прогрессирование с чередованием периодов резкого ухудшения, частичного регресса и относительной стабилизации

Лечение синдрома УКР

Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :
вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

Принципы лечения синдрома УКР :
индивидуальность
направленность на те патогенетические факторы нарушений когнитивных функций, которые определяются при клиническом и инструментальном исследовании в каждом конкретном случае
основные группы фармакологических препаратов , которые могут применяться при наиболее частых патогенетических вариантах синдрома УКР (связанных с начинающейся болезнью Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточностью или сочетанием обоих патогенетических факторов):
- ингибиторы ацетилхолинэстеразы (реминил, ривастигмин) - являются препаратами первого выбора для лечения болезни Альцгеймера; теоретически, чем раньше будут назначены ингибиторы ацетилхолинэстеразы, тем больше ожидаемый эффект; однако учитывая фармакоэкономические аспекты терапии ингибиторами ацетилхолинэстеразы, возможность системных побочных эффектов, их назначение целесообразно лишь при полной уверенности врача в патологическом характере расстройств и в нозологическом диагнозе, что не всегда достижимо при легкой выраженности когнитивных нарушений на стадии УКР
- антагонисты NMDA–рецепторов к глутамату (акатинол) - оказывают симптоматический ноотропный эффект обладают нейропротективным действием
- вазоактивные препараты - патогенетически оправданным является воздействие на микроциркуляцию как при нейродегенеративном процессе, так и при сосудистой мозговой недостаточности; в отечественной практике они традиционно назначаются курсами по 2–3 месяца 1–2 раза в год, однако учитывая то, что синдром УКР знаменует собой определенные стадии хронического прогрессирующего заболевания головного мозга, вероятно, с патогенетических позиций более оправданным является длительное, возможно, постоянное применение данных препаратов
- дофаминергические препараты (проноран) - с целью воздействия преимущественно на связанные с возрастными изменениями когнитивные симптомы
- пепдидергические препараты (например, церебролизин) - неспецифическое многомодальное положительное воздействие на нейрональный метаболизм и процессы пластичности нейронов
- препараты с нейрометаболическим действием - препараты Ginkgo biloba, пирацетам, пиритинол и др.

Под термином «умеренные когнитивные нарушения » понимают нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые выходят за пределы возрастной нормы, но не достигают выраженности деменции. «Если ты достиг преклонных лет и не замечаешь в себе никаких признаков старческого слабоумия, значит первый признак уже налицо» (Т. Ойзерман). Синдром умеренных когнитивных нарушений в большинстве случаев является патологическим состоянием, вследствие чего изменения на данном этапе не исчерпываются только возрастными инволютивными процессами. В большинстве случаев он связан с начинающимся заболеванием головного мозга (повторяет этиологию деменции).

Согласно данным ряда исследователей, синдром умеренных когнитивных нарушений отмечается у 15-20% лиц старше 65 лет. Длительные наблюдения свидетельствуют, что в течение 5 лет деменция развивается у 60-80% пациентов с данной патологией. В 20-40% случаев умеренные когнитивные расстройства носят стабильный или медленно прогрессирующий характер (т.е. не переходят в деменцию).

В настоящее время выделяют три основных клинических варианта заболевания

(R. Peterson, 2001):

  • амнестический вариант (доминируют нарушения памяти на текущие события) (является предвестником болезни Альцгеймера);
  • с множественной когнитивной недостаточностью (наличие сочетанного поражения нескольких когнитивных функций) (исходом может быть болезнь Альцгеймера или, реже, сосудистая деменция);
  • с нарушением одной когнитивной функции при сохранности памяти (так, например, преобладание зрительно-пространственных нарушений означает повышенный риск развития деменции с тельцами Леви).
  • Основными симптомами умеренных когнитивных нарушений являются:

  • нарушения памяти на текущие события;
  • невозможность пересказать только что прочитанное;
  • невозможность запомнить имена новых знакомых;
  • нарушения ориентировки в незнакомой местности;
  • снижение профессиональной компетентности, заметное для сослуживцев;
  • трудности подбора слова при разговоре;
  • нарушение выполнения счетных операций.
  • Ниже представлены модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (S. Guatheir et. аl., 2004):

    когнитивные нарушения, по словам пациента и/или его ближайших родственников;

  • ухудшение когнитивных способностей по сравнению с исходным уровнем;
  • объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонений от среднестатистического возрастной нормы);
  • отсутствие нарушений привычных для пациента форм повседневной активности (допускается возможность затруднений в сложных видах деятельности);
  • отсутствие деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса менее 24 баллов).
  • В настоящее время термин «умеренные когнитивные нарушения» включен в последний пересмотр международной классификации болезней (МКБ-10) как самостоятельный диагноз:

  • жалобы на снижение памяти или повышенную утомляемость при умственной работе;
  • объективные свидетельства снижения памяти, внимания или способности к обучению;
  • уровень нарушений не достаточен для диагностики деменции;
  • когнитивные нарушения имеют органическую природу.
  • Прогноз при наличии синдрома умеренных когнитивных нарушений достаточно серьезный. Так, в 1,7 раза выше риск летального исхода и в 3,1 раза - возникновения болезни Альцгеймера. Неблагоприятными прогностическими признаками при умеренных когнитивных расстройствах являются:

  • пожилой возраст;
  • низкие результаты нейропсихологических тестов;
  • отягощенный семейный анамнез по деменции;
  • атрофия гиппокампа на МРТ головного мозга;
  • быстрое нарастание церебральной атрофии при повторных КТ или МРТ-исследованиях;
  • носительство аллеля АПОЕ-4.
  • По данным Y. Stern с соавт. (1992) для развития деменции у лиц с высшим образованием необходимы более значительные органические изменения (пословица: «Учиться никогда не поздно »).

    Актуальность . Внимание к проблеме «легкое когнитивное нарушение» (или ЛКН) обусловлено как практическими, так и теоретическими аспектами. Наличие легких когнитивных нарушений является фактором риска последующего возникновения деменции (теоретический и практический аспект данной проблемы в последнее десятилетие, к большому сожалению, все больше «смещается» на умеренное когнитивное расстройство [УКР], которое объединено общий английский термин « mild cognitive impairment», сокр. англ. MCI). Считается, что в основе легких когнитивных нарушений в большинстве случаев лежит болезнь Альцгеймера, основным проявлением которой и являются мнестические (имеющие отношение к функции памяти) расстройства.

    Легкие когнитивные нарушения – это снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким преморбидным уровнем индивидуума, которое остается в пределах средне статистической возрастной нормы или незначительно отклоняется от нее. ЛКН обычно отражается в жалобах больного, но не обращает на себя внимания окружающих, не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных ее формах (или - жалобы пациента на снижение памяти подтверждаются нейропсихологическими тестами [см. далее]; эти расстройства носят преимущественно нейродинамический характер и не выявляются обычными скрининговыми шкалами деменции и не вызывают на начальном этапе нарушений повседневной активности, в том числе наиболее сложных ее форм). Таким образом, под легкими или «мягкими» когнитивными нарушениями (или в современной интерпретации - УКР) принято понимать нарушения памяти и других высших мозговых функций, которые выходят за рамки возрастной нормы, но не приводят к социальной дезадаптации и не достигают характерного для деменции уровня. Следует заметить, что ЛКН представляют собой гетерогенное в этиологическом отношении состояние. (! ) Допускается возможность формирования ЛКН при «нормальном» старении , что, впрочем, требует дальнейших исследований. ЛКН являются не четко очерченной нозологической формой, а определенным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормой и деменцией легкой степени выраженности, для которого предложены соответствующие диагностические критерии, модифицируемые время от времени. Представляя собой определенную степень когнитивного дефицита, в зависимости от нозологической природы заболеваний, при которых они развиваются, ЛКН выступают или изолированно или в ассоциации с другими психопатологическими нарушениями. Данные о нейроморфологических изменениях при легких когнитивных нарушениях весьма фрагментарны. Однако в настоящее время показано, что примерно у половины больных, имевших при жизни клиническую симптоматику, соответствующую легким когнитивным нарушениям, выявляются изменения, характерные для болезни Альцгеймера.

    Эпидемиология легких когнитивных нарушений . Распространенность ЛКН достигает 10% среди лиц старше 65 лет, и у 10 - 15% из них в течение года возникает развернутая клиническая картина болезни Альцгеймера. Среди пациентов, обращающихся в Клинику памяти, больные с легкими когнитивными нарушениями составляют около 40% . По данным Hanninen T, Hallikainen M, Tuomainen S et al. (2002) ЛКН были выявлены у 5,3% лиц в возрасте 60 - 76 лет. Также авторы отмечают, что ЛКН чаще встречаются у лиц с низким уровнем образования и у более пожилых больных (каких-либо различий по полу отмечено не было).

    Этиология и патогенез . В патогенезе лёгких когнитивных нарушений в пожилом возрасте, вероятно, немаловажную роль играют связанные со старением естественное ослабление внимания, кратковременной памяти, а также дизрегуляторные нарушения. Клинический опыт и данные проведенных экспериментально-психологических исследований убедительно свидетельствуют, что с возрастом очень часто ухудшаются показатели памяти, внимания, вербально-логических, психомоторных и других когнитивных функций, даже в отсутствие клинически очерченного заболевания головного мозга.По опыту лаборатории нарушений памяти Клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова, наиболее частой (68%) причиной ЛКН в российской популяции являются так называемые цереброваскулярные расстройства. G.Frisoni и соавт. выделяют ЛКН дегенеративного происхождения и ЛКН сосудистого типа. (! ) Немалое число (13%) пациентов с ЛКН составляют также лица с расстройствами тревожно-депрессивного характера (очень часто чрезмерная обеспокоенность лиц пожилого возраста мнестическими проблемами скорее свидетельствует о депрессии).

    Наиболее частыми клиническими проявлениями ЛКН являются нейродинамические когнитивные расстройства :

    • снижение скорости реакции, брадифения;
    • трудности концентрации внимания;
    • избыточная отвлекаемость;
    • повышенная чувствительность к интерферирующим воздействиям.

    Однако следует отметить значительную уязвимость нейродинамической составляющей когнитивной деятельности при самых разнообразных (неспецифических для головного мозга) патологических процессах и некоторых физиологических состояниях (например, при утомлении).

    Диагностика . Для диагностики ЛКН наиболее часто используются критерии, предложенные R.Petersen и соавт. (1999), акцентирующие внимание на нарушениях памяти при сохранности других когнитивных функций. Эти критерии включают наличие :

    • жалоб на нарушения памяти;
    • нормального общего состояния когнитивных функций;
    • нормальной активности в повседневной жизни;
    • наличие объективно выявляемых нарушений памяти с учетом возраста и уровня образования больного;
    • отсутствие деменции.

    (! ) Принципиально важным является то, что эта категория больных (несмотря на выявляемые при нейропсихологическом тестировании нарушения памяти и других когнитивных функций) не удовлетворяют критериям диагностики возможной болезни Альцгеймера.

    При нейропсихологическом тестировании у пациентов с легкими когнитивными нарушениями могут быть выявлены расстройства и в других сферах помимо сферы памяти, однако эти нарушения не должны быть сколь-либо значимы в клиническом плане. Учитывая недостаточную чувствительность для диагностики легких когнитивных нарушений шкалы краткой оценки психических функций (англ. сокр. MMSE - mini–mental state examination), используются специальные тесты для оценки мнестической сферы. При нейропсихологическом тестировании степень нарушения мнестических функций может достигать величины в 1,5 стандартного отклонения от нормативных значений для данной возрастной группы с учетом уровня образования. Однако основой диагностики остаются клинические данные. В настоящее время выделяют три варианта легких когнитивных нарушений :

    • изолированный амнестический синдром;
    • изолированное нарушение других (отличных от мнестических) когнитивных функций;
    • легкие когнитивные нарушения, одновременно проявляющиеся в нескольких когнитивных сферах.

    Ведение больных с ЛКН . Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :

    • вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
    • уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

    До настоящего времени общепризнанные рекомендации по ведению больных с ЛКН отсутствуют. Определенное значение при ведении пожилых больных с нарушениями памяти придается разрешению существующих стрессовых ситуаций (если они есть). Это связано не только с тем, что на фоне стресса возникают депрессия и тревожность, проявляющиеся также снижением памяти, но тем, что на фоне хронического стресса гормоны коры надпочечников неблагоприятно влияют на структуры гиппокампа. Еще одним направлением в ведении данной категории больных является умеренная физическая активность, благоприятно влияет на когнитивную сферу. Также используется диета с низким содержанием жиров и повышенным – антиоксидантов, поскольку при этом снижается риск возникновения болезни Альцгеймера. В частности, повышенным содержанием антиоксидантов отличаются ягоды (черника, земляника) и томаты. Систематические упражнения по тренировке памяти и внимания могут улучшать когнитивные способности. Пациент может проводить упражнения по тренировке памяти после специального обучения самостоятельно. Периодически должен осуществляться контроль эффективности упражнений и корректировка набора методик. Для тренировки памяти используют упражнения на заучивание и воспроизведение слов, рисунков и предметов, смысловых фрагментов. Обучают приемам запоминания (образование смысловых и ситуативных связей), используют упражнения, направленные на повышение внимания и умственной работоспособности. Для лечения легких когнитивных нарушений применяют препараты метаболического и ноотропного действия (актовегин, церебролизин, ноопепт, пирацетам и др.).

    Запомните! Лечение ЛКН, в идеале, должно быть направленным на причину нарушений, то есть быть этиотропным или патогенетическим. При этом следует учитывать высокую коморбидность гериатрических заболеваний. По статистике, большинство пожилых лиц одновременно страдают несколькими неврологическими и/или соматическими заболеваниями. В частности, весьма велик процент сосуществования сосудистой мозговой недостаточности и первичного дегенеративного поражения головного мозга. Поэтому полноценное ведение пациентов с когнитивными расстройствами включает всестороннюю оценку как психо-неврологического, так и соматического статуса, коррекцию имеющихся дисметаболических нарушений, сосудистых факторов риска, лечение депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных и метаболических и препаратов.

    литература :

    1. статья «Легкие когнитивные нарушения» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова), 2004. 2. статья «Когнитивные нарушения сосудистого генеза: клинические и терапевтические аспекты» И.В. Дамулин (Кафедра нервных болезней ММА им. И.М. Сеченова, Москва), 2006. 3. статья «Когнитивные нарушения и их лечение у пациентов с артериальной гипертензией» Ю.А. Старчина, 2008. 4. статья «Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно. 5. статья «Результаты сравнительного изучения ноопепта и пирацетама при лечении больных с легкими когнитивными нарушениями при органических заболеваниях головного мозга сосудистого и травматического генеза» Г.Г. Незнамов, Е.С. Телешова, 2008. 6. Методическое пособие для врачей «Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте» В.В. Захаров, Н.Н. Яхно, Москва, 2005; 7. статья «Эволюция когнитивного дефицита: легкие и умеренные когнитивные нарушения» В.В. Захаров, 2012.

    Который сигнализирует о расстройстве работы головного мозга. Эти нарушения напрямую влияют на способность к разумному познанию мира. А причинами тому может быть целый ряд различных заболеваний. В чем же суть данной патологии?

    Что такое когнитивные нарушения?

    Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

    • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
    • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
    • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
    • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
    • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
    • Речь.

    Причины нарушений

    Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

    Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции. Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется. Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

    Повреждение мозга

    Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

    Самые популярные причины названной патологии:

    • гипотиреоз;
    • сахарный диабет;
    • различные травмы;
    • сосудистые болезни головного мозга - атеросклероз (приводит к окклюзии магистральных сосудов), инсульт, артериальная гипертензия;
    • печеночная недостаточность;
    • почечная недостаточность;
    • нерациональное потребление лекарственных средств;
    • наркомания;
    • алкоголизм;
    • опухоль головного мозга;
    • рассеянный склероз;
    • болезнь Альцгеймера;
    • болезнь Паркинсона;
    • отравления.

    Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

    Симптомы

    Симптомы недуга очень разнообразные. Во многом они будут определяться серьезностью патологического процесса и его расположением в головном мозге. При когнитивных нарушениях, чаще всего, повреждается не одна функция, а сразу несколько:


    Виды

    Исходя из степени проявления нарушений, можно обозначить три их вида.

    При легких когнитивных нарушениях симптомы выглядят как снижение концентрации внимания, незаметное ухудшение памяти, высокая утомляемость при разных видах умственного труда. Человек может забыть имена знакомых, не способен найти дорогу в незнакомом месте, ему сложно подбирать слова. Часто он не может вспомнить, где оставил какую-то вещь.

    Обследования этих нарушений проводятся с применением психологических и клинических исследований. Так, при выполнении нейропсихологических тестов может быть установлено нарушение серийного счета. Пациенту свойственно отсутствие глобальных изменений в эмоциональной и поведенческой сфере, нет повреждений в головном мозге. Наблюдается небольшое нарушение профессиональной и

    Умеренные когнитивные нарушения вызываются в результате ухудшения одной или нескольких функций. Пациенту может требоваться помощь со стороны, так как он почти не помнит некоторые ситуации из жизни, не способен находить дорогу.

    Деменция

    Тяжелый вид когнитивных нарушений - это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями. Самое тяжелое проявление - полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

    Когнитивные нарушения у детей

    Эта проблема довольно часто наблюдается у детей и подростков. Ее причины могут крыться в дефиците необходимых для организма витаминов и минералов, травмах при родах, перенесенных заболеваниях, гипоксии головного мозга, внутриутробных инфекциях.

    Важно знать, что самая частая причина когнитивных расстройств у детей - это гиповитаминоз. Ученые провели ряд исследований, в результате которых обнаружили явную закономерность понижения когнитивных функций у детей, причиной которой является недостаточная обеспеченность их микронутриентами.

    Характерные признаки когнитивных нарушений у детей - это синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нестабильная психика, нарушенные поведенческие рефлексы, сложность при освоении навыков письма и чтения.

    Препараты

    Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства. Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению. К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

    Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

    Как выявить когнитивные расстройства, происходящие в мозге

    Для того чтобы обнаружить наличие и степень когнитивного нарушения мозга, необходимо детально опросить больного и его родственников. Нужно учитывать наличие травм в анамнезе, наследственности, психическое и эмоциональное состояние пациента, употребление лекарств, вредные привычки.

    Неврологи проводят осмотр пациента на предмет присутствия основного заболевания, которое может дать неврологическую симптоматику.

    Психическое состояние поможет определить профильный специалист, пользуясь нейропсихологическим тестом. Такие тесты являются уникальными упражнениями на воспроизведение слов и рисунков, решения задач, выполнения каких-либо двигательных упражнений и подобные действия.

    При когнитивных нарушениях у пожилых очень хорошо использовать шкалу MMSE - это список вопросов, которые могут оценить, в каком положении них находятся память, восприятие, речь, чтение, срисовывание, ориентация в пространстве и пр. Эта шкала также может использоваться для оценки адекватности и эффективности лечения.

    У пациентов с когнитивным расстройством приобретенного характера следует проводить специальные лабораторные обследования. Врачу необходимо иметь данные биохимических и клинических анализов крови, уровня тиреотропных гормонов, липидограммы и некоторых других показателей.

    Из аппаратных способов при этом используются: электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, допплерография магистральных сосудов.

    Пациенту необходимо устранить возможные соматические заболевания.

    Если есть какое-либо подозрение на болезнь Альцгеймера, следует провести дифференциальную диагностику данного заболевания с сосудистой деменцией.

    Как лечит нарушение когнитивных функций?

    Методы терапии

    Если вы наблюдаете у себя даже самые незначительные признаки когнитивных нарушений, нужно начать пользоваться витаминно-минеральными комплексами и принимать аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение не рекомендуется, так что, до того как начать какую-либо терапию, следует посоветоваться с врачом.

    Коррекция когнитивных нарушений, конечно, во многом будет зависеть от причины их происхождения. Но самая важная ее цель - это исправление патологических изменений, которые возникают в головном мозге. Кроме лечения основной болезни, врачи советуют принимать средства нейропротекторного действия, чтобы повысить когнитивные функции. К таким относятся: «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин», «Милдронат». Это также хорошая профилактика дальнейшего возникновения этого расстройства.

    Если пациент имеет выраженные когнитивные нарушения и выявленную деменцию, ему будут назначены такие препараты: «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Ривастигмин», «Донепезил». Продолжительность курса и дозировка определяются строго индивидуально.

    Пациенту показаны также лекарственные средства, которые помогут справиться с гиперхолестеринемией - «Симвастатин», «Торвакард», «Аторвастатин». Помимо этого, врачи рекомендуют соблюдать безхолестериновую диету. Надо внести в рацион овощи, фрукты, нежирное молоко, творог и морепродукты. Также важно отказаться от вредных привычек, если такие имеются. Полезен будет курс психотерапии.

    Дополнительная информация

    Врачи советуют всем учить стихотворения, заняться рисованием, вязанием или каким-нибудь другим занятием, где нужно задействовать руки. Также полезны разгадывания кроссвордов. Такое времяпрепровождение - замечательная зарядка для мозга.

    Как предотвратить нарушения когнитивного развития?

    Профилактика и прогноз

    Составить общий прогноз при когнитивных нарушениях невозможно. В каждом отдельном случае результаты имеют индивидуальный характер. Но если своевременно обратиться за помощью к врачу и соблюдать все предписания, удастся притормозить развитие болезненного процесса.

    Необходимо отметить, что имеются две формы когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первую форму можно корректировать, а вот вторую - нет.

    Профилактика включает в себя специальные мероприятия, которые направлены на понижение стресса и увеличения умственной и физической активности человека. Во избежание появления подобных патологий, следует уже с молодого возраста стараться постоянно выполнять какие -либо интеллектуальные задачи. Кроме этого, в целях профилактики деменции нужно вовремя проводить лечение сосудистых заболеваний, печеночных болезней, а также пополнять недостаток витаминов группы В.

    Лечение когнитивных нарушений должно быть своевременным.

    Большая часть случаев говорит о том, что симптомы только прогрессируют. Так что важная цель профилактики - торможение дальнейшего течения разрушительных процессов, уменьшение патологических влияний на головной мозг. Для этого следует придерживаться определенных правил:

    • Заниматься различными упражнениями для тренировки когнитивных свойств, о которых мы уже упоминали.
    • Принимать лекарственные препараты, назначенные врачом.
    • Сохранять стабильное психическое и эмоциональное состояние, остерегаться отрицательных эмоций, стрессов.
    • Так как существует связь между когнитивными функциями и физической активностью, следует обязательно заниматься каким-либо спортом (гимнастикой, плаванием, йогой, пилатесом, ходьбой).
    • Нельзя не обращать внимания на важность социальной деятельности. У людей, которые социально изолированы, риск возникновения подобных нарушений велик.
    • Также необходимо акцентировать внимание на свое питание. Нужно, чтобы оно было сбалансированным. Положительный эффект будет, если соблюдать средиземноморскую диету. Можно принимать витамины и пищевые добавки: витамин Е, витамины группы В, медь, цинк, омега-3.

    В заключение

    Нарушения когнитивного развития, конечно же, являются очень серьезной проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне необходимо ее обнаружение на первых этапах возникновения. Это может помочь в принятии адекватных мер для профилактики прогрессирования болезни.

    Лежит степень их выраженности. Когнитивные расстройства делятся на легкие, средней тяжести и тяжелые.

    Легкие когнитивные нарушения

    Обычно, носят нейродинамический характер. Страдает оперативная память, скорость обработки информации, способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.
    При легких нарушениях появляются жалобы на рассеянность, снижение памяти, внимания, работоспособности.

    Память снижается на текущие события, на фамилии, имена, номера телефонов. Профессиональная - длительное время не страдает.
    Вначале, изменения не заметны для окружающих.
    При нейропсихологи и ческом исследовании выявляются
    незначительные затруднения: более медленное выполнение задания, нарушение концентрации внимания.
    Когнитивная недостаточность носит не специфический характер и является, преимущественно, мнестической.
    То, что мы называем "возрастными" изменениями (в пожилом возрасте).
    У людей других возрастных категорий подобные симптомы могут встречаться при хронических стрессах, длительных физических и умственных перегрузках, проблемах со здоровьем, (артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.).
    В большинстве случаев, они имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности, уменьшаются или проходят совсем.

    Умеренныекогнитивные нарушения

    Имеют полиэтиологическую природу, не связаны с возрастом. Обычно, отражают начало болезней, приводящих к деменции.
    Своевременное выявление умеренной стадии позволяет провести мероприятия по профилактике прогрессирования болезни.

    Варианты синдрома умеренных когнитивных расстройств

    При Амнестическом варианте преобладает нарушение памяти на текущие события. Проблема носит прогрессирующий характер и, с течением времени, может стать началом болезни Альцгеймера.

    При Множественной когнитивной недостаточности
    поражаются несколько когнитивных функций - память, пространственная ориентация, интеллект, праксис и др. Такой тип нарушения характерен для дисциркуляторной энцефалопатии , болезни Паркинсона , фронтотемпоральной деменции.

    Нарушение когнитивных функций при сохранности памяти
    Этот вариант обычно протекает с преобладанием нарушения речи или праксиса. Наблюдается при нейродегенеративных болезнях - первично прогрессирующей афазии, кортикобазальной дегенерации, деменции с тельцами Леви.

    Чем раньше распознается синдром умеренных когнитивных расстройств, тем успешнее будут результаты лечения, что и позволит как можно дольше сохранить достойное качество жизни.

    Выраженное нарушение когнитивных функций


    Это деменция. Если она возникла на фоне цереброваскулярных болезней, либо вследствие нарушений системной гемодинамики, то ее называют сосудистой.
    Характеризуется нарушением таких высших психических функций, как речь, ориентация в пространстве и времени, способность к абстрагированию, праксис.
    Больше всего страдают память и интеллект, что ведет к затруднению повседневной жизни.
    Почти всегда болезнь сопровождается эмоционально - волевыми нарушениями.
    Для сосудистой деменции характерно сочетание когнитивных расстройств с очаговой неврологической симптоматикой - гемипарезы, расстройства координации, статики и др., (но - это не обязательно).
    Для установления именно сосудистой причины деменции, необходимо иметь данные о поражении сосудов головного мозга и установление временной и причинно - следственной связи между деменцией и сосудистым поражением головного мозга.
    Например, если когнитивное снижение произошло сразу после инсульта (чаще в первые 3 месяца), то, много вероятности, что они возникли именно вследствие сосудистой причины.
    Когнитивный дефицит может быть обусловлен не только самим инсультом, но и инсульт часто утяжеляет уже имеющиеся когнитивные проблемы, возникшие на фон дегенеративных изменений мозга: имеются два, совместно протекающих и взаимно утяжеляющих друг друга процесса. При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе.
    Важно выявление синдрома когнитивных расстройств в самом раннем периоде, это поможет своевременно установить причину нарушений и принять меры по профилактике утяжеления болезни.

     

    Возможно, будет полезно почитать: