Симптомы инфекционных заболеваний у детей. Десятка опасных детских заболеваний

Как бы родители ни старались уберечь малыша, различные детские болезни встречаются часто и преследуют почти всех детей. Ребенок может заболеть практически любой взрослой болезнью, некоторые патологии встречаются только у детей, существуют редкие или врожденные проблемы, но сегодня мы поговорим о наиболее распространенных детских заболеваниях.

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще внутриутробно, процесс продолжается до подросткового возраста. На разных этапах развития иммунной системы дети более подвержены определенным заболеваниям.

Периоды развития иммунной системы:

  1. С рождения до 28 дня жизни – организм малыша надежно защищен материнскими антителами. Но его иммунная система находится на начальном этапе формирования, поэтому еще в роддоме малыши часто подхватывают вирусные и бактериальные заболевания.
  2. 3-6 месяцев – материнские антитела постепенно разрушаются, преобладает первичный иммунитет. Частые простуды, респираторные заболевания, воспалительные процессы в органах дыхания, вирусные и кишечные инфекции – основная проблема этого периода, болезни часто протекают тяжело, могут повторяться многократно, поскольку иммунная память еще не сформирована. В этом возрасте начинают проявляться и первые аллергические реакции.
  3. 2-3 года – в организме по-прежнему преобладает первичный иммунитет, выработка антител находится в незрелом состоянии. На смену вирусным инфекциям приходят бактериальные заболевания, часто возникают и глистные инвазии.
  4. 6-7 лет – в памяти иммунной системы накапливается достаточное количество антител, грипп и простуда беспокоят ребенка реже. Но увеличивается риск развития аллергии, проблем с желудочно-кишечным трактом, могут появиться первые признаки ожирения.
  5. Пубертатный возраст – гормональная перестройка, активный рост, уменьшение лимфоидных органов приводит к частому обострению хронических патологий. Наиболее часто возникают проблемы с пищеварительной, сердечной системой, у многих подростков начинают формироваться вредные привычки, что негативно отражается на иммунитете.

Более крепкий иммунитет наблюдается у детей, которых приложили к груди сразу после рождения, искусственники всегда болеют чаще малышей на естественном вскармливании.

Инфекционные патологии

В возрасте 1-5 месяцев различные вирусные болезни диагностируют у деток редко, поскольку в этот период они, по сути, живут за счет иммунитета мамы. Но после полугода риск инфекционных болезней резко возрастает, усугубляет ситуацию прорезывание зубов.

Список наиболее частых бактериальных и вирусных инфекций:

  1. Ветрянка, корь, свинка, краснуха, скарлатина, дифтерия – мало кому удалось вырастить ребенка, и не столкнуться хотя бы с одной из этих патологий, поскольку эти вирусные заболевания передаются воздушно-капельным путем. Единственный плюс – этими болезнями дети болеют раз в жизни, повторное заражение бывает крайне редко, и уже у взрослых.
  2. Грипп, ОРВИ – эти болезни диагностируют у детей чаще всего, в среднем ребенок переносит их 4-8 раз за год. Основные возбудители – парагрипп, аденовирусы, энтеровирусы, они постоянно мутируют, организм не успевает вырабатывать стойкий иммунитет.
  3. Кишечные инфекции – среди детских болезней занимают второе место после простуды, вызывают их ротавирусы, энтеровирусы, сальмонеллы, кишечные и дизентерийные палочки, амебы.
  4. Коклюш – бактериальное заболевание, заражение происходит при тесном контакте с больным человеком. Заболевание встречается нечасто, поскольку детям делают прививку АКДС, но иммунитет после вакцинации действует только 5-10 лет.
  5. Скарлатина – стрептококковая бактериальная инфекция, сопровождается различными тяжелыми осложнениями, но после выздоровления формируется стойкий иммунитет.
  6. Менингококковая инфекция – возбудителями являются бактерии. Болезнь протекает тяжело, затрагивает органы дыхательной системы, головной мозг, сердце, суставы, глаза.
  7. Пневмококковая инфекция – может спровоцировать развитие простуды, сепсиса, менингита, пневмонии, синусита, отита, эндокардита. Эта проблема – одна из частых причин летальных исходов у детей младше 2 лет.
  8. Острый отит – чаще всего воспалительный процесс поражает среднее ухо, патология развивается из-за анатомических особенностей строения органа слуха у детей. Болезнь рецидивирующая, может стать причиной ухудшения слуха и речи.

Популярные методы диагностики – соскоб и анализ кала способны выявить незначительное количество видов глистов. Если вы подозреваете, что у ребенка гельминты, необходимо сделать ПЦР диагностику.

Болезни пищеварительной системы

Несоблюдение режима питания, увлечение вредной пищей, фастфудом, газированными напитками – все это приводит к тому, что заболевания ЖКТ стремительно молодеют, все чаще их диагностируют у детей.


Основные болезни ЖКТ у детей

  • Рефлюкс – воспаление пищевода проявляется частыми болями в животе, отрыжкой с неприятным запахом;
  • гастрит – болезнь практически всегда становится хронической, при отсутствии лечения развивается язва;
  • дискинезия желчевыводящих путей – часто становится причиной образования камней;
  • диарея, запор, метеоризм, вздутие – все эти проблемы могут быть признаками различных заболеваний органов пищеварительной системы, необходимо пройти тщательную диагностику.

На фоне неправильного питания возникает и ожирение, – проблема эта довольно опасная. Вы должны понимать, что каждый лишний килограмм увеличивает нагрузку на сердце, сосуды, органы опорно-двигательного аппарата, все это негативно сказывается на здоровье ребенка.

Если вам сложно самостоятельно скорректировать рацион, обратитесь к диетологу. Иногда лишний вес появляется на фоне неправильного обмена веществ, в таких случаях требуется консультация детского эндокринолога.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Растяжения, ушибы, сколы, переломы – все эти проблемы у детей встречаются часто из-за невнимательности, повышенной активности и любознательности. Но лечение таких проблем простое и понятное, сложнее бороться с врожденными или тяжелыми патологиями.

Наиболее распространенные болезни

  1. Дисплазия тазобедренного сустава – болезнь диагностируют у каждого пятого новорожденного, развивается на фоне недоразвитости костной ткани. Основные симптомы – несимметричные складки на ножках, неполное разведение конечностей в тазобедренном суставе, характерный щелчок при разведении ног. На начальном этапе болезнь хорошо лечится массажем, физиотерапевтическими методами, при запущенных формах ребенку приходится несколько месяцев носить неудобные распорки, шины, лангеты, иногда требуется операция.
  2. Сколиоз – врожденное или приобретенное боковое искривление позвоночника, чаще всего возникает у младших школьников и подростков.
  3. Рахит – на фоне нарушения процессов обмена в организме возникает дефицит витамина D, что приводит к деформации конечностей, изменению формы черепа и грудной клетки, возникают проблемы с ростом зубов.
  4. Плоскостопие – диагностируют у 40% дошкольников. Болезнь развивается на фоне рахита, из-за повышенных нагрузок на позвоночник и ноги, при длительном ношении неправильной обуви.
  5. Кривошея – болезнь встречается у грудных детей, на фоне патологии происходят изменения в скелете, мышцах, нервах шейного отдела позвоночника, одна лопатка приподнимается, голова склоняется вбок.
  6. ДЦП – серьезное заболевание, развивается при нарушении внутриутробного развития плода, на фоне родовых травм, при повреждении головного мозга в возрасте до года.

Большинство проблем с опорно-двигательным аппаратом сложно поддаются лечению, чем позже начать терапию, тем дольше придется восстанавливать все функции.

Чтобы своевременно выявить патологию, посещайте детского ортопеда минимум трижды в течение первого года жизни, а затем – раз в полгода.

Другие болезни у детей

Всевозможные патологические процессы могут возникнуть в любом органе детского организма, только регулярный профилактический осмотр у специалистов поможет вовремя выявить нарушения.


Список детских болезней

  • заболевания органов мочевыводящей системы – цистит, пиелонефрит, уретрит;
  • болезни органов дыхательной системы – ларингит, трахеит, бронхит;
  • стоматологические проблемы – кариес, стоматит;
  • заболевания ЛОР органов – отит, тонзиллит, гайморит, синусит, аденоиды;
  • аллергия – у детей чаще всего развивается индивидуальная непереносимость некоторых продуктов питания, аллергия на пыльцу, животных, пыль, лекарства, сильные реакции могут возникнуть после укусов насекомых.

Большинство их этих проблем возникает из-за переохлаждения, ослабленного иммунитета, неправильного лечения простудных заболеваний.

Заключение

Все детки, к сожалению, болеют: кто-то реже, кто-то чаще. Основная опасность детских заболеваний – они часто переходят в хроническое состояние, протекают с осложнениями. Единственный способ снизить риск возникновения тяжелых болезней – регулярно укреплять иммунитет.

Детские инфекции - так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.

После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.

Ветряная оспа (ветрянка)

Ее вызывает вирус герпеса, который передается воздушно-капельным путем от больных детей к здоровым. Инкубационный период - от 10 до 21 дня.

Заболевание начинается с подъема температуры, который сопровождается появлением сыпи в виде пятнышек, общим недомоганием. Пятна со временем превращаются в пузырьки с прозрачной жидкостью, которые лопаются, подсыхают, после чего образуются корочки. Типичное отличие ветряной оспы от других заболеваний, сопровождающихся высыпаниями, - это наличие сыпи на волосистой части головы. На коже больного одновременно присутствуют все элементы сыпи: и пятна, и пузырьки, и корочки. Новые подсыпания возможны в течение 5-7 дней. Подсыхание ранки и образование корочек сопровождается сильнейшим зудом.

Больной ветряной оспой является заразным с момента появления первого элемента сыпи и еще 5 дней после появления последнего элемента.

Лечение

При нормальном течении ветрянка не требует лечения. Главное - гигиена и хороший уход, которые позволяют не допустить нагноения элементов сыпи.

В России пузырьки принято смазывать зеленкой. На самом деле это необязательно - в западных странах, например, зеленку не используют. Во многом ее применение действительно неудобно: она пачкает белье, долго не смывается. Но у нашей традиции есть и плюсы. Если отмечать зеленкой новые элементы сыпи, несложно отследить момент, когда подсыпания прекратились.

При повышении температуры выше 38 °C следует дать ребенку жаропонижающее средство, предпочтение - лекарствам на основе парацетамола. Не стоит забывать об антигистаминных препаратах и местных бальзамах и мазях для облегчения зуда. Применение противогерпетических препаратов не рекомендуется: у ребенка при их приеме не формируется иммунитет, и возможно повторное заражение.

Профилактика

Против вируса ветряной оспы есть вакцина, она зарегистрирована в России, но не входит в Национальный календарь прививок, то есть ее не делают всем бесплатно. Родители могут привить ребенка за деньги в центрах вакцинопрофилактики.

Дифтерия

Возбудитель болезни - дифтерийная палочка. Заразиться можно от больного человека и от носителя инфекции. Попав на слизистые оболочки (или кожу), она выделяет токсин, который вызывает омертвение эпителия. Также могут поражаться нервная и сердечно-сосудистая системы, надпочечники, почки. Инкубационный период - 2-10 дней. Характерный признак дифтерии - сероватая, с перламутровым блеском пленка, покрывающая пораженные слизистые.

Болезнь начинается с повышения температуры тела (обычно не выше 38 °C), появляются небольшая болезненность, умеренное покраснение слизистых оболочек. В тяжелых случаях температура сразу повышается до 40 °C, ребенок жалуется на головную боль и боль в горле, иногда в животе. Миндалины могут отекать настолько, что затрудняют дыхание.

Лечение

Ребенка госпитализируют и вводят ему противодифтерийную сыворотку. После госпитализации проводится дезинфекция помещения, в котором находился больной. Все лица, находившиеся в контакте с ним, подлежат бактериологическому обследованию и медицинскому наблюдению в течение 7 дней. Детям, контактировавшим с больным, на этот срок запрещено посещать детские учреждения.

Профилактика

Все дети получают прививку от дифтерии комбинированной вакциной АКДС. В редких случаях заболеть может и привитый ребенок, но заболевание будет протекать в легкой форме.

Коклюш

Инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и вызывает мучительный кашель. Источник заражения - больной человек. Инкубационный период - от 3 до 14 дней (чаще 7-9). В течении болезни различают три периода.

Катаральный период характеризуется появлением упорного сухого кашля, который постепенно усиливается. Также может наблюдаться насморк и повышение температуры до субфебрильной (но чаще она остается нормальной). Этот период может длиться от трех дней до двух недель.

Спазматический, или судорожный, период характеризуется кашлевыми приступами. Они состоят из кашлевых толчков - коротких выдохов, следующих один за другим. Время от времени толчки прерываются репризой - вдохом, который сопровождается свистящим звуком. Приступ заканчивается выделением густой слизи, может быть и рвота. Тяжесть приступов нарастает в течение 1-3 недель, затем стабилизируется, потом приступы становятся более редкими и сходят на нет. Продолжительность судорожного периода может составлять от 2 до 8 недель, но нередко затягивается на большее время.

После этого наступает период разрешения. В это время кашель, который вроде бы уже прошел, может возвращаться, но больной не заразен.

Лечение

Назначаются антибиотики из группы макролидов, противокашлевые препараты центрального действия, бронхорасширяющие препараты в ингаляциях. Важную роль в терапии играют немедикаментозные методы: пребывание на свежем воздухе, щадящий режим, питание высококалорийной пищей, небольшими объемами, но часто.

Профилактика

Прививка от коклюша внесена в Национальный календарь и делается детям бесплатно. Иногда болеют и привитые дети, но в легкой форме.

Корь

Вирусная инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путем. Источник заражения - больной человек. Инкубационный период - 8-17 дней, но может удлиняться до 21 дня.

Начинается корь с повышения температуры до 38,5-39 °C, насморка, сухого кашля, появления светобоязни. У ребенка могут возникать рвота, боль в животе, жидкий стул. В это время на слизистых щек и губ, на деснах можно обнаружить серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий поставить диагноз еще до появления сыпи.

Сыпь - мелкие розовые пятна - возникает на 4-5‑й день болезни. Первые элементы появляются за ушами, на спинке носа. К концу первых суток она покрывает лицо и шею, локализуется на груди и верхней части спины. На вторые сутки распространяется на туловище, а на третьи - покрывает руки и ноги.

Лечение

В лечении кори применяются противовирусные препараты, а также иммуномодуляторы. В тяжелых случаях могут назначаться внутривенные инъекции иммуноглобулина. В остальном лечение симптоматическое.

Постельный режим нужен не только в дни высокой температуры, но и 2-3 дня после ее снижения.

Перенесенная корь сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьников надо на 2-3 недели освободить от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки.

Профилактика

Первую прививку против кори делают всем детям в год, вторую в 7 лет.

Краснуха

Вирус краснухи передается от больного человека воздушно-капельным путем. Инкубационный период - 11-23 дня. Зараженный краснухой начинает выделять вирус за неделю до появления клинических симптомов и заканчивает через неделю-две после того, как все признаки болезни сойдут на нет.

Типичное проявление краснухи - припухание и легкая болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Одновременно (или на 1-2 суток позже) на лице и всем теле появляется бледно-розовая мелкопятнистая сыпь. Еще через 2-3 суток она бесследно исчезает. Высыпание может сопровождаться небольшим подъемом температуры тела, легкими нарушениями в работе дыхательных путей. Но нередко таких симптомов не бывает.

Осложнения исключительно редки. Опасна краснуха лишь в том случае, если ею заболела беременная женщина, особенно в первые месяцы. Болезнь может стать причиной тяжелых пороков развития плода.

Лечение

Специфического лечения краснухи в настоящее время нет. В остром периоде больной должен соблюдать постельный режим. При повышении температуры применяют жаропонижающие препараты, при зудящей сыпи - антигистаминные средства.

Профилактика

Не так давно прививка от краснухи была введена в Национальный календарь.

Инфекционный паротит (свинка)

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Инкубационный период - от 11 до 21 дня.

Заболевание начинается с повышения температуры до 38-39 °C, головной боли. Позади ушной раковины появляется опухоль, сначала с одной, а через 1-2 дня и с другой стороны. Больной становится заразным за 1-2 дня до появления симптомов и выделяет вирус первые 5-7 дней болезни.

У мальчиков‑подростков нередко развивается еще и орхит - воспаление яичка: возникает боль в мошонке, яичко увеличивается в размерах, мошонка отекает. Отек проходит через 5-7 дней. Тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может в будущем привести к бесплодию.

Для паротитной инфекции типично и воспаление поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, снижением аппетита.

Также нередки серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3-6‑й день болезни, головной болью, рвотой, повышенной чувствительностью к звуковым и зрительным раздражителям. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания. Но эти явления при своевременной и рациональной терапии длятся недолго и не отражаются на последующем развитии ребенка.

Лечение

По назначению врача дают противовирусные, иммуномодулирующие, жаропонижающие, обезболивающие средства, на слюнные железы накладывают сухой согревающий компресс.

При орхите консультация хирурга или уролога обязательна, часто требуется лечение в условиях стационара. При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение в стационаре.

Профилактика

Для профилактики паротитной инфекции все дети вакцинируются в соответствии с Национальным календарем прививок.

Скарлатина

Заболевание вызывает бета-гемолитический стрептококк группы А. Заразиться можно не только от больного скарлатиной, но и от больных стрептококковой ангиной. Инкубационный период - 2-7 дней. Больной становится заразным с момента заболевания. Если болезнь протекает без осложнений, то уже через 7-10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, то заразный период затягивается.

Заболевание, как правило, начинается с внезапного повышения температуры, рвоты, боли в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь. Она мелкая, обильная, на ощупь жестковатая. Особенно густо сыпью покрываются щеки. Другие типичные места интенсивной сыпи - бока, низ живота, пах, подмышечные и подколенные впадины. Сыпь держится 3-5 дней. Легкая скарлатина протекает с кратковременными высыпаниями.

Постоянный признак скарлатины - ангина. Язык в первые дни покрывается серо-желтым налетом, а со 2-3‑го дня начинает очищаться с краев и кончика, становясь малиновым. Лимфатические узлы под углами нижней челюсти увеличиваются, при прикосновении болят.

Бета-гемолитический стрептококк группы А также способен поражать сердце, суставы, почки, поэтому необходимо своевременное лечение заболевания.

Лечение

В первые 5-6 дней ребенок должен оставаться в постели, потом ему разрешают вставать, но до 11‑го дня режим остается домашним. Детский сад и школу можно посещать не раньше чем через 22 дня от начала заболевания.

Ребенку назначают антибиотики. Используют комбинированные препараты от боли в горле, как при ангине. При необходимости дают жаропонижающие средства. Рекомендуется щадящая диета, обильное питье.

Через три недели после начала заболевания рекомендуется сделать электрокардиограмму, сдать мочу на анализ и показать ребенка отоларингологу, чтобы убедиться в отсутствии осложнений.

Профилактика

Больной скарлатиной должен быть изолирован в отдельную комнату, ему следует выделить отдельную столовую посуду, полотенце. Изоляция больного прекращается после выздоровления, но не ранее 10 дней от начала болезни. Прививки от этого заболевания нет.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Заболевания инфекционного характера, более свойственные для детей, принято называть детскими. Некоторые из этих болезней переносятся легко, другие ̶ способны вызывать серьезные осложнения. В любом случае, во избежании осложнений инфекционные заболевания у детей требуют незамедлительного лечения.


Фото: Дети

Заражение происходит от больного человека. Ввиду высокой летучести, вирус может атаковать сразу нескольких детей. Инкубационный период продолжается от одной до трех недель. Сразу после заражения у ребенка наблюдается высокая температура, сухой кашель и насморк. Со временем присоединяются тошнота, рвота, боль в животе. В это же время на слизистой щек и губ можно обнаружить пятна серовато-желтого цвета. Они считаются самым характерным для инфекционного заболевания признаком. Массовые высыпания начинаются спустя 5 дней от начала заражения. Мелкие пятнышки розового цвета возникают за ушами, на носу, а после распространяются по груди, шее и лицу.


Фото: Корь

У разных детей корь протекает по-разному. Кто-то может сохранять вполне нормальное состояние, а для кого-то недуг сопоставим с настоящей катастрофой.

Само по себе заболевание не представляет серьезной опасности, однако заметно снижает защитные силы детского организма, открывая путь другим инфекциям. К числу таковых относят стоматит, отит и энтероколит.

Источником становится зараженный или носитель вируса, выделение которого происходит фекальным путем, а передача ̶ по воздуху и через личные предметы. Скрытый период ̶ от 5 дней до месяца.


Фото: Полиомиелит

О развитии болезни говорят повышенная температура, боли в животе и краснота в горле. Отмечается насморк. Ребенок жалуется на боль в теле, сонливость и вялость. Очень важно, чтобы маленький больной как можно скорее был осмотрен специалистом. Лечение должно происходит в условиях стационара.

Эпидемический паротит (свинка)

При заражении наблюдается воспаление слюнных желез. Передача происходит воздушно- капельным путем. Латентный период длится 11-21 день.

Инфекции присуще острое начало: температура повышается до практически критической отметки, присутствует головная боль, становится трудно жевать и глотать. В случае с мальчиками свинка может вызывать воспаление яичка. Характерно для недуга и воспаление поджелудочной железы.


Фото: Свинка

Происходит дома. Ребенку назначаются обезболивающие и жаропонижающие средства. Если наблюдаются серьезные осложнения, может идти речь о помещении пациента в стационар.

Недугу свойственен сильный кашель, носящий судорожный характер. Возбудитель проникает в организм воздушно-капельным путем. На эпителии слизистой способен сохраняться 5-6 недель. Источник заражения ̶ больной


Фото: Коклюш

Инкубационный период ̶ от 5 до 10 дней. В начале заболевания наблюдается воспаление верхних дыхательных путей. По истечении нескольких недель наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, отчего ребенка начинают донимать частые приступы кашля, сопровождающиеся свистом.

Назначается специалистом после тщательной диагностики и происходит в домашних условиях.

 

Возможно, будет полезно почитать: