Астено-невротический синдром: причины, симптомы, диагностика, лечение. Что такое астено-невротический синдром у детей и как его лечить

Астено-невротический синдром относится к невротическим заболеваниям и возникает из-за истощения нервной системы.

Отличительной чертой этого заболевания бывает чувство сильной усталости от всего и повышенная нервная возбудимость с окраской раздражительности.

Часто этот недуг путают с обычной депрессией, вегетососудистой дистонией или хронической усталостью. К данному заболеванию склонны люди с мобильной психикой, близко принимающие события «к сердцу» и эмоционально реагирующие на жизненные обстоятельства.

Также астении подвержены люди с эндокринными, инфекционными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Астения может поразить любого человека вне зависимости от возраста и социальной адаптации.

Симптомы синдрома

Изучим симптомы, которыми характерен астено невротический синдром:

  • чрезмерная эмоциональность;
  • резкие перепады настроения;
  • отсутствие самообладания;
  • неусидчивость;
  • нетерпеливость;
  • нетерпимость;
  • нарушенный сон;
  • непереносимость резких запахов, громких звуков, яркого освещения;
  • слезливость, капризность;
  • постоянное раздражение;
  • головные боли и головокружение;
  • плохое пищеварение.

Больные склонны к переживаниям, накручиванию ситуации, преувеличению значимости событий.

При приступах болезни начинается учащенное сердцебиение (тахикардия), головокружение. Довольно часто приступ астении сопровождается колющими болями в сердце и нехваткой воздуха.

Однако, в соответствии с типом нервной системы, проявление синдрома может носить как характер крайней возбудимости, так и заторможенность.

При этом происходит неадекватная реакция на событие, своеобразный «ступор», отсутствие контроля за ситуацией.

Часто встречается такое проявление как ипохондрия. Больной начинает выдумывать несуществующие заболевания, которыми он болеет.

Такой человек может месяцами ходить по докторам и жаловаться на несуществующую болезнь. Но само внушаемость может привести к реальной болезни, выдуманной таким «больным»!

На фоне постоянных нервных отклонений начинаются сбои в работе ЖКТ . У больных может развиться несварение, их преследует изжога, после еды — отрыжка. При обследовании ЖКТ врач, как правило, нарушений не выявляет.

Стадии заболевания

В зависимости от проявления симптомов недуга, характер течения астении можно разделить на три стадии:

  • повышенная возбудимость;
  • нарушение сна;
  • депрессия.

Эти три стадии развития недуга не возникают без причины, а являются следствием нарушения невротических структур организма.

Первая стадия не воспринимается как заболевание, а считается особенностью характера. Склонность к истерикам и резкая смена настроений считается недостатком характера или невоспитанностью. Такая неуправляемость поведения — уже не недостаток, а симптом астении!

На второй стадии психопатологические процессы усугубляются и астено невротический синдром уже выраженный. Утомляемость возникает уже сама по себе, без физических или умственных нагрузок.

Преследует чувство «разбитости», не хочется работать, снижается аппетит, нарушается сон, появляются беспричинные головные боли. На фоне всей этой картины болезни снижается иммунитет, что провоцирует частые простуды. Может пройти ангина и тут же возникнуть снова!

Третья стадия характеризуется снижением жизненных интересов, иногда — нежеланием жить.

Вялость, апатия, стремление к уединению, избегание активной деятельности, развитие фобий и панических настроений,- характерные признаки глубокого поражения невротических структур. На данном этапе человек впадает в состояние затяжной депрессии, не идет на контакт, избегает широкого круга общения.

На физическом уровне замечено патологическое изменение костно-мышечной системы в том или ином виде (могут портиться зубы, например).

Причины болезни

Причины по которым возникает астено невротический синдром:

  • высокая нагрузка на нервную систему: стрессы, умственное перенапряжение;
  • нарушение обменных процессов головного мозга;
  • отравления и интоксикация алкоголем, наркотиками или никотином;
  • воспаление коры головного мозга;
  • хронические заболевания почек и печени;
  • заболевания щитовидной железы;
  • нехватка витаминов;
  • наследственность.

Среди многообразных причин астении особняком стоит социальный фактор. Умственное и психическое перенапряжение, связанное с неудачами социальной адаптации и бытовыми неурядицами, легко провоцирует расстройства астенического характера.

Особенно это касается людей с очень подвижной психикой .

Стремление продвинуться по карьерной лестнице может привести к повреждению невротических структур, если человек сам лишает себя сна и отдыха.

А если повышенные психогенные нагрузки сопровождаются хроническими заболеваниями почек или гормональными нарушениями, то избежать острой формы астении не удастся.

Астено невротический синдром у детей

Причинами возникновения астено-невротического синдрома у детей бывают:

  • перенесенная гипоксия при рождении;
  • родовые травмы;
  • бактериальные и вирусные инфекции, осложненные нейротоксикозом;
  • неразвитость центральной нервной системы;
  • неполноценное питание.

Симптомы проявления заболевания выражаются в истериках, беспричинном плаче, постоянных капризах. Появление астенических расстройств в детском и подростковом возрасте вызвано неокрепшей нервной системой и неполноценностью невротических структур.

Вирусные заболевания, протекающие с судорогами, расстройствами сознания и прочими проявлениями нейротоксикоза тоже могут вызвать анамнез.

Также на появление астенического расстройства может повлиять и место жительства. Например, в Заполярье постоянная нехватка солнечной инсоляции отрицательно сказывается на развитии детского организма и психики.

Диагностика астении

Поставить диагноз астении может лишь квалифицированный медик. При обследовании выявляются такие моменты:

  • наследственность;
  • перенесенные заболевания;
  • хирургические вмешательства;
  • травмы;
  • характер сна;
  • условия проживания.

На основании подробного опроса составляется клиническая картина заболевания.

Лечение астено невротического синдрома

Как лечить астено невротический синдром и какие методы для этого существуют?

Выделяю три метода:

  • медикаментозное;
  • психологическое;
  • режимное.

Основную роль в исцелении астенического синдрома играет налаженный режим дня и полноценный питательный рацион.

Регулярные прогулки на свежем воздухе, доступные физические упражнения, достаточный отдых и здоровый сон помогут быстрее избавиться от страданий.

Если не соблюдать этих условий, процесс лечения может затянуться или не дать вообще никакого эффекта даже при приеме лекарственных препаратов.

Медикаментозное лечение астено-невротического синдрома предполагает прием антидепрессантов, седативных препаратов, легких стимуляторов нервной системы и транквилизаторов.

Также назначаются препараты, регулирующие обменные процессы в структурах головного мозга, повышающие кровообращение в головном мозге и различные адаптогены (лимонник, женьшень).

В зависимости от тяжести недуга доктор назначает определенное лекарственное средство. При начальной стадии болезни возможно исцеление при помощи витаминных комплексов и лечебных чаев с валерьянкой.

В более запущенных формах астении назначается седативные средства и транквилизаторы:

  • афобазол;
  • адаптол;
  • седатив ПЦ;
  • иные лекарства.

Если недуг глубоко поразил нервную систему, прописываются сильные средства-антидепрессанты . Эту группу препаратов назначают в крайне запущенных случаях. В некоторых случаях лечение происходит с помощью физиотерапевтических процедур — электросна, дарсонвализации и др.

Психологическое и режимное лечение предполагает индивидуальную работу пациента над собой. Необходимо разобраться в режиме труда и отдыха, наладить полноценный сон, исключить злоупотребление возбудителями (кофе, сигареты, шоколад, алкоголь).

Также необходимо исключить конфликтные ситуации в своей жизни, по крайней мере, максимально удалиться от них.

Также существуют методы народного лечения травами. После консультации с доктором, вы можете принять курс травотерапии. Особенно на первой стадии недуга травотерапия дает потрясающие результаты.

Режим питания

Пересмотрите режим питания ! Необходимо исключить продукты, провоцирующие агрессивность и стимулирующие чрезмерные проявления эмоций.

Возможно, вам придется отказаться от красного мяса. Но принимать решение по исключению продуктов из рациона необходимо после консультации с диетологом.

Последствия

Астено невротический синдром может иметь самые негативные последствия.

Человека могут преследовать панические атаки, которые имеют самую разнообразную окраску — от приступа «все пропало» до панического страха смерти.

Атаки носят временный характер, начинаются и заканчиваются неожиданно. В это время наблюдается тахикардия, состояние психической взвинченности или заторможенность.

Среди физических проявлений во время приступа возможно расстройство стула, обильное мочеиспускание.

Читайте подробней о панических атаках в наших статьях.

Согласно статистике симптомы приступа паники проявляются у 45 – 70 % мирового населения, что составляет внушительную цифру. Причем зачастую первый...

Как навсегда избавиться от панических атак — лечение гипнозом, таблетками, гомеопатией и народными средствами

Внезапные приступы паники способны в значительной мере осложнять жизнь своим жертвам. У многих в результате таких состояний развивается депресс...

Профилактика заболевания

В случае появления расстройств астенического характера, вызванных психогенными нагрузками и социальным фактором, необходимо принять меры профилактического характера, которые максимально снизят риск возобновления или появления астении.

К ним относятся:

  • смена места работы;
  • смена окружения;
  • полноценный отдых;
  • качественный сон в определенное время;
  • доступные физические упражнения;
  • расслабляющий массаж;
  • плавание;
  • рефлексотерапия;
  • медитативные техники.

Что еще можно сделать?

В современной социальной среде стрессов и физического перенапряжения не избежать. Но необходимо стремиться к уменьшению влияния психогенных нагрузок на организм. Если вы перенапрягаетесь на работе — смените ее.

Если у вас сложились конфликтные отношения с начальством — найдите новую работу. Если вы стремитесь достичь карьерных высот — занимайтесь аутотренингом или восточными методиками (у-шу, кунг-фу, цигун).

Выделите специальное время для занятий спортом, плаванием, фитнесом, йогой. Уделяйте время прогулкам на природе. Заведите домашнее животное — общение с домашними питомцами снимает стресс!

Аквариумные рыбки — просто чудесное средство для успокоения. Домашний кот русской породы — завораживающе мурлычет. Маленькая игривая болонка — и стресс снят!

Не уходите в глубокую депрессию по поводу потери близкого человека. Жизнь скоротечна!

Многим помогает посещение церкви и присутствие на богослужениях. Возьмите за правило посещать церковные службы по воскресеньям и праздникам. Церковь врачует душу, а значит, и с нервами будет порядок.

Займитесь рукоделием , разными поделками. Найдите себе хобби, и посвящайте часть времени любимому занятию.

Полюбите себя, наконец. Ваше счастье не должно зависеть от прихотей судьбы и других людей. Будьте здоровы!

Видео: Астено-невротический синдром и его лечение

Что может вызвать астено-невротический синдром и какие методы лечения и самолечения существуют вы узнаете из этого ролика.

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большенство считает прераготивой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, ободя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосомотическими расстройствами. основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося "благоприятной почвой" для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок пренадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с продуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивность, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин "экплозивная астения". Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них так же есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличии от испытывающих проблемы с торможением "гипердинамиков", нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт - Петербургской государтсвенной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогеническую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

  1. Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутречерепным давлением. Она характерезуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой роботоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности ("взрывной характер"). Данная форма была диагностированна в 14% случаев астенических расстройств.
  2. Резудуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плоха память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случах относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16% случаев.
  3. Дизонтогенетическая астения. Характерезуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последстивия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровообращения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаютсятики и заикание. И это не удивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Т яжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14% случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развивиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, "истерики" по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости. данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходтис тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекции (менингит, менингоэнцифалит).

Особняком стоит невростения (35%). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическим воздействием, вызывающими озобоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенитической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место невростенический конфликт личности по типу "хочу, но не могу", сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь переутомление обусловлено в большей степени не бональным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответсвием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитание и обучения. при этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с невростенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее и /или осложняющее теченее многих заболеваний. Так, к нему буквально "липнут" энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои спецефические особенности:

  1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчевы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агресссии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно "закипают", раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазова структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.
  2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефецит внимания, проявляющиеся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспиттаелей или преподавателей.
  3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать.

На фоне сильной усталости и частых волнений может возникнуть необходимость лечить невроз у ребенка. Маленькие пациенты быстро устают, плохо запоминают информацию. У вас есть основания заподозрить астено-невротический синдром у ребенка, если школьник стал раздражительным и невнимательным.

Общая информация о недуге

Описывая проявления астено-невротического синдрома, доктора дали этой болезни второе название: «раздражительная усталость». Все потому, что невроз детей дает о себе знать противоречивыми симптомами: постоянной усталостью и сильной раздражительностью. Заболевание может возникнуть в любом возрасте.

Если причиной недуга стала наследственная склонность, внутриутробная инфекция или травма, полученная при родах, вы заметите признаки невроза малыша в 2–3 года. У школьников заболевание часто проявляется после затяжного стресса и повышенных умственных нагрузок.

У мальчиков и девочек дошкольного возраста структуры ЦНС находятся в процессе формирования, поэтому признаки невроза детей существенно отличаются от симптомов невротических расстройств взрослого человека. Если вы заметили, что ребенок стал агрессивным, вялым и забывчивым, не следует ругать его. Крики и наказания только усилят эмоциональную нестабильность маленького пациента.

Факторы развития болезни

Среди наиболее частых причин неврозов детей выделяют:

  • кислородное голодание, которое кроха испытал в утробе матери или при родах;
  • наследственная предрасположенность: от матери или отца ребенок может унаследовать высокий уровень возбуждающих активных соединений, при участии которых происходит взаимодействие между нейроцитами (клетками головного мозга);
  • голодание головного мозга: если обменные процессы в мозге нарушены, ткани органа испытывают нехватку ценных веществ - вследствие этого происходит нарушение нервной системы и развивается невротическое расстройство;
  • заболевания, поражающие головной мозг и его оболочки;
  • травмы черепа: у маленьких мальчиков и девочек происходит активный рост мозгового вещества, кости черепа мягкие - даже незначительная травма может повлечь за собой детскую неврастению;
  • несбалансированный рацион: недостаток витаминов группы B в организме способствует появлению астенического невроза детей;
  • сильный испуг, потрясение;
  • длительное нервное перенапряжение: тяжелая обстановка в семье, конфликты с учителями могут вызвать невроз подростка;
  • болезни щитовидной железы: когда организм продуцирует избыточное количество гормонов, кора головного мозга крохи начинает работать в режиме повышенной активности, нервная система юного пациента не справляется с такой нагрузкой, и он становится раздражительным, плаксивым.

Описывая детские неврозы и причины их возникновения, медики также упоминают инфекционные недуги. Ослабить организм дошкольника и сделать его нервную систему уязвимой способны болезни печени и заболевания почек.

После травмы позвоночника часто происходит развитие неврозов у детей. Психическая нестабильность наблюдается у малышей, страдающих детским церебральным параличом.

Важным фактором, способным вызвать невроз, являются особенности темперамента. Жертвами психического расстройства становятся малыши-меланхолики.

Разновидности патологии

Исходя из причин заболевания, разделяют 5 видов неврозов у детей.

  1. Соматогенная астения. Это неврологическая патология идет «рука об руку» со многими соматическими заболеваниями (гастритом, язвенным поражением двенадцатиперстной кишки, воспалением легких).
  2. Дизонтогенетическая астения. Эта разновидность болезни характеризуется умеренной усталостью и рассеянностью ребенка.
  3. Заболевание церебрастенического типа. Если астено-невротический синдром появился у малыша вследствие поражения головного мозга, доктор диагностирует цереброгенную астению. Пациент, изнуряемый болезнью, испытывает дискомфорт, общаясь с незнакомыми людьми. Он быстро устает и не чувствует себя бодрым после сна.
  4. Резидуальная астения. Недуг развивается вследствие врожденной патологии или родовой травмы. У малыша, страдающего этой формой недуга, отмечается плаксивость, скудный словарный запас. Нередко встречаются нарушения мелкой моторики и неврозоподобный энурез детей с резидуальной астенией.
  5. Неврастения. Причиной этого нарушения является недоброжелательная обстановка в семье, а также - неприятие крохи в кругу сверстников. У школьника наблюдается бессонница, головные боли. Заболевание поддается коррекции, в отличие от некоторых других видов неврозов. Когда причина детских страхов исчезнет, эмоциональное состояние юного пациента придет в норму.

В зависимости от преобладающих недомоганий, неврологи выделяют два типа астено-невротического синдрома у детей.

  1. Гипердинамическая астения. Мальчики и девочки, страдающие этой разновидностью заболевания, отличаются повышенной активностью, порывистым нравом.
  2. Гиподинамическая астения. Детей, у которых выявлена эта патология, можно назвать безропотными «тихонями». Углубленность в себя, отсутствие физической выносливости являются главными ее симптомами. Лечение детского невроза должно быть комплексным.

Расстройство у малыша 2–6 лет

Родителям сложно определить, какое заболевание вызывает апатию и плаксивость у малыша 3 лет. Невроз у детей проявляется противоречивыми симптомами. Успешное лечение патологии возможно, если у малыша отсутствуют тяжелые поражения ЦНС.

Если вашему малышу часто досаждают простуды и вирусные заболевания, а его аппетит снижен, есть основание заподозрить, что психические резервы крохи снижены.

Испуг в присутствии незнакомых людей и капризы являются симптоматическими проявлениями. Распознать невроз помогут такие симптомы у детей:

  • беспокойный сон;
  • недержание мочи в ночное время;
  • вспышки агрессии, малыш часто повышает голос на старших родственников, скандалит со сверстниками, ломает игрушки, стоит показать ребенка доктору;
  • укачивание в транспорте, из-за невротического расстройства у маленьких детей может быть тошнота и рвота;
  • усиленное потоотделение;
  • судороги рук и ног;
  • нервный тик;
  • потеря интереса к играм.

Если родители дошкольника игнорировали вышеупомянутые симптомы и лечение было запоздалым, невроз у детей начнет проявляться сильным физическим дискомфортом. Запущенный недуг дает о себе знать болями в шее и руках. После физических упражнений у малыша может кружиться голова.

Иногда случаются припадки у мальчиков и девочек 5 лет. Если невроз изнуряет ребенка пугающими симптомами, без лечения дошкольник не справится с проблемой. Припадком называется состояние, когда малыш бьется головой о стену или о стол, наносит себе травмы.

Симптомы заболевания у школьников

Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:

  • неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
  • вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
  • резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
  • учащенное сердцебиение;
  • сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
  • снижение аппетита.

Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз - продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.

В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.

Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:

  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
  • частая смена настроения;
  • наличие фобий;
  • склонность преувеличивать свои недомогания - если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.

Способы устранения проблемы

Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.

Способы лечения невроза у детей:

  • лечебная гимнастика;
  • дарсонвализация;
  • электросон;
  • гидротерапия - в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
  • арт-терапия - занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
  • ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
  • занятия с психотерапевтом - родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
  • народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.

Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.

Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:

  • транквилизаторов - медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
  • ноотропных средств - нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
  • седативных средств.

Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:

  • наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
  • частоту истерик и припадков;
  • способность школьника адаптироваться в социуме.

Собираясь лечить невроз, вы должны снизить до минимума или полностью устранить травмирующие факторы. Бурные ссоры дома - то, от чего вам стоит отказаться. В противном случае психическое состояние вашего сына или дочери не придет в норму. Если ваше чадо страдает из-за травли одноклассников, стоит перевести малыша в другую школу.

Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:

  • важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе - лучшая защита от нестабильности психики;
  • не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
  • свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.

Профилактические меры

Сбалансированное питание является важным условием, помогающим преодолеть детские неврозы. Их профилактика и терапия включает в себя нижеперечисленные мероприятия:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • закаливание;
  • дыхательные упражнения;
  • умеренные физические нагрузки.

Заключение

Нередко доктора сталкиваются с необходимостью устранять неврозы у детей дошкольного возраста. Эти психические нарушения могут возникнуть у малыша, перенесшего родовую травму или инфекцию. Среди главных причин неврозов у детей - чрезмерная требовательность родителей, конфликты с одноклассниками и педагогами. Чтобы ликвидировать симптомы недуга, неврологи назначают юным пациентам водолечение, электросон, а также транквилизаторы и ноотропные препараты. Для предотвращения невроза убирают причину страха. Для формирования адекватной самооценки важно, чтобы старшие члены семьи относились к нему доброжелательно.

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.

Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).

  • При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения».
  • Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность.

Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1. Цереброгенная астения.

Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.

Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).

Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2. Резидуальная астения.

Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.

Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.

Данная форма имела место в 16 % случаев.

3. Дизонтогенетическая астения.

Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.

Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.

В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.

Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной . Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).

Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?

К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.

Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.

У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.

При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.

Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.

3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.

Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.

Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.

Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы . Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.

Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую - на устранение самих астенических симптомов; в третью - на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки . Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.

Нужна оптимизация пищевого рациона:

  • увеличение удельного веса продуктов - источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки);
  • детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием;
  • употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки).

Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.

Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы , ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе , что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей - и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.

В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы . Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.

Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.

С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания . В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:

  • гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и так далее), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.;
  • и гипостеническая астения, основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература:

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. - 2010. - № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. - СПб.: Речь, 2010.

Материал предоставлен , декабрь 2014.

 

Возможно, будет полезно почитать: