Профессиограмма врача в таблице. Профессиограмма врач

Доминирующие виды деятельности: выявление причин различных заболеваний; оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи; диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках); осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий; внедрение новых препаратов и лекарственных средств; осуществление санитарно-просветительной работы среди населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
оказание помощи при формировании здорового образа жизни; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); способность анализировать факты и логически мыслить; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

Личностные качества, интересы и склонности:

Терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость;
брезгливость; нетерпимость; рассеянность.
Области применения профессиональных знаний: научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка, детские центры творчества и досуга); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел); МЧС, службы спасения; военные организации.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный): диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; специалист страховой службы; инспектор милиции; социальный работник.

История профессии
Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Еще в первобытном обществе люди занимались врачеванием, а с возникновением религии все функции лекарей сосредоточились в руках целителей. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепиада и др.), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины.
Начиная с XVII века качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию врача можно получить в следующих высших учебных заведениях. Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко. 103473, Москва, ул. Делегатская, 20/1, Тел. 281-65-13. Российский государственный медицинский университет. 117869, Москва, ул. Островитянова, 1, Тел. 434-14-22. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 434-53-00. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; 119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 2/6, Тел. 248-75-25.

Профессиональная деятельность в виде врачебной работы имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе работали лекари, которые лечили с помощью целебных трав. Многие из них ставили диагноз исключительно по пульсу больного и в некоторых случаях жизни пациентов удавалось спасти.

Начиная с XVII века качественная сторона подготовки врачей стала постепенно улучшаться, происходило совершенствование форм организации здравоохранения. Сегодня медицина находит множество новых причин и механизмов развития болезней, вооружая медицинских работников все более совершенными методами лечения, включая и предупреждение определенных болезней.

Особенности профессии

Тип профессии - человек-человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - медицина, здравоохранение.

Необходимое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда. Врач во время работы находится как в помещении, так и вне его, возможны долговременные командировки. Он проводит анализ информации, принятие решений в особых условиях, которые характеризуются высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь пациентов.

Для компетенции врача присущи следующие виды деятельности:

  • поиск причин заболевания;
  • своевременная плановая, скорая, первая экстренная медицинская помощь;
  • диагностирование и лечение пациентов как в стационаре, так и амбулаторно;
  • реабилитационные и профилактические мероприятия;
  • участие в разработке и внедрении новейших препаратов и лекарств, методов диагностики и лечения различных заболеваний;
  • санитарно-просветительская работа с населением;
  • пропаганда, направленная на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи в желании людей вести здоровый образ жизни.

Способности, обеспечивающие успешность работы по специальности врач: обнаружение даже незначительных проявлений симптомов болезни; умение своевременно оказать должную медицинскую помощь, дать рекомендации по применению лекарственных средств; ловкость рук при проведении лечебных процедур; быстрая реакция; психоэмоциональная стабильность и способность испытывать большую физическую нагрузку; умение грамотно и доступно формулировать свои мысли.

Склонности, интересы, личностные качества: выдержка и терпение; доброжелательность и приветливость; высокая степень ответственности; аккуратность; чувство такта; оптимизм; внимание к людям; бескорыстие.

Качества, создающие проблемы при осуществлении профессиональной деятельности: отсутствие ответственности и внимания к людям; эгоизм; несдержанность эмоций; жестокость; брезгливость; отсутствие терпения; рассеянность.

Профессиональные знания врача могут быть использованы в различных областях: научно-исследовательский институт; медицинская организация (поликлиника, санаторий, больница, оздоровительный лагерь, роддом, диспансер, реабилитационный центр и др.); учреждения образования (школа, детский сад, институт, колледж, техникум); социальная организация (детский дом, дом ребенка, престарелых и инвалидов и др.); правоохранительные органы (суд, детский приемник-распределитель, колония, прокуратура); МЧС, служба спасения; военное учреждение.

Преимущества, ограничения и способы получения профессии врача

Резюме в виде преимуществ профессии: разнообразные варианты специализации, самостоятельное принятие решений, социальная значимость сферы работы врача.

Ограничения профессии: высокая степень ответственности за жизнь и здоровье людей; постоянное расширение познания, развитие своих навыков и умений, освоение новых средств труда, приемов и методов работы.

Другие профессии для человека с исследовательским и социальным типом личности: диетолог; логопед; психотерапевт; медсестра; следователь; стоматолог; социальный работник и др.

Профессиограмма врача необходима для специалистов, которые могут получить образование в следующих учебных заведениях:

  1. РГМУ - Российский государственный медицинский университет.
  2. ММА - Московская медицинская академия имени Сеченова И. М.
  3. МГМСУ - Московский государственный медико-стоматологический университет.
  4. ГКА - Государственная классическая академия имени Маймонида.
  5. РУДН - Российский университет дружбы народов.
  6. МГУ - Факультет фундаментальной медицины имени Ломоносова М. В..

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ПРОФЕССИОГРАММА «ВРАЧ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Врач , по определению толкового словаря,- это лицо с высшим медицинским образованием , лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами . У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

1. «Лечебное дело » – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения

КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

    стрессоустойчивость умение управлять собой, личная организованность социальный интеллект (умение понимать поведение других людей) коммуникативные способности ответственность способность сопереживать больным способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях уравновешенность тактичность

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    нервно-психическими сердечно-сосудистыми опорно-двигательного аппарата хроническими инфекционными верхних дыхательных путей аллергическими зрительного, слухового анализаторов речеголосового аппарата

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

· научно-исследовательские институты

· медицинские организации (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории , фельдшерско-акушерские пункты)

· образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, организации дополнительного образования)

· социальные организации (приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка)

· военные организации

Место работы
. государственные больницы и поликлиники;
. частные клиники;
. пункты «Скорой помощи»;
. травмпункты;
. оздоровительные учреждения (санатории и т.д.);
. медицинские кабинеты;
. стоматологические клиники;
. родильные дома;
. морги и заведения, специализирующиеся на прозекторской деятельности (патологоанатомии);
. образовательные учреждения, а также иные другие учреждения, в которых, согласно Законодательству РФ, в штате должен работать врач;
Режим труда и рабочий ритм зависит от места работы: это может быть и по графику и прием только в дневное время
Основные требования к физическому состоянию организма врача;
эмоционально-волевая устойчивость, внимательность, аккуратность, высокая ответственность, наблюдательность, большой объем долговременной памяти, аналитический ум
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
Терпение, выдержка, чувство ответственности, эмпатия , коммуникабельность . Важно для врача также умение быстро, но точно изложить результат ы исследования и лечения больного в его истории болезни.и т.д.
Медицинские противопоказания:
· хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
· нервно-психические заболевания;
· некорректируемые нарушения зрения и слуха;
· слабый вестибулярный аппарат;
· нарушения речи.
Отсутствуют
В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Возможные пути построения карьеры для врачей:
1) Специализация и освоение смежных областей.
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
2) Научная карьера.
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
3) Управленческое карьерное развитие.
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
4) Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта. Специалист, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у людей.

Профессия включает множество специальностей, выделяемых по тем системам органов или по тем конкретным заболеваниям, лечением которых занимается врач (терапевт, хирург, офтальмолог, отоларинголог, гастроэнтеролог и т. д.).

Детские врачи — педиатры — тоже имеют более узкую специализацию. Здесь мы не имеем возможности подробно осветить все врачебные специализации, да в этом и нет острой необходимости, поскольку вопрос об их выборе реально встает лишь перед окончанием медицинского института, когда студенты успевают накопить достаточно профессиональных знаний и пройти практики в клиниках различного профиля.

Ведь обучение будущих врачей в институтах проводится по более общим, широким специальностям, таким как «Лечебное дело» или «Педиатрия», и подразумевает подробное ознакомление со всеми основными направлениями медицины (лишь стоматологи получают специальную подготовку с самого начала обучения).

Обычно врач осматривает больного, путем беседы выясняет его жалобы и жизненные обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости использует дополнительные методы обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить, чем именно болен человек (поставить диагноз) и назначить эффективное лечение, лучше всего подходящее именно этому больному.

Оно может включать прием определенных лекарственных препаратов, хирургическое вмешательство, выполнение каких-либо специальных лечебных процедур, назначение диеты и т. и. При повторных встречах с больным врач отслеживает, как идет лечение, и при необходимости меняет назначения. Еще со времен Гиппократа, называемого отцом медицины, известно, что лечить нужно не болезнь, а человека, поэтому опытный врач никогда не действует шаблонно, механически (по типу «раз сердце болит — вот вам таблетки от сердца»), а учитывает множество нюансов, позволяющих максимально индивидуализировать схему лечения.

Помимо непосредственно работы с больными в обязанности врача входит ведение документации, часть рабочего времени выделяется ему также для повышения собственной квалификации и обмена опытом с коллегами. При некоторых специализациях врачи занимаются почти исключительно работой со сложной аппаратурой (для постановки диагнозов или поддержания жизнедеятельности пациентов), а их личный контакт с больными сведен к минимуму.

Большинство врачей работает в специализированных медицинских учреждениях: в поликлиниках и стационарах, в травматологических пунктах, на станциях скорой и неотложной помощи. Имеются вакансии врачей и в различных организациях другого профиля, где предъявляются повышенные требования к здоровью людей и/или деятельность связана с высоким риском (так, собственные врачи есть в спортивных командах, на автои авиапредприятиях, на судах дальнего плаванья, на вредных и опасных производствах и т. п.). Некоторые специалисты, особенно стоматологи, занимаются частной практикой.

Чтобы стать хорошим врачом, требуется высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, ответственность. Некоторые медицинские специальности предъявляют и дополнительные требования: так, оперирующему хирургу нужны золотые руки — способность совершать очень точно координированные мелкие движения, а также развитое зрительно-пространственное воображение, способность объемно представить себе, что находится в любой области тела.

Профессия требует длительной подготовки, получают ее в специализированных медицинских институтах (в последнее время также открылись медицинские факультеты при некоторых классических университетах). Обучение довольно сложное, занимает 6 лет, но еще не дает права практики. После института нужно продолжить обучение, приобретая медицинскую специализацию и начиная практиковать под наблюдением более опытного коллеги (ординатура или интернатура), что занимает еще 1-2 года, и лишь потом врач получает право практиковать самостоятельно. Помимо изучения собственно медицинских дисциплин, врачи получают основательную подготовку в области химии и биологии.

Современная медицина — слож¬нейшая область знаний, ее возможности огромны, но и вред непродуманное их применение тоже может нанести огромный, поэтому вполне обоснован призыв «не занимайтесь самолечением». Конечно, легкую простуду несложно вылечить и без врача (да она и сама пройдет), но при подозрениях на любые серьезные заболевания за дело должны браться тс, для кого это является профессией.

Спрос на врачей на рынке труда не очень большой, но стабильный, трудоустройство даже для начинающего специалиста проблем обычно не вызывает. Заработная плата сильно зависит от уровня профессионализма и конкретного места работы: у начинающих специалистов, особенно работающих в государственных медицинских учреждениях, она невысока, составляет лишь около половины средней зарплаты в промышленности; у наиболее опытных же врачей, работающих в коммерческих клиниках, может превышать таковую в 3-5 раз. В большинстве зарубежных стран врачи относятся к довольно высокооплачиваемым работникам.

Карьерный рост врача связан прежде всего с повышением уровня его профессионализма. Именно это позволяет трудоустроиться на высокооплачиваемые должности в более престижные медицинские учреждения, успешно заниматься частной практикой. Ведь хорошего врача пациенты буквально «передают с рук на руки», все хотят лечиться именно у него и готовы за это платить, так что остаться без работы ему не грозит.

Возможен также карьерный рост по административной линии (например, стать главврачом стационара), предпринимательство (открытие собственного врачебного кабинета), основание бизнеса в сфере медицинских услуг. Некоторые врачи связывают карьерный рост с работой в зарубежных странах, но это, как правило, требует дополнительной подготовки, хотя бы краткосрочного обучения за рубежом (и, разумеется, прекрасного знания иностранного языка).

 

Возможно, будет полезно почитать: