Тренинг для студентов с ограниченными возможностями. Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра

11.12.13г.

ТРЕНИНГ К ДНЮ МАТЕРИ

Для матерей особого ребёнка.

Этот тренинг для тех, кто волею Судьбы имеют у себя в семьях «особого» ребёнка. Такие семьи сталкиваются с множеством проблем, связанных не только с его развитием, но и семейными взаимоотношениями, а также с общественным мнением. На этом тренинге мы научимся помогать своему ребёнку, справляться с личными трудностями, постараемся обрести спокойствие и гармонию в душе.

  1. Знакомство. (со свечой каждая участница говорит о себе, о том как себя чувствует.)

2 . Тематический опросник: «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке.

Психолог просит родительниц раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.

3. Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

4. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас». Психолог:

«Вспомните Ваши ощущения, с которыми Вы ожидали Вашего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенсва Вашей техники. Для вас главное -совершенствование ощущений и чувств.

Каким Вы видите Вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, Ваш ребенок. Он нуждается в Вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю Вам успехов на этом пути и начали.»..

6. Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет Вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:

2. Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.

3. Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.

4. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.

Тренинг для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Цель тренинга : является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлен на самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала, общение с похожими детками, повышение самооценки.

Аудитория: дети с ОВЗ 5-7 класс.

Материалы: листы бумаги, цветные и простые карандаши, стулья, зеркало

Знакомство «Имя моё - лучик солнца»

Участники удобно сидят в кругу. Они по очереди представляются группе и рассказывают о своем имени, для того чтобы раскрепостить ребят можно задать наводящие вопросы:

Как тебя называют дома?

Как тебе хотелось бы чтоб тебя называли?

Есть ли у тебя знакомые с таким же именем как у тебя?

Упражнение «Поехали со мной»

Цель: Запоминание имен. Снятие накопившегося напряжения.

Материал : стулья в зависимости от количества детей в группе.

Выстраивается дорожка из стульев по два стула. На первом стуле во главе данного «автобуса» садиться психолог (тренер группы) затем предлагается каждому участнику по очереди присесть на стул со словами «Я еду с тобой…и назвать имя соседа по месту». Можно переставлять стулья, моделировать ситуацию проиграв данную поездку.

Данное упражнение поможет деткам ближе познакомиться друг с другом, запомнить имена, и подвигаться, снять напряжение.

Упражнение «Зеркало»

Цель : Проработка наших эмоций, зеркало как состояние души какой посыл мы пошлем то нам и вернется, обучение детей владению и регулированию эмоций.

Материал: зеркало одно большое либо всем участникам маленькие.

Просим участников тренинга посмотреть в зеркало в обычном состоянии, затем просим посмотреть в зеркало, но при этом улыбаться, затем посмотреть, и засмеяться чтоб детки наглядно увидели как от того какой посыл они посылают, меняется их эмоциональное состояние.

Упражнение «Удача»

Цель : улучшение самооценки, развитие позитивного мышления.

Материал : листы бумаги, карандаши (простые, цветные) можно фломастеры.

Попросить участников тренинга нарисовать себя на листе, затем попросить нарисовать на другом листе красивую высокую Госпожу удачу в красивом одеянии все полюбуются своим творением затем рядом с Госпожой удачей дорисуют себя, но обязательное условие с улыбкой как они видели себя в зеркале улыбающегося и возьмутся за руки с Госпожой удачей. Обязательно проговорить что отныне с ними за руку идет удача, которая им будет помогать и сопутствовать удачному настроению, что отныне все у них будет получаться с легкостью, и все самое заветное будет осуществляться, главное верить в это.

Рефлексия

Подведение итогов тренинга, свободная беседа, спросить понравилось ли, что именно понравилось, что запомнилось и пр.

Аметова Эдие Айдеровна

РООИ «Перспектива» с 1998 года проводит тренинги по пониманию инвалидности для соискателей и работодателей. Эти тренинги – уникальная авторская разработка коллектива нашей организации Их цель – разрушить стереотипы, существующие в обществе по отношению к людям с инвалидностью, их трудоустройству, а так же рассмотреть различные подходы к проблеме инвалидности.

Каждый тренинг разрабатывается с учетом специфики аудитории, продолжительность занятия зависит от ее особенностей и потребностей. Тренинги проходят в интерактивном формате: ролевые игры, обсуждения, мозговые штурмы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, в том числе фильмов-призеров Международного кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров» . Все эти активности позволяют участникам не только получить новые знания, но и обменяться опытом и мнениями.

По запросу от компаний специалисты Перспективы проводят тренинги на следующие темы:

  • Терминология и этикет по отношению к людям с инвалидностью
  • Создание специальных условий труда для сотрудников с инвалидностью
  • Особенности проведения интервью для кандидатов с инвалидностью
  • Юридические аспекты в трудоустройстве и трудовых отношениях с работниками с инвалидностью
  • Обслуживание клиентов с разными формами инвалидности

При необходимости также могут быть разработаны и проведены семинары и на другие темы, связанные с вопросами инвалидности.

Такие ведущие международные и российские компаний, как EY, КПМГ, Microsoft, IBM, Citi, МТС, Уралсиб, DPD в России, CliffordChance, ИКЕА, Атлас-Копко, FMLogistic и многие другие, ежегодно обращаются в РООИ «Перспектива» с просьбой провести соответствующие тренинги для сотрудников своих компаний.

«Много нового, полезного. Тренинг дал возможность посмотреть на инвалидность по-новому. Если раньше мое отношение к людям с инвалидностью можно было назвать как «глубокая жалость» и «страх», то тренинг позволил посмотреть на ситуацию абсолютно с другой стороны».

«Что понравилось? Интерактив, настрой тренеров на передачу знаний и опыта, ролевые упражнения. С помощью них мы смогли понять, что чувствуют люди с инвалидностью, когда от них отворачиваются. В ходе тренинга мы «пережили» гамму разных эмоций и определенно лучше стали понимать людей с разными особенностями».

«Тренинг «Понимание инвалидности» интересен тем, что дает исчерпывающую информацию о проблемах и возможностях людей с ОВЗ. Я рекомендовала бы этот тренинг всем работодателям, в компаниях которых трудятся сотрудники с инвалидностью».

Узнать более подробную информацию об условиях проведения и организации тренингов вы можете у наших

Люди с ограниченными возможностями в возрасте от 16 до 35 лет составляют группу, нуждающуюся в особой помощи, внимании и заботе. Ведь при инвалидности не только существенно нарушаются биологические функции организма, но и снижается социальная активность.

Большинство проблем, которые испытывают люди с ограниченными возможностями, носят социально-психологический характер. Ограничения физические, материальные, социальные, разрыв с трудовой деятельностью, сужение круга общения влекут за собой чувства растерянности, ненужности, ущербности, беспомощности. Получив инвалидность, человек нередко остается один, и поэтому чувство одиночества также приводит к определенному психологическому дискомфорту.

Суть основных проблем молодых-инвалидов заключается в их изолированности от общества, в котором они живут:

  • Заниженная самооценка
  • Потеря собственной значимости, как личности.
  • Утрата веры в свои возможности.
  • Отрицательная эмоциональная окраска настоящего и будущего.
  • Недостаток общения,

Что в итоге приводит к низкой адаптации в социуме, изолированности от общества, отказу от самостоятельности, вследствие ощущения себя «никчемными».

Результаты опроса, проведенного среди молодых инвалидов, получателей социальных услуг реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов ГКУ СО «ЦСОН», позволили выделить основные проблемы, которые будут решены в рамках реализации проекта - это низкая адаптационная способность, потеря собственной значимости, потеря веры в свои силы и возможности, недостаток общения, а так же необходимость в развитии духовно-нравственных качеств.

При этом, 50% из опрошенных на добровольных началах готовы сами оказывать посильную помощь нуждающимся, например, в общении, в культурном досуге и т.д.

Таким образом, предлагаемый проект направлен на преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций, которые помогут молодому инвалиду стать полноценным членом общества. Результатом конечной деятельности по проекту станет создание добровольческой группы, включающей, в том числе, и молодых инвалидов - участников программы.

Реализации проекта планируется на базе реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов в 3 этапа.

1 этап - подготовительный (Январь - февраль 2016 года)

  1. Подготовка и согласование подпрограмм коррекционной и развивающей работы.

2 этап - основной (март - декабрь 2016г)

Включает в себя проведение мероприятий, реализуемых в рамках 3 основных направлений программы:

  • Повышение адаптационной способности у молодых инвалидов. Повышение самооценки.
  • Развитие творческих способностей. Расширение коммуникативных навыков.
  • Повышение адаптационной способности у молодых инвалидов. Повышение самооценки.

Мероприятия будут способствовать формированию самостоятельности, активной жизненной позиции молодых-инвалидов.

Встречи с психологом помогут разрешить различные проблемы психологического характера, в определении личных целей, способностей и эмоциональной поддержке. Данные мероприятия - динамичная среда для воспитания нормальной самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей.

В рамках данного направления предусмотрена реализация следующих программ:

  1. «Поверь в себя». Она состоит из 12 групповых занятий, которые проводятся один раз в неделю.

Основная цель программы - создание условий для гармоничного развития личности молодых людей с ограниченными возможностями, побуждению к повышению социальной активности, раскрытию имеющегося потенциала индивидуальных способностей и возможностей, социальных установок, интересов, потребностей.

На занятиях в форме круглого стола психолог организует тематические дискуссии: «Умение управлять собой», «Освободись от страха», «Мои недостатки и мои достоинства» и др., тренинги: «Как управлять эмоциями», «Уверенный, неуверенный, грубый», «Кто Я» и другие. Отдельные занятия отводятся для проведения психодиагностики: измеряются уровни тревожности и агрессии, определяются тип личности и акцентуация характера, проводятся тесты на определение творческого потенциала.

2. «Навыки успешного общения», (реализуемая как клуб по интересам).

Цель данного направления состоит в формировании знаний, умений, навыков конструктивного общения, качеств толерантного поведения. Реабилитанты включаются в такие дискуссии, как «Проблемы взаимоотношений и их решения», «Правила доверия», «О пользе самокритики» и др. Они участвуют в социально-ролевых играх и тренингах, например таких, как «Преодоление конфликтов», «Слушать и слышать» и др.

3 Тренинг личностного роста «Здравствуй - это я!»

Основная идея проведения психологического тренинга в отделении социальной реабилитации инвалидов: с помощью группы открыть новые возможности в развитии личности. Открыть и актуализировать ее потенциал, что особенно важно для инвалидов. Главное, что любой тренинг направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы. Группа отражает общество в миниатюре. А во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников, что дает возможность увидеть и проанализировать в созданных условиях психологической безопасности закономерности, которые свойственны участникам, получить обратную связь и поддержку людей, имеющих общие проблемы и переживания.

Набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга личностного роста «Здравствуй - это Я»:

  • Развитие внутренней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов;
  • Повышение самооценки, уверенности в себе;
  • Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить;
  • Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию, что особенно актуально для инвалидов.

4. «Мы все разные, но права у нас равные», цель - формирование знаний и навыков поиска работы. Программа состоит из 6 занятий

1 занятие «Учитесь защищать свои права» (правовой урок) Цель: правовое просвещение людей с ограниченными возможностями. Люди должны знать свои права и уметь защищать себя в различных жизненных ситуациях.

2 занятие: «Юридические вопросы трудозанятости» Цель: социальная адаптация и психологическая реабилитация инвалидов в условиях поиска работы.

Молодым инвалидам необходимо изучение правовых аспектов в области трудового права, которые дадут верное представление о трудоустройстве инвалидов, о предоставлении рабочих мест молодым инвалидам на территории Волгоградской области.

3 занятие: «Правовые аспекты предпринимательства». Цель: ознакомить молодых людей с ограниченными возможностями с правовыми основами предпринимательской деятельности.

Необходимо помочь оценить возможности инвалида в сфере предпринимательской деятельности и, в случае необходимости, поддержать решение об открытии своего дела.

4 занятие: «Как вести себя при собеседовании с работодателем» (урок-практика) Цель: обучить слушателей успешному собеседованию с работодателем. Ознакомить слушателей с психотехникой делового общения при самопрезентации.

5 занятие: «Работа на дому» Цель: ознакомить слушателей с возможностями надомной работы. Помочь в выборе оптимального варианта работы на дому. Приобретение навыков поиска трудоустройства в качестве надомных работников.

6 занятие: «Ориентиры на рынке труда» (беседа-рекомендация). Цель: обучить слушателей приемам поиска подходящих вакансий. Сформировать навыки поиска работы на основании различных источников информации. Оказать содействие в выборе оптимальных вариантов вакансий.

  • Развитие творческих способностей. Расширение коммуникативных навыков.

Искусство и творчество играет огромную роль в становлении личности. Творчество стимулирует желание общаться с окружающими и развить межличностные отношения.

Именно творчество, в любом его проявлении, помогает преодолеть чувство обособленности и понять, что человек принадлежит не только к закрытому обществу инвалидов, но и к обществу в целом. Проведение этих мероприятий так же будет способствовать формированию нормальной самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей.

Для активизации интеграционных ресурсов инвалидов в отделении успешно используются различные формы социокультурной реабилитации, включая в них элементы тренинга: сюрпризные и игровые моменты; ритуалы приветствия, прощания; конкурсы; развлекательные упражнения и т.д. Активные упражнения взаимодействия клиентов друг с другом - обязательный элемент праздничного чаепития, Дня здоровья и даже автобусной экскурсии.

Участие в групповых занятиях, чаепитиях, экскурсиях, посещение театров, других культурных объектов сближает людей, способствует развитию неформального общения. Этому будут способствовать:

3. Организация праздников.

4. Кино клуб (просмотр и разбор различных фильмов духовно-нравственной направленности).

5. Благотворительная Пасхальная ярмарка.

  • Вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь, формирование активной жизненной позиции.

Взаимоотношение молодых инвалидов и одиноких стариков, ветеранов, бездомных животных, т.е. тех, которые нуждаются в их посильной помощи, внимании, заботе является мощнейшим фактор адаптационного процесса, веры в себя, свои силы и просто радости жизни.

Взаимодействие личности с природой, так, например, уход за животными и растениями снимает стресс, способствует нормализации нервной системы и психологического состояния.

Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его духовно-нравственного состояния.

Предлагаемые мероприятия способствуют формированию чувства собственной ценности, милосердия и сострадания, которые помогают человеку преодолевать неизбежные жизненные трудности:

Создание добровольческой группы «Твори добро» из молодых инвалидов и других добровольцев:

  1. Проведение диагностических мероприятий среди участников программы: (определение уровня тревожности, уровня самооценки и т.д.) и сравнение результатов с первичной диагностикой.
  2. Подготовка отчетов о реализации программы.
  3. Проведение оценки работы проекта: анкетирование, собеседования с участниками.

Этап последействия

Продолжение работы добровольческой группы «Твори добро» из молодых инвалидов и других добровольцев. Привлечение новых участников.

Продолжение интеграции инвалидов в обществе поставит новые задачи. Увеличить количество добровольцев, и их взаимодействие с молодыми инвалидами. А так же проведение новых мероприятий, способствующих достижению, поставленных целей. (В частности открытие Актерского кружка, с привлечением актеров с городского драм театра, Организация в городском музее выставки работ молодых инвалидов, приглашение СМИ для освещение работы отряда Добровольцев и т.д.).

Ожидаемые результаты деятельности по программе

Проект ориентирован на организацию неформального общения и такого досуга, который поможет участнику преодолеть или предотвратить чувство собственной неполноценности и создаст условия для того, чтобы вести самостоятельный образ жизни. Комплекс мероприятий подразумевает не только обогащение знаниями, умениями и навыками участников программы, но и поднятие настроения, жизненного тонуса, создание хорошего психологического настроя, содействие повышению образовательного и культурного уровня, что будет способствовать успешной социальной адаптации молодых инвалидов с различными нарушениями в развитии.

Проведенные нами мероприятия позволят создать прочный фундамент, который будет способствовать дальнейшему развитию и реализации поставленных нами целей и задач.

У 90% участников программы повысится самооценка, мероприятия программы будут способствовать развитию духовно--нравственных качеств у 90% участников.

30 инвалидов (100%)примут участие в мероприятиях и получат различного рода помощь в адаптации, 15 (50%) станут участниками добровольческой группы, которая продолжит свою деятельность и после реализации проекта.

У 95 % участников, мероприятия проекта помогут преодолеть пассивность, чувство отчужденности, сформировать самостоятельность, ответственность, активную жизненную позицию; а так же расширят коммуникативные навыки. И как следствие реализуют поставленные нами цели.

Рабочий план реализации программы.

Мероприятие

Ответственный

1 этап (подготовительный)

Проведение исследования среди целевой группы с целью определения проблем, требующих разрешения в рамках проекта.

Январь 2016

Заведующий реабилитационным отделением для граждан пожилого возраста и инвалидов (РО)

Психолог РО

Подготовка и согласование программ коррекционной и развивающей работы.

Январь -Февраль 2016

Зам. директора Психолог РО

Социальный работник РО

Специалисты отделения приема граждан и организационно-технической работы (ОТР)

Формирование группы участников и проведение диагностики (определение уровня тревожности, уровня самооценки и др. личностных качеств).

Февраль 2016

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

2 этап (Основной)

Реализация программы «Поверь в себя».

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Реализация программы «Навыки успешного общения»

еженедельно

Психолог (РО)

Социальный работник РО

Реализация программы Тренинг личностного роста «Здравствуй - это я!»

еженедельно

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Реализация программы «Мы все разные, но права у нас равные»,

Октябрь - ноябрь 2016

Юрисконсульт

Специалист по социальной работе (РО)

Кружок «Сотвори мир своими руками»

Специалист по социальной работе (РО)

Фото кружок «Мир в твоём объективе»

Март - декабрь 2016 по отдельному плану

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Психолог РО

Март - декабрь 2016

Социальный работник РО

Психолог РО

Специалист по социальной работе РО

Кино клуб (просмотр и разбор различных фильмов духовно-нравственной направленности).

Март - декабрь 2016

1 раз в месяц

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Благотворительная Пасхальная ярмарка.

Апрель - май 2016

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Помощь по уходу за растениями в оранжереи (трудотерапия)

Март - май 2016

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Посещение одиноко проживающих граждан, в том числе инвалидов, нуждающихся в общении.

Сентябрь - декабрь 2016

2 раза в месяц

Заместитель директора

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Подготовка и проведение Новогоднего мероприятия для детей-инвалидов с ментальными заболевания (получатели социальных у слуг в отделении психолого-педагогической помощи).

Ноябрь - декабрь 2016

Заместитель директора

Заведующий РО

Заведующая отделением психолого-педагогической помощи

3 этап (итоговый)

Проведение диагностических мероприятий среди участников программы: (определение уровня тревожности, уровня самооценки и т.д.) и сравнение результатов с первичной диагностикой.

Заместитель директора

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Подготовка отчетов о реализации программы.

Январь 2017

Заместитель директора

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Проведение оценки работы проекта: анкетирование, собеседования с участниками.

Заместитель директора

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Подведение итогов

Январь 2017

Директор

Заместитель директора

Заведующий РО

Психолог (РО)

Специалист по социальной работе (РО)

Социальный работник РО

Ресурсное обеспечение программы.

В программе планируется участие следующих специалистов:

Должность

Штатные, привлеченные

Руководитель программы

1 человек

Осуществляет общее и оперативное руководство программой;

Организует и проводит информационно-разъяснительные мероприятия со специалистами - участниками программы;

Разрабатывает документацию для внедрения программы (по необходимости);

Корректирует договоры на оказание социальных услуг

Подводит итоги и анализирует результаты реализации программы

Организует и контролирует работу специалистов, участвующих в реализации проекта;

Осуществляет взаимодействие со сторонними организациями, необходимое в рамках реализации задач проекта

Главный бухгалтер

1 человек

Проводит расчеты затрат по внедрению программы;

Осуществляет расчёт заработной платы сотрудников;

Готовит финансовый отчет

Психолог

1 человек

Проводит диагностические мероприятия

В рамках программ проекта организует и проводит занятия с участниками

Организует и ведет дискуссии в рамках Кино клуба

участвует в исследовании степени удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых социальных услуг

Специалист по социальной работе

1 человек

Участвует в организации и проведении социально - досуговых и иных мероприятий программы

Участвует в организации и ведении дискуссии в рамках Кино клуба

Участвует в анализе и подготовке предложений по совершенствованию работы

Организует и проводит занятия в фото кружке «Мир в твоём объективе»

Социальный работник

1 человек

Организует и проводит социально - досуговые и иные мероприятия программы

Участвует организует и ведет дискуссии в рамках Кино клуба

Участвует в исследовании степени удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых социальных услуг

Участвует в анализе и подготовке предложений по совершенствованию работы

Организует и проводит занятия в кружке «Сотвори мир своими руками»

Организует экскурсии

Водитель автомобиля

1 человек

Осуществляет перевозку работников и участников программы;

Специалисты ОТР

2 человека

Участвуют в исследовании степени удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых социальных услуг

Участвуют в разработке документация, плакатов, листовок (по необходимости.)

Участвуют в анализе и подготовке предложений по совершенствованию работы

Материально-техническая база:

Для реализации программы в Учреждении имеется:

  • помещение отделения, оснащенное всеми видами коммунально-бытового благоустройства и телефонной связью;
  • орг. техника: (принтер, компьютер, ксерокс, факс).
  • фотоаппарат

Дополнительно необходимо приобретение:

  • горюче-смазочных материалов: ГСМ и масла;
  • ноутбука;
  • бумаги различного назначения, в том числе фотобумаги;
  • канцелярских товаров;
  • материалов для кружковой работы.

Критерии оценки деятельности по программе

Критерии оценки

Показатели

Индикаторы

Повышение адаптационной способности у молодых инвалидов, участников программы, через организацию социальной, правовой, психологической реабилитации

«Мы все разные, но права у нас равные»

100 % участников получили знания, касающиеся трудозанятости

Организация и проведение праздников, имеющих социальную направленность (приуроченных к значимым датам)

Организация и проведение экскурсий (в том числе по паломническим местам)

30 участников (100%) приняли участие в мероприятиях и

Повышение самооценки, формирование самостоятельности ответственности.

Полностью реализована программы тренинга личностного роста для 30 участников

Полностью реализована программа

«Поверь в себя».

90% участников повысили самооценку

Вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь, формирование активной жизненной позиции.

Создание добровольческой группы

15 человек (50%) работают в добровольческой группе

Подготовка и проведение Новогоднего мероприятия для детей-инвалидов с ментальными заболевания (получатели социальных у слуг в отделении психолого-педагогической помощи).

Посещение одиноко проживающих граждан, в том числе инвалидов, нуждающихся в общении.

Помощь по уходу за растениями в оранжереи (трудотерапия)

95 % участников приняли участие в мероприятиях.

У 95 % участников сформировны самостоятельность, ответственность, активная жизненная позиция

Расширение коммуникативных навыков.

Полностью реализована программа

«Навыки успешного общения»

У 95 % участников сформированы коммуникативные навыки

Кино клуб (просмотр и обсуждение различных фильмов духовно-нравственной направленности).

30 человек (100%) приняли участие в работе Кино клуба

Поддержка и реализация творческого потенциала данной категории;

Фото кружок «Мир в твоём объективе»

50 % участников проекта посещали занятия в фото кружке

Кружок «Сотвори мир своими руками»

50 % участников проекта посещали занятия в кружке

Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых социальных услуг

Анализ анкет обратной связи, результаты опроса

100% участников удовлетворены качеством услуг

На данный момент происходит формирование группы участников, проведение психологической диагностики и обследования личности (определение уровня тревожности, уровня самооценки и др. личностных качеств). Проведено психологическое консультирование и психологическая коррекция, направленная на снятие первичного эмоционального напряжения. Проведены исследования среди целевой группы с целью определения проблем, требующих разрешения в рамках проекта.

Проведен тематический вечер «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…», где произошло более близкое знакомство участников друг с другом, в ходе которого была сделана совместная открытка-аппликация «Божия коровка». Завершился вечер совместным чаепитием.

Он сказал: "Поехали" и взмахнул рукой. 12 апреля, на День Космонавтики был проведен вечер, посвященный Ю.А.Гагарину.

В канун праздника Пасхи, совместно с ребятами, в рамках духовно-нравственного воспитания было организовано посещение храма Преподобного Серафима Саровского.Где ребятам рассказали об основах православия. Затем ребята учавствовали в благоустройстве прихрамовой территории. После работы настоятель храма протоиерей Петр Симора пригласил нас на совместную трапезу.

http://www.kalach-eparx.ru/?p=22051

На базе отделения социально-медицинской реабилитации была проведена встреча, посвещенная военно-патриотическому воспитанию молодежи "Связь поколений".На этой встречи была раскрыта тема: героизма, любви к Родине,отваги и мужества не только в годы Великой Отечественной войны, но и героев нашего времени. В заключении посетили городской памятник Афганцам, возложили цветы.

Проведены тематические занятия "Светлая Пасха", на которых было рассказано о праздновании Пасхи на Руси. Пасхальные игры, загадки. Изготовление открыток к Вербному Воскреению и Пасхе. Проведена кружковая работа по декорированию пасхальных яиц.

Викторина ко Дню Победы. Просмотр фрагментов фильмов о Великой отечественной Войне. Обсуждение сюжета фильмов. Пение военных песен. Оформление уголка "9 Мая".

Регулярно проводятся психологические занятия, в том числе занятия в сенсорной комнате.

Работа психолога с детьми-инвалидами

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками . Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.


Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т. д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения . Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т. к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы , которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия , так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами .

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи , книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

Методист МБУ «ММЦ»

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

¨ Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

Внешний вид;

Интеллектуальные возможности;

Поведение;

Двигательная неловкость;

Невозможность ходить.

¨ Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

Не знаю;

¨ Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

Ласкается;

Целует, обнимает;

Говорит, что любит;

Ему нравится, когда я его ласкаю;

Делает что-то, что мне нравится.

¨ Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

Могу ударить;

Подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

¨ Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

Снимаю раздражение;

Желание наброситься на него и сделать все по-своему;

Слабость, подавленность;

Хочется плакать;

Желание оставить его на некоторое время;

Потребность побыть одной.

¨ Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

Ткачева работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999. – с. 62.

 

Возможно, будет полезно почитать: