Рака александра невского в собрании эрмитажа. Серебряная гробница александра невского

Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу за сохранение независимости русского народа; он вел переговоры с Папой римским, с Золотой Ордой, германскими государствами.

Александр Невский, фигура не ординарная для русской Истории. Церковь много веков почитает князя святым, но современные историки склонны обвинять его даже в предательстве интересах России. Герой Невской Битвы и Ледового побоища с немцами, шведами и литовцами. Вместе с тем князь выражал покорность Золотой Орде и князю Батыю. Почему?

Князь считал, что с врагами Запада можно воевать и их можно побеждать, но у разорённой и опустошённой в войнах России, нет средств воевать с Татарами, которые могут придти целым народом и вконец опустошить Россию. Александр Невский выбрал политику ожидания когда татары разделятся и перебьют друг друга, а до этого надо было смириться и признать верховную власть ханов, ездить к ним на поклон и платить дань.

В то время как два родных брата бросили вызов Орде, Александр Невский той же Ордой был поставлен Великим Князем Всея Руси. Князь должен был унижаться чтобы спасти родную землю от гибели и уговаривать русский народ не сопротивляться, а снести терпеливо иго и платить дань. В то время князю был только 31 год. Великим князем России Александр Невский пробыл 11 лет. Князь рано умер, в неполных 43 года. Уже тогда, его современники, политику князя по отношению к монголо-татарам считали малодушной. Но Русь была не способна оказать сопротивление ханам. В Орде любили князя Александра, доверяли ему и это были самые спокойные годы нашествия на Русь.

Князь 4 раза ездил на поклон хану в Орду и умер по дороге возвращаясь домой из четвёртой поездки. Князь заболел простудой. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий и даже схиму (символ ангельского образа).

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ способствовал. Являя дщерь Его усердие святое, Сему защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ

Всемогущему

И Его угоднику

Благоверному и Великому

Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты...

Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского — вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

ОДНАКО ЕСТЬ И ДРУГАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака - возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Вот как об этом рассказывает документальное повествование:

Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.

Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…

Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.


В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.

"По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.

Здесь темно, - говорит кто-то. - Надо выдвинуть к свету.

Именно к свету, - повторяет другой с ударением на последнем слове…

Настоятель поднимает крышку гроба.

Что же в нем?

Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.

Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все "мощи"…

Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…

"Митрополит… - отмечает репортер, - как будто бы немного взволнован".

Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.

Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича - черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку.

Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей - груда костей.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку - чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже - скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?

Сегодня части тела «Александра Невского» - одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

6 декабря - память святого благоверного князя Александра Невского в день его погребения во Владимире в 1263 г. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 г. и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. В 1723 г. святые мощи Александра Невского были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа/12 сентября установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 г. 12 мая большевистские власти приступили к вскрытию мощей святого благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. 19 января прибывший отряд красногвардейцев арестовал настоятеля и членов Духовного собора и смертельно ранил священномученика протоиерея Петра Скипетрова. Однако свидетели - собравшиеся в Лавре богомольцы - дали красноармейцам отпор и заставили солдат отступить. Для защиты обители было создано Александро-Невское братство, просуществовавшее до его уничтожения ОГПУ в 1932 г. 21 января 1918 г. состоялся общегородской крестный ход в защиту Лавры с участием 250-300 тыс. человек из всех храмов столицы. Особую тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Петрограда с 5 по 16 июня 1918 г. Патриархом Тихоном, во время которого Первосвятитель два дня провел в Лавре.

И тем не менее властям удалось провести национализацию имущества обители, после чего ее хозяйственное положение резко ухудшилось. Весной 1918 г. начались захоронения деятелей советской власти на монастырском дворе - это место первоначально называлось Красноармейской, а затем Коммунистической площадкой. Весной и осенью 1919 г. Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался вскрыть раку с мощами святого Александра Невского. В период так называемого «красного террора» 1918-1919 гг. арестам подверглись некоторые насельники Лавры, в том числе наместник архимандрит Виктор (Островидов). На территории Митрополичьего сада планировалось построить первый в Советской России крематорий, но митрополиту Петроградскому и Ладожскому Вениамину (Казанскому) и братии удалось не допустить этого кощунства.

Несмотря на все внешние трудности, обитель продолжала оставаться центром церковной жизни епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался богословский кружок святителя Иоанна Златоуста. После закрытия в 1918 г. Духовной академии и семинарии в Лавре открылось Богословско-пастырское училище, до конца 1920 г. занимавшее бывшее здание семинарии.

Подобная деятельность вызывала все большее раздражение властей. Уже в 1918-1919 гг. часть ценностей из Древлехранилища и ризницы забрали в Музейный фонд, а архивы Лавры передали в ведение Главного управления архивным делом.

12 мая 1922 г. была вскрыта серебряная рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Мощи духовенство в тот момент отстояло - ларец с ними был помещен в алтаре Троицкого собора. Раку же конфисковали, отправив поначалу в Москву на переплавку, чего, к счастью, не случилось. Возможно, сыграла свою роль телеграмма председателю ВЦИК Калинину и супруге Троцкого Седовой: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры», - подписанная директором Эрмитажа Сергеем Тройницким, директором Русского музея Николаем Сычевым, а также художником и искусствоведом Александром Бенуа. Иконостас спасти не удалось, а рака находилась в Концертном зале Эрмитажа, ныне на реставрации.

15 ноября 1922 г. власти изъяли мощи святого Александра Невского из монастыря. На следующий день их отправили в Москву в Наркомюст, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе до его передачи РПЦ в 2000 г.

Летом 1923 г. были закрыты три церкви в Митрополичьем корпусе, все предприятия и жилые помещения Лавры переданы отделу коммунального хозяйства, а осенью прекратила свою деятельность и церковь во имя святого праведного Лазаря на кладбище. С закрытием в 1926 г. церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов.

На начало 1930-х гг. пришелся самый трагичный период в истории Лавры. Были арестованы наиболее активные прихожане и все монахи-иосифляне - сторонники открыто выступившего против Советской власти митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых); прекратились богослужения, были закрыты еще четыре храма обители. В 1932 г. ОГПУ арестовало почти всех оставшихся насельников Лавры, отправив их в лагеря и в ссылку. 23 октября 1933 г. Синод принял постановление о закрытии Лавры, в которой фактически не оставалось монахов, и о преобразовании ее в приход.
Но уже 20 декабря 1933 г. был закрыт и Троицкий собор, а 23 января 1936 г. - последний действующий храм Лавры - церковь во имя Сошествия Святого Духа.

Во время «большого террора» 1937-1938 гг. погибло подавляющее большинство насельников Лавры, множество архиереев. Были расстреляны: священномученики митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Прокопий (Титов), епископ Григорий (Лебедев), архимандрит Лев (Егоров), архидиакон Серафим (Вавилов), а также митрополит Феофан (Туляков), архиепископы Иннокентий (Тихонов), Артемий (Ильинский), епископы Илларион (Бельский), Авраамий (Чурилин), Нектарий (Трезвинский), Сергий (Дружинин), Амвросий (Либин), архимандриты Алексий (Терешихин), Варлаам (Сацердотский), Сергий (Бирюков), Нил (Гончаров) и многие другие.

К 1936 г. все 13 монастырских церквей были ликвидированы, на территории Лавры находилось 17 учреждений. Живопись Троицкого собора передали в музейный фонд, а помещения сдали в аренду под склад универмага «Пассаж».

Закрытие Лаврских храмов привело к уничтожению интерьеров большинства из них. От Тихвинской церкви, переданной отделу связи, после перестройки остались одни стены; почти полностью были уничтожены интерьеры занятой рабочим общежитием Феодоровской церкви; погибли интерьеры, а также почти все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж.

Ликвидация храмов обители сопровождалась закрытием для захоронений Лаврских кладбищ, их частичным разграблением, уничтожением и постепенной музеефикацией.

Через год после закрытия, в 1935 г., послед¬ней действующей церкви Лавры - Духовской - она была передана организации Ленгорплодоовощ, которая принялась громить подвалы и склепы для размещения там котельной и склада угля. После многочисленных протестов общественности здание через полгода передали аэроклубу ОСОАВИАХИМа, затем - физкультурному обществу «Спартак». Перед войной Духовскую церковь отдали Кировскому заводу «для использования под жилые помещения». От большинства надгробных плит и украшавших их скульптурных памятников к тому времени уже ничего не осталось.

В верхнюю Александро-Невскую церковь Благовещенского храма вселилось отделение геодезических съемок института «Гипрогор». Помещения использовали под склады с устройством междуэтажных перекрытий, множеством перегородок и печей.

Когда в 1931 г. начались работы по спасению отдельных художественных надгробий и деталей памятников с ленинградских кладбищ, в Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Но его открытие, намеченное на 1940 г., так и не состоялось - помешала война.

Как тревога, так за Бога

Именно во время войны началась реставрация Благовещенской усыпальницы. По эскизам художников Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре были выполнены два живописных панно, знамена и транспаранты. Было проведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами Александра Невского. В 1944 г. здесь удалось организовать посвященную князю выставку, которую посетило большое количество воинов и ленинградцев.

В 1948-1949 гг. был освобожден от посторонних учреждений второй этаж Благовещенского храма, проведены ремонтные работы. В 1950 г., впервые за долгие годы, Благовещенскую усыпальницу открыли для свободного посещения.

25 ноября 1950 г. состоялось освящение митрополичьей Крестовой церкви святого благоверного князя Александра Невского в здании Свято-Духовской церкви, переданной 10 января 1949 г. под канцелярию и квартиру Ленинградского митрополита Григория (Чукова).

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь.

1958-1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова).

29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI-XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы.

Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, - священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

31 июля 1995 г. ЦНИИ «Прометей», занимавший почти все здания монастырского каре, передал монастырю помещения на втором этаже Духовского корпуса, где вскоре поселилась немногочисленная братия. 14 сентября состоялось первое монашеское богослужение в Никольской церкви.

После смерти владыки Иоанна (Снычева) Петербургским митрополитом 26 декабря 1995 г. стал Владимир (Котляров).

26 марта 1996 г. состоялось официальное возвращение Лавры РПЦ - был подписан акт приема-передачи всех зданий монастырского каре от «Прометея».

25 октября 1996 г. к исполнению обязанностей наместника приступил архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 апреля 1997 г. Синод утвердил его в этой должности. После назначения архимандрита Назария началось возрождение Лавры в качестве действующего монастыря. В передаваемых Лавре помещениях развернулась масштабная реставрация, началась активная социальная и просветительская работа. 3 ноября 1997 г. на монашеском собрании были избраны члены Духовного собора, в этот же день принят и утвержден митрополитом Владимиром канонический устав монастыря. С этого дня Лавра начала жить полноценной монастырской жизнью.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века « мощи Александра Невского » были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.


В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского. Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели» . Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги». (Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов — так и не воссоздал облик Александра Ярославича - черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.


Откуда вообще взялись " мощи Александра Невского "?

То, что выдали за мощи Александра Ярославича (тогда еще не святого и не Невского) впервые явлено почтенной публике в 1380 г. в Рождественском монастыре Владимира, где князь был похоронен после смерти в 1263 г.

Этот монастырь был основан в 1192 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо как главная обитель Владимиро-Суздальской Руси. Монахи Рождественского монастыря, находясь под личным покровительством самого Великого князя (и, что тоже не маловажно, по соседству от его двора), могли не заботиться о хлебе насущном. Об этом за них заботились Великие князья Владимирские, прилагавшие все усилия для того, что бы Рождественский монастырь соответствовал своему высокому положению и во всем превосходил другие монашеские обители Руси. В отличие от их коллег, монахам Рождественского монастыря не нужно был трудиться в поте лица или думать о привлечении паствы. Именно поэтому этот монастырь несколько столетий прекрасно обходился без чудотворных святынь...

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты… Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский - один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского, в честь и память которого она и сооружена. По журналу Государя Петра Великого значится, что основание Александро-Невскому монастырю было положено в 1710 году, когда «Государь, осматривая места, где быть строениям… на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори». Тогда некоторые полагали, что именно на этом месте Александр Невский одержал славную победу над соединенными под предводительством самого шведского короля шведскими, датскими и лифляндскими войсками. Но так как в летописях сказано, что победа эта была одержана на реке Ижоре, следовательно, место (где сейчас находится Лавра) называлось Виктори по каким-то другим причинам.

Впоследствии выяснилось, что древние предания связывают с этим местом историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшиеся на Русь войска ярла Биргера. Таким образом, основание Александро-Невскому монастырю, положенное в разгар Северной войны на отвоеванных землях отцов и дедов, подчеркивало незыблемость вновь обретенных российских границ.

В мае 1723 года, будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда».

Из Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен прах благочестивого и благоверного князя, происходил и автор Лаврентьевской летописи, в которой (за 1377 год) Александр Невский впервые был назван святым. Ни в Пскове, ни в Новгороде мысль о святости Александра Невского не возникала; она постепенно укреплялась только во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя.

Когда строительство Александро-Невского монастыря только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с ликом князя, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет самым надежным защитником и охранителем и возводившегося Санкт-Петербурга.

Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И.П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми «подножках» в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками - это традиционный на саркофагах символ Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, и над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи.

Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Еще в начале июня 1723 года был составлен маршрут и определено: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были». В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М.В. Собакин - один из последних представителей этого дворцового чина.

В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот.

Повеление Петра I о перенесении мощей святого князя Александра Невского было исполнено в 1724 году, этим действием российский государь хотел знаменовать заключение Нейштадтского мира между Россией и Швецией. В июле 1724 года во Владимир была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода. Ритуал соблюдался строго. По пути следования повсюду устраивались торжественные встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали ковчегу артиллерийскими залпами.

От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга.

Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр Великий. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. На встречу мощей к Александро-Невскому монастырю под штандартом был выведен «Ботик» Петра I, на берегу расставлены были военные полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и перенес его в Александро-Невский монастырь.

В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 году исполнила уже его супруга - Екатерина I.

В 1752 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, ковчег был заменен серебряной ракой, которая была сделана из первого серебра, выплавленного при ее державе на Колыванских рудниках.

Наверху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом с бишью и золотой канителью. На середине покрова, который был пожалован Екатериной II в 1768 году, располагался орденский знак Александра Невского из бриллиантов и бурмитского жемчуга.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает:

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо ПЕТРУ способствовал.

Являя дщерь Его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ

Всемогущему

И Его угоднику

Благоверному и Великому

Князю

АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному,

защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

ЭКСПОНАТ ПОД ГРИФОМ «ИНВ. № РО - 7319А»

ВЕРНУТ ЛИ В ХРАМ РАКУ (САРКОФАГ)
СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО?


Вид раки (саркофага) с мощами
Великого Князя Александра Невского.
Литография. 1890 год.

Множество национальных христианских Святынь, которые упорно прятал в своих запасниках музей «Государственный Эрмитаж», оказались расхищенными. Уцелеют ли оставшиеся и не следует ли вернуть из петербургского музея христианские реликвии в ограбленные большевиками храмы?


Звезды ордена Святого Александра Невского:
с короной, украшенная бриллиантами и с мечами


Александр Невский

ВСЕ МЫ СМЕРТНЫ

Все мы смертны, и дни наши давно сочтены. Каждый проживает жизнь так, как может, а полем своей деятельности избирает ту стезю, которая приносит ему наибольшее удовлетворение.

Понятно и то, что каждый занимает то место, которое он занимает - ни больше, ни меньше. Один становится руководителем большого предприятия, другой - вором, третий - кладовщиком, честно выполняющим свою работу. И вполне возможно, что кладовщик не знает, что хранит и бережет. А если это ворованное? А если за этим стоит кровь и бесконечные трагедии многих людей, имена которых навсегда уйдут в прошлое, будучи позабытыми? Действительно, часто никто не вспоминает «рядовых», «простых людей», не пишет о них, как будто бы их не существовало вовсе. А если хранитель оказывается нечистым на руку и тащит на продажу именно то, что должен охранять от татей?

Все мы смертны. И когда наше тело предадут земле, как правило, родные, близкие, знакомые или чиновники по роду своей службы, отмечая заслуги усопшего видного деятеля своего времени, выделяют деньги и время, чтобы устроить над могилой надгробие, которое обретет форму или креста, обнесенного цементной «раковиной», или каменной плиты, на поверхности которой будут выбиты имя, какие-то символические знаки и, возможно, эпитафия - краткое мемориальное изречение. Может возникнуть и причудливый памятник, на котором будут присутствовать те же слова, имя и фамилия погребенного. Как поется в известной песне: «Вот и все, что останется после меня».

Представьте себе: вы умрете, и ваш знакомый, друг, скульптор создаст надгробие (или оно будет создано по требованию чиновника), которое, по мнению «специалистов» и «искусствоведов», можно будет отнести к «произведением высокого искусства» - архитектурного ли, скульптурного ли, или «декоративно-прикладного». На могильный памятник сей будут приходить смотреть, оценивать, измерять, заносить в различные списки, и если рука вандала не коснется вашего надгробия, то, по всей видимости, как произведение искусства и часть художественной культуры страны оно будет взято на учет сначала искусствоведами, а потом и специальными органами государства, призванными беречь и охранять для будущих потомков памятник на вашей могиле. Памятнику будет присвоена категория, каковых сегодня две: «местного значения» и «значения федерального» - то есть общероссийского.

Это, конечно, хорошо. Но только в том случае, если надгробие на вашей могиле станет охраняться государством вместе с вашей же собственной могилой, - а не надгробие само по себе, никакого отношения к могиле вашей не имеющее. Или вообще отделенное от могилы, демонтированное и вывезенное на публичное обозрение куда-нибудь в музей (в лучшем случае), а то и на дискотеку.

Естественно, записать в соответствующую книгу и даже пропечатать в тираже, что надгробие на вашей могиле является памятником, намного легче, чем памятник охранять, то есть ежегодно мыть его, чистить от городской копоти и грязи, снимать паутину, опавшие осенью листья деревьев, сметать снег, а, когда надо, и восстанавливать утраты. Металл, как известно, ржавеет, мрамор и гранит покрываются трещинами, и если не проследить, то лет через пять-десять небольшая трещина на вашем каменном надгробии может привести к катастрофе: памятник наклонится и рухнет, а могильная плита будет расколота просочившейся в трещины водой, замерзающей в зимнюю стужу…

Чтобы имя ваше на надгробии читалось, надо хотя бы раз в три года подкрашивать выбитые буквы, иначе останется один камень - просто камень на могиле никому не известного человека. Камень есть, могила есть, надпись не читается - значит, безымянная могила. Под безымянным памятником бренные ваши останки…

Но есть захоронения, которые в истории всех нас, живущих в стране под названием Россия, не будут все-таки забыты. Память о них не удастся стереть, даже если сама могила будет уничтожена, а памятник взорван, демонтирован или перенесен.

Можно перенести надгробие, в другое более надежное место, на другое кладбище, если уж это из ряда вон выходящая «искусствоведческая ценность» - «произведение высокого искусства», - или в музей, в его «фонды» либо в залы в качестве экспоната.

Мы здесь не будем рассказывать, как хранились «годы советской власти» в коробках из-под обуви бренные останки известного путешественника XVIII столетия, открывшего для России огромный полуостров (фамилия начинается с буквы «К»), или одного из комендантов крепости (фамилия начинается с буквы «Б»)… Как захоранивали их бренные останки - об этом, наверное, с большим удовольствием могут рассказать и ныне живущие участники сих действ. Большая такая получится история - минимум газетная статья с детективно-уголовным уклоном.

Все это пахнет прокурорским расследованием, ибо по старому Уголовному кодексу РСФСР разрушение могил тянет как минимум на 2 статьи, по которым можно (?) и сегодня судить виновных. Нынешний кодекс к ныне живущим участникам действий со вскрытием могил и уничтожением надгробий, по всей видимости, тоже применим. Судить, однако, будут по старому, отмененному кодексу, так как закон обратной силы не имеет, а давность лет по поводу содеянного и многочисленные амнистии здесь ни при чем. Параллельно могут обнаружиться и другие «грешки» в деле музейном…


Главный неф Троицкого собора
Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге


Рака (саркофаг) Святого Александра Невского
в Александро-Невской лавре.
Гравюра 1870-х годов.

НО НАПРАВИМСЯ В ЛАВРУ

Есть захоронения знаковые, почитаемые не одним поколением, ибо имена усопших олицетворяют славную историю нашей Родины. И как здесь не вспомнить имя князя Александра Невского - небесного покровителя Санкт-Петербурга?

Отправимся туда, где покоится прах небесного покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского, святые мощи которого приказал привезти в наш город Петр Великий.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРАХА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В августе 1724 года по указу самого Петра I в Невский монастырь перевезли прах князя Александра Невского. Церемонию перемещения мощей Святого в новый монастырь, основанный на берегаз Невы, описал шлезвиг-гольштейнский дипломат граф Г.Ф.Бассевич.

Французский путешественник Обри де ла Мотрэ, посетивший Санкт-Петербург в царствование императрицы Екатерины I, сообщал: «В пределах ансамбля есть… чрезвычайно красивая часовня - истинная жемчужина по своей архитектуре и декоре. Именно в этой часовне покоится прах Св. Александра Невского. Он в гробу, покрытом малиновым бархатом, украшенным по углам золотым шитьем, галунами и бахромой. Гроб находится в южной части алтаря. Несколько ниже на той же стороне стоит трон, на котором сидел Петр I во время церемонии канонизации Александра Невского. Трон украшен подобным же шелком, над троном императорская корона, расшитая золотом. Трон достаточно большой, чтобы на нем могли сидеть два человека; императрица (как мне говорили) в день церемонии сидела на нем рядом с Петром I. Когда она приезжала в монастырь после смерти этого монарха (что делала довольно часто) и присутствовала на богослужениях, проводившихся тогда в этой часовне, она обычно сидела на троне. Князь Меншиков, как правило, сопровождавший ее, сидел слева от нее в кресле с подлокотниками. Когда я впервые увидел ее [ в Петербурге] вне дома, мне сказали, что она направлялась туда [ в монастырь - С.Л.]. У нее на шее был орден Св. Екатерины на белой ленте. Расстояние, с которого я наблюдал, не позволило мне разглядеть образ святой, я видел крест, сверкавший драгоценными камнями. Мне говорили, что образ - в середине на эмали, а с другой стороны девиз».

В 1742-1752 годах по приказанию императрицы Елизаветы Петровны создается гробница над мощами Святого Александра Невского. Она состояла из саркофага (раки), декоративной пирамиды, двух пьедесталов с трофеями и двух подсвечников. Раку выполнила из серебра большая группа мастеров по рисунку Г.К.Гроота. Эскизы исторических барельефов разработал Якоб фон Штелин.

По мнению некоторых исследователей, перенесение Петром I мощей Святого Александра Невского в Санкт-Петербург, который он хотел сделать столицей сильного государства, далеко не случайно и носит символический характер. Архитектор М.Н.Микишатьев отмечал в 1984 году: «Передавая новой столице от старой Москвы эстафету соперничества с Римом, Петр стремится подчеркнуть переемственность Петербурга и по отношению к другим древним столицам Руси. Столь величественно обставленная церемония перенесения мощей Александра Невского из Владимира была не только политической демонстрацией законных прав России на отвоеванные земли. Утверждая роль Петербурга в качестве нового оплота Северо-Запада взамен Великого Новгорода, она одновременно подчеркивала преемственную связь петровского престола и с великокняжеской властью Владимиро-Суздальской Руси. Недаром Феофан Прокопович видел в образе Петра «живое зерцало» образу Александра Невского, его наследника «не токмо в державе, но и в деле». Столь же многозначителен введенный в начале XVIII века культ Андрея Первозванного, утверждавший невскую цитадель в качестве наследницы Киева - стольного града Древней Руси. Петр I знал русскую историю и видел в ней могучее средство воспитания национального самосознания».

В ЦЕРКВИ ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ТРОИЦЫ
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

В 1860-х годах М.Л.Михайлов в работе «Петербург и его окрестности» сообщал: «Заключительным пунктом Невского проспекта служит Александро-Невская лавра. По преданию, она построена на том самом месте, где Св. Александр Невский разбил шведов 15 июля 1241 года. Место это при впадении Черной речки в Неву названо было в ознаменование победы Невского «Виктори». Еще весною 1704 года Петр Великий, обозрев это место вздумал основать на нем монастырь; но военные события не позволили ему тотчас же приступить к исполнению своего намерения. Наконец, в 1710 году хутынский архимандрит Феодосий водрузил в присутствии Петра и сановных лиц на месте Виктори крест.

В следующем году заложена была здесь первая деревянная церковь во имя Благовещения, которая и освящена 25 марта 1713 года. С этих пор вокруг церкви начала мало-помалу образовываться обитель; богомольцы стекались из разных мест и искали здесь приюта. Первые монастырские кельи были деревянные; но в 1716 году Петр велел вместо них соорудить каменные. Самое же важное влияние на расширение нового монастыря имело перенесение сюда мощей Александра Невского, которое совершилось 30 августа 1724 года. Однако ж, из построек, предначертанных Петром, исполнена была только небольшая часть, а прочие с изменением первоначального плана возведены были в последующие царствования.

В настоящем положении Александро-Невская лавра, как большая часть русских монастырей, представляет обширный, замкнутый четыреугольник, обнесенный каменною стеною, с полукружием для площади со стороны Невского проспекта. Здесь находятся шесть церквей, дом митрополита, кельи, службы, духовная академия, семинария, духовное училище, богадельня, кладбище и сад.

1. Церковь Животворящей Троицы, соборная, с приделом Александра Невского. Основана при Петре в 1716 году и перестроена при Екатерине II в 1790 году по проекту архитектора Старова. Длина ее 35, ширина в большом поперечнике под куполом 20, вышина с средним сводом и крышею 11 саж.; длина алтаря с колоннадою и иконостасом 6½ , ширина 9½, а полная высота с куполом и крестом - 20 сажен.

Иконостас из белого итальянского мрамора с бронзовыми вызолоченными рамами. Архитрав, карниз и пилястры также с позолотою. Образа писаны на медных досках. Царские двери бронзовые, вызолоченные, и над ними лучезарное сияние с облаками. Цоколь на клиросях из белого мрамора, а плинт из мрамора пепельного цвета, с бронзовой вызолоченной балюстрадой. Амвон огражден железною, местами вызолоченною решеткою. Стены, столбы, потолок и купол покрыты арабесками. На карнизе около иконостаса и на стенах 20 сидящих фигур, изображающие святых.

За правым клиросом стоит рака с мощами Св. Александра Невского. Она сделана из серебра, которое в первый раз добыто было в царствование Елизаветы Петровны в Колыванских рудниках. По сторонам раки барельефы, изображающие важнейшие события из жизни Александра Невского, воинские доспехи, канделябры и разные украшения. На раку с прочими окружающими ее предметами употреблено 90 пуд. чистого серебра. При раке помещена следующая надпись Ломоносова:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает,


И где невидимо Петру споспешствовал.
Являя дщерь его усердие святое -


Открыло, как на трон благоволила сесть.

Лета Господня 1750, государствования своего 9, августа 30, в Санктпетербурге.

Кроме того на серебряной пирамиде, стоящей около раки, сделана, также Ломоносовым, надпись, поддерживаемая двумя ангелами:

Богу
Всемогущему
и Его угоднику
Благоверному
и Великому
Князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику,
презревшему прещение
мучителя, тварь боготворить
повелевшего, укротившему
варварство на востоке,
низложившему зависть на
западе, по земном княжении в
вечное царство переселенному,
в лето 1263.
Усердием
Петра Великого,
на место древних и новых побед
перенесенному, 1724 года.

Державнейшая
Елизавета
Отеческого ко святым
почитания
Подражательница,
К нему
благочестием
усердствуя
сию
мужества и святости его
делами украшенную раку
из первообретенного
при Ея
благословенной державе
сребра
Сооружить благоволила.
В лето 1752

В 1768 году Екатерина II возложила на св. мощи покров с образом Александра Невского, написанным по атласу и с знаком ордена его же имени из бриллантов и бурмицкого жемчуга. В большие праздники и торжественные дни подвешивается к раке золотая лампада с кистью из бурмицкого жемчуга и бриллиантов, принесенная в дар угоднику Екатериной II в 1791 году. Пред ракою поставлен налой с киотом для частиц св. мощей и подсвечником о 12 шандалах; все эти вещи серебряные, весом до 10 пуд - дар Александра 1-го. Кроме того, при раке пять ковчегов с мощами разных святых на налое из красного дерева, обложенном серебром, и святцы, вырезанные из перламутра архангельским унтер цольнером Верещагиным. Они подарены также Александром I, отличаются превосходною работою и весьма дорого ценятся знатоками».

Петр Великий перевозит мощи Александра Невского
в Невский монастырь

В издании «Живописная Россия» (начало 1880-х годов) о той части Троицкого собора, где хранились мощи Святого покровителя города, читаем описание саркофага и мощей: «Рака с мощами Св. Александра Невского помещается за правым клиросом. Она вся выкована из серебра, впервые добытого при Елисавете Петровне из Колыванских рудников. По сторонам раки - пирамиды из воинских доспехов, канделябры, барельефы, изображающие важнейшие события из жизни Александра Невского, и прочие украшения. На все это пошло 90 пудов чистого серебра. Серебряная пирамида, возвышающаяся над ракой, украшена надписями, составленными Ломоносовым и объясняющими вкратце подвиги Благоверного Князя и время сооружения ему раки. Ломоносову же принадлежат и стихи, помещенные при раке:


Святой Александр Невский. Икона.

Святый и храбрый князь здесь телом почивает
Но духом от небес на град сей призирает
И на брега, где он противных побеждал
И где невидимо Петру споспешествовал.
Являя дщерь его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.

Впоследствии императрица Екатерина II в 1768 г. пожаловала к раке дорогую золотую лампаду и возложила на св. мощи покров с образом Александра Невского и с бриллиантовым знаком ордена его же имени. К слову сказать, орден этот задумал учредить еще Петр I; но мысль его осуществилась только после его смерти, при Екатерине I, в 1725 г., и тогда же вновь учрежденным орденом было награждено 15 лиц из числа первых сановников государства».


Крестный ход к Александро-Невской лавре.
Фото 1900-х годов.


Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Фото 1910-х годов.

НОВЫЕ КОНКИСТАДОРЫ

В августе 1914 года началась Мировая война, но службы в храмах Александро-Невской лавры продолжались. Здесь всегда было множество молящихся: «…Сегодня праздник святого Александра Невского - новгородского царя - разгромившего в 1240 году шведов и тевтонских рыцарей на берегах Невы, - записал 13 сентября 1914 года в своем дневнике французский посол Морис Палеолог. - Здесь же, где национальный герой одержал победу, Петр Великий возвелел возвести монастырь столь же обширный и роскошный, как и знаменитые лавры Киевская и Сергиевская. Окруженная стенами и каналами, подобно монашеской крепости, Петроградская лавра включает в свою территорию собор, одиннадцать церквей, множество часовен, резиденцию митрополита, кельи монахов, семинарию, духовную академию, три кладбища. Я часто хожу сюда на прогулку ради очарования тишины и сосредоточенности, царящих здесь, атмосферы религиозного душевного покоя и человеческой доброты, которую здесь вдыхаешь. Сегодня храмы и дворы заполнены множеством народа. В Троицком соборе, который весь благоухает ладаном, богомольцы теснятся перед ракой святого Александра».
В середине июля 1917 года положение на фронтах Первой мировой войны ухудшилось, началась подготовка к эвакуации высших учреждений и ценностей из Петрограда. Предполагалось отправить в глубокий тыл и раку Александра Невского. Сами мощи святого 24 июля переложили в специально сделанный кипарисовый ковчег (ларец), о чем был составлен специальный акт, на котором стояла подпись епископа Петроградского Вениамина.
Во время проведения большевиками яростной антирелигиозной кампании в 1918-1920 годах было вскрыто и разграблено около 70 Святых мощей, укрытых раками (саркофагами). Диктатор «красного Петрограда» Зиновьев и его комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей Святого Александра, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Зиновьеву удалось продавить в Петросовете постановление о вскрытии раки.
12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города несмотря на сопротивление церковнослужителей вскрыли раку, в которой находились мощи Александра Невского. Были назначены «ответственные за мероприятие» - товарищи Н.П.Комаров и И.Н.Кондратьев. Вскрытие провели публично: в лавру «пригнали общественность» - работников райкомов партии коммунистов, представителей воинских частей и почти обязательных, прикормленных властью «горьких печальников в стихах и прозе».
Вот как об этом писал А.Н.Кашеваров из Санкт-Петербургского государственного технического университета в статье «Вскрытие мощей Святого князя Александра Невского в Петрограде 12 мая 1922 года», опубликованной в 1997 году:
«С осени 1918 г. по декабрь 1920 г. советской властью была организована и проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, на протяжении десятков и сотен лет хранившихся в православных храмах и монастырях. За указанный период было совершено около 70 вскрытий святых мощей. Это была одна из наиболее крупных антирелигиозных кампаний за всю историю государственно-церковных отношений советского периода
Вскоре после издания распоряжений центральных органов власти об освидетельствовании, публичной демонстрации и изъятии мощей, в конце марта 1919 г. Комиссариат юстиции Союза коммун Северной области запросил разрешения президиума Петроградского совета на вскрытие останков святого князя Александра Невского, хранившихся в Троицком соборе лавры. В разрешении было отказано в связи с опасениями, что вскрытие мощей в одной из наиболее почитаемых религиозных святынь города - Александро-Невской лавре - может вызвать массовый протест верующих, воспрепятствовавших в январе 1918 г. попытке властей захватить помещения обители и организовавших тогда же братство защиты лавры.
Важную роль в недопущении осквернения святых мощей сыграл митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), который пользовался особым уважением и любовью среди широких масс верующих. 24 марта 1917 г. «свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии» владыка Вениамин был избран ее правящим архиереем…
В апреле и в сентябре 1919 г., когда вновь обнаружилась угроза вскрытия мощей князя Александра Ярославича, митрополит Вениамин дважды обращался с письмами к председателю Петроградского Совета Г.Е.Зиновьеву…
На заседании президиума исполкома Петроградского совета 8 мая 1922 г. было принято решение «произвести вскрытие мощей во время изъятия серебряной раки Александра Невского». Организация вскрытия поручалась председателю губернской комиссии по изъятию церковных ценностей, в помощь которому от Петроградского губисполкома назначались ответственные представители - Н.П.Комаров и И.Н.Кондратьев. Вскрытие мощей было решено начать в 12 часов дня 12 мая.
За несколько лет до этого дня, 24 июля 1917 г. архиереи Вениамин и Сергий, а также два лаврских архимандрита произвели осмотр останков благоверного князя. Тогда это было вызвано тем, что летом 1917 г., при наступлении немцев, лавра готовилась к эвакуации, и поэтому святые мощи после осмотра переложили в новую кипарисовую шкатулку.
Вскрытие мощей 12 мая 1922 г. носило публичный характер и имело антирелигиозную направленность. Уполномоченные местной советской власти производили осмотр останков князя Александра Ярославича под наблюдением нескольких сотен представителей «общественности»: от воинских частей и предприятий, райкомов и укомов РКП(б). Все они получили в Смольном специальные удостоверения, разрешавшие присутствовать во время вскрытия мощей. Митрополит Вениамин и лаврское духовенство вынуждены были наблюдать за этой акцией. Вот как описывал репортер «Петроградской правды» результаты вскрытия: «На дне гроба лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посередине небольшая шкатулка из светлого дерева… отпирают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости…»…
Серебряная рака князя была изъята и по частям на грузовиках перевезена в Эрмитаж. Эту операцию осуществили одиннадцать слесарей и один ювелир, которые еще 9 мая были выделены исполкомом 1-го городского района в распоряжение заведующего отделом управления Ершова, отвечавшего за демонтаж и перевоз раки в Эрмитаж. Однако сами мощи лаврскому духовенству во главе с митрополитом удалось тогда отстоять - шкатулка с ними после осмотра была запечатана и, вопреки циркуляру наркомата юстиции от 25 августа 1920 г. о конфискации мощей и передаче их в музеи, помещена на хранение в алтаре Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Мощи были конфискованы властями лишь осенью 1922 г., после расстрела митрополита Вениамина, обвиненного в «сопротивлении изъятию церковных ценностей в помощь голодавшим Поволжья». В ответ на многочисленные ходатайства верующих о возвращении мощей для поклонения малый президиум губисполкома принял 10 октября 1922 г. постановление о том, чтобы передать эти прошения губпрокурору для расследования, каким образом производился сбор подписей».

1923 год. В голодном «красном Петрограде» в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского», снятая по заказу коммунистических властей города.

 

Возможно, будет полезно почитать: