Одна, но пламенная страсть: что такое сверхценные идеи. Сверхценные идеи

Многие психические заболевания сопровождаются нарушениями процесса мышления. Одним из главных симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, шизофрении и других болезненных состояний психики является появление бредовых и сверхценных идей. В чем отличие между этими нарушениями и что между ними общего? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

История исследования и краткое определение

Термин «сверхценные идеи» был введен психиатром Вернике в 1892 году.

Подобного рода идеи представляют собой суждения, которые возникают у пациента под влиянием событий внешнего мира. При этом суждение имеет сильную эмоциональную окраску, оно преобладает в мышлении и подчиняет себе поведение человека.

Вернике разделял сверхценные идеи на две категории:

Нормальные, при которых переживания, испытываемые больным, соразмерны с событием, которые их вызвали;

Болезненные, главным признаком которых является чрезмерное преувеличение вызвавших их причин.

Важно отметить, что, сосредотачиваясь на сверхценной идее, пациент затрудняется выполнять другие задачи, испытывает трудности с концентрацией внимания.

Главные признаки

Что такое сверхценные идеи? Психиатрия выделяет несколько их главных характеристик:

Идеи возникают на основании реальных событий.

Субъективная значимость идей и вызвавших их событий для пациента чрезмерно велика.

Всегда имеют ярко выраженную эмоциональную окраску.

Пациент может объяснить идею окружающим.

Идея имеет тесную связь с убеждениями и системой ценностей пациента.

Пациент стремится доказать правильность своей идеи окружающим, при этом он может вести себя достаточно агрессивно.

Идея оказывает непосредственное влияние на поступки пациента и его повседневную деятельность. Можно сказать, что все, что делает человек, так или иначе связано с его идеей, носителем которой он является.

Проявив некоторые усилия, можно разубедить пациента в правильности идеи.

Пациент сохраняет способность объективно оценивать собственную личность.

Могут ли такие идеи возникать у здоровых людей?

Сверхценные и могут возникать и у здоровых людей, которые не страдают психическими расстройствами. В качестве примера можно привести ученых, которые страстно отдаются своему делу и преданы какой-либо научной идее, ради которой они готовы пренебречь собственными интересами и даже интересами близких людей.

Сверхценные идеи характеризуются постоянством, они не чужды сознанию и не делают своего носителя негармоничной личностью. Некоторые психиатры, например, Д. А. Аменицкий, называют подобного рода идеи «доминирующими». Если у человека есть доминирующая идея, он становится крайне целеустремленным и готов пойти на все ради того, чтобы доказать окружающим свою правоту.

Стоит отметить, что Д. О. Гуревич полагал, что доминирующие идеи нельзя назвать сверхценными в полном смысле этого слова: они могут лишь указывать на склонность к их появлению. Исследователь полагал, что сверхценные идеи всегда носят характер патологии и делают личность дисгармоничной, сказываясь на адаптационных возможностях и делая мышление непоследовательным и лишенным логики. Однако со временем доминирующая идея может обрести характер сверхценной, причем связано это с развитием какого-либо психического заболевания. При определенных обстоятельствах это может перерасти в бред: суждение начинает доминировать в психике, подчиняя себе личность пациента, и становится симптомом серьезного психического расстройства.

Сверхценные и бредовые идеи: имеется ли четкая граница?

Относительно вопроса взаимосвязи между бредовыми и сверхценными идеями единого мнения не существует. Можно выделить две основные позиции по данному вопросу:

Бред, сверхценные идеи и доминирующие идеи являются самостоятельными симптомами;

Каких-либо отличий между бредовыми и сверхценными идеями не существует.

Почему возникла подобная неопределенность и что думает на этот счет современная психиатрия? Сверхценные идеи и бред не имеют однозначного определения, и четкой границы между ними провести практически невозможно. По этой причине в научной литературе и исследованиях эти понятия нередко смешиваются между собой и считаются синонимичными. Например, главными признаками сверхценных идей считаются доминирующее место в психике, яркая эмоциональная окраска, возможность разубедить пациента в правильности идеи, а также ее понятность окружающим. Однако первые два признака характерны и для бредовых идей. Некоторые бредовые высказывания пациентов также могут казаться понятными и даже рациональными. Поэтому можно с полной уверенностью говорить лишь об одном дифференциальном признаке: возможности убедить пациента в том, что его идея является ошибочной. Синдром сверхценных идей характеризуется всем перечисленным, кроме непоколебимой убежденности пациента в собственной правоте. В случае бреда переубедить человека невозможно. Если пациент уверен в своих иррациональных убеждениях, то можно сделать вывод, что у него наблюдается бред.

Причины появления

Исследования показывают, что для появления симптома достаточно двух факторов:

Личностные особенности человека, то есть склонность к сверхценным идеям. Как правило, пациенты, у которых обнаруживаются сверхценные бредовые идеи, имеют и завышенные ценности. То есть для человека на протяжении всей жизни характерна некоторая увлеченность.

Определенная ситуация, которая служит «пусковым механизмом» для начала формирования сверхценной идеи. Нередко это бывают психотравмирующие ситуации: например, если родственник человека тяжело заболел, может возникнуть сверхценная идея, касающаяся заботы о собственном здоровье. При этом в преморбиде (доболезненном состоянии) личность должна иметь тревожные и ипохондрические черты.

Таким образом, синдром сверхценных идей развивается по тем же законам, что и любое расстройство невротического уровня. Личность с определенным преморбидом, попадая в психотравмирующую ситуацию, вырабатывает определенную идею, которая при этом не входит в противоречие с существовавшими ранее ценностями и убеждениями.

Сверхценные идеи, классификация которых приведена ниже, отличаются огромным разнообразием. Чаще всего встречаются следующие разновидности:

Идеи изобретательства. Пациент полагает, что может изобрести некое приспособление, которое изменит жизнь человечества. Деятельности по созданию своего изобретения человек готов посвящать все свое время. Интересно, что нередко подобная увлеченность приносит неплохие результаты.

Идеи реформаторства. Подобные идеи характеризуются тем, что пациент уверен в том, что знает, как изменить мир к лучшему.

Идея супружеской неверности. Человек уверен в том, что партнер ему неверен. При этом прилагается масса усилий для того, чтобы доказать данную мысль. В качестве доказательств неверности могут расцениваться слишком ухоженный внешний вид, пятиминутная задержка на работе или даже просмотр фильма, в котором играет симпатичный актер.

Ипохондрические сверхценные и Человек полагает, что болен опасным заболеванием. Если врачам не удается найти подтверждений этой мысли, то пациент будет обращаться в новые лечебные учреждения и проходить дорогие диагностические процедуры, чтобы доказать свою правоту.

Бредовые идеи: основные характеристики

В некоторых обстоятельствах сверхценная идея, примеры которой приведены выше, может обрести характер бреда. Бред представляет собой совокупность суждений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Бредовые идеи всецело овладевают сознанием больного, при этом переубедить его невозможно.

Содержание бредовых идей всегда связано с событиями, которые окружают больного. При этом наполнение идей меняется от эпохи к эпохе. Так, в прошлых веках весьма распространены были мистические идеи, связанные с колдовством, одержимостью, порчей, сглазами или приворотами. В наши дни подобные идеи расцениваются как архаические формы бреда. В XIX веке у пациентов появились бредовые идеи, основным содержанием которых были самообвинение и мысли о собственной греховности. В начале ХХ века доминировали ипохондрические идеи, а также идеи обнищания. В наши дни у пациентов нередко имеются идеи преследования со стороны спецслужб, бредовый страх перед и даже идеи о том, что мир будет уничтожен из-за работы андронного коллайдера. Бред одержимости сменился бредом воздействия со стороны пришельцев с других планет.

Стоит отметить, что если возникновение сверхценных идей тесно связано с событиями из жизни пациента, то при наличии бреда определить, почему идеи имеют определенное содержание, не всегда представляется возможным.

Основные формы бреда

На основании механизмов развития бредовых идей выделяются три основных формы бреда:

Бредовое восприятие. При этом пациенты своеобразно оценивают воспринимаемое. Оно обретает новый смысл и внушает страх, тревогу и даже ужас.

Бредовое представление, выражающееся во внезапном появлении необычных мыслей или идей. Такие идеи могут не иметь ничего общего с реальностью: например, пациент решает, что он является мессией и должен спасти мир от неминуемой гибели. При этом под влиянием подобного рода представлений нередко происходит переоценка всей прошлой жизни пациента.

Бредовое озарение. Человек уверен в том, что постиг смысл всего сущего. При этом его объяснения реальности кажутся окружающим странными, вычурными и не обоснованными никакими фактами.

Бред может сопровождаться галлюцинациями: в этих случаях он носит название «галлюцинаторный бред». Сверхценные идеи галлюцинациями не сопровождаются никогда. Как правило, данный симптом встречается у пациентов, страдающих шизофренией.

Чаще всего в психиатрической практике встречаются следующие виды бредовых идей:

Кверулянтский бред. Пациент склонен к сутяжничеству, обращается в суды, чтобы доказать свою правоту, пишет многочисленные жалобы в различные инстанции. При этом жаловаться он может, например, на соседей, которые облучают его из своей квартиры или даже хотят убить.

Бред реформаторства. Основываясь на весьма своеобразных и необычных идеях, больной стремится изменить политическое устройство в стране (или даже в мире) или социальную структуру общества.

Бред изобретательства. Пациенты посвящают жизнь созданию некоего механизма, например, телепорта, машины времени или вечного двигателя. При этом принципиальная невозможность изобретения подобного рода приборов человека остановить не может. На покупку необходимых деталей может тратиться значительная часть семейного бюджета: человек с легкостью оставит своих детей без самого необходимого, лишь бы "воплотить в жизнь" свое творение.

Религиозный бред. У пациентов отмечается весьма своеобразное понимание религии. Например, человек с религиозным бредом считает себя сыном божьим или новой реинкарнацией Будды. При шизофрении человек даже испытывает убежденность в том, что Бог регулярно вступает с ним в контакт, дает советы и руководит им.

Мегаломания, или бредовые идеи величия. Человек переоценивает значение своей личности и полагает, что оказывает непосредственное влияние на происходящие в мире события. Такие пациенты могут полагать, что именно они вызвали землетрясение на другом континенте или спровоцировали падение самолета.

Эротический бред. При этом бред ревности присущ мужчинам, а любовный бред, или эротомания, чаще наблюдается у женщин. Бред ревности выражается в твердой убежденности в неверности партнера. При наличии сверхценной идеи с аналогичным содержанием человека можно убедить в том, что он ошибается, то при бреде сделать это невозможно. Пациенты могут быть убеждены в том, что партнер успел изменить им, выйдя на несколько минут за хлебом. При эротомании же пациент уверен в том, что другое человек испытывает к нему романтические чувства. Как правило, этот человек даже не знаком с пациентом: это может быть звезда шоу-бизнеса, политический деятель, актер и т. д. При любовном бреде имеется непоколебимая убежденность в том, что объект бреда посылает ему тайные знаки во время своих выступлений или сообщает зашифрованную информацию в своих публикациях или интервью.

Особое место занимают патологические преследователи: у пациентов при этом имеется стремление нанести вред своим воображаемым противникам.

Таким образом, можно отметить, что не всегда возможно по содержанию отличить, у какого пациента бред, а у какого - сверхценная идея. Психиатрия предлагает ориентироваться на то, какую роль занимает идея в сознании больного и имеется ли возможность заставить его усомниться в собственных убеждениях.

Хронический и острый бред

Выделяют две основные формы бреда — острую и хроническую. Естественно, что при хроническом бреде симптомы сопровождают пациента в течение длительного времени, сходя на нет под влиянием медикаментозного лечения. При остром же бреде симптомы развиваются внезапно и достаточно быстро.

Хронический бред имеет ряд довольно неприятных последствий, к которым можно отнести:

Мошенничество. Бредовые идеи могут заставить пациента обмануть окружающих, чтобы доказать собственную правоту. Нередко пациенты, которые верят в собственное мессианство, организуют целые секты, собирая с паствы довольно внушительные «взносы».

Ложные показания в суде: пациент убежден в том, что говорит правду, при этом он может с легкостью подтвердить свою правоту на детекторе лжи.

Бродяжничество: под влиянием бредовых идей пациент может начать вести маргинальный образ жизни.

Развитие индуцированного (наведенного) бреда у членов семьи больного. Близкие люди могут присоединяться к бредовым идеям пациента, особенно если они являются достаточно впечатлительными, внушаемыми людьми.

К тому же под воздействием бредовых идей больной может совершить тяжелое преступление, например, убить человека, решив, что тот покушался на его жизнь или жизни его близких. Нередко убийства совершаются пациентами, страдающими от бреда ревности, твердо уверовав в неверность партнера. При этом агрессия может быть направлена как на «изменившего» партнера, так и на того, с кем якобы произошла измена. Кроме того, под влиянием бреда человек может совершить самоубийство: нередко это происходит при бреде самообвинения. Поэтому если у пациента возникает бредовая сверхценная идея, лечение должно быть немедленным: в противном случае человек может нанести вред и себе, и окружающим людям. Как правило, терапия осуществляется в специализированных лечебных учреждениях, где пациент круглосуточно пребывает под наблюдением специалистов.

Сверхценные и бредовые идеи имеют много общего. Они занимают доминирующее место в сознании больного, заставляют его действовать определенным образом, сказываются на адаптации в социуме. Однако бред считается более тяжелым расстройством: если при наличии сверхценной идеи человека можно убедить в том, что он заблуждается, то бредовые убеждения исчезают только после медикаментозной терапии. При этом бред всегда возникает как один из симптомов серьезного психического расстройства, сверхценные же идеи могут появляться и у здоровых людей. И деи, имеющие характер сверхценности, со временем могут развиваться и приобретать черты бреда, поэтому их появление требует немедленного обращения к специалистам в области психиатрии и психотерапии.

Понятие сверхценных идей было выдвинуто С. Wernicke (1892) для обозначения отдельных суждений или групп суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Обычно различают сверхценные идеи, наблюдающиеся у психически здоровых, и патологические, являющиеся признаком психического заболевания.

Примером возникновения сверхценных идей в норме может служить преданность человека какой-либо научной идее, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких, т. е. всем, что не относится к преобладающим в его сознании мыслям. Такая сверхценная идея отличается от навязчивой своим постоянством, она не является чуждой сознанию человека и не лишает личность ее носителя гармоничности. Д. А. Аменицкий (1942) такие встречающиеся в норме сверхценные идеи обозначал как доминирующие. Для людей, которыми овладевают такие идеи, характерно активное стремление преодолеть все препятствия в достижении цели. М. О. Гуревич (1949) доминирующие идеи не считал сверхценными в строгом понимании этого термина. Сверхценные идеи, по М. О. Гуревичу, всегда носят патологический характер, являются выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением и резонерством.

Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратится в истинную сверхценную идею. Такое развитие всегда психогенно обусловлено и происходит обычно при наличии предрасполагающей конституциональной почвы. Сверхценная идея п а то логическая по своему содержанию, имеет отличительные свойства, выделенные F. Arnaud (цит. по Л. Б. Дубницкому, 1975). Это, во-первых, ее неосознанность больным в качестве идеи ложной, болезненной и, во-вторых, медленный темп ее развития. Оба эти признака отличают сверхценные идеи от навязчивостей, так как при навязчивых состояниях больные осознают чуждость своих болезненных переживаний, не могут с ними примириться, пытаются с ними бороться. Навязчивые состояния возникают пароксизмально, для них не характерно постепенное развитие. Сверхценная идея в своем развитии все более овладевает сознанием больного, к ней присоединяются новые сверхценные идеи. Она настолько сливается с личностью больного, что воспринимается им как единственно верное представление или система представлений, которые он активно защищает. Е. Kretschmer (1927) считал, что личность полностью поглощается болезненными сверхценными идеями. Аффективно заряженные и овладевающие всеми личностными проявлениями сверхценные идеи становятся источником бредообразования. Такой вид аффективного бредообразования определяется как кататимическое. Оно является основным патогенетическим механизмом параноического развития (Н. W. Maier, 1913, Е. Kretschmer, 1918). Возможность перерастания сверхценных идей в бредовые была отмечена еще С. Wernic ke. Впоследствии К. Birnbaum (1915) выделил так называемые сверхценные бредовые идеи. Динамику развития бреда из сверхценных идей в рамках паранояльного бредообразования при шизофрении изучил А. Б. Смулевич (1972).

Хотя выделение сверхценного бреда было вызвано трудностью отграничения двух его составных психопатологических образований, тем не менее в психиатрической, особенно в судебно-психиатрической, практике нередко такую дифференциацию проводить необходимо.

Сверхценные идеи как бы занимают промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми. В отличие от навязчивых сверхценные идеи не остаются чуждыми личности больного, интересы его полностью сосредоточиваются на круге болезненных переживаний. Больной не только не борется со своими сверхценными мыслями, а напротив, пытается добиться их торжества. В отличие от бреда сверхценные мысли не приводят к столь значительным изменениям личности. Конечно, неправильно было бы считать, что наличие сверхценных идей оставляет личность интактной. При сверхценных идеях мы не видим, как при бредовых, появления новой личности, новых личностных свойств, нет значительных качественных изменений личности больного. Возникновение и развитие сверхценных идей в основном ограничиваются количественным изменением наиболее значимых в плане сверхценных идей личностных свойств, их утрированием, заострением. Так, до болезни не очень уживчивый, малосинтонный человек становится кверулянтом, а педантичный, скрупулезно выполнявший все ему порученное начинает собирать «архив» для подтверждения своих патологических идей, включая в него совершенно малозначащие бумажки, записки и т. п.

В известной мере для отграничения сверхценных идей от бреда может использоваться критерий психологической понятности, выводимости болезненных переживаний больного. Клинический анализ сверхценных идей позволяет уловить их психогенез, связь с актуальными для больного реальными переживаниями, их соответствие преморбидным личностным особенностям больного. Однако, как уже отмечалось выше, такая связь может обнаруживаться и при психогенном бредообразовании. Относительным критерием разграничения сверхценных и бредовых идей является также возможность разубеждения больного. Критерий отсутствия окончательной убежденности больных в достоверности своих сверхценных идей иногда переоценивается. Конечно, отсутствие окончательной убежденности, колебания больного являются очень важными признаками при необходимости разграничения сверхценных идей и бреда. Однако симптом этот не облигатен, он может отсутствовать на известных этапах динамики сверхценных идей и при перерастании их в бред.

Корригирование сверхценной идеи, как указывал А. А. Перельман (1957), состоит не только в том, что больной осознает ее ошибочность, но и в том, что она перестает доминировать в психической жизни больного, преобладать над другими его мыслями и представлениями, определять весь его жизненный модус. Сверхценные идеи хотя и с трудом, но поддаются коррекции (разумеется, речь не идет о сверхценном бреде) под влиянием веских логических доводов и изменения жизненных обстоятельств, что способствует утрате их аффективной насыщенности и актуальной значимости.

Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с психопатическим складом характера. Наиболее типично их развитие у паранояльных психопатов, в этих случаях сверхценные идеи нередко оказываются этапом параноического развития. Особенно благоприятной почвой для параноического бредообразования нередко бывает сплав паранояльных и эпилептоидных черт характера. При этом эпилептоидность вносит в структуру симптомообразования такой важный компонент, как ригидность мышления и аффекта.

Эпилептоидная психопатия сама по себе также является почвой для возникновения сверхценных идей ревности и ипохондрических (В. М. Морозов, 1934). П. Б. Ганнушкин (1907) проследил возникновение ипохондрических сверхценных идей у психастенических психопатов, подчеркивая при этом роль присущих психастеникам опасений, сомнений, страхов. П. Б. Ганнушкин (1933) отмечал большую частоту возникновения сверхценных идей у фанатиков, которых он, так же как и паранояльных психопатов, называл людьми сверхценных идей, отличающихся лишь тем, что их болезненные переживания часто основаны не столько на логических построениях, сколько на вере. От больных паранояльной психопатией в плане развития сверхценных идей фанатиков отличает известное бескорыстие; борьба фанатиков определяется, по их мнению, общими интересами, они не стремятся выдвинуть на первый план свою личность.

www.psychiatry.ru

Сверхценные идеи.

Сверхценными (доминирующими, гиперквантивалентными) считаются чрезвычайно эмоционально заряженные и правдоподобные идеи, не носящие нелепый характер, но имеющие по каким-то причинам огромное значение для пациента. Это ошибочные либо односторонние суждения или группа суждений, которые вследствие своей резкой аффективной окраски получают перевес над всеми остальными идеями и доминируют в течение длительного времени.

Они вытекают обычно из реальных событий, и им придается гиперквантивалентная значимость. Весь строй мыслей и чувств подчинен одной сугубо субъективной идее. Творческие увлечения (особенно в грубо утрированной форме) людей с художественным складом личности несколько напоминают сверхценные идеи.

Примером сверценных идей может быть открытие или изобретение, которому автор придает неоправданно большое значение. Он в категорической форме настаивает на немедленном внедрении его в практику не только в предполагаемой сфере, но и в смежных областях. Несправедливое, по убеждению больного, отношение к его творчеству вызывает ответную реакцию, которая превалирует в его сознании; внутренняя переработка больным ситуации не уменьшает, а, наоборот, усиливает остроту и аффективный заряд переживания. Как правило, это ведет к кверулянтной борьбе (сутяжничеству), предпринимаемой больным с целью восстановления «справедливости».

Пациент, в детстве писавший стихи, одно из которых даже опубликовали в районной газете, начинает считать себя незаурядным, самобытным поэтом, вторым Есениным, которого игнорируют и не печатают из-за зависти и «окружающего недоброжелательства». Вся его жизнь по существу превратилась в цепь последовательных доказательств своей поэтической одаренности. Больной постоянно говорит не о поэзии, а о своем месте в ней, носит как доказательство свое когда-то опубликованное стихотворение и не к месту его декламирует, легко отбрасывает все контраргументы собеседников. Будучи фанатиком своей поэзии, он во всех остальных аспектах жизни выявляет совершенно адекватный стиль существования.

Сверхценными могут быть не только идеи собственной значимости, но и ревности, физического недостатка, сутяжничества, недоброжелательного отношения, материального ущерба, ипохондрической фиксации и т.д.

При благоприятной для пациента ситуации сверхценные идеи постепенно тускнеют, теряют эмоциональную насыщенность (напряженность) и дезактуализируются. Но при неблагоприятном развитии событий, в частности при хронической стрессовой ситуации, сверхценные идеи могут превращаться в бред.

От обсессий сверхценные идеи отличаются отсутствием чувства навязчивости и чуждости, от бреда - тем, что при свехценной идее происходит запоздалое патологическое преобразование естественной реакции на реальные события. Сверхценные идеи часто встречаются при психопатиях (особенно при паранойяльной форме), но они могут формироваться и в структуре психотических состояний.

Позитивные синдромы (синдром сверхценных идей)

Синдром сверхценных идей - состояние, при котором суждения, возникшие вследствие реальных обстоятельств и на основе действительных фактов, приобретают в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место. Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Примером сверхценных образованний может быть «открытие» или «изобретение», которому автор придает неоправданно большое значение. Он настаивает на немедленном внедрении его в практику не только в предполагаемой сфере непосредственного применения, но и в смежных областях. Несправедливое, по убеждению больного, отношение к его творчеству вызывает реакцию, которая приобретает доминирующее значение в его сознании. Внутренняя переработка этих переживаний не уменьшает, а, наоборот усиливает их. Кверулянтская борьба (сутяжничество), предпринимаемая больными с целью восстановления справедливости, наказания обидчиков, безусловного признания «изобретения» («открытия»),- обычное развитие сверхценных идей.

Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования (интерпретативного) тем, что в их основе реальные факты и события, а источники интерпретативного бреда - целиком ошибочные, неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают, а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. В отдельных случаях возможна трансформация сверхценных идей в бредовые. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения. Больные обвиняют себя в проступке, как правило, незначительном, часто в далеком прошлом. Теперь во мнении больного этот проступок приобретает значение преступления, за которое надлежит понести суровое наказание.

Сверхценные идеи в структуре отдельных болезней. Сверхценные идеи наблюдаются при психопатии, шизофрении, в аффективных фазах маниакально-депрессивного психоза, инволюционной меланхолии.

Менеджмент

Болезненные идеи: навязчивые, сверхценные, бредовые.

Навязчивая идея соотносима с персеверацией. Навязчивая идея это тоже повтор, но она сопровождается рефлексией, переживания чуждости, ненужности. Человек воспринимает это действие как лишнее.

  • Субъективность – всегда свои собственные действия. Человек знает, что он сам их выполняет.
  • Навязчивости непроизвольны. Нарушена произвольность, человек вынужден делать то, чего не хочет.
  • Повторяемость – действия повторяются.
  • Ощущение дискомфорта и комфорта. Нарастает чувство дискомфорта, в связи с необходимостью выполнить какое-то действие (уже в который раз). Может вырасти до уровня овладевающего представления. После «проверки» наступает временное облегчение – чувство комфорта. Бывает связана с конкретными вещами, а бывает общая.
  • Чуждость по отношению к Я. Человеку не хочется это выполнять, он может понимать абсурдность. Противопоставляет себя и свою навязчивость. В большей степени – когда обсессивно-компульсивное расстройство (невроз), в меньшей – когда это в обсессивно-компульсивное расстройство личности (психопатия).
  • Попытки борьбы. Прямая защита – связана по смыслу с содержанием навязчивой идеи. Заражение – мытье рук, кардиофобия – поближе к больнице. Непрямая защита – ритуал. Человек выполняет действия, которые напрямую с навязчивостью не связаны, смысл нам уловить не удается. Иногда даже для самого человека смысл ритуальных действий скрыт. Приметы – не сопровождаются личным ощущением дискомфорта, что он пытается с этим бороться.
  • Характеристика первобытного общества – регламентация всего. Строгая система правил и запретов. Осознавание через запрет. Первоначально это и есть сознательная деятельность – делать не то, что ты хочешь, а что от тебя требует общество. Патологическое стремление к правильности, стремление к предсказуемости.

    Патология мышления может выражаться в таком феномене, как сверхценные идеи - гиперквантивалентные идеи (от лат. hyper - над, сверх + лат. quantum - сколько + valenti - сила) - мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Характеризуются большой шоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Например, человек, действительно пишущий С1ихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он необыкновенный, чрезвычайно талантли-вый, гениальный поэт, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими он расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении уже не считается ни с какими реальными фактами.

    Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобрета-юльству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

    Человек, имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это - трагедия всей а о жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что псе его неудачи связаны только с этим «уродством». Или человека к го-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены юлько на это, он уже и в самых безобидных действиях видит только одно - желание ущемить его интересы, вновь задеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства - от лат. querulus - жалующийся) - склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, |азета, суд и т.д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.

    Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей. Бредовые идеи: Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред. Бредовые идеи (бред) - неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность, не соответствующие действительности. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим: 1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни; 2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей; 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны; 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки. Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Никакими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся.

    По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: 1) бредовые идеи преследования; 2) бредовые идеи величия; 3) бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).

    Критерии бреда по К. Ясперсу.

    • Субъективная убежденность в своей правоте
    • Невозможность коррекции (человека нельзя переубедить, он не слышит логики и доказательств)
    • Невозможность содержания (несоответствие действительности), но относительно – иногда бред может соответствовать действительности
    • Будет переиначивать любые аргументы так, что они будут только подтверждать его бред.

      Переводит разговор на одну и ту же тему (как к нему плохо относятся коллеги), ставит себя в центр мира (на его работе люди только и думают о том, как бы причинить ему вред), коммуникативная неадекватность (не чувствует собеседника), использует собеседника как инструмент для реализации своих бредовых целей, бредовое поведение (ведом странными идеями на уровне поступков – меняет маршрут, проходит в специальных местах), тенденция к разрастанию бреда (захватывает все больше людей, встраивает их в свой бред), бред начинает совпадать с реальность (поведение других людей вторично обсуловлено эти бредом).

      Сверхценные образования

      В литературе чаще всего используют термин сверхценные идеи (Wernicke, 1892). Этим выражением как бы подчёркивается, что расстройство проявляется когнитивными нарушениями, то есть неадекватными убеждениями, не имеющими достаточных объективных оснований.

      Существуют разные определения расстройства. Приведём здесь несколько из тех, что выявляют основные его признаки с наибольшей, по нашему мнению, отчётливостью.

      П.Б.Ганнушкин (1933) при описании психопатов-параноиков указывает: «Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на всё его поведение. Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Соответственно этому основными чертами психики людей с параноическим характером являются очень большой эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. Эти люди крайне узкие и односторонние: вся окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она касается их личности; всё, что не имеет близкого, интимного отношения к его Я, кажется параноику мало заслуживающим внимания, малоинтересным».

      П.Б.Ганнушкин тем самым подчёркивает, что сверхценные идеи, во-первых, свойственны психопатическим личностям паранойяльного типа и индивидам с паранойяльными чертами характера, а во-вторых, тот факт, что наличие таких идей сопровождается обесцениванием или игнорированием значения многих сторон действительности, что, в свою очередь, уродливо искажает восприятие социальной реальности, включая собственную жизнь.

      «Сверхценные идеи , - замечает А.А.Меграбян (1972), - выражают собой комплекс мыслей, доминирующих над всем психическим содержанием сознания больного. Это содержание, вовлекаясь в сферу влияния сверхценной идеи, подчиняется ей и способствует её дальнейшему развитию. Такие идеи формируются под преобладающим воздействием аффективно-кататимных механизмов. Логически обоснованная критика большей частью беспомощна перед ригидно направленной аффективностью и элементами паралогической мысли. В отличие от бреда сверхценные образования не содержат абсолютно неправильных, абсурдных суждений. Нечто иное даёт повод для констатации сверхценной идеи: сомнительной, спорной, оторванной от действительности, неодолимой тенденцией (в сущности, болезненным заблуждением) представляется развитие конкретным лицом применительно к самому себе стойких убеждений в высоком призвании к научной деятельности, к проявлению себя в искусстве, на административном либо политическом поприще или иных сферах жизни. При всей своей ригидности сверхценные идеи иногда всё же поддаются психотерапевтической коррекции. Иногда же границы между ними и паранойяльным бредом стираются». А.А.Меграбян тем самым подчёркивает, что сверхценные убеждения в собственном высоком призвании касаются наиболее престижных сфер общественной жизни. Кроме того, он указывает на роль кататимических комплексов в формировании сверхценных идей, чем сближает последние и паранойяльный бред.

      Как считает К.Ясперс, «сверхценные идеи (uberwertige Ideen) - это убеждения, сильно акцентированные благодаря аффекту, который может быть понят в свете характерологических качеств данной личности и её истории. Под воздействием этого сильного аффекта личность отождествляет себя с идеями, которые в итоге ошибочно принимаются за истинные. В психологическом аспекте упорное нежелание отказываться от сверхценных идей не отличается от научной приверженности истине или страстной политической или этической убеждённости. Различие между этими феноменами состоит только в ложности сверхценных идей. Последние встречаются как у психопатов, так и у здоровых людей; они могут принимать также форму «бреда» - идей изобретательства, ревности, кверулянтства, сутяжничества и т. п. Такие сверхценные идеи следует чётко отличать от бреда в собственном смысле.

      Они представляют собой единичные идеи, развитие которых может быть понято на основе знания о свойствах и ситуации данной личности, тогда как истинные бредовые идеи суть недоступные психологическому пониманию рассеянные продукты кристаллизации неясных бредовых переживаний и диффузных путаных ассоциаций; правильнее было бы считать их симптомами болезненного процесса, который может быть идентифицирован также на основании других источников». К.Ясперс, как видно, особое внимание уделяет личности пациентов со сверхценными идеями, хотя он не описывает её и не даёт её определения. По косвенным признакам можно предположить, что он имеет в виду личность с чрезмерно высокой самооценкой, хотя в то же самое время он как будто допускает возможность развития сверхценных идей и у нормальных индивидов.

      Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок (1994) представляют очень краткое и не слишком ясное сообщение об этом расстройстве: «Сверхценные идеи: мысли, содержащие и стойко сохраняющие неадекватные утверждения; не так устойчивы, как бредовые идеи». Авторы акцентируют тем самым неадекватность сверхценных утверждений, не поясняя, правда, в чём она состоит. Любопытно, что в своей книге они более нигде не возвращаются к этой теме, и вряд ли это является досадным упущением. Е.Блейлер, например, даже не упоминает о сверхценных идеях, как если бы их клиническое значение было минимальным или весьма относительным. Мнение Г.И.Каплана и Б.Дж.Сэдока в чём-то совпадает с позицией А.В.Снежневского, который указывает, что особенно часто сверхценные идеи наблюдаются при депрессии. Например, какой-то незначительный проступок в сознании таких пациентов вырастает до размеров тягчайшего преступления. Тем самым как бы утверждается, что существует особый класс сверхценных идей, связанных не с личностью, а с аффективными расстройствами - депрессией и манией. По аналогии с бредом такие идеи могли бы именоваться голотимическими сверхценными образованиями. Стоит заметить, что достаточно распространено отождествление сверхценных идей и навязчивостей. Так, в Большом толковом психологическом словаре А.Ребера (2002) автор указывает, что сверхценная идея есть «паттерн мышления, который навязчиво крутится вокруг определённой темы. См. навязчивость».

      В.В.Шостакович (1997) сообщает следующее: «Сверхценные идеи представляют собой тесно связанные с особенностями личности убеждения, которые возникают под влиянием реальной ситуации. Эти мысли логически разработаны и приобретают чрезмерно важное значение в силу большой эмоциональной заряженности. Поэтому они занимают неподобающее место в сознании человека, влияют на его поступки и поведение.

      По содержанию это могут быть идеи ревности, супружеской неверности, которые возникают после какого-либо незначительного события, вызывающего подозрение в измене; сутяжные (кверулянтские) идеи, которые развиваются после реального или мнимого ущемления прав пациента; ипохондрические идеи, обусловленные нетяжёлой болезнью, которую больной без оснований считает крайне опасной, неизлечимой. Сверхценные идеи встречаются в сложных жизненных ситуациях при расстройствах личности, различных вариантах органического поражения головного мозга, шизофрении и некоторых других психических аномалиях и болезнях». Стоит обратить внимание на то, что в развитии сверхценных идей В.В.Шостакович подчёркивает важную роль сложных жизненных ситуаций. Из этого можно вывести предположение о том, что дезактуализация сверхценных идей в принципе возможна, но лишь при радикальной перемене жизненной ситуации пациента, дискредитирующей гипертрофированную самооценку.

      Сверхценными идеями М.Блейхер (1955) называет «суждения или группы суждений, отличающиеся аффективной насыщенностью и носящие стойкий, фиксированный характер. Могут наблюдаться и у психически здоровых (преданность человека какой-либо научной идее, ради торжества которой он готов пренебречь всем остальным) доминирующие идеи (Аменицкий Д.А., 1942; Гуревич М.О., 1949). Принадлежность последних к идеям сверхценным оспаривается. Идеи сверхценные являются патологическими, служат выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением. Однако доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную идею сверхценную. Последняя не осознаётся больным в качестве ложной, по мере развития она всё менее поддаётся коррекции. Идеи сверхценные занимают как бы промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми». Автор ставит важный вопрос о разграничении сверхценных идей и других феноменов нормальной и болезненной психики, а также о том месте, какое занимает это расстройство в ряду психопатологических феноменов. Тезис о том, что сверхценные идеи занимают как бы промежуточное положение между навязчивостями и бредом, является достаточно спорным.

      Как полагает Р.Тёлле (2002), «сверхценные идеи более чётко отличаются от бреда и стоят ближе к неболезненным переживаниям. Они характеризуются эмоциональной насыщенностью, стойкостью и полной убеждённостью (Баш). У больных отдельные представления сильно охвачены эмоционально и не могут корригироваться противоположными представлениями; из-за этого они встречают враждебность и причиняют ущерб. Сверхценные идеи встречаются во всех областях жизни, но преимущественно в мировоззрении и политике, а также в науке. Они воздействуют на общество через свою способность разрушать контакты, возбуждать и внушать отвращение.

      По содержанию они не полностью ложны, имеют ошибки в форме неполных, содержащих проблемы представлений. То, что эти люди раздражительны и бесцеремонны в достижении цели, вызвано неосознанными мотивами. Сверхценные идеи отличаются от бредовых, но и между ними есть переходы, например кверулянтское асоциальное поведение может перейти в кверулянтский бред в процессе бредового развития». Автор не усматривает принципиального различия между бредом и сверхценными идеями, говоря о переходах между ними. Он как бы стирает грань, отделяющую паранойю, то есть бредовый психоз от параноического развития личности, характеризующегося сверхценными идеями. Р.Телле, как и другие исследователи, не приводит сведений о распространённости сверхценных идей, из чего можно заключить, что в выявлении и идентификации сверхценных идей существуют некоторые проблемы.

      Если сравнить приведённые здесь точки зрения, то можно сделать несколько выводов. Во-первых, авторы не столь единодушны в том, что касается клинических критериев, содержания, границ и актуальности сверхценных идей. Во-вторых, сам термин «сверхценная идея» неполно отражает существо проблемы. В самом деле, пациент может считать важной для себя не только какую-то свою мысль, с равным успехом он может думать то же самое о своих интересах, занятиях, планах или ожиданиях. Было бы, кажется, более точным говорить о сверхценных образованиях, не ограничиваясь исключительно сферой мышления. В-третьих, и это самое существенное, в большинстве приведённых описаний фигурируют указания на неадекватные мысли и некий аффект или эмоциональную насыщенность этих мыслей. Собственно аффекта при этом не бывает, если не считать чрезмерно сильных эмоциональных реакций пациентов в ответ на непонимание или противодействие им со стороны окружающих.

      Дело представляется таким образом, что существуют некие самостоятельные психические сущности, а механические ассоциации между ними и порождают сверхценные идеи. Это атавизм атомистической психологии, и вряд ли кто-то всерьёз его принимает. Следует, вероятно, признать правоту тех исследователей, которые подчёркивают решающую роль личности в развитии сверхценных идей. Не болезненные идеи делают аномальной личность пациента, напротив, сами эти идеи коренятся в его личности, возникая в определённых жизненных ситуациях. И главное в такой личности, как указывает П.Б.Ганнушкин, является аномальная система представлений о ценностях жизни. Если признать эти замечания справедливыми, то определение расстройства могло бы, как нам кажется, выглядеть следующим образом: сверхценными образованиями являются мысли, чувства, интересы и занятия, которым пациент придаёт несоразмерно большое значение в силу стойкого доминирования дефицитарной системы ценностных приоритетов.

      Случается так, что всего лишь одна мысль может поглотить наш ум полностью, радикально изменить весь наш жизненный уклад и заставить нас строить всю свою жизнь, исходя из ее ценности, которая в какой-то момент становится для нас абсолютной. Когда такое случается, говорят, что человеком овладела сверхценная идея. Но почему это происходит? Что заставляет нас отложить все остальное на задворки нашей системы ценностей и оставить только что-то одно? И так ли это плохо для человека, ведь одержимость какой-то одной идеей концентрирует наши чувства, усилия в одном направлении, а значит позволяет реализовать наше стремление к цели более эффективно? Так ли это?

      Что ж, давайте разберемся, что же это такое —Сверхценная Идея.

      Сверхценная идея как психическое расстройство.

      Понятие «сверхценная идея» впервые появилось в 1892 году в Германии, когда известный психиатр Карл Вернике, занимаясь изучением различных навязчивых состояний у своих пациентов, столкнулся с необходимостью отделить одни состояния от других. Причина была в том, что пациенты, одержимые различными идеями, проявляли эту одержимость по-разному.

      Так, один из пациентов Вернике был свято убежден в том, что его супруга постоянно изменяет. При этом его уверенность строилась на убеждениях, которые не поддавались нормальной логике и с точки зрения обычного человека были совершенно нелепы. Например, увидев свет в окне дома напротив, он убеждал себя в том, что это сигнал жене от любовника о встрече. Ее стремление купить себе новое платье неизменно встречало с его стороны сопротивление, поскольку он был совершенно уверен, что на самом деле это делается для любовника, а когда жена приходила усталая с работы, он уверял себя, что усталость вызвана вовсе не работой, а плотскими утехами.

      Другая часть пациентов фиксировались на навязчивых идеях по-другому, сохраняя ясное сознание, способность к адекватной оценке ситуации и нормальному логическому мышлению. Идеи таких людей не казались взявшимися из ниоткуда. Наоборот, мысль или идея, долгое время находившаяся на краю их сознания и имеющая вполне нормальное логическое обоснование, в определенный момент становилась чем-то исключительным, невероятным по важности решающим фактором.

      Подобную идею всегда сопровождал мощный эмоциональный отклик, и это сочетание часто приводило к тому, что она начинала занимать доминирующую позицию в сознании, а будучи превосходно логически обоснованной и эмоционально значимой, она побуждала человека к очень активной деятельности по ее реализации. Другим важным признаком было гипертрофированное и даже болезненное преувеличение значения реальных фактов, которые стояли в основе первоначального убеждения.

      Но самой важной особенностью состояния, которое было определено Вернике как сверхценная идея, был тот факт, что в какой-то момент она начинала занимать в сознании пациента абсолютно доминирующее положение, подчиняя себе его волю, его стремления, а иногда и всю его жизнь, смысл которой в значительной степени был предопределен этим болезненным умственным предпочтением.

      Как появляется сверхценная идея.

      Вы очень цените свою работу и страшно боитесь увольнения. В какой-то момент к вам приходит понимание (катарсис), что это увольнение непременно должно быть подстроено другими сотрудниками, завидующими вашим успехам. С этих пор ваша жизнь радикально меняется. Отныне вы придаете значение событиям, на которые раньше не обращали внимания: случайный косой взгляд коллеги, разговор ваших друзей во время перекура в стороне от вас, ухмылка начальника, звонок с неизвестного номера телефона — все это становится звеньями одно цепи, направленной на лишение вас должности. При этом основания для ваших подозрений всегда реалистичные, любое из описанных событий чисто гипотетически может быть частью заговора по отношению к вам, ведь известно, что в жизни такое случается. Если все происходит примерно так, то с большой степенью вероятности вами овладела сверхценная идея.

      Отличие сверхценной идеи от других одержимостей.

      Карл Вернике

      На основании наблюдений за своими пациентами Карл Вернике впервые ввел определение сверхценной идеи, выделив ее как отдельное психическое отклонение. Критериями, отдаляющими ее от другого типа одержимости — сверхценного бреда, было то, насколько идея больного и ее предпосылки понятны окружающим, а также, имеется ли возможность у окружающих убедить человека в ложности его идей или нет. Другими словами, если в основе одержимости лежали реальные факты и пациент оперировал привычной большинству людей логикой, то он страдал сверхценной идеей, а не бредом, в основе которого всегда лежали фантастические предположения. Как нетрудно понять, в основе диагноза, отделяющего одно от другого лежали оценочные суждения окружающих, и именно они определяли границы нормы.

      Основные идеи Вернике и сегодня лежат в основе диагностики состояний одержимости и, несмотря на то, что далеко не все психиатры их поддерживают, других четких определений, отличающих сверхценный бред от идеи, не существует.

      Как отличить сверхценную идею от других одержимостей — таких, как сверхценный бред и навязчивая идея? На сегодняшний день психиатры говорят о четырех основных признаках, по которым это можно сделать.

      Первый критерий — абсолютное доминирование идеи в сознании. Неважно, что происходит в мире: революции, землетрясения… Самым важным для вас будет теоретическая измена вашего партнера.

      Второй критерий — сверхценная идея имеет для вас огромную эмоциональную значимость. Какую бы форму она ни принимала, она неизменно вызывает у вас сильную и устойчивую эмоциональную реакцию.

      Третий критерий — идеи, которые по вашему мнению лежат в основе одержимости, реально присутствуют в вашей жизни или вашем предыдущем опыте, а реальность означает тот факт, что эти предпосылки реальны с точки зрения окружающих. Так, домовой, постоянно мешающий вам заснуть, таковым признаком никак не является и говорит окружающим о том, что ваша одержимость — бред.

      Четвертый признак — критичность вашего мышления. Это значит, что если посторонний человек, использовав некие аргументы, способен убедить вас в ложности вашей идеи, то вы страдаете не бредом, а именно сверхценной идеей.

      Здесь следует сделать уточнение — последние два критерия являются как раз признаками, отличающими сверхценный бред от просто идеи, хотя с последним согласны не все психиатры.

      Признаки состояний одержимости.

      Не секрет, что в бытовых разговорах мы нередко ставим «психический диагноз» своему собеседнику, если с точки зрения логики его позиция не выдерживает никакой критики. В такие моменты чаще всего мы произносим слова «какой же бред!» Мы отлично понимаем, что это выражение — просто метафора, и человеку, который говорит «глупости», едва ли можно всерьез диагностировать отклонение психики. Отсутствие логики далеко не всегда означает наличие сверхценной идеи или бреда, а глупость и неумение мыслить не является признаком психического отклонения. Однако навязчивые мысли и сверхценные идеи вовсе не редкость в нашем мире, другой вопрос — насколько их можно считать психическими проблемами, ведь в отличие от того, что является бредом, здесь все не так очевидно.

      Так, например, один из моих знакомых давно и свято верит в существование тайного мирового правительства, которое уже много сотен лет дергает за ниточки руководителей отдельных стран и нещадно эксплуатирует несчастные народы в своих корыстных целях. При этом, как и огромное количество других людей, верящих в подобные вещи, он не обладает реальными доказательствами своей позиции, но убедить его в обратном невозможно, разумные аргументы не действуют, ибо всякий раз решительно отметаются, как незначительные и несуществующие. Казалось бы, если в этом случае использовать два последних критерия, то речь здесь идет о наличии не просто сверхценной идеи, но самого настоящего бреда. И все же, это никоим образом не является ни бредом, ни даже идеей, ибо не выполняются самое первое условие — идея должна полностью доминировать в сознании, и если ваша идея не живет с вами большую часть вашего времени, то и говорить о том, что она является для вас сверхценной, нет никакой возможности.

      Из приведенных выше примеров становится понятно, что границы между бредом, навязчивыми и сверхценными идеями весьма расплывчаты и условны, а явления эти очень близки по своей природе. В свете такой расплывчатости границ большое значение приобретают отличия, позволяющие приблизительно провести рубеж между этими понятиями.

      Так, если мы говорим о навязчивых мыслях и идеях (диагноз «навязчивая идея»), то их принципиальная особенность заключается в том, что чаще всего они не воспринимаются как свои собственные, но как пришедшие извне. Они не несут в себе цели и при этом склонны к зацикливанию на манер заезженной пластинки. Это весьма мучительное состояние, особенностью которого является явно выраженное желание пациента его устранить. Человек, который никогда не испытывал состояния навязчивой идеи, может отдаленно сравнить это состояние с появлением в голове незатейливой, но очень навязчивой мелодии, от которой никак не удается избавится.

      Бред (диагноз «сверхценный бред») чаще всего появляется эпизодами, он захватывает сознание полностью, а основывается это состояние на чем-то, не имеющем место в реальной жизни. В рассуждениях пациента почти всегда отсутствует привычная нам логика, которая нередко заменяется причудливыми паралогическими умозаключениями (ложная логика). Сверхценый бред имеет для человека огромную ценность и воспринимается как нечто, вообще не подлежащее критическому рассмотрению.

      Что касается идеи (диагноз «сверхценная идея»), то это очень сильная эмоциональная убежденность в чем-либо, от которой хоть и непросто избавиться, но критическое отношение к ней со стороны пациента все же возможно. Умозаключения, приводящие человека к такой идее, в большинстве случаев основаны на обычной логике и касаются вещей, более или менее относящихся к реальному миру.

      Конечно, разделение симптомов этих навязчивых состояний вовсе не означает, что одно не может переходить в другое. Так, сверхценная идея вполне может оказаться этапом на пути к бредовым состояниям (в случае развития бреда так нередко и случается), но это вовсе не значит, что навязчивая идея обязательно переходит в бред. Некоторые психиатры полагают, что навязчивые состояния имеют одну природу и что по сути это одно заболевание, которое просто имеет разные проявления и разные стадии. В качестве примеров они приводят случаи, когда вполне правильная формальная логика и критическое отношение вовсе не исчезали, а успешно ставились пациентами на службу своему бреду. Вот как рассуждал один пациент, который был убежден в том, что является волком-оборотнем. «Я волк, но сейчас я вижу у себя человеческие руки и ноги по причине простого обмана зрения, а невидимость моего истинного облика ничего не значит перед фактом моей истинной природы, которую я ощущаю всем своим существом». Вот так логика становится фрагментом, помогающим объяснить истинность природы бредового состояния.

      Сверхценная идея как признак психического расстройства.

      В наше время в психиатрии сверхценные идеи рассматривают как признаки целого ряда расстройств психики, при этом для каждого конкретного расстройства характерен свой набор более или менее типичных идей.

      В качестве примера можно привестиобсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний и навязчивых действий), когда с помощью компульсивно-ритуальных действий пациент стремится предотвратить какое-либо весьма маловероятное событие (нужно 10 раз помыть руки, чтобы не подхватить заразу).

      Дисморфофобия — одержимость незначительными дефектами своего тела (пациент не может перестать думать и беспокоится о небольшой родинке на шее, полагая, что все окружающие обращают внимание только на это).

      Ипохондрическое расстройство, заключающееся в непрерывном тревожном поиске у себя симптомов опасных заболеваний (которые всегда находятся).

      Фантомная беременность — навязчивое состояние, возникающее у женщин чаще всего на фоне сильного желания забеременеть.

      Социофобия — больной исходит из уверенности, что все вокруг обращают внимание только на него и это внимание непременно осуждающее.

      Характеры склонные к сверхценным идеям.

      Психиатры считают, что есть несколько вполне определенных складов характера (акцентуаций), которые наиболее подвержены навязчивым идеям.

      К ним относятся шизоидный и параноидный склады характера. Шизоидным личностям вообще свойственно увлекаться новыми и необычными идеями, и это увлечение порой доходит до психической паталогии. Что же касается параноидального склада, то эти люди, как правило, чрезмерно озабочены различными событиями, которые теоретически могут иметь для них неблагоприятные последствия, на этой почве и развиваются состояния, связанные с навязчивыми фобиями. Конечно, это вовсе не значит, что люди такого типа непременно станут одержимы навязчивыми идеями, данные типы характеров лишь больше других склонны к этому типу психических расстройств.

      Нужно ли лечить людей одержимых сверхценной идеей?

      Хороший вопрос — нужно ли обязательно лечить человека со сверхценными идеями? И почему мы вообще стараемся лечить психические расстройства, если в большинстве случаев их носители не представляют общественной опасности?

      Поводом для того, чтобы лечить человека от психического заболевания, может быть либо его желание, либо очень редкие случаи, когда такие больные представляют реальную опасность для самих себя или для общества. Конечно, подобные симптомы почти всегда представляют определенные неудобства для ближайшего окружения человека, однако это не повод и никогда не должно быть поводом для принятии решения о лечении, если в его основе не лежит желание самого больного.

      Приносят ли одержимости вред или пользу?

      Когда мы говорим об одержимости идеей, как о болезни, то порой забываем, что под этим флагом люди способны сделать и немало хорошего. Так, если мы обратимся к истории науки, то редкие большие открытия обошлись без элементов одержимости. То же самое можно сказать и про многие гениальные произведения искусства и литературы, географические открытия, изобретения, духовные озарения.

      Однако история знает и немало случаев, когда во имя таких идей творились преступления, сегодня можно вспомнить про радикальные религиозные направления, политические партии крайнего толка, массовые проявления истерии, которые почти всегда основаны на таких идеях (вспомним гитлеровскую Германию, сталинскую Россию или движение хунвэйбинов в Китае).

      Конечно, как и почти любая другая вещь в этом мире, сверхценная идея не может рассматриваться в какой то одной однозначной плоскости, однако вопрос о том приносит ли она вред или благо очевидно стоит рассматривать с двух точек зрения — с точки зрения самого человека (страдает ли он от своей одержимости или для него это подарок судьбы) и с точки зрения общества (полезно это или вредно для окружающих).

      Сверхценные идеи – это довольно характерное явление для человеческого общества, и они определенно играют важную роль в культуре и истории. Что касается взгляда на это явление, как на болезненные проявления психики, то следует всегда помнить о двух вещах:

      — понятие психологической нормы всегда было и будет социально субъективно, точно так же и критерии психологических отклонений всегда будут отличаться довольно размытыми границами. Это значит, что определить, в какой момент заканчивается «норма» и начинается заболевание, всегда будет непросто. И реальность сегодня такова, что зачастую критерии оценки психологических отклонений определяют не только врачи психиатры, но и господствующие в данном обществе социальные стереотипы.

      — границы самого заболевания должны определяться врачами психиатрами, а решение о лечении заболевания должен принимать только сам пациент – конечно, при условии, что он не представляет опасности для себя или окружающих.

      На сегодняшний день не существует определенного метода лечения навязчивых состояний, и методы воздействия на пациентов выбираются, исходя из типа и степени расстройства. Это может быть психотерапия, а в особенно ярко выраженных случаях применяются антидепрессанты и антипсихотики.

      100 р бонус за первый заказ

      Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

      Узнать цену

      Сверхценные идеи - ошибочные или односторонние суждения, вследствие своей чрезмерной аффективной насыщенности получающие перевес над всеми остальными идеями и доминирующие в сознании. Другие мысли или концентрируются вокруг сверхценной идеи, подчиняясь ей, или же подавляются. Преданность сверхценной идее заставляет человека пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами близких.

      Типы некоторых сверхценных идей:

      1) ипохондрические - мысли о мнимой болезни;

      2) кверулянтские - мысли о необходимости бороться за свои попранные права, приводящие к непреодолимой сутяжнической деятельности;

      3) фанатичные - непреодолимые мысли о мести после нанесенного оскорбления;

      4) изобретательства - мысль о создании или открытии нового необычного инструмента, аппарата или технологического процесса;

      5) талантливости - мысль о выдающихся достижениях и успехах в области поэзии, музыки,

      6) ревности - неотступные мысли об изменах жены, мужа, любовника.

      Сверхценные идеи - выражение дисгармоничной психики, связаны с паралогическим мышлением, резонерством, наиболее часто возникают у паранойяльных, эпилептоидных, психастенических, психопатических личностей.

      Бредовые идеи - болезненного происхождения, извращенные, ошибочные, не соответствующие реальности представления и суждения, искаженно отображающие действительность, в достоверности которых больной убежден и не поддается коррекции извне. Клинические, систематизированные по содержанию, различаются следующие виды бреда:

      1. С положительным эмоциональным тоном:

      а) бред величия - мысли о знатном или инопланетном проис-
      хождении, о способностях преобразовать мир или исправить по-
      грязших в грехах людей, о гениальности, талантливости или гран-
      диозной физической силе и т. д.;

      б) эротический бред - мысли больного о сексуальных домо-
      гательствах высокопоставленной особы, влюбленности в него де-
      сятков поклонников, множестве жен, любовниц, неотразимой при-
      влекательности, необычной половой силе;

      в) бред богатства - мысли о несметном богатстве, владении
      множеством домов, бесчисленными драгоценностями и т. д.

      г) бред изобретения - больной изобрел вечный двигатель, ко-
      торый осчастливит человечество, космоплан для достижения даль-
      них галактик, создал лекарство от всех болезней.

      Встречаются при экспансивной форме прогрессивного паралича, маниакальной фазе аффективного психоза, параноидной шизофрении.

      2. С отрицательной эмоциональной окраской:

      а) бред самообвинения, самоуничижения - больной считает
      себя плохим человеком, приносящим вред государству, семье, ви-
      новен в тяжких преступлениях, его следует уничтожить;

      б) бред обнищания и материального ущерба - больной убеж-
      ден, что он лишился имущества, квартиры, дома, пенсии, умерли
      родные, нет кровати, постельного белья, одежды, предстоит уме-
      реть голодной смертью;

      в) бред ипохондрический - убежденность больного в том, что
      болен неизлечимой болезнью, сегодня же должен умереть, сгнили
      внутренности, нет кишечника и пищевода, мозг высох и т. д.

      Наблюдаются при депрессиях аффективного психоза, пред-старческих и старческих психозах, соматогенном психозе, депрессивной форме прогрессивного паралича, шизофрении.

      3. Окрашенные гувством страха, подозрительности, недоверия:

      а) бред преследования - больному кажется, что к нему плохо
      относятся, его хотят убить, преследует определенная группа лю-
      дей, существует какая-то банда, которая хочет его погубить, на
      улице за ним ходят, угрожают;

      б) бред отношения или особого значения - малозначительные
      факты из жизни больного приобретают в глазах больного опреде-
      ленное значение (догорающий окурок, брошенный в пепельни-
      цу,- намек на скорую кончину больного), в сюжетах телепередач
      больной видит намеки на свою жизнь, в разговорах прохожих
      «слышит» обсуждение его поступков и переживаний;

      в) бред воздействия или влияния - мысли о гипнозе, сковы-
      вающее действие которого больной испытывает на себе, о лазере,
      пронизывающем и прожигающем весь организм, о взгляде близко-
      го человека, переделывающего мальчика в девочку, о сексуальном насилии с помощью прикосновения руки.

      Часто встречаются при параноидной шизофрении, старческих и предстарческих психозах, соматогенных и травматических психозах.

      Формирование бредовых идей. Первичный бред развивается вследствие нарушений логики и возникновения патологической интерпретации. У больного не нарушается чувственное познание мира, он опирается на реальные факты, трактуя их очень избирательно, игнорируя все, что не соответствует его идеям. Первичным бредом может быть бред эротический, изобретательства и т.д. Других расстройств психики обычно нет. Первичный, называемый также интерпретативным и систематизированным, - система построений, расширяющихся, усложняющихся и детализирующихся.

      Чувственный (образный) бред возникает преимущественно из-за нарушений чувственного познания. В его структуре преобладают яркие образные представления: воображение, фантазии, вымыслы, грезы. Он с самого начала сочетается с галлюцинациями, страхом, возбуждением и т. д.

      Основные бредовые синдромы. Паранойяльный синдром - постепенно развивающийся, систематизированный, эмоционально насыщенный, правдоподобный и лишенный расстройств восприятия бред.

      Галлюцинаторно-параноидный синдром состоит из бредовых идей и галлюцинаций.

      Синдром психигеского автоматизма Кандинского-Клерамбо (разновидность предыдущего) - сочетание псевдогаллюцинаций, бредовых идей психического, физического, гипнотического воздействия и чувства отчужденности, «сделанности» собственных движений, поступков, эмоций и мыслей («Я как автомат, управляемый со стороны»).

      Парафренный синдром - сочетание систематизированного бреда преследования и величия (с фантастическим сюжетом) с психическим автоматизмом и псевдогаллюцинациями. Нередко наличествует повышенное настроение.

      Синдром дисморфоманш проявляется триадой: 1) паранойяльными идеями физического недостатка («нет талии», «нос слишком большой»), 2) бредом отношения («все смотрят»); 3) пониженным настроением.

      Возрастные особенности. У д е т е й в связи с неразвитостью ЦНС (ассоциативных полей) бред возникает редко. Более часто возникает патологигеское фантазирование (бредоподобные фантазии), в них ребенок стремится осуществить не реализованное в действительности. Эти фантазии отличаются нелепостью, несвязанностью с конкретной реальной обстановкой, неподверженностью влиянию детского опыта (прочитанным книгам, услышанным сказкам, просмотренным телепередачам и т. д.), трудностью переключения к обыденной домашней ситуации. В них могут быть стремления к могуществу, желания, невыполнимые в жизни, враждебность к окружающим, нелюбовь к людям и страх перед ними. Окружающее может приобретать «особое» значение. В начале заболевания эти фантазии появляются только перед сном, а затем распространяются и на весь день. Ребенок живет в мире своих однообразных, лишенных творчества фантазий, со временем исчезает критическое к ним отношение, нарушения мышления становятся более серьезными, к ним могут присоединиться псевдогаллюцинации и явления синдрома психического автоматизма. Все же отождествлять эти расстройства с бредом неправильно, так как у больного нет убежденности в реальности его вымыслов, иногда ребенок даже соглашается с тем, что это «его выдумка». Однако у больных с бредоподобным фантазированием позже, в подростковом возрасте, может развиться настоящий бред.

      Бред у детей динамичен, фрагментарен и нестоек, чаще всего он возникает на фоне делирия, сопровождается иллюзиями и галлюцинациями (нападающими животными, неприятными насекомыми). С наступающим прояснением сознания он легко разрушается. Возникновение бреда на фоне непомраченного сознания - явление у детей редкое. Он в этих случаях проявляется в рудиментарной форме (интенсивного страха) и сочетается с уверенностью в приближающейся опасности для себя или родителей. Эти состояния обычно возникают приступообразно, страх может быть нестойким, ребенка удается успокоить, но по окончании приступа все же остаются тревога, мнительность, сосредоточенность на собственном здоровье и опасения смерти. Страх и ипохондрические мысли могут трансформироваться в бредовую настроенность, а затем и в идеи преследования.

      Навязгивые состояния у детей раньше всего проявляются в двигательной сфере (тики, онихофагия, трихотилломания). В раннем детском возрасте нередки страхи темноты, одиночества, в более старших возрастах - страх заражения, пожара, животных, потери родителей. Навязчивые мысли обычно появляются лишь у подростков. Навязчивые состояния и страхи при шизофрении у детей могут эволюционировать в генерализованную бредовую настроенность. Одним из начальных бредовых проявлений у детей может также оказаться нарушение чувства симпатии, нарастающей враждебности, агрессивности к родителям. Одновременно с этим нарастает озлобленность, жестокость. Понять, что в основе этих психических расстройств лежит психотический процесс, удается в препубертатном или пубертатном возрасте. Именно у этих больных в дальнейшем развивается бред гужих родителей, во время которого родителей воспринимают как чужих людей, а своими считают инопланетян, высокопоставленных людей или "пропавших без вести.

      У подростков клиническая картина усложняется, бредовые идеи встречаются чаще. Бред может возникать остро, минуя длительную картину развития, свойственную детям. Содержание бредовых переживаний богаче, разнообразнее, чем у детей. У одного и того же больного наблюдаются разные виды бреда (идеи отношения, преследования, воздействия). Могут возникать и такие формы паранойяльного систематизированного бреда, которые сохраняются без существенных изменений в течение всего заболевания (дисморфоманические идеи). Наряду с чувственным бредом на фоне помраченного сознания наблюдаются параноидный с галлюцинациями, депрессивный с идеями самообвинения и маниакальный, сочетающийся с идеями величия. При хроническом энцефалите чувственный бред, возникший на фоне помраченного сознания, сохраняется и позже, когда последнее проясняется. Формирование бреда при неизменном сознании зависит от патологических проприо- и интероцептивных ощущений. Возникает ипохондригеский или даже нигилистигеский бред, при котором отказываются от приема пищи из-за отсутствия внутренних органов, частей тела («нет кишечника»), из-за того, что считают себя мертвыми. Иногда у детей и подростков наблюдается бред перевоплощения в другого человека или животного. При затяжном заболевании обычно развитие бреда воздействия и психического автоматизма. Таким образом, образование бреда при разных заболеваниях происходит различно: в одних случаях этому способствует расстройство сознания, в других - расстройства восприятия (галлюцинации), в третьих - патологические ощущения и нарушения телесного «Я». Бредовая убежденность у детей младшего возраста не проявляется в словах, а выражается средствами образного мышления. Аналогичная картина наблюдается и у тяжело умственно отсталых. Источник формирования бреда у детей и подростков - нарушение чувственной сферы познания (рудимент бреда - страх за свое здоровье сопровождается патологическими ощущениями).

      У взрослых в среднем возрасте чаще встречается бред преследования, бред ревности, любовный бред. Для предстарческого возраста более характерны бред самообвинения, обвинения, гибели мира.

      Касаясь сверхценных идей, следует отметить, что они занимают промежуточное место между навязчивыми и бредовыми идеями. Термин сверхценные идеи или доминирующие идеи (Случевский), переоцениваемые идеи (Серейский) был введен в психопатологию в 1892 году Вернике. В настоящее время под названием сверхценных идей следует понимать ошибочные либо односторонние суждения или группы суждений, которые вследствие своей резкой аффективной окраски получают перевес над всеми остальными идеями, причем доминирующее значение этих идей держится в течение длительного времени. Это определение сверхценных идей показывает, что такого рода идеи могут встречаться как у нормальных людей, так и у психически больных. Причем возникают эти идеи не против желания субъекта, а в силу его аффективной потребности в них. Сверхценные мысли - это глубокое убеждение , которое человек ценит, которым он дорожит. Сверхценные идеи можно встретить у ученого, сильно увлеченного какой-либо теорией, не имеющей реального обоснования; художника, захваченного определенной фантастической идеей; у религиозного фанатика, глубоко преданного своим убеждениям, и т.д. Сверхценные идеи могут вырастать на основе борьбы за нарушенные права, за неосуществимые изобретения. Сверхценные идеи тесно спаиваются со всей личностью субъекта, со всей его аффективностью. Формальные механизмы мышления при сверхценных идеях не нарушаются. Кроме того, сверхценные идеи поддаются корригированию, иначе говоря, путем веских логических доводов, нередко с большим трудом, все же удается убедить субъекта в ошибочности его суждения.

      В норме каждая идея, каждое суждение имеет для субъекта ту или иную ценность. Сверхценные же идеи, вследствие своей аффективной окраски и связанным с ней содержанием, непомерно властвуют над мышлением и уже в норме с трудом поддаются критической оценке со стороны субъекта. Существуют переходы от навязчивых к сверхценным идеям. Так, Фридман говорит о группе сверхценных идей, субъективно переживаемых, как тягостное доминирующее представление. С другой стороны, существуют практические трудности в отграничении сверхценных идей от бредовых. Содержание сверхценных идей обычно отличается тем, что соответствие их объективной реальности проблематично. В достоверности их можно сомневаться. Однако в силу резко выраженной спаянности сверхценных идей с личностью субъекта достоверность их для данного субъекта не подлежит сомнению. В качестве примера можно привести сверхценные идеи, связанные с понятием о чести: оскорбление чести может повлечь за собой мысли о мести. Яркий пример сверхценной идеи - мнимая болезнь. Таким образом, по своему содержанию сверхценные идеи могут носить фанатический, ипохондрический и тому подобный характер.

      Ошибочные суждения в норме поддаются критике, т.е. корректируются осознанием их ошибочности, путем принятия доказательств несоответствия этих суждений объективной действительности. Однако, чем сильнее ошибки суждений коренятся в потребности чувств, тем упорнее отрицаются доказательства ошибочности этих суждений. При сверхценных идеях заряженность их аффектом так сильна, что они с большим трудом поддаются логическому корригированию. Корригирование сверхценной идеи состоит не только в осознании субъектом ее ошибочности, но еще и в том, что она должна потерять свою доминирующую значимость в ряде других суждений.

      Существуют, несомненно, переходы от сверхценных идей к бредовым, например, в паранойяльных сутяжных идеях, или же в так называемых «колеблющихся» - «осциллирующих» бредовых идеях, описываемых Фридманом. Несмотря на возможные переходы сверхценных идей к бредовым, их вce же следует отграничивать от последних. Из болезненных состояний, при которых могут наблюдаться сверхценные идеи, следует указать на паранойю. Особенно яркие сверхценные идеи встречаются при паранойяльном развитии сутяжного характера, Н.Ф. Случевский высказал предположение, что сверхценные или доминирующие идеи являются так же, как и бредовые идеи, результатом патологической инертности раздражительного процесса, однако без фазовых явлений.

       

      Возможно, будет полезно почитать: