Топографическая анатомия лицевого отдела головы. Губы

В технике губами или губками называют продольные выступы на краях некоторых инструментов и приспособлений, служащие для захвата и удержания обрабатываемых деталей подобно тому, как губы рта служат для захвата пищи. Губками снабжаются тиски , плоскогубцы , круглогубцы .

Строение

Наружная, видимая, поверхность губ покрыта кожей , переходящей в слизистый покров их задней поверхности, обращённой к зубам , - она покрыта слизистой оболочкой , гладкая, влажная и переходит в слизистый покров альвеолярных отростков - в поверхность дёсен .

В строении каждой губы различают три части: кожную, промежуточную и слизистую.

  • кожная часть , pars cutanea , имеет строение кожи. Покрыта многослойным плоским ороговевающим эпителием , содержит сальные и потовые железы , а также волосы ;
  • промежуточная часть , pars intermedia , участок розового цвета, тоже имеет кожный покров, но роговой слой сохраняется только в наружной зоне, где он становится тонким и прозрачным. Место перехода кожи в слизистую оболочку - красная кайма - изобилует просвечивающими кровеносными сосудами, обусловливающими красный цвет края губы, и содержит большое количество нервных окончаний, благодаря чему красный край губы очень чувствителен.
  • слизистая часть , pars mucosa , занимающая заднюю поверхность губ, покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Здесь открываются протоки слюнных губных желёз

Толщу губ образуют: преимущественно круговая мышца рта , рыхлая соединительная ткань , кожа и слизистая оболочка .

При переходе слизистой оболочки губ в дёсны образуются две срединные вертикальные складки, получившие название уздечки верхней губы и уздечки нижней губы .

Верхняя и нижняя губные артерии, подбородочная артерия (аа. labiales, superior et inferior, mentalis).

Антропологический аспект

В антропологии губы различают по толщине, направлению и контуру верхней губы, ширине ротового отверстия. По толщине губы делятся на тонкие, средние, толстые, вздутые. Верхняя губа может выступать вперёд (прохейлия), иметь вертикальный профиль (ортохейлия), реже - отступать назад (опистохейлия). Наиболее толстые (вздутые) губы и прохейлия характерны для экваториальной (негро-австралоидной) расы . Европеоидам свойственна ортохейлия. Наиболее тонкие губы встречаются у некоторых народов на Севере Европы и Азии . Верхняя губа может иметь различный контур - вогнутый, прямой, выпуклый. Последний особенно характерен для пигмеев Центральной Африки и семангов (полуостров Малакка). Высота и профиль верхней губы, толщина губ и ширина рта варьируют также в зависимости от возраста и пола . С возрастом уменьшаются толщина губ (после 25 лет) и прохейлия, увеличиваются высота верхней губы и ширина рта.

Физиология

Участие в приеме пищи

Участие в мимике

Участие в звукопроизнесении

Будучи последней преградой на пути выдыхаемого через ротовую полость воздуха, губы участвуют в образовании звуков речи и являются важной частью артикуляционного аппарата - органов речи человека.

В связи с большой подвижностью нижней челюсти относительно верхней нижняя губа относится к активным органам речи наряду с языком и мягким небом. Верхняя губа относится к пассивным органам речи из-за своей меньшей подвижности.

Через губы проходит поток воздуха при произнесении всех звуков речи, но наиболее важную роль они играют при произнесении губных согласных и огубленных гласных.

Согласные звуки образуются при преодолении потоком выдыхаемого воздуха преграды в ротовой полости. Согласные называются губными (лабиальными), если преградой служат губы.

Губные согласные

Губные согласные делятся на два разряда в соответствии с тем, какой орган служит пассивным в паре с активной нижней губой. Если преграду для воздуха образует контакт нижней губы с верхней губой, то образующиеся согласные звуки будут губно-губными (двугубными, билабиальными), а если нижняя губа касается верхних зубов, то губно-зубными (лабиодентальными).

К разряду двугубных согласных относятся носовой сонорный [м] и шумные звонкий [б] и глухой [п] (в русском языке как твердые (велярные), так и мягкие (палатальные)). Губно-зубные согласные представлены шумными [в] и [ф].

Огубленные гласные

При произнесении гласных губы могут как занимать нейтральное ненапряженное положение, так и быть напряжены. Например для английского закрытого гласного , характерно напряженное растягивание губ в горизонтальной плоскости.

Однако к огубленным (лабиализованным) гласным относят те звуки человеческих языков, при произнесении которых губы округлены и в различной степени вытянуты вперед. Во многих языках лабиализация служит одним из важных классифицирующих признаков гласных фонем. Такими гласными служат [о] с умеренной лабиализацией и [у] ([u]) с сильной. В русском языке огубленные гласные звуки соответствуют как буквам О и У, так и гласным компонентам произнесения йотированных гласных букв Ё и Ю. В ряде других языков огубленные гласные противопоставлены друг другу по степени открытости-закрытости (подъема языка к нёбу): так во французском, немецком и турецком языках противопоставлены звуки [о] и [ö], [u] и [ü].

Лабиализация в потоке речи

Так как в потоке речи органы артикуляции связывают смежные звуки друг с другом, то даже не губные согласные приобретают в соседстве с лабиализованными гласными губной призвук, то есть лабиализуются. Результат этого обозначается в международной фонетической транскрипции кружком под символом согласного звука.

Вопросы медицины и косметологии

Губы могут являться местом локализации ряда заболеваний и служить индикатором состояние других систем организма. Из числа инфекционных заболеваний на губах проявляется герпес. При нервном возбуждении губы могут дрожать. Нервное подергивание губ может быть свидетельством нарушений в центральной и периферической нервных системах. Посинение губ может происходить как от холода так и при сердечной недостаточности.

Уход за губами

Уход за губами служит как косметическим, так и гигиеническим целям. В косметических целях на губы наносят губную помаду, содержащую пигменты различной яркости и оттенков - обычно цвета, близкого к естественному для губ розовато-красному, чтобы усилить их заметность на лице женщины, так как губы составляют часть ее привлекательности и используются для поцелуев.

Для борьбы с сухостью губ и их способным вызвать боль растрескиванием как мужчинами, так и женщинами могут использоваться гигиенические бальзамы и бесцветная помада для губ. Женская косметическая помада также содержит увлажняющие компоненты и жиры.

См. также

Напишите отзыв о статье "Губы"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Губы

К моим десяти годам я очень сильно привязалась к своему отцу.
Я его обожала всегда. Но, к сожалению, в мои первые детские годы он очень много разъезжал и дома бывал слишком редко. Каждый проведённый с ним в то время день для меня был праздником, который я потом долго вспоминала, и по крупиночкам собирала все сказанные папой слова, стараясь их сохранить в своей душе, как драгоценный подарок.
С малых лет у меня всегда складывалось впечатление, что папино внимание я должна заслужить. Не знаю, откуда это взялось и почему. Никто и никогда мне не мешал его видеть или с ним общаться. Наоборот, мама всегда старалась нам не мешать, если видела нас вдвоём. А папа всегда с удовольствием проводил со мной всё своё, оставшееся от работы, свободное время. Мы ходили с ним в лес, сажали клубнику в нашем саду, ходили на реку купаться или просто разговаривали, сидя под нашей любимой старой яблоней, что я любила делать почти больше всего.

В лесу за первыми грибами...

На берегу реки Нямунас (Неман)

Папа был великолепным собеседником, и я готова была слушать его часами, если попадалась такая возможность... Наверное просто его строгое отношение к жизни, расстановка жизненных ценностей, никогда не меняющаяся привычка ничего не получать просто так, всё это создавало для меня впечатление, что его я тоже должна заслужить...
Я очень хорошо помню, как ещё совсем маленьким ребёнком висла у него на шее, когда он возвращался из командировок домой, без конца повторяя, как я его люблю. А папа серьёзно смотрел на меня и отвечал: «Если ты меня любишь, ты не должна мне это говорить, но всегда должна показать…»
И именно эти его слова остались для меня неписанным законом на всю мою оставшуюся жизнь... Правда, наверное, не всегда у меня очень хорошо получалось – «показать», но старалась я честно всегда.
Да и вообще, за всё то, кем я являюсь сейчас, я обязана своему отцу, который, ступенька за ступенькой, лепил моё будущее «Я», никогда не давая никаких поблажек, несмотря на то, сколь беззаветно и искренне он меня любил. В самые трудные годы моей жизни отец был моим «островом спокойствия», куда я могла в любое время вернуться, зная, что меня там всегда ждут.
Сам проживший весьма сложную и бурную жизнь, он хотел быть уверенным наверняка, что я смогу за себя постоять в любых неблагоприятных для меня, обстоятельствах и не сломаюсь от каких бы то ни было жизненных передряг.
Вообще-то, могу от всего сердца сказать, что с родителями мне очень и очень повезло. Если бы они были бы чуточку другими, кто знает, где бы сейчас была я, и была ли бы вообще...
Думаю также, что судьба свела моих родителей не просто так. Потому, что встретиться им было вроде бы абсолютно невозможно...
Мой папа родился в Сибири, в далёком городе Кургане. Сибирь не была изначальным местом жительства папиной семьи. Это явилось решением тогдашнего «справедливого» советского правительства и, как это было принято всегда, обсуждению не подлежало...
Так, мои настоящие дедушка и бабушка, в одно прекрасное утро были грубо выпровожены из своего любимого и очень красивого, огромного родового поместья, оторваны от своей привычной жизни, и посажены в совершенно жуткий, грязный и холодный вагон, следующий по пугающему направлению – Сибирь…
Всё то, о чём я буду рассказывать далее, собрано мною по крупицам из воспоминаний и писем нашей родни во Франции, Англии, а также, из рассказов и воспоминаний моих родных и близких в России, и в Литве.
К моему большому сожалению, я смогла это сделать уже только после папиной смерти, спустя много, много лет...
С ними была сослана также дедушкина сестра Александра Оболенская (позже – Alexis Obolensky) и, добровольно поехавшие, Василий и Анна Серёгины, которые последовали за дедушкой по собственному выбору, так как Василий Никандрович долгие годы был дедушкиным поверенным во всех его делах и одним из самых его близких друзей.

Aлександра (Alexis) Оболенская Василий и Анна Серёгины

Наверное, надо было быть по-настоящему ДРУГОМ, чтобы найти в себе силы сделать подобный выбор и поехать по собственному желанию туда, куда ехали, как едут только на собственную смерть. И этой «смертью», к сожалению, тогда называлась Сибирь...
Мне всегда было очень грустно и больно за нашу, такую гордую, но так безжалостно большевистскими сапогами растоптанную, красавицу Сибирь!.. Её, точно так же, как и многое другое, «чёрные» силы превратили в проклятое людьми, пугающее «земное пекло»… И никакими словами не рассказать, сколько страданий, боли, жизней и слёз впитала в себя эта гордая, но до предела измученная, земля... Не потому ли, что когда-то она была сердцем нашей прародины, «дальновидные революционеры» решили очернить и погубить эту землю, выбрав именно её для своих дьявольских целей?... Ведь для очень многих людей, даже спустя много лет, Сибирь всё ещё оставалась «проклятой» землёй, где погиб чей-то отец, чей-то брат, чей-то сын… или может быть даже вся чья-то семья.
Моя бабушка, которую я, к моему большому огорчению, никогда не знала, в то время была беременна папой и дорогу переносила очень тяжело. Но, конечно же, помощи ждать ниоткуда не приходилось... Так молодая княжна Елена, вместо тихого шелеста книг в семейной библиотеке или привычных звуков фортепиано, когда она играла свои любимые произведения, слушала на этот раз лишь зловещий стук колёс, которые как бы грозно отсчитывали оставшиеся часы её, такой хрупкой, и ставшей настоящим кошмаром, жизни… Она сидела на каких-то мешках у грязного вагонного окна и неотрывно смотрела на уходящие всё дальше и дальше последние жалкие следы так хорошо ей знакомой и привычной «цивилизации»...
Дедушкиной сестре, Александре, с помощью друзей, на одной из остановок удалось бежать. По общему согласию, она должна была добраться (если повезёт) до Франции, где на данный момент жила вся её семья. Правда, никто из присутствующих не представлял, каким образом она могла бы это сделать, но так как это была их единственная, хоть и маленькая, но наверняка последняя надежда, то отказаться от неё было слишком большой роскошью для их совершенно безвыходного положения. Во Франции в тот момент находился также и муж Александры – Дмитрий, с помощью которого они надеялись, уже оттуда, попытаться помочь дедушкиной семье выбраться из того кошмара, в который их так безжалостно швырнула жизнь, подлыми руками озверевших людей...
По прибытию в Курган, их поселили в холодный подвал, ничего не объясняя и не отвечая ни на какие вопросы. Через два дня какие-то люди пришли за дедушкой, и заявили, что якобы они пришли «эскортировать» его в другой «пункт назначения»... Его забрали, как преступника, не разрешив взять с собой никаких вещей, и не изволив объяснить, куда и на сколько его везут. Больше дедушку не видел никто и никогда. Спустя какое-то время, неизвестный военный принёс бабушке дедовы личные вещи в грязном мешке из под угля... не объяснив ничего и не оставив никакой надежды увидеть его живым. На этом любые сведения о дедушкиной судьбе прекратились, как будто он исчез с лица земли без всяких следов и доказательств...
Истерзанное, измученное сердце бедной княжны Елены не желало смириться с такой жуткой потерей, и она буквально засыпала местного штабного офицера просьбами о выяснении обстоятельств гибели своего любимого Николая. Но «красные» офицеры были слепы и глухи к просьбам одинокой женщины, как они её звали – «из благородных», которая являлась для них всего лишь одной из тысяч и тысяч безымянных «номерных» единиц, ничего не значащих в их холодном и жестоком мире…Это было настоящее пекло, из которого не было выхода назад в тот привычный и добрый мир, в котором остался её дом, её друзья, и всё то, к чему она с малых лет была привычна, и что так сильно и искренне любила... И не было никого, кто мог бы помочь или хотя бы дал малейшую надежду выжить.
Серёгины пытались сохранять присутствие духа за троих, и старались любыми способами поднять настроение княжны Елены, но она всё глубже и глубже входила в почти что полное оцепенение, и иногда сидела целыми днями в безразлично-замороженном состоянии, почти не реагируя на попытки друзей спасти её сердце и ум от окончательной депрессии. Были только две вещи, которые ненадолго возвращали её в реальный мир – если кто-то заводил разговор о её будущем ребёнке или, если приходили любые, хоть малейшие, новые подробности о предполагаемой гибели её горячо любимого Николая. Она отчаянно желала узнать (пока ещё была жива), что же по-настоящему случилось, и где находился её муж или хотя бы где было похоронено (или брошено) его тело.
К сожалению, не осталось почти никакой информации о жизни этих двух мужественных и светлых людей, Елены и Николая де Роган-Гессе-Оболенских, но даже те несколько строчек из двух оставшихся писем Елены к её невестке – Александре, которые каким-то образом сохранились в семейных архивах Александры во Франции, показывают, как глубоко и нежно любила своего пропавшего мужа княжна. Сохранилось всего несколько рукописных листов, некоторые строчки которых, к сожалению, вообще невозможно разобрать. Но даже то, что удалось – кричит глубокой болью о большой человеческой беде, которую, не испытав, нелегко понять и невозможно принять.

Среди звуков речи прежде всего губно-губных и губно-зубных согласных, а также огубленных гласных).

По аналогии с губами рта анатомы называют губами и некоторые другие парные структуры организма, и полные названия этих структур имеют в своём составе соответствующие уточнения. Так, среди наружных органов женской репродуктивной системы выделяют пару больших и пару малых половых губ.

В технике губами или губками называют продольные выступы на краях некоторых инструментов и приспособлений, служащие для захвата и удержания обрабатываемых деталей подобно тому, как губы рта служат для захвата пищи. Губками снабжаются тиски , плоскогубцы , круглогубцы .

Строение

Наружная, видимая, поверхность губ покрыта кожей , переходящей в слизистый покров их задней поверхности, обращённой к зубам , - она покрыта слизистой оболочкой , гладкая, влажная и переходит в слизистый покров альвеолярных отростков - в поверхность дёсен .

В строении каждой губы различают три части: кожную, промежуточную и слизистую.

  • кожная часть , pars cutanea , имеет строение кожи. Покрыта многослойным плоским ороговевающим эпителием , содержит сальные и потовые железы , а также волосы ;
  • промежуточная часть , pars intermedia , участок розового цвета, тоже имеет кожный покров, но роговой слой сохраняется только в наружной зоне, где он становится тонким и прозрачным. Место перехода кожи в слизистую оболочку - красная кайма - изобилует просвечивающими кровеносными сосудами, обусловливающими красный цвет края губы, и содержит большое количество нервных окончаний, благодаря чему красный край губы очень чувствителен.
  • слизистая часть , pars mucosa , занимающая заднюю поверхность губ, покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Здесь открываются протоки слюнных губных желёз

Толщу губ образуют: преимущественно круговая мышца рта , рыхлая соединительная ткань , кожа и слизистая оболочка .

При переходе слизистой оболочки губ в дёсны образуются две срединные вертикальные складки, получившие название уздечки верхней губы и уздечки нижней губы .

Верхняя и нижняя губные артерии, подбородочная артерия (аа. labiales, superior et inferior, mentalis).

Антропологический аспект

В антропологии губы различают по толщине, направлению и контуру верхней губы, ширине ротового отверстия. По толщине губы делятся на тонкие, средние, толстые, вздутые. Верхняя губа может выступать вперёд (прохейлия), иметь вертикальный профиль (ортохейлия), реже - отступать назад (опистохейлия). Наиболее толстые (вздутые) губы и прохейлия характерны для экваториальной (негро-австралоидной) расы . Европеоидам свойственна ортохейлия. Наиболее тонкие губы встречаются у некоторых народов на Севере Европы и Азии . Верхняя губа может иметь различный контур - вогнутый, прямой, выпуклый. Последний особенно характерен для пигмеев Центральной Африки и семангов (полуостров Малакка). Высота и профиль верхней губы, толщина губ и ширина рта варьируют также в зависимости от возраста и пола . С возрастом уменьшаются толщина губ (после 25 лет) и прохейлия, увеличиваются высота верхней губы и ширина рта.

Физиология

Участие в приеме пищи

Участие в мимике

Участие в звукопроизнесении

Будучи последней преградой на пути выдыхаемого через ротовую полость воздуха, губы участвуют в образовании звуков речи и являются важной частью артикуляционного аппарата - органов речи человека.

В связи с большой подвижностью нижней челюсти относительно верхней нижняя губа относится к активным органам речи наряду с языком и мягким небом. Верхняя губа относится к пассивным органам речи из-за своей меньшей подвижности.

Через губы проходит поток воздуха при произнесении всех звуков речи, но наиболее важную роль они играют при произнесении губных согласных и огубленных гласных.

Согласные звуки образуются при преодолении потоком выдыхаемого воздуха преграды в ротовой полости. Согласные называются губными (лабиальными), если преградой служат губы.

Губные согласные

Губные согласные делятся на два разряда в соответствии с тем, какой орган служит пассивным в паре с активной нижней губой. Если преграду для воздуха образует контакт нижней губы с верхней губой, то образующиеся согласные звуки будут губно-губными (двугубными, билабиальными), а если нижняя губа касается верхних зубов, то губно-зубными (лабиодентальными).

К разряду двугубных согласных относятся носовой сонорный [м] и шумные звонкий [б] и глухой [п] (в русском языке как твердые (велярные), так и мягкие (палатальные)). Губно-зубные согласные представлены шумными [в] и [ф].

Огубленные гласные

При произнесении гласных губы могут как занимать нейтральное ненапряженное положение, так и быть напряжены. Например для английского закрытого гласного , характерно напряженное растягивание губ в горизонтальной плоскости.

Однако к огубленным (лабиализованным) гласным относят те звуки человеческих языков, при произнесении которых губы округлены и в различной степени вытянуты вперед. Во многих языках лабиализация служит одним из важных классифицирующих признаков гласных фонем. Такими гласными служат [о] с умеренной лабиализацией и [у] ([u]) с сильной. В русском языке огубленные гласные звуки соответствуют как буквам О и У, так и гласным компонентам произнесения йотированных гласных букв Ё и Ю. В ряде других языков огубленные гласные противопоставлены друг другу по степени открытости-закрытости (подъема языка к нёбу): так во французском, немецком и турецком языках противопоставлены звуки [о] и [ö], [u] и [ü].

Лабиализация в потоке речи

Так как в потоке речи органы артикуляции связывают смежные звуки друг с другом, то даже не губные согласные приобретают в соседстве с лабиализованными гласными губной призвук, то есть лабиализуются. Результат этого обозначается в международной фонетической транскрипции кружком под символом согласного звука.

Вопросы медицины и косметологии

Губы могут являться местом локализации ряда заболеваний и служить индикатором состояние других систем организма. Из числа инфекционных заболеваний на губах проявляется герпес. При нервном возбуждении губы могут дрожать. Нервное подергивание губ может быть свидетельством нарушений в центральной и периферической нервных системах. Посинение губ может происходить как от холода так и при сердечной недостаточности.

Уход за губами

Уход за губами служит как косметическим, так и гигиеническим целям. В косметических целях на губы наносят губную помаду, содержащую пигменты различной яркости и оттенков - обычно цвета, близкого к естественному для губ розовато-красному, чтобы усилить их заметность на лице женщины, так как губы составляют часть ее привлекательности и используются для поцелуев.

Для борьбы с сухостью губ и их способным вызвать боль растрескиванием как мужчинами, так и женщинами могут использоваться гигиенические бальзамы и бесцветная помада для губ. Женская косметическая помада также содержит увлажняющие компоненты и жиры.

См. также

Напишите отзыв о статье "Губы"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Губы

– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Гладкая, влажная и переходит в слизистый покров альвеолярных отростков - в поверхность дёсен .

В строении каждой губы различают три части: кожную, промежуточную и слизистую.

  • кожная часть , pars cutanea , имеет строение кожи. Покрыта многослойным плоским ороговевающим эпителием, содержит сальные и потовые железы , а также волосы ;
  • промежуточная часть , pars intermedia , - участок розового цвета, тоже имеет кожный покров, но роговой слой сохраняется только в наружной зоне, где он становится тонким и прозрачным. Место перехода кожи в слизистую оболочку - красная кайма - изобилует просвечивающими кровеносными сосудами, обусловливающими красный цвет края губы, и содержит большое количество нервных окончаний, благодаря чему красный край губы очень чувствителен.
  • слизистая часть , pars mucosa , занимающая заднюю поверхность губ, покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Здесь открываются протоки слюнных губных желёз

Толщу губ образуют: преимущественно круговая мышца рта , рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка .

При переходе слизистой оболочки губ в дёсны образуются две срединные вертикальные складки, получившие название уздечки верхней губы и уздечки нижней губы .

Уздечка нижней губы (лат. frenulum labii inferioris ) соединяет середину нижней губы с десной , уздечка верхней губы (лат. frenulum labii superioris ) соединяет с десной середину верхней губы.

От щёк верхняя губа отделена носогубной складкой. Нижняя губа отграничивается от подбородка горизонтально идущей подбородочно-губной бороздой. У обоих углов рта имеются соединения той и другой губы посредством губных спаек.

В подслизистой ткани губ залегают в большом количестве слизистые губные железы, достигающие величины горошины; выводные протоки этих желез открываются на поверхности слизистой части обеих губ.

Иннервация

На губах в сто раз больше нервных окончаний, чем на кончиках пальцев.

Чувствительная иннервация обеспечивается ветвями тройничного нерва

  • верхние губные ветви (rr. labiales superiores ) подглазничного нерва (- верхнечелюстной нерв - вторая ветвь тройничного нерва) иннервируют верхнюю губу, а также в значительной степени кожу лица от верхней губы до нижнего века, кроме области переносицы.
  • щёчный нерв (n. buccalis ) - ветвь нижнечелюстного нерва (n. mandibularis ) (третья ветвь тройничного нерва);
  • нижние губные ветви (rr. labiales inferiores ) подбородочного нерва (n. mentalis ), ветви нижнего альвеолярного нерва (n. alveolaris inferior ) (- нижнечелюстной нерв - тройничный нерв) иннервируют кожу и слизистую нижней губы, а также переднюю поверхность десны;
Двигательная иннервация
  • щёчные ветви и краевая ветвь нижней челюсти околоушного сплетения (лицевой нерв).

Кровоснабжение

лицевая артерия:

Верхняя и нижняя губные артерии, подбородочная артерия (аа. labiales, superior et inferior, mentalis).

Антропологический аспект

В антропологии губы различают по толщине, направлению и контуру верхней губы, ширине ротового отверстия. По толщине губы делятся на тонкие, средние, толстые, вздутые. Верхняя губа может выступать вперёд (прохейлия), иметь вертикальный профиль (ортохейлия), реже - отступать назад (опистохейлия). Наиболее толстые (вздутые) губы и прохейлия характерны для экваториальной (негро-австралоидной) расы . Европеоидам свойственна ортохейлия. Наиболее тонкие губы встречаются у некоторых народов на Севере Европы и Азии . Верхняя губа может иметь различный контур - вогнутый, прямой, выпуклый. Последний особенно характерен для пигмеев Центральной Африки и семангов (полуостров Малакка). Высота и профиль верхней губы, толщина губ и ширина рта варьируют также в зависимости от возраста и пола . С возрастом уменьшаются толщина губ (после 25 лет) и прохейлия, увеличиваются высота верхней губы и ширина рта.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Губы" в других словарях:

    ГУБЫ - (лат. labium губа), термин, употребляющийся для обозначения некоторых анат. образований, напр.: labium anterius et posterius orificii uteri externi (передняя и задняя губа наружного отверстия шейки матки); labia pudendi majora et minora (большие… … Большая медицинская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Большой Энциклопедический словарь

    Поморские названия на севере СССР глубоко вдающихся в сушу морских заливов и бухт (Двинская губа, Байдарацкая губа, Обская губа). В губы обычно впадают крупные реки, поэтому воды их всегда в той или иной степени опреснены. Биоценозы губ… … Экологический словарь

    губы - алчные (Брюсов); алые (Брюсов, Мельн. Печерский, Мей, Некрасов, Радимов, Гумилев); вампирные (Белый); веселые (Городецкий); выпуклые (Моравская); горделивые (Мей); гордые (Тургенев, Гофман); добродушный (Станюкович); дрожаще жадные (Белый);… … Словарь эпитетов

    губы - ГУБЫ, устар., трад. поэт. уста … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    1) Г. рта (labia oris) кожные складки, окружающие ротовое отверстие. Отсутствуют у большинства черепах, птиц и взрослых клоачных в связи с развитием на челюстях рогового клюва. У рыб Г. обычно изобилуют вкусовыми и осязат. органами и помогают… … Биологический энциклопедический словарь

    ГУБЫ - Увидеть во сне толстые некрасивые губы на чьем то лице – к поспешным и необдуманным решениям. Красиво очерченные полные губы – достигнете гармонии в отношениях с близкими, к изобилию в доме. Любящим такой сон обещает взаимность. Тонкие губы – … Сонник Мельникова

    1) неподвижные кожные складки, окружающие ротовое отверстие у рыб, земноводных и пресмыкающихся. При развитии клюва губы отсутствуют (черепахи, птицы, взрослые клоачные млекопитающие). У человека и млекопитающих животных подвижные волокна… … Энциклопедический словарь

    губы - (labia oris) мышечное образование, ограничивающее ротовую щель. Снаружи покрыты кожей, изнутри слизистой оболочкой. Толщу губ составляет круговая мышца рта. На коже верхней губы имеется срединное углубление губной желобок, посередине на… … Словарь терминов и понятий по анатомии человека

Книги

  • Врожденная расщелина верхней губы и неба , С. В. Чуйкин , Л. С. Персин , Н. А. Давлетшин , Освещены актуальные вопросы стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии. На современном уровне рассмотрены вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения… Категория: Виды хирургии. Хирургические болезни Издатель:

 

Возможно, будет полезно почитать: