События 18 века в истории. События в России конца XVIII века

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век , решившего в короткие сроки изменить , время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права.

Но в то же время для этого периода характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице появился первый театр.

Конец 18 века - расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, скульптора Федота Шубина.

Теперь рассмотрим более подробно основные события 18 века и исторических персонажей того времени. В конце 17 века, в 1676 году умирает , и на престол вступает его сын Федор Алексеевич. Петр Алексеевич, ставший впоследствии императором станет царем в 1682 году.

В 1689 году Петр с подачи матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, женится на Евдокии Лопухиной, а значит, достигает, как считалось в то время, совершеннолетия.

Софья, которая хотела остаться на троне, подняла стрельцов против Петра, но бунт был подавлен, после чего Софью заточили в , а престол переходит к Петру, хотя до 1696 г. формальным соправителем Петра был его брат Иван Алексеевич.

Имел довольно примечательную внешность. Рост его был 2м 10 см, он был узок в плечах, имел длинные руки и необычную походку, так что его приближенным приходилось не просто идти за ним, а бежать.

С 6 лет Петр стал обучаться грамоте и получил по тем временам энциклопедическое образование. Оставшись без отца, Петр занимался самовоспитанием. С разрешения царевны Софьи создает личную потешную гвардию, а в дальнейшем именно эти два потешных полка - Преображенский и Семеновский сыграли большую роль, когда Петр пришел к власти. Кроме этого, любимой забавой юного царя был расстрел бояр пареной репой.

Постепенно у царя появились и "любимые" приближенные, причем это были разные люди. Александр Данилович Меньшиков или попросту Алексашка, сын дворцового конюха, который с должности царского денщика стал светлейшим князем, богатейшим человеком; "немец" (голландец) , ставший главным советчиком царя после его воцарения на престоле.

Именно посоветовал Петру наладить внешнюю торговлю, но проблема заключалась в одной из двух известных российских бед - дорогах; России был нужен выход к морю через Швецию, Турцию. Петр I предпринимает , второй из которых был успешным и закончился основанием крепости Таганрог (на мысе Таганий Рог).

Война с Турцией, начавшаяся в 1697 г. показала, что России необходимы кредиты, союзники и оружие. Для этого в Европу отправляется Великое посольство, в котором Петр I числился как простой человек - урядник Петр Алексеевич. Он был первым русским царем, который посетил Европу.

Вернувшись из путешествия, и окунувшись снова в жизнь в России, Петр ее возненавидел, решил полностью переделать и, как известно, это ему удается.

Реформы Петра I, с которых он начал свои преобразования, заключались в следующем:

  • войско, создал наемную армию, которую одевает в почти европейскую форму и ставит во главе иностранцев-офицеров.
  • Перевел страну на новое летоисчисление, с Рождества Христова, старое велось с сотворения мира. 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый Год.
  • Обязал каждые 10 тыс. дворов построить 1 корабль, в результате Россия получила большой флот.
  • - в городах было введено самоуправление, во главе городов поставлены бурмистры. Хотя на этом "европеизация" городов была закончена.

В 1700 г. Петр I решает начать войну со Швецией, которая закончилась в 1721 г. Началась неудачно, Петр потерпел поражение под Нарвой, бежал с поля боя еще до начала сражения, но раскаялся в этом и решил перестроить свою армию. Преобразования производились, исходя из потребностей войска. Для войны были нужны пушки, в результате на них переливают колокола русских церквей, затем строятся металлургические предприятия.

К середине века в стране действовало 75 металлургических предприятий, которые полностью обеспечивали потребности страны в чугуне, почти половина продукции шла на экспорт. Нужно было вооружать армию, поэтому строятся оружейные заводы. Кроме этого, Петр I приказывает строить полотняные заводы. Развивается судостроение, канатное, кожевное и стекольное производства.На судостроительных заводах строятся галеры, которые сыграли решающую роль в поражении .

Петр вводит воинскую повинность - рекрутскую - от 20 дворов 1 человек шел служить на 25 лет; также на 25 лет он вводит и обязательную службу дворянству. Эти меры позволили быстро создать новую армию - 20 тыс. матросов и 35 тыс. сухопутных войск.

Петр I понимает, что для России нужны знания и деньги. Для этого он заставил сотни молодых дворян и бояр отправиться за границу учиться, для наблюдения за ними приставлялись фискалы; создал ряд технических ВУЗов (Высшая Артиллерийская школа), где преподавателями были западные профессора.

Для того чтобы побудить учиться не только дворян, но и простых людей Петр издает указ, согласно которому, каждый, кто закончит гимназию, и будет знать иностранные языки, получит дворянство.

Чтобы поднять экономику, царь в 1718-1724 гг. вводит подушную подать (душа-особь мужского пола). Подать была тяжелой и превышала платежеспособность народа . Это спровоцировало рост недоимок.

Чтобы остановить кражи, т.к. активно воровали все, и первым вором был Меньшиков, царь приказывает вешать на дыбу не только подозреваемого, но и всю его семью. Вводится ряд дополнительных сборов - сбор на бороду, на ношение русского платья, штрафовались те, кто не пил кофе.

Чтобы не тратить деньги на наемный труд, Петр I вводит труд крепостной. К заводам приписывались деревни, к городам - ремесленники. Указом 1736 г. работники заводов были закреплены за мануфактурами навечно и получили название "вечноотданых". Эта форма труда тормозила развитие России, избавились от нее только в 19 веке.

Кроме этого, Петр I стремится развивать торговлю. Им вводятся таможенные пошлины на ввозимый товар намного больше, чем на вывозимый. В итоге, к окончанию Северной войны, Россия имела развитую экономику, но она была крепостной.

Время правления Петра - это время преобразований России, время реформ. Кроме перечисленных выше, Петром были проведены административные реформы, социальные, им также была изменена судебная система.


1. Петр делит страну на губернии, во главе губерний стоял генерал-губернатор, единственной формой наказания которого была смертная казнь;
2. Петр в 1711-1721 гг. отменил приказную систему, создал коллегии-прообразы министерств. Глава коллегии назначался царем "по уму, а не по знатности рода", т.е. для службы нужно было хорошее образование;
3. Высшим государственным органом в 1711 г. становится Сенат, который в случае отсутствия царя выполнял его функции;
4. Во главе всей государственной власти был император Петр I. Этот титул был утвержден самим Петром в 1721 г. после окончания войны со Швецией.


В 1722 г. был введен "Табель о рангах", согласно которому все служилые люди делились на 14 разрядов, самым низшим чином был прапорщик. Тот, кто дослужился до 8 разряда, получал дворянство. Была изменена судебная система - "судили не словом, а пером", т.е. все судебные дела оформлялись письменно и судили на основе писаных законов, что дало возможность судьям брать новые взятки.
В 1703 г. столицей России становится Санкт-Петербург, который был построен на костях крепостных. Петр I переселяет в Питер насильственно около 1000 дворян.

В 1725 г. вместе со смертью Петра I началась . В годы царствования , с 1725 по 1727, и , с 1727 по 1730, функции императора выполнял Меньшиков. В правление ,с 1730 по 1740 гг., и Иоана Антоновича, с 1740 по 1741 гг., у власти были разного рода немецкие авантюристы.

При , взошедшей на престол в ноябре 1741 г., видную роль играли , Разумовские - фавориты императрицы. Наследником Елизаветы стал . Он проводил политику, которую не приемлило русское дворянство. В результате, в 1762 г. на престол, после очередного переворота, 33 лет от роду взошла жена - Екатерина II . Было объявлено, что ее мужа Петра убили "случайно".

34 года правления вошли в историю как "золотой век дворянства", т.к. она проводила продворянскую политику. Вслед за своим мужем, Петром III, она разрешила дворянам не служить, провела Генеральное межевание в 1765 г., т.е. поделила землю между дворянами. Появилась возможность купли-продажи залога, что не дало казне ни копейки, но все дворянство было на стороне Екатерины.

Кроме этого, она подарила дворянам за службу, 600 тыс. крепостных, например, досталось несколько тысяч человек. В интересах дворянства она лишает крестьян последних прав - под страхом каторги запрещалось жаловаться на помещика, разрешилось торговать крепостными "в розницу", т.е. безжалостно дробились семьи.

Таким образом, если для дворянства конец 18 века был золотым периодом истории, то для крестьян - самым страшным периодом рабства. Во время своего правления, Екатерина II опиралась на личную преданность фаворитов, воспитала целую плеяду русских политиков, всеми способами подавляла революции, болела идеями философа Вольтера, читала книги Руссо и Монтескье, но восприняла Просвещение по-своему, оригинально.

Она считала, что просвещение должно затронуть только высшие слои общества, не давала свободу крестьянам, т.к. это привело бы к бунту. Особенно сильно испугал Екатерину II (1773-1775), в котором участвовали крепостные крестьяне, казаки, работные люди, башкиры, калмыки. Крестьянская война потерпела поражение, но Екатерина извлекла из нее главный урок - нельзя давать свободу крестьянам, и не отменяла крепостное право.

Преобразования Екатерины Великой


1. Отменила государственные монополии на табак и некоторые другие виды деятельности, что способствовало их развитию.
2. Создала целый ряд учебных образовательных учреждений, например, Вольное экономическое общество, Институт благородных девиц. Так, в Вольном экономическом обществе изучали и внедряли агрокультуру, технические новинки (за каждое изобретение давали премии), усилиями этого общества внедряется картофель (инициатор-Андрей Болотов).
3. При Екатерине расширилось строительство мануфактур, появились новые отрасли, такие как чулочно-носочная, количество мануфактур увеличилось в 2 раза, при этом они были не только крепостными, но и наемными, т.е. появляются первые рабочие из крестьян (право на отходничество), иностранные инвестиции.
3. Освоение новых земель. Чтобы освоить новые территории на юге страны (Крым, Кубань, Юж. Украина), она дарит их дворянам. Через пару лет понимает, что это неэффективно и приглашает "инородцев"- греки основали Мариуполь, армяне - село Чалтырь, болгары приносят виноградарство. Кроме этого, Екатерина объявляет, что те крестьяне, которые сбегут и поселяться на новых землях, будут свободными.
4. Екатерина II не продала Аляску Америке, а сдала ее на 100 лет в аренду, чтобы американцы ее освоили.

После смерти Екатерины II, императором становится ее сын (1796-1801). При нем внутренняя политика также была продворянской и прокрепостнической. Крепостное право получает все большое распространение. Однако отношения между императором и дворянством становятся крайне напряженными, после очередных нововведений Павла I.

Павел запретил дворянские собрания в губерниях, он по своей прихоти мог сослать одних дворян и возвысить других. Кроме этого, разрыв отношений с Англией ударил по доходам помещиков, т.к. туда шла на экспорт сельхозпродукция. Результатом этой политики стал заговор, Павел был убит в 1801 г. и на престол взошел его сын Александр. Так закончился в России 18 век.

Таким образом, 18 век в истории России характеризовался следующим:


1. Еще начиная с правления Петра I, установилась традиция, что все реформы проводит государство.
2. Модернизация России осуществляется по догоняющему варианту, и мы берем у Запада то, что нам нравится.
3. Модернизация проводится за счет собственного народа, т.е. Россия - самоколония.
4. Всякая модернизация сопровождается бюрократизацией.

Восемнадцатый век в истории России ознаменовался правлением двух великих просвещённых монархов – реформаторов, Петра I и Екатерины II. Россия в 18 веке кратко характеризуется не только дворцовыми переворотами, ужесточением крепостной зависимости, крестьянскими и стрелецкими бунтами, но и военными победами, развитием образования, модернизацией армии, флота и общества в целом.

Императоры России в 18 веке

Первым российским императором был провозглашён Пётр, произошло это в 1721 году, после того, как Россия победила Швецию в Северной войне. На престол же его возвели в десятилетнем возрасте в 1682 году Нарышкины при поддержке патриарха Иоакима. Вторым претендентом на трон был Иван Алексеевич, который был слаб здоровьем. Однако, родственники царевны Софьи и Ивана Алексеевича Милославские побудили стрельцов к бунту, который завершился убийством многих сторонников матери Петра, после этого фактическим правителем стала царевна Софья.

Иван и Пётр были провозглашены царями. Во время правления царевны Софьи, Пётр находился вдали от дворца. В сёлах Преображенском и Семёновском из своих сверстников он создал два «потешных полка», из которых, со временем, стали элитными подразделениями настоящей армии Петра. Не имея возможности получить необходимые ему знания у соотечественников, будущий Император проводил много времени в Немецкой слободе, знакомясь с иностранцами и изучая их образ жизни, начал роман с Анной Монс.

Наталья Кирилловна, Мать Петра I, недовольная поведением сына, женила его на Евдокии Лопухиной, которая родила Петру двух сыновей, Алексея и Александра. Царевна Софья, не желавшая отдавать власть, попыталась организовать новый стрелецкий бунт, но большинство войск остались верными Петру. Софья попыталась бежать, но в Воздвиженском была возвращена в Москву и вскоре заточена в Новодевичьем монастыре. Иван Алексеевич отдал всю власть Петру, но формально оставался соправителем до самой смерти в 1696.

В 1697-1698 годах I в составе Великого Посольства, под именем Петра Михайлова, урядника преображенского полка, отправился в Европу. После нового стрелецкого мятежа, Пётр вернулся в Москву, где начал дознание, в результате которого были казнены несколько сотен стрельцов, а Евдокия Лопухина насильно отправлена в Суздальский монастырь. После возвращения из Европы Пётр начал свои преобразования, решив изменить Россию по европейскому образцу.

Сначала своими указами он добился внешнего подражания европейцам в одежде и манерах, ввёл летоисчисление от рождества Христова, празднование Нового Года - первого января. Затем последовали более значительные структурные реформы. Была реформирована армия, государственное управление, российская церковная иерархия была подчинена государству. Также, Пётр провёл финансовую реформу. Для преобразований и военных походов нужны были образованные люди. Поэтому, были открыты школы: математических и навигацких наук, медицинская, инженерная. А в Петербурге – морская академия.

Для строительства в 1704-1717 гг. Петербурга, так же, как и для работы на фабриках и заводах, использовался труд крепостных. Для обучения детей грамоте, в провинции открывались цифирные школы. Результатом проведения военных реформ были победы Петра в Северной войне 1700-1721 гг., Каспийском походе 1722-1723 гг., благодаря чему Российская Империя получила выход к Балтийскому морю и ряд территорий. Однако, были и неудачная Русско-турецкая война, в результате которой Россия утратила выход к Азовскому морю. В 1712 году Пётр женился во второй раз на Екатерине Алексеевне, от которой ему осталось две дочери Анна и Елизавета.

В 1725 году, когда Пётр умер, именно Екатерина стала первой императрицей России. Однако, фактически, страной в это время правил Меньшиков и Верховный Тайный Совет, созданный по инициативе А.П. Толстого. В это время Россия не вела значительных войн. Правительство Екатерины в 1726 г. Заключило союзный договор с Австрией, также, в это время была создана Академия наук и прошла экспедиция Беринга. В 1727 году, Екатерина умерла, а императором стал Пётр Второй, от имени которого управлял страной сначала Меньшиков, а потом князья Долгорукие. Его правление тоже не было долгим. В 1730 году Пётр умер от оспы.

После него правила Анна Иоановна, приглашённая на престол Тайным Советом с условием ограничения полномочий. Однако, позже она восстановила абсолютизм. Анна провела некоторые реформы: реформа армии, упорядочение работы гос. учреждений, декларация справедливого суда, реформа Сената, реформа флота. Также, учредила Канцелярию тайных розыскных дел, занимавшуюся поиском заговорщиков и просто недовольных, всё это происходило с огромными злоупотреблениями, которые позже связали с именем фаворита императрицы Бирона.

Внешняя политика была продолжением политики Петра. В 1740 году Анна умерла и оставила наследником малолетнего Иоанна Антоновича, регентом при котором стал Бирон, а после – мать императора, Анна Леопольдовна.. В 1741 году его свергла . Она продолжила политику своего отца, ПетраI. Восстановила Сенат, упразднила кабинет министров, деятельность Тайной канцелярии стала незаметной. Елизавета провела перепись населения, отменила таможенные пошлины внутри страны, провела налоговую реформу, расширила права дворянства.

При ней произошла реорганизация учебных заведений, основана Академия художеств, а также Московский университет. Были построены Зимний и Екатерининский дворцы, архитектором которых был Растрелли. В результате Русско-шведской (1741-1743) и Семилетней (1756-1763) войн Россия получила Кюменегорскую и часть Саволакской провинции, некоторые земли в Пруссии. Елизавета умерла в 1761 году, императором стал Пётр. При нём была упразднена Тайная канцелярия, он начал секуляризацию церковных земель, был издан «Манифест о вольности дворянства».

В 1762 году в результате дворцового переворота был свергнут своей женой, Екатериной II. Она провела губернскую, судебную реформы, усилила армию, флот, усилила бюрократический аппарат, увеличила эксплуатацию крепостных. При Екатерине были созданы городские школы, училища, открыт Смольный институт благородных девиц, после этого– Воспитательное общество благородных девиц. В Академии наук были открыты анатомический театр, обсерватория, ботанический сад, физический кабинет, библиотека, мастерские.

Борьба с эпидемиями стала государственным мероприятием, введено оспопрививание, открыто много больниц и приютов. Во время правления Екатерины было несколько заговоров и бунтов: Крестьянская война, предводителем которой был Емельян Пугачёв, 1773-1775 гг., в 1771 г. - Чумной бунт. С воцарением Екатерины начался новый территориальный рост Российской Империи. В 1774 г., после турецкой войны, России отходят важные крепости в устьях Дона, Днепра и Керченском проливе. В 1783 Екатерина присоединяет Крым, Кубань и Балту.

После второй турецкой войны – прибрежная полоса между Днестром и Бугом. А после разделов Польши – часть Белоруссии, Волынскую, Подольскую и Минскую области, литовские губернии, герцогство Курляндское. В 1796 году Екатерина Великая умерла, на престол взошёл Павел. Он провел несколько контрреформ. Павел принял закон о престолонаследии, фактически исключающий женщин из претендентов на престол, ослабил позиции дворянства, улучшил положение крестьян, провёл административную реформу, направленную на централизацию власти, усилил цензуру. В результате военной реформы, большее внимание стало уделяться внешним атрибутам службы.

Основное направление во внешней политике Павла – борьба с Францией, для чего Россия вступает в антифранцузскую коалицию. Главнокомандующим войсками был , который освободил Северную Италию и совершил переход через Альпы. Однако вскоре Россия прекратила союз с Австрией и отозвала войска из Европы. А в 1800 году Павел даже начал подготовку к заключению союза с Наполеоном. Планам этим не суждено было сбыться. В 1801 году Павел был убит в собственном дворце.

Основные события и войны в истории России в 18 веке

  • упразднение патриаршества в 1700 г.,
  • основание Санкт-Петербурга в 1703 г., Булавинское восстание 1707-1708 г.,
  • реформа административного управления 1708 г.,
  • каспийский поход 1722-1723 гг.,
  • учреждение коллегий 1718-1721 гг.,
  • административная реформа 1719 г.,
  • принятие Петром императорского титула,
  • русско-персидская война 1722-1723 гг.,
  • «Табель о рангах» 1722 г.,
  • Учреждение Академии наук 1724 г.,
  • царствование Екатерины I 1725-1727 гг.,
  • царствование Петра I 1727-1730 гг.,
  • царствование Анны Иоановны 1730-1740 гг.,
  • Русско-турецкая война 1735-1739 гг.,
  • Русско-шведская война 1741-1743 гг.,
  • царствование Елизаветы Петровны,
  • правление Петра III 1761-1762 гг.,
  • царствование Екатерины III 1762-1796 гг.,
  • Комиссия об Уложении 1767-1768 гг.,
  • Чумной бунт в 1771 г.,
  • Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг.,
  • Победы под командованием Суворова под Кючук-Кайнарджи и Карасу 1772 г.,
  • Кючук-Кайнарждийский мир 1774 г.,
  • основание Черноморского флота в 1779 г.,
  • присоединение Крыма 1783 г.,
  • Русско-турецкая война 1787-1791гг.,
  • Русско-шведская война 1788-1790 гг.,
  • Царствование 1796-1801 гг.

Герои России в 18 веке

Григорий Александрович Потёмкин-Таврический участвовал в сражениях русско-турецкой войны 1768–1774 гг., способствовал освоению Северного Причерноморья, создавал и укреплял Черноморский флот, ликвидировал Запорожскую Сечь, а в 1783 г. Присоединил к Российской Империи Крым. Подчинёнными Г.А. Потемкина были такие флотоводцы и военачальники как А.В. Суворов, Н.В. Репнин, Ф.Ф. Ушаков. Александр Васильевич Суворов во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. нанёс несколько поражений турецкой армии, командовал войсками в Крыму в 1776–1787 гг., в 1790 г руководил штурмом крепости Измаил, во время Итальянского похода 1799 г. разгромил французов нескольких сражениях.

Федор Федорович Ушаков участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 г., совершил несколько походов в Средиземное море из Балтийского, руководил постройкой Черноморского флота, которым командовал с 1790 г., уничтожил турецкий флот в решающем сражении у мыса Калиакрия в 1791 г., возглавил черноморскую эскадру в войне против Франции, но был отозван Павлом в 1800г.

Итоги 18 века для России

Итогами политики России в 18 веке стало значительное увеличение территории, завоевание выходов к Балтийскому и Чёрному морям, модернизация армии, создание и модернизация военного флота, основание многих учебных заведений, в том числе, и для женщин, усиление крепостной зависимости, структурные преобразования всех сфер жизни общества.

2 е тысячелетие до н. э. XX век до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. 1809 1808 1807 1806 … Википедия

Серия памятных монет Банка России «Эпоха Просвещения. XVIII век» Основная статья: Памятные монеты России Содержание 1 Эпоха Просвещения. XVIII век 1.1 3 рубля Троицкий собор … Википедия

3 тыс. лет до н.э. - XVIII век н.э. - 3 тыс. лет до н.э. XVIII век н.э. XIX век 1900 1950 1950 1980 1980 2000 XXI век Около 3 тысяч лет до н.э. Древние египтяне, жители Междуречья и обитатели государств Ближнего Востока собирают … Нефтегазовая микроэнциклопедия

1702, октябрь. Взятие русскими войсками в ходе Северной войны крепости Нотебург (Орешек). 1702 1704. Восстание камизаров в провинции Лангедок (Франция). 1702 1714. Правление в Англии королевы Анны последней из династии Стюартов. 1703, апрель.… … Энциклопедический словарь

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

Книги

  • XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох , . В сборнике опубликованы статьи участников X Международной научной конференции `XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох`, проведенной кафедройистории зарубежной…
  • XVIII век. Топосы и пейзажи , . В сборнике помещены статьи участников IX Международной научной конференции XVIII ВЕК. ТОПОСЫ И ПЕЙЗАЖИ, прошедшей на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 27-29 марта 2014 г. в…

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации

общественной и духовной жизни. Характерные черты

эпохи Просвещения………………………………………….1

Запад и Восток в XVIII веке……………………………………9

Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского

абсолютизма ………………………………………………….15

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, проте­кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией - небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы­вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль­тер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни­ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива­лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - прин­цип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу­дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ­ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели­гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель­ности и др.

Конфликты французских просветителей с католической цер­ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз­мом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по­литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял­ся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче­ство с властями в решении конкретных проблем управления стра­ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво­люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми­римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри­тики религии и церкви, характерных для философов-материалис­тов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.

Россия в 18 веке.

1.Особенности исторического процесса в России в18 в.

2.Реформы Петра 1 и их влияние на историю России.

3.Эпоха дворцовых переворотов и ее последствия.

4. «Просвещенный абсолютизма» Екатерины II .

5. Павел I .

1. 18 век – это во многом переломное время в мировой и российской истории, время бурных социальных потрясений. Он вместил в себя грандиозные реформы Петра I, в корне изменившие облик России, бесконечную череду дворцовых переворотов. Это время великих реформ Екатерины II, расцвета русской культуры, время острых классовых битв (крестьянские войны под руководством К.Булавина (1707-1709 гг.), Е.Пугачева (1773-1775 гг.).

18 век – это время расцвета, а затем и кризиса феодальной системы. В Европе наступает период заката абсолютизма. В России в это время феодализм переживает период апогея, но с конца века усиливается кризис феодальной системы, однако в отличие от Запада кризис феодализма сопровождался не сужением его сферы, а распространением на новые территории. 18 век – время постоянных войн за расширение территории России. Еще в 17 веке в состав России вошли Сибирь, Дальний Восток, Украина. В 18 веке в ее состав вошли Северный Казахстан, Прибалтика, Белоруссия, Балтика, Черного, Азовского морей. Росла многонациональность России. В 18 веке население выросло более чем в 2 раза (37,5 млн. чел.). Появляются новые крупные города. В начале века Россия переживает промышленный бум. В сельском хозяйстве продолжает господствовать крепостничество. В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Податными сословиями были ремесленники, крестьяне, мещане, купцы до 1 гильдии. Боярство все более теряет ведущие позиции. Во времена Екатерины Второй первым сословием становятся дворяне, получившие огромные льготы. К привилегированным сословиям относились также иностранцы, духовенство, казачьи старшины.

В 18 веке изменяется характер власти. При Петре I окончательно утверждается абсолютизм (самодержавие). Впоследствии происходит трансформация абсолютизма в режим просвещенной монархии Екатерины II. Для 18 века было характерно постоянное, всеобъемлющее вмешательство государства в дела общества, роль катализатора многих процессов сыграли войны – из 36 лет правления Петра I Россия воевала 29 лет.

2. В 17 в. Русь оставалась глубоко патриархальным государством. Русские цари Михаил (1613-1645 гг.) и его сын Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) были людьми, приверженными старине, а Русь нуждалась в модернизации. Первые попытки реформ осуществил сын Алексея – Федор (1676 -1682 гг.). У Алексея было 11 детей, и он был примерным семьянином. Под влиянием Софьи, сестры Петра I, после смерти Федора царями провозгласили Петра I и Иванa V (Иван V– сын царя Алексея Михайловича по линии Милославских). Только в 1689 г. Петр свергает Софью (умерла в монастыре), и в 1696 г. Петр I становится единоличным царем. Он правил 36 лет - с 1689 по 1725 гг. Он считается крупнейшим реформатором России.

Петр был классическим приверженцем идеологии рационализма. Его идеалом было регулярное государство во главе с мудрецом на троне. Он считал, что государство – это плод творения не бога, а человека, его можно строить как дом. Поэтому нужно изобрести мудрые законы, которые проведет в жизнь мудрец на троне. Государство – это инструмент для того, чтобы сделать общество счастливым (иллюзия). Петр хотел, чтобы на все случаи жизни имелись четкие законы. Главная идея Петра – модернизация России «сверху» (без участия народа), по европейскому образцу. С Петра до сегодняшнего дня берет начало тенденция догнать Запад, от которого мы отстали «благодаря» монголо-татарам.

Первые годы Петр присматривался и намечал план реформ (потешные войска, потешные корабли). Он совершает поездку за рубеж, посещает Францию, Голландию, Англию, Швейцарию, Бельгию, где знакомится с опытом Европы. Как простой солдат Петр участвовал в двух походах на Азов. Петр знал 15 ремесел, он стремился перенять все лучшее на Западе. Петра трудно сравнивать с кем-то другим. Это был гений, но рядом с ним не было людей такого же ранга.

Он был человеком огромного роста (2м 4 см) и гигантской силы.

Основные реформы Петра оказались созвучны интересам России. Первый рекрутский набор был проведен в 1705 году, а последний – в 1874 г. То есть рекрутские наборы просуществовали 169 лет.

Сенат – главный орган управления страной просуществовал 206 лет – с 1711 по 1917 гг.

Синод – государственный орган управления церковью просуществовал 197 лет – с 1721 по 1918 гг.

Подушная подать просуществовала 163 года – с 1724 по 1887 гг. До подушной подати была подворная.

Петровские реформы имели всеобъемлющий характер, затронули все сферы жизни. Петровскую систему управления отличали: унификация и милитаризация (из 36 лет царствования Петра Россия воевала 29 лет), централизация и чрезмерная дифференциация функций. При Петре вышла книга «Юности честные зерцала», в нем давалась характеристика поведения молодежи в разных местах и в разных ситуациях.

Реформы затронули систему управления. Были созданы новые органы власти: Сенат, прокуратура (1722 г.) и Синод, институт фискалов (Око государево – тайный досмотр).

В 1718 г. вместо Приказов создаются Коллегии – органы коллективного управления (Коммерц-Коллегия, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия и т.д.).

Петр изменил систему управления территориями. Он ввел Ратушу и Земские избы – основные сборщики налогов. Ратуша - в стольных городах, земские – на местах.

В 1708 году была проведена областная реформа, по которой было создано 8 губерний во главе с генерал-губернаторами. Через 10 лет страна была разделена на 50 провинций. В 1720 г. Петр создает главный магистрат – орган по управлению территориями.

Был создан Генеральный регламент – сборник основных законодательных актов.

Петр I уничтожает Боярскую Думу, но плодит бюрократию – Сенат, Синод.

Радикальный характер носили его реформы в области экономики и культуры. С начала 18 в. Петр начинает строительство промышленной базы на Урале, флота. В условиях Северной войны он проводит денежную реформу – уменьшает количество металла в деньгах.

Пытаясь оградить русскую промышленность от конкуренции, он проводит активную политику протекционизма (защита своей промышленности путем высоких таможенных тарифов) и меркантилизма (поощрение собственных предпринимателей). В экономике начинается бум. Количество мануфактур выросло в 10 раз. Экспорт России превысил импорт почти в 2 раза (активное сальдо).

При Петре в корне меняются быт и традиции общества. В 1703 г. он создает идеальный город – Санкт-Петербург – образец для всей страны.

Петр ввел новое летоисчисление – от рождества Христова –Юлианский календарь (от сотворения мира). Новолетие начинается не с 1 сентября, а с 1 января. Петр ввел празднование Нового года (эта традиция приносить ветви ели пошла от Петра). Он создал первую библиотеку, первую публичную газету «Ведомости», первый музей, первый государственный театр. Он разработал идею создания Академии наук, но Петр умер в январе 1725 г., и Академия была создана по его проекту, но после его смерти.

Петр создал широкую сеть начальных школ, цифирные школы, сеть приходских школ, образование становится приоритетной областью. Появляются первые специализированные учреждения: артиллерийские, медицинские школы, математических и навигационных наук (Сухарева башня). Петр меняет бытовые традиции, он организует ассамблеи (тусовки), где молодежь играла в шахматы и шашки. Петр ввез табак и кофе. Дворяне учились искусству этикета. Петр ввел европейскую одежду и бритье бород. Существовал бородовой налог, составлявший 100 рублей (на 5 рублей можно было купить 20 коров).

В 1721 году Петр принял титул императора, а в 1722 г. он ввел Табель о рангах (лестница в будущее), по которому все население делилось на 14 рангов (канцлер, вице-канцлер, тайн6ый советник и т.д.).

Таким образом, реформы Петра в корне изменили Россию. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе запечатлел образ Петра в виде скульптуры Медного всадника, в которой конь олицетворяет Россию, всадник же - Петр.

Идеал Петра – регулярное государство – оказался утопией. Вместо идеального было создано полицейское государство. Цена реформ Петра была слишком высока. Он действовал по принципу «Цель оправдывает средства».

Петр – фигура огромного исторического масштаба, сложная и противоречивая. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив должного образования, он, тем не менее, обладал обширными познаниями в разных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Но многие качества характера Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, определили его жестокость, подозрительность, властолюбие. Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей не гнушался никакими средствами, был жесток к людям (1689 г. рубил головы стрельцам, на людей смотрел как на материал для осуществления задуманного). За время правления Петра в стране в 3 раза выросли налоги и на 15% сократилось население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: применял пытки, слежки, поощрял доносы. Он был убежден, что во имя государственной пользы можно пренебречь моральными нормами.

Заслуги Петра:

    Петр внес гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом.

    Способствовал созданию в государстве промышленного производства (гигантский скачок в развитии производительных сил).

    Его заслуга – модернизация государственной машины.

    Реформы в области культуры.

Однако характер их реализации сводился к механическому перенесению культурных стереотипов Запада, подавлению развития национальной культуры.

Реформы Петра, направленные на европеизацию России грандиозны по своим масштабам и последствиям, но они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, т.к. проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

2 . С легкой руки В.О.Ключевского период с 1725 по 1762 гг. 37 лет нашей истории стал называться «эпохой дворцовых переворотов». Петр I изменил традиционный порядок престолонаследия. Ранее престол переходил по прямой мужской нисходящей линии, а по манифесту от 5 февраля 1722 года монарх сам назначал себе преемника. Но Петр не успел назначить себе наследника. Началась борьба за власть двух группировок. Одна поддерживала Екатерину I – жену Петра (Толстой, Меньшиков), другая – внука Петра I – Петра II (старая аристократия). Исход дела решила гвардия. С 1725 по 1727 гг. правила Екатерина I. Она была не способна к управлению. В феврале 1726 г. создается Верховный тайный совет во главе с Меньшиковым. Перед смертью Екатерина составила указ о престолонаследии (тестамент), по которому власть должна была принадлежать Петру II – внуку Петра I, сыну царевичу Алексею, а затем Анне Иоанновне – племяннице Петра I, затем Анне Петровне и Елизавете Петровне (дочери Петра I). После смерти Екатерины I на престол вступил Петр II - мальчик 12 лет, сын Алексея, при котором правил Меньшиков. Осенью 1727 года Меньшикова арестовали и лишили чинов и званий. При нем делами управлял тайный совет, а основными занятиями Петра II были охота и любовные утехи.

После смерти Петра II к власти пришла Анна Иоанновна (1730-1740). Это была дочь Ивана V, брата Петра I. Она не отличалась ни умом, ни красотой, ни образованием. Она передала управление Эрнсту Бирону, герцогу Курляндскому (с 1737 г.) Время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщины». В период ее царствования происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами. Перед смертью Анна Иоанновна объявила своим преемником младенца Иоанна VI Антоновича – сына ее племянницы. Регентом при Иване был Бирон, а затем его мать – Анна Леопольдовна.

С 25 ноября 1741 года к власти пришла Елизавета Петровна – дочь Петра I, свергнув малолетнего Ивана с помощью Гвардии. Она правила 20 лет – с 1741 по 1761 гг. Веселая и любвеобильная императрица не уделяла много времени государственным делам. Ее политика отличалась осторожностью и мягкостью. Она первой в Европе отменила смертную казнь. Ключевский назвал ее «умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барышней».

Петр III (Карл Петр Ульрих – сын Анны Петровны – дочери Петра I и герцога Карла Фридриха) правил 6 месяцев (с 25 декабря 1761 по 28 июня 1762 г.) (род. 1728-1762 гг.). Его женой стала Екатерина II Великая. Петр не пользовался уважением ни у жены, ни у придворных, ни у гвардии, ни в обществе.

28 июня 1762 г. произошел дворцовый переворот. Петра III вынудили отречься от престола, а через несколько дней он был убит.

4. Заканчивается эпоха дворцовых переворотов, начинается Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерины Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России. Начало правления было трудным для Екатерины в нравственном отношении. Петр III был законным государем, внуком Петра Великого, а Екатерину в действительности звали Софьей Фредерикой–Августой – немецкой принцессой Ангальд Цербстской. Она проявила себя как патриот Русской земли. Первые 15 лет она не играла значительной роли в государственных делах. Она упорно изучала русский язык и литературу, произведения античных авторов, работы французских просветителей, традиции и обычаи русского народа. Первые шаги Екатерины говорили о ее уме. Один из ее указов снижал налоги на хлеб и соль. Екатерина первой сделала себе прививку от оспы и спасла жизнь тысяч крестьян.

Она короновалась в Москве, 22 сентября 1762 года (наградила всех, кто помогал ей – участники переворота получили земли с крепостными крестьянами, чины, деньги). Екатерина была типичным западником. Она пыталась внедрить в России идеи просвещения и свободы. Екатерина являлась сторонником самодержавия и ярким последователем Петра I. Она хотела создать в России режим просвещенного абсолютизма – режим, при котором монарх заботится о свободе, благе и просвещении народа. Монарх – мудрец на троне. Истинная свобода, по мнению Екатерины, заключалась в строгом соблюдении закона. Она выступала с идеей ограничения вмешательства государства в экономику, отстаивала свободу предпринимательства. Екатерина предоставила широкие льготы мануфактурам. Главная ее цель – укрепить социальную опору абсолютизма, сделав дворян первым сословием. До 1775 года реформы проводились спонтанно (самопроизвольно), а с 1775 г. начался второй этап реформ, который окончательно утвердил в России власть дворян.

Екатерина пыталась выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения. В 1767 г. была создана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной . Комиссия была составлена из депутатов от разных сословных групп - дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков. Екатерина обратилась к Комиссии с Наказом, в котором были использованы идеи Монтескье, итальянского юриста Беккариа о государстве и законах. В декабре 1768 г. Комиссия прекратила работу в связи с русско-турецкой войной. Главная цель – разработка Уложения – так и не была достигнута. Но это помогло Екатерине ознакомиться с проблемами и нуждами населения.

Крупнейшим актом Екатерины стала Жалованная Грамота дворянству и городам 1785 года. Она определяла права и привилегии дворянского сословия. Оно окончательно оформилось как привилегированное сословие. В этом документе старые привилегии подтверждались – право на владение крестьянами, землями, недрами, свобода от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, передача дворянского звания по наследству и свобода от государственной службы.

В Жалованной Грамоте городам были перечислены все права и привилегии городам, описанные предшествующим законодательством: освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом. Грамота делила городское население на 6 разрядов и определяла права и обязанности каждого из них. К привилегированной группе горожан относились т.н. именитые граждане: купцы (капитал свыше 50 тыс. руб.), богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), и городская интеллигенция (архитекторы, живописцы, композиторы, ученые). К другой привилегированной группе относилось гильдейское купечество, которое делилось на 3 гильдии. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний, а последняя – нет. Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлась собираемое 1 раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором избирались должностные лица: городской голова, бургомистры, заседатели магистрата и т.д. Исполнительным органом была шестигласная Дума, состоявшая из городского головы и шести гласных – по одному из каждого разряда городского населения.

Сенатская реформа

Он был разделён на 6 департаментов с 5 сенаторами в каждом. Во главе каждого стоял обер-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй - судебными в Санкт-Петербурге, третий - транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвёртый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой - московский судебный департамент. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

До реформы сенаторы могли бездельничать и считали своей задачей присутствие в заведении, а в департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других. Эффективность работы Сената знакчительно повышалась.

Сенат стал органом контроля над деятельностью госаппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился законодательной инициативы, которая перешла к Екатерине.

С 1764 г. Екатерина проводит секуляризацию земель и крестьян. У церкви отняли 1 млн. крестьян. Церковь стала частью государственной машины. В этом же году Екатерины ликвидировала автономию Украины.

Екатерина пыталась решить крестьянский вопрос - ограничить помещичью власть, но дворяне и аристократия не поддержали эти попытки и впоследствии были изданы постановления, усиливающие власть помещиков.

В 1765 г. был принят Указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь без суда. В 1767 г. – о запрете крестьянам жаловаться на помещиков. Время Екатерины – это время крепостничества. Подати на крестьян увеличились в 2 раза. В 60-70-е годы прокатилась волна крестьянских восстаний.

В 1765 г. Екатерина основала Вольное экономическое общество – первое российское научное общество (К.Д.Кавелин, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, П.П.Семенов-Тян-Шанский), которое просуществовало до 1915 г. Оно опубликовало первое статистико-географическое исследование России, содействовало внедрению в сельское хозяйство новой агротехнику и проводило обсуждение хозяйственных проблем. По указу Екатерины в России переводится запрещенное на Западе «Энциклопедия труда, ремесел и искусств».

В 1765 г. Екатерина издала два Указа: «О генеральном межевании», по которому дворяне закрепили за собой ранее полученные земли и «О винокурении», согласно которому дворяне получили монополию на производство спиртного.

В 1775 году была осуществлена губернская реформа. Страна была разделена на 50 губерний по 10-12 уездов в каждой губернии. Вводилась должность губернаторов, дворянские собрания. Была создана специальная палата общественного призрения, которая заботилась о просвещении и здравоохранении (школы, больницы, приюты).

Екатерина умерла в 1796 году, она правила 34 года. По меркам того времени, Екатерина прожила долгую жизнь, умерла в 66 лет. Ее реформы оказались неэффективными и нерезультативными, отторгнутыми от русской действительности.

Для подготовки к семинару

Из энциклопедии Кирилла и Мефодия:

Екатерина, дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), состояла в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745.

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. В начале 1750-х гг. Екатерина завела роман с гвардейским офицером С. В. Салтыковым, а в 1754 родила сына, будущего императора Павла I, однако слухи о том, что Салтыков был отцом Павла, не имеют под собой оснований. Во второй половине 1750-х гг. у Екатерины был роман с польским дипломатом С. Понятовским (впоследствии король Станислав Август), а в начале 1760-х гг. с Г. Г. Орловым, от которого она родила в 1762 сына Алексея, получившего фамилию Бобринский. Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России - все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Вступление на престол

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Отношение к религии и крестьянскому вопросу

Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестанские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.

Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений.

первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764) , значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине , что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

 

Возможно, будет полезно почитать: