Россия и США — чей флот сильнее? «черная дыра»: три месяца весь флот нато за одной русской подлодкой гонялся.


Эта третья из шести ДЭПЛ проекта 06363 "Палтус", которые заказаны для Черноморского флота РФ. Они считаются одними из самых малошумных субмарин в мире и несут мощное вооружение, включая крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ", способные поражать не только надводные, но и береговые цели на больших дистанциях.

СТРАШНЫЕ "ПАЛТУСЫ"

Переход "Старого Оскола" сопровождался аккомпанементом западных средств массовой информации, стращавших мир растущей российской подводной угрозой. Впрочем, так было и во время плаваний первых двух "палтусов". Только акценты несколько сместись. При переходе ДЭПЛ "Новороссийск" - головной в серии - ажиотаж в зарубежных СМИ вызвал заход лодки для пополнения запасов и отдыха экипажа в испанский порт Сеута на африканском берегу (подробнее см. журнал "Национальная оборона" №10/2015). Особенно усердствовали британские издания. Они усмотрели в действиях Мадрида провокацию, направленную против Гибралтара - анклава Великобритании на Пиренейском полуострове. Мол, возмутительно, что страна НАТО предоставляет свои услуги военному кораблю России, которая обложена санкциями Запада, как стая волков красными флажками. А тут такой непозволительный либерализм!

Поход "Ростова-на-Дону" (подробнее см. журнал "Национальная оборона" №1/2016) вызвал оторопь и шок на Западе после того, как эта лодка 8 декабря прошлого года нанесла крылатыми ракетами 3М-14 комплекса "Калибр-ПЛ" мощный удар из-под воды по целям запрещенной в России террористической организации Исламское государство. В США и других странах НАТО не без оснований сочли, что это была не только атака объектов преступной банды, но и предупреждение Североатлантическому блоку о том, что с Россией шутки плохи, поскольку ракеты 3М-14 могут оснащаться не только обычными, но и ядерными боевыми частями.

Незадолго до начала перехода на Черное море и "Старый Оскол" выполнил ракетные стрельбы. 6 мая лодка успешно поразила объект на полигоне Чижа в Архангельской области. А днем ранее Б-262 ракетами 3М-54 с высокой точностью нанесла удар по морской цели.

Тут надо заметить, что для экономии моторесурса, российские ДЭПЛ проекта 06363 после глубоководных и стрельбовых испытаний совершают переходы с Баренцева моря на Черное на экономической скорости. Большая часть пути преодолевается в надводном положении, а нередко вообще на буксире. Вот и в этот раз "Старый Оскол" сопровождал буксир "Алтай".

И вдруг поднялась буря. Но не на море, а в западных СМИ, прежде всего британских. "Фрегат Королевского флота перехватил русскую субмарину неподалеку от Английского канала" под таким заголовком появилась публикация в лондонской The Telegraph 8 июня. Эту тему дружно подхватили другие издания Соединенного Королевства, а также некоторые европейские и американские СМИ. Популярный на Британских островах таблоид The Sun даже назвал экипаж фрегата Kent "английскими героями". Командир этого корабля Ее Величества коммандер Даниэль Томас скромно заметил, что "российская подлодка была обнаружена благодаря предпринятым совместными с союзниками по НАТО усилиями". Действительно, как только Б-262 вошла в Северное море ее "взял на сопровождение" голландский фрегат Tromp. А "перехватчику" Kent уже досталась вторая партия. Между тем министр обороны Великобритании Майкл Фэллон заявил: "Это означает, что Королевские ВМС сохраняют бдительность в международных и территориальных водах, чтобы обеспечить безопасность Великобритании и защитить нас от потенциальной угрозы". Вообще-то "Старому Осколу" для создания угрозы безопасности Соединенного Королевства вовсе не требовалось пробираться к Английскому каналу. Лодка могла нанести удар "калибрами" по берегам Туманного Альбиона, находясь еще в Баренцевом море. И "английские герои", понятное дело, не спасли бы страну. То есть "перехватывать" российскую подлодку на подходе к Ла-Маншу в случае военных действий - занятие бесполезное и даже, не побоимся этого слова, архаичное, откуда-то из 60-80-х годов прошлого века.

У этой истории был и другой аспект. "Перехват" происходил незадолго до Brexit - референдума по поводу выхода или невыхода Британии из Европейского Союза. Как дал понять министр иностранных дел Соединенного Королевства Филипп Хэмонд (в кабинете Терезы Мэй он пересел в кресло министра финансов): "Честно говоря, единственная страна, которая хотела бы, чтобы мы вышли из ЕС, - это Россия. И это о многом говорит". То есть субмарину коварная Москва послала для того, чтобы оказать давление на островных жителей. И успех был достигнут! Подданные Елизаветы II большинством голосов сказали "Good bye!" Европейскому Союзу.

ЧЕТВЕРТАЯ БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

Но если отбросить шутки в сторону, то картина, по мнению ряда западных военно-морских экспертов, вырисовывается нерадостная. В июньском номере за этот год журнал Proceedings, который выпускает Военно-морской институт США, опубликовал статью командующего 6-м американским флотом, одновременно командующего ударными ВМС НАТО и морскими силами поддержки в Европе вице-адмирала Джеймса Фогго и ведущего специалиста американского Центра военно-морского анализа доктора Элерика Фрица. Их публикация, вызвавшая заметный резонанс не только в специальных, но и в популярных средствах массовой информации, называется весьма красноречиво - "Четвертая битва за Атлантику".

Что под этим имеют в виду авторы, понятно. Под первой битвой подразумевается жесткое противостояние германских подводных лодок с ВМС Антанты и США, которая закончилась победой последних. Под второй, естественно, - труднейшая борьба противолодочных сил Великобритании и Соединенных Штатов против фашистских субмарин. И в том и в другом случае битвы за Атлантику сопровождались огромными потерями торгового тоннажа союзников. Дважды Англия чуть не была поставлена на колени. Противолодочная война потребовала сосредоточения больших финансовых и материальных ресурсов по обе стороны Атлантики. И только "подключение" США позволило Лондону выжить и одержать победу.

Под третьей битвой, как нетрудно догадаться, подразумеваются годы холодной войны. Мощнейшим флотам США и НАТО Советский Союз противопоставил сотни атомных и дизель-электрических подводных лодок. И хотя это сражение не вылилось в настоящую войну, США и их союзники по НАТО, по мнению авторов Proceedings, одержали верх за счет своего высококлассного противолодочного потенциала. Тезис в высшей степени спорный, поскольку такие АПЛ третьего поколения, как советские атомоходы проектов 941, 667БДРМ, 949, 945, 671РТМ и 971, а также ДЭПЛ проекта 877 не уступали, а по ряду характеристик превосходили зарубежные аналоги. Да и противолодочное вооружение Североатлантического альянса нельзя назвать потрясающим воображение. Советский Союз проиграл третью битву за Атлантику не из-за технического несовершенства советских подлодок, а в связи с крушением самой страны, которая их строила. Здесь, мы считаем, не место останавливаться на причинах распада СССР, но скажем только, что в ряду этих причин были и чрезмерные военные расходы, приведшие к банкротству великой державы.

И вот теперь Джеймс Фогго и Элерик Фриц, а вместе с ними десятки других американских и западноевропейских военно-морских авторитетов провозглашают пришествие четвертой битвы за Атлантику. В интервью изданию The National Interest, специализирующемуся на вопросах национальной безопасности Соединенных Штатов, дуэт авторов Proceedings развил свои идеи. Они утверждают, что "самую серьезную угрозу военно-морским силам США и НАТО в Европе создают мощный подводный флот России и ее новые бастионы системы воспрещения доступа (A2/AD) в Калининградской области и в других регионах".

Здесь адмирал и военно-морской эксперт прибегают к американской несколько мудреной терминологии, ставшей популярной за океаном за последние три-четыре года. Anti-access/area-denial (A2/AD) - дословно переводится как "воспрещение доступа/блокирование зоны". По-простому это означает, что вооруженные силы США и НАТО не могут беспрепятственно развертывать свои корабли, авиацию и воинские части в тех или иных районах мира без угрозы быть уничтоженными. Впервые его употребили в отношении Китая, поставившего на вооружение противокорабельные баллистические ракеты

DF-21D, которые сделали бессмысленным присутствие американских авианосцев у берегов КНР, поскольку они способны поразить плавающие аэродромы на дальности до 2000 км. А вот теперь, по словам зарубежных военных экспертов, такие же зоны воспрещения доступа создала и Россия вокруг Калининградской области, у берегов Крыма, в районе Камчатки, вокруг сирийских городов Тартус и Латакия. По нашему мнению, в этих районах до полноценных зон воспрещения доступа еще далеко, но основы для их создания, безусловно, имеются.

Обратим внимание на саму постановку вопроса. Если какая-то страна заботится о своей безопасности и выстраивает рубежи обороны, то она тем самым создает угрозу США и их союзников по НАТО. То есть военное строительство во всем мире должно быть подчинено исключительно интересам Вашингтона и его партнеров. И никак иначе. Это даже не парадокс, а паранойя.

Как утверждает Фогго, "русские строят серию малозаметных дизель-электрических подводных лодок, которые являются элементом российской стратегии воспрещения доступа". И в самом деле, ДЭПЛ проекта 06363 - отличные субмарины, способные выполнять широкий круг задач: осуществлять патрулирование, вести разведку, наносить удары по береговым и морским целям, ставить мины, транспортировать боевых пловцов и т.д. Очевидно, им по силам "воспрещать доступ" враждебным России силам в те или иные акватории, примыкающие к берегам страны. Но, наш взгляд, в данном конкретном случае "палтусы" притянуты к "российской стратегии воспрещения доступа" явно за уши, поскольку та не имеет никакого отношения к четвертой битве за Атлантику.

Не были забыты американскими экспертами и российские многоцелевые атомоходы проекта 885 "Ясень". "АПЛ "Северодвинск" производит сильное впечатление", - с явным сожалением констатирует командующий 6-м флотом. "Имеющиеся у русских подводные лодки вызывают у нас серьезную обеспокоенность, - подпевает адмиралу Элерик Фриц, - так как они очень боеспособны и являются чрезвычайно маневренным инструментом российских Вооруженных Сил".

Аналогичного взгляда придерживается и британский вице-адмирал Клайв Джонстон, возглавляющий Военно-морское командование НАТО. Ряд его высказываний на этот счет привел широко известный международный военно-технический и военно-политический журнал Jane"s Defence Weekly. Этот адмирал говорит, что Североатлантический альянс обеспокоен рекордно высоким уровнем активности российских подводных лодок в Северной Атлантике: "Деятельность русских подводных лодок в Северной Атлантике в настоящее время равняется или даже превосходит уровни холодной войны. Русские подводные лодки не только возвращаются к уровню холодной войны в оперативной деятельности, но они также совершили большой скачок в своих технологических характеристиках и демонстрируют уровень русского потенциала, который мы не видели прежде".

БЛЕДНАЯ ТЕНЬ

Однако далеко не все западные военно-морские специалисты демонстрируют столь откровенные алармистские настроения. Имеется довольно значительная группа экспертов, которая не разделяет взглядов своих коллег.

"Российский подводный флот, двадцать лет пребывавший в спячке без морских походов и денег на боевую службу, снова начинает подавать признаки жизни, - отмечает сотрудник Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона Майкл Кофман в статье, размещенной на сайте телекомпании CNN. - Россия долгое время отсутствовала в подводном мире, из-за чего большинство стран НАТО либо сократили свой подводный флот, либо полностью отказались от сил и средств ведения подводной войны. Отношения с Россией были в политическом плане раздражительными, но в военной сфере стабильными, а российский подводный флот стоял у стенки и во многих случаях ржавел и тихо умирал у пирсов".

Трудно не согласиться с оценкой американского эксперта. Подобная картина наблюдалась не только в подводном флоте, но в ВМФ РФ в целом. Швейцарский сайт Offiziere.ch опубликовал 16 декабря прошлого года сравнительную таблицу, составленную Луисом Мартином-Визианом, о корабельном составе ВМФ СССР в 1990 г. и Российского ВМФ в 2015 году. В ней есть незначительные неточности, но они не влияют на общую картину. Из таблицы явствует, что за четверть века количество боевых кораблей в составе флота уменьшилось с 657 единиц до 172, в том числе количество РПКСН сократилось с 59 единиц до 13, включая опытовый "Дмитрий Донской" проекта 941У, АПЛ с крылатыми ракетами с 58 единиц до 6, многоцелевых атомоходов с 64 единиц до 17, ДЭПЛ с 59 единиц до 20, крейсеров (автор таблицы по принятой в НАТО практике включает в их число также большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б) с 30 единиц до 3, эсминцев с учетом БПК проектов 1155 и 11551 с 45 единиц до 14, фрегатов и корветов (сторожевых кораблей) со 122 единиц до 10, больших десантных кораблей с 42 единиц до 19. Общее количество малых ракетных кораблей, ракетных катеров и малых противолодочных кораблей, которые плотно и надежно держали оборону берегов страны, упало со 168 единиц до 68. В таблице не представлены минно-тральные корабли, десантные и артиллерийские катера, но известно, что и их количество катастрофически "обвалилось". Если учесть, что эти силы практически не обновлялись и "растянуты" на пять морских и океанских театров (см. карту-схему разведки ВМС США), говорить о возвращении ВМФ РФ к уровню времен холодной войны просто смешно.

"Реальность такова, - указывает Майкл Кофман, - что российские подводные силы сегодня - это лишь бледная тень грозного советского подводного флота, который насчитывал сотни субмарин. Несмотря на все разговоры о боеготовности, выйти в море в любой момент времени в настоящее время способна лишь половина российских субмарин… И, хотя активность российского подводного флота существенно выросла, по крайней мере, если судить по заявлениям командования ВМФ страны, эти цифры могут произвести впечатление только в сравнении с началом 2000-х годов, когда подводные лодки почти не выходили в море. Заявления о том, что российские подводные силы действуют "на уровне холодной войны", - это в лучшем случае преувеличение. Такое просто невозможно. Эти силы выходят из комы, бросают традиционный вызов НАТО в Средиземноморье и в Северной Атлантике, но у них карликовые размеры по сравнению с советским подводным флотом времен холодной войны".

Майкл Кофман обращает внимание на то, что строительство российских ПЛАРБ и ПЛАРК идет с отставанием от графика, "да и вся программа военного кораблестроения находится под вопросом из-за российских экономических невзгод". В интервью тому же изданию The National Interest Кофман уделил больше внимания АПЛ проекта 885 "Ясень", обратив внимание на то, что головная субмарина этого типа не только слишком долго строилась, но и очень долго испытывалась: "Первая лодка типа "Ясень" проходила морские испытания несколько лет и лишь в этом году вошла в строй".

Тут нельзя не вспомнить, что АПЛ "Северодвинск" была передана в опытную эксплуатацию 30 декабря 2013 г., а 17 июня следующего года ее официально включили в состав ВМФ РФ. Однако в марте текущего года заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что эта субмарина "завершила опытную эксплуатацию". Так когда же это случилось: в июне 2014 г. или в марте 2016-го? Тут надо заметить, что в официальном заявлении пресс-службы Северного флота от 19 марта сего года говорилось не об "опытной эксплуатации", а о "завершении освоения головного корабля проекта "Ясень". Можно предположить, что в июне 2014 г. лодку ввели в строй авансом, поскольку ожидался приезд на Северный флот президента Владимира Путина, а демонстрировать главе государства и Верховному главнокомандующему неготовый боевой корабль, о выдающихся характеристиках которого столь много говорилось и писалось, флотским начальникам было как-то неловко.

Обращая внимание на низкие темпы строительства АПЛ типа "Ясень", Майкл Кофман говорит: "Каждая последующая лодка, по сути дела, строится кустарным способом. Кто знает, какими характеристиками будет обладать следующая лодка "Казань" или та, что будет построена после нее? На их строительство уходит так много времени, что о серийном производстве не может быть и речи". Нельзя не согласиться с этим доводом. При закладке "Казани" в 2009 г. говорилось, что лодка войдет в строй в 2014 году. Потом график сдвинули вправо - до 2017 год. Теперь официально заявлено, что флот получит субмарину в 2018 году.

И все-таки и Майкл Кофман видит угрозу со стороны российских субмарин. "Конечно, - заключает он, - если учитывать сокращение американских ВМС, особенно на европейском театре, а также пробелы союзников по НАТО в строительстве современных сил и средств, даже такой маленький подводный флот может создавать проблемы, поскольку его сложно отследить и сдержать. Так что военные руководители правы, выражая обеспокоенность в обстановке сегодняшней конфронтации и нестабильных отношений с Россией".

НЕ ПРЕУМЕНЬШАЯ И НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЯ

Такого же подхода, то есть не преуменьшая, но и не преувеличивая возможности современного российского флота, прежде всего подводного, придерживается и кэптен в отставке ВМС США Томас Федышин. Он профессиональный военный моряк - служил на разных кораблях американского флота, в том числе командовал ракетным эсминцем William V. Pratt (DDG 44) и ракетным крейсером Normandy (CG 60), был военно-морским атташе в России, - а теперь военно-морской эксперт, директор исследовательской группы "Европа-Россия" Военно-морского колледжа США, где готовят высшие офицерские кадры Военно-морских сил Соединенных Штатов. В статье под красноречивым заголовком "Путинский ВМФ - больше, чем потемкинские деревни", опубликованной журналом Proceedings в мае этого года Федышин пишет: "Западные эксперты склонны делать поспешные выводы о слабости Военно-морского флота России, когда утверждают, что русские лишь блефуют и пускают пыль в глаза. Хотя многое и делается напоказ, российский флот по-прежнему опасен". В подтверждение этого тезиса он приводит несколько примеров. Так, с 2009 г. заметно увеличилась наплаванность российских моряков. По его словам, хотя информагентство ТАСС наверняка преувеличивает, когда сообщает, что 70 военных кораблей ВМФ постоянно присутствуют на боевом дежурстве в Мировом океане, нельзя не отметить кардинальное увеличение времени, проводимого российскими моряками в походах. "Об этом мало говорят, но на новых российских кораблях и тех, что выполняют наиболее важные задачи, больше нет военнослужащих срочной службы, - подчеркивает автор публикации. - Таким образом, растет уровень подготовки моряков, что, безусловно, положительно сказывается на состоянии ВМФ". Увеличилось количество маневров, в том числе совместных с ВМС других государств. В прошлом году ВМФ РФ и ВМС Китая провели самые большие в своей истории совместные учения в Японском море, а также в Средиземном море.

Особое внимание Томас Федышин обращает на роль ВМФ РФ в сирийском кризисе: "В октябре последовали неожиданные пуски крылатых ракет морского базирования с Каспийского моря и в октябре со Средиземного моря. Российские ракеты пролетели более 1500 км и поразили силы террористов".

И вот какой вывод делает автор: "В конце концов, российский ВМФ стал достаточно большим и сильным, чтобы Россия могла оказывать влияние на международные дела в близлежащих регионах. И это ружье способно выстрелить в цель… Проанализировав ВМФ РФ с точки зрения морской стратегии, проводимых операций и состояния кораблестроения в стране, мы приходим к выводу, что российский флот вернул статус одного из ведущих в мире. Его нынешнее состояние лучше, чем когда-либо со времен окончания холодной войны. Если судить по классическим принципам потенциала и намерений, ВМФ РФ можно считать угрозой интересам Запада - по крайней мере, в прибрежных водах России. Тем не менее, поскольку российский флот заметно уступает силам НАТО в отрытых морях и океанах, маловероятно, что он будет проводить серьезные демонстрации силы или какие-либо наступательные операции вдали от родных берегов".

ВЫБОР ОРУЖИЯ

Подведем некоторые итоги дискуссии о современном состоянии российского флота. Да, сейчас и в обозримом будущем ВМФ РФ не сможет соревноваться с военно-морскими силами США, других стран НАТО, а также их партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе ни по количеству кораблей, ни по типоряду ряда классов надводных кораблей. Для выполнения поставленных перед Военно-морским флотом задач по недопущению агрессии против России с морских и океанских направлений следует максимально точно определиться с составом сил и средств, способных надежно защитить страну, особенно в нынешних весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Сейчас же здесь наблюдаются разброд и шатания. Например, в средствах массовой информации нередко можно встретить высказывания высокопоставленных военных и деятелей судостроительной промышленности о подготовке к строительству атомных эсминцев крейсерского водоизмещения и атомных авианосцев. Кроме огромных затрат и немереных сроков это ни во что не выльется.

За двадцать лет фактического простоя судостроительной отрасли утрачены кадры, многие ключевые навыки и технологии. Между тем, флот срочно нуждается в обновлении. Достаточно сказать, что самый крупный и мощный российский Северный флот из надводных кораблей получил за четверть века только тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и БПК "Адмирал Чабаненко", заложенные в советские времена и вошедшие в строй в 90-е годы прошлого века. Правда, в этом году ожидается поступление противодиверсионного катера "Грачонок" проекта 21980 водоизмещением 140 т.

Российская промышленность уже сейчас способна вести серийное строительство тральщиков и малых ракетных кораблей. Последние доказали свою высокую эффективность в сирийской операции. Они не только наносят ракетные удары по террористам, но и несут охрану с моря российских объектов на территории САР. Удачными и сбалансированными получились и фрегаты проекта 11356Р/М. Их строительство, как известно, сдерживают санкции на поставки газотурбинных двигателей. Но рано или поздно эта проблема будет решена. Требуется довести до ума и еще более совершенные фрегаты проекта 22350, а также корветы проекта 20380/20385. Именно фрегаты должны стать верхней планкой в надводном военном кораблестроении России. Эти многоцелевые корабли способны решать все задачи, стоящие перед ВМФ РФ в ближней и дальней зонах.

Ставка на суперкорабли - бесперспективна. И потому, что мы разучились их строить, и потому, что они безумно дороги, и потому, что, несмотря на всю свою сверхвооруженность, ВМС США и НАТО смогут справиться с ними. Далеко за примерами ходить не надо. Официально объявлено, что сроки передачи ВМФ после модернизации тяжелого атомного крейсера "Адмирал Нахимов" сдвинуты с 2018 г. на два года вправо. Напомним, что работы на нем стартовали весной 2014 г., но до сих пор не завершена расчистка старых конструкций. Очевидно уложиться с переоснащением корабля не удастся и к 2020 году. Придется снова "рулить" вправо. Тем временем за те же деньги можно построить несколько так необходимых фрегатов и еще больше корветов, не говоря уже об МРК - их счет пошел бы на десятки.

Как сообщила недавно Lenta.ru, оборонная промышленность и ВМФ России рассматривают возможность оснащения ядерными энергетическими установками всех боевых кораблей 1-2 ранга нового поколения. Такой тренд, дескать, связан с тем, что разработка и производство ядерных энергетических установок налажены в России и не зависят от поставок из-за рубежа. Как поведал источник агентства, "речь идет о создании линейки унифицированных установок для надводных кораблей водоизмещением от 4000 т (фрегат) до 80 и более тысяч тонн (авианосец), мощностью, условно, от 40 до 200 мегаватт. С учетом того, что потребности ВМФ в ближайшие двадцать лет в кораблях 1-2 ранга можно оценить примерно в 40 единиц, производство такого количества установок не составит особых сложностей".

Складывается парадоксальная ситуация: мол, потому что у нас нет надежных дизелей и в настоящее время вообще нет газовых турбин, давайте оснащать большие надводные корабли АЭУ. А кто-нибудь подсчитывал стоимость этой задумки? У России до сих пор существуют проблемы с утилизацией выведенных из эксплуатации атомных силовых установок, и мы вынуждены обращаться за иностранной помощью, пугая соседей, что без их содействия мы можем отравить радиоактивными отходами полпланеты. Наконец, подумали ли о том, что военный корабль с АЭУ будет бороздить моря и океаны в веселой компании катеров и судов "Гринпис" и его не пустят в большинство портов мира? Поэтому и флаг демонстрировать некому. С помощью ядерных монстров можно лишь пугать зарубежных обывателей и вытрясать из них деньги на военные расходы США, НАТО и иже с ними. А в итоге это приведет к тому, что ВМФ РФ вообще не получит кораблей - ни больших, ни малых.

Опыт эпохи холодной войны и нынешних времен убедительно доказывает, что "достать" враждебные нам страны мы можем только подводными лодками. Поэтому строительство многоцелевых атомных субмарин не должно растягиваться на десятилетия, а стать строго ритмичным. "Ясени" действительно отличные лодки (о них подробнее см. журнал "Национальная оборона" №3/2015). Они не должны устаревать на стапелях.

В марте этого года стало известно о работах по многоцелевой атомной подводной лодке пятого поколения, получившей шифр "Хаски". Ее облик пока еще формируется, но известно, что она станет дальнейшим развитием АПЛ проекта 885 и будет вооружаться гиперзвуковыми ракетами "Циркон", испытания которых уже начались. По компьютерным рисункам этой субмарины, появившимся в Интернете, конечно, трудно судить о будущем корабле, тем паче, что сам этот "образ" может не соответствовать действительности или будет со временем изменяться. И все-таки и по нему можно составить определенное представление о будущей АПЛ. Идеально обтекаемый веретенообразный корпус "Хаски" сильно напоминает опытовую подводную лодку-лабораторию СС-530 проекта 1710, которая в свое время создавалась для исследований в области гидродинамики и акустики перспективных субмарин. Фирменная малахитовская лимузинная форма ограждения выдвижных устройств тоже способствует исключительно "чистому" бесшумному обтеканию. Всю носовую оконечность занимает обтекатель конформной крупногабаритной антенны ГАС. За ним крышки двадцати двух вертикальных пусковых установок для стрельбы ракетами и торпедами. При этом в каждой ПУ могут размещаться по несколько единиц торпедного или ракетного оружия. Они также могут использоваться для размещения необитаемых подводных аппаратов и транспортировщиков боевых пловцов. Движитель лодки опять же для снижения шумности - в кольцевой насадке типа Pump Jet. Хвостовые рули - крестообразные. О ядерной энергетической установке "Хаски" и электронном оснащении можно только гадать. Но, несомненно, эта АПЛ будет высокоавтоматизированным кораблем - дальнейшим развитием высокоскоростных субмарин проекта 705, имевших на Западе обозначение "Alfa".

В конце этого месяца ожидается закладка АПЛ "Пермь" - шестой лодки семейства "Ясень", а через год еще одной, завершающей серию. Затем начнется строительство лодок типа "Хаски".

Подводные лодки с ядерными установками у нас в стране и за рубежом обходятся дорого, даже очень дорого. Часть выполняемых ими задач могут взять на себя ДЭПЛ или НАПЛ. К первым относятся субмарины проекта 06363, шесть из которых предназначены для Черноморского флота и три из которых уже прибыли к месту приписки - Новороссийск. Еще шесть таких лодок будут построены по несколько измененному проекту для Тихоокеанского флота для "охлаждения" антироссийских страстей в Японии.

А в 2018 г. на Адмиралтейских верфях предполагается закладка уже НАПЛ типа "Калина" - неатомной лодки пятого поколения со вспомогательной воздухонезависмой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ), которая позволит субмарине несколько недель не всплывать на поверхность. Это станет качественным скачком в развитии подводных сил России.

Как мы знаем, "палтусы" проекта 06363 могут наносить ракетные удары по противнику. Но находиться под водой они способны всего несколько суток. То есть эти субмарины вынуждены всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей и тем самым демаскировать себя. Даже использование устройства работы двигателя под водой (шнорхеля) не позволяет гарантировать незаметность. И только ВНЭУ и литий-ионные аккумуляторы большой емкости, а еще лучше комбинация этих источников энергии, дают возможность неатомным ПЛ быть действительно подводными.

Если все сложится, а мы в это верим, то НАПЛ типа "Калина" и их модификации должны стать самыми массовыми кораблями российского флота, может быть не столь многочисленными, как ДЭПЛ 613 проекта (215 единиц) в советские времена, но о 50-60 единицах говорить можно. И тогда "волчьи стаи" ВМФ РФ, состоящих из "калин", "палтусов", "ясеней" и "хаски", смогут оказать плотный прессинг берегам Америки, европейских государств НАТО и их партнеров в других регионах мира. Это необходимо для того, чтобы отогнать из морей, омывающих Россию, эсминцы типа Arleigh Burke с противоракетами SM-3 и крылатыми ракетами Tomahawk. Они вынуждены будут уйти для обеспечения противолодочной обороны Соединенных Штатов


Военные корабли и их предки, покоящиеся на дне, являются могущественными символами прошлых, настоящих и будущих конфликтов. Предлагаем познакомиться с самыми крупными военно-морскими флотами государств, которые сегодня чувствуют необходимость превосходства в силе на воде.

15. Королевский флот Нидерландов: 116 308 тонн


Самый могущественный флот 17 века принадлежал Голландии. Сегодня её флот выполняет миротворческие задачи от имени НАТО и может гордиться 23 кораблями. Противовоздушные фрегаты класса “De Zeven Provinciёn” стоимостью 800 миллионов долларов и транспортные корабли класса “Karel Doorman” стоимостью 400 миллионов долларов входят в состав голландского флота.

14. Военно-морской флот Индонезии: 142 094 тонн


В отличие от флота Нидерландов, индонезийский ВМФ состоит из 150 кораблей по данным 2009 года. На сегодня это самый многочисленный флот Юго-восточной Азии. На службе находятся торпедные подводные лодки современного класса “Chang Bogo”, катера и корветы. Кроме этого, Индонезия гордится своими фрегатами.

13. Турецкий военно-морской флот: 148 448 тонн


Турецкий морской флот гордится своей славной историей, которая началась в период существования Османской империи. Последний раз он проявил себя во время войны за независимость в 1920 году. В то время на службе флота находились линейные крейсеры и миноносцы, которые сейчас уже давно списаны. Фрегаты, патрульные катера и тральщики составляют основу современного флота Турции. Кроме этого, Турция обладает 14 подводными лодками.

12. Испанский военно-морской флот: 148 607 тонн


Флот, который привел Колумба к берегам Америки и совершивший в свое время кругосветное путешествие, сегодня насчитывает 42 корабля, включая, транспортные судна, десантные корабли, противолодочные корабли. Современные десантные корабли класса, например, “Juan Carlos I” , названный в честь короля Испании, стоят 600 миллиардов долларов и считаются самыми тяжелыми и мощными суднами в мире.

11. Военно-морской флот Республики Китай (Тайвань): 168 662 тонн


ССозданный в 1924 году флот Тайваня предназначался в основном для противостояния вторжению китайцев. Поэтому на их вооружении находятся фрегаты класса “Tian Dan” с современными противолодочными, противовоздушными торпедными системами и радарами. Всего насчитывается 50 кораблей.

10. Военно-морской флот Бразилии: 172 190 тонн


Самый могущественный флот Южной Америки принимал активное участие в Парагвайской войне в 19 веке, подводные лодки патрулировали океан во время двух мировых войн, также флот принимал участие в операции «Лобстер» в 1962 году. На снимке фрегат “Bosisio”, который открывает огонь по беспилотному кораблю во время учений с военно-морским флотом США. Но в сравнении с флагманом и авианосцем “NAe Sao Paulo” водоизмещением 32 800 тонн фрегат выглядит изящным.

9. Военно-морской флот Италии: 184 744 тонн


Реформированный после второй мировой войны итальянский военно-морской флот сегодня насчитывает 63 военных судна по данным августа текущего года, включая, флагманский авианосец “Cavour” (550) водоизмещением 27 000 тонн, торпедные фрегаты класса “Bergamini” и “Maestrale”, современные противовоздушные эсминцы класса “Horizon”, которые находятся и на вооружении Франции.

8. Военно-морской флот республики Корея: 195 910 тонн


Как и её северный сосед, Корея претендует на 1/3 всех спорных островов в Южно-китайском море. Сегодня военно-морской флот Кореи насчитывает 80 кораблей, включая подводные лодки класса “Son Wonil” и 20 новых фрегатов класса “Incheon” стоимостью 230 миллионов долларов и построенные компанией Hyundai.

7. Военно-морской флот Франции: 321 85 тонн


На фотографии подводные лодки класса “Rubis Amethyste” на рейде. Франция может гордиться подводным крейсером стратегического назначения класса “Triomphant”, флагманским авианосцем “R91 Charles de Gaulle” водоизмещением 37000 тонн, рядом современных фрегатов, миноносцев, амфибий и других суден.

6. Королевский флот Великобритании: 345 400 тонн


Ни одно государство в мире не имеет на вооружение такой прославленный в веках флот, как Великобритания. Со времен Второй мировой войны он считается одним из самых могущественных в мире. Во время Холодной войны на службе флота появились противолодочные корабли для противостояния Советскому Союзу. Сегодня флот оснащен суднами различного типа и класса, включая амфибию класса “Albion”, подводный крейсер класса “Vanguard”, эсминцы класса “Type 45” стоимостью 1,7 миллиардов долларов за единицу.

5. Военно-морской флот Индии: 381 375 тонн


Индийский флот с индонезийским имеют одну общую особенность – корабли с малым водоизмещением. На вооружении индийского флота находятся авианосцы класса «Киев» водоизмещением 45 400 тонн. Подводный флот Индии еще недостаточно развит, хотя за последние десятилетия были сделаны обновления арсенала.

4. Военно-морские силы Японии: 405 800 тонн


С количеством около 100 суден военно-морской флот Японии считается вторым по величине относительно наличия эсминцев, включая 10000-тонные класса “Atago” и вертолетоносец класса “Izumo” водоизмещением 27 000 тонн. Согласно требованию, выдвинутому к Японии, как союзнику Германии, сразу после Второй мировой войны, государство имеет право только на противолодочные подводные лодки и тральщики.

3. Военно-морской флот Китайской народной республики: 896 445 тонн


Китай решил превзойти всех если не качеством, то количеством. Из 377 кораблей, а это самый большой флот в мире, большинство было построено в период существования СССР. Китайский флот гордится своими кораблями отечественного производства, включая, авианосцы, эсминцы и подводные лодки. Кроме этого, в прошлом году Китай построил 15 корветов, маленьких быстрых боевых суден.

2. Военно-морской флот России: 927 120 тонн


Хотя официально началом военно-морского флота России принято считать 1991 год, государство получило в наследство могущественный флот Советского Союза. Самому современному российскому эсминцу класса «Современный» 20 лет, а самому старому представителю 50 лет. Подводный флот России представляют лодки «Дельта III», 1970-х годов, атомоход «Борей». Кроме этого, на вооружении находятся 20 дизель-электрических лодок класса Kilo и многие еще строятся с целью заменить устаревшие модели. Правительство запланировало обновление арсенала флота.

1. Военно-морской флот США: 3 378 758 тонн


Если посмотреть каталоги военно-морского флота США, то поразит классность и мощь боевых кораблей. На вооружении флота находятся 270 суден, самое старое 1970 года выпуска. Государство не лишено финансовых возможностей и естественно модернизация вооруженных сил имеет одну из первостепенных целей. Хотя по количеству США отстают от Северной Кореи.

Сможет ли российский флот бросить вызов НАТО?

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. На его вооружение должны поступить новейшие авианосцы. Однако пока возможностей для перевооружения нашего флота нет. Состояние нашей "оборонки" таково, что мы зачастую не можем выполнить даже единичные иностранные заказы. В силу начавшейся гонки за ресурсы Арктики и возможного обострения обстановки в других районах мира ситуацию нужно срочно исправлять.

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. Это следует из озвученных 4 апреля планов развития ВМФ России его главкомом адмиралом Владимиром Высоцким до 2050 года. К этому времени в состав нашего флота должны быть введены в строй 5-6 современных авианосцев.

Имеет ли смысл усиление нашей морской группировки? Имеет, ведь сам главком жаловался на то, что в наших территориальных водах без спроса "пасутся" корабли многих иностранных держав, начиная от американцев и кончая шведами, которые ведут разведывательную деятельность у наших берегов.

Однако дело даже не в этом. В 2007 г. разгорелись нешуточные страсти относительно того, кому достанутся богатства Арктики и северо-западной части Тихого океана. Разумеется, никто просто так уступать сотни миллиардов долларов, покоящихся "на дне", не желает. Даже Дания "засучила рукава" и встала в позу, стремясь доказать, что хребет Ломоносова является частью еe шельфа. Что уж говорить про куда более крупных во всех отношениях Канаду и США.

И, как показывает мировая практика, прав в таких спорах "не тот, кто прав, а у кого больше прав". И под этими правами, несмотря на миротворческие заявления, все подразумевают "грубую" военную силу. В данном случае, чтобы отстаивать свою правоту при разработке нефтяных, газовых и прочих богатств Арктического бассейна, ставших доступными для разработки в результате глобального потепления, нам надо держать в Северном Ледовитом океане мощный военный флот.

Однако возникает вопрос: нужно ли нам такое количество авианосцев? В своем интервью "Правде.Ру" эксперт ВМФ, капитан первого р анга, пожелавший остаться неизвестным, заявил: "Авианосцы нам нужны, если мы заявляем о себе как о серьезной державе. Они придают устойчивость политике в любой точке мира и в любом политическом споре. У тех же американцев - обидели где-то гражданина США - и в дело вступает авианосная армада и вопрос решается за короткие часы. С воздушными ли ударами или без них, с десантом морской пехоты или без него - но решается. Или недавний пример, когда сомалийские пираты захватили наш корабль. В этом случае всe можно было бы решить в свою пользу и поднять авторитет на мировой арене".

Правда, тут существует много спорных моментов. Наше руководство в последнее время отличали громкие слова и отсутствие реальных дел. Казалось бы, почему не использовать против захвативших у берегов Сомали пиратов российское судно вышедшую на учения эскадру и заодно продемонстрировать всему миру свою силу на практике? Однако под победные фанфары она взбудоражила Европу и торжественно вернулась домой, а захваченный корабль пришлось выкупать.

Сторонники "авианосного" развития российского военно-морского флота апеллируют тем, что даже в таких странах как Аргентина, Бразилия и Индия имеются или будут иметься свои авианосцы. Однако значит ли это, что мы должны слепо копировать военные заказы других стран? Ведь обладание авианосцами - слишком большая роскошь даже для очень богатого государства. Так, стоимость одного современного авианесущего корабля оценивается в среднем в два миллиарда долларов. И не станет ли этот проект тем "камнем", который "утопит" нашу экономику, как это было в советское время с той же ПРО? С другой стороны, авианосцы могут "съесть" бюджетные деньги, которые могли бы пойти на нужды тех же ракетных войск стратегического назначения и ПВО, роль которых в обороноспособности нашей страны год от года повышается.

Исходя из имеющихся сегодня задач нашего флота - обороны морских границ и контроля над арктическим бассейном, авианосцы просто не нужны, для этого нам хватит ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В п ервую очередь корабли этого класса используются теми же США для ведения агрессивной политики в отдаленных уголках мира. Кому собираемся угрожать мы? Ведь наша военная доктрина не предусматривает ведение агрессивной политики, какую ведут США.

Разумеется, для решения "дальних задач", которые могут возникнуть в будущем, авианосцы нужны. Например, чтобы урвать кусок "пирога" при грядущем дележе богатств Антарктиды. Но в том ли количестве, какое назвал Высоцкий? Например, для оказания "помощи дружественному государству" вполне хватит по одному авианосцу на Северном и Тихоокеанском флотах. О других, зажатых в балтийской и черноморской "бутылках", говорить не приходится. Во-первых, они вряд ли смогут добраться до цели в случае конфликта и в силу географического положения будут изначально уязвимы для удара.

Самое интересное, что к 2050 г. из-за эволюции вооруженных сил и идущего семимильными шагами научно-технического прогресса надобность в такого вида кораблях скорее всего вообще отпадет в условиях бурного развития ракетного оружия и дальней авиации. Однако это еще далеко не вся проблема. В России просто не осталось верфей для строительства кораблей большого водоизмещения. В советское время они располагались на Украине. Однако со времени распада СССР для реконструкции имеющихся и строительства новых стапелей ничего сделано не было, хотя потребность в них, как показывает практика, возникла не сегодня.

Показательна в этом отношении судьба контракта с индийской стороной по строительству атомной подводной лодки и модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". И хотя в последнем случае речь идет лишь об усовершенствовании, а не о строительстве, Москва сильно затянула выполнение обоих контрактов. При этом стоимость контракта по одной только модернизации авианесущего крейсера для индусов перевалит за два миллиарда долларов, что превышает мировые расценки на строительство более затратного авианосца. И подобные факты должны стать предметом самого пристального расследования со стороны соответствующих ор ганов. Иначе стоимость строительства авианосцев для отечественного флота может просто разорить наш бюджет.

И не попадем ли мы в ловушку, если пойдем по пути развития, фактически с нуля, авианосных сил? Ведь с одной стороны, за американцами, имеющими 12 ударных авианосцев и столько же вспомогательных, не угонишься. Если же приплюсовать к этому авианесущие корабли других стран НАТО, то даже в лучшем случае, если у нас будет шесть своих кораблей подобного класса, превосходство противника будет в разы.

И вместо того, чтобы ввязываться в ненужную, затратную и разорительную для нас гонку вооружений по всем направлениям сразу, нам стоило бы сконцентрироваться на развитии подводных ракетоносцев и их вооружении, а также на разработке средств поражения авианосцев противника, включая крылатые и противокорабельные ракеты. А проблемы здесь существуют и довольно большие. Российские адмиралы торжественно рапортуют о спуске на воду новейших атомных субмарин типа "Борей", однако те до сих пор не имеют своего главного оружия - баллистических ракет морского базирования. Предназначавшаяся для них "Булава-М", к сожалению, еще слишком "сырая".

Это доказывают проведенные учения: из семи запусков удачными являются только два и пока грозный "Борей" беспомощно болтается у причала. Между тем, в ближайшее время на воду будут спущены два других атомных крейсера этого класса, которые постигнет судьба первенца "Юрия Долгорукого". И возможно, эта картина будет наблюдаться до 2012 г., когда доведенные до ума "Булавы" будут загружены на эти ракетоносцы. Именно эту дату называл ранее начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. И потому все силы сегодня должны быть брошены на устранение этой несуразности, из-за которой мы лишены возможности задействовать готовые новинки нашего подводного флота.

И один факт постоянного присутствия в Мировом океане современных атомных субмарин, постоянно меняющих свое положение и способных превратить города вероятного противника в груду радиоактивных развалин, как раз и будет сдерживающи м фактором, который не позволит внешним силам диктовать нам свою волю.

Всe это вместе взятое поднимает одну большую проблему: состояния до сих пор еле сводящего концы с концами ВПК. Без качественного обновления нашей "оборонки" мы не в состоянии не только обновить свой флот, но и даже справиться с выполнением единичных зарубежных контрактов. А они все еще дают нам многомиллиардную прибыль.

Но с другой стороны, этим проблема не исчерпывается: чтобы поднять "оборонку" и вдохнуть в нее новую жизнь, нам необходимо подготовить для неe квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Сделать это можно только одним способом: как минимум троекратным увеличением зарплаты. В противном случае, все амбициозные проекты по увеличению флотской мощи станут пустым фанфаронством. А без этого выиграть гонку за арктические ресурсы невозможно.

Идею формирования постоянного военно-морского объединения НАТО в Черном море предложила Румыния в начале 2016 года — для противодействия усилению РФ. Именно в это время российская группировка ВКС и ВМФ достигла заметного успеха , а в Вашингтоне и Брюсселе ощутили резкое разочарование от того, что НАТО не может больше ни безраздельно властвовать в Средиземноморье, ни изолировать растущий Черноморский флот РФ.

Единственный выход видится в перегруппировке сил и средств.

21 апреля российский постпред при НАТО Александр Грушко заявил: "Болгария, Румыния, Турция являются морскими державами, и у них есть флоты, которые находятся в Черном море. Складывай их в группировку, не складывай — это дело военных… Принципиально важно — режим Конвенции Монтре должен оставаться незыблемым, это одно из ключевых международных соглашений, которое обеспечивает региональную стабильность и безопасность".

Проект новой флотилии альянса угрожает безопасности причерноморских государств в большей степени, нежели надуманная агрессивность РФ. В ответ на формирование постоянного объединения ВМС НАТО вблизи российских границ Москва вынуждена будет принять компенсационные меры (военного характера).

Чего же добиваются Вашингтон и Брюссель?

Вероятно, решение о создании черноморской флотилии утвердят на июльском саммите НАТО в Варшаве. Новая флотилия ВМС может структурно напоминать временные корабельные группировки альянса (согласно Конвенции Монтре 1936 года, боевые корабли нечерноморских государств имеют право находиться в акватории Черного моря не более 21 дня).

Принципиальная задача — не простое сложение ВМС причерноморских государств — членов альянса, а взаимодействие на постоянной основе, то есть значительное повышение боевой эффективности сил и средств. Не секрет, что ранее военно-морские учения НАТО в Черном море носили ритуальный характер.

Гуще трава — легче косить

Агрессивные политические инстинкты руководства альянса постоянно диктуют движение на восток. 21 апреля фрегат ВМС Канады HMCS Fredericton покинул акваторию Черного моря после совместных учений с кораблями ВМС Болгарии, Румынии и Турции (решали задачи противовоздушной обороны, боролись с подводными лодками). После начала кризиса на востоке Украины в Черном море регулярно находятся корабли ВМС США и других нечерноморских стран НАТО.

Однако в силу ограничений Конвенции Монтре боевые корабли США и основные силы ВМС альянса не могут длительное время находиться в акватории Черного моря, проводить боевое слаживание, масштабные маневры, обстоятельно осваивать этот потенциальный театр военных действий.

Получив недавно жесткие знаки внимания Минобороны РФ на Черном море и , Пентагон теперь еще активнее подталкивает в первые ряды противостояния с Россией младших партнеров по НАТО.

США даже призвали Россию пересмотреть запрет меджлиса крымских . По мнению Госдепартамента, закрытие меджлиса "противоречит базовым демократическим ценностям" (ранее Минюст РФ приостановил деятельность "Меджлиса крымско-татарского народа" как экстремистскую). Вероятно, меджлис необходим для поддержки ВМС альянса с крымского берега.

Киев намерен поддержать план по созданию черноморской флотилии НАТО Создать совместную флотилию НАТО предложила Румыния. Украина готова включить свои корабли в группировку, если инициативу поддержит руководство альянса, заявил Петр Порошенко.

Между тем официальный Киев поддержал румынский план создания Черноморской флотилии НАТО и готов присоединиться к ней всеми немногими силами и средствами.

Результат черноморских маневров альянса вполне предсказуем. "Гуще трава — легче косить": радиолокационная заметность большой группы кораблей значительно выше, чем у отдельного эсминца типа Donald Cook. При любом количестве целей точку в серьезном конфликте поставит технологическое превосходство ракетного оружия России.

Флотилия БРУТ

Разношерстный боевой состав ВМС Болгарии, Румынии, Турции (вероятно, Украина займет свое место в символичной аббревиатуре) интересен для анализа и сравнения.

Полдюжины фрегатов и корветов ВМС Болгарии фактически остаются малыми противолодочными кораблями (МПК) советской постройки и не имеют ударных ракетных комплексов. Два десятка кораблей боевой поддержки (тральщиков и минных заградителей) также погоды в Черном море не делают. Из ударных кораблей с развитыми средствами ПВО имеется лишь фрегат класса Wielingen бельгийской постройки. Узкая специфика ВМС Болгарии была заметна и на фоне совместных учений ВМС НАТО "Бриз-2015". Тогда задействовали 30 кораблей и судов обеспечения, 1700 военнослужащих. В среднем получается 60 человек в одном экипаже, и это экипажи морского тральщика (буксира), мелочь. Стоит ли обращать внимание на мышиную возню?

ВМС Румынии включают флотилию фрегатов, речную флотилию, три дивизиона боевых кораблей и катеров (патрульных кораблей, ракетных корветов, тральщиков и минных заградителей) и более адаптированы к потребностям НАТО. Однако и румынские корабли оснащены оружием преимущественно советского производства. В боевом составе — один эсминец, шесть корветов, шесть ракетных и торпедных катеров, один минный заградитель и четыре тральщика.

ВМС Турции наиболее значительны и боеспособны. Традиции турецкого флота заложены в XIV веке. Главная ударная сила — более 20 фрегатов и корветов. Подводные силы ВМС Турции представлены 14 дизельными подводными лодками немецкого производства. Морская авиация — 10 базовых испанских патрульных самолетов CN-235М, 24 противолодочных вертолета S-70В, 29 многоцелевых и транспортных вертолетов и 9 транспортных самолетов. В составе ВМС имеется одна бригада морской пехоты и два отряда морского спецназа. ВМС Турции организационно разделены на Северную и Южную военно-морские зоны. Главный штаб размещается в Анкаре. Основные военно-морские базы на Черном море — Синоп и Самсун. Всего в ВМС служат около 50 тысяч человек.

Возможно, в этом контексте ВМС Украины упоминать преждевременно, и все же Украина в декабре 2014 года отказалась от внеблокового статуса, возобновила курс в НАТО. В 2015 году украинские ВМС включали три боевых корабля, один десантный корабль, 18 вспомогательных судов. Флагман — сторожевой корабль проекта 1135 "Гетман Сагайдачный" (заложен в Керчи в 1990 году как пограничный корабль "Киров", переименован и спущен на воду в 1992-м, вошел в состав ВМС Украины в 1993-м) — лишь обозначает ВМС. В рамках программы модернизации в 2015 году США передали Украине пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730. Иллюстрация боеготовности — массовое дезертирство украинских моряков: в 2015 году части ВМС Украины самовольно оставили 559 военнослужащих, из которых нашли только 122, и еще 87 моряков дезертировали в начале 2016 года.

Даже эти короткие характеристики ВМС черноморских стран дают представление о неравнозначности морских традиций, потенциалов и мотивов, о вероятных противоречиях в системах дислокации и управления, в тактике и организации боевых действий (не касаясь даже языковых барьеров).

Постоянная интернациональная и боеспособная флотилия в Черном море необходима НАТО уже сегодня, однако для ее создания понадобятся многие годы. А если такая военно-морская структура альянса все же появится и обозначит численное или качественное превосходство перед Черноморским флотом РФ, это легко компенсируют наши береговые комплексы и средства воздушно-космических сил.

Не лучше ли сразу расстаться с иллюзиями? Россия никогда не окажется в стальных объятиях НАТО — от Баренцева моря до Средиземного.


ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

 

Возможно, будет полезно почитать: