Разнообразные виды проверки домашнего задания. Виды домашних заданий и способы их проверки

Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

Разнообразные виды проверки домашнего задания

Романовская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания , способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего

«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право

отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую - будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух - трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

· Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

· Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

· Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

· Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

· Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

А это означает, что и формы контроля домашнего задания могут быть различными

Ø контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально - у всех, контроль содержания - у отдельных учащихся;

Ø косвенный контроль с помощью тестов, диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø внеурочная проверка учителем тетрадей ; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø непрямой контроль , основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью компьютера на интерактивной доске;

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если мы отказываемся от контроля домашнего задания или относимся к нему недостаточно серьёзно, мы разочаровываем тем самым ученика, поскольку игнорируем его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Результат выполнения домашнего задания имеет для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектом контроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, - своей собственной деятельности на прошлом уроке.

И ещё несколько советов:

Ø с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ø используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;

Ø определите, что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;

Ø если ученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить;

Ø добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Ø помните, что проверка домашнего задания является неизбежной частью и необходимым дополнением к хорошему уроку

Организуйте проверку так, чтобы ученики не сочли данный этап «самым скучным» на уроке.

Гармоничное сочетание различных видов, форм и методов подачи и проверки домашних заданий повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации, формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Ведь учитель даёт знания, прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания - незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно.

Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания

Список литературы

1.Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

2.Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

3.Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2004г.

Мареева Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Верхне-Колыбельский филиал МБОУ лицея с.Хлевное
Населённый пункт: с.Верхняя Колыбелька
Наименование материала: статья
Тема: Активные способы проверки письменных домашних заданий по русскому языку
Дата публикации: 13.08.2016
Раздел: среднее образование

Верхне – Колыбельский филиал МБОУ лицея с.Хлевное Хлевенского муниципального района Липецкой области Активные способы проверки письменных домашних заданий по русскому языку Мареева Ю.Н., учитель русского языка и литературы
Активные способы проверки письменных домашних заданий по русскому языку. Мареева Ю.Н., учитель русского языка и литературы Верхне – Колыбельского филиала МБОУ лицея с. Хлевное. Домашнее задание – важная составная часть процесса обучения. Однако существуют различные подходы к рассмотрению данного вопроса. Высказываются мнения, что домашнее задание не обязательно. Но исследования показывают: проблема повышения качества образования может быть успешно решена только при условии, если высокое качество учебных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся. На уроках русского языка, как справедливо замечает Харламов И.Ф., имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную память, ученикам необходимо осуществлять их последующее повторение, чему и способствует домашнее задание. Не всегда, в силу различных обстоятельств, учителю удается поддерживать необходимый темп работы на уроке с учетом возможностей всех учеников, при этом у преподавателя остается мало времени на закрепление материала, развитие самостоятельности школьников. А домашняя работа является дополнением и продолжением работы на уроке, способствует углублению знаний и приучает к самостоятельному мышлению и умению применять полученные знания на практике, творчески выполнять домашнее задание. Кроме контрольной и обучающей функций, домашняя работа имеет большой воспитательный потенциал, способствует развитию важных качеств лично сти и черт характера: трудолюбия, с а м о с тоя т е л ь н о с т и, инициативности, аккуратности, силы воли. Однако домашняя работа становится целесообразной только тогда, когда организован учет выполнения заданий. Чем чаще и тщательнее контролируется домашняя работа, тем регулярнее она выполняется. Учителю необходимо организовать работу так, чтобы у обучающихся никогда не возникло сомнение: обязательно ли должно выполняться домашнее задание.
Как показывает практика, на проверку домашней работы по русскому языку следует отводить 8-10 минут. Если этого времени не хватает, то, вероятно, учитель либо использовал нерациональные способы проверки, либо дал ученикам слишком большое задание, или вместо проверки занялся тренировкой. При проверке письменного домашнего задания преподаватель ставит разные цели. Например, может быть важным установление самого факта выполнения домашнего задания всеми школьниками. Целью может являться проверка нового материала и, если нужно, доработка его в процессе разбора выполненного задания. Часто проверка письменного домашнего задания служит цели повторения материала, нужного для перехода к новой теме. Таким образом, тщательный контроль за выполнением домашней работы играет важную роль, как для ученика, так и для учителя. Дидактический принцип сознательности и активности реализуется и в процессе выполнения домашнего задания, и в процессе его проверки. Сознательность школьников в обучении проявляется в понимании учебного материала, то есть в логическом связывании последующего с предыдущим, в различении главного и второстепенного, в умении пользоваться приобретенными знаниями для объяснения новых фактов и применения их к решению практических задач, в умении опираться на знания в собственных суждениях. Достижение сознательности учеников в обучении неразрывно связано с активностью. Как особенность личности человека, активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учебе, в общении, в различных видах творчества. Воспитание активности надо начинать с раннего возраста. Взрослые не должны сами удовлетворять все желания и потребности ребенка, а создавать такую ситуацию, которая бы требовала от него активного поиска путей их удовлетворения. Как особенность личности, активность проявляется и при проверке письменных домашних заданий по русскому языку. Чем интереснее, разнообразнее будет проверка, тем выше активность школьников. А для этого преподавателю следует как можно чаще использовать новые способы проверки, создавать такую ситуацию, которая требовала бы активного поиска и решения поставленных задач. Об активных способах проверки письменных домашних заданиях на уроках русского языка в методической и педагогической литературе написано немного. Наиболее широко эту проблему осветил Панов Б.Т.в своей работе «Типы и структура уроков русского языка». Большое внимание данной проблеме уделяется в статье Желтовской Л.Я. «Экономичные приемы и средства проверки знаний учащихся». Подробно описывает отдельные способы проверки Баранов М.Т. в статье «Проверка домашнего задания на уроках русского языка». Анализ данной методической литературы позволил найти около 20 способов проверки письменных домашних заданий. 1. Выполнение в классе работы, аналогичной домашней. 2. Взаимопроверка. 3. Выборочная проверка.
4. Проверка с помощью консультации. 5. Проверка с помощью сигнальных карточек. 6. Проверка по цифровому коду. 7. Проверка с помощью диктанта. 8. Игра – соревнование. 9. Проверка «по цепочке». 10.Проверка с игровым моментом. 11.«Однотипные примеры». 12.Проверка с помощью ассистентов. 13.«Беглая» проверка. 14.Самостоятельная работа. 15.Составление таблиц. 16.Тестирование. 17.Проверка с помощью тестовых компьютерных программ. Сегодня широкие возможности для активной проверки письменных домашних заданий по русскому языку предоставляет использование современных информационных технологий. Я уверена, что в методической копилке каждого преподавателя есть разные интересные способы. В своей педагогической практике я неоднократно сталкивалась с недобросовестным некачественным выполнением письменных домашних заданий по русскому языку. С целью решения данной проблемы стараюсь сочетать традиционные и необычные способы проверки, которые активизируют мыслительную деятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Ученик должен осознать, что, если он делает домашнее задание несамостоятельно, не до конца, неаккуратно, не выполняя дополнительных заданий, он может оказаться вне чего – то важного и интересного. С некоторыми формами проверки, которые мы сами придумали, которые интересны детям и нравятся мне, как учителю, я хочу вас познакомить. Сразу отмечу, что данные способы более эффективны в условиях с небольшой наполняемостью классов. Прозвенел звонок, учитель входит в класс, приветствует учеников, но никто садиться не спешит, потом что нужно получить допуск к уроку. Допуск чаще всего проводится на материале домашнего задания. Например, «Какую гласную вставили в слове шел и почему?», «Какую гласную написали в корне слова коснулись и почему?», « Сколько букв и сколько звуков в слове красивые?», «Как объясните поставку запятой в предложении №8», «Что в домашнем упражнении показалось трудным?» и т.д. Данная форма легко наполняется любым содержанием, в зависимости от темы и задач проверки. Допуск можно получить, ответив на один или на 3 вопроса, показав тетрадь с домашним заданием и т.д. В который раз не проводилась бы подобная проверка, для каждого ученика важно услышать слова: «Ваня, ты получаешь допуск к уроку, садись». И не очень приятно стоять одному, делая очередную попытку получить допуск, когда все остальные одноклассники сидят уже за партами и готовы работать дальше. А чтобы подобного не случилось, надо добросовестно выполнять домашнее задание, и все. Данный способ
позволяет проверить не только письменное, но устное задание, задает высокий темп работы на уроке, создает почву для творчества: у нас есть несколько вариантов развития событий для тех, кто с третьей попытки не получает допуск. Особый интерес у моих учеников вызывает такой способ проверки домашнего задания как «Опрос – линейка». Небольшая наполняемость классов и просторные кабинеты позволяют использовать данную форму. Все обучающиеся выстраиваются в одну линию, взяв с собой тетради, и по очереди отвечают на вопросы по домашнему упражнению. Если ответ правильный, ученик делает шаг вперед, неверный – остается на месте, право ответа переходит к следующему. Все, кто прилежно и самостоятельно делал домашнее задание, уверенно двигаются вперед навстречу отличной оценке, оставляя позади недобросовестных одноклассников. Такое наглядное продвижение активизирует и мотивирует школьников, создает ситуацию успеха. Победители знают, что прежде, чем поставить отличную оценку, учитель обязательно проверит аккуратность и правильность оформления домашней работы, наличие выполненных дополнительных разборов. Оценки можно поставить как всем участникам, так и отдельным ученикам: впереди шагающим или отстающим. Для поддержки мотивации у слабоуспевающих учеников провожу индивидуальный опрос «Пятерочка». Чтобы получить отличную оценку, нужно всего лишь ответить на 5 вопросов по домашнему упражнению. Одна ошибка – минус балл. Мои ученики часто интересуются: «Когда у нас будет акция по домашнему заданию?». Если урок начинается с акции «Все по пять», это значит, каждый ученик может выбрать себе одно из предложенных заданий, аналогичному домашнему упражнению, и получить «пятерку». «Ребята, у нас акция, все, кто правильно сделал фонетический разбор в домашнем упражнении, получат пять баллов». Бывает и так: «Начнем урок с акции, все, кто не выполнил творческое дополнительное задание, получат оценки». Если у ребят на столе лежат раскрытые тетради с домашним заданием, а сами они не спеша передвигаются по классу, рассматривая, как выполнили работы одноклассники, значит у них важное ответственное дело – заполнить полученные бланки, где должны написать свои имена и фамилии ученики, которые самостоятельно выполнили домашнее задание, правильно оформили работы, сделали дополнительные разборы, не допустили орфографических и пунктуационных ошибок, не забыли подчеркнуть орфограммы, умеют их объяснять, кому было трудно, кто считает, что он выполнил работу на «пятерку», у кого самый красивый почерк, кто считает, что ему нужно переписать работу и т.д. Роль домашнего задания в процессе школьного обучения сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель.

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема организации домашнего задания. Часто она носит непродуманный и случайный характер, подготовка к его выполнению ведется плохо, проверка строится формально. Как следствие неудовлетворительного планирования, подготовки и организации домашней работы возникает перегрузка заданиями на дом учащихся, отрицательно влияющая на работоспособность, активность и интерес к обучению.

Педагогические законы и многовековая практика доказывают, что домашние задания необходимы, поскольку полученные на уроке знания без закрепления быстро забываются. Если не проводится самостоятельная домашняя работа, снижается уровень учебной мотивации, качество обучения.

Этапы проверки выполнения домашнего задания

Среди новых подходов к современному уроку существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания:

  1. Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков учеников.
  2. Содержание этапа предполагает, что перед учителем стоит цель выяснить, насколько ученики усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.
  3. Условием для достижения положительных результатов является использование системы приемов, которые позволят учителю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в классе.
  4. Показателем того, что дидактическая задача урока выполнена, является возможность установить уровень знаний большей части учеников за короткий промежуток (около 5-7 минут), при этом определить типичные недостатки; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.
  5. Когда предъявляемые требования оптимальны, при их составлении учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.
  6. При использовании различных методов и форм контроля активизируется мыслительная деятельность учеников, предпочтение отдается индивидуальным, творческим, поисковым заданиям.
  7. Допускаемые при реализации ошибки (однообразность уроков, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса.

Методы организации контроля

Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест.

Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от учителя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учеником, но и за степенью самостоятельности ученика при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы.

Обязательным элементом каждого школьного урока является то, что учитель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать правило или написать сделанный пример для ученика довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки , среди которых:

  1. Постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.
  2. Рецензирование устного ответа – ученики слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.
  3. Диктант по домашнему заданию. Учитель может подготовить на уроке языка выборочный, графический или диктант по орфограммам. Материал для него берется из домашнего упражнения.
  4. Краткий письменный ответ. Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.
  5. Проверка при помощи компьютерных технологий. Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.


Формы контроля выполнения задания

Перечисленные способы проверки домашнего задания будут эффективными только при условии комплексного и систематического применения. Отсюда вытекает, что формы контроля выполнения домашнего задания также различны:

  1. Контроль письменных домашних заданий при проведении самостоятельной работы на уроке: у всех учеников – формально, у отдельных учеников – контроль содержания.
  2. Косвенный контроль при помощи тестов, самостоятельных работ, диктантов, которые составлены на основе идентичного заданному на дом материалу.
  3. Контроль устных заданий у отдельных учеников, обсуждение и дополнение ответов остальными учениками.
  4. Внеурочная проверка тетрадей. Сделать вывод о способности правильно оформлять задания, определить наиболее распространенные ошибки учитель может, только проверив тетради.
  5. Непрямой контроль основан на наблюдении за учеником на уроке, если его активности на уроке способствовало выполнение домашнего задания.
  6. Взаимный контроль учеников осуществляется при парном обмене тетрадями с использованием справочником или образцов.
  7. Самоконтроль учащихся, когда они сами сверяют выполненное домашнее задание с изображенным на интерактивной доске или написанным на доске правильным выполнением.

Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учеников.

Согласно педагогическому опыту, учителю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учеников и мобилизируют их силы. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, ученик будет разочарован от того, что учитель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учеников, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а учитель систематически игнорирует этот факт.

Учитель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учениками.

Намного легче это сделать, если ученики знают о том, что вы не забываете, какое задание задали на дом, и затем не забываете его проверить. У учеников не должно возникать сомнений на счет того, можно выполнить ваше задание или его невыполнение может остаться незамеченным. Каждое невыполненное задание ведет к увеличению безответственности учеников.

Для учителя результат выполнения заданного на дом задания выполняет двойную функцию. С одной стороны он становится объектом контроля деятельности учеников, а с другой – своей деятельности на предыдущем уроке. Домашние задания, которые правильно поставлены и оценены, позволяют обнаружить учителю резервы своего урока; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников. Также домашние задания это основа для проведения следующего урока с использованием достигнутых результатов.

  • При помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учеников не было сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
  • Использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;
  • Определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
  • Если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
  • Если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
  • Проверка домашнего задания это неизбежная часть и необходимое дополнение хорошего урока.

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

Кроме того, домашние задания имеют и необычайно большой воспитательный потенциал. Учитель дает школьникам знания, чтобы воспитать человека, неравнодушную и творческую личность, а незаменимым помощником в этом деле являются домашние задания. Если школьники видят, что учителю интересно как выполнено домашнее задание, как его преподносят, они будут любить и учителя, и его предмет.

Домашняя работа по русскому языку

(из опыта работы)

Клочева Светлана Николаевна , учитель русского языка и литературы

В наше время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно–ориентированное взаимодействие учителя с учениками, что в психолого–педагогическом плане связано с переходом от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуального (субъективного) опыта ребенка, помощь личности в самопознании, самоопределениии, самореализации. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий; необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения; характер предъявления учебного материала должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика.

Особое значение при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, предполагающего “…формирование субъекта учения, т.е. ученика, желающего и умеющего учиться...” (В.В.Давыдов), имеет домашняя работа. Домашнее задание как структурный элемент учебного процесса, целенаправленно используемое в его типологическом многообразии, заключает в себе широкие возможности для активизации аналитической деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности и является пока еще не использованным в полной мере резервом повышения эффективности изучения предмета в школе.

Сказанное выше и послужило причиной моего обращения к проблеме домашних заданий по русскому языку. Далее я предлагаю описание некоторых видов домашних заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ(из опыта работы).

I. При изучении теоретического материала я даю детям задание: приготовить карточку с примерами на изученное правило. Можно придумать примеры самим, а можно воспользоваться дополнительной литературой, справочниками, словарями и т.д. Учащиеся имеют разный уровень знаний по русскому языку, поэтому при выполнении такого задания проявляется и дифференциация, и индивидуализация.

Покажу это на конкретном примере.

После изучения на уроке § 19 “Основные виды обстоятельств” (8 класс) даю задание: подготовить дома карточку с примерами к этому параграфу. Слабо успевающие ученики поступают так: читают примеры в учебнике и составляют собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта. Например:

Основные виды обстоятельств.

    Обстоятельства образа действия.

Утром петух кукарекал громко. (Ср. учебник: Звонко кукушка вдали куковала.)

    Обстоятельства места.

Мы заехали в канаву. (Ср.: Мы въехали в кусты.)

Учащиеся среднего и высокого уровня развития придумывают примеры сами или выписывают их из художественных, научно–популярных и других текстов. Например:

I. 1. Крупные хлопья снега лениво скользили мимо окна.

2. Кораблев серьезно посмотрел на меня. (образ действия)

II. 1. Внизу, у подножия хребта, растет смешанный лес.

2. Наша команда по баскетболу выехала в Бор в два часа.

Такой вид домашнего задания, проводимый в системе, способствует росту самостоятельности, ответственности, чувства долга, повышению уровня знаний по предмету. Если первое подобное домашнее задание выполнялось не всеми, некоторые ребята забывали карточки дома, другие отсутствие такого домашнего задания объясняли непониманием того, как его выполнять, то после 3–4 раза в классе возникает даже своего рода соревнование: кто нашел больше примеров, кто сдал первым карточку (даже если задано к следующему уроку), у кого примеры интереснее и т.д. Способы проверки такого домашнего задания тоже различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие ребята (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. Так в течение изучения курса русского языка за учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

II. Готовясь к урокам обобщающего повторения, закрепления изученного по определенной теме, предлагаю на выбор несколько заданий, среди которых наряду с нетрадиционным имеется и обычное (из учебника). В классе всегда есть учащиеся, выбирающие именно это задание: оно доступнее, легче, занимает меньше времени. К счастью, сторонников не совсем традиционных видов домашнего задания больше, некоторые из учащихся с удовольствием по желанию выполняют два, а то и три задания.

Вот пример. К обобщающему уроку по теме “Двусоставные предложения” задаю (на выбор):

    составить кроссворд по теме,

    составить тест,

    составить текст с грамматическим заданием,

    выполнить упражнение из учебника

Большинство учащихся выбирает кроссворд (отдельно на листочке пишут ответы). Несколько человек приготовили тесты и тексты, 3 человека (слабых по предмету) выполнили упражнение из учебника. В зависимости от уровня развития учащихся тесты и кроссворды получаются разными по объему, уровню сложности, да и по оформлению (сказываются индивидуальные склонности, вкусы и т.д.)

    Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения:

    1. определение,

      дополнение,

      обстоятельство.

    В каком случае при приложении ставится дефис:

    1. Царь (пушка),

      газета (Вести),

      река (Амур).

    Какое из обстоятельств имеет значение уступки:

    1. Кругом пели птицы.

      Ярко светило солнце.

      Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.

    Составное именное сказуемое состоит из:

    1. глагола,

      глагола–связки и именной части,

      вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола.

    Каким членом предложения является неопределенная форма глагола в предложении: Девочку попросили нарисовать картину.

    1. обстоятельством,

      определением,

      дополнением.

    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным:

    1. приложение,

      обстоятельство,

      определение.

ОТВЕТЫ: 1б.2а.3в.4б.5в.6в.

Такой вид домашнего задания полезен, т.к. заставляет учащихся еще раз обратиться к теории, проявить самостоятельность при выполнении задания, фантазию и смекалку, почувствовать ответственность.

III. Кроссворды также показывают разный уровень развития учащихся, что служит наглядной иллюстрацией дифференциации при выполнении домашнего задания. Такие работы помогают “оживить” урок, еще раз обратиться к теории; авторы тестов и кроссвордов выступают в роли “учителя”, используется само– и взаимоконтроль, пополняется дидактический материал.

IV. Еще один вид домашнего задания – составление текста на заданную тему с использованием изученных орфограмм. Например, в 7 классе после изучения темы “Причастие” ребята получают задание на дом: сочинить текст о зиме, употребив в нем как можно больше причастий, причастных оборотов и т.д. Слабые учащиеся получают в качестве помощи примеры слов и словосочетаний, которые можно включить в текст.

Вот фрагмент текста “Зимушка–зима”.

Снег, летевший с неба, падал на крыши домов, на деревья, на дороги. Деревья, качавшиеся от ветра, издавали жалобные звуки. Но вернувшимся из школы ребятам непогода не страшна. Из мокрого снега неунывающие озорники лепят крепость. К вечеру крепость выстроена, и мамам, пришедшим с работы, никак не загнать домой расшалившихся детей . (Синер Наташа)

Такие задания направлены на развитие связной речи, умения, следуя за сюжетом, не забыть о втором задании, на развитие памяти, внимания. Тексты могут быть использованы на уроке закрепления в качестве диктантов, взаимодиктантов.

V. При повторении изученного по какой–либо теме или в конце года даю такое задание: составить словарный диктант на одну из орфограмм, представленных в списке. Ребята могут работать и в парах, и в группах, и по одному. Орфограммы после короткого обсуждения (кому что “ближе”, у кого какой дополнительный материал есть и т.д.) распределяем на уроке, чтобы все темы были освещены. Работы получаются разного уровня сложности, разного объема, главное – участие принимают все (т.к. всем хочется побывать в роли учителя), повторяют материал, самостоятельно привлекают дополнительную литературу. Такие диктанты используем на уроках повторения, на зачетах и на консультациях для отстающих.

ПРИМЕР 1. “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,–е”.

(Не)лепо, (не)аккуратно, (не)вежливо, (не)трудно, а легко; (не)ласково, а грубо; совсем (не) интересно; сделать (не)брежно; живу (не)далеко; изменился (не)уловимо; поступил вовсе (не)хорошо.

ПРИМЕР 2. “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Сброшенная тяжесть, выкрашенные столы, вещь спрятана, усыпанный листьями сад, расстрелянные патроны, рисунки нарисованы, посеянный овес, обиженный ребенок, штопаные носки, некошеная трава, груженая баржа, сеяная мука, встревоженный известием, здание построено, раненый боец, рассеянные лучи.

VI. Этот вид домашней работы возник так: в школе проходили выборы президента школы, каждый класс выдвигал своего кандидата, а на уроках русского языка в 7 классе изучали публицистический стиль речи, ребята получили домашнее задание – составить текст публицистического стиля – листовку, посвященную своему кандидату. Ученики были увлечены происходящими в школе событиями, идея была принята. Агитационное воздействие на избирателей, призывность, экспрессивность и эмоциональность, в то же самое время простота и доступность обращения – все эти стилевые особенности были использованы агитаторами в большей или меньшей степени в зависимости от характера, темперамента, заинтересованности в происходящем, уровня словарного запаса и т.д. Эффект получился и воспитательный, и образовательный.

Вот ПРИМЕРЫ таких текстов–листовок.

    Уважаемые учителя и ученики! Я, Смирнова Елена, призываю вас проголосовать за Чекмана Станислава.

Он человек, который заслуживает этот пост. Он может создать город, в котором будут порядок, уют и, самое главное, люди, которые помогут ему в этом, поддержат в трудную минуту.

Станислав – честный, умный, порядочный человек! Я еще раз призываю вас отдать свои голоса за Чекмана Станислава.

Всего вам доброго!”

    Дорогие школьники! Я, Кулебякина Анна Сергеевна, призываю голосовать за претендента на должность президента школы Чекмана Станислава! С ним я знакома лично и могу смело утверждать, что это очень ответственный и серьезный человек. Мне нравится программа, которую представил Станислав Павлович. В ней доступно и грамотно изложены пути достижения наилучших результатов во всех сферах нашей школьной жизни. Да и сам Станислав Павлович кажется мне умелым, тактичным руководителем, способным найти общий язык со всеми жителями нашего государства.

    Уважаемые школьники!

Я, Смирнов Антон Сергеевич, призываю вас голосовать за Гондюхина Сергея. Он умный ученик, хороший человек, спортсмен, всегда думает, что его просят – все делает. Этот человек достоин быть в кресле президента.

Сделайте правильный выбор. А то пожалеете.”

Такое задание учит отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, убеждать других в своей правоте. Лучшие тексты прозвучали по школьному радио, были вывешены на стенде.

VII. Следующий вид домашней работы основан на межпредметных связях русского языка и литературы. Так в 8–м классе при изучении тем “Предложение”, “Двусоставные и односоставные предложения” обращаемся к повести “Капитанская дочка” А.С.Пушкина. Задание – выписать предложения двусоставные; затем односоставные, провести наблюдение за их функциями в речи. В повести много примеров для иллюстрации темы “Простое и составное сказуемые”. Изучая поэму М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, выписываем предложения со сравнительными оборотами, которые изучаются на уроке русского языка. Повесть И.С.Тургенева “Ася” насыщена иллюстрациями к темам “Обращение”, “Вводные слова и предложения” и т.д.

Кроме названных, использую такие виды домашних заданий, как сочинения–миниатюры разных жанров, требующие обращения к личному опыту ученика; подготовка таблиц, схем, опорных конспектов обобщающего характера; разработка наглядных пособий; работы с различными словарями, сборниками пословиц и поговорок, что имеет большое развивающее и воспитательное значение.

Надеюсь, что предложенный мною опыт работы найдет отклик у коллег, они поделятся своими находками и идеями по данной теме.

Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой .

Процесс усвоения знаний на уроке протекает у каждого ученика индивидуально. Между тем решить вопрос об индивидуализации обучения на уроке при существующей наполняемости классов не всегда представляется возможным. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. Как бы не был эффективен урок, работа дома с книгой и другими источниками информации остается существенной формой обучения русскому языку. Она имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:

Работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебными умениями, выполнение заданий);

Чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы о природе;

Использование энциклопедий, словарей, справочников;

Подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;

Моделирование языковых процессов и явлений;

Изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.

Образовательное и воспитательное значение домашней работы в большой мере зависит от содержания и характера заданий . Их следует различать. Содержание задания определяет, что ученику необходимо усвоить, а характер задания свидетельствует о требованиях к способам выполнения задания и умственным операциям (запоминание, сравнение, поиск главного и т.д.). Эти две стороны очень важны, так как нацеливают на отбор материала и проектируют развитие определенных приемов умственной и трудовой деятельности в усвоении данного содержания.

Домашние задания должны отвечать ряду требований:

Быть конкретными и целенаправленными;

Обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;

Вызывать познавательный интерес и активность учащегося;

Развивать самостоятельность и творчество ученика;

Способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования: задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания); задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер); задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль); задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий); задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий); задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности); в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного); каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения); задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления); Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Недопустимо , когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки. Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении. Проверка домашнего задания Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Домашнее задание по русскому языку Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объём работы. Это также необходимо учитывать, исходя из того, что на переписывание упражнения обычно требуется от 8 до 15 минут. Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора. Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления). Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо. При проверке домашнего задания практикуются следующие способы: фронтальная проверка выполнения упражнения; выборочная проверка письменного задания; фронтальный опрос по заданию; выполнение аналогичного упражнения; взаимопроверка выполнения письменного задания; опрос по индивидуальным карточкам; опрос с вызовом к доске. Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени

 

Возможно, будет полезно почитать: