Окружающий мир почему радуга разноцветная. Конспект урока по окружающему миру "почему радуга разноцветная"

МБОУ Забитуйская СОШ

Технологическая карта урока

Дата

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ

Фролова Светлана Владимировна

ПРЕДМЕТ

1 класс

Окружающий мир

МЕСТО урока в курсе: пятый в разделе «Почему и зачем»

Уровень образовательной программы:

1) базовый

Тема урока : Почему радуга разноцветная?

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока :

Определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга; узнать, что нужно, чтобы увидеть радугу; посмотреть, какой бывает радуга в природе.

Задачи :

Образовательные:

Формировать первоначальные представления о цвете;

Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие :

Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные :

Развивать коммуникативные навыки;

Учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

Образовательные технологии :

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология урока на деятельностной основе.

Технология проблемного обучения.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные :

Научатся называть цвета радуги и запоминать порядок цветов в ней; изображать радугу при помощи полос цветной бумаги; найти возможность «создать» радугу в домашних условиях; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

учиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; задавать вопросы самому и отвечать на вопросы учителя; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; умение оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; учиться работать в парах, находить и исправлять ошибки в своей и чужой работе.

Личностные :

формирование эстетического вкуса; расширение кругозора; формирование правильного восприятия и умения ценить красоту природы; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Регулятивные УУД :

возможность ориентироваться в учебнике; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные УУД :

общеучебные – самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока ; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, из собственного опыта, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные УУД :

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Планируемые результаты учащихся :

усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики;

научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу – подсказку.

Оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация и мультфильм;
– учебник: автор А.А.Плешаков “Окружающий мир” 2 часть;
– цветные полоски; раздаточный материал, клей; наглядный материал к уроку.

Методы и формы обучения : частично – поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.

I. Организационный этап.

(1 мин)

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Здравствуйте ребята.

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Мы хороший, дружный класс?

Да! И всё получится у нас!

Эмоциональный настрой на урок

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Личностные, регулятивные (организация рабочего места)

II. Актуализация знаний

(2 минуты)

Актуализировать знания обучающихся для открытия новых знаний.

Давайте послушаем историю, которая произошла с нашим героем Муравьшкой. Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?

Отгадайте загадку:

(слайд 2)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Что появилось на небе? (Радуга)

Учащиеся работают с загадкой.

Развитие мыслительных операций

Умение работать в коллективе по предложенному плану учителя.

Познавательные

III .Постановка учебной задачи

(5 минуты)

IV. Открытие «нового» знания

(20 минут)

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого, опора на жизненный опыт.

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющие выявлять связи между изученными и новыми материалами.

Какая тема урока сегодня? (на доске обозначается тема «Радуга»)

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

На какие вопросы будем отвечать? (Что такое радуга? Как и когда она появляется? Почему она разноцветная?)

Дети, кто из вас видел радугу?

Какое чувство вы испытали, когда увидели радугу?

Ф. И. Тютчев написал такие замечательные строки: (слайд 3)

Как неожиданно и ярко

На важной небе синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла.

Она полнеба охватила,

И в высоте изнемогла.

- Что значит изнемогла?

Я сейчас вам хочу показать отрывок мультфильма «Ох и Ах». Посмотрите его внимательно и ответьте после просмотра, с каким настроением встретили радугу герои мультфильма. (Мультфильм 2 мин)

На какой вопрос мы должны ответить после просмотра? (С каким настроением встретили радугу герои мультфильма?)

Можно ли быть всегда в таком плохом настроение?

(Вывод: если ходить всегда в плохом настроении можно заболеть и потерять друзей.)

А вы заметили, как появилась в мультфильме радуга?

Почему в воздухе возникло такое чудо?

Кто строитель?

Вы уже догадались?

Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) (слайд 4)

Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. (слайд 4)

Солнце светит и смеётся

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

Почему только тогда можно увидеть радугу? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

Что при этом образуется? (Радуга).

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

1. Проблемный вопрос (слайд 5)

Вот и наш Муравьишка, заинтересовался.

А почему же радуга разноцветная?

Почему это природное явление так непродолжительно?

Устанавливаем цель нашего урока. Составление плана урока.

Дети описывают свои чувства.

Слушают и представляют картину природы.

Просмотр мультфильма.

Высказывание детей.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию.

Высказывание детей.

Слушают сообщение учителя.

Решение проблемной ситуации.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

Коммуникативные: участие в диалоге, ответы на вопросы учителя

Регулятивные: принятие практической задачи.

Познавательные: находить ответы на вопросы.

Личностные: высказывать свое мнение.

а ) Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем небольшое исследование.

Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1.

Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать настроение летнего дня после дождя.

(дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов)

Какие возникли затруднения? (не могут правильно расположить цвета радуги)

Для чего у вас появились полоски 7 цветов? Что они обозначают?

- Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски?

Слайд № 6

Б ) – Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета.

Вывод:

Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (Распался на цветные лучики)

Кто же главный “художник” в природе? (Солнце)

Почему же радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.

Какие же мы молодцы. Нам просто необходимо немного отдохнуть

3. Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три нагнулась и присела

На четыре улетела.

Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждой пары получилась своя радуга?

Бывает ли такое в реальной жизни?

Из каких цветов состоит радуга?

Как их правильно расположить?

4 . Решение проблемной ситуации. Продолжение изучения нового материала.

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: ( слайд 7)

« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Кто догадаете, как подсказка может нам помочь?

По первым буквам этих слов определяется порядок цвета. И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.

Работа в парах (исправление ошибки, на доске появляется радуга.)

Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге.

5. Обобщение ответов учащихся

Ребята, а на какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. (Слайд № 8.)

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение, слушал другого ребенка и строго работать по плану.

Дети работают в парах и составляют схему появления радуги. Проверка работы пары у доски.

Формулируют вывод совместно с учителем

Разминка

Рассуждение

Сообщение значения слова «радуга».

Обобщить ответы детей. Выделить правильные ответы детей, подвести к выводу.

Регулятивные умение высказывать свое предположение

Личностные навык сотрудничества со сверстниками и взрослым

Познавательные (отвечать на

вопрос учителя)

Вывод: ответили на первый вопрос Муравьишки.

Коммуникативные (умение работать в паре, выполнять определенную роль)

Коммуникативные (умение работать в паре)

V . Струк­тури­ро­вание полученных знаний, первичное закрепление

(4 минуты)

Построение нового способа действия.

Организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока.

а ) Работа по учебнику (стр.41).

Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)

Вспомните правила ухода за растениями, так ли поливают?

С какой целью еще наши герои могут взять шланг с водой?

Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

Может ли, получиться у них радуга? (Да, если выглянет солнышко.)

Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? Слайд №9,10,11

(Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

Мы узнали правильную последовательность цветов радуги.

Молодцы.

Вы хорошо поработали.

Проговаривают правила.

Сравнивают с эталоном, исправляют ошибки, если они есть. Проговаривают стихотворение.

Выявляет полученные знания. Возвращает учащихся к первому вопросу и мотивирует к применению полученных знаний.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, делать выводы)

Коммуникативные (работа в парах, нормы общения)

Познавательные (выполнять элементарные логические действия: анализ, синтез.

Регулятивные (организовывать работу по плану, определять цель работы)

VI .Вторичное закрепление нового способа действия

(5 минут)

Зафиксировать в представлении детей новое учебное действие; организация практической работы.

Я предлагаю вам продолжить работу в парах.

Откройте конверт №2, возьмите белую бумагу.

Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

6. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

Дети проводят опыт

Проверка усвоения нового знания.

VII . Рефлексия.

(3 мин)

Итог урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Какие два открытия мы сегодня сделали?

1. Как появляется радуга на небе.

2. Какого цвета радуга.

Сегодня на уроке мы построили радугу.

С каким настроением мы её строили?

Покажите с помощь смайликов ваше настроение.

(Дети выходят к доске и прикрепляют смайлики на радугу)

Вот какая чудесная радуга у нас сегодня получилась?

Чему она рада? (Узнали, как и когда появляется радуга, запомнили все её цвета…)

Я благодарю вас за работу на уроке.

Молодцы! Спасибо за урок.

Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

Работа в группах. Выполнение заданий.

Дают словесную оценку и цветовую.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Коммуникативные (слушать и понимать речь других, соблюдать нормы этикета)

Познавательные (делать выводы о проделанной работе)

Личностные (формирование мотивации к учению)

Презентация к уроку окружающего мира в

1 классе

Подготовила: Березовская Оксана Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ НШ ДС с. Иня


Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.




Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них не въехать, не войти?


«Радуга – дуга»

Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем - Семицветный полукруг Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счета Поднебесные ворота.

Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву.

С.Я. Маршак



Бывает так:

дождь только что кончился или ещё шумит, а тучи уже начинают расступаться

между ними проглядывает голубое небо и показывается солнце.



Где еще можем мы наблюдать маленькие “р а д у г и” в жизни, вокруг себя?


Какого цвета радуга?

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.


Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, придумали такую фразу по первым буквам названий цветов:

Каждый охотник желает знать,

сидит фазан.


Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.





Стоп. Немного отдохнём. И домой пешком пойдём.




На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?


Радуга появляется только если одновременно идёт дождь и светит солнце.

Радуга

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут радуга.


Тест:

Ответ “да” Ответ “нет”

Вопрос 1. У радуги 6 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. С троители радуги – солнце и дождь?



Молодцы!

Спасибо за работу!


Источники

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков Издательство « Просвещение 2009г» УМК « Школа России»
  • Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
  • http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=11619&start=615&postdays=0&postorder=asc&highlight

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок

"Почему радуга разноцветная".

(Окружающий мир.1 класс.)

Составила

Кишулько Татьяна Петровна

Учитель начальных классов

2014 г.

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи : познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока: решение частных задач Оборудование: Мультимедиопроектор, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность: - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

1. Организационный момент

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое должны узнать.

2. Актуализация знаний

Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса . - Какие явления природы вы знаете? – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) - Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
- Поговорим о радуге.
Слайд 1 - Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
– Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 2

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово « радуга» похоже на слово « радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга . Какие приметы вы знаете? Слайд 3

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

5. Физкультминутка. Радуга.
В небе дождь, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
По траве босиком, прямо в небо прыжком.

6. Постановка проблемного вопроса

Сколько цветов у радуги? (семь)

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7 . Решение проблемной ситуации. Слайд 7

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да.)

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза, закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком, прямо в небо прыжком

Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга семицветная дуга.

Теплым майским днем барабанщик-гром
Словно молотом бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет, ветер краски трет
И рисует РА- и рисует ДУ- и рисует ГУ. Радугу!
Ленты разноцветные над землёй парят,
Люди изумленные в небеса глядят.
Радуга раскинула ровный полукруг,
Ореолом праздничным распахнулась вдруг.
Чудо разноцветное, таинство Земли,
Диво безответное в солнечной пыли. Радуга умытая видится вдали.
Коромысло дивное на плечах Земли.

Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. Летний дождь прошел с утра, выглянуло солнце. Удивилась детвора, посмотрев в оконце, - Семицветная дуга. Заслонила облака

11 . Закрепление нового.

А . Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание . Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка по слайду – слайд № 8

Б. Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание № 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики.

Проверка.

12. Тест. Слайд № 9
- Туча – это темное, густое облако;
да нет
- Ситничек – это сильный проливной дождь; да
нет
- Ветер дует, потому что качаются деревья; да
нет
- В радуге оранжевый цвет идет после синего; да
нет
- Радуга состоит из пяти цветов; да
нет
- Ветер – это движущийся воздух;
да нет
- Эхо бывает только в горах; да
нет
- Звуки издают только живые существа;
да нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи
попадают в небе на капельки дождя.
да нет

Проверка. Слайд № 10

13. Рефлексия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
– Кто для себя сделал открытие?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 6 имени Героя
Российской Федерации Морева И.А.
г. Кулебаки Нижегородской области
Лучшая разработка урока по окружающему миру
«ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»
Автор работы: учитель начальных классов,
МБОУ школы № 6 имени Героя РФ Морева И.А.
Баранова Марина Николаевна
Участники: 1 класс, 7 лет.
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»
Дата проведения: 17. 03. 2015 г.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.
Цель урока:
Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги; получат возможность научиться высказывать предположения о причинах возникновения радуги; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работа в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование и материал:
-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;
-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;
-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.
- Для проведения практической работы: призма, мыльные пузыри.
- Карточки для работы в паре: «Виды радуги», « Цвета радуги».
Основные методы:
-Исследовательский;
-Деятельностный.
Время реализации урока – 45 минут
Структура урока.
№ этапа Название этапа Продолжительность
этапа
1 Организационный момент. 1 минута
2 Актуализация знаний. 4 минуты
3 Изучение нового материала. 25 минут
4 Физкультминутка. (2 раза) 4 минуты
5 Первичное осмысление и закрепление. 7 минут
6 Итоги урока. Рефлексия. 4 минуты
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Примечание
Организационный момент Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать – наша любознательность. Подготовка рабочего места. Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов. Актуализация знаний - Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну чудесного природного явления.
- Однажды наш друг Муравьишка-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот,
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
- Кто из вас видел радугу?
- Что вы знаете о радуге?
- Что бы вы хотели еще узнать о радуге?
- Тема сегодняшнего урока «Почему радуга разноцветная?»
Отвечают на вопросы учителя.
Ученик загадывает загадку.
- Какая бывает радуга?
-Как получается радуга?
- Когда можно увидеть радугу?
- Как запомнить порядок расположения цветов в радуге? И др. Личностные: имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о радуге; осуществление поиска необходимой информации. Изучение нового материала
Физкультминутка
Физкультминутка Радуга – одно из красивейших явлений природы.
- На какое слово похоже слово радуга?
- Какое у вас было настроение, когда вы видели радугу?
- Слово «радуга» похоже на слово «радость». Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались Боги или Ангелы, то с дорогой между небом и землёй. «Райская радуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.
- Какие приметы вы знаете?
Проводит физкультминутку.
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветную, цветную
На лугу подстерегу.
- А сейчас подумаем, как появляется радуга?
- Когда в небе появляется радуга?
- Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная радуга. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размеров капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но бледная.
Практическая работа с призмой.
- Ребята, посмотрите, как преломляются лучи света.
- У вас на партах лежат призмы. Направьте призму на свет.
- Что вы видите?
- Ребята, кто знает, сколько цветов в радуге?
Солнце светит и смеётся,
А на землю дождик льётся
И выходит на лугу
Семицветная дуга.
- Посмотрите по учебнику на с.40 в какой последовательности расположены цвета радуги?
- Как можно запомнить цвета радуги в правильной последовательности?
- Ребята, дома вы работали над проектом «Цвета радуги»
- Посмотрите, какая весёлая радуга получилась у каждого из вас. Молодцы!
В небе радуга висит
Детвору веселит.
С нее, как с горки,
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я.
- Ребята, а на что похожа радуга?
- Мы чаще видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Она имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.
- Радуга бывает разная. Об этом мы узнаем из докладов, которые приготовили ребята.
1. Радуга бывает двойная.
2. Перевёрнутая радуга.
3. Туманная радуга.
4. Лунная радуга.
5. Зимняя радуга.
- Какая же бывает радуга?
- У вас на партах лежат карточки с картинками радуги и названиями. Соедините картинку с подходящим названием.
- Радуга – природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу в водяных брызгах.
- Ребята, в учебнике на с.41 Мудрая черепаха и Муравьишка-Вопросик построили свою радугу.
- Придумайте сказочную историю по рисунку, как они это сделали.
- Ребята, понравился вам рассказ?
Практическая работа.
- Побудем и мы волшебниками, попробуем построить свою радугу.
- Ребята, надувают мыльные пузыри на листах бумаги.
- Мы получили каждый свою радугу.
Радостное.
Учащиеся готовят народные приметы о радуге. (Приложение 1)
Выполняют упражнения.
Предположения детей.
Разные цвета.
Фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Проект «Цвета радуги»
В воздухе "нарисовать" радугу,
потянуться вверх и помахать кистями рук,
опустить руки вниз,
загибать пальцы на руке.
Предположения детей.
Доклады детей (Приложение 2)
Работа в парах по карточкам. Два ученика на доске.
Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о радуге, её видах; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах её возникновения.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; обмениваться мнениями, слушать друг друга, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников; оценка своих поступков, слов, действий; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. Первичное осмысление и закрепление - А сейчас мы закрепим знания, которые получили на уроке.
- Игра «Третий лишний» (карточки)
Покажите цвет, которого нет в радуге?
Оранжевый, коричневый, жёлтый.
Зелёный, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, жёлтый.
Красный, чёрный, синий.
-Представьте, что на радуге живут радужные человечки. У каждого из них воздушные шарики своего цвета. Раскрась шарики. (Рабочая тетрадь) Работа в паре, ребята выбирают карточку с тем цветом, которого нет в радуге.
Выполняют задание в рабочей тетради. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. Итоги урока. Рефлексия - Что нового узнали на уроке?
- Почему радуга разноцветная?
- Как же возникает радуга?
- Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку.
- Какое сделали для себя открытие? - Кому урок подарил хорошее настроение?
- У меня тоже замечательное настроение. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Я дарю вам медальки.
Если есть время прочитать в заключение урока стихотворение. (Приложение 3)
"Цвета радуги" (автор А. Венгер). Солнечные лучи, проходя сквозь капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики, и возникает радуга.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. Приложение 1.
В радуге больше красного цвета - к ветру.
Двойная (тройная) радуга - признак дождливой погоды.
Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.
Если радуга низка и концами упирается в воду - в реки, озёра или низкие места - к ненастью.
Если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после, дождь будет продолжаться.
Если радуга появляется при хорошей погоде - наступит ненастье, а если при плохой, то будет вёдро.
Если радуга протянется высоко, то тотчас после этого прояснится; если низко - тотчас будет дождь.
Если радуга яркая - будет ненастье.
Зелёная радуга - к дождю, жёлтая - к хорошей погоде, красная - к жаре и ветру.
Когда видят радугу, ждут перемены погоды.
Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет.
При дожде появится радуга и голубой цвет в ней не чист, а желтоватый ярок - это лучший признак хорошей погоды.
Радуга вечерняя предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду. Радуга зимою - к морозу, либо к снегу.
Радуга на западе - будет дождь, на востоке - погода.
Радуга поперёк реки - будет хорошая погода; радуга вдоль реки - будет сильный дождь.
Радуга после дождя долго стоит - погода идёт к ненастью.
Радуга пьёт воду, чтобы избавить землю от потопа.
Радуга с наветренной стороны - день будет дождливый, радуга с подветренной стороны - день прояснится.
Радуга стоит с севера на юг - к дождю, с востока на запад - к хорошей погоде.
Радуга ушат воды выпила.
Столбы на небе зимою - северное сияние - к холодам, к стуже.
Чем зеленее радуга, тем больше дождя, а чем краснее, тем больше ветра.
Приложение 2.
Двойная радуга. Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды. Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу - хорошая примета-это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.
Перевёрнутая радуга. Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.
Туманная радуга. Туманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Такая радуга представляет собой дугу, окрашенную в очень бледные цвета, а если капельки совсем мелкие, то радуга окрашена в белый цвет. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.
Лунная радуга. Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.
Зимняя радуга. Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.
Приложение 3.
"Цвета радуги" (автор А. Венгер). Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски,Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета: Красный Красная редиска выросла на грядке, Рядом помидоры - красные ребятки. Красные тюльпаны на окне стоят, Красные знамена за окном горят. Оранжевый Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится - На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже. Желтый Желтое солнце на землю глядит, Желтый подсолнух за солнцем следит. Желтые груши на ветках висят. Желтые листья с деревьев летят. Зеленый У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые, А за окном зеленый луг И домики беленые. С зеленой крышей каждый дом, И в нем живет веселый гном В зеленых брючках новых Из листиков кленовых.Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами еще голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас.Синий В синем море - островок, Путь до острова далек. А на нем растет цветок - Синий-синий василек. Фиолетовый Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу. Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она На столе в красивой вазе около окна.
Список литературы и ресурсов Интернет:
Черноиванова Н.Н. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова/Волгоград: Учитель, 2015 г.
http://vse-sekrety.ru/929-pochemu-poyavlyaetsya-raduga.html (фотографии радуги, виды радуги)
http://www.moi-detki.ru/razvitie_detei/tematicheskie_zanyatiya_s_detmi/688-kak_vyuchit_cveta_radugi.html (стихи про радугу)
Яхина Л.Е. Фрагмент презентации к уроку «Почему радуга разноцветная?» articles/631796/

 

Возможно, будет полезно почитать: