Народные игры на Масленницу. Конкурсы на масленицу для детей

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В данной разработке представлен сценарий проведения праздника. Ребятам было предложено поучаствовать в Ярмарке развлечений (в зимних забавах) и сжечь чучело, для того чтобы Зима уступило место Весне.

Цель мероприятия : приобщение к празднованию русских народных праздников.

Задачи мероприятия :

  1. познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования Масленицы;
  2. расширить общий кругозор учащихся;
  3. развивать ловкость, быстроту, координацию движений, логическое мышление;
  4. создать у учащихся атмосферу праздника;
  5. воспитывать дружеские отношения, уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков.

Формы организации деятельности : театрализованная инсценировка, игры-соревнования.

Ход мероприятия

Звучит веселая музыка выбегают скоморохи.

1-й скоморох: Все! Все! Все! На праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

2-й скоморох:

Эге-гей, ребятня,
Вы послушайте меня!
Я скажу вам по секрету,
А вы дальше всему свету,
Что сегодня здесь у нас
Для веселия - раздолье:
Будут музыка и пенье,
Танцы, игры, развлеченья
Очень интересные,
Просто расчудесные!
Сегодня здесь закон простой:
«Пой и танцуй, танцуй и пой!»
Простим сегодня все ошибки,
Но не отсутствие улыбки!

1-й скоморох: Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

К нам, сюда! Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.

Все собрались в большой хоровод.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные! У нас сегодня - Разгуляй! Четвертый день Великой Масленицы! Масленица! Масленица! Широкая масленица!

1-й скоморох: Будем зиму провожать и весну встречать, веселые русские песни петь да в игры играть.

2-й скоморох: Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Музыка для зимы.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напоропшть?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

Ведущий: Ребята, вы хотите, чтобы Весна наступила? Попробуем рассмешить, позабавить Зиму?

1-й скоморох: Не хочет зима так уходить, хочет, чтоб позабавили ее!

2-й скоморох: Вы готовы участие в зимних забавах принять?

1-й скоморох: Тогда, открываем нашу Ярмарку Развлечений.

Ведущий: Для того, чтобы участие принять в Ярмарке каждому классу необходимо получить «Билет развлечений» и следовать указанному маршруту. Закончив, все задания собираемся здесь с вами. И узнаем, смогли ли мы Зиме угодить?

1-й скоморох: Мы начинаем!

Музыка.

Ярмарка развлечений

  1. Тир Деда Мороза. Какая же зима без игры в снежки? На свежем морозном воздухе нет лучшей забавы азартной, согревающей. Установите на площадке мишени для метания снежков. Самый простой вариант - деревянные щиты размером 1 х 1 м с начерченными на них несколькими окружностями диаметром 30, 60 и 90 см (можно сделать их в виде чучела Масленицы или Снеговиков или просто наклеить на щит изображения из плотного картона или нарисовать на щитах). Щиты можно врыть в землю на столбах, повесить на стену или на забор. Если нет возможности сделать мишени, их просто можно нарисовать на глухой стене дома или заборе. Побеждает самый меткий.
  2. Конкурс – эстафета «Посади картошку». У первого участника каждой команды ведерко с 6 «картошками». По сигналу ведущего первый участник бежит к начерченной линии и выкладывает по одной картошке в «лунки», выкопанные в снегу и покрашенные краской. Закончив работу, первый участник возвращается к команде и передает ведерко второму участнику. Второй участник собирает картошку и передает ведерко с картошкой третьему участнику. Третий – «сажает» картошку и т.д.)
  3. «Петушиные бои». На снегу начертить узкую «тропинку». Участникам предлагается сбить соперника подушкой. Тот кто выйдет за черту тот и проиграл.
  4. Боулинг. Цель: сбить кегли. Командный зачет: кто больше собьет. Каждому дается по одной попытке.
  5. Частушки о масленице, зиме
  6. Метание метелок. Замечательно это соревнование на свежем воздухе, веселое и простое: это первенство в метании метлы на дальность. Для такой забавы нужно взять несколько метелок без древка. Какая же зима без дворника с метлой, расчищающего снег? Проводим соревнование на звание Почетного дворника. Побеждает тот, кто дальше всех бросит метелку или собьет снежную фигурку.
  7. Загадки (о праздничных днях масленицы)
    Из оконца в оконце - золотое веретенце. (Солнечный луч)
    С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
    Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
    Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
    Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
    Что не сеяно весной родится? (Трава)
    Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
    Матушкой весной - в платьице цветном, матушкой зимой - в плаще белом. (Поле)
    Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали - зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
    Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
  8. Также можно провести игру «Воробьи и вороны» (если быстро отгадают загадки). Правила игры: игроки делятся на две команды - «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель - согреться, получить заряд бодрости.
  9. Гонки на метелках. На снегу рисуется длинная полоса - трасса, вдоль нее расставляются змейкой пластиковые бутылки, участники (можно целую семью усадить) садятся верхом на длинные метлы и бегут к финишу.

Примечание: если метелки найти проблематично, замените их на веники или лопаты для расчистки снега.

Музыка.

1-й скоморох:

Эй, народ! Собирайся в хоровод.
Хорошо мы праздник начали.

2-й скоморох: Интересно Зимушку уважили?

Зима: Повеселили вы меня. Может, думаю остаться мне. Вам же хорошо со мной. Игр хороших зимой столько существует. Зачем мне уходить?

Ведущий: Да, Зима нам хорошо с тобой! Но хочется, чтоб солнышко согрело нас теплом своим.

Зима: Тогда еще одно задание для вас. Справитесь, уступлю. Вытянуть Весну вам нужно. С одной стороны моя команда, с другой соперницы моей.

Ведущий: Да, в старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

1-й скоморох. Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами.

Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором ). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором ). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох. Поможет нам в этом Масленица.

Зима. И где же это ваша помощница?

Ведущая. Для этого встать в хоровод нужно и песню спеть дружно.

1-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

2-й скоморох. Эй, ребята поем песню с вами «____»

Дети поют и Масленица появляется.

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день - «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день - «3аигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются.

1-й скоморох. Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий - «Лакомка».

2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором ). Блинами!

1-й скоморох. Четверг - день самый-самый масленый - «Разгул».

2-й скоморох. День пятый - «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

1-й скоморох. Шестой день - «Золовкины посиделки».

2-й скоморох. В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

Ведущая. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать - Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором ). Масленица-обманщица, до поста довела - сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Сжигаем чучело, и Зима уходит.

Музыка. Выход Весны.

Весна. Здравствуйте, ребята, педагоги, гости дорогие. Рассказала мне Зима, что вы петь умеете, и плясать, в игры разные играть. Повеселили вы Зиму, вот она мне дорогу и уступила.

Скоморохи. Прощай, Зима! Да здравствует Весна!

Весна.

Как на проводы зимы, из печи блины летели,
Ух вы мои, скоморохи, не скупитесь, масленым блинком поделитесь!
А мы вам с ребятами споём песню « Блины»

Песня «Блины».

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца, мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е. мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень - Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» - слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».



Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться - выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы ». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха - ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость.

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.


Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников - от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца .

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере" – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку , раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него.

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

Масленица – это особенный праздничный цикл, который позволяет в полной мере насладиться разнообразными народными развлечениями. Количество игр, конкурсов и других вариантов времяпровождения способно приятно удивлять. Какие варианты являются наиболее достойными?

«Маша-растеряша».

Участники должны стать в один ряд и взяться за руки, создавая цепочку. По правую сторону нужно определить главаря, который будет бегать со сменой направления. Другие участники должны двигаться за вожаком. В то же время только главарь может знать направление движения. В связи с этим, основной задачей становится стремление удержать равновесие и сохранить цепочку, а ведь это оказывается крайне сложно. Нужно отметить следующий нюанс: игрокам, которые далеко находятся от вожака, сложнее удерживать равновесие, так как постоянно присутствует риск отцепиться или упасть. Несмотря на это, участники, которые падают, выходят из игры. Основная задача – это продержаться до самого конца.

«Гуси и гусыни».

Игра соприкасается с народными обычаями, которые существуют издавна. Она известна практически в каждом государстве мира, но при этом отличается названиями. Игра радует простыми правилами: игроки должны стать в круг, повернувшись лицом в центр. Со стороны спины должен подходить ведущий к каждому участнику, дотрагиваясь до спины. Затем участники получают свои имена, а именно «гусь» либо «гусыня». Если игрок был назван гусыней, он должен оставаться на своем месте. Если же участника назвали гусем, он должен отойти со своего места и обежать всех собравшихся, а затем – занять свое место. Сложность заключается в следующем: ведущий обегает круг в противоположном направлении. Свободное место занимает ведущий или игрок. Тот, кто потерял место, должен вести игровой процесс по вышеописанной схеме.

Конкурс «Вот, блин».

Данный конкурс имеет тесное отношение к атрибутам Масленицы. Каждый малыш должен придумать стихотворение с определенными словами, а именно: блин, масленица, зима, весна, солнце. Если у ребенка появляются определенные затруднения с данной задачей, можно попросить помощи у родителей. По данной причине родители также могут воспользоваться возможностью насладиться игрой. Победитель должен представить самый интересный и необычный стих. В то же время следует принимать во внимание, насколько активной была помощь взрослых.

Игра «Сюрприз».

Гости должны становиться или садиться в круг. Затем участники берут коробку больших размеров и начинают ее передавать, слушая музыку. Ведущий может в любой момент остановить музыку. Гость, у которого оказалась коробка, должен открыть ее и положить вовнутрь свою вещь. После того, как участники достаточно разделись, коробка должна вновь пуститься по кругу. Теперь правила меняются: каждая остановка музыки требует того, чтобы участник надел на себя вещь, но при этом нельзя смотреть в коробку. Предмет потребуется носить оговоренное время.

Игра «Слон».

Слон – это русская игра, которая существует длительное время. Участники могут быть подростками или даже старше. Важно отметить то, что игровой процесс направлен на проверку силы и выносливости, поэтому наибольший интерес вызывается у мальчиков. При желании участниками могут быть и девочки. В любом случае команды должны быть равносильными. Важно отметить то, что игра не только проявляет физическую силу участников, но и позволяет подготовиться, усовершенствоваться и даже научиться прыгать через козла.

В самом начале игроки делятся на две команды, которые обладают одинаковым числом участников и являются равными по силам. Одна команда становится слоном. Другая команда должна напрыгивать на него.

Участник, являющийся самым крепким и сильным, должен стать впереди, повернувшись лицом к стене. Он опирается руками о стену, сгибается и опускает голову. Следующий игрок обхватывает участника за пояс, прячем голову. По такой схеме действуют все остальные. Они должны представлять собой визуально слона, стараясь удержаться друг за друга.

Представителям другой команды потребуется по очереди разбегаться и запрыгивать на спину изображаемого слона. При этом нужно стараться сесть верхом как можно дальше вперед, ведь места должно хватить для следующих игроков. Вся команда должна остаться на спине слона. При этом оставаться нужно на спине в течение 10 секунд.

Теперь присутствует возможность поменяться ролями.

Игра «Вереница».

Участники должны встать в хоровод, взяться за руки и начать медленно передвигаться по кругу. Некоторые люди могут гулять внутри круга. Каждый разгуливающий получает свой платок, после чего выбирает «жертву» противоположного пола из хоровода. Платок нужно расстелить перед «жертвой». После этого участник покидает хоровод, становится на колени на платке. И тут происходит поцелуй. «Жертва» получает платок, а «гулящий» должен встать в хоровод. Для интересной игры требуется около 10 – 15 минут и несколько платков.

Игра «Земля, воздух, вода, огонь».

Участники должны стать в кругу, в середину которого станет главарь. Водящий должен бросать мяч участникам и говорить название одной из четырех стихий. «Земля» означает необходимость произнести название животного, «вода» - рыбы, «воздух» - птицы. При слове «огонь» все участники должны помахать руками. После этого водящий вновь получает мяч. Если участник не успел назвать слово или допустил ошибку, нужно «заплатить» фант, после которого появляется возможность дальнейшей игры.

Игра «Сметанная».

Оптимальное число участников – 2 – 4 человека. Для игроков потребуются 2 пластиковые банки сметаны, 2 шарфа или веревки, толпа. Конкурс можно провести с вручением разных призов. Основная цель – это быстро съесть сметану, но при этом руки будут держаться завязанными сзади. Зрелище обещает быть необычным и поистине захватывающим!

Конкурс «Вкусные блинчики».

Такой конкурс идеально проводить во время празднования Масленицы. Участники должны самостоятельно приготовить блинчики с необычной начинкой и по-особенному их представить на тарелке. Другие люди должны угадать приготовленную начинку и оценить оформление конструкции. Победитель должен удивить своими кулинарными навыками и яркой, неординарной конструкцией блинчиков.

Конкурс «3 ноги».

Участники должны разбиться на пары. Затем каждая пара позволяет связать ноги по следующей схеме: правая нога одного человека привязывается к левой ноге другого человека. Пара в таком положении должна добежать до поворотного флажка, а затем – вернуться на линию старта.

Бой мешками.

Для этого конкурса нужно огородить небольшую территорию. Затем одна рука должна оставаться плотно прижатой к пояснице. Предпринимать действия можно только с помощью одной руки. Для выигрыша нужно уметь двигаться и чувствовать, что делает противник. Результаты во многом зависят от того, как используется инерция противника.

Снежный лабиринт.

На площадке вначале нужно начертить квадратный или круглый лабиринт, предусмотрев 2 выхода, которые рекомендуется разместить на противоположных частях. Снег нужно использовать для выкладывания внутренних частей лабиринта, затем – стен. При этом высота стен не должна превышать метра. Только в этом случае можно легко понять, кто же заблудился в лабиринте. Оптимальная ширина ходов составляет от 80 до 100 сантиметров. Если же снега много, можно создать лабиринт по-другому: снег нужно вынимать лопатой, а затем – укладывать по разным сторонам ходов. Еще один вариант – это протоптать на территории ходы, стараясь запутать участников. В любом случае времяпровождение обещает быть интересным и захватывающим.

Снежный тир.

Вы можете установить мишени для метания снежков. В виде мишеней рекомендуется использовать щиты размером 1*1 метров с начертанными окружностями, диаметр которых может составлять 30, 60 либо 90 сантиметров. Щиты нужно установить на врытых столбах. Мишени можно сбивать снежками. Такой тир также позволяет почувствовать прелести зимы.

Ледяной столб.

Можно поставить высокий столб, который потребуется облить холодной водой. После того, как столб станет ледяным, нужно повесить несколько подарков. Игроки должны преодолеть многочисленные препятствия для того, чтобы добраться до самой вершины и получить дорогой презент.

Игры и забавы на Масленицу.

"Три ноги"

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой

Грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек

Ноги. По команде игрок

- "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

"Русская метла"

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

"Кто быстрее на метле"

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

"Метла на лбу"

А теперь попробуйте, как можно дольше поносить на лбу.

"Русская красавица"

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

"Русская баня"

Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Концертные конкурсы :

Частушки (Хочешь победить подружку, Спой веселую частушку).;

Ложечники (Попробовать играть на ложках под аккомпанемент баяниста);

Перепляс ("Барыня", "Цыганочка", "Яблочко", "Семеновна").

Аукцион пословиц о блинах, масленице.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих

- "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.

Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Игра начинается с переклички водящего с игроками :

Динь, динь, динь!

Кто там?

Откуда?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

"Подари платочек симпатии"

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

"Петушки"

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих

Вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

"Малечена-калечина"

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена

Калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет.

Ведущий может давать разные задания : играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Игра "Вишенка"

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное

Вовремя затормозить, а то пролетишь.

Игра в "оплеухи"

Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже

Он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

"Бой мешками"

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

"Снежный лабиринт"

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям,

Стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов

80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

"Снежный тир"

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор.

Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

"Снежная горка"

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате

Не менее 1 м, а ширина санной колеи

1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины.

Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

"Ледяная карусель"

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота

70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90 см) или скрепить вместе двое саней.

Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

"Ледяной столб"

На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой, и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

"Катание по шестам"

Эта народная забава когда-то была широко распространена в лесистых губерниях России. Устраивали ее и некоторые другие народы. На склоне горы или бугра, иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров.

Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы, проводя рукой, не ощутить заметного уступа или зазора. Получаются как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам.

Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз.

Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.

"Перетягивание каната"

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка

Как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу. Игры и забавы на Масленицу. Игры на Масленицу. Конкурсы на Масленицу "Три ноги" "Тачка" "Русская метла" "Кто быстрее на метле" "Метла на лбу" "Русская красавица" "Русская баня" Концертные конкурсы: Аукцион пословиц о блинах, масленице. "Почта" "Подари платочек симпатии" "Петушки" "Малечена-калечина" Игра "Вишенка" Игра в "оплеухи" "Бой мешками" "Снежный лабиринт" "Снежный тир" "Снежная горка" "Ледяная карусель" "Ледяной столб" "Катание по шестам" "Перетягивание каната"

 

Возможно, будет полезно почитать: