Мероприятия по социальной адаптации инвалидов. Мероприятия по социально-трудовой адаптации инвалидов на производстве

Технология социальной реабилитации – последовательность действий специалиста по социальной работе состоящая из комплекса методов, приемов и процедур, способствующих восстановлению социального статуса инвалида, достижению его материальной независимости. Она включает социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, социокультурную, социально-педагогическую, социально-психологическую реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности гражданина с ограниченными возможностями здоровья к самообслуживанию, передвижению и развитие у него самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).

Социально-средовая ориентация представляет собой алгоритм формирования готовности инвалида к общению, самостоятельному осмыслению окружающей обстановки, решению жизненных ситуаций, построению и реализации жизненных планов.

Одной из основных форм социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с ограниченными возможностями здоровья может быть практическое занятие. Данная форма обучения инвалида проводится под руководством специалиста по социальной работе и служит для закрепления социальных умений и навыков в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой и обувью, за жилищем. Клиенты изучают предприятия и учреждения обслуживания населения, способы проведения досуга. На практических занятиях специалист по социальной работе осуществляет их подготовку к самостоятельной семейной жизни.

Важной формой социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов являются экскурсии. Они могут подразделяться на экскурсии-наблюдения и практикумы в соответствии с ролью инвалида (наблюдателя или практика) во время посещения учреждения.

Экскурсия-наблюдение может проводиться для ознакомления с изучаемым объектом (магазин, почта, библиотека и др.) у инвалидов во время её проведения формируются представления о социальной инфраструктуре. Данный вид экскурсии необходимо организовывать таким образом, чтобы инвалиды не только наблюдали объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей. Например, при посещении магазина у инвалида развиваются не только навыки ориентации в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, попросить необходимый товар у продавца, оплатить покупку и т.п. Экскурсия позволяет включить человека с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.



Экскурсия-практикум предусматривает организацию применения инвалидом социальных умений и навыков в реальной ситуации. Например, выход инвалида в магазин, выбор им покупки, расчет своего бюджета и оплата товара выполняется им самостоятельно, специалист по социальной работе здесь присутствует в качестве наблюдателя.

Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит в социально-культурной среде. Она представлена социальными институтами (государство, семья, церковь и т.д.), традициями, духовными ценностями, которые выполняют функцию социальной ориентации гражданина с ограниченными возможностями здоровья в обществе и сформированы путем суммирования социального опыта многих поколений.

Целостное представление инвалида о мире и жизни людей происходит в результате посещения учреждений культуры и искусства: театров, музеев, концертов, выход в кино и т.д. Социальная реабилитация инвалида в этом случае осуществляется с помощью духовных ценностей передаваемых ему в творческой форме. У человека с ограниченными возможностями здоровья появляется чувство радости от увиденного, желание попробовать себя в роли актера, музыканта, конкурсанта, участника кружка, студии, клуба и др.

Перечень мероприятий по социальной реабилитации согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008 г. N 379 н включает социокультурную реабилитацию, которую можно понимать как комплекс методов и приемов организации досуга инвалидов (открытие клубов, кружков, секций, проведение праздников, конкурсов, юбилеев и других социокультурных форм), направленных на восстановление социального статуса гражданина с ограниченными возможностями. Формами социокультурной реабилитации инвалидов являются: концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставок изобразительного творчества; занятия музыкально-драматического коллектива, вокальной студии, школы ремесел, студии «Декоративный костюм», в кружках вышивания, вязания, шитья, скульптуры, хореографической студии и т.д.

Одной из форм социокультурной реабилитации является международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который проводится с 2002 года общественной организацией инвалидов «Перспектива». В рамках фестиваля организуются мастер-классы с режиссерами, встречи с актерами, детские программы. Данная форма социокультурной реабилитации позволяет молодым инвалидам увидеть жизнь граждан с ограниченными возможностями здоровья, имеющих активную жизненную позицию, уверенных в себе и успешных в жизни.

Социокультурная реабилитация инвалидов организуется в форме занятий музыкально-драматического коллектива граждан с ограниченными возможностями здоровья. В региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» (г. Москва) разработана авторская модель введения ребенка с инвалидностью в театральную деятельность. В начале для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья проводятся сюжетно-ролевые игры, организуются постановки народных сказок. В дальнейшем молодой человек, имея опыт театральной деятельности, приходит в студию, где происходит постановка сюжетно-ролевого спектакля. Сопровождение воспитанника театральной студии осуществляет коллектив педагогов и специалистов в области театра (режиссер, музыкант, художник и др.). Молодой человек с ограниченными возможностями здоровья принимает активное участие в выборе пьесы и ее анализе, работает с художником, участвует в распределении ролей, обсуждает индивидуально с режиссером и в группе свою роль, вместе с остальными актерами показывает спектакль. Социально-реабилитационный эффект данной формы обеспечивает процесс творчества, который увлекает инвалида, он с большим желанием и интересом приходит на встречи в театральную студию и включается в коллективную работу по подготовке спектакля.

Следующей формой социокультурной реабилитации инвалидов является конкурс. В качестве примера можно привести конкурс красоты для женщин-инвалидов, который проводился в г. Якутске и назывался «Хозяйка судьбы». Во время подготовки к конкурсу участницы разрабатывали сценарий своего выступления совместно с организаторами. Женщины с ограниченными возможностями здоровья обучались у стилистов и дизайнеров умениям и навыкам самопрезентации. Они демонстрировали свои таланты в четырех номинациях: «Визитка», «Интеллектуальный», «Увлечения», «Стиль и образ».

Необходимо отметить особое значение в технологии социальной реабилитации инвалидов различных объединений (клубов, кружков, секций и др.). Внутренний мотив, способствующий включению человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, в работу объединения, основан на интересе к тому, что происходит на встречах, коллективных делах, где участник развивает самостоятельность в выражении своих мыслей, взглядов и достигает самореализации в совместной деятельности.

Важным средством технологии социальной и социокультурной реабилитации инвалидов является объединение (клуб, кружок, студия и др.). Хороший опыт накоплен в молодежном клубе инвалидов «Ника» Центра реабилитации инвалидов «Изгелек» (г. Набережные Челны). Для молодых инвалидов, членов объединения проводятся следующие социально-реабилитационные мероприятия: персональная выставка художественных работ одного из членов клуба; праздник День именинника; концерт, посвященный Дню матери; благотворительный вечер «Мы можем»; участие в спартакиаде среди спортсменов-инвалидов. Члены клуба «Ника» посещают на дому и устанавливают дружеские отношения с маломобильными молодыми инвалидами. В объединении работает совет клуба, в который входят активисты из числа молодых инвалидов, имеющие свои обязанности: ведение финансовой отчетности, организация мероприятий, фотографирование, транспортное обеспечение. Включение всех членов объединения в работу клуба достигается с помощью организации малых групп непостоянного состава для организации и проведения важнейших мероприятий. Например, для подготовки «Дня именинника» руководителем клуба формируется малая группа из 3 девушек или молодых людей. Они разрабатывают сценарий праздника, готовят зал, приглашают гостей, дают задания остальным организаторам праздника (подготовить оформление помещения, купить все необходимое для проведения мероприятия, раздать приглашения и т.д.).

В названном уже приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида (2008) социальная реабилитация включает мероприятия по социально-педагогической реабилитации, которые способствуют оказанию помощи детям-инвалидам и обучению их навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим категориям жизнедеятельности.

Социальная реабилитация инвалидов включает также мероприятия по социально-психологической реабилитации (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности гражданина с ограниченными возможностями здоровья, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах самопомощи, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь). Результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт также включены в перечень мероприятий социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями и применяются для восстановления у них здоровья, развития самодисциплины, волевых качеств и т.д. Как правило, социальную реабилитацию инвалида с помощью физкультурно-оздоровительных мероприятий организует специалист по физической культуре и спорту. В задачи его деятельности входит: проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, информирование и консультирование гражданина с ограниченными возможностями здоровья относительно выбора перечня упражнений по физической культуре и вида спорта, который наиболее ему подходит. Например, инвалиды с заболеваниями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата могут заниматься биатлоном, боулингом, велосипедом, дзюдо, колясочным баскетболом, колясочным волейболом, конным спортом, легкой атлетикой, настольным теннисом, плаванием, стрельбой из лука, сидячим хоккеем, шахматами, футболом и др.

Специалист по физической культуре и спорту индивидуально обучает инвалида умениям и навыкам выполнения упражнений по физической культуре. Индивидуальная физкультурно-оздоровительная работа с инвалидом проводится с учетом следующих рекомендаций: продолжительность занятия и физические нагрузки зависят от состояния здоровья инвалида, начинается занятие с повтора упражнений, освоенных на предыдущей тренировке. Если у человека с ограниченными возможностями здоровья не получается повторить упражнение инструктору нужно предложить ему более легкий вариант выполнения задания или вернуться к сложному упражнению позднее. Важно, чтобы инструктор по физической культуре и спорту использовал в обучении инвалидов игровые приёмы, обеспечивающие формирование у них интереса и желания посещать физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Для развития волевых качеств и демонстрации уровня спортивной подготовки инвалидов проводятся занятия по физической культуре в оздоровительных группах, состоящих от 2 до 5 человек. Специалист по физической культуре и спорту может организовать мастер-классы для инвалидов и в качестве тренера, ведущего мастер-класс, пригласить спортсмена-профессионала по виду спорта, которым занимаются граждане с ограниченными возможностями здоровья. Занятия физкультурой проводятся, как правило, в спортивном зале учреждения социального обслуживания, где имеются тренажеры и спортивный инвентарь. Все физкультурно-оздоровительные мероприятия для инвалидов организуются специалистом по физической культуре и спорту под наблюдением врача и медицинской сестры.

Технология социальной реабилитации инвалида проводится с помощью следующих этапов:

I этап. Организация социального консультирования гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе изучает индивидуальную программу реабилитации инвалида и оказывает ему социально-консультативную помощь. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.

На данном этапе специалист по социальной работе предоставляет информацию о перечне социальных услуг, обеспечивающих решение проблемы инвалида. Гражданин с ограниченными возможностями здоровья принимает решение о получении социальных услуг и оформляет заявление об оказании ему необходимой помощи.

II этап. Проведение социальной диагностики, направленной на исследование проблемы инвалида. Во время социальной диагностики специалист по социальной работе изучает общение инвалида с окружающими (семья, друзья, соседи, коллеги и др.), его ролевое положение в семье, межличностные отношения вне дома; соблюдение гражданином с ограниченными возможностями здоровья морально-этических, социально-правовых, санитарно-гигиенических норм. По окончании данного этапа специалист по социальной работе заполняет программу социальной диагностики инвалида, планирует вместе с ним дату посещения его на дому.

III этап. Проведение социального патронажа гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе, проводя обследование инвалида на дому, осуществляет оценкусоциально-бытовых условий его места жительства.

IV этап. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. На этом этапе мультидисциплинарная бригада (врач, психолог, физиотерапевт, логопед, специалист по социальной работе и др.) проводит мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе в соответствии с имеющимся потенциалом инвалида, с учётом его возрастных особенностей содействует восстановлению после утраты (вследствие перенесенного заболевания, травмы) санитарно-гигиенических навыков, развитию моторики, координации движений.

Обучение инвалида умениям и навыкам происходит в комнате социально-бытовой адаптации, где имеется газовая плита, водопровод, соответствующее оснащение предметами и инструментарием для приготовления пищи, электроутюг, гладильная доска, стиральная машина, средства связи (телефон), аудио-, видео - аппаратура: телевизор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон. Для обучения гражданина с ограниченными возможностями умениям и навыкам самостоятельной жизни можно использовать жилой модуль (прихожая, жилая комната, спальня, кухня, ванная, туалет), оснащенный мебелью и техническими средствами реабилитации.

Гражданин с ограниченными возможностями здоровья на практических занятиях получает представление об услугах социальной инфраструктуры и учится ими пользоваться, а именно изучает назначение:

– продовольственных, промтоварных магазинов (в том числе правила поведения и процедуру приобретения необходимого товара);

– службы быта (мастерских по ремонту обуви, швейных мастерских, химчисток, прачечных);

– сберегательных банков, где производится оплата коммунальных платежей;

– железнодорожных и автовокзалов;

– учреждений связи (почты, телеграфа, интернетклуба);

– поликлиник, государственных и частных амбулаторных учреждений здравоохранения, стационаров;

– учреждений культуры и образования (библиотек, театров, выставочных залов, музеев, профессиональных высших, среднеспециальных учреждений образования).

Инвалид добровольно, по собственному желанию может принять участие в общественно-полезной и трудовой деятельности (работа в производственных мастерских, благоустройство территории учреждения социального обслуживания населения). В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда. Он в дальнейшем включается в бытовую деятельность, организуемую в учреждении социального обслуживания населения, которая предполагает дежурство в столовой, поддержание порядка и хорошего санитарно-гигиенического состояния своей комнаты, помощь более ослабленным клиентам и др.

Обучение гражданина с ограниченными возможностями здоровья умениям и навыкам социально-средовой ориентации начинается с изучения правил общения в различных сферах жизнедеятельности (в семье, учебном заведении, общественных организациях, учреждениях здравоохранения, культуры, на предприятии и т.д.). Специалист по социальной работе закрепляет полученные знания инвалида о правилах и способах общения путем моделирования жизненных ситуаций (встреча со знакомым человеком; посещение кафе; обращение с просьбой к незнакомому человеку и т.д.). Здесь граждане с ограниченными возможностями здоровья обучаются социальной независимости, основанной на умениях и навыках самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.). Специалист по социальной работе, культорганизатор, специалист по физической культуре и спорту проводят обучение инвалидов умениям и навыкам проведения досуга, физической культуры и спорта. Человек с ограниченными возможностями здоровья приобретает знания о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучается пользоваться для этого специальными техническими средствами. Результатом социальной реабилитации инвалида может быть полное или частичное достижение способности к самообслуживанию, восстановление у него навыков бытовой деятельности и социального статуса.

VI этап. Социально-бытовое устройство гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап предполагает оснащение места жительства инвалида необходимым оборудованием и техническими средствами для его самостоятельной, комфортной жизнедеятельности. Специалист по социальной работе проводит социальный патронаж гражданина с ограниченными возможностями на дому и оказывает помощь в установлении взаимоотношений с близким окружением (соседи, родственники, друзья и др.).

Одним из эффективных примеров организации социально-бытового устройства инвалидов является организация квартир социального назначения при государственном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» г. Санкт-Петербург. В жилом доме оснащены две квартиры коллективного проживания для граждан с ограниченными возможностями здоровья, где имеется необходимое оборудование (стиральная машина, кухонный комбайн, электрическая кухонная плита и т.д.). Здесь предусмотрено круглосуточное присутствие социального работника, который оказывает необходимую помощь инвалиду при возникновении у него затруднений во время его самостоятельного проживания.

Социальная реабилитация инвалидов, состоящая из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, физкультурно - оздоровительных мероприятий и спорта создает и обеспечивает условия для социальной интеграции инвалида, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности.

Тема 11. Социальная адаптация и реабилитация людей пожилого и старческого возрастов

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него условиям социальной среды. Это всегда позитивный социальный процесс активного усвоения социальных норм поведения личностью или группой людей в новых условиях в различных сферах жизнедея­тельности в относительно короткий промежуток времени. Поэтому социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации.

Показатели успешной социальной адаптации пожилых людей: высокий социальный статус в новой социальной среде и их психологическая удовлетворенность условиями жизни или ее содержанием. Эта категория пожилых людей не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия). У некоторых пожилых людей адаптационный процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью. Они не способны найти новые занятия, наладить новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

Признаки дезадаптации могут появиться уже в предпенсионном возрасте (45 -55 лет) и нередко возникают в связи:

    с гормональной перестройкой организма;

    с пересмотром основных жизненных ценностей, приоритетов (человеку кажется, что он всю жизнь делал что-то не так и остался у «разбитого корыта»);

    с изменениями в карьере (особенно с приходом молодых перспективных сотрудников);

    с выросшими детьми, так как взрослым детям родители становятся не нужны;

    с изменением общего состояния здоровья.

Типы социальной адаптации к старости

Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующими методами и технологиями. При социальной адаптации пожилой человек осваивает и использует в своей жизнедеятельности физиологические, экономические, психологические и педагогические методы и технологии освоения социального простран­ства.

Социальный работник, обнаружив симптомы дезадаптации должен определить, что же в состоянии клиента не устраивает его больше всего. Скорее всего, составив детальный список, будет обнаружена главная причина недовольства и найден возможный выход.

Физиологическая адаптация

Людям пожилого возраста присущи различные психофизиологические изменения. Снижение функциональных возможностей при старении проявляется, прежде всего, в уменьшении приспособляемости (адаптации) организма к влияниям внешней среды. Организм старого человека остро реагирует на любые воздействия внешней среды (перемена погоды и барометрического давления, жара, холод, влажность воздуха). Следует подчеркнуть, что пожилые люди очень трудно приспосабливаются к новым жизненным ситуациям, не любят изменений в устоявшемся быту.

Для решения задач физиологической адаптации пожилых людей большое значение имеют:

    повышение качества медицинского обслужива­ния,

    повышение качества бытового обслуживания,

    здоровый образ жизни,

    ра­циональная организация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха, способствующих укреплению здоровья.

Социально - экономическая адаптация - э то процесс усво­ения новых социально-экономических норм и принципов эко­номических отношений. Техноло­гии экономической адаптации особенно необходимы пожилому человеку, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Для решения задач экономической адаптации пожилых людей большое значение имеет организация посильной трудовой занято­сти, хорошие материальные и бытовые условия.

Социально - педагогическая адаптация - э то формирование ценностных ориентиров человека при помощи системы образования, обучения и воспитания.

Для решения задач социально - педагогической адаптации пожилых людей большое значение имеют:

    массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки, инструкции);

    организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовки к выходу на пенсию;

    создание подготовительных групп по специально разработанным программам.

Социально - психологическая адаптация это процесс приспособления психики человека к стрессовым воздействиям и предохранения психики от излишней нагрузки через формирование оптимального физического и нервно-психического тонуса, который необходим для нормальной жизнедеятельности человека.

В системе психологической адаптации пожилых людей большую роль игра­ют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздей­ствия как:

    дискуссионная терапия,

    коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ),

    методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, и т.д.),

    групповая (индивидуальная) поведенческая терапия,

    суггестивные методы,

    создание среды позитивного общения,

    организация досуга.

Профессиональная адаптация - это приспособление пожилого человека к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям кон­кретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессио­нальной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, требованиям технологической среды и т.п.

Гериатрическая реабилитация – это сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей с целью достижения их независимости, улучшения качества жизни и эмоционального благополучия.

В реабилитации нуждаются пожилые и старые люди, которые имеют высокий риск инвалидизации или инвалидность, а также значительного ухудшения экономического и социального состояния.

Высокий риск инвалидизации имеют больные с выраженными последствиями болезни не только на органном, но и на организменном уровне, что создает реальную угрозу инвалидности. Здесь реабилитация - последняя мера профилактики (смягчения) инвалидности.

Инвалидность имеют больные, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие физических или умственных недостатков нуждаются в социальной помощи и защите. Инвалиды пожилого возраста из общего числа инвалидов составляют более половины. Среди них преобладают инвалиды II группы, то есть люди с ещё реальным реабилитационным потенциалом и положительным реабилитационным прогнозом. К сожалению, на практике в большинстве случаев на инвалидность пожилого человека редко кто обращает серьезное внимание - к нему относятся как к «просто старику», нуждающемуся не в разнообразных реабилитационных услугах, а лишь в элементарной социальной помощи.

В группу риска пожилых и старых людей, подлежащих реабилитации также относятся:

    лица в возрасте 80-90 лет и старше;

    живущие одиноко (семья из одного человека);

    женщины, особенно одинокие и вдовы;

    вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие.

Цели гериатрической реабилитации:

    реактивация,

    ресоциализация,

    реинтеграция.

Реактивация подразумевает поощрение пожилого человека, находящегося в пассивном состоянии, физически и социально неактивного, к возобновлению активной повседневной жизни в своей среде.

Ресоциализация означает, что пожилой человек после болезни или даже во время нее возобновляет контакты с семьей, соседями, друзьями и другими людьми и тем самым выходит из состояния изоляции.

Реинтеграция возвращает в общество пожилого человека, которого перестают рассматривать как гражданина «второго сорта» и который принимает полное участие в нормальной жизни, а во многих случаях занимается посильной полезной деятельностью.

Реабилитация лиц группы риска направлена на:

    информирование пожилых людей о развивающихся внутренних процессах при старении, об источниках социальной поддержки и др.;

    жизненный стиль пожилых людей - пропаганда физической активности, правильного питания в позднем возрасте, преодоления сидячего образа жизни;

    область облегчения страданий пожилых, улучшения состояния, дополнения функций;

    воздействие на окружающую среду, в том числе на социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых;

    улучшение способностей к самопомощи, что достигается путем обучения необходимым знаниям в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи.

Основные направления гериатрической реабилитации:

    медицинская реабилитация;

    геронтологический уход;

    ресоциализация;

    просветительная реабилитация;

    экономическая реабилитация;

    профессиональная реабилитация.

Медицинская включает в себя физическую и психологическую реабилитацию. В свою очередь, физическая состоит из лечебной гимнастики, эрготерапии, физиотерапии и др.

Психологическую составляют как медикаментозные методы, так и различные виды психотерапии.

Геронтологический уход включает в себя три сферы: диагностика, вмешательство, результаты.

Ресоциализация , т.е. возращение престарелых в общество, преодоление их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи (государственные системы социальной помощи), так и неформальные источники - члены семьи, друзья, соседи, сослуживцы, добровольные и благотворительные организации. Важной составной частью ресоциализации является духовная реабилитация, смысл которой в оказании духовной поддержки престарелым.

Просветительная гериатрическая реабилитация - информация старых людей о процессах, происходящих в организме стареющих людей, о возможностях самопомощи и источниках поддержки. Это воздействие на пожилого человека в направлении усиления его уверенности в своих силах на основе приобретения нового опыта и новых ролей. Большое значение принадлежит средствам массовой информации, которые могут повышать образовательный уровень пожилых людей, информировать об общих проблемах, связанных со старостью, формировать позитивный образ пожилых людей в обществе .

Экономическая гериатрическая реабилитация означает поощрение экономической независимости пожилых и старых людей, что существенно сказывается на их психологическом состоянии. Во многом этот вид реабилитации связан с существующими в той или иной стране системами социального обеспечения, пенсионной, организации здравоохранения и социальной защиты и др.

Профессиональная гериатрическая реабилитация включает такие аспекты, как сохранение возможно более длительной трудоспособности, организацию системы переобучения и обучения пожилых и старых людей на базе реабилитационных центров, предоставление рабочих мест пожилым людям, как можно более широкое вовлечение пенсионеров в социально значимую деятельность.

Конечная цель всех этих мероприятий - восстановление независимости в физическом, психическом, социальном, в том числе духовном, и, если возможно, в профессиональном отношениях, достижение лучшего качества жизни и благополучия пожилых и старых людей.

Социальная реабилитация инвалидов пожилого возраста

Статус инвалида пожилого возраста - это особый социальный статус, в котором социальное функционирование осуществляется в условиях тяжелых кризисов пожилого возраста (сужение контактов, одиночество, нищета, бездомность, «коммуникативный голод» и др.), неуклонного понижения уровня жизнедеятельности, истощения волевых ре­сурсов и усиливающегося психологического разлома. С наступлени­ем инвалидности у пожилого человека формируются особый и новый образ "Я", некритическое отношение к себе и окружающим, происходит тяжёлая внутренняя борьба.

С клинической точки зрения инвалидность пожилого человека - это конгломерат взаимоотягощающих патологических старческих изменений организма с последствиями болезни (анатомический дефект в костно-мышечной системе, либо патология в соматической, сенсорной, нервно-психической сфере с выраженными функциональными нарушениями), приводящими к ограничени­ям жизнедеятельности. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, обучение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Проблем у инвалидов пожилого возраста гораздо больше, чем у других инвалидов. Шансов решить их самостоятельно намного меньше. Поэтому они воспринимают себя как людей, попавших в беду, и рассчитывают только на помощь. Практически все пожилые люди, оформляющие инвалидность, главным образом надеются на материальную помощь и льготы от государст­ва. Имеются социально-психологические особенности восприятия пожилыми инвалидами своего статуса. Так, существует прямая корреляция между состояни­ем их здоровья и ощущением психологического ком­форта. Больше всего статус инвалида угнетает такого пожилого человека, который чувствует себя хуже, у которого состояние здоровья не улучшается, а перспективы вести прежнюю жизнь сокращаются. Такие люди обострённо испытывают как физические страдания, так и психологический дискомфорт (профессиональная нереализованность, зависимость от лекарств, чувство обузы для семьи, невозможность содержать себя и т. д.). Пожилой человек оценивает свой статус инвалида удовлетворительно, если пенсия по инвалидности и льготы помогают ему поправить или сохранить здоровье и просто существовать в критический период жизни.

Ограничения жизнедеятельности . Каждый день инвалиды решают про­блемы, связанные с ограничением жизнедеятельности. Половина (50%) инвалидов ограничена в передвижении и самообслуживании. Нарушения функции передвижения создают трудности в самостоятельном передвижении, пре­одолении препятствий, требующие более длитель­ной затраты времени, дробности выполнения, со­кращения расстояния, передвижение возможно при использовании вспомогательных средств или помощи других лиц, неспособность к самостоя­тельному передвижению). Нарушение самообслуживания означает, что у них сниже­на или отсутствует способность справляться с ос­новными физиологическими потребностями (при­ем пищи, личная гигиена, одевание и т. п.), выпол­нять повседневные бытовые задачи (покупка про­дуктов, промтоваров, приготовление пищи, уборка помещения и др.), пользоваться обычными жилищно-бытовыми предметами.

5 -7% инвалидов не могут контролировать свое поведение во время обострения заболевания. Это создает угрозу для их жизни и служит основанием для предоставления мер социальной защиты.

5-7% инвалидов испытывают трудности в общении с другими людьми (речевые нарушения, слуховые нарушения, снижение скорости, умень­шение объема усвоения, получения и передачи ин­формации).

3-5% инвалидов страдают от нарушения ориентации во времени и пространстве (зритель­ные и слуховые нарушения, мнестико-интеллектуальное снижение).

Интеграция в общество. Интеграция инвалида в общество подразумевает восстановление его соци­альных связей, профессиональную востребованность, выполнение семейных функций, осуществ­ление прав и обязанностей гражданина в социуме и т. п. «Включенность» в обще­ственную жизнь ярко характеризуют два фактора - на­личие постоянной работы и наличие семьи. 15 - 20% инвалидов не имеет семьи, либо семьи и работы. Они нуждаются в психологической под­держке и помощи, так как ощущают себя ненуж­ными обществу и близким людям.

Экономическая самостоятельность . 60-65% инвалидов имеют доход ниже прожиточного миниму­ма. Они не могут жить самостоятельно. Они - иждивенцы в своих семьях, зависимы физически и психологически. Имеет место социальная недостаточность по данному фактору.

Жилищные условия . Многие пожилые инвалиды проживают в неудовлетворительных условиях. К неудовлетворительным усло­виям относятся проживание в неблагоустроенном частном доме, обще­житии, коммунальной квартире, на арендуемой жилплощади, отсутствие удобств, проживание большой семьи на небольшой площади и др. Отсутствие благоустроенного жилья почти у трети инвалидов создает трудности бытового ха­рактера, требует больших физических усилий (при­нести воду с колодца, нарубить дров и т. п.). Проживание с соседями (в коммунальных квартирах и общежитиях), а также в больших семьях часто воспринимается инвалидами как ограничение их частной жизни, иногда они жалуются на притеснения, неуважительное отношение со стороны соседей и родственников. Большинство из них, конечно же, мечтают иметь отдельное благоустроенное жилье, но понимают, что в сложившихся экономических условиях это невозможно. Осознание безысходности своего существования психологически тяжело переживается ими.

Социальная реабилитация пожилого инвалида является совместной задачей медиков, педагогов, эрго – и трудотерапевтов, экономистов, социальных работников и других специалистов при активном участии самого реабилитанта.

Основными направлениями социальной реабилитации пожилых инвалидов являются:

Восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация;

Социальная реадаптация и реинтеграция (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптация; физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт).

Главным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая составляется при освидетельствовании (переосвидетельствовании) инвалида. Контроль выполнения ИПР осуществляется МРЭК при очередном освидетельствовании.

Социальная реадаптация и реинтеграция инвалидов - это одно из важных направлений наряду с медицинской и профессиональной реабилитацией. Социальная реадаптация и реинтеграция инвалидов рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление (формирование) социальных навыков, обеспечивающих функционирование в окружающей среде и относительно независимое существование в быту. Различают социально-бытовое, социально-средовое и социально-правовое направления в реадаптации и реинтеграции инвалидов.

Социально-бытовое направление реадаптации и реинтеграции инвалидов включает:

    социально-бытовую ориентацию,

    социально-бытовую адаптацию,

    социально-бытовое образование (обучение) и социально-бытовое устройство.

Социально-бытовая ориентация означает процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (содержания). Работа с инвалидом начинается с изучения вопроса о его ориентированности в бытовой ситуации. Проживая в семье, пользуясь поддержкой, а иногда гиперопекой со стороны родственников, инвалид не всегда ориентируется в различных житей­ских ситуациях и потому нуждается в социально-бытовой ориентации с помощью специалиста.

Так, некоторые инвалиды слабо ориентированы в таких вопросах, как приготовление пищи, расходование денег, приобретение продуктов и других товаров, и потому требовали специального воздействия.

Социально-бытовая адаптация - процесс и результат приспособления инвалида (в его новом социальном статусе человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья) к условиям ближайшего социума. Социально-бытовая адаптация касается условий проживания, питания, осуществления санитарно-гигиенического самообслуживания и т. д.

Среда жизнедеятельности создавалась до недавнего времени по нормативам и стандартам для средне­статистического человека, способного к самообслуживанию. По сравнению с нормальным человеком инвалид имеет ряд от­личительных особенностей антропологического, эргонометрического, биофизического, психофизиологического и другого характера. Недоучет этих особенностей приводит к трудностям и неудобствам, а порой и к недоступности зданий и сооружений. Создается дискриминационная ситуация, лишающая ин­валидов возможностей пользоваться благами и общественны­ми ценностями, созданными для всех без исключения людей. Из всех категорий инвалидов в «безбарьерной» среде более всего нуждаются инва­лиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению и слуху, в меньшей степени - умственно отста­лые лица.

Доступные условия жизнедеятельности для инвалидов из­меняют жизнь инвалидов: от потребителя - к независимой жизни, не создают неудобств, а, наоборот, повышают ком­фортность среды и для здоровых людей и не являются непосильной нагрузкой для экономики страны.

Инвалидам с поражениями опорно-двигательного аппарата, делающими невозможным самостоятельное передвижение, рекомен­дуется передвижение на носилках, на креслах-каталках, крес­лах-колясках, с сопровождающим лицом. Если самостоятельное передвижение затруднено - рекомендуется передвижение на костылях, либо с опорной тростью. Со слепотой, слабовидением - с ориентирующей тро­стью, служебной собакой или сопроводительным лицом, зву­ковой информацией, по направляющим приспособлениям; брайлевской надписью; контрастным покрытием пешеходных поверхностей. С глухотой - с звукоусиливающим прибором, световой сигнализацией и световой информацией. С выраженной умственной отсталостью - с сопровож­дающим лицом. С сочетанной патологией - (слепота + нарушение опор­но-двигательного аппарата; глухота + нарушение опорно-дви­гательного аппарата) - на креслах-колясках, с звукоусиливаю­щей аппаратурой; световой и звуковой информацией.

Двигательные нарушения, которые сопряжены с необходимостью создания условий доступности общественных зданий, вызывают следующие ограничения жизнедеятельности:

    снижение способности передвигаться;

    снижение способности владеть телом для решения по­вседневных бытовых задач;

    снижение способности ходить;

    снижение способности ухаживать за собой;

    снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице;

    снижение способности перемешаться (вставать с кресла, со стула, ложиться, садиться, менять положение тела);

    снижение способности поддерживать позу;

    снижение способности держать, фиксировать предмет, удерживая его;

    снижение способности доставать, протягивать руку и тя­нуться за предметами, поднимать, держать, передвигать пред­меты;

    снижение способности вести независимое существование (ходить по магазинам, мыть посуду);

    снижение способности регулировать окружающую среду (закрывать двери, окна, засовы, пользоваться кранами и др.);

    затруднения доступа для инвалидов вертикальных ком­муникаций в зданиях нередко связаны с соответствием мы­шечной силы (оценка которой осуществляется в клинике вя­лых парезов и параличей), со снижением способности инвали­дов передвигаться, преодолевать массу конечностей и корпуса при подъемах.

При нарушении двигательных функций инвалиды склонны к быстрому истощению, в связи, с чем у них возникает потребность в отдыхе при относительно небольшой длительности пройденного пути. В силу этого при планировании путей передвижения необходимо предусматри­вать места для отдыха инвалидов, а также возможность ком­пенсации двигательных функций за счет вспомогательных приспособлений. Например, обеспечить путь передвижения дополнительными точками опоры в виде поручней, перил, пандусов, откидных ступенек, скамеек, «бегущих дорожек», подъемников, трапов, блоков и др. Необходимы ровные пешеходные дорожки, поручни, пандусы с наклоном 5°, двери лифта - не менее 120 см, скамейки на улицах через 300 м, высота бордюрного камня - не более 2,5 см, козырьки над подъездами и другие приспособле­ния, предусмотренные СНиПами.

Кроме того, ак­туальна проблема обеспечения нуждающихся сред­ствами, облегчающими передвижение: тростями, костылями, ходунками, креслами-колясками, ав­томобилями, а также протезно-ортопедическими изделиями.

Инвалиды с патологией верхних конечностей представляют наиболее слож­ный контингент в плане социально-бытовой адаптации. Пора­жение верхних конечностей лишает инвалида многих жизнен­но важных функций и требует создания заместительного уст­ройства определенного типа сложности.

В настоящее время при дефектах верхних конечностей существует два взаимодополняющих направления:

1) функциональные устройства - протезы;

2) технические средства для приспособления внешней среды к возможностям инвалида.

К техническим приспособлениям и средствам для безруких инвалидов относятся: подъемные устройства для входа (выхо­да) в здания; автоматически раскрывающиеся двери; комплект приспособлений для фиксации верхних конечностей в функционально выгодном положении для различного рода деятельности; устройство сгибания пальцев; средства, облегчающие инвалидам осуществление самостоятельных действий; санитарно-гигиеническое обслуживание; настенные устройства в виде электробритв, расчесок, выдачи жидкого мыла, зубной пасты; автоматическая сантехника на инфракрасных лучах; электронный кран для раковины; встроенный настенный элек­тронный кран; электронная сушилка; электронный дозатор жидкого мыла и дезинфектантов; встроенное настенное электронное командное устройство для писсуаров и туалета; при­способление для поднимания предметов с пола или снятия их с полки; дверные ручки для инвалидов без кистей рук; средст­ва для одевания инвалидов без рук; средства, обеспечивающие самостоятельное принятие пищи для инвалидов без рук.

Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способности человека с проблемами развития к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде .

Социальная реабилитация включает в себя два направления - социально-бытовую реабилитацию и социально-средовую реабилитацию. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении больным утраченных в результате болезни навыков по самообслуживанию и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально-бытовая реабилитация включает в себя социально-бытовое устройство, социально-бытовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовое устройство - это важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражающий состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания.

Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение (протезы, ходунки, ортопедическая обувь, тифлотехника, сурдотехника и т. д.).

Важно обеспечение инвалидов вспомогательными приспособлениями, облегчающими самообслуживание, которые подбираются с учетом индивидуальных потребностей и нарушенных функций. Это приспособления для пользования электробритвой, телефонной трубкой, кранами, для открывания форточек, поднятия предметов с пола, для одевания, для самостоятельного подъема со стула, приспособления для чтения и т. д.

Оборудование для жилья и индивидуальные вспомогательные приспособления должны соответствовать типу дефекта, быть безвредны для здоровья, функциональны, удобны и просты в применении.

В задачи социально-средовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или в специализированном учреждении).

Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами.

Социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.

Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.

Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество.

Социально-средовая реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование и социально-средовую адаптацию.

В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией и расположенными на ней объектами - магазинами, предприятиями, спортивно-оздоровительными учреждениями и т. д.

Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретений знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

Практически для всех инвалидов важно консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать им правовую помощь в области социальной защиты и реабилитации.

Важно также образование инвалидов по семейным вопросам - в области полового воспитания, воспитания детей, возможности контроля рождаемости и т. д.

Социально-средовая адаптация - это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами.

Программа социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида включает в себя:

    информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

    обучение инвалида самообслуживанию;

    адаптационное обучение семьи инвалида;

    обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

    организация жизни инвалида в быту;

    обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации;

    обучение инвалида персональной сохранности;

    обучение инвалида социальным навыкам;

    обучение инвалида социальному общению;

    обучение инвалида социальной независимости;

    оказание помощи в решении личных проблем;

    консультирование по правовым вопросам;

    обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом (Приложение № 3).

Таким образом, социальная реабилитация является очень важным видом реабилитации инвалидов. Именно с помощью данного вида реабилитации инвалид приобретает новые навыки по ориентации в окружающей среде и обществе и адаптации к своему положению в качестве человека с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях социального обслуживания населения социальная реабилитации инвалидов осуществляется через оказание социальных услуг. Однако необходимо заметить, что деятельность данных учреждений по направлению социальной реабилитации пока недостаточно эффективна.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

2 марта 2017, 12:17 Окт 5, 2019 02:00

2.2.3 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Мероприятия по социальной реабилитации ребенка-инвалида направлены на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество.

Реализация услуг по социальной реабилитации детей-инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью ребенка в каждой конкретной услуге.

Нуждаемость в мероприятиях социальной реабилитации детей-инвалидов определяется на основе результатов проведения социальной диагностики ребенка и его семьи.

Системная классификация услуг по социальной реабилитации представлена в ГОСТ Р 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов» .

Мероприятия по социальной реабилитации в ИПР ребенка инвалида включают:

Социально-средовую реабилитацию;

Социально-педагогическую реабилитацию;

Социально-психологическую реабилитацию;

Социокультурную реабилитацию;

Социально-бытовую адаптацию.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка-инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, обучению пользования ими, созданием доступной среды в ближайшем окружении ребенка-инвалида.

Мероприятия по социально-средовой реабилитации ребенка-инвалида заключаются в восстановлении (формировании) или компенсации следующих элементов активности и участия: в обычных общественных взаимоотношениях (встречи с друзьями, родственниками, общение по телефону и др.), вовлеченности в данные отношения, ролевое положение в семье, умение распоряжаться деньгами, посещать магазины, производить покупки, учреждения сферы услуг, делать иные расчеты и др.), умения пользоваться транспортом, транспортными коммуникациями, преодоление препятствий - лестниц, бордюров, умения пользоваться средствами связи, информацией, газетами, чтение книг, журналов, проведение досуга, физической культуры, спорта, творчества, возможность посещения культурно-массовых учреждений и пользование их услугами.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют детям-инвалидам в следующем составе и формах:

Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации;

Информирование и консультирование по жизненно-важным социальным вопросам; по вопросам реабилитации, юридическая помощь по вопросам дискриминации детей-инвалидов в разных сферах жизни;

Обучение социальным навыкам по ведению хозяйства;

Помощь в планировании и создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;

Обучение в решении личных проблем;

Обучение социальному общению и др.

На наш взгляд в разделе «социально-средовая реабилитация» ИПР ребенка-инвалида может быть оформлено заключение о возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Социально-педагогическая реабилитация - восстановление (формирование) утраченного социально-средового статуса через обучение ребенка соответствующим образовательным программам, знаниям, навыкам, стереотипам поведения, ценностным ориентациям, нормативам, обеспечивающих полноценное участие детей-инвалидов в общепринятых формах социального взаимодействия. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

Социально-педагогическую диагностику;

Социально-педагогическое консультирование;

Педагогическую коррекцию;

Коррекционное обучение;

Педагогическое просвещение;

Социально-педагогический патронаж и поддержку.

Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи ребенку-инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.

Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций ребенка-инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, тифлосурдо-, олигофренопедагогами).

Коррекционное обучение включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов инвалидов с нарушениями слуха и членов их семей, ясному языку инвалидов с ментальными нарушениями, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у инвалида нарушения функций организма и ограничения способности к обучению.

Педагогическое просвещение - это просвещение инвалидов и членов их семей, специалистов, работающих с инвалидами, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Социально-педагогический патронаж и поддержка детей-инвалидов и их семей включает: курирование условий обучения ребенка-инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении инвалида в общественные организации инвалидов.

Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов направлена на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (игровые, образовательные, семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Детям-инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

- психологическое консультирование , ориентированное на решение социально-психологических задач; представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и ребенком (и/или его родителем/опекуном), нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции;

- психологическая диагностика , которая заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации;

- психологическая коррекция , которая заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида, а также на помощь в формировании необходимых психологических и социальных навыков и компетенций ребенка-инвалида, естественное становление которых затруднено в силу ограничений жизнедеятельности либо особенностей условий развития и среды;

- психотерапевтическая помощь, которая представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой, и/или родителей ребенка-инвалида и решающих задачи по изменению отношений, как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье. В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии в групповой или индивидуальной форме;

- социально-психологический тренинг , который заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у ребенка-инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности в соответствии со своим возрастом и стадией развития;

- психологическая профилактика , которая заключается в содействии в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности; формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания; создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида, для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями. Часто необходима для родителей детей-инвалидов, в качестве помощи по созданию оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;

- социально-психологический патронаж , который заключается в систематическом наблюдении за инвалидами и условиями их развития для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи.

Социокультурная реабилитация детей-инвалидов представлена комплексом мероприятий, цель которых заключается в помощи ребенку-инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Основной целью социокультурной реабилитации детей-инвалидов (как и психолого-педагогической) является преодоление или нивелирование дисгармоний психического развития детей вследствие инвалидизирующих заболеваний.

Особенность определения показанных ребенку-инвалиду мер социокультурной реабилитации состоит в том, что в его основе лежат медицинский, социальный и психологический факторы, то есть личностные расстройства, уровень социальной адаптации ребенка-инвалида в общественной среде, его культурные интересы, духовные ценности, склонность к творческой деятельности. Программы социокультурной реабилитации строятся с учетом дифференциации по типу дефекта, личностных расстройств вследствие инвалидизирующей патологии, полу, психофизическим характеристикам, свойственным ребенку в соответствующем возрасте. Учитываются противопоказанные факторы, например, использование средств (клей, бумага и др.), вызывающих аллергические реакции, колющих, режущих предметов при эпилепсии и т.п.

Вхождение в мир художественной культуры у ребёнка-инвалида, как и у здорового ребёнка, происходит постепенно. Выделяются следующие этапы формирования субкультуры личности ребёнка:

1. «Мир и художественная культура вокруг меня» - охватывает младенческий и ранний возраст, характеризуется знакомством с миром художественной культуры через общение и взаимодействие с предметным миром.

2. «Я развиваюсь в мире художественной культуры» - дошкольный возраст, когда формируется художественное восприятие, действие, общение и игра.

3. « Я познаю мир художественной культуры» - возраст 7-14 лет, когда доминирует познание, в том числе культурных ценностей.

4. «Мир художественной культуры во мне и вокруг меня» - старший школьный возраст - период предметно-созидательной художественной деятельности, потребности мировоззренческой рефлексии, выбора будущей профессии.

Мероприятия по социокультурной реабилитации ребенка-инвалида включают в себя:

Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга;

Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия детей-инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные их запросы, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия);

Обеспечение детей-инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении детей-инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида;

Содействие в обеспечении доступности для детей-инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры;

Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

Программы социокультурной реабилитации также могут стимулировать двигательную активность, развивать и корригировать общую и мелкую моторику, неправильное произношение; развивать речь, формировать правильный темп, ритм и интонацию речи; развивать все виды восприятия - временных и пространственных представлений, представлений о схеме тела; развивать графические навыки, готовить руку к письму.

В качестве исполнителя ИПР могут быть указаны как одно, так и несколько учреждений, исходя из того, где и какие услуги ребенок-инвалид может получить. В программу могут быть включены одновременно мероприятия, которые будут осуществляться учреждением социальной защиты (например, детским домом-интернатом) и культурно-досуговым учреждением

Технологии социокультурной реабилитации в настоящее время не стандартизированы и во многом определяются реальными возможностями осуществления тех или иных мероприятий на местах. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции детей-инвалидов в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка детей в области семейного досуга, активизация их устремлений к досуговой деятельности с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. Высокоэффективными в социокультурной реабилитации детей-инвалидов являются различные методики психотерапии творчеством: арттерапия, изотерапия, эстетотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия, библиотерапия, терапия литературным творчеством, терапия музыкальным творчеством, терапия творческим увлечением физкультурой и спортом и др.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов направлена на обучение ребенка-инвалида самообслуживанию, а также включает мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Социально-бытовая адаптация ориентирована на детей-инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Задачами социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида являются формирование (восстановление) или компенсация у ребенка: способностей осуществлять контролируемую экскрецию, личную гигиену, способности к одеванию и раздеванию, к приему пищи, к приготовлению пищи, способности пользоваться электрическими и газовыми приборами, к определенному выполнению домашних работ и работ на приусадебном хозяйстве, способности передвижения.

Социально-бытовая адаптация включает в себя:

Обучение инвалида ребенка-инвалида и членов его семьи навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др., в том числе с помощью технических средств реабилитации;

Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации;

Мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт . Включает в себя адаптивную физическую культуру, физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, спорт инвалидов (включая паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальную олимпиаду России)

В целом адаптивная физическая культура (АФК) призвана с помощью рационально организованной двигательной активности, используя сохраненные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психологические возможности организма и личность самореализации в обществе.

Суть спортивно-оздоровительной работы с инвалидами - непрерывное физкультурное образование, забота о своем здоровье в течение всей жизни . В развитии АФК и спорта инвалидов принципиальным является формирование у инвалида убежденности в полезности и целесообразности занятий спортивно-оздоровительной работой, осознанном отношении к освоению физической культуры, развитию мотивации и самоорганизации здорового образа жизни.

Адаптивная физическая культура традиционно включает четыре вида: адаптивное физическое воспитание (образование); адаптивную физическую рекреацию; адаптивную двигательную реабилитацию (физическая реабилитация); адаптивный спорт. Также в адаптивной физической культуре выделены новые направления - креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности.

Ампутации конечностей;

- последствия полиомиелита;

- детский церебральный паралич;

- заболевания и повреждения спинного мозга;

- прочие поражения опорно-двигательного аппарата (врожденные недоразвития и дефекты конечностей, ограничения подвижности суставов, периферические парезы и параличи и т.п.)

- постинсультные состояния;

- умственная отсталость;

Нарушения слуха;

Патология органа зрения.

Абсолютные медицинские противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой и спортом приводятся у разных авторов (табл.7)

Таблица 7

Абсолютные медицинские противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой и спортом

Абсолютные противопоказания (Музалева В.Б, Старцева М.В., Завада Е.П. и соавт., 2008)

Абсолютные противопоказания (Демина Э.Н., Евсеев С.П., Шапкова Л.В. и соавт., 2006).

Лихорадочные состояния;

Гнойные процессы в тканях;

Хронические заболевания в стадии обострения;

Острые инфекционные заболевания;

Сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения и покоя, инфаркт миокарда, аневризма сердца и аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные пороки сердца, нарушения ритма сердца и проводимости, синусовая тахикардия с ЧСС более 100 в минуту; гипертензия II и III стадии;

Легочная недостаточность;

Угроза кровотечений (кавернозный туберкулез, язвенная болезнь желудка и 12-перстнорй кишки с наклонностью к кровотечениям);

Заболевания крови (в том числе анемии);

Последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения и нарушений спинального кровообращения (с локализацией в шейном отделе);

Нервно-мышечные заболевания (миопатии, миостении);

Рассеянный склероз;

Злокачественные новообразования;

Желчекаменная и мочекаменная болезнь с частыми приступами, хроническая почечная недостаточность;

Хронический гепатит любой этиологии;

Близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне.

Любые острые заболевания;

Глаукома, высокая степень миопии;

Склонность к кровотечению и угроза тромбоэмболии;

Психические заболевания в стадии обострения, отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или психического заболеваний; (декомпенсированный психопатоподобный синдром с агрессивным и деструктивным поведением);

Нарастание сердечно-сосудистой недостаточности, синусовая тахикардия, частые приступы параксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолии с частотой более 1:10, отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения, атриовентрикулярная блокада II и III степени;

Гипертензия (артериальное давление свыше 220/120 мм рт.ст.), частые гипертонические или гипотонические кризы;

Наличие выраженной анемии или лейкоцитиоза;

Выраженные атипические реакции сердечно-сосудистой системы при выполнении функциональных проб.

Для детального изучения основных видов и элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта, показанных и противопоказанных инвалидам с разной патологией, могут быть полезны сведения, представленные в работах Э.Н.Деминой, С.П.Евсеева, Л.В.Шапковой и соавт., 2006.

Мероприятия по адаптивной физической культуре и спорту обычно проводятся в:

Реабилитационных центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов системы социальной защиты населения;

Детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ);

Отделениях и группах по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;

Школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту;

Поликлиниках, больницах, институтах, реабилитационных центрах, домах ребенка, находящихся в ведении органов здравоохранения;

Образовательных учреждениях;

Стационарных учреждения социального обслуживания населения;

Санаторно-культурных учреждениях, домах отдыха и др., находящихся в ведении органов по туризму и развитию курортов;

Физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих работу, в том числе в рамках общественных организаций.

В качестве исполнителей в программу психолого-педагогической реабилитации в ИПР ребенка-инвалида указываются разные органы, учреждения, организации или сам инвалид (законный представитель). Ориентировочные формулировки для записи в этом разделе представлены в табл. 8.

Таблица 8

Ориентировочные формулировки для записи в разделе
Мероприятия социальной реабилитации ИПР ребенка-инвалида

Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Возможные исполнители

Социально-средовая реабилитация

Реабилитационная организация

Образовательная организация

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в сфере социальной защиты) и органы местного самоуправления (если решается вопрос об обустройстве жилья ребенка-инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности)

Социально-педагогическая реабилитация

указывается нуждаемость ребенка (при необходимости- конкретный её вид)

Территориальный орган соцзащиты населения

Реабилитационная организация

Образовательная организация

Социально-психологическая реабилитация

указывается нуждаемость ребенка (при необходимости- конкретный её вид)

Территориальный орган соцзащиты населения

Реабилитационная организация

Образовательная организация

Социокультурная реабилитация

указывается нуждаемость ребенка (при необходимости- конкретный её вид)

Территориальный орган соцзащиты населения

Реабилитационная организация

Образовательная организация

Сам инвалид (законный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

Социально-бытовая адаптация

указывается нуждаемость ребенка (при необходимости -конкретный её вид)

Территориальный орган соцзащиты населения

Реабилитационная организация

Образовательная организация

Сам инвалид (законный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт

указывается нуждаемость ребенка (при необходимости- конкретный их вид)

Территориальный орган соцзащиты населения

Реабилитационная организация

Пункт 3 постановления Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27.07.1996 № 901

 

Возможно, будет полезно почитать: