Малоподвижные игры для детей во время чаепития. Малоподвижные игры для детей младшей и средней группы детского сада в фгос

Малоподвижные игры как вид деятельности включаются в работу с целью:

  • минимизации общего утомления, моторной напряженности мышц рук и ног;
  • плавного перехода из состояния возбуждения к спокойствию;
  • тренировки различных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной;
  • развития внимательности, быстроты реакции и ловкости;
  • улучшения ориентации в окружающем пространстве;
  • формирования и фиксации двигательных навыков;
  • поддержания здоровья дошкольников;

Интенсивность занятий не слишком высока, но достаточна для тренировки внимания, памяти и скорости реакции у детей младшей группы, темп проведения медленный.

Игры малой подвижности, включенные в картотеку игр для детей 3-4 лет, имеют свою специфику:

  • выбирается определенный способ организации детей. Многие игры подразумевают образование круга, шеренги, в конкретный момент игры дети разбегаются врассыпную. Порядок перемещения устанавливается условиями игры;
  • движения в процессе активности. Правила подразумевают хлопки, махи руками, подъем колен, подкидывание мяча, приседания и другие элементы упражнений;
  • темп проведения игрового занятия. Для возраста дошкольника 3-4 года используется медленный темп;
  • методика проведения игры, включающая особенности выбора, место проведения, этапы игры;
  • число повторов движений, варьирующееся от 3 до 6.

Картотека игр малой подвижности для детей 3-4 лет своей целью ставит и развитие детской памяти, наблюдательности и кругозора.

Воспитатель перед началом игры организует сбор детей, после чего переходит к объяснению правил. Далее следует сама игра и подведение итогов.

Малая степень подвижности позволяет переключить внимание детей, успокоить их и настроить на дальнейшее проведение занятий. В этом ключе допустимо использование игр в качестве физкультурных минуток при проведений занятий.

Перед началом следования указаниям ведущего мальчики и девочки находятся в одном из положений:

  • стоя;
  • сидя на стуле;
  • ходят в медленном темпе, обычно по кругу.

Все движения игры просты и соответствуют возрасту воспитанника. За один раз проводится 2-3 игры, каждая из которых продолжается 1-2 минуты. Суммарное время проведения игрового занятия составляет около 5 минут. Эффективность повышается, если движения совершаются под музыку, при этом для действия не требуется много пространства.

Дошкольникам в возрасте 3-4 года требуется участие ведущего-воспитателя, который будет координировать их действия. В старшей группе взрослый уже может принимать роль наблюдателя, в то время как дети играют самостоятельно.

Примеры игр малой подвижности для детей в возрасте 3-4 года

Картотека с целями малоподвижных игр для детей 3-4 лет в детском саду включает следующие игры:

«Солнце, дождик, ветер»

Группа детей становится в круг, ведущий располагается в центре. Когда воспитатель говорит: «Солнце!» — дети идут на носочках, вытягивая руки вверх. По команде: «Дождик» — останавливают движение, прячась в «домике» из сложенных над головой рук. Когда слышат: «Ветер!» — медленно идут по кругу.

«Летает - не летает»

Дошкольники становятся в круг, лицом к ведущему, стоящему в центре. Когда воспитатель называет существительное, относящееся к полетам, дети разводят руки в сторону, имитируя крылья. Если названный ведущим объект не летает, группа садится на корточки. Например, ворона, лебедь, самолет, ракета — летают, а дом, светофор, яблоко, мышь — не летают.

«Ручки-ножки»

Дети хаотично расставлены по залу, ведущий медленно читает стихотворение и показывает движения для повторения.

Все захлопали в ладоши,

Дружнее, веселее! (дети громко хлопают);

Застучали наши ножки,

Громче и быстрее! (топают ногами);

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише! (бьют ладонями по коленкам);

Ручки, ручки поднимаем,

Выше, выше, выше! (тянутся и поднимают руки);

Завертелись наши ручки (поворачивают кисти рук вправо-влево);

Снова опустились.

Покружились, покружились,

И остановились (опускают руки).

«Жили-были зайчики»

Расположение детей и воспитателя аналогично предыдущей игре.

Жили-были зайчики (Приставляют руки в голове, показывая заячьи уши.)

На лесной опушке, (Разводят руки в стороны.)

Жили-были зайчики (показывают уши)

В маленькой избушке, (приседают на корточки, руки над головой на подобие крыши)

Мыли свои ушки, (трут ушки.)

Мыли свои лапочки (трут ладонью о ладонь)

Наряжались зайчики, (руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки. (по очереди ставят ногу на пятку.)

Классификация малоподвижных игровых занятий

Картотека игр малой подвижности для детей 3-4 лет в детском саду может включать классификацию:

  • игры без словестного сопровождения . Такая деятельность включает небольшое количество движений, мотивацией к которым является конкретное простое задание.

«Найди игрушку»

Ведущий прячет мягкую игрушку, а дети по команде начинают поиски. Первый нашедший ребенок тихо сообщает воспитателю о завершении задания. Когда большинство воспитанников справились, игрушку достают из укрытия.

Игра «Запрещенное движение»

Вначале взрослый оговаривает условия, подразумевающие выход из игры в случае использования какого-либо движения. Например, хлопок руками или поднятие рук вверх. В ходе игры ведущий демонстрирует разные движения, в том числе запрещенное. Повторивший запрещенное движение ребенок выбывает. Последние двое признаются победителями.

  • Игры, сопровождаемые стихами и песнями . Большинство малоподвижных игр подразумевает подсказку, какое движение будет следующим, в стихотворной форме. Дошкольники лучше усваивают информацию в такой форме.

«Мы погреемся немножко

Взрослый показывает движения и читает текст, дети стараются повторять за воспитателем.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши.)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (прыгают на двух ногах.)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (громко топают ногами.)

«Чтобы сильным, ловким быть»

Дошкольники становятся в круг, ведущий читает стихотворение. Когда воспитатель в кругу произносит слова, все хлопают в ладоши.

Чтобы сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить,

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

Воспитатель показывает движение, имитирующее занятие каким-либо видом спорта. Например, движение руками как в плавании, удар ногой по мячу. Группа повторяет за ним. Выигрывает тот, у кого получилось повторить максимально точно.

Картотека игр малой подвижности отличается разнообразием, что позволяет поддерживать интерес дошкольников к разным видам активности продолжительное время. Не смотря на общую схожесть, занятия отличаются интенсивностью. Малоподвижные игры дают возможность заложить фундамент полезных привычек у детей, прививают желание двигаться и изучать новое, пополнять знания об окружающем мире. Важно учитывать некоторый соревновательный элемент в занятиях, помогающий ребенку определить свое место группе. Также игра выступает как средство социальной и физиологической адаптации.

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Малоподвижные игры

Холодно-Горячо – очень популярная подвижная игра, которая вполне подходит в качестве забавы в помещении (например, в плохую погоду).

Играть в нее можно вдвоем или в небольшой компании.

Водящим в этой игре по очереди становится каждый из играющих.

Для игры понадобится небольшой запоминающийся предмет.

Перед началом каждого кона водящий ненадолго выходит из помещения, где будет проходить игра.

За это время играющие должны успеть спрятать предмет.

Задача водящего как можно быстрее отыскать спрятанный предмет, ориентируясь на подсказки играющих. Подсказывать водящему можно только наводящими словами:

Холодно – если водящий находится далеко от спрятанного предмета

Теплее – если приближается к нему

Холоднее – если удаляется

Тепло – если находится недалеко от предмета

Горячо – если находится совсем рядом.

Как только задание выполнено, игра начинается снова с другим водящим.

Испорченный телефон – малоподвижная игра для детей. Принимать в ней участие могут ребята от 5-6 лет и старше. Вместе с детьми могут играть и взрослые. Тем более, что эта, детская на первый взгляд игра, применяется иногда (в более сложных вариантах) при проведении вполне серьезных профессиональных тренинговых мероприятиях. Для детей же игра интересна как веселая забава и полезна для их развития.

Местом проведения этой малоподвижной игры может стать любая площадка, зал или класс. Количество участников должно быть достаточно большим. Желательно, чтобы собралось не менее 6-7 детей. В идеальном варианте играть лучше в группе из 12-15 человек. Участвовать в игре могут две команды или одна большая группа с водящим игроком.

Правила игры

Участники выбирают того из детей, кто станет первым водящим. Он занимает свое место в центре класса или площадки. Остальные игроки рассаживаются или выстраиваются в ряд, лицом к водящему. Теперь наш выбранный водящий загадывает или, лучше, записывает на листочке бумаги слово, короткую фразу, небольшой (из 2-4 предложений) рассказ. Это зависит от возраста участников и целей игры. Далее, водящий подходит к крайнему игроку и тихо, шепотом, чтобы не слышали другие дети, произносит заготовленное слово или фразу. Задача крайнего в цепочке игрока как можно точнее передать услышанное следующему участнику. Таким образом, все игроки, друг за другом будут пересказывать слово или текст своему следующему соседу. Последний в ряду игрок запоминает услышанное, и затем, громко, чтобы слышали все участники, произносит получившеюся фразу. Ее сравнивают с оригинальной, загаданной. Достаточно забавно получается, когда, например, «Чемодан» превращается в «Бегемота» или вместо «Маша ела кашу» выясняется, что Маша ее мыла. Вообще, малыши часто умышленно переиначивают и коверкают слова в процессе игры. Поэтому результаты «испорченного телефона» обычно вызывают смех. А развлечь детей - и есть основная задача этой малоподвижной игры.

Можно отнестись к игре и более серьезно. И даже определять победителя. Тогда стоит разбиться на две равные команды и состязаться в точности пересказа небольшого рассказа. У какой команды точнее получится, та и победила.

Небольшие уточнения к правилам:

Переспрашивать и повторять (чтобы лучше разобрать загаданное слово/фразу) нельзя. Участники должны стараться говорить между собой как можно тише. Иначе игра просто потеряет смысл. Устанавливать очередность водящих лучше по очереди, друг за другом. Чтобы каждый ребенок мог побыть в качестве организатора.

Молчанка – это нечто среднее между игрой и веселым приколом. Участвуют в ней обычно и мальчики и девочки (мальчишки чуть более охотно). Количество участников – без ограничений. Чем больше, тем веселее. Место проведения – любое. Подходит эта спокойная игра для младших школьников. Сразу оговоримся: мы назвали игру спокойной только потому, что ее проведение не требует беготни. А озорства в ней побольше, чем во многих активных играх.

Правила игры совершенно простые. Обычно кто-то из группы школьников произносит коронную фразу: «Кошка сдохла, хвост облез. Кто промолвит, тот и съест». После этого все участники дружно замолкают. Считается, что тот игрок, который первым нарушит молчание, слопал того самого котика. Естественно, что поедание кота, сопровождается дружным смехом и шутками в адрес «победителя».

Обычно участники умышленно провоцируют друг друга различными жестами, мимикой. Это вполне допустимо и придает игре дополнительный интерес.

Частенько, школьниками, мы играли в эту «спокойную» игру во время тихого часа в детском лагере. Исходя из названия игры, все должно было проходить тихо и спокойно. Но почему-то, именно на «молчанку» вожатые реагировали особенно сурово. Можно еще поиграть и на школьной перемене, плавно переходящей в урок, который ведет завуч. Тоже смешно. И «Неуд» по поведению обеспечен. Ну, а если серьезно, любой, даже спокойной игре, нужно знать место и время.

И еще одно уточнение любителям нарушать правила: во время игры в «молчанку» запрещается не только разговаривать, но и невнятно мычать, блеять, хрюкать. Мы же, все же, люди.

«Больше – меньше» - малоподвижная игра для начальной школы и детей старшего дошкольного возраста. Почти весь процесс игры – одно сплошное озорство. Поэтому младшие школьники и дошколята так любят в нее играть. Ограничений по месту проведения игры никаких нет. Это может быть класс, зал, школьная площадка, двор. Играть в «Больше – меньше» могут вместе девочки и мальчики. Количество участников – от 4 до 7-8 человек.

Сначала выбираем водящего. Он встает или садится напротив остальных игроков. Кстати, бегать в этой игре не придется, поэтому удобно усесться могут все участники. На то и придуманы малоподвижные игры.

Теперь водящий загадывает любое число от 1 до 99. Играть нужно честно, поэтому перезагадывать число по ходу игры, чтобы растянуть партию нельзя. Загадал, значит загадал. Собственно в честности наших участников никто и не сомневался. Это так, на всякий случай.

Задача игроков – постараться отгадать задуманное значение. Здесь все очень просто. Участники по очереди, друг за другом, называют любое число. Если значение не совпадает с задуманным, то водящий говорит:

- «Больше», если назвали число меньше придуманного им.

Или произносит:

- «Меньше», если названо значение больше загаданного.

Например:

Загадано 55, первый участник называет 27. Водящий говорит «Больше». Теперь очередь следующего игрока. Он называет 70. Водящий произносит «Меньше». Третий участник быстренько смекает, что придуманное число находится между 27 и 70, и называет 47. Опять мимо. Водящий снова говорит «Больше».

Попытки совершаются игроками друг за другом по кругу. Каждый игрок за свою попытку может назвать только одно значение. Дальше очередь переходит к другому участнику. Если последний в очереди игрок не смог угадать задуманное число, очередь снова переходит к первому участнику. Так до тех пор, пока не будет отгадано задуманное значение.

В процессе игры может сложиться ситуация, когда задуманное значение окажется между двумя уже названными числами. В нашем случае, допустим, были названы 54 и 56. Тогда следующий участник уже заведомо знает правильный ответ. Нарушения здесь никакого нет, но если игроки считают такой вариант неинтересным, то можно заранее договориться, что в этом случае число должно быть перезагадано.

Конечно, игра требует внимательности и минимальных навыков в арифметике. Но, при этом она вовсе не является сложной.

Пока мы рассказали только о первом этапе нашей малоподвижной игры. Приступим теперь ко второму. Как только число отгадано, водящий обращается к угадавшему игроку с вопросом: «Что угодно, что пригодно?». С этого момента и начинается настоящее озорство.

Участник, к которому обратился водящий, называет любой предмет. Подразумевается, что это какая-нибудь вещь для личного использования. Начинают обычно с одежды. А заканчивают… насколько хватит фантазии и желаний. Это и дворцы, и кареты, и острова в Тихом океане. Вот тут и кроется забавный подвох. Игрок, высказавший свое пожелание, дает всем остальным участникам несколько секунд «на подумать». А дальше выслушивает все предложения своих товарищей. Что только не предлагают в такой ситуации друзья. На пожелание, например, головного убора, предлагают выбрать «алюминиевую кепку», «ушанку из крапивы», «бейсболку с 31 козырьком» и много чего еще.

Засада заключается в том, что игрок должен обязательно выбрать один из предложенных вариантов и «забрать» его себе. Естественно, под смех и шутки друзей. И еще стать после этого водящим следующего кона. К концу игры обычно все участники остаются с полным набором нужных и при этом нелепых предметов.

Понятно, что победителей в этой малоподвижной игре не бывает. Как мы сказали выше, игра рассчитана исключительно «на посмеяться».

Игру в ассоциации можно отнести к разряду малоподвижных игр. В то же время это занятие на сообразительность и смекалку. Поэтому игра в ассоциации в первую очередь подходит для старших школьников и подростков. Хорошо проводить ее в компании из 10-20 мальчиков и девочек. Точнее, юношей и девушек, раз уж речь идет о малоподвижной игре для подростков. Место проведения – любое. Можно играть дома, в классе, на природе.

Теперь подробнее о правилах игры.

Участники обычно делятся на две приблизительно равные команды. Одна из команд, немного посовещавшись, придумывает какое-нибудь слово. Затем выбирают любого участника из стана соперников и, потихоньку, чтобы не слышали другие игроки команды оппонентов, сообщают ему загаданное. Обычно, правилами оговаривают, что придуманное слово должно быть существительным в именительном падеже.

Задача игрока, которому сообщили задуманное слово – исключительно жестами и мимикой объяснить своим товарищам по команде, какое слово было загадано. Соответственно, задача всей остальной команды – разгадать эту головоломку. Соперники просто выступают в роли наблюдателей и покатываются со смеха над потугами друзей-конкурентов.

Естественно, чем хитрее будет придумка, тем сложнее будет ее отгадать. Несмотря на кажущуюся простоту, процесс этой малоподвижной игры проходит очень весело. А разгадать загаданное слово частенько бывает очень не просто.

Для примера:

Мы, в компании, уже будучи студентами, играли в «Ассоциации». Одна из команд загадала слово «Ностальгия». Попробуйте предложить это определение в игре и посмотрите, как это будут выглядеть старания Ваших соперников и сколько времени потребуется на нахождение правильного ответа.

Естественно, что в этой малоподвижной игре для подростков не бывает победителей. Вся затея рассчитана на веселое времяпрепровождение.

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Живое - неживое

Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое" молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Счет до 30

Участники игры должны сосчитать по порядку от 1 до 30. Каждое число называет любой из участников. Однако, если одно и то же число назовут два (и более) участника одновременно - счет начинается сначала. Разговоры и какое-либо невербальное общение между игроками запрещены.

Киллер

Количество участников - 9-40.

место проведения: комната, зал.

Правила. Игроки садятся так, чтобы видеть друг друга. Все закрывают глаза. Ведущий проходит между игроками и касанием назначает трех-четырех "киллеров". Затем все открывают глаза, и начинается игра. Цель "киллеров" - "убить" всех игроков. Убитым считается тот игрок, который встретился взглядом с "киллером" и увидел, как "киллер" подмигнул ему. "Убитые" выходят из игры. Цель обычных игроков - арестовать всех "киллеров". Если у кого-то появляются подозрения о том, кто играет роль "киллера", он поднимает руку и произносит "Поддержите!" (в этот момент "киллер" еще может убить его). Как только кто-то тоже поднимает руку и говорит "Поддерживаю", просивший поддержки оглашает свои подозрения. Если он прав - "киллер" выходит из игры, если нет - из игры выходят оба проголосовавших. Игра ведется до окончательнЪй победы "киллеров" или "честных людей".

В интеллектуальном варианте игры перед началом происходит знакомство "киллеров" ("честные люди" стоят с закрытыми глазами, а "киллеры" открывают глаза, чтобы увидеть друг друга). В такой игре "киллер" может также поднять руку и попросить поддержать его, чтобы обвинить другого "киллера" и отвести от себя подозрение.

Предметы

Дети приносят с собой какие нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: "Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?". Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока - назначить "штрафы", задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.

Прищепочки

Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить - им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание - как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.

Музыкальные стулья

После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.

Небылицы

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле и расскажите о его свойствах и назначении.

Топ – хлоп

Эта игра хорошо развивает как память, так и внимание.
В процессе ведущий называет те или иные понятия и предложения (например, "Ворона - это перелетная птица!"), а дети - определяют, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать, а в случае правильного - хлопать.

За границу!

Кол-во игроков не ограничено. Представьте, что ведущий - таможенник.
Задайте игрокам вопрос: "Какой бы один предмет ты взял с собой за границу?"
Пусть игрок называет предметы до той поры, пока вы его не пропустите. Пропускайте человека, если он называет слово на первую букву своего имени. Задача игроков узнать, каков критерий ваших решений.

Изобретатели

Придумайте необычные способы эксплуатации обычных вещей. Например, карандаш для вязания шнурком, тарелка для рисования и т.д.

Кто больше видел?

В течение 2 минут дети смотрят в окно. После этого ведущий просит их описать то, что они видели. Победителем становится автор самого объемного описания.

Смешинки

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Угадай кто

Все играющие становятся в круг. Водящий становится в середину и закрывает глаза. По указанию руководителя один подходит к водящему, дотрагивается до плеча и называет по имени, изменив голос. Затем возвращается на место. Если водящий отгадал, то его место занимает игрок, который подходил. Если не отгадал, то продолжает водить. Продолжается несколько раз, затем выберается следующий ведущий. Подходить к ведущему можно зигзагами, чтобы труднее было угадать.

Лидия Новоселова
Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ,

МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР

ДЛЯ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

Карточка 1

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг-«мышеловку» . Остальные дети стоят за кругом - «мыши» . Дети идут по кругу со словами :

Как нам мыши надоели,

Развилось их просто страсть.

(дети-мыши бегают вне круга)

Все погрызли, все поели,

Вот поймаем их сейчас!

(дети останавливаются, поднимая руки вверх) .

Дети-«мыши» вбегают с одной стороны круга и выбегают с другой или рядом. По команде инструктора : «Хлоп!» дети-«мышеловка» садятся на корточки, быстро опуская руки. Оставшиеся в кругу дети-«мыши» в кругу считаются пойманными. Игра продолжается, дети меняются местами.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

Водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Карточка 2

Подвижная игра «Ловишки»

С помощью считалочки выбирается водящий, который стоит в центре круга. Все остальные игроки стоят по большому кругу, за спиной у каждого игрока вешается атласная лента. Дети идут по кругу со словами :

Мы веселые ребята, любим прыгать и играть.

Ну, попробуй нас догнать! (и бегают по всей площадке) .

Водящий бегает за детьми, стараясь выдернуть ленту . Тем, кто в конце игры остался без ленты, считается проигравшим. В конце подсчитываются ленточки проигравших детей . Отмечается водящий, который собрал больше всего лент. Игра повторяется 2-3 раза с другими водящими.

Малоподвижная игра «Найди и промолчи»

Начинает игру инструктор по физкультуре. Он показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем сесть на корточки в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет игрушку и предупреждает детей о том , что тот, кто первым найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде инструктора : «Ищем. "» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым - подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей - найдут игрушку . Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза.

Карточка 3

Подвижная игра «Сделай фигуру»

По сигналу инструктора по физкультуре играющие принимают фигуру или позу какого-нибудь сказочного героя, животного, насекомого и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.

Карточка 4

Подвижная игра «Удочка»

Игроки стоят по кругу, в центре - инструктор по физкультуре. Он держит веревку с привязанным к ней мешочком с песком. По команде инструктора : «Начали!» он начинает вращать веревкой по кругу над полом. Игроки по мере приближения веревки перепрыгивают через нее двумя ногами вместе, прыгают высоко, чтобы веревка не задела их ног. Описав 3-4 круга, инструктор останавливается и подсчитывает количество задевших за мешок игроков. Игра продолжается 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Летает, не летает»

Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например :

Инструктор по физкультуре : Парашютист (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Инструктор по физкультуре : Самолет (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Инструктор по физкультуре : Вертолет (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Инструктор по физкультуре : Дом (поднимает руки вверх) .

Карточка 5

Подвижная игра «Быстро возьми»

Инструктор по физкультуре раскладывает по всей площадки кубики, мячи, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, шишки, которых должно быть на 1-2 меньше, чем количество играющих детей . Под музыку дети бегают вокруг, между предметами. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Затейники»

С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят :

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так.

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником. Игра повторяется 2-3 раза.

Карточка 6

Подвижная игра : «Перелет птиц»

На одном конце зала находятся дети - они «птицы» . На другом конце зала - гимнастические скамейки, кубы и т. п. - это «деревья» . По команде инструктора : «Птицы улетают!» дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По команде инструктора : «Буря!» бегут к возвышенностями и прячутся там. Когда инструктор скажет : «Буря прекратилась!» , дети спускаются, («птицы» продолжают свои «полет» ). Во время игры инструктор в обязательном порядке осуществляет страховку детей , особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Карточка 7

Подвижная игра : «Не попадись»

Из играющих с помощью считалочки выбирается 2-3 водящих, они становятся в центр круга. Остальные дети стоят по кругу и по сигналу инструктора начинают двумя ногами прыгать в него и из него по мере приближения водящих. Отмечается самый быстрый водящий, который поймал больше всех играющих, и ловкий играющий, которого ни разу не поймали. Игра повторяется с переменой водящих 2 раза.

Малоподвижная игра «Сделай фигуру»

По сигналу инструктора по физкультуре играющие ходят под спокойную музыку. Инструктор говорит, чтобы дети приняли фигуру какого-нибудь сказочного героя или животного и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.

Карточка 8

Подвижная игра «Не оставайся на полу»

С помощью считалочки выбирается водящий, который бегает с детьми по всему залу. Как только инструктор говорит : «Лови!» , все убегают от водящего и по мере его приближения взбираются на какую-нибудь возвышенность (скамейку, кубы, лестницу, стул, а водящий старается поймать бегающих . Те, до кого он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитываются пойманные игроки. Игра продолжается с новым водящим. Отмечается водящий, который поймал больше всех играющих.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из игроков, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Карточка 9

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

На одной стороне зала обозначается дом, в котором находятся «гуси» . На противоположной стороне зала стоит «пастух» . С боку площадки находится логово «волка» . Все остальное место - луг. С помощью считалочки выбираются «волк» и «пастух» , остальные дети -«гуси» . «Пастух» выгоняет «гусей» на «луг» , погулять я побегать.

Пастух : Гуси, гуси!

Гусж (хором) : Га - га - га!

Пастух : Есть хотите?

Гуси (хором) : Да, да, да!

Пастух : Так летите же сюда!

Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.

Пастух : Так летите, как хотите, только крылья берегите.

«Гуси» бегут домой через логово «волка» , а «волк» выбегает из логова и старается поймать «гусей» . Отмечаются «гуси» , которые убежали от «волка» и благополучно вернулись домой. Игра продолжается с другим «пастухом» и «волком» .

Малоподвижная игра «Летает, не летает»

Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор по физкультуре стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назвал летающий предмет, например :

Инструктор по физкультуре : Парашютист (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Инструктор по физкультуре : Самолет (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Инструктор по физкультуре : Вертолет (поднимает руки вверх) .

Дети поднимают руки вверх.

Инструктор по физкультуре : Дом (поднимает руки вверх) .

Дети не поднимают руки вверх и т. д.

В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.

Карточка 10

Подвижная игра «Пожарные на учении»

Дети строятся в две колонны у стартовой линии на расстоянии 4-5 м от гимнастической лестницы. На гимнастической лестнице вверху подвешен колокольчик . По команде инструктора : «Марш!» первые дети бегут, взбираются на лестницу, звонят в колокольчик, спускаются, бегут обратно, передавая эстафету хлопком по плечу следующему «пожарнику» . Побеждает та команда «пожарников» , которая быстрее справится с заданием.

Упражнения на восстановление дыхания

1. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз - руки медленно поднять вверх со словами : «Тик» , одновременно делая вдох через рот, на два - выдох, опуская руки вниз говоря : «Так» (8-10 раз) .

2. Ил. то же, руки у груди согнутые в локтях на уровне плеч. На раз - руки разгибаем в стороны, делая вдох через нос, на два - медленный выдох через рот, руки в

и. п. (8-10 раз) .

3. И. п, стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз - голову влево, вдох носом, в и. п., выдох через нос, на два -- поворот головы вправо вдох носом, голову в и. п., выдох через нос (вдох-выдох делаем только через нос и быстро) (3 раза) .

Карточка 11

Подвижная игра «Ловишки»

С помощью считалки выбирается водящий, который стоит на середине площадки. Остальные играющие стоят на площадке за чертой. После слов инструктора : «Раз! Два! Три! Беги!» дети перебегают на противоположную сторону площадки за черту, а водящий ловит детей , прежде чем они перебегут площадку и встанут за черту. Отмечаются самые быстрые дети и ловкий водящий. Игра повторяется с новым водящим 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Съедобное - несъедобное»

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор по физкультуре с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей . Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например :

Инструктор по физкультуре : Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре : Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре : Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре : Дом. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре : Телевизор. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре : Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д.

Карточка 12

Подвижная игра «Третий лишний»

Дети делятся на пары, вставая в затылок друг за другом, образуя при этом большой круг. Двое водящих остаются вне круга, и по команде инструктора : «Беги!» один догоняет другого, бегая по кругу за всеми стоящими парами. При этом убегающий может в любое время встать вперед, какой-нибудь пары, а третий в этой паре убегает от ловящего. Если догоняющий поймает убегающего, то они меняются ролями.

Малоподвижная игра «Вершки, корешки» детей . Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например :

Инструктор по физкультуре : Баклажаны.

Ребенок; Вершки .

Инструктор по физкультуре : Редька.

Ребенок : Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Морковь.

Ребенок : Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Капуста.

Ребенок : Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Картофель .

Ребенок : Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Клубника.

Ребенок : Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Чеснок.

Ребенок : Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Огурцы.

Ребенок : Вершки (ловит мяч и бросает обратно) и т. д.

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Карточка 13

Подвижная игра «Мороз - Красный нос»

С помощью считалочки выбирается водящий - «мороз» , который стоит в центре площадки, а сбоку - его дом. Остальные игроки стоят на одной стороне площадки чертой.

Мороз : Я Мороз - Красный нос, Кто из вас решится В путь-дороженьку пустится.

Дети (хором) : Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

После слов дети должны перебежать на противоположную сторону площадки за черту» куда «мороз» не имеет право перебегать. Расстояние от стартовой линии до финиша - 3-4 м. Кого «мороз» поймал во время перебежки -ведет в свой дом. Отмечаются те «морозы» , которые за одну перебежку поймали большее количество игроков. Игра повторяется с другим «морозом» .

Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей . Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например :

Инструктор по физкультуре : Морковь.

Ребенок : Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Капуста.

Ребенок : Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Апельсин.

Ребенок : Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Виноград.

Ребенок : Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Ананас.

Ребенок : Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Огурцы.

Ребенок : Овощи (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Картофель .

Ребенок : Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .

Инструктор по физкультуре : Груша.

Ребенок : Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Карточка 14

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

С помощью считалочки выбирается «охотник» , остальные дети - «зайцы» . На одной стороне зала - дом «охотника» , на другой - дом «зайцев» . Под начало музыки выходит «охотник» и ищет следы «зайцев» , затем возвращается к себе. «Зайцы» выскакивают из своего дома и прыгают по всей площадке-поляне на двух ногах в разных исправлениях. По команде инструктора : «Охотник!» «зайцы» убегают к себе в дом, а «охотник» бросает маленькие мячи в «зайцев» , как будто стреляет из ружья. Тот, в кого «охотник» попал мячом, считается убитым и уходит в дом «охотника» .

Игра повторяется с новым «охотником» . Отмечается самый меткий «охотник» , с большинством убитых «зайцев» .

Малоподвижная игра «Считалочка»

Дети к подготовительной группе знают много считало-чек. Все играющие стоят по кругу, один из ребят - водящий, который стоит за кругом, начинает произносить считалку, указывая - по очереди на каждого игрока. На ком считалочка закончилась, тот и становится следующим водящим. Отмечается тот из детей , который правильно делит слова на слоги, у кого хорошая память и кто рассказал много считалок. Также отмечается самая смешная и интересная считалка.

Ахи-ахи-ахи-ох,

Бабка сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся - ты пустой!

Бежит зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи - тебе искать!

Ходит цапля по болоту,

Не найдет себе работу.

На пенечек она села,

Пять лягушек сразу съела.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи - тебе искать!

Захотел наш Том поесть,

В холодильник он полез.

В холодильнике сметана,

Мясо, рыба, баклажаны,

Огурцы и виноград.

Кабачки и лимонад.

Коли хочешь есть и ты,

Так скорее выходи!

Джерри весело живет,

Джерри песенки поет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ну-ка, Джерри, спой опять!

Карточка 15

Подвижная игра «Колдун»

С помощью считалочки выбирается «колдун» , который встает в центр круга, построенный остальными игроками. Игроки идут по кругу со словами :

Мы веселые ребята,

Любим прыгать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

Все дети разбегаются. Тот, до кого «колдун» дотронулся, считается заколдованным. Ребенок, которого заколдовали,

встает на месте, ноги на ширине плеч. Другие дети могут его расколдовать, если проползут на четвереньках между ног заколдованного. Заколдованные дети не имеют право вставать близко к стене. Игра продолжается со сменой «колдуна» 3 раза. Отмечаются те дети, которые убегали от «колдуна» , и те, которые заколдовали больше всех детей .

Зарядка для глаз

1. «Часики» .

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены, положение головы прямое по отношению к туловищу. Выполнять повороты глазами то вправо, то влево (8-10 раз) .

2. И. п. то же. Выполняем повороты глаз вверх, вниз

(8-10 раз) .

3. И. п. то же. Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот (по 3-4 раза в каждую сторону) .

4. «Жмурки» .

И. п. то же, быстро закрыть и открыть глаза, моргать

(8-10 раз) .

Карточка 16

Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит»

Выбирается один водящий, который стоит в обруче, лежащем на полу в центре площадки. По команде инструктора : «Начали!» дети бегают, прыгают, ходят. Водящий бросает мяч вверх, громко говоря чье-нибудь имя, например Вася, и убегает. Вася бежит, ловит мяч, встает в обруч, также называет имя. Бросает мяч, убегает и т. д.

Карточка 17

Подвижная игра «Мышки и домики»

С помощью считалочки выбирается водящий. Остальные дети встают в кольца или начерченные на полу круги и занимают в них места - «мышки в домиках» . Водящий подходит к какому-нибудь домику и говорит : «Мышка, мышка, продай домик!» Та отказывается. Тогда водящий идет

к другой «мышке» . В это время «мышка» , отказавшая продать дом, вызывает кого-нибудь из игроков и меняется с ним местом. Водящий стремится занять место одного из перебегающих. Если это ему удается, то оставшийся без места становится водящим. Бели не удается, то он ходит от домика к домику с просьбой продать дом. Если водящий скажет : «Кошка идет!» , то все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо домик.

Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети стоят по кругу. Инструктор медленно поворачивает водящего, который подходит к игроку и на ощупь определяет, кто это. Отмечают самого внимательного водящего. Игра продолжается с другим водящим 3-4 раза.

Карточка 18

Подвижная игра «Совушка»

С помощью считалочки выбирается «совушка» . Она сидит в одной стороне зала : там ее гнездо остальные, играющие птичек, кузнечиков, бабочек, жуков, комаров и мух, размещаются по всему залу. Через некоторое время инструктор говорит : «Ночь!» . Играющие замирают в той позе, в которой их застала ночь. В ночь вылетает «совушка» и бегает между «птичками» , «бабочками» , «кузнечиками» , «мухами» и «комарами» , наблюдает за ними. Если она заметила, что кто-то пошевелился, то она уводит его в свое гнездо. Инструктор говорит : «День!» . Все оживает, и опять «насекомые» кружатся, летают, ползают. Игра повторяется 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Четыре стихии»

Игроки встают в круг. Инструктор по физкультуре объясняет, что есть 4 стихии : вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле -люди, животные, насекомые и т. д., а в огне никто не живет.

Если водящий бросает мяч и говорит : «Вода» , «Земля» или «Воздух» , то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит : «Огонь!» , то мяч ловить нельзя.

За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.

Карточка 19

Подвижная игра «Караси и щука»

На противоположных сторонах игровой площадки отмечают линиями дома «карасей» . Считалкой выбирается водящий - «щука» . Все остальные дети - «караси» . «Караси» делятся на две команды и расходятся в свои дома, а «щука» становится по середине площадки. По сигналу инструктора все «караси» бегут (переплывают) на противоположную сторону. «Щука» ловит перебегающих. Тот, кого поймали, становится в сторону. После 2-3 перебежек, когда пойманных «карасей» будет 5-6, они образуют сеть : становятся в одну линию посередине площадки и держат друг Друга за руки. Теперь по сигналу инструктора «караси» пробегают на другую сторону через сеть (под руками, а «щука» стоит сзади сети и ловит выбегающих из нее. Пойманные «караси» также присоединяются к сети. Игра кончается, когда все «караси» будут переловлены. Тогда выбирается новый водящий или «щукой» становится последний пойманный «карась» . Инструктор может после 2-3 перебежек назначить «щукой» кого-либо из детей .

Малоподвижная игра

«Время года, месяцы и дни недели»

Дети стоят по большому кругу. Инструктор по фаз-культуре дает, например, Оле большой мяч и предлагает ей назвать месяцы лета. Оля берет мяч, выходит в центр круга, отбивает его о пол двумя руками и называет : июнь, июль, август и передает мяч, кому хочет, например Андрею. Ему инструктор предлагает назвать дни недели. Юре - 4 времени года, Алине месяцы весны, Кате - сколько дней в неделе, Павлику - какое сейчас время года и т, д. Неправильно ответившие на вопрос или долго думающие выбывают из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Карточка 20

Подвижная игра «Шандер-мандер»

Все играющие встают по большому кругу. С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга с большим мячом в руках. Водящий отбивает си» о пол двумя или одной рукой и говорит :

Шандер-мандер липпопандер (дети бегают, а по окончании слов останавливаются) .

Кручу, верчу, кого хочу, Это будет. (имя играющего)

Водящий громко говорит, сколько шагов до того, кого он назвал, например до Саши. До него 3 гигантских шага (большие, широкие шаги, 5 обыкновенных, 7 муравьиных (семенящие шаги) и 2 заячьих (прыжки на двух ногах) . Водящий выполняет эти шаги и доходит до Саши. Бросает ему мяч, Саша ловит и начинает игру заново. Если Саша не ловит, то водящим остается тот же ребенок. Можно назвать 2 или 3 вида ходьбы, можно все 4.

Малоподвижная игра «Что изменилось?»

Инструктор по физкультуре ставит перед детьми небольшие резиновые игрушки, предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде : «Закрыли глаза!» дети закрывают глаза, а инструктор быстро меняет игрушки местами или убирает одну. По команде : «Открыли глаза!» дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2-3 раза.

Карточка 21

Подвижная игра «Защита укрепления»

Дети становятся по кругу. С помощью считалочки выбирается защитник, который защищает кеглю, стоящую в маленьком нарисованном кругу в центре большого. Игроки стараются сбить кеглю мячом . Мяч можно перебрасывать, но из общего круга бросающему выходить и менять место нельзя. Тот, кому удается сбить кеглю, становится на место защитника.

Малоподвижная игра «Ручеек»

Дети становятся парами, взявшись за руки, встают друг с другом и образуют длинный «коридор» , руки поднимают вверх. Один ребенок, оставшийся без пары, начинает движение ручейка. Он проходит в ручеек с конца «коридора»

и идет в начало ручейка, беря за руку товарища из тобой пары, кого хочет. Оставшийся без пары ребенок | в стороне от ручейка в конец «коридора» , затем заходит в ручеек, беря за руку, кого хочет, и т. д. Таким образом, ручеек медленно протекает, двигаясь вперед.

Карточка 22

Подвижная игра «Скакуны и бегуны»

Очерчивается площадка для игры 3x3 или 5x5 м. Дети делятся на две команды : скакунов и бегунов. На одной стороне площадки - дом скакунов. Бегуны разбегаются по игровой площадке в пределах ее границ. Скакуны посылают одного из своей команды в поле (на площадку) . Скакун ловит бегунов, прыгая на одной ноге. Инструктор по физкультуре зовет скакуна : «Домой!» . Тот возвращается, а вместо него в поле выскакивает следующий по очереди игрок. И так скакуны все время меняются. Пойманные бегуны идут в плен к скакунам. Игра кончается, когда все игроки в поле

переловлены. Затем команды меняются ролями. Игра повторяется.

Малоподвижная игра «Ласковые слова»

Дети стоят по кругу и, передавая мяч в любом направлении, говорят ласковые слова, например Саша говорит : «Милый» и передает мяч Кате, та говорит : «Солнышко» и передает мяч Кристине и т. д. Те, у кого слова повторятся, считаются проигравшими и выходят из игры. Побеждает тот, кто произнесет больше ласковых слов.

Карточка 23

Подвижная игра : «Горелки»

Игроки становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. С помощью считалки выбирают водящего, он встает на линию, спиной к игрокам и говорит :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

Раз два, три - беги!

С окончанием слов дети, стоявшие последней парой, разбегаются в стороны вперед вдоль колонны и соединяются опять прежде, чем водящий поймает одного из игроков. Если водящий успел это сделать, он образует новую пару, становясь вперед колонны. А оставшийся без пары игрок становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не пробежит каждая пара.

Малоподвижная игра «Краски»

С помощью считалки выбирают «хозяина» и «покупатель» . Остальные игроки - «краски» . Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину» , который приглашает «покупателя» . «Покупатель» подходит к играющим, и идет разговор :

Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

За чем пришел?

За краской.

За какой?

За синей.

Если синей краски нет, то «хозяин» отвечает : «Иди по дорожке, принеси мне синие сапожки, поноси, поноси да назад принеси!» Если же «покупатель» цвет краски угадал, то «краску» забирает себе. Когда «покупатель» отгадывает несколько «красок» , он становится «хозяином» , а новый «покупатель» выбирается из числа «красок» .

Игра является одной из приоритетных форм работы с людьми. Особенно интересны подвижные игры на воздухе. Но, по разным причинам, не всегда есть возможность для уличных игр. Поэтому каждый организатор игр должен уметь занять любого человека и в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание своей работы.

Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество людей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые; интеллектуально-познавательные; сюжетные, ролевые, драматизация, творческие конкурсы; игры со словами.

Виды малоподвижных игр

Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают участников новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

«Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.

Предметные игры

Предметные игры: предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Пример таких игр:

«Часы». Игрокам предлагается расположить часы (солнечные, песочные, механические, электронные) в порядке их появления на свет.

«Назови исполнителя». Участники получают грампластинки с заклеенным названием. Прослушав мелодию, они угадывают автора и исполнителя.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

  • - способствуют знакомству и сплочению в коллективе;
  • - создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;
  • - развивают важные качества личности человека- умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения организатора.

Приведем несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Участники садятся в круг. Первый игрок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий - имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если игроки уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася - веселый, Дима - добрый) или предмет (Вова - велосипед, Наташа - ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

  • 1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.
  • 2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал подъема флага и т.д.
  • 3. Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.
  • 4. Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Великолепная семерка», «Литературный ринг», «Ремесла древние и современные». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем.

 

Возможно, будет полезно почитать: