Как расслабиться и быть собой в обществе. Как быть Самим Собой

«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «Быть самим собой ».

Из речи Чарли Чаплина на своё 70-летие «Когда я полюбил себя»

Воспоминание Вероники Орловой (печатается с её разрешения).

Когда мне исполнилось 16 лет, старший брат передал мне письмо от нашей матери, которая умерла много лет назад. Я помню её лицо только по фотографиям. Ещё помню её голос и тёплые руки… Письмо? Это удивительно! Отрывок из письма я выучила наизусть. До сих пор он даёт мне силы и вдохновляет в любой момент жизни…

Вот он:

«…Нам в жизни частенько встречаются такие фразы: «Познай самого себя», «Помоги себе сам», «Полюби ближнего своего как самого себя»…

Знаешь, мне тоже встречались эти фразы, и иногда я о них задумывалась. Но как познать себя, как полюбить себя, как себе самой помочь? Всё это похоже на какой-то эгоизм, самолюбие, эгоцентризм… В общем, я выбрасывала эти мысли из головы и шла дальше причинять добро своим ближним. И только по прошествии многих лет мой взгляд на эти вопросы начал меняться, особенно тогда, когда я стала ясно видеть, что моя помощь другим людям не приносит того результата, какой хотелось бы получить.

В душе появился дискомфорт, и разум постоянно находился в поиске. Что я делаю не так? Чего я не понимаю? Чего я на самом деле хочу? Что для меня значит успех, и как его достичь? Почему я не могу почувствовать покой и удовлетворение в работе?

Одновременно я осознала, что то, как я жила до сих пор, мои цели, мысли, привычки и т.д. во многом противоречат моему характеру. Проще говоря, слишком многие вещи я делала только для того, чтобы соответствовать правилам, быть «хорошей девочкой», не огорчать родителей и всё такое.

А кто я? Этому вопросу не придавалось значения ни в детстве, ни в юности.

Пройдя через многие обстоятельства и ошибки, прочитав кучу книжек и размышляя над своей жизнью, я пришла к интересным выводам: по темпераменту я не сангвиник, а холерик, и по складу ума я, скорее, математик, а не гуманитарий… Представляешь, даже психологические тесты я умудрялась писать «как надо»!

Теперь я научилась верить себе, принимать себя, прощать себя, понимать, чего я хочу на самом деле… Это был длинный и нелёгкий путь. Я очень хочу, чтобы ты прошла его пораньше, чтобы не повторяла моих ошибок…

Ошибки будут, их не надо бояться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Просто запомни такие правила:

  • Никто не может сделать тебя несчастной, если ты ему этого не позволишь. То, как относятся к тебе люди, во многом отражает твоё отношение к себе.
  • Не пытайся заслужить любовь. Мы любим друг друга не за хорошие дела или качества характера, а несмотря на всё несовершенство! Поэтому ты достойна любви в любом случае. Просто упражняйся в любви!
  • Уважай каждого человека, который встречается тебе на пути. Благодарность и уважение вызывают благодарность и уважение в ответ. В противном случае человек становится похожим на того, кого он не уважает.
  • Очерти вокруг внутреннего «я», круг, в котором будут только твои личные интересы и желания. Никто не нарушит твой покой, если ты точно знаешь, чего ты хочешь, что любишь, а что ненавидишь.
  • Страх, боль, страдания – сигналы, говорящие о том, что ты забыла о благодарности и уважении. Иногда нам приходится проходить через сложные обстоятельства, но мы всегда можем быть благодарны за эти уроки. Чувства, которые мы при этом испытываем, вначале негативны, но мы можем ими управлять и не позволять им управлять нами.
  • И последнее: позволь себе чувствовать, позволь себе хотеть, позволь себе быть живой!»

Сначала я думала, а зачем мне нужно совершить этот путь к себе? Наверное, для того, чтобы иметь здоровое основание для общения с людьми. Для того чтобы этот мир не был для меня «кривым зеркалом», отвечающим лишь негативом и ухмылкой. К примеру, чтобы быть по-настоящему свободным, нужно знать, что такое границы. Также, чтобы по-настоящему любить других, нужно сначала полюбить себя.

Разве научившись любить, я познаю себя? Научусь слышать себя? Неужели отношения важнее всего? А как же «польза дела»?

Спасибо тебе, мама, за эти новые вопросы…

Что значит «быть самим собой» и зачем это нужно? Размышляет ученый, богослов, переводчик Марина Журинская.

Поменьше красивых фраз

Толчком для этих рассуждений послужило мое воровство. Я это должна заявить сразу и во всеуслышание. В каком-то интервью одного священника я услышала слова: «Главное - это быть самим собой».

Позже эти слова какие-то другие люди где-то повторяли. Конечно, идея эта существует не первый век, и даже не первое тысячелетие, но вот тут она как-то посвежела.

Я объяснила тому священнику, что мысль эта нуждается в разработке - и в каком направлении. Он меня выслушал, согласился, но сказал, что сам этим заниматься не будет. Таким образом, воровство мое, можно сказать, имеет «лицензию».

Что такое «быть самим собой»? Очень важно, как мы эту фразу понимаем, и что мы делаем для того, чтобы «быть собой».

Я думаю, что священник имел в виду некий нулевой цикл самопознания. Прежде чем идти на , хорошо бы сообразить, кто ты такой и в чем ты намерен каяться. Часто бывает так, что мы каемся в грехах, которые сами себе придумываем. Вроде бы в какой-то ереси, которая возникла в V веке, VI заглохла напрочь, а теперь вот ты такой добросовестный, что ее в себе обнаружил, в чем и каешься.

Это скучно священникам, да и сами мы в общем-то понимаем, что это, грубо говоря, бес крутит. А вот поди ж ты… Почему-то тянет на богословские изыски. И в общем-то, понятно почему: вот если ты на ребенка орешь страшным голосом, то как же в этом каяться? Неприятно…

На самом деле хорошо бы попроще к себе относиться, видеть себя таким, какой ты есть, а не воображать из себя некоего сверхчеловека, которому до полного духовного преображения осталось ровно три миллиметра.

Это и есть самый универсальный - видеть себя не таким, какой ты есть, а возвышеннее, утонченнее, и каяться в своей возвышенности и утонченности.

Я однажды услышала, как батюшка в на проповеди кается в том, что в прошедшем году, не привел паству к спасению. Батюшка этот очень хороший, он действительно много лет очень много делает для храма, общины и для отдельных людей.

Но сразу возникает вопрос. Ребята, а как он мог бы это сделать? Прежде всего не надо забывать, что к спасению приводит Христос. А священник, будь он хоть какой замечательный - все-таки не Он. Сам же говорит: «Аз, недостойный иерей»…

Очень красивая фраза - «не привел ко спасению». Какие после этого к нему могут быть претензии? Можно только пожалеть батюшку, который так страстно и пламенно кается. Но ведь эти слова пролетают мимо ушей, мимо ума и сердца. Только кивают все: «Спаси вас, Господи, батюшка».

А вот если бы он сказал: «Простите меня, дорогие, за то, что иногда я был небрежен с вами. Я плохо отвечал на ваши вопросы, не вдаваясь в суть. Да, мне было некогда, я плохо себя чувствовал, но вам-то от этого было не легче. И вот в этом я каюсь. Простите меня за то, что каждому человеку я не уделял столько внимания, сколько он заслуживает. Вы сами понимаете, что это невозможно. Приход большой, но стараться надо, а я не всегда достаточно старался это делать. Иногда идешь, торопишься причащать умирающего, вдруг какая-то подходит тетенька, говорит что-то непонятное, отмахиваешься от нее. А ведь тетеньку тоже нужно было бы потерпеть, и хотя бы постараться понять, чего она от тебя хочет».

Вот услышав от (любимого!) батюшки такое покаяние, прихожане и сами взяли бы в толк, как и в чем каяться. потому что это совершенно типичные грехи. Все мы друг с другом грубы и небрежны. Звонит тебе подруга, хлюпает носом, а ты отмахиваешься: «Терпи, смиряйся и вообще отстань от меня, у меня голова болит». А об обращении с детьми и родными можно уже даже не говорить. Вот эти грехи, грехи против ближнего, искажают нашу бессмертную душу.

О чисто формальном вычитывании - я ненавижу слово «вычитывание» - тоже можно не говорить. Приходит тетя на исповедь, руки по швам: «Правило вычитала».

Милая моя, как ты его вычитала? Ты же страницы считала, ты же молитвы считала по пальцам. «Ага, десять молитв. Шесть прочла, значит, еще четыре осталось, слава Тебе, Господи». Вот что такое наши грехи, а вовсе не тонкие вопросы каких-то малоизвестных древних правил.

В этом смысле и хорошо бы понять, «кто я такой». Кто я такой в данный момент? И хорошо ли это? Быть самим собой - значит это понимать. Дальше нулевой цикл самопознания кончается. И мы начинаем видеть, какая гигантская дистанция между тем, какие мы сейчас, и такими, какими нас Господь задумал. Ведь сказано: «Прежде, чем Я создал тебя во чреве матери твоей, Я знал тебя» (Иер 1:4–5).

Это и есть весь смысл нашей жизни - проходить путь от того состояния, в каком мы есть на данный момент, до того райского небесного состояния, которое в нас провидел Господь, когда нас создавал. А Он хочет, чтобы мы были такими.

Именно поэтому очень важно осознать, какие же мы есть. И именно поэтому если мы будем перед Его всевидящим и все понимающим взором, грубо скажем, «выпендриваться», ничего хорошего в этом не будет.

Здравствуйте,

На дворе лето - полным ходом… Поэтому давайте поговорим о такой знакомой и незаслуженно забываемой многими теме. Вопрос простой: как быть самим собой? Если точнее - как оставаться самим собой всегда ?

Почему всегда? Всегда означает не только какие-то тяжелые стрессовые ситуации, которые сразу приходят на ум… Хотя и их, естественно, тоже. “Всегда” означает - действительно всегда . Когда мы что-то получили и когда потеряли. Когда нас окружает разочарование и когда распирает радость. Когда наивно думаем, что будем жить вечно и когда молча прощаемся с этой жизнью…

Всегда означает действительно всегда . В любой момент времени. Постоянно. Независимо от того, какие чувства внутри сейчас. И что вокруг.

…Но все по порядку.

Вложить душу в жизнь

На востоке есть поговорка: «Важно не чем мы занимаемся, а как мы это делаем ». Чем заниматься в жизни - это внешняя оценка. Это оценка жизни по плодам. Чего, кто там добился. Это некий примитивный взгляд на жизнь. Жизнь не в этом.

Жизнь в том, как мы прожили . С каким качеством. Вложили ли душу в то, что мы делали? Это то, в чем состоит жизнь.

Нужно быть самим собой - заниматься своим делом, а не просто зарабатывать деньги, какие-то дивиденды из жизни извлекать. Нужно реализовать то, что нам дано нам Богом. Почему?

Потому что мы перед Богом реализуем это. В этом кроется невозмутимость:

«Я не привязан к этому миру, и даже смерть не должна сворачивать меня с пути. Мне даны какие-то качества и таланты, и я должен их реализовать ».

Это . Вот что значит вложить душу в свою жизнь - всегда быть самим собой.

Как быть самим собой

В древнем санскритском писании говорится: «Лучше плохо исполнять свой долг в этом мире, чем хорошо, но чужой ». Нужно быть тем, кто мы есть. А не подрожать.

Не быть руководимым завистью, жадностью, ложным престижем (это все взгляд вовне, на внешние плоды: желание сыграть какую-то роль) - а быть самим собой.

Вне зависимости от того, что на внешнем плане, всегда хранить этот путь - путь души в этом мире. Вот в этом - совершенство жизни.

…И все это только первый опыт души, который мы реализуем в своей психике. Но есть второй момент, очень важный.

Реализация своей природы никогда не должна быть эгоистичной сама по себе: «Я реализую себя и от этого наслаждаюсь». Нет. Всегда реализация своей природы должна быть связана со служением другим. Почему?

Потому что талант в человеке - это проявление Бога. А Бог - из него исходит энергия абсолютной любви - она всем дается, а не только нам. Поэтому то, что нам дано - мы должны отдать другим.

…И это вторая невозмутимость, которая у нас должна быть.

Итак, первая - реализация себя перед Богом. Вторая - никогда эгоизм не должен затронуть наше сердце.

Как духовный эгоизм мешает быть собой

Эгоизм на духовном плане - тоже есть. Он связан с влиянием . Знаете, такая экзальтированная независимость. Когда я как душа независим от другого. Когда эти спокойные медитации, во время которых пытаются где-то раствориться в каком-то свете… И наслаждаться, мол, оставьте меня все остальные в покое. Это духовный эгоизм.

Природа души - не в этом. Тонкое влияние эго даже на духовном уровне может проявляться в этом. Это обман на духовном уровне.

Природа души - служить другим, отдавать любовь. Любовь - это постоянно экспансирующаяся энергия. Это текущая энергия. Неспокойная энергия.

Обратите внимание. Если мать любит - она очень активна. Если мужчина любит женщину - он очень активен. Если женщина любит мужчину - она очень активна. Природа любви - это активность.

Поэтому в этом мире мы также должны хранить этот принцип. Всегда служить, всегда помогать другим, всегда отдавать то, что нам дано, другим. , связано также с бескорыстием. С тем, чтобы кому-то помочь.

И если мы будем учить всю жизнь эти два урока любви - стараться понимать, как быть самим собой и бескорыстно служить другим - мы одухотворим свою жизнь.

Согласны?

Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

По семинару Олега Гадецкого «Уроки Жизни»

Наверно, каждому хочется прожить жизнь с ощущением того, что это именно его жизнь, именно его выбор. С сознанием того, что он сам определяет свою судьбу.

И если это присутствует, тогда человек наполнен энергией, уважением к себе и другим и стремлением постоянно улучшать свою жизнь. Но очень часто мы чувствуем себя, как муха, которая запуталась в паутине.

Аудио-версия статьи «Как быть самим собой»:

Запутались в каких-то обязательствах, ненужных, непонятных отношениях, на непонятно какой работе. Все время кому-то должны и чему-то обязаны. И нам нужно успеть сделать миллион непонятных вещей и дел. Мы как будто носимся по замкнутому кругу, как в колесе. Все время чего-то не успеваем. И постоянно ругаем себя за это.

Если посмотреть на начало формирования этого процесса, то мы вспомним детство и наших родителей, которые жили так же, как и мы сейчас. При этом все время «дергали »нас.

И мы, будучи маленькими детьми, четко понимали, что жизнь — это стремительный поток, в котором, чтобы выжить нужно все время «успевать, соответствовать, напрягаться», и что это (с позиции маленького ребенка) вряд ли возможно. И это нас расстраивает.

Если бы могли сбросить шелуху нашего детского восприятия жизни, переживание несоответствия взрослому темпу жизни, взрослому напряжению, то мы бы смогли увидеть, какие мы на самом деле.

Наверно, самый эффективный путь к себе Самому сейчас – это доверять своим чувствам. Верным ориентиром будет следующий момент:

  • Если Вы, совершая какой-то поступок, общаясь с кем-то, занимаясь каким-то делом, чувствуете себя хорошо, значит это то, что хотите именно вы. И в этот момент проявляется ваше внутреннее «Я».
  • Если же чувства говорят Вам, что у Вас нет интереса и радости оттого, что Вы делаете, значит, Вы сейчас не слышите Ваше «Я» и делаете это дело для кого-то (для начальника, мужа или жены, родителей…). Тогда во втором случае перед вами стоит выбор – отказаться это делать или согласиться с этим.

Например, Вы делаете за кого-то работу и плохо себя чувствуете. Вы можете честно отказаться, сказать: «Я не готов это делать для тебя». Второй вариант – найти свой интерес и пользу для себя: «Я хороший друг», «Я хороший коллега», «На меня всегда можно положиться» и т.д.

И в том и в другом случае Вы почувствуете себя лучше. Потому что в первом варианте Вы займетесь тем, что Вам интересно и важно, а во втором случае Вы увидите свои приоритеты в жизни.

На пути к самому себе человек преодолевает очень много внутренних барьеров и ограничений, которые заложены родителями и обществом. Самое главное, преодолевая эти барьеры и отказываясь от некоторых родительских установок

  • «ты должен быть послушным сыном»,
  • «надо одеваться скромно»,
  • «у тебя должна быть нормальная работа»

социальных ожиданий и требований («нормальные девушки выходят замуж до 25 лет», «разводиться стыдно», «к 30 годам нужно иметь квартиру, машину, семью»), и, замечая как часто ты стремишься им соответствовать или переживаешь, когда это не получается, относиться к самому себе с уважением .

Для того, чтобы освободиться от внутренних ограничений, отнесись к себе с уважением (не ругай себя). А посмотри с интересом: «А какой Я?». Замени свое недовольство на удивление и интерес.

Этот интерес и уважение к самому себе совершенно точно приведут Вас к той удивительной личности, какой Вы и являетесь. Чтобы БЫТЬ САМИМ СОБОЙ важно принимать себя, не осуждая себя ни за ошибки, ни за промедления. Давать себе достаточно времени и заботится о своих интересах, что не исключает уважения интересов других.

На первый взгляд, совет может казаться очень простым, даже банальным, но не ведитесь на это...
Во время прочтения многие из вас осознают, что нас с детства приучали быть кем-то, но только не самим собой: "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь ?" - невольно нас подталкивают к выбору без выбора... мы хотим быть докторами, космонавтами, трансформерами, золушками, ниндзями-черепашками... затем у нас кумиры бизнесмены, певцы и кинозвезды. И уже к 20 годам вы просто не знаете кто вы и на что способны. Осознание этой главы и простое самовнушение в дебри подсознания "Будь самим собой !" выведут вас из замкнутого круга и навсегда изменят жизнь!

«Будь собой. Прочие роли уже заняты.» Оскар Уайльд

Как быть собой, Вступление:

Эта история произошла около 700 лет назад. Великий учитель, умудренный опытом, пользующийся почетом и славой, лежал на смертном одре. Ученики и верные последователи спрашивали, страшно ли ему умирать. «Да, – ответил мудрец, – я боюсь встречи с Творцом». «Как же так? – удивились они. – Вы прожили такую до­стойную жизнь. Вы вывели нас из мрака незнания, как Моисей – свой народ. Вы решали споры между нами с мудростью Соломона». Услышав эти слова, учитель ти­хо ответил: «Когда я встану перед Творцом, он спросит меня не о том, на кого я был похож, на Моисея или Соломона. Он спросит: «Был ли ты собой?» Как видите, человек с незапамятных времен пытается быть собой. Почему он до сих пор не преуспел в этом? Потому что стремится угодить сразу всем.

Когда мы решаем жить так, как считаем нужным , обя­зательно появляются недовольные и обиженные: на­чальник, супруг или супруга, родители, дети. Сначала это решение приносит только чувство одиночества и ощу­щение того, будто все против нас. Но мы отвечаем только перед самими собой . Мнение или одобрение окружа­ющих не имеет никакого значения.

Вы несете ответственность за то, что решили жить по-своему. Вы отвечаете за результаты своих поступков и за обстоятельства своей жизни. Вина за ваши действия (или бездействие) ложится на ваши плечи . Нередко цен­ности и убеждения других людей будут расходиться с вашими. Несоответствие вашего образа жизни их представлениям о том, что правильно, а что неправиль­но, пугает их, поскольку на этих представлениях строи­лась вся их жизнь.

При столкновении противоположных убеждений на­чинается внутренняя борьба. Человек спрашивает себя: «Может быть, правы другие? Значит ли это, что я оши­баюсь?» Но тому, кто познал свою сущность, не могут угрожать чужие убеждения. Только сомневающийся в се­бе и не знающий своего истинного «я» может испугаться людей, которые прямо или косвенно ставят под угрозу его систему ценностей.

Роберт Энтони

”Хватить думать! Действуй!”

НАЙДИТЕ СЕБЯ И БУДЬТЕ СОБОЙ (Отрывок из книги Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить")

Перед началом статьи, хотелось бы добавить некоторое эссе
НАЙДИТЕ СЕБЯ И БУДЬТЕ СОБОЙ: ПОМНИТЕ, ЧТО НА ЗЕМЛЕ НЕТ ДРУГОГО ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК ВЫ

Я получил письмо от миссис Эдит Олред.. «Когда я была ребенком, я отличалась повышенной чувствительностью и застенчивостью, – говорит она в своем письме. – Я всегда имела лишний вес, а щеки у меня были такие, что я казалась даже толще, чем была. Моя мать была женщиной старого закала и полагала, что одежда не должна быть красивой. Она считала, что все это глупости. Она всегда говорила: „Широкая одежда будет хорошо носиться, а узкие вещи быстро порвутся“. Она одевала меня в соответствии с этим принципом. Я никогда не ходила в гости, не имела никаких развлечений. Когда я пошла в школу, я никогда не участвовала в играх на свежем воздухе и даже не занималась спортом. Я была болезненно застенчива. Я чувствовала, что я непохожа на других, и считала себя совершенно непривлекательной.

Став взрослой, я вышла замуж за человека на несколько лет старше меня. Но я не изменилась. Мои родственники со стороны мужа были людьми спокойными и уверенными в себе. Они обладали всеми качествами, которыми должна была бы обладать я. Я старалась изо всех сил быть похожей на них, но у меня ничего не получалось. Все их попытки сделать меня более общительной приводили к тому, что я все больше и больше замыкалась в себе. Я стала нервной и раздражительной. Я избегала всех своих друзей. Мое состояние настолько ухудшилось, что я дрожала от ужаса, когда звонили в дверь. Я чувствовала себя неудачницей. Я знала это и боялась, что муж это заметит. Поэтому, когда мы бывали в обществе, я старалась выглядеть веселой и нередко переигрывала. После этого я чувствовала себя несчастной в течение нескольких дней. Наконец, я пришла в такое подавленное состояние, что мне стало казаться бессмысленным продолжать жить. Я стала думать о самоубийстве».

Что же изменило жизнь этой несчастной женщины? Одно случайное замечание!

«Случайное замечание, – продолжала миссис Олред, – преобразило всю мою жизнь. Однажды моя свекровь стала рассказывать о том, как она воспитывала своих детей, и сказала: „Что бы ни случилось, я всегда требовала, чтобы они были самими собой “… Быть собой? .. Это замечание заставило меня по новому осмыслить мою жизнь. Вдруг меня осенило. Я поняла, что все мои горести были вызваны тем, что я пыталась играть роль, которая мне совершенно не подходила.

Я сразу изменила свое поведение. Я начала быть собой. Я старалась изучить свою собственную личность. Пыталась выяснить, что я собой представляю. Я изучила свои достоинства. Я научилась выбирать цвета и стили в одежде, стала одеваться к лицу. Завела новых друзей. Вступила в общественную организацию, которая сначала была небольшой, – и я оцепенела от страха, когда мне поручили сделать доклад. Но с каждым новым выступлением я становилась все смелее и смелее. Мне потребовалось много времени – но сегодня я более счастлива, чем мне когда либо представлялось в мечтах. Воспитывая своих детей, я всегда учила их тому, что познала на таком горьком опыте: „!”»

Эта проблема – хотеть быть собой – «стара как мир, – говорит доктор Джеймс Гордон Джилки, – и столь же универсальна, как человеческая жизнь». Нежелание быть собой является скрытой причиной многих неврозов, психозов и комплексов. Анджело Патри написал тринадцать книг и тысячи газетных статей о воспитании детей, и он говорит: «Наиболее несчастен тот человек, который жаждет стать кем то и чем то другим, чем та личность, которой он является по своему физическому и психическому складу».

Это стремление быть кем то другим особенно распространено в Голливуде. Сэм Вуд, один из самых известных режиссеров Голливуда, рассказывал, что самые большие трудности с молодыми честолюбивыми актерами возникали у него из за этой проблемы: заставить их быть самими собой. Они все хотели стать второсортной Ланой Тэрнер или третьесортным Кларком Гейблом. «Публике уже знакома их яркая индивидуальность, – неустанно повторяет им Сэм Вуд, – и сейчас она хочет чего то другого».
До постановки таких фильмов, как «Прощайте, мистер Чипс» и «По ком звонит колокол», Сэм Вуд много лет работал в сфере торговли недвижимым имуществом, подготавливая кадры агентов по сбыту. Он заявляет, что одни и те же принципы применимы и к миру бизнеса, и к миру кино. «Вы ничего не достигнете, если будете все время обезьянничать. Нельзя быть попугаем. Опыт научил меня, – говорит Сэм Вуд, – что самое целесообразное – как можно быстрее избавляться от людей, которые изображают из себя тех, кем они не являются».

Недавно я спросил Пола Бойнтона, руководителя отдела кадров крупной нефтяной компании «Сокони–Ва куум Ойл», в чем самая большая ошибка людей, которые обращаются к нему по поводу работы. Он должен знать: он беседовал более чем с шестьюдесятью тысячами человек, искавших работу, а кроме того, он написал книгу, озаглавленную «6 способов получить работу». Он ответил: «Самая большая ошибка людей, ищущих работу, состоит в том, что они хотят казаться не такими, какими они являются. Вместо того, чтобы держаться непринужденно и быть совершенно откровенными, они часто стараются давать такие ответы, которые, как они думают, вы хотите услышать. Но это не срабатывает, потому что обманщики никому не нужны. Как и фальшивые монеты».

Вот история одной женщины, которая убедилась в этом на собственном горьком опыте. Она была дочерью кондуктора трамвая. Эта девушка стремилась стать певицей. Но ее лицо причиняло ей большие неприятности. У нее был большой рот и выдающиеся вперед зубы. Впервые выступая перед публикой в ночном клубе в Нью Джерси, она старалась оттягивать верхнюю губу вниз, чтобы скрыть свои зубы. Она пыталась держаться «очаровательно», но что из этого получилось? Она выглядела смешной. Ее карьера могла кончиться провалом.

Однако среди посетителей ночного клуба оказался человек, который, услышав ее пение, подумал, что у нее есть талант. «Послушай, – напрямик сказал он, – я наблюдал твое выступление и знаю, что ты пытаешься скрыть. Ты стыдишься своих зубов». Девушка смутилась, но мужчина продолжал говорить: «Ну и что из этого? Разве это преступление – иметь некрасивые зубы? Не старайся скрывать их! Открывай рот, и публика полюбит тебя, когда увидит, что ты не стыдишься. Кроме того, – проницательно заметил он, – эти самые зубы, которые ты стараешься скрыть, возможно, принесут тебе успех и богатство!»
Кэсс Дейли последовала его совету и забыла о своих зубах. С того времени она думала только о публике, которая слушала ее. Она широко открывала рот и пела с таким чувством и темпераментом, что стала одной из самых ярких звезд в кино и на радио. Другие комедийные актрисы пытаются сейчас подражать ей!

Знаменитый Уильям Джеймс имел в виду людей, которые так и не нашли себя, когда заявил, что средний человек развивает только десять процентов заложенных в нем интеллектуальных способностей. «В сравнении с тем, какими мы должны быть, – писал он, – мы бодрствуем только наполовину. Мы используем лишь небольшую часть наших физических и умственных ресурсов. Говоря в общем, человек, таким образом, далеко не использует своих возможностей. Он обладает силами различного рода, которые обычно пропадают втуне».

Вы и я обладаем такими способностями, поэтому не будем терять ни секунды на беспокойство по поводу того, что мы непохожи на других людей. Вы представляете собой нечто новое в этом мире. Никогда, с самого начала времен, не было другого человека, в точности такого, как вы; и на протяжении всех будущих веков никогда снова не будет вашего полного подобия. Согласно данным генетики, мы становимся именно такими, как мы есть, в основном в результате взаимодействия 24 отцовских и 24 материнских хромосом. В этих 48 хромосомах заложено все, что определяет нашу наследственность. «В каждой хромосоме может насчитываться, – пишет Амран Шейнфелд, – от двух десятков до сотен генов, – причем в некоторых случаях лишь один ген способен изменить всю жизнь человека». Действительно, мы сотворены «страшным и чудесным образом».

Даже после того, как ваши отец и мать встретились и вступили в брак, существовал только один шанс из 300000 миллиардов, что родится именно такой человек, как вы! Другими словами, если бы у вас было 300000 миллиардов братьев и сестер, они все могли бы быть непохожими на вас. Вы думаете, все это предположения? Ничего подобного. Это научный факт. Если вы хотите получить дополнительные сведения по этому вопросу, зайдите в вашу публичную библиотеку и возьмите книгу, озаглавленную «Вы и наследственность». Автор – Амран Шейнфелд.

У меня есть основания говорить о необходимости «найти себя», поскольку меня это глубоко затрагивает. Я знаю, о чем говорю. Мой печальный опыт обошелся мне слишком дорого. Вот иллюстрация: когда я впервые приехал в Нью Йорк с кукурузных полей Миссури, я поступил в Американскую академию драматических искусств. Я стремился стать актером. Мне пришла в голову, как я считал, блестящая идея, настолько простая, настолько беспроигрышная, что я не мог понять, почему тысячи честолюбивых людей на нее еще не натолкнулись. Идея заключалась в следующем: я изучу как знаменитые актеры того времени – Джон Дрю, Уолтер Хэмпден и Отис Скиннер, . Затем я собирался заимствовать лучшие качества каждого из них и объединить их в себе. Я думал, что это поможет мне стать самым блистательным и непревзойденным актером. Как глупо! Как нелепо! Мне пришлось потерять годы cвоей жизни, подражая другим людям, пока до моей бестолковой миссурийской башки дошло, что я должен быть самим собой и что, возможно, я и не мог бы стать кем либо другим.

Этот печальный опыт должен был послужить мне уроком на много лет. Но этого не случилось. Куда мне, я был слишком туп. Мне пришлось снова пройти через все это. Несколько лет спустя я принялся писать книгу, которая, как я надеялся, будет самой лучшей книгой по ораторскому искусству для деловых людей, которая когда либо была написана. Однако в работе над книгой я руководствовался той же глупой идеей, которую я применял, готовясь стать актером. Я собирался заимствовать мысли многих других писателей и объединить их в одной книге, – книге, в которой содержалось бы все. Итак, я достал десятки книг по ораторскому искусству и потратил целый год на то, чтобы включить их мысли в свою рукопись. Но в конце концов меня осенило, что я снова веду себя глупо. Эта мешанина из мыслей других людей, которую я написал, была такой компилятивной, такой скучной, что ни один деловой человек не стал бы корпеть над ней. Тогда я отправил в корзину для мусора этот плод моего годичного труда и начал все сначала. На этот раз я сказал себе: «Ты должен оставаться Дейлом Карнеги, со всеми его недостатками и слабостями. По всей вероятности, мы можешь быть никем другим». Я отказался от мысли сочетать в себе достоинства других людей, засучил рукава и занялся тем, чем мне Следовало заняться с самого начала: написал учебник по ораторскому искусству, в котором нашли отражение мой собственный опыт, наблюдения и мысли, накопившиеся у меня как у оратора и преподавателя ораторского мастерства. Я усвоил – надеюсь навсегда – урок, который усвоил сэр Уолтер Рэлей. (Я говорю не о сэре Уолтере, который бросил свой плащ на грязную мостовую, чтобы на него ступила королева. Речь идет о сэре Рэлее, который был профессором английской литературы в Оксфорде в 1904 году.) «Я не могу написать книгу на уровне Шекспира, – сказал он, – но я могу написать свою собственную книгу».

Будьте самим собой. Следуйте мудрому совету, который Ирвинг Берлин дал покойному Джорджу Гершвину. Когда Берлин и Гершвин впервые встретились, Берлин был знаменит, а Гершвин был молодым композитором, пробивающим свою дорогу в жизни. Он зарабатывал только тридцать пять долларов в неделю сочинением легкой музыки. На Берлина произвели глубокое впечатление способности Гершвина, и он предложил ему работу в качестве своего музыкального секретаря, причем его заработок должен был увеличиться втрое. «Но не соглашайтесь на эту работу, – посоветовал Берлин. – Если вы займетесь ею, вы, возможно, станете второсортным Берлином. Но если вы будете настойчиво оставаться самим собой, настанет день, когда вы станете первоклассным Гершвином».

Гершвин внял этому предупреждению и постепенно стал одним из самых известных американских композиторов своего поколения.

Чарли Чаплин, Уилл Роджерс, Мэри Маргарет Макбрайд, Джин Отри и миллионы других были вынуждена усвоить урок, который в этой главе я пытаюсь донести до вашего разума. Им это дорого обошлось – как и мне.

Когда Чарли Чаплин начал сниматься в кино, режиссер фильмов настаивал, чтобы он подражал популярному немецкому комику того времени. Чарли Чаплин не мог ничего достичь, пока не проявил свою индивидуальность. Боб Хоуп пережил то же самое: в течение многих лет он был исполнителем танцев с пением – и ему так и не удавалось . Он прославился, когда выбрал свой собственный жанр – искусство юмористического рассказа. Роджерс много лет выступал статистом в водевилях, не произнося ни слова. Он бы так и не преуспел, если бы не обнаружил у себя дар рассказывать юмористические истории.

Когда Мэри Маргарет Макбрайд впервые стала выступать на радио, она избрала для себя амплуа комической актрисы ирландки и потерпела неудачу. Когда же она начала играть саму себя – простую деревенскую девушку из Миссури, – то стала одной из самых популярных звезд нью йоркского радио.

Когда Джин Отри старался избавиться от своего техасского акцента и утверждал, что он из Нью Йорка, люди только смеялись за его спиной. Но когда он стал играть на своем банджо и петь ковбойские баллады, то было положено начало его карьеры. Джин Отри сделался самым популярным в мире ковбоем как в кино, так и на радио. (прим. напоминает историю всем известной Опры Уинфри)
Вы являетесь чем то совершенно новым в этом мире. Радуйтесь этому. Используйте наилучшим образом то, что вам дала природа. В конечном итоге всякое искусство автобиографично. Вы можете петь только своим голосом. Вы можете рисовать только своей рукой. Вы должны быть таким, каким вас сделали ваш опыт, ваша среда и ваша наследственность. Что бы ни случилось, вы должны возделывать свой маленький сад. Чтобы ни случилось, вы должны играть на своем маленьком инструменте в оркестре жизни.

Эмерсон в своем эссе «Доверие к себе» писал: «В духовной жизни каждого человека наступает такой момент, когда он приходит к убеждению, что зависть порождается невежеством; что подражание – самоубийство; что человек, хочет он того или нет, должен примириться с собой, как и с назначенным ему уделом; что какими бы благами ни изобиловала вселенная, хлеба насущного ему не найти, коль скоро он не будет прилежно возделывать отведенный ему клочок земли. Силы, заложенные в нем, не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя»

Чтобы выработать у себя такое отношение к жизни, которое принесет вам покой и освободит от беспокойствва, выполняйте правило пятое:

Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой
.

 

Возможно, будет полезно почитать: