" Исследование дальнейшей эволюции человека" Мерфи Майкл. Будущее тела

Sports Illustrated/Getty Images/Fotobank.ru

Психолог и философ с дипломом Стэнфордского университета Майкл Мерфи (Michael Murphy)— крупнейший специалист в области и мастер, а также знаток истории религий и шаманизма. Всю жизнь Мерфи посвятил поискам ответа на вопрос: есть ли предел человеческим возможностям? В это трудно поверить, но, потратив полвека, он убедился: предела нет, и потенциал безграничен. Эту смелую мысль он доказывает в монографии «Будущее тела: исследование дальнейшей эволюции человека». В книге собраны описания более десятка тысяч случаев проявления экстраординарных способностей человека.

Окончив университет, Мерфи оказался в Индии, в местечке Пондичерри. Биографы называют этот момент поворотным в его судьбе. Он задержался в Индии на полтора года, живя и обучаясь в индийской духовной общины Шри Ауробиндо. Уже в те годы (1956-1957) это место прославилось не только как крупнейший мировой -центр, но и как экспериментальная лаборатория эволюции человека — имеются ввиду в первую очередь медитативные и психоделические опыты.

Жизнь в ашраме настолько вдохновила Мерфи, что, вернувшись в США, он решил открыть подобный исследовательский центр на родине. Это был дерзкий, необычный и весьма успешный проект. Совместно с психологом Ричардом Прайсом Мерфи создал уникальный . С первого дня этот институт был провозглашен зоной, свободной от политики, моральных догм и общественных стереотипов. До сих пор в Эсалене изучают десятки практик, раскрывающих потенциал человеческих возможностей. Здесь преподают известные на весь мир ученые, духовные лидеры и инструкторы.


Заметную роль Мерфи сыграл и в новейшей российской истории: именно он инициировал поездку Бориса Ельцина в Америку в 1990 году, после которой закончилась холодная война и началась конструктивная дипломатия. Так что ко всем заслугам Мерфи можно смело добавить еще и миротворчество.


Сегодня 80-летний Мерфи остается ключевой фигурой в трансперсональной психологии — наиболее прогрессивном направлении наших дней.

Те счастливчики, которым выпала честь общаться с Мерфи на его лекциях или интервью, утверждают, что он поразительно искренний, любознательный человек и невероятно талантливый рассказчик. Многие известные политики, экономисты, ученые, бизнесмены, артисты, художники и простые люди под влиянием Мерфи увлеклись развивающими практиками — , медитациями, — и даже сделали их главными занятиями в своей жизни.

Теория, что внутреннее самосовершенствование оказывает наиболее мощное влияние на жизнь человека в целом (и на социальный успех в частности!), только сегодня начинает находить понимание. А ведь Мерфи говорил об этом еще полвека назад.


В июне Мерфи посетит Москву как участник XVII Всемирного трансперсонального конгресса. Это далеко не первый его визит в Россию, однако он обещает быть одним из самых значимых и интригующих, учитывая масштабность запланированного мероприятия.

Загадки Библии… Тайны древних пророчеств… Их пытается разгадать археолог Майкл Мерфи посвятивший жизнь поиску реальных ДОКАЗАТЕЛЬСТВ библейских легенд. И теперь он уверен: сбывается одно из САМЫХ СТРАШНЫХ пророчеств Ветхого Завета… Во время раскопок руин Вавилона обнаружены фрагменты идола, созданного царем Навуходоносором и считавшегося уничтоженным… Охота за уникальным артефактом, способным изменить СУДЬБУ МИРА, начинается! Наступает время НОВОЙ войны сил Света и Тьмы…

Первым делом самолеты! Истребитель из будущего Александр Баренберг

Из XXI века – в 1941 год! От экрана ноутбука – за штурвал истребителя И-16. Из компьютерной игры-авиасимулятора – в пылающее небо Великой Отечественной. Новый поворот классического сюжета о «попаданце»! Наш современник в теле «сталинского сокола». Он откроет Вождю будущее и убедит в неизбежности войны. Он освоит новейший суперистребитель И-185, запущенный в массовое производство по его подсказке и превосходящий хваленые «мессеры» по всем статьям. Он перепишет историю набело, отменив катастрофу 1941 года. И на рассвете 22 июня наши ВВС встретят асов…

Другое тело Милорад Павич

Роман «Другое тело» - одно из последних произведений знаменитого сербского писателя Милорада Павича. С прочими его творениями эта книга находится не в прямом родстве: лучше читать ее как обычно, от начала и до конца, шаг за шагом следуя за перипетиями сюжета, проходя все дороги и тропинки, которые выведут читателя на прямой путь, где его ожидает развязка. Без загадок и тайн, конечно, не обошлось: чтобы волшебство претворилось в жизнь, герои ищут перстень с камнем, Богородицыны слезы и заклинание, начертанное на дне бокала. Вечное желание человека…

Френки и Майкл Денис Чекалов

Город Темных Эльфов – центр цивилизации и культуры на Земле. Здесь царит мир – но любое спокойствие легко нарушить... Трое вампиров пришли сюда из южных пустынь, сея на улицах смерть, хаос и разрушение. Остановить их должны темный эльф Майкл и демонесса пламени Франсуаз. В поисках источника зла защитники города отправляются в раскаленную солнцем пустыню – туда, где мозговые полипы поджидают неосторожных путников и чернеет в песках зловещая тюрьма Сокорро.

Чужое тело Антон Орлов

Похитив женщину-киборга Тину Хэдис, неизвестные злоумышленники пересаживают ее разум в хрупкое тело молодой девушки: старый враг Тины задумал утонченную и изуверскую месть. С риском для жизни ее друзья, обладающий сверхъестественными способностями андроид Стив Баталов и славящийся феноменальной интуицией полицейский Поль Лагайм, пытаются ее спасти. Третья книга о Тине Хэдис.

Назад в будущее Боб Гэйл

Герой романа Марти Макфлай - студент колледжа - волею случая путешествует во времени. Перенесясь из 80-х годов в 50-е, он встречается со своими родителями. Семнадцатилетняя мать героя влюбляется в пришельца из будущего - собственного сына. Марти понимает: если расстроится брак его будущих родителей - ему никогда не родиться на свет.

Пришельцы из Будущего: Теория и практика… Брюс Голдберг

В своей книге д-р Брюс Голдберг исследует возможность путешествия во времени и рассматривает теории и факты, доказывающие, что путешествия во времени - повседневное явление! Люди из нашего будущего возвращаются назад в качестве путешественников во времени. Как доказывает Голдберг, их-то мы ошибочно и принимаем за «инопланетян». Он объясняет, каким образом эти путешественники во времени используют, вместо космических кораблей или машин времени, гиперпространственный механизм.

Твое тело говорит «Люби себя!» Лиз Бурбо

ЛИЗ БУРБО Автор 13 книг, среди которых бестселлер «Слушай свое тело», основательница крупнейшей в Квебеке школы личностного развития, филиалы и деятельность которой распространились по всему франкоязычному миру, Около 500 наименований самых распространенных болезней и недомоганий в алфавитном порядке - что это, очередной популярный медицинский справочник? Да, здесь есть простые, лаконичные сведения о болезнях и их признаках. Но главная особенность книги в том, что все болезни в ней, от насморка и зуда до рака и СПИДа, рассматриваются лишь как……

В поисках Чудесного. Чакры, Кундалини и семь… Бхагаван Раджниш

В этой книге Ошо говорит о самом «эзотерическом» предмете в абсолютно практичной и земной манере. В чем суть семи тел, энергии Кундалини и чем отличается жизнь после смерти и возможность следующего воплощения для человека, освоившего лишь свое физическое тело, от того, кто осознал второе, третье и т. д.? Что значит получить шактипат от Мастера? Что такое грэйс? Чем отличается движение энергии Кундалини в мужчин: и женщине? Каково значение Тантры, и как любящие могут помочь друг другу в движении от нижнего центра к высшему? Почему Динамическая медитация…

Странные летучие тела Йордан Радичков

Мир поражается тому, что в воздушном пространстве появились странные летучие тела. В старых черказских хрониках эти тела называются бактрианами. В них записано, что бактриан живет везде: в песках, в воде – есть и водные бактрианы, – в воздушном пространстве; кто может взглянуть на солнце, увидит в его глазу бактриана. Никто не знает, где и когда он может появиться.

Будущее уже началось: Что ждет каждого из… Брюс Стерлинг

Нынешнему поколению суждено увидеть мир, который будет совершенно не похож на наш. Совершив настоящий прорыв в будущее, известный писатель-фантаст Брюс Стерлинг рассказывает о том, как изменится мир в ближайшие пятьдесят лет. Взяв за основу известный монолог Шекспира, Стерлинг посвящает каждую главу своей книги одной из семи сцен в драме человеческой жизни: детству, школе, любви, войне, политике, работе и старости. Рассматривая проблему с нескольких сторон, Стерлинг делится с читателями своими остроумными и неожиданными наблюдениями по поводу…

В свои разрушенные тела вернитесь Филип Фармер

Роман «В свои разрушенные тела вернитесь» открыл целый цикл произведений о таинственном «Мире Реки», где были воскрешены все умершие на Земле люди. В книге первой описываются в основном устройство Мира Реки и попытки главного героя - Ричарда Бертона разобраться в происходяшем. Написан на основе неизданного романа «Взыскуя плоти» («I Owe for the Flesh»), рукопись которого считалась утерянной.

... Сотлетия будущего Айзек Азимов

Американский писатель, автор научно-фантастических романов Айзек Азимов посвящает настоящую статью интересным размышлениям о том, какой может стать Америка к своему трехсотлетию (2076 г.), четырехсотлетию (2176 г.) и даже в более поздние времена. Доктор Азимов - не только литератор, но и ученый. Когда он не занят размышлениями о будущем, он погружен в изучение прошлого. В настоящее время он пишет четвертый том своей истории Соединенных Штатов (под названием «Золотая дверь»), охватывающий период с 1865 по 1920-е годы. Эта работа, однако, лишь часть его…

Очень страшная миссис Мерфи Йон Колфер

Вилли и его старший брат обречены. Мало того, что каникулы безнадежно испорчены, – наказание, которое придумали мама и папа, грозит испортить братьям всю оставшуюся жизнь. Несколько часов в неделю им предстоит проводить в библиотеке, где повелевает очень страшная миссис Мерфи. Другого такого коварного и беспощадного библиотекаря еще не видывал свет. И горе тому, кто осмелится засмеяться в ее мрачном царстве или, не дай бог, чуточку пошалит…

«Эта книга создавалась около 30 лет. В ней собрано, систематизировано и осмыслено огромное количество свидетельств о проявлении людьми телесных и душевных способностей, явно выходящих за пределы того, что считается для человека естественным (например, левитация, ложная беременность, телекинез, шаманизм, духовное целительство и другие пограничные явления). На первый взгляд, эта книга может показаться очередным образцом эзотерической литературы.

В действительности ее автор Майкл Мерфи остается на позициях науки, но понимает ее границы как развивающиеся. Он призывает не отмахиваться от того, что плохо согласуется с сегодняшними теориями, а терпеливо изучать свидетельства и явления, не получившие пока внятного научного объяснения. «Чтобы исследовать глубинные сферы человеческого опыта, мы должны быть открытыми и непредубежденными, но быть бдительными ко всякого рода преувеличениям». Мерфи не рассматривает экстраординарные способности как присущие особому типу людей: «Результаты исследований опровергают утверждение, что сверхнормальные способности доступны только некоторым из нас».

Он убежден, что человечество продолжает эволюционировать. «Мы проживаем только часть жизненного потенциала, который нам дан» – с этих слов начинается эта книга. А заканчивается она тем, как трансформативные практики, развивающие целостность человеческой природы, помогают каждому реализовать этот потенциал.

Эта книга – событие. Мерфи перебрасывает мосты и соединяет, а не разделяет и противопоставляет. Предлагая много информации и воодушевляющих идей для широкой аудитории, он одновременно открывает целый ряд новых перспектив для исследований на стыке разных наук: философии, психологии, медицины, антропологии, религиеведения.

Сверхнормальные способности есть лишь у некоторых из нас? ученые это опровергают

Перевод этой чрезвычайно сложной и объемной книги можно было бы счесть почти идеальным, если бы не один досадный минус: в ряде случаев оказались искажены имена известных людей, а также другие имена собственные, например, шекспировских персонажей. В итоге остался ряд ошибок, порой курьезных (Глоуцестер вместо Глостер, Жанет вместо Жане, Дюркхейм вместо Дюркгейма, Гэлтон вместо Гальтона, искажены названия известных книг Платона, Юнга и Ромена Роллана. Так что при переизданиях (а они явно последуют) переводчикам и редакторам еще есть над чем поработать».

Об авторе книги

Майкл Мерфи (Michael Murphy) – американский психолог; после окончания Стэнфордского университета (США) более года жил в ашраме Шри Ауробиндо в Индии; затем основал в Калифорнии Институт Эсален по исследованию возможностей человека, слава которого распространилась далеко за пределами США. «Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека», РИПОЛ Классик, Открытый мир, 912 с.

  • 1. Предисловие к русскому изданию
  • 2. Предисловие редактора
  • 3. Благодарности
  • 4. К сведению читателей
  • 5. Часть 1. ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСТРАОРДИНАРНОЙ
  • 6. ЖИЗНИ
  • 7. 1. Введение
  • 8. 2. Различные свидетельства о трансформативных
  • 9. способностях человека
  • 10. 2.1. Обзорный, или интегральный, эмпиризм
  • 11. 2.2. Данные парапсихологии и исследований
  • 12. паранормальных явлений.
  • 13. 2.3. Данные о том, что нервная, эндокринная и
  • 14. иммунная системы оказывают взаимное
  • 15. воздействие друг на друга
  • 16. 3. Эволюция и необычные способности
  • 17. 3.1. Эволюционный переход (скачок).
  • 18. 3.2. Эволюция и прогресс.
  • 19. 3.3. Эволюция и процессы, которые ее определяют
  • 20. 4. Сходство между определенными формами
  • 21. развития на
  • 22. разных эволюционных уровнях
  • 23. 4.1. Непрерывность развития животных, человека
  • 24. и сверхординарных человеческих способностей.
  • 25. 4.2. Основные сходства функционирования на
  • 26. разных эволюционных уровнях.
  • 27. 4.3. Сверхнормальные проявления в повседневной
  • 28. жизни.
  • 29. 4.4. Неопределенность в отношении дальнейшего
  • 30. развития человечества
  • 31. 5. Развитие способностей человека
  • 32. 5.1. Восприятие внешних событий.
  • 33. 5.2. Соматическое осознание (осознание тела) и
  • 34. саморегуляция.
  • 35. 5.3. Коммуникационные способности.
  • 36. 5.4. Жизненная
  • 37. энергия.
  • 38. 5.5. Двигательные способности.
  • 39. 5.6. Способность
  • 40. влиять на окружающий мир.
  • 41. 5. 7. Боль и удовольствие.
  • 42. 5.8. Когнитивные способности.
  • 43. 5.9. Сила воли.
  • 44. 5.10. Индивидуация и чувство "я".
  • 45. 5.11. Любовь.
  • 46. 5.12. Телесные структуры, состояния и процессы.
  • 47. 5.13. Различие в доступности разных
  • 48. сверхнормалъных способностей
  • 49. 6. Культура, генетика и сверхнормальные
  • 50. способности
  • 51. 6.1. Влияние культуры на развитие человека.
  • 52. 6.2. Генетическая основа сверхнормалъных
  • 53. способностей
  • 54. 7. Философия, религия и развитие человека
  • 55. 7.1. Необычные способности и "дар свыше" как
  • 56. признаки эволюционного прогресса человечества.
  • 57. 7.2. Идеи, которые проясняют связь между
  • 58. эволюцией и высшей природой
  • 59. 8. Сверхнормальные телесные проявления
  • 60. (телесное преображение) в легендах, искусстве и
  • 61. религиозных доктринах
  • 62. 8.1. Христианские доктрины преображенного тела.
  • 63. 8.2. Даосские легенды о бессмертных.
  • 64. 8.3. Ритуалы расчленения и воскресения у
  • 65. шаманов.
  • 66. 8.4. Сверхнормалъные способности в научной
  • 67. фантастике, фэнтези, мультфильмах и
  • 68. кинофильмах
  • 69. 9. Продолжение эволюции на Земле
  • 70. 10. Эволюция и жизнь после смерти
  • 71. Часть 2. ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О
  • 72. ТРАНСФОРМАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА
  • 73. 11. Психосоматические изменения при различных
  • 74. функциональных расстройствах
  • 75. 11.1. Истерические стигматы.
  • 76. 11.2. Ложная беременность.
  • 77. 11.3. Расщепление личности
  • 78. 12. Эффект плацебо
  • 79. 12.1. Исследования плацебо.
  • 80. 12.2. Облегчение физических недугов посредством
  • 81. плацебо.
  • 82. 12.3. Влияние плацебо на настроение и поведение.
  • 83. 12.4. Эффект плацебо и трансформативные
  • 84. практики
  • 85. 13. Духовное целительство
  • 86. 13.1. Исторические примеры духовного
  • 87. целителъства.
  • 88. 13.2. Духовное целительство в двадцатом веке.
  • 89. 13.3. Современные исследования паранормальных
  • 90. аспектов духовного целителъства.
  • 91. 13.4. Духовное целительство и трансформативные
  • 92. практики
  • 93. 14. Необычные способности физически
  • 94. неполноценных людей
  • 95. 15. Месмеризм и гипноз
  • 96. 15.1. История.
  • 97. 15.2. Некоторые типичные гипнотические явления.
  • 98. 15.3. Гипнотическая индукция.
  • 99. 15.4. Гипнотическое состояние.
  • 100. 15.5. Глубина гипноза.
  • 101. 15.6. Восприимчивость
  • 102. к гипнозу.
  • 103. 15.7. Самогипноз.
  • 104. 15.8. Гипнотическое ослабление боли.
  • 105. 15.9. Излечение от травм и болезней путем
  • 106. гипнотической суггестии.
  • 107. 15.10. Органические изменения, вызванные
  • 108. гипнотической суггестией.
  • 109. 15.11. Другие результаты гипнотической
  • 110. суггестии.
  • 111. 15.12. Некоторые негативные воздействия
  • 112. гипноза.
  • 113. 15.13. Паранормальные переживания и
  • 114. квазимистические состояния, вызванные
  • 115. гипнотической суггестией.
  • 116. 15.14. Гипнотические явления и трансформативная
  • 117. практика
  • 118. 16. Тренировка обратной биосвязи
  • 119. 16.1. Предшественники современного тренинга по
  • 120. обратной биосвязи.
  • 121. 16.2. Современный тренинг с обратной биосвязью.
  • 122. 16.3. Управление мышечной активностью
  • 123. волевыми усилиями.
  • 124. 16.4. Волевой контроль над электрической
  • 125. активностью мозга.
  • 126. 16.5. Волевой контроль других функциональных
  • 127. систем тела.
  • 128. 16.6. Некоторые аспекты тренинга с
  • 129. использованием обратной биосвязи, важные для
  • 130. физиологической трансформативной практики в
  • 131. целом
  • 132. 17. Психотерапия и образная практика
  • 133. 17.1. Разновидности психотерапии.
  • 134. 17.2. Образная
  • 135. практика длФлечения и развития.
  • 136. 17.3. Паранормальные явления и
  • 137. трансперсоналъные перспективы в психотерапии
  • 138. 18. Соматические дисциплины
  • 139. 18.1. Область соматического образования.
  • 140. 18.2. Методика Александера.
  • 141. 18.3. Аутогенная тренировка.
  • 142. 18.4. Методика Фельденкрейса.
  • 143. 18.5. Рольфинг.
  • 144. 18.6. Прогрессивная релаксация.
  • 145. 18.7. Работа по сенсорному осознанию
  • 146. Эльзы Гиндлер и Шарлотты Селвер.
  • 147. 18.8. Райхианская терапия.
  • 148. 18.9. Соматические дисциплины и интегральные
  • 149. практики
  • 150. 19. Приключения и спорт
  • 151. 19.1. Рост спортивных достижений.
  • 152. 19.2. Исследования физической формы и здоровья.
  • 153. 19.3. Спорт как совершенствование.
  • 154. 19.4. Составные элементы спорта,
  • 155. способствующие выдающимся достижениям.
  • 156. 19.5. Спорт как трансформативная практика
  • 157. 20. Боевые искусства
  • 158. 20.1. Элементы боевых искусств, способствующие
  • 159. расширению возможностей человеческого
  • 160. сознания.
  • 161. 20.2. Научное изучение боевых искусств.
  • 162. 20.3. Боевые искусства и современный спорт
  • 163. 21. Необычайные способности религиозных
  • 164. адептов
  • 165. 21.1. Смерть Калана и йога.
  • 166. 21.2. Христианские отцы-пустынники.
  • 167. 21.3. Шаманизм.
  • 168. 21.4. Индейский бег.
  • 169. 21.5. Даосские монахи и маги.
  • 170. 21.6. Мистики-иудеи.
  • 171. 21.7. Погребение йога Харидаса.
  • 172. 21.8. Телесное преображение Шри Рамакришны
  • 173. 22. Харизмы католических святых и мистиков
  • 174. 22.1. Католическая процедура канонизации.
  • 175. 22.2. Харизматические феномены, признающиеся
  • 176. католической церковью.
  • 177. 22.3. Стигматы.
  • 178. 22.4. Инедия.
  • 179. 22.5. Феномен свечения.
  • 180. 22.6. Incendium Amoris.
  • 181. 22.7. Ароматы святости и священные жидкости
  • 182. тела.
  • 183. 22.8. Неподверженность тела разложению.
  • 184. 22.9. Удлинение тела.
  • 185. 22.10. Левитация.
  • 186. 22.11. Телекинез.
  • 187. 22.12. Экстрасенсорные способности.
  • 188. 22.13. Неподвижность конечностей и уменьшение
  • 189. чувствительности в моменты религиозного экстаза
  • 190. 23. Научные исследования духовного опыта
  • 191. 23.1. Изучение йогов и дзен - буддийских монахов.
  • 192. 23.2. Современное изучение медитации
  • 193. Часть 3. ТРАНС ФОРМАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
  • 194. 24. Основы трансформативных практик
  • 195. 24.1. Трансформативные методы в связи с
  • 196. болезнью, целителъством и ростом.
  • 197. 24.2. Роль универсальных, непосредственных
  • 198. реакций в практике трансформации.
  • 199. 24.3. Высокоуровневые изменения, связанные с
  • 200. трансцендентными явлениями.
  • 201. 24.4. Стремление
  • 202. к целостности в древних и современных
  • 203. трансформативных практиках
  • 204. 25. Элементы трансформативной практики
  • 205. 25.1. Недостатки трансформативной практики.
  • 206. 25.2. Взаимозависимость трансформативных
  • 207. практик друготдруга.
  • 208. 25.3. Сравнительные исследования
  • 209. трансформативных практик
  • 210. 26. Интегральные практики
  • 211. 26.1. Изменения, необходимые для целостного,
  • 212. интегрированного развития, и практики,
  • 213. позволяющие их достигнуть.
  • 214. 26.2. Некоторые направляющие принципы
  • 215. интегральных практик и поддерживающих их
  • 216. институтов
  • 217. Часто используемые термины Приложения
  • 218. Примечания Библиография

Эсаленскии институт, священные грибы и игра в гольф
Интервью с Майклом Мерфи, взятое Робертом Форте

Р. Ф.: Я начну с рассказа о том, что побудило меня составить эту книгу воспоминаний о Тиме. На конференции, посвященной ЛСД, которая проходила в Швейцарии под эгидой Швейцарской академии медицины и компании Sandoz, каждый раз, когда упоминалось имя Тимоти Лири, или дух шестидесятых, или гуманистическая психология, илитрансперсональная психология, как правило, и то, и другое, и третье весьма неуважительно определялось как явления вненаучные, как радикальный калифорнийский эзотеризм.

М. М.: Ну, это швейцарский взгляд.

Р. Ф.: Вот для борьбы стакими взглядами я и задумал эту книгу.

М. М.: Это звучит как объявление войны.

Р. Ф.: Есть немного.

М. М.: Я думаю, это не обязательно. Тим Лири, конечно, иконоборец, бунтарь, но не стоит из-за него начинать войну.

Р. Ф.: Объясни, что ты имеешь в виду?

М. М.: Знаешь, можно быть визионером и без того, чтобы быть революционером, хотя часто бывало и то и другое. Но, как бы то ни было, конечно, тебе определять тон этой книги.

Р. Ф.: Да, пожалуй, мне. Хотя я чувствую, что скорее он определен оппонентами Тима.

М. М.: Да, но для сборника воспоминаний тебе необязательно выбирать именно этот тон. Так что все-таки это ты выбираешь его.

М. М.: Ладно, это твое дело. Я не спорю, я просто обратил на это внимание.

Р. Ф.: Да, это мой взгляд. Эти люди обвиняют Тима в том, что он своими действиями отбросил исследовательскую работу на двадцать лет назад. Но при этом масса народу думает, что он, наоборот, продвинул эту область на двадцать лет вперед.

М. М.: Да, например, как насчет "Битлз"? И многих других великих музыкантов нашей эры? Как насчет Grateful Dead? Как насчет, между прочим, Аллена Гинзберга и компании? АСтэн Гроф? Другими словами, Тим не одинок.

Р. Ф.: Да, далеко не одинок.

М. М.: Да, мощные силы участвовали в пробуждении сознания. Многие из них продвинулись очень далеко. Но культура ассимилировала их достижения, впитала их, и мы с надеждой продолжаем этот путь вверх по спирали. Так что вперед, и с песней!

Р. Ф.: Что ты можешь сказать об ирландском духе -Тима и твоем, - который вызвал кжизни весь этот взрыв тридцать пять лет назад?

М. М.: Мы оба участвовали в обретении нового взгляда на жизнь, нового взгляда на человеческие возможности и, подобно всем таким движениям, нового взгляда на обновление, мы были вынуждены вступить в противоречие с данной культурой, нарушить баланс социального порядка, пройти через период Sturm und Drang. Когда ты несешь знание о новых возможностях, когда ты несешь энергию, призванную изменить уклад человеческой жизни и, следовательно, радикально изменить способ восприятия людьми действительности, их чувства и их тела, тут волей-неволей приходится спешить, ведь события сами подгоняют тебя. Ирландцы занимаются этим уже около 1500 лет. Это, наверное, уже вошло в их генетику. Полагаю, что да. Англичане до сих пор не могут понять, что, когда ирландцы сохраняют невозмутимый вид, они шутят, а когда они улыбаются, они абсолютно искренни. Они до сих пор этого не поняли.

Р. Ф.: Где-то я слышал, что изначально Эсален задумывался как центр психоделической инициации.

М. М.: Нет, это неправда. Я застал самый ранний этап. Ты знаешь, Роберт, я никогда не считал наркотики своими союзниками. У меня было восемь трипов в период между 62-м и 66-м, и моими.попутчиками в них были самые лучшие ребята. Но в мой первый трип с пейотом я был один. Это было волшебно. Потом Олдос Хаксли дал мне немного ЛСД от Sandoz, и Лора, его жена, стала моим гидом в Мексике. Это были два пер-выхтрипа, в 62-м, как раз когда мы начинали нашуэса-леновскую программу. Потом в Эсален приехали Тим с Диком Алпертом и устроили мне еще один трип - это был 1964-й. Это в основном было с легкой руки Дика, хотя Тим тоже там был в ту ночь и еще Дик Прайс и я. Это было замечательно. Потом был еще один дивный трип, вместе с Майроном Столароффом и Уиллисом Харманом, в их Институте передовых исследований. И это было чудесно. Так что у меня были замечательные попутчики и гиды, но на самом деле все-таки каждый новый трип становился все более тяжелым испытанием для меня, был все более болезненным. Это было словно послание для меня, которое гласило - "это не для тебя". Так что мой последний трип был в 66-м, вот и получаются в общей сложности восемь путешествий, с 62-го по 66-й.

Р. Ф.: Так что ты последовал совету Алана Уоттса: "Если ты получил послание, повесь трубку". Это поднимает вопрос, действуют ли психоделики как средство для обретения пути внутрь себя всегда или все-таки они работают лучше в контексте инициации? Даже Джерри Гарсия сказал, что его самое интенсивное и волшебное время с психоделиками длилось не больше одного года.

Можешь ли ты рассказать что-нибудь о влиянии психоделиков на Эсален? Как ты думаешь, были они более или менее последовательны, чем горячие источники, горы или океан?

М. М.: Ну я, признаться, не думаю, что психоделики оказали большое влияние на Эсален. Институт возник в 1962-м. В ходе его развития в 62-м, 63-м, 64-м психоделики никакого участия не принимали. Были какие-то разговоры о них, былиэпизодическиетрипы, как тот, с Лорой Хаксли, о котором я упоминал, но тогда я чувствовал, что просто вынужден поехать в Мексику, чтобы сделать это. Понимаешь, о чем я? Психоделики стали приобретать известность начиная с 65-го, и в 67-м, в "Лето любви", наши каньоны были полны народу, это был взрыв, и на какое-то время мы просто перестали контролировать это место. Да, пожалуй, с 66-го по 70-й было самое анархическое, бесконтрольное время. Это просто чудо, что Эсален уцелел после этого.

Р. Ф.: Да, там гуляли бесконтрольные энергии и иногда весьма опасные. Нельзя сказать, что это всегда был позитивный вариантдионисийского безумия.

М. М.: Да, ведь Чарльз Мэнсон сформировал свой культ совсем рядом, в каньоне Лайм Килн. Там же он и рекрутировал своих последователей. Ангелы Ада тоже поблизости околачивались. У нас было серьезное столкновение с ними. Они появились внезапно с очень угрожающим видом, а поблизости и не пахло никакой полицией. Их было человек тридцать, один из их эскадронов, в черной коже, все обдолбанные. Они хотели зах-ватить-все место под свой контроль. Были и другие неприятности. Было по меньшей мере три самоубийства на почве наркотиков среди людей, имевших некоторое отношение к Эсалену. Всякое случалось и в Эса-лене и вокруг него вте времена. Институт выжил, потому что мы тогда достаточно много и дружно работали все вместе. Нам всем было слегка за тридцать, все неженаты, без детей, полны энергии. Это было чудное время. Семинары всегда были полны народу, люди были очень заинтересованы. Все это было захватывающе. Но в то же самое время, как ты знаешь, многие из экспериментов того времени провалились. Большинство из коммун распалось ко второй половине семидесятых. В результате я сделал вывод, что для подобных исследований требуется не несколько лет, а вся жизнь.

В процессе нашей работы мы находились под патронажем некоторых организаций, например Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA) и других. Я дважды встречался с главой отделения FDA по Северной Калифорнии, чтобы прояснить, что происходит и в чем заключаются наши обязанности. Согласно Биллю о правах, если вы содержатель гостиницы, то вы не имеете права обыскивать комнаты своих постояльцев. Так что мы были вынуждены, при участии наших адвокатов, объяснять, что мы не обязаны применять методы гестапо по отношению к нашим семинаристам. Но главной причиной, что мы все-таки избежали этого - несмотря на то, что употребление наркотиков все-таки было широко распространено в то время, - было то, что мы запретили любую торговлю наркотиками или их употребление на наших семинарах. Мы сказали, что если поймаем кого-нибудь в процессе употребления наркотиков, они будут немедленно изгнаны. И мы действительно выгоняли некоторых. Ты знаешь, что там все-таки присутствовал некий криминал - я имею в виду, что там имела место торговля наркотиками. Имевшие к ней отношение были изгнаны без права возвращения. Мы специально предавали эти факты огласке, что вполне гармонировало с моим собственным негативным отношением к психоделикам как к средству расширения сознания. Я занимался медитацией с 1950 года, я был в Индии, и это было и остается моим выбором - путь без наркотиков.

Мы никогда не рассматривали наш институт как центр изучения психоделиков. Хотя у нас и были семинары о психоделиках. И конечно, люди говорили о наркотиках на этих семинарах, это вне всяких сомнений. Но мы продолжали настаивать на запрете любой торговли ими. Достаточно было заглянуть кому-нибудь в глаза и сказать, что этот человек под кайфом, но мы не могли заставить его сдать анализ крови и потом, воспользовавшись его результатами, выгнать его.

В то же самое время Дик Прайс пользовался психоделиками, совершая свои личные трипы, но при этом он был солидарен со мной в политике предохранения Эсалена от публичного употребления наркотиков. Другими словами, мы должны были сохранять лояльность к закону. Дик был полностью согласен со мной. Хотя в отличие от меня сам он пользовался психоделиками, считая их полезными для себя.

Р. Ф.: Я был оченьудивлен, когда ты с радостью согласился участвовать в нашей книге о Лири, зная, что твое отношение к психоделикам вполне консервативно. Я имею в виду, что когда в июле я рассказал тебе об этой идее, ты воспринял ее с большим энтузиазмом.

М. М.: Я всегда относился к Тиму с любовью и восхищался им. И дело тут не в психоделиках, а в нем самом. Ияневижувэтом никакого противоречия. Я имею в виду, что то, что мы узнали в Эсалене, заставляет меня думать, что психоделики сами по себе не обеспечивают пути в те измерения человеческой природы, с которыми я действительно хотел бы работать, в чем я вижу задачу своей жизни. Но я должен сказать также, что при помощи психоделиков люди действительно получали доступ к этим областям сознания. Я просто говорю о том, как это все было в Биг-Суре и о моем собственном прошлом, но я не говорю ничего о внутренней ценности психоделиков - были они или нет действительно полезны для всех, кто ими пользовался. Тим - это настоящий пионер и герой. Вот и все. В принципе я за полную свободу исследований и всегда симпатизировал Тиму. Мне нравится его визионерский дух, и его великолепный ирландский шарм, и идеи, за которые он боролся. Тоже самое можно сказать и про Фрица Перлса. Я имею в виду, что мне не нравится многое из того, чем занимался Фриц Перле, но я уважаю его и верю в его гений и в качестве клинициста и теоретика, хотя он мог частенько бывать сукиным сыном.

Р. Ф.: Считаешь ли ты, что психоделики были главной причиной импорта восточных медитативных систем и философий в начале 60-х?

М. М.: Нет, я не согласен с этим. Я заинтересовался всем этим в Стэнфорде, в 1950-м, когда слушал лекции Фредерика Шпигельберга. Я наблюдал этот подземный огонь в Стэнфорде в течение всех пятидесятых, и наркотики были тут совершенно ни при чем. Просто назрело время для нашей культуры выйти за пределы тех очень тесных рамок, в которые мы все были зажаты в наших церквях и синагогах. Мы были готовы к этому. Я имею в виду, что сотни и тысячи американцев были готовы к прорыву. Я помню лекции Шпигельберга, Бог мой, он мог заполнить любую аудиторию, рассказывая о Ведах, Упанишадах, великих буддистских манускриптах, Рамане Махариши и Шри Ауробиндо. Нельзя приписать это психоделикам. Психоделики, конечно, тоже способствовали пробуждению интереса к этим темам, но отнюдь не были первопричиной.

Р. Ф.: Скорее совпадение, чем причина?

М. М.: Ну можно сказать, что это было одной из причин. Я думаю, что можно назвать по меньшей мере шесть причин, приведших к тому, что случилось в шестидесятых, и психоделики будут только одной из них.

Р. Ф.: О"кей, ты назвал две: удушающие условия пятидесятых и психоделики. Какие еще?

М. М.: Появление на сцене восточных философий и практик, шаманизма, эзотерического иудаизма, христианства и ислама. Все они начали вливаться в общество, неоплатонизм и все остальное. Потом потрясающий прорыв экзистенциальныхтерапии, гуманистической и трансперсональной психологии... Мас-лоу, Роджерс... это должно было прорваться. Вспомни пятидесятые, с их психоанализом и бихевиоризмом. Были границы, которые требовали прорыва, и эти тенденции стали очень популярными. Потом весь этот набор соматических практик, начиная с Ролфинга и Фельденкрейса до Шарлотты Сельвер; они тоже только возникли на сцене. И все это происходило одновременно. Одновременно сильное разочарование правительством в результате неудачной вьетнамской войны. Потом этот музыкальный взрыв. Сколько музыки вдруг появилось. "Битлз" создали столько новой музыки. Это был второй великий музыкальный взрыв после изобретения джаза. Можно еще продолжать. Было, может быть, восемь или девять главных событий. Но это, несомненно, не было следствием психоделиков. Они просто стали частью процесса. Пришло время, когда культура должна была стать открытой. И все факторы работали на это.

Р. Ф.: Уоссон был первым, кто предположил, что религия могла возникнуть в результате употребления первобытным человечеством психоделических грибов. Теренс Маккена продолжил эту тему, предположив, что психоделики были недостающим звеном эволюции, дав толчок росту мозга человека, развитию культуры, религии и т. д. Считаешь ли ты, что в шестидесятые было повторение этого сценария?

М. М.: Прежде всего, я вообще не верю в эти теории. Они словно не хотят принимать в расчет все прочие факторы. К примеру, Роберт, на протяжении двадцати пяти лет я получал информацию о мистических опытах с курсов гольфа. Это было, когда я писал книгу "Гольф в королевстве". Я называю гольф мистической школой для республиканцев. Если можно получать подобный опыт, играя в гольф, то что можно сказать о многих других занятиях человека... Все эти инициации в великих пещерах Ласка и прочих, их связь с охотой и шаманскими ритуалами, Бог мой, купание в холодном море, покорение горных вершин, да мало ли что еще. Нет, я просто не верю во все эти теории.

Р. Ф.: Столкновение с рождением и смертью, сексом и прочими силами.

М. М.: Все это, вместе взятое, способствует в наши дни невероятным открытиям тайн бытия и его изумительных сил и возможностей. Есть редукционистская теория. Но есть и высший редукционизм, и я бы сказал, чтоУоссон и Маккена - это представители высшего редукционизма. Но я в него не верю. Психоделики, несомненно, играют свою роль. И иногда ритуализированную роль. Но только они? Увольте меня. Я бы сказал, что способность к саморазвитию заложена в природе нашей вселенной. Мы все в процессе развития. Мы развиваемся до новых уровней сложности и сознания. Это продолжается в нашей вселенной уже пятнадцать миллиардов лет или даже больше. С тех пор как появилась первая жизнь на земле - прошлотри-четыре миллиарда лет. В человеческой расе это развивалось с самого начала. Все это один механизм. Открытия нашего века - очередной этап важнейшего процесса продвижения вселенной ко все новым и новым уровням функционирования, более сложным порядкам, экстазам - возвращение скрытой до поры божественности бытия. Сказать, что все зависит от наркотиков по меньшей мере смешно. Прости, что я так разгорячился из-за этого.

Р. Ф.: Твоя книга "Будущее тела" - это наиболее полное собрание доказанных научно мистических или метанормальных опытов. Чарли Тарт назвал ее "самой значительной из всех, когда либо написанных работ о взаимоотношениях между душой и телом". Я не прочел все 785 страниц этой книги, но, по-моему, в ней нет ни одного упоминания о психоделическом опыте. Это удивительно.

М. М.: Да, это так. Я никогда не занимался этим вопросом. Но, может быть, в следующем издании я включу его в книгу. Конечно, в настоящем виде она является плодом моих предпочтений. Я давал ее на просмотр разным критикам, каждую главу в отдельности и потом всю книгу целиком. У нас было две конференции по этой книге перед ее публикацией. Я хотел, чтобы она была максимально цельной и при этом выдержанной.

Р. Ф.: И на этих конференциях ни разу не всплыл вопрос об остракизме, которому ты подверг психоделики? Ты просто так немилосердно выкинул их из сферы своих интересов и все?

М. М.: Нет, он возник, но уже ближе к концу. У нас было мало времени, и я не очень был заинтересован в этом. В книге, например, нет также ни слова о тантрическом сексе, иэтутемуя, возможно, включу в следующее издание. Психоделики я определенно могу включить. Частично это мои предубеждения, я не могу с этим не согласиться. Но это не является принципиальным политическим вопросом или чем-то в этом роде. Я работал над книгой семь с половиной лет и просто уже было время поспешить с ее публикацией. Не говоря уже об объеме. Нам пришлось сократить ее вдвое. Так что многим пришлось пожертвовать, но это не было политическим решением именно по отношению к психоделикам. Я бы сказал, что это недостаток книги.

Р. Ф.: Можно я скажу? "Будущее тела" и ни слова про секс и наркотики? Ожидается ли второй том?

М. М.: Сомневаюсь. Я пишу продолжение "Гольфа в королевстве", в котором я упоминаю грибы в Мюир-филде.

Р. Ф.: Серьезно?

Р. Ф.: Я должен прислать тебе свою главу об этом.

М. М.: Хорошо, присылай. Я нашел кое-что об этом в манускрипте некоего Мортимера Крэйла, бывшего профессором филологии в Эдинбурге. Книга называлась "Гольф: его корни в Боге и Природе". В ней описывается случай явного демонического одержания во время парного турнира по гольфу в Мюирфилде. Оно объяснялось по-разному: действием демонов, внутренним кровоизлиянием, породившим фантомы сознания, или грибами, подававшимся к столу на ланч в Мюирфилдс-ком клубе. Я должен поблагодарить и тебя за твою помощь.

Р. Ф.: У меня есть целая часть, посвященная происхождению гольфа, в которой рассказывается о том, что изначально гольф был прикрытием для собирания грибов.

М. М.: Где, в Шотландии?

Р. Ф.: Да, в Шотландии.

М. М.: Это невероятное откровение.

Р. Ф.: Один человек в Мюирфилде рассказал мне, что гольф - это акроним. Он расшифровывается как GO Look For (Пойди поищи) - грибы, конечно, которые были запрещены ортодоксальной религией. Он был изобретен для маскировки охотников за грибами в лугах и полях. Он показал мне старинный манускрипт, который он тайно хранил.

М. М.: Я могу сослаться на твой текст, вне зависимости оттого, опубликован он или нет. Слушай, мне это нравится. Я просто упомяну это мимоходом. GO Look For.

Р. Ф.: Да, GO Look For. Знаешь, я нашел грибы в Мюирфилде. Они натурально там растут. Психоделические грибы, я имею в виду.

М. М.: Хорошо, что ты сказал мне об этом.

Р. Ф.: И я играл в гольф под этими грибами.

М. М.: Так вот что вдохновило тебя на твою Историю.

Р. Ф.: Но в результате вышел перебор. К счастью, парень, который дал мне эти грибы, нашел меня на 17-й лужайке, на земле, в состоянии полного экстаза. Он привел меня к себе домой, где ухаживал за мной, пока я не пришел в себя, и потом рассказал мне о происхождении гольфа.

Р. Ф.: "Все в одном".

М. М.: Я могу сослаться на нее.

Р. Ф.: Жаль, Тим не знал этого. Если он хотел изменить общество, ему не надо было бросать ему вызов и возбуждать противоречие, как он это сделал. Он мог просто и доступно объяснить, что высшее сознание делаетжизнь более значимой, втерминах, которые республиканцы смогли бы понять и не напугались бы. Я полагаю, он пытался сделать что-то в этом роде в своем знаменитом интервью журналу Playboy, но гольф для республиканцев важнее секса. Если бы они узнали, что небольшие дозы ЛСД или псилоцибина усиливают концентрацию, четкость зрения, быстроту реакции и соответственно помогают добиться лучших результатов в игре в гольф, среди них могла бы разразиться новая эпидемия. А ты, Майкл, в настоящий момент зациклен на телесной трансформации?

М. М.: Но речь здесь идет не о криогенике или о чем-то в этом роде. Я имею в виду развитие тела до новых форм воплощения. Это что-то вроде мутации человеческой плоти, одновременно с мутацией или развитием сознания. Ты знаешь, что эту идею мне подкинул Шри Ауробиндо, и чем больше я продвигаюсь в этом направлении, тем более плодотворной она мне кажется. И об этом книга, которую я сейчас пишу.

Р. Ф.: Продолжение "Гольфа в королевстве"?

М. М.: Да. Королевство "доспехов Шивы", имея в виду это метанормальное воплощение, в котором Шива трансцендирует жизнь и смерть одновременно. Другими словами, смерть станет нашим новым делом и жизнь тоже, если мы сможем жить в этой новой плоти или, если хочешь, можно назвать это в "новом духовном теле". Я действительно верю в это.

Р. Ф.: И что же должно произойти с физическим телом?

М. М.: Я думаю, по мере того, кактело, иногда незаметно, иногда очень явно, развивается, оно трансформируется и, если хочешь, освещается светом Бога -это в потенции тела. И тело начинает изменяться. Вот об этом я и пишу в своей книге "Будущее тела". Весь следующий том будет посвящен этому. Это не будет том II в энциклопедической форме, нет, скорее книга размышлений. Остаток моей жизни я буду работать над этой книгой.

  1. Майкл Мерфи в 1962 году вместе с Ричардом Прайсом основал Эсаленский институт. Он-авторкниг"Гольфвкоролевстве", "Королевство доспехов Шив", "Будущее тела" и (в соавторстве с Джорджем Леонардом) "Жизнь, которая нам дана".
  2. Буря и натиск (нем.) - лозунг немецких романтиков.
  3. Ангелы Ада - в описываемый период одно из крупных преступных объединений мотоциклистов (байкеров). Основной род занятий -торговля и транспортировка наркотиков, охрана рок-концертов, рэкет. Позже распались на соперничающие группировки.

 

Возможно, будет полезно почитать: