Икона Святая Троица — значение, в чем помогает.

Дата публикации или обновления 26.07.2017

  • К оглавлению: Журнал «Московские Епархиальные ведомости»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В год празднования 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского представляется уместным вспомнить не только о его неоценимом личном вкладе в духовное становление Святой Руси, о трудах и подвигах его сподвижников и учеников, но и о том, как удивительным образом повлиял преподобный Сергий на древнерусское искусство: знаменитая икона Святой Троицы , написанная в начале XV в. преподобным Андреем Рублевым , стала живописным воплощением богословских идей Радожнежского игумена.

    У нас нет достоверных сведений о непосредственном общении преподобного Сергия с этим замечательным художником, но есть основания утверждать, что все творчество Андрея Рублева буквально напитано духом преподобного.

    В 1422 г. над гробом преподобного Сергия Радонежского был воздвигнут каменный Свято-Троицкий собор - на месте прежнего деревянного собора, простоявшего около двадцати лет. В 1425-1427 гг. его расписали иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками. Преемник преподобного Сергия игумен Никон обратился именно к ним не случайно; выбор пал на них не только потому, что имели они художественный талант, большой опыт, но и испытали несомненное духовное влияние преподобного. Пахомий Логофет в «Сказании о преложении мощей преподобного Сергий» - составной части Жития преподобного - пишет: Присный ученик святого, Никон, в похвалу своему отцу церковь красну воздвиг и подписанием чудным и всяческими добротами украсив... Умолени быша от него чуднии добродетельные старцы и живописцы Данил и Андрей. Иякоукрасиша подписанием церковь сию в конец своего богоугодного жития блаженного, и тако ко Господу отидоша во зрении друг с другом в духовном союзе... Роспись Троицкого собора стала не только венцом творчества, но и завершением земного пути иконописцев. Написанная в память и похвалу преподобного Сергия икона Святой Троицы уже первым поколением духовных наследников великого Игумена земли Русской воспринималась как его благословение, помогающее побеждать «страх ненавистной розни мира сего».

    По словам отца Павла Флоренского, обитель преподобного Сергия, «Дом Живоначальныя Троицы сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский - Ангелом Хранителем России».

    Ставил ли своей целью преподобный Андрей Рублев живописными средствами изложить догмат о Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице, мы не знаем, но (вновь обратимся к словам отца Павла Флоренского) «он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, свышний мир горнего мира.

    Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь - более небесную, чем само земное небо... мы считаем творческим содержанием Троицы».

    Историк древнерусского искусства В.Н.Щепкин в своей статье «Душа русского народа в его искусстве», написанной незадолго до смерти (1920), так писал об иконе преподобного Андрея Рублева:

    «Это Троица Ветхозаветная, то есть изображение трех ангелов в шатре Авраама. Это прообраз христианской Троицы. В росписи храмов этот библейский эпизод занимает свое место среди других библейских событий и теряется в великом живописном эпосе общей росписи. Рублев создал в похвалу св. Сергию главную местную икону Сергиевой обители, то есть не библейское событие и не прообраз, а прямое воплощение главного догмата христианства. То была, следовательно, самая высшая задача, какую мог себе поставить религиозный художник. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно-прекрасных крылатых существах, сблизив их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества; линия, проводимая глазом по их верхам, деликатна, проста, но совершенно необычна; такой арки не дает архитектура. То же впечатление деликатно-простого и необычного следует за нами, куда бы мы ни обратились: таковы все линии, все детали, все краски; среди них голубая очень глубока, она сияет как полупрозрачный драгоценный камень.

    Просто деликатны и необычны позы, наклоны голов, близость и все же различие возраста, фамильное сходство и индивидуальные черты, прекрасные руки и юные крылья, движимые мерным дыханием. Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Говорить об этом словами почти невозможно, они сразу выводят тайну из сферы непосредственного созерцания. Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду. Зритель не испытывает ни одной из приманок западной живописи: ни силы, ни остроты, ни сладости, ни упоения, ни экстаза, ни грации, ни вкрадчивого аромата, словом - ни одного из тех волнений, какими владеют порознь старые западные мастера. Перед иконой Рублева мы вскоре чувствуем, что все прекрасное, испытанное нами в жизни, несется к нам назад каким-то цельным дуновением».

    Существует неисчислимое множество икон Святой Троицы, написанных после рублевской. Но даже самые близкие к ней списки, практически повторяющие абрис оригинала, не воспринимаются таким «цельным дуновением», как она.

    Мы понимаем, что литературной основой для создания знаменитой рублевской иконы Святой Троицы является изложенная в книге Бытия история гостеприимства праведного Авраама, когда явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал:

    Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего... И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18:1-8). Сюжет этот стал широко известной иконографией «Аврамова гостеприимства», известной за несколько столетий до Андрея Рублева; самые ранние из изображений, прообразовательно открывающих тайну троичности Божества, сцена посещения праведного Авраама тремя путниками - ангелами, встречаются уже в римских катакомбах II-IV вв. В этих изображениях речь не шла о том, чтобы изобразить Лица Святой Троицы - это три ангела, символически показывающие троичность. В святоотеческих толкованиях Иоанна Златоуста , Евсевия Кесарийского, Иоанна Дамаскина говорится о том, что гостем праведного Авраама был Спаситель и сопровождавшие Его Ангелы.

    С большими или меньшими подробностями мог быть иллюстрирован в дорублевских изображениях «Аврамова гостеприимства» библейский текст; по-разному изображали и ангелов: центральный из них мог иметь больший размер и крестчатый нимб (это характерно для ранних изображений). Стремление подчеркнуть присутствие в изображаемом сюжете Второго Лица Святой Троицы приводило к тому, что у среднего ангела кроме крестчатого нимба мог появиться в руках свиток или благословляющая именословным благословением рука.

    Надо отметить, что иконы, написанные после рублевской, могли содержать значительное количество подробностей, интересных своей живописностью, но не всегда оправданных с точки зрения догматики. Ценность - точнее, учительную ценность -рублевской иконы Святой Троицы наследники преподобного Сергия видели не только и не столько в художественном мастерстве иконописца, сколько в догматической безукоризненности его творения. Упоминавшиеся в известных постановлениях Стоглавого собора древние образцы иконы Святой Троицы, написанные греческими иконописцами, кажутся скорее данью вежливости, нежели конкретным примером как писать. Греческие образцы Стоглаву нужно было упомянуть для того, чтобы подвести к главному: Святую Троицу надо писать так, как писал Андрей Рублев.

    Но гениальное произведение преподобного Андрея осталось непревзойденным образцом не потому, что не было в Древней Руси талантливых художников-иконописцев. Их было немало, и многие дошедшие до нас иконы Святой Троицы с точки зрения художественной - настоящие шедевры древнерусского искусства.

    Вот несколько примеров икон Троицы Ветхозаветной, созданных в XV-XVII вв. из центральных и провинциальных музеев. Все они композиционно выстроены по сложившемуся в византийском искусстве и усвоенному русскими иконописцами канону: явление праведному Аврааму изображается со всеми подробностями: жилище и дуб на фоне скалы, накрытый стол. Если показаны не только ангелы, но и другие участники события, то это праведный Авраам и жена его Сарра, иногда - слуги, хлопочущие о достойном приеме небесных посланников; нередка здесь даже сцена заклания тельца.

    Преподобному Андрею Рублеву эти подробности не были нужны: детали только помешали бы изобразить ту абсолютную гармонию, которая открывается нам в рублевском произведении. Уже не стол для трапезы, а алтарь с жертвенной чашей видим мы на иконе преподобного Андрея; не беседа путников с гостеприимным хозяином, а Предвечный совет Троического Божества о грядущем воплощении Единородного Сына, соглашающегося стать Искупительной жертвой ради спасения рода человеческого сумел изобразить преподобный Андрей.

    Академик Б.В.Раушенбах, рассуждая о богословской интерпретации рублевской иконы, отмечает, что многие исследователи пытаются определить, какой из изображенных на ней ангелов какому Лицу Святой Троицы соответствует. Чаще всего среднего ангела отождествляют либо с Отцом, либо с Сыном, по-разному определяя, кому из двух других лиц Святой Троицы соответствуют боковые ангелы. При всей убедительности приводимых доводов нельзя считать, что они бесспорны. Да и хотел ли сам Рублев показать это соответствие? Вряд ли, ведь возможностями показать «кто есть кто» он не воспользовался.

    Три ангела на рублевской иконе - прежде всего символическое изображение Триединого Божества, Троицы Единосущной и Нераздельной. У Раушенбаха приводится анализ того, как и какими средствами воплощает в своей иконе преподобный Андрей догмат о Святой Троице. Триединость Божества и единосущность художник подчеркивает, изображая ангелов совершенно однотипными: никаких видимых различий между ними нет. Ангелы у Рублева, по выражению о.Павла Флоренского, различаемы, но не различны. Нераздельность Божества подчеркнута стоящей на престоле евхаристической чашей: она одна, и все три ангела указывают на нее жестами своих рук.

    Выстраивая свое произведение на основе ветхозаветного рассказа о встрече Авраама с Богом, преподобный Андрей сумел опустить все те детали, которые могут отвлечь молящегося пред иконой от молитвы Живоначальной Троице. Рублеву, подчеркивает Раушенбах, удалось сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат.

    Творение преподобного Андрея было сразу оценено современниками: очень скоро появляется множество более или менее точных копий рублевской иконы. Но, как обычно бывает, ни одна из даже очень близких копий не достигает высот образца. Бывало, что, повторяя рублевскую Троицу по форме, копии не передавали существа прославленной иконы. Сюжет из символа горнего мира превращался в иллюстрацию необычайной, но всё же бытовой сцены из восемнадцатой главы книги Бытия.

    Но это, конечно, вовсе не означает, что после преподобного Андрея нельзя писать образ Троицы Ветхозаветной.

    Не поднимаясь на высоты богословия, художники нередко создавали замечательные образцы «Аврамова гостеприимства», наглядно и понятно рассказывающие зрителю о первом явлении, пусть и преобразовательном, Троического Божества праведному отцу всех верующих.

    Стремление максимально точно воспроизвести в красках то, о чем подробно говорит Священное Писание, безусловно заслуживает всякого уважения.

    Каким деталям уделяют внимание иконописцы в сюжете «Аврамова гостеприимства»? По замечанию Б.В. Раушенбаха, это прежде всего элементы «сервировки стола» - какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. Действительно, многочисленные «столовые приборы» опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но ведь Книга книг - Библия не чурается этой повседневности. Около тридцати пяти веков читают люди строки о том, как поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18:5-8). Поэтому и стремление иконописца по-своему донести это описание исторической встречи до зрителя вполне оправдано.

    Но как разнообразны живописные парафразы встречи праведного Авраама с Тем, Кого он называет Владыкой (Быт. 18:3), Кто обещает ему потомство - народ великий и сильный, в котором благословятся все народы земли (Быт. 18:18)! Вот несколько примеров.

    Икона мастера Паисия, написанная через полвека после рублевской, несомненно, испытала на себе влияние великого образа: все детали здесь повторены, почти точно воспроизведена прорись. Паисий, видимо, стремился к максимально точному следованию рублевскому живописному канону. Но, как и всякий художник, он внес в образ что-то свое: это и упомянутая «сервировка стола», и сложное архитектурное сооружение с колоннами и арками в левой части иконы (сравним с упоминаемым в книге Бытия шатром - Быт. 18:1,6). Вместо изящного древа рублевской иконы у Паисия над головой среднего ангела шумит листвой развесистый дуб, а горка над головой правого ангела у него превратилась в мощную скалу с расселиной. Икона датируется серединой восьмидесятых годов XV в. и находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

    Еще одна икона из собрания музея им. Рублева, написанная в середине XVI в., частично повторяя абрис рублевской Троицы, композиционно совсем иная: художник сместил стол, за которым сидят ангелы, в нижнюю часть иконы, и становится он уже не объединяющей таинственной трапезой с евхаристической чашей, а лишь обычным, вполне земным, угощением усталых путников. Да они и выглядят усталыми.

    Шестнадцатый век дает целый ряд интересных примеров Троицы Ветхозаветной и по композиции, и по колориту, и по выразительности второстепенных деталей. Некоторые из этих икон имеют диагональную композицию. Хотя по обилию второстепенных деталей такая иконография обычно превосходит традиционную, сама композиция кажется какой-то неустойчивой: стол словно съезжает вниз по наклонным лещадкам, а отрок, отправленный Авраамом приготовить теленка нежного и хорошего, буквально балансирует на краю обрыва, исполняя поручение своего господина. Такова икона начала XVII в. из Сольвычегодского историко-художественного музея. Еще одна интересная икона из того же музея - «Святая Троица в бытии», написанная в 1580-е гг., имеет те же особенности.

    Икона из Оружейной палаты Московского Кремля (Петр Билигдин, 1688 г.), как и Сольвычегодская, включает многочисленные эпизоды встречи праведного Авраама с ангелами, но здесь они органично включены в основную композицию. Перегруженность композиции дополнительными сценами компенсируется мастерством художника; о влиянии рублевской Троицы здесь уже говорить не приходится...

    Знаменитый рублевский прототип, однако, не был забыт и в XVII в.: влияние знаменитой Троицы преподобного Андрея заметно в композиции другой иконы из музеев Московского Кремля - Троицы Ветхозаветной Назария Истомина (1627 г.)

    Икону Троицы Ветхозаветной, написанную Симоном Ушаковым в 1671 г. (ЕРМ), несомненно, можно назвать шедевром иконописи XVII в. Художник здесь не забывает о своем великом предшественнике: влияние преподобного Андрея в композиции очевидно. Но семнадцатый век далек от высоких догматических рассуждений; заметно в иконе влияние западного искусства с его реалистическими тенденциями. Симон Ушаков - блестящий живописец; отдавая дань времени в тщательной проработке деталей, в равной степени владея различными жанрами живописи (здесь он представляет и архитектуру, и пейзаж, и натюрморт, и, конечно, портрет), он не забывает о той главной задаче, которую призван решить иконописец: посредством образа открыть созерцающему возможность общения с первообразом.

    Иконы Троицы Ветхозаветной XVI и XVII вв. из Государственной Третьяковской галереи и Русского музея показывают, что творческий поиск иконописцев, стремящихся изобразить описанное в книге Бытия явление Божиего праведному Аврааму, вновь и вновь возвращал их к тому шедевру, который был создан под несомненным духовным влиянием великого Игумена земли Русской - преподобного Сергия.


    Епископ Балашихинский Николай

    Московские епархиальные ведомости, № 5-6, 2014 г.

    Догмат о триединстве Бога - один из основных в христианстве, независимо от деноминации, поэтому икона Троицы имеет собственное символическое значение, интересную историю. В этой статье мы расскажем об истории, значении и смысле иконы Святая Троица, и чем она может помочь христианам.


    Основы вероучения

    Согласно христианскому вероучению, не может существовать точного изображения Бога-Троицы. Он непостижим и слишком велик, к тому же, Бога никто не видел (согласно библейскому утверждению). Только Христос сходил на землю в собственном облике, а непосредственно изобразить Троицу невозможно.

    Тем не менее, возможны символические изображения:

    • в ангельском обличье (три ветхозаветных гостя Авраама);
    • праздничная икона Богоявления;
    • сошествие Духа в день Пятидесятницы;
    • Преображение Господне.

    Все эти образы считаются иконами Святой Троицы, потому что каждый случай ознаменован явлением разных ипостасей. В виде исключения разрешается изображать Бога-Отца в виде старца на иконах о Страшном Суде.


    Знаменитая икона Рублева

    Другое название - «Гостеприимство Авраама», поскольку изображается конкретный ветхозаветный сюжет. В 18-й главе Бытия повествуется о том, как праведник принял у себя Самого Бога, под видом трех путников. Они символизируют разные личности Троицы.

    Сложное догматическое учение о христианском Боге лучше всего удалось раскрыть именно Рублеву-художнику, его Икона Троицы отличается от прочих вариантов. Он отказывается от Сары, Авраама, минимально использует посуду для приема пищи. Главные герои не вкушают пищу, они предстают занятыми безмолвным общением. Эти размышления - далеко не приземленные, что становится понятным даже непосвященному зрителю.

    Икона Троица Андрея Рублева - самый прославленный образ, написанный рукой русского мастера. Хотя сохранилось очень мало работ инока Андрея, авторство этой считается доказанным.


    Внешний вид рублевской «Троицы»

    Написан образ на доске, композиция вертикальная. За столом - три фигуры, позади виден дом, где жил ветхозаветный праведник, Мамврийский дуб (он сохранился до сих пор, находится в Палестине), гора.

    Справедливым будет вопрос - кто изображен на иконе Святой Троицы? За внешним видом ангелом скрываются личности Бога:

    • Отец (фигура по центру, благословляющая чашу);
    • Сын (правый ангел, в зеленой накидке. Склонил голову, чем соглашается на свою роль в плане спасения, о нем и говорят путники);
    • Бог Святой Дух (слева от зрителя, поднимает руку, чтобы благословить Сына на подвиг самопожертвования).

    Все фигуры хотя и выражают нечто позами и жестами, находятся в глубокой задумчивости, действия нет. Взгляды устремлены в вечность. Икона имеет и второе название - «Предвечный совет». Это общение Святой Троицы о плане спасения рода людского.

    Важным для описания иконы Троицы является композиция. Основной ее является круг, который наглядно выражает единство, равенство трех ипостасей. Чаша - центр иконы, именно на ней останавливается взгляд зрителя. Это не что иное, как прообраз крестной жертвы Христа. Напоминает чаша и о таинстве Евхаристии, главном в православии.

    Цвета одежды (лазурь) напоминают о божественной сущности героев сюжета. Каждый ангел также держит символ власти - скипетр. Дерево здесь призвано напоминать о райском древе, из-за которого первые люди согрешили. Дом является символом пребывания Духа в Церкви. Гора предвосхищает образ Голгофы, символ искупления грехов всего человечества.

    История образа Святая Троица

    Подробности жизни великого мастера мало известны. В летописях он почти не упоминается, работы свои не подписывал (обычная практика для того времени). Также история написания шедевра еще имеет много белых пятен. Считается, что преподобный Андрей нес послушание в Троице-Сергиевой лавре, для которой и была написана самая известная его икона. Существуют различные мнения о времени создания иконы «Троицы». Часть датирует ее 1412 г., другие ученые называют 1422.

    Реалии жизни в 15 в. были далеко не мирными, московское княжество стояло на пороге кровавой войны. Богословское содержание иконы, единство ипостасей изображенных Лиц - прообраз всеобщей любви. Именно к согласию, братскому единству призывал иконописец современников. Ветхозаветная Троица для Сергия Радонежского была символом единства, именно поэтому он назвал обитель в ее честь.

    Игумен Лавры очень хотел завершить украшение Троицкого собора, для чего и собрал лучших. На стенах планировались фрески - традиционно для того периода. Также иконостас нуждался в заполнении. «Троица» - храмовая икона (самая главная), которая располагается в нижнем ряду около Царских врат (через них выходит духовенство во время службы).

    Возвращение цвета

    В истории иконы «Троица» важным этапом стало новое открытие давно знакомого материала. Несколько десятилетий назад реставраторы научились очищать от олифы старые образа. В. Гурьянов под небольшим фрагментом «Троицы» обнаружил удивительно живой оттенок голубого (цвет одеяний). Последовала целая волна посетителей.

    Но в монастыре этому не обрадовались, икона была скрыта под массивным окладом. Работы прекратились. Видимо, опасались, что найдутся желающие испортить святыню (такое случалось с другими известными образами).

    Завершить работу удалось уже после революции, когда сама Лавра оказалась закрытой. Реставраторов поразили ярки краски, которые скрывались под темным налетом: вишневый, золото, лазурь. На одном из ангелов накидка зеленого цвета, местами можно увидеть бледно-розовый. Это райские цвета, которые указывают на одно из значений иконы «Троица». Она как бы зовет молящегося человека обратно туда, где возможно единение с Богом, это настоящее окно в иной мир.

    Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы

    Икона Живоначальной Троицы имеет несколько смысловых пластов. Подходя к ней, человек становится как бы участником действия. Ведь мест за столом - четыре, а сидят за нем только трое. Да, это место, за которым должен сидеть Авраам. Но за него приглашается каждый. Любой человек, как дитя Божие, должен стремиться в объятия небесного Отца, в потерянный рай.

    Икона пресвятой Троицы является не только известным образом, но и великим произведением мирового искусства. Это прекрасный пример обратной перспективы: линии стола (или точней - престола) внутри композиции уходят в бесконечность. Если же продлить их в обратном направлении, они укажут на место, на котором стоит наблюдатель, как бы вписывая его в композицию.

    Поиски Бога, на которые многие тратят всю жизнь, для Андрея Рублева как бы имеют логическое завершение в этом произведении. Можно сказать, что икона пресвятой Троицы стала написанным красками катехизисом, изложенным великим подвижником веры. Полнота знания, покой и уверенность в Божией любви наполняют каждого, кто смотрит на образ с открытым сердцем.

    Рублев - загадочная личность

    Авторство великого образа, единственного в своем роде, было установлено спустя столетие. Современники же быстро забыли, кто написал икону «Троица», их не особо волновала задача собрать сведения о великом мастере, сохранить его работы. На протяжении пятисот лет о нем не упоминалось в святцах. Канонизирован святой официально был только в конце 20 в.

    Народная же память практически сразу сделала иконописца святым. Известно, что он был учеником самого святого Сергия Радонежского. Вероятно, он прекрасно усвоил духовные уроки великого старца. И хотя преподобный Сергий не оставил богословских сочинений, его позиция однозначно прочитывается в иконе, сотворенной его учеником. А народная память сохранила его монашеские подвиги.

    Еще в 17 в. Рублев упоминался в сказании о великих иконописцах. Изображали его даже на иконах, среди прочих подвижников из Лавры.

    Неканонические образы

    Многие верующие видели икону под названием «Троица Новозаветная». На ней изображен седой старец, Христос и парящий голубь. Однако, подобные сюжеты в православии строго запрещены. Они нарушают канонический запрет, по которому Бога Отца изображать нельзя.

    Сообразуясь со Священным Писанием, допустимы лишь символические изображения Господа, например, под видом ангела или Христа. Все остальное является ересью и должно быть удалено из домов благочестивых христиан.

    Весьма сложный для понимания догмат о Троице в подобных неканонических иконах выглядит весьма доступным. Объяснимо желание простых людей сделать нечто сложное простым и наглядным. Тем не менее, приобретать эти образы можно лишь на собственный риск - соборное постановление их запрещает, даже освящать запрещено.

    Старый образ в новом воплощении

    В 17 в. в Москве заслуженной славой пользовался иконописец Симон Ушаков. Много образов вышло из-под его пера, в том числе - икона «Троица». Ушаков взял за основу полотно Рублева. Композиция и элементы те же, но выполнены в совершенно другой манере. Заметно влияние итальянской школы, детали более реальные.

    Например, дерево имеет раскидистую крону, ствол его потемнел от времени. Ангельские крылья тоже выполнены реалистично, напоминают настоящие. Их лица не имеют отблесков внутренних переживаний, они спокойны, черты прорисованы детально, объемно.

    Значение иконы «Троица» в данном случае не меняется - человек также приглашается стать участником собственного спасения, для которого Бог со своей стороны уже все приготовил. Просто стиль написания уже не такой возвышенный. Ушакову удалось соединить древние каноны с новыми европейскими веяниями в живописи. Эти художественные приемы делают Троицу более земной и доступной.

    Чем помогает икона Святой Троицы

    Поскольку «Троица» является своеобразным катехизисом (только это не слова, а изображение), каждому верующему будет полезно иметь ее дома. Присутствует образ и в каждом православном храме.

    Икона «Троица» помогает глубже понять отношения Бога и человека, перед ней можно обратиться сразу ко всем божественным Лицам, либо к одному из Них. Хорошо произносить молитвы покаяния, читать Псалмы, просить помощи при ослаблении веры, также за наставление тех, кто впал в заблуждение, пошел по неверному пути.

    День Святой Троицы является переходящим праздником, отмечается после Пасхи (спустя 50 дн.). На Руси в этот день храмы украшают зелеными ветвями, пол устилают травой, священники надевают зеленое облачение. Первые христиане в это время начинали собирать урожай, приносили их для освящения.

    Выбирая икону Пресвятой Троицы, следует проявить осмотрительность, ведь неканонические образы иногда встречаются даже в церковных лавках . Лучше брать образ, как он был написан Рублевым, или его последователями. Молиться же можно обо всем, ведь Господь милосерден и поможет в любых делах, если сердце человека чисто.

    Молитвы иконе Святой Троицы

    Молитва 1-я

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Молитва 2-я

    Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!
    Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаян ия, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

    Троица Новозаветная (Сопрестолие)

    Один из типов иконографии Новозаветной Троицы: изображение Бога-Отца в виде седовласого старца. В нимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие, как говорилось выше, “Сущий”, но сам нимб может быть не круглым, а треугольным.

    Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой - орудие нашего Спасения - Крест.
    Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя.

    "Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единородного Сына во чреве Его, писати на иконах, и голубь между ими, зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не во плоти родится от Отца прежде веков, аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих тя, обаче то рождение не плотьское, но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому убо уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его..."

    И хотя определение Большого Московского Собора 1667 г. запрещает иконы Господа Саваофа - образы Отечества (Новозаветной Троицы) достаточно распространены, а в наше время встречаются повсеместно, едва ни во всех новых и открывающихся храмах, словно снят запрет, словно можно стало изображать Бога Отца.

    Икона «Троица Новозаветная»
    На троне сидит Царь Вселенский, Владыка Вселенной, Отец наш Небесный, Господь Бог, по правую руку от Него сидит Сын, Бог солнечной системы, воплощавшийся в теле Иисуса Христа.

    У Господа Бога в нимбе изображены два квадрата. Квадрат - образ полноты знаний, всех четырех сторон. Один квадрат знаний - образ знаний существа устройства духовного мира, другой квадрат - образ существа устройства мира разума.

    Господь Бог одной рукой показывает на Иисуса, которого Он назвал Учитель и Наставник наш, у Него в правой руке Учение - Библия, другой рукой показывает, что все можно спросить у Него.

    Иисус левой рукой держит крест - образ души человека, как главной сущности владыки Земли. Он был Творцом и Создателем ее. На кресте в облаке разума Дух Святой - душа человека, ставшая ангелом хранителем материального человека.

    Когда она прилетела к Господу Богу с вопросом и получила у Него ответ - мысль на этот вопрос, называемый Духом Святым. Его мысль, она с этим ответом стала сама носителем Духа Святого или Духом Святым.
    Стрелками показано движение души отправляемой для бытия на Землю, и возвращение ее в духовный мир после бытия - воскресение.

    У Господа Бога и у Иисуса видим накинутые на плечи и колени снятое покрывало материального мира.
    Слева от Господа Бога стоит Его посланник Иоанн Креститель, справа от Иисуса Христа стоит Премудрость с Учением.

    Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, находятся в духовном мире отделенном твердью от бездны.
    В распоряжении Господа Бога и Бога находятся ангелы, готовые донести до людей живущих в материальном мире любые необходимые для них знания.

    Вверху и внизу за твердью показаны образы людей. Вверху слева - образ человека херувима познавшего Библию; вверху справа - образ человека птицы небесной, познавшего Библию, но не признавшего гармонию мужа и жены; внизу слева - образ человека зверя; внизу справа - образ человека скота чистого, оба не познали Учение - Библию.

    На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят всем миром.

    Христианская религия, как и философия, начинается с удивления. Народной памяти известны настоящие чудеса, которые являла икона, изображающая основу всего христианства. К святому лику люди взывают в первую очередь об укреплении духа, об упрочнении силы воли, способной вынести все, об избавлении от грехов , порой и тех, которые простить может лишь Господь. Икона Новозаветной Троицы важна для христиан — в этом уверена церковь и все ее послушники, но в этом есть и запретная сторона. Споры по этому поводу не унимаются до сих пор. Вопросом о том, можно ли изображать лик Господа, Создателя, которого никто не видел, задаются многие люди.

    Тайна иконы Святой Троицы

    Христианская вера берет свое начало с великой тайны Новозаветной Троицы — таинства непостижимого единства Божьего. На этой иконе верующие люди видят Господа во всех трех обличьях, на которых основа церковь. Как три лица Троицы находятся в едином целом, так и все люди едины в теле Христа. Это не метафора: мы все братья и сестры, соединенные одним целым — кровью и духом, в котором живет Бог.

    Немногие решались изобразить таинство Троицы на холсте. Ведь видя образ и ощущая его силу и значимость, людям проще обращаться к Господу. Радостная тайна перевоплощения Бога позволила людям изображать непостижимое. Данная икона имеет множество вариаций, но смысл един — это текст о святости, о явленной Богом любви, которая не знает ни времени, ни пространства. Она пребывает в вечности, там, где будет и каждый из нас.

    Постичь вечную жизнь мы можем лишь благодаря Господу, его заветам , указам и правилам, которые не позволяют очернять невесомую, но запертую в теле душу. Сам Создатель посвящает каждого христианина вслед за апостолами, помогая обрести Самого Себя — Пресвятого Духа . Такой дар мы принимаем, лишь пройдя таинство крещения. Словом, всякий, кто принял Христа и согласен с ним во всем, впускает в сердце свое Господа и Святого Духа, который пронизывает весь мир.

    Где находится икона «Новозаветная Троица»

    Подобная икона есть в каждом храме нашей страны. Самые древние реликвии, которые передают не только таинство и единство Бога, но и историю человеческого рода, можно встретить недалеко от Суздаля. В селе Санино есть Свято-Никольский монастырь для женщин, там и хранится образ нерушимого единения Отца, Сына и Святого Духа.

    Образ Новозаветной Троицы — уникальная икона, демонстрирующая верующим людям единство Господа-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Споры о том, можно ли изображать Создателя в образе старца, не прекратятся, но ясно лишь одно: в споре рождается истина. Возможно, со временем мы приблизимся к ней. А пока верьте в то, что подсказывает вам сердце. Господь укажет вам духовный путь, нужно лишь прислушаться к Его наставлениям. В этом вам поможет

    Две Ваши цитаты отличаются:

    В первой Вы говорите о Фаворском свете. Под этим светом понимают Славу Христа. Дух Святой в виде облака явился позже, как это описывают евангелисты Марк и Лука.

    Нужно спросить у того, кто писал эту неканоничную икону. Потому что и вправду не логично.
    "Самым древним и употребительным символом таинства Св. Троицы, оставшимся и доныне с тем же значением, был равносторонний треугольник в различных сочетаниях - или с монограммой имени Христова, или с буквами "Альфа" и "Омега", или с другими таинственными знаками". (Петр Лебедев. Наука о богослужении Православной Церкви)
    Я выше давал ссылку на Большой Московский Собор и там есть такие изречения:

    "Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству".

    "Сего ради Саваофа, Иже есть Божество: и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако ". (Григорий Двоеслов)

    "Другим обычным символом для изображения Бога Отца был образ старца, или Ветхого денми». Но, как мы видим, Большой Московский Собор не только не признает установившуюся практику, но со свойственной эпохе резкостью осуждает ее как «буемудрие» и «безумие». И все же его постановление не помешало ни дальнейшему распространению изображения Бога Отца, ни, как увидим дальше, защите его в плане теоретическом."

    добавлено: 28 ноя 2015

    "Европейская католическая традиция постепенно проникает и в русское православное искусство, давая импульс к появлению несколько новых иконографических типов, включающих образ Бога Отца. Наибольшую популярность приобрела иконография «Отечество», известная в новгородской школе еще с XIV века. На иконе из Новгорода, хранящейся в Третьяковской галерее, мы видим восседающего на троне Бога Отца в виде седовласого старца (иконография «Ветхий деньми», известная из книги пророка Даниила). На коленях у Него расположена фигура Сына в виде отрока иконографии «Спас Эммануил», Который держит диск с фигурой голубя – Святого Духа. За плечами у Отца – два шестикрылых серафима, а у подножия престола красные крылатые колеса с очами – ангельский чин «престолы». По сторонам от трона изображены святые столпники, а справа от подножия – маленькая фигура апостола Филиппа (вероятно, эти святые были включены в композицию по желанию заказчика и не входят в основной канон). В более лаконичном варианте этой иконографии Сын изображается в круглом медальоне на груди Отца, а чуть выше над головой Сына – Святой Дух. Возможно, на появление такой версии могла повлиять популярная иконография Богоматери «Знамение», где младенец также расположен на груди Марии в круглом медальоне.

    Еще один популярный извод – «Сопрестолие», на котором изображаются восседающие на тронах Отец – «Ветхий Деньми» и Сын в виде мужа. Фигурка голубя- Святого Духа» находится между ними. Отец и Сын могут изображаться строго фронтально по отношению к молящемуся, а могут быть обращены друг к другу, и в этом случае Отец, как правило, благословляет Сына. Иконография «Сопрестолие» часто включалась в сложные по содержанию дидактические композиции XVI-XVII веков, подразумевающие совмещение на одном поле разных сюжетов из Ветхого и Нового Заветов с назидательными целями. Возможно «Сопрестолие» – это отголосок западной иконографии «Коронование Марии» (которая также использовалась в поздней русской иконописи), подразумевающей такую же композицию и получившую распространение в Европе, начиная с XIII века, и в живописи, и в скульптуре на порталах готических соборов.

    Наконец, прямым следствием западного влияния можно считать иконографию «Распятие в лоне Отчем». Она существует и как самостоятельное изображение, и как часть более сложной композиции «Почи Бог в день седьмый», связанной с историей сотворения мира. Католический мотив креста с телом Иисуса в руках Отца, православные иконописцы переводят в условно-символическое русло. Распятый Иисус показан в виде серафима с юношеским безбородым ликом. Его тело закрыто крыльями и хорошо видны только руки, прибитые к кресту, который поддерживается Отцом. По сторонам от креста – две фигуры херувимов, а над головой Иисуса-серафима – юноша с мечом (смысл этой фигуры до конца не ясен). У этой иконографии несколько дополнительных наименовании: «Христос распятый серафим», «Душа Христа», «Ты еси иерей вовек». Последнее название вызвано тем, что Отец изображается обычно в полном архиерейском облачении. По мнению ряда исследователей, символическое изображение распятого Христа связано с выражением пророка Исайи «Предал душу Свою на смерть» (Ис. 53, 12), т.е. с попыткой передать духовный смысл жертвы Спасителя, переданный в пророчестве Исайи. Отсюда и название «Душа Христа».

    Отношение к подобным новшествам в официальной церковной среде, в условиях перманентной жесткой нетерпимости ко всему западному, разумеется, было неоднозначным. На Стоглавом соборе в 1553 году против новых икон, дающих изображение Отца, открыто выступил посольский дьяк Иван Висковатый, заявив, что «не подобает невидимого Божества и бесплотных воображати». После долгого разбирательства в январе 1554 года Висковатый был осужден и на три года отлучен от Причастия. Однако это решение скорее всего было продиктовано не богословскими соображениями, а страхом перед прецедентом критики со стороны человека, не принадлежащего в высшей церковной иерархии, поскольку его выступление косвенно эту иерархию задевало. Позднее (в частности на Большом Московском соборе 1666-1667 гг. и на Синоде Константинопольской церкви 1776 г.) прозападные иконографии Троицы официально осуждались и даже запрещались. Однако остановить их распространение было уже практически невозможно. В художественных исканиях богословски адекватного образа Троицы восточная и западная традиции стремительно сближались, создавая единое христианское художественное поле, над которым не властны межконфессиональные распри и разделения. И даже самыми строгими официальными постановлениями этот процесс нельзя было повернуть назад."

     

    Возможно, будет полезно почитать: