Философия Аристотеля, ее основные идеи. Философия Аристотеля

Аристотель не согласен с Платоном, что подлинной реальностью обладают какие-то бестелесные сущности (небесное царство вечных совершенных идей), а мир вещей – это мир теней. Аристотель как энциклопедически мыслящий ученый, имеющий ярко выраженный научный интерес к миру, не мог не восстановить в правах на подлинное существование материальный мир.

Исходя из подлинности бытия мира вещей Аристотель ставит вопрос о первых причинах бытия каждой вещи. Прежде всего он выделяет четыре причины бытия каждой вещи:

1) материальная – для бытия вещи необходима материя, то, из чего вещь сделана;

2) формальная – необходима форма-идея, или эйдос, которая внутренне организует материю;

3) движущая – необходима деятельность, которая соединит материю с формой;

4) целевая – необходима цель, исходя из которой будет осуществляться деятельность, соединяющая материю с формой.

В связи с движущей причиной Аристотель вводит категорию «энергия» (греч. energeia – действие, деятельность), значимую для развития конкретно-научного познания. Единство всех четырех причин бытия, выраженное Аристотелем в понятии «энтелехия» (греч. Entelecheia

Завершение, осуществленность), – это движущая сила реализации чего-либо, та же энергия, но расходуемая на заранее заданную цель.

Определив четыре основные причины бытия, Аристотель как философ поднимается на более высокую ступень абстракции и сводит эти четыре причины к двум: материальной и формальной, причем последняя включает движущую и целевую. Таким образом Аристотель вырабатывает исходный дуалистический принцип своей онтологии: он подчеркивает, что любая вещь невозможна ни без материи, ни без формы-идеи. Уважаемому читателю-экономисту можно задать вопрос: чтобы организовать свое дело, что имеет первоочередную важность – ноу-хау или наличие капитала? Аристотель раскрывает неравноценную значимость исходных причин бытия: материя пассивна, поэтому она выступает потенциальным бытием вещи; форма-идея – активна, поэтому она – актуальное бытие вещи. Следовательно, первопричиной бытия вещи является форма-идея. Таким образом, Аристотель от исходного дуалистического принципа переходит на позицию объективного идеализма.

Далее он разрабатывает учение об иерархии бытия формы , выделяя пять основных уровней: это формы в неживой природе; в мире растений; в мире животных; формы человеческого бытия; высший уровень бытия формы – это форма всех форм, которая представляет собой неподвижный перводвигатель, и она же есть Бог. Уровни бытия формы выделяются по степени их активности: растения растут, поворачиваются за солнышком; животные свободно перемещаются в пространстве; человек может творить нечто новое. Фактически здесь уже заложена фундаментальная основа будущей классификации наук. Высший уровень бытия формы воплощает логическое завершение идеи единой божественной сущности, вынашиваемой античными мыслителями, начиная с Фалеса, специально обозначенной Сократом как фундамент бытия и отождествленной с идеей блага Платоном. Бог Аристотеля – это еще не христианский Бог, т. е. не Личность Творца; это философский Бог, т. е. высший разум. Аристотель станет самым авторитетным мыслителем в средневековой схоластике, которая теологизирует форму всех форм Аристотеля.

Выделение качественно различных уровней бытия формы по степени ее активности – это элементы диалектики в онтологии Аристотеля. Но жирную точку над «i» он ставит как метафизик, поскольку первопричиной бытия всего существующего является неподвижный перводвигатель. Аристотель доказывает с помощью формальной логики, что перводвигатель должен быть неподвижным, используя метод от противного: если перводвигатель будет подвижным, то что-то его должно привести в движение; в свою очередь, это что-то тоже чем-то должно приводиться в движение… Таким образом, мы уходим в дурную бесконечность, и движение никогда не начнется. Сам перводвигатель не может быть подвижным, поскольку это возможно только в случае наличия внутреннего противоречия у перводвигателя, что несовместимо с законами формальной логики. Неподвижный перводвигатель как принцип первотолчка станет излюбленной идеей метафизиков, как идеалистов, так и материалистов. И. Ньютон, раскрыв механистическую картину мира, в качестве последнего штриха этой картины заключает: часовщик этого механизма – Бог.

Система основных характеристик онтологии Аристотеля следующая:

1) исходный дуалистический принцип;

2) объективный идеализм в основном содержании;

3) элементы диалектики;

4) доминирование метафизики;

5) телеология.

Хотя отличие онтологии Аристотеля от платоновской на первый взгляд несущественно: исходный дуалистический принцип и элементы диалектики, однако философские картины мира у учителя и ученика принципиально различны: одно дело утверждать, что весь подлунный мир – это только отблеск царства вечных совершенных идей, и совсем другое – (Аристотель)считать, что вещественный мир – это подлинная реальность, и идти в глубь мира в поисках закономерных причин его существования. Различие между мыслителями обусловлено понимание м ими смысла жизни : если у Платона смысл жизни аксиологический, то у Аристотеля он энциклопедический, т. е. акцентирован на науке.

Философия у Аристотеля включена в его классификацию наук, более того, она является точкой отсчета в этой классификации. «Первая философия», позже названная систематизаторами наследия Аристотеля «метафизикой», – это наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего.

Другое название «первой философии» в систематизации Аристотеля – «теология». «Вторая философия» – это «физика», т. е. весь комплекс естественных наук. «Первая философия» изучает бытие независимо от конкретного соединения материи с формой, в то время как «вторая философия» изучает эту конкретику. В классификации Аристотеля выделяются также науки «пойетические», связанные с человеческой субъективностью, и «практические», связанные с человеческой деятельностью. Преимущество «первой философии», или «теологии», в том, что она является самой ценной из наук, так как существует не как средство, а как цель человеческой жизни и источник наслаждения. Таким образом, энциклопедист Аристотель развивает философию и науку в системном единстве , но это не натурфилософское единство досократики, а единство относительно самостоятельных областей познания, каждая из которых имеет свой предмет.

Гносеология Аристотеля опирается на его онтологию и по своему предмету является теорией науки, исследующей специфику научного знания в отличие от искусства, от опыта и от мнения; исследующей соотношение вероятного и достоверного знания. Квинтэссенцией гносеологии Аристотеля выступает разработанная им формальная логика как наука о мышлении. В теории познания Аристотеля выделяются две части: диалектика и логика. Диалектика занимается вероятным знанием, а логика – достоверным. Но в отличие от сократовского и платоновского понимания диалектики предметом аристотелевской диалектики является не сама истина, т. е. соответствие знания его предмету, а отсутствие формального противоречия между терминами обсуждаемого вопроса, а также между положениями, высказанными участниками спора. То есть диалектика Аристотеля работает на логику как науку о непротиворечивом мышлении. У Аристотеля логика – не отдельная наука, а орудие всякой науки. Уже несколькими десятилетиями позже, в философии стоицизма, логика начнет пониматься как отдельная наука, будучи основой обыденного и теоретического познания.

Аристотель продолжил разработку главного детища сократовского переворота – этики . Он впервые дает классификацию видов добродетелей, выделив дианоэтические и этические добродетели. Дианоэтические добродетели заключаются в нахождении «золотой середины» между двумя крайностями. Мужество как дианоэтическая добродетель – это нахождение «золотой середины» между трусостью и безрассудной храбростью. Дианоэтические добродетели вырабатываются созерцательной разумной частью души. Этические добродетели – это добродетели характера. О характере человека можно судить по его поступкам. Мужество как этическая добродетель – это умение совершать мужественные поступки. Этические добродетели вырабатываются деятельной разумной частью души.

Аристотель развил платоновское учение о структуре души , выделив две составляющие разумной части души: созерцательную и деятельную. В дополнение к аспектам этики, разработанным Сократом (онтологический и гносеологический аспекты) и Платоном (социальный аспект), Аристотель выработал деятельностный аспект, который еще более актуализирует нравственность. Ибо, подобно Обломову – герою романа И. А. Гончарова, можно быть просвещенным, жить в обществе, но всеми силами избегать какой бы то ни было деятельности, связанной с ответственностью. Вне деятельности человека невозможна нравственная оценка его поступков и помыслов. Учение Аристотеля о созерцательной и деятельной составляющих разумной части души, опережая время, закладывает основы двух глобальных типов мировоззрения в истории культуры: созерцательного, доминирующего до промышленного переворота, и деятельностного, который стал актуальным в современном мире.

Аристотель из Стагиры стал одним из виднейших ученых и философов античности. Он прославился как систематизатор всех имеющихся знаний о мире. Его трактаты пронизаны любовью ко всему сущему, которое он старательно и скрупулезно описывал. Будучи учеником Платона, он пошел гораздо дальше своего учителя, стал родоначальником целого ряда дисциплин: биологии, физики, логики, политологии.

Об Аристотеле на сегодняшний день известно достаточно много. 20 лет своей жизни — с 17 по 37 год он провел в Платоновской Академии. Там за ним закрепилась кличка «читатель», поскольку в отличие от большинства философов он постигал знания из книг, а не в ходе бесед и размышлений.

Но кроме теоретического освоения материала Аристотелю было свойственно их осмысление, дополнение, переработка. Раздумывая о существовании мира во всех его проявлениях, он называет 4 причины бытия любой вещи или предмета. В своей философии Аристотель кратко и емко описывает эти факторы: материя, форма, причина и цель. Бог, согласно его учению, нематериален, являясь сам перводвигателем. Цели же для каждого субъекта бытия разнятся, высшая цель мироздания — достижения Блага — высшей ценности, описанной Платоном. Цель каждой вещи, включая человека — исполнить свое предназначение максимально полно.

Если говорить о философии Аристотеля кратко, то главными ее чертами можно назвать внимание ученого к реализованному, существующему миру. С этой позиции его часто сравнивают с Платоном, который видел цель земного пребывания человека в стремлении к Божественному, которое оно обозначал категорией «Единое». Считается, что с Аристотеля и его учителя оформилась два пути развития европейской культуры: западный — аристотелизм — с его стремлением познать Бога в этом мире и восточный — платонизм, характеризующийся тягой к возвышенному, неземному.

Это понимание Божественного Аристотелям легло в основу его гносеологии (учения о познания). В отличие от других философских школ (платоники, скептики) он настаивал на познаваемости мира, верности чувственного восприятия. Ощущения, по Аристотелю — есть основа любого суждения. Они проверяются опытом и умозаключениями. Таким образом, от суждений, носящих вероятностный характер, стоит переходить к знанию, являющимся абсолютным. Например, формирования знания о человеке вообще происходит после изучения многих отдельных людей и вычленения общих их черт, наиболее полно характеризующего каждого из них. Идеалом научного знания Аристотель называл физику в отличие от Платона, выше всего ставящего математику. Причина в более практическом, прикладном характере физики.

Особое место в философских воззрениях Аристотеля отводится учению о душе. Он выделял в ней три части: растительную, животную и разумную. По его мнению, только разумная душа обладает бессмертием. В трудах Аристотеля, как и большинства мыслителей античности, отсутствует понятие личности, индивидуальности (). Соответственно, и о личном бессмертии речи не идет. Оно понимается как слияние с абсолютом, Единым.

Хотя, в своем понимании этого мира Аристотель говорил о двух сущностях вещи — первичной и вторичной. Первичная сущность по сути своей и выражает индивидуальность данного предмета. А вторичная — представляет собой обобщение общих его свойств, характерных для группы или, пользуясь терминами античности, «рода».

Аристотель не только структурировал все накопленные в античности знания, его заслуга еще и в том, что он дал возможность наступления новых периодов в философии. На его труды, а также на письма и диалоги Платона опирались теологи средневековья, неоплатоники, а также ученые эпохи Возрождения.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

1. Аристотель (384 - 322, гг. до н. э.) - древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ли­кей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

2. Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название "первичная философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

Не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

Существуют только единичные и конкретно определенные веши;

Данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде­лимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.;

Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются:

Сущность (субстанция);

Количество;

Качество;

Отношение;

Положение;

Состояние;

Действие;

Страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории - это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что:

Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

6. Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

Растительная душа;

Животная душа;

Разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

По биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;

Отличается от животных наличием мышления и разума;

Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллекти­ве - приводит к возникновению общества - большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

Монархия;

Тирания;

Аристократия;

Крайняя олигархия;

Охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хоро­шие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

Выделил 10 философских категорий;

Дал определение бытия через категории;

Определил сущность материи;

Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок за­ключения).

Учение Аристотеля о причинах, о материи и форме.

Аристотель (384-322 до Р.Х.) родился во Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее (островЛесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра.

Основатель собственно научной философии. В его учении отдельные наукиполучили освещение с точки зрения философии.

В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей. До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеляего сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии,физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он

обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев,ранних материалистов.

Учение Аристотеля - объективный идеализм . Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что он отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платоновское учение о сущности идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человека и кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящееся под нею первой идеи и ее вещей должна

существовать еще одна - третья - идея.

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платона лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи.

Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является

целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует

субстанционально.

В философии различал: теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; практическую - о человеческой деятельности; поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие.

Признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления; форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; начало движения; цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея) вещи является такой ее сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещесамая возможность ее оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная.Эйдос вещи не есть ее материя, а материя вещи не есть ее эйдос. Материя есть

только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а длядвижения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину,

которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так, или иначе, отражается и в реальной

зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает.

Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи,которая не есть ни ее форма, ни ее материя, ни ее причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип :

1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом,является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна,

но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство

вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в

реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к

шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А.

является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она

есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего

явл. материя. Согласно. в пределах мира чувств. вещей возможен последов.

переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о.

становятся текучими.

каждая форма может рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. В пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти таким ооразом становятся текучими.

Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. Источник движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души:

1) растительная - растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ

2) чувствительная – живая обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения

3) разумная – присуща человеку, познает и думает.

Теория познания.

Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов

внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а ощущения

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание

достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны. Опыт не

есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки

усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения,

а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли.

Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах

мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель главное

значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности

и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному

(дедукция), а на индукцию обращает мало внимания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов

является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на

все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя

самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий., однако

они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно

вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточные классы общесва.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он

считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия

и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и

демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя

демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические

условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть. Заботиться о

физическом и моральном воспитании молодежи.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в

Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей.

До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля

его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии,

физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика Платоновской теории «идей».

Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп:

1)Физические трактаты («Физика»)

2) биологические трактаты («О душе»)

3)Сочинения о «первой философии»(Метафизика)

4) Этические сочинения («Эвдемова этика»)

5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика»)

6)Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика»)

7) Логические трактаты(«Категории»).

Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для

каждой из наук определена область исследования.

Теоретические науки:

1)Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего

2)Физика - изучает состояние тел и определенные материи

3) Математика - изучаетабстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки:

2)Экономика

3) Политика.

Науки об обществе:

1) Поэтика

2) Риторика – теория ораторского искусства

3) ремесленное искусство.

Аристотель явл. родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика).

Аристотель сформулировал три закона логики:

1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе.

Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий,

которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На

протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли.

(главной лог ошибкой явл подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально

Софизм, а если случайно - паралогизм. Напр: *Все законы публикуются в спец

кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется

в спец кодексах.(ложь).

2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не

могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной

или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же

время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя

высказать 2 противоположных суждения.

3) Закон исключенного третего - из двух

суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое

отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Напр: Менделеев

открыл закон. Менделеев не открывал закона. **Формы мышления** Аристотель

разарботал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышлениячеловека.

Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие,

суждение, умозаключение).

1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет

в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и

словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на

которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства

предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-

пропорциональной зависимости. С увелечением объема уменьшается содержание.

Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Деление понятия - этот лог операция, раскрывающая одно понятие. Аристотель

рассмотрел те способы, благодаря которым содержание(мысль) приобретает форму.

Философские понятие - это наиболее общие понятия, имеющие наибольший объем.

Чтобы раскрыть содержание надо дать определение. Определение через ближайший

род и видовое отличие: в каждом определении есть определяемое и определяющее

понятие. Чтобы определить понятие нужно найти к определяемому понятию

ближайшее родовое понятие (большее по объему) Аристотель вывел ряд правил по

определению понятия: Определение должно быть соразмерным (совпадение по

объему определяющего и определяемого) и т.д. Деление - лог операция,

раскрывающая объем понятия.

Аристотель вывел 2 вида деления:

1) Дихотомия - деление на 2 класса (противоположных), Напр студентов можно разделить на студентов РФФ и студентов не РФФ.

2) Многотомия - многочленное деление, содержит несколько классов. *

Суждение - это мысль в которой что либоутверждается или отрецается Формула суждения: где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка(может не быть). Напр: Кто автор романа Война и Мир? - (Л.Толстой)[P] (автор романа Война и Мир)[S]. Какой роман написал Л.Толстой (наоборот). В суждении, в отличии от понятия может говориться о любом св-ве предмета (существенном или несущественном). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от

понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие

отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень

нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение

Это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы

получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются

посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать

Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. В

работе «Аналитика» Ар исследовал дедуктивное умозаключение. Ар считал, что

главным в его логике явл теория дедукции.

Дедукция - это умозаключение,

которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Из

дедуктивных умозаключений Ар главное внимание уделил простому категорическому

силлогизму (это заключение в котором посылки и выводы явл простыми

Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два:

1) Посылки должны быть истинными суждениями

2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться

с соблюдением всех правил логики. Напр: Все гражд РФ имеют право на

труд. N - гражд РФ N имеет право на труд.

Кроме 2 основных требований

Ар построил 7 дополнительных правил:

2) Средний термин должен быть распределен (взят в полном объеме) хотябы в одной из посылок. Напр: Все гражд РФ имеют право на труд. N имеет право на труд. Вывод: N – гражд РФ делать нельзя.

3) Если термин не распределен в посылке то и в выводеон должен быть не распределен (термин - это субъект или предикат) Напр: Наука- форма обществ сознания. Наука - культурное явление. Наука - средний термин.

Вывод: некоторые культурные явления являются формами общественного сознания.

4) Если одна из посылок отрицательна, то и вывод получается всегда

отрицательным.

5) из двух отрицательных посылок никакого вывода не следует.

6) Если анализ посылок частное суждение то и вывод будет частным. Напр: Все

металлы электропроводны. Некоторые металлы имеют выс. Темп плавления. Вывод:

некоторые элементы имеющие высокую температуру плавл электропроводны.

7) Если посылки явл частными суждениями, вывод делать нельзя. Всё учение Ар о

силлогизмах получило название силлогистика. Создание теории доказательства

это также заслуга Ар.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых -- знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же -- теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам -- этика и политика (она же -- наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

  • 1. Материя (греч. алз, греч. ?рпкеЯменпн) -- «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • 2. Форма (греч. мпсцЮ, греч. тт фЯ?н е?нбй) -- «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  • 3. Действующая, или производящая причина (греч. ф? дй? фЯ) -- «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина -- это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  • 4. Цель, или конечная причина (греч. ф? п? ?некб) -- «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Акт и потенция

Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых -- потому что сущее уже существует, а во-вторых -- нечто не может возникнуть из ничего, а значит возникновение и становление вообще невозможно.

Акт и потенция (действительность и возможность):

  • · акт -- деятельное осуществление чего-либо;
  • · потенция -- сила, способная к такому осуществлению.

Категории -- это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект -- 9 предикатов.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности -- индивидуального бытия, и второй сущности -- бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три -- время, место, положение (илисущность, состояние, отношение).

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

  • · субстанциональная -- рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
  • · реляционная -- (от лат. Relativus - относительный). Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.

Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):

  • · неорганические образования (неорганический мир).
  • · мир растений и живых существ.
  • · мир различных видов животных.
  • · человек.

История философии

Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» -- знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия -- это система научных знаний.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

Абсолютное начало всякого движения -- божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Идея души

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа -- это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, -- это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевлённых тел.» Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него -- к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания -- к разумной воле.

«Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего.»

Теория познания и логика

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта -- в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. античный философия аристотель познание

Аристотель является и основоположником логики.

Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого -- «мнение», получаемое из опыта, второго -- достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

  • 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
  • 2) убеждение в том, что это свойство -- существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы -- категорическим силлогизмом.

Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.

Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

Он сформулировал логические законы:

  • · закон тождества -- понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
  • · закон противоречия -- «не противоречь сам себе»;
  • · закон исключённого третьего -- «А или не-А истинно, третьего не дано».

Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Этические взгляды

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Учение о добродетелях

Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями -- избытком и недостатком -- и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность -- это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению.

Аристотель, как и Платон, делил душу на три силы: разумную (логическую), страстную (фумоейдическую) и желающую (епифумическую). Каждую из сил души Аристотель наделяет свойственной ей добродетелью: логическую -- разумностью; страстную -- кротостью и мужеством; желающую -- воздержностью и целомудрием. В целом душа, по Аристотелю, имеет следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие.

Внутренний конфликт

Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче -- как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь).

Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.

Слово «знать» употребляется в двух значениях:

  • 1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием;
  • 2) о том, кто применяет знание на практике.

Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека).

Человек

Для Аристотеля человек -- это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» -- существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей -- причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Космология Аристотеля

Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тысяч стадий (ок. 71200 км). Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.

Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль Аристотель неправильно, исходя из телеологической идеалистической концепции. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того ложного взгляда, что так называемая «сфера» является наиболее совершенной формой.

Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:

«Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

«Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечно равномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента -- эфира.

Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.

Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам.

Причиной небесного движения является Бог.

Учение о государстве

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек -- политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи -- муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обусловливается качествами общества, которому он принадлежит -- кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же -- к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство -- это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Политик и политика

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.

Политика -- наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики -- справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Государство -- продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Формы государственного правления

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй -- строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • · Монархия (греч. monarchia -- единовластие) -- форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
  • · Аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) -- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
  • · Полития -- Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах -- умеренность, в имуществе -- средний достаток, во властвовании -- средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • · Тирания -- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
  • · Олигархия -- соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
  • · Демократия -- выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное -- удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве -- гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» -- политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно -- «Афинская полития»).

Сочинения

Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде.

Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие -- более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.

В пятой книге «Historia animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевлённую и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные.

Аристотелев корпус

В «Аристотелев корпус» (лат. Corpus Aristotelicum) по традиции включают труды, излагающие учение Аристотеля, но не принадлежащее самому Аристотелю. Далее сочинения, принадлежность которых Аристотелю считается сомнительной, помечены знаком *. Сочинения, которые по общему признанию исследователей Аристотелю не принадлежат, помечены знаком

Философия Аристотеля

Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 335 - 334 гг. неподалеку от Афин организовал учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими последователями обучал учеников философии. Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Вот название лишь некоторых его работ, по которым можно составить представление о его научных интересах: «Категории», «Аналитика первая и вторая», «Физика», «О небесных явлениях», «О душе», «История животных», «Политика», «Об искусстве поэзии», «Метафизика».

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое. Свое учение Аристотель начинает с выяснения того, какая наука или науки должны изучать бытие. Такой наукой, которая бы, абстрагируясь от отдельных свойств бытия (например, количество, движение), могла бы познать сущность бытия, является философия. В отличие от других наук, которые изучают различные стороны, свойства бытия, философия изучает то, что определяет сущность бытия.

Сущность, считает Аристотель, это то, что лежит в основе: в одном смысле - это материя, в другом - понятие и форма, а на третьем месте-то, что состоит из материи и формы. При этом под материей подразумевается нечто неопределенное, которое «само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенно сущее». По Аристотелю, материя принимает определенность только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и только приобретая форму, она превращается в действительность.

Сущность - причина не только реально существующего, но и будущего бытия.

В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;

материя и субстрат - это то, из чего все возникает;

движущая причина, означающая принцип движения;

достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Идеи Аристотеля о познании существенным образом переплетаются с его логическим учением и диалектикой и дополняются ими. В области познания Аристотель не только признавал значение диалога, спора, дискуссии в достижении истины, но и выдвинул новые принципы и идеи о познании и, в частности, учение о знании правдоподобном и вероятностном или диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому. Согласно Аристотелю, диалектике доступно вероятностное и правдоподобное знание, а истинное знание, построенное на необходимо истинных положениях, присуще только аподиктическому знанию. Разумеется, «аподиктическое» и «диалектическое» не противопоставляются друг другу, они связаны между собой. Диалектические знания, опирающиеся на чувственное восприятие, исходящее из опыта и движущееся в области несовместимых противоположностей, дает только вероятностное знание, т.е. более или менее правдоподобное мнение о предмете исследования. Чтобы придать этому знанию большую степень достоверности, следует сопоставлять различные мнения, суждения, существующие или выдвигаемые по выявлении сущности познаваемого явления. Однако несмотря на все эти приемы получить таким путем достоверное знание невозможно.

Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины.

Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследовании сущности этих фактов и лишь тогда станет возможным истинное знание. Поскольку из способностей мыслить, обладая которыми, мы познаем истину, - считает Аристотель - одними всегда постигается истина, а другие ведут также к ошибкам (например, мнение и рассуждение), истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род (познания), кроме ума, не является более точным, чем наука. К теории познания Аристотеля вплотную примыкает его логика. Хотя логика у Аристотеля по содержанию имеет формальный характер, она является многопрофильной, так как включает в себя учение о бытии и учение об истине и познании.

Поиск истины осуществляется через силлогизмы (умозаключения) с использованием индукции и дедукции. Существенным элементом поисков истины выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), которые он рассматривает как тесно взаимосвязанные друг с другом, подвижные и текучие. Вот один из примеров, показывающих, как с помощью логического анализа можно познать истину. Из двух силлогизмов: «все люди смертны» и «Сократ есть человек», можно сделать вывод, что «Сократ смертен». Нельзя не отметить вклад Аристотеля в классификацию наук. До Аристотеля хотя уже и существовали различные науки, но они были разрознены, отдалены друг от друга, не определена была их направленность. Естественно, это создавало определенные трудности и в их изучении, и в определении их предмета, и в области применения. Аристотель был первым, кто провел как бы инвентаризацию имеющихся наук и определил их направленность. Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика выступает одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.

В области социальной философии Аристотель выдвинул также глубокие идеи, что дает основание рассматривать его как мыслителя, стоявшего у истоков наших современных представлений об обществе, государстве, семье, человеке, праве, равенстве. Происхождение общественной жизни, формирование государства Аристотель объясняет не божественными, а земными причинами. Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, а цель его существования - достижение блага людей. Государство выступает как высшая форма общения между людьми, благодаря чему все другие формы человеческих отношений достигают совершенства и завершения. Естественное происхождение государства объясняется тем, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Выясняя сущность человека, закономерности его становления, Аристотель считает, что человек, по природе своей, существо политическое и свое завершение, можно сказать, совершенство он получает в государстве. Природа наделила человека интеллектуальной и моральной силой, которые он может использовать и во благо, и во зло.

Если человек обладает нравственными устоями, то он может достигнуть совершенства. Человек, лишенный нравственных устоев, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Касаясь соотношения и соподчиненности триады: государство, семья, индивид, Аристотель считает, что «государство по своей природе предшествует индивиду», что природа государства стоит впереди природы семьи и индивида, а посему «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство, и в этом Аристотель следует за Платоном, представляет собой некое единство составляющих его элементов, правда, не такое централизованное, как у Платона. Форму государственного правления Аристотель характеризует как политическую систему, олицетворяемую верховной властью в государстве. В зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство) определяется форма государства. При этом существуют как правильные, так и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных - стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства выступают монархическое правление (царская власть), аристократия и политика (политика - это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочные, неправильные - тирания, олигархия, демократия. В свою очередь, каждая форма имеет несколько разновидностей. Основную причину возмущения людей, приводящих порой к смене форм правления, в том числе, в результате государственных переворотов, Аристотель видит в отсутствии в государстве равенства. Именно ради достижения равенства осуществляются перевороты и восстания. В вопросе о земле Аристотель считает, что должны существовать две формы собственности на землю: одна предполагает общее пользование землей государством, другая - частное владение гражданами, которые должны на дружественных началах предоставлять выращенные продукты в общее пользование других граждан.

Законодательство в государстве - это неотъемлемая часть политики. Законодатели должны это учитывать всегда с тем, чтобы умело и адекватно отражать в законах своеобразие данного государственного строя и тем самым способствовать сохранению и укреплению существующей системы отношений.

мыслитель философия аристотель

 

Возможно, будет полезно почитать: