Федеральные программы по поддержке малого бизнеса. Сущность государственных программ поддержки и развития малого бизнеса

В каждом регионе нашей страны существуют программы, в рамках которых предоставляются различные субсидии, компенсации, льготы и другие виды помощи. Какие формы государственной поддержки для предпринимателей существуют и как ими воспользоваться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

На сегодняшний день наиболее востребованными программами помощи малому бизнесу являются:

  • субсидия на открытие бизнеса для безработных;
  • субсидия на развитие бизнеса для начинающих предпринимателей;
  • поручительство по кредитным и лизинговым договорам;
  • компенсация части процентов по кредитам;
  • возмещение части затрат по договору лизинга;
  • выдача займов по сниженным ставкам;
  • возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках;
  • налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям.

Рассмотрим все эти виды государственной поддержки подробнее.

Субсидия на открытие бизнеса для безработных

Если вы остались без работы и хотите попробовать свои силы в бизнесе, на первых порах вам может помочь субсидия от центра занятости населения в размере 58 800 рублей. Этот вид государственной помощи предоставляется безработным гражданам безвозмездно. Для того чтобы получить субсидию, вам нужно обратиться в службу занятости населения по месту прописки, встать на учет по безработице, написать и защитить бизнес-план. В некоторых центрах занятости дополнительно потребуется пройти краткое обучение азам предпринимательства и психологическое тестирование.

Лучше всего, если ваш будущий бизнес будет иметь социальную направленность и вы создадите одно или несколько рабочих мест. К примеру, займетесь изготовлением изделий народного творчества. К рассмотрению не принимаются бизнес-идеи, связанные с производством или реализацией алкоголя, открытием ломбарда, сетевым маркетингом. После защиты бизнес-плана перед комиссией и в случае его одобрения, вы заключаете договор с центром занятости о получении субсидии. Обратите внимание, регистрировать ИП или ООО следует только после заключения договора. Соблюдать такой порядок действий необходимо, поскольку договор заключается с вами, как с безработным, а не как с предпринимателем или юридическим лицом.

Расходы на оформление регистрации также компенсируются государством. Возмещение перечисляется по факту, то есть оплатить регистрацию вы должны за свой счет, после чего предоставить документы об оплате в центр занятости.

Сумма субсидии может увеличиться, если вы наймете одного или нескольких безработных, которые также зарегистрированы в этом центре занятости (+58 800 за каждого нанятого сотрудника). Эта программа действует только для ИП.

В течение трех месяцев с момента получения субсидии вы должны подтвердить, что средства израсходованы в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Если ваш бизнес «продержится» меньше года - деньги придется вернуть государству.

Субсидия начинающим предпринимателям

На развитие бизнеса можно получить более значительную сумму - 300 000 рублей (500 000 рублей для предпринимателей Москвы). Для того чтобы вам предоставили такую субсидию, с момента регистрации вашего ИП или ООО должно пройти не менее года. Деньги выдаются после защиты бизнес-проекта, но на условиях софинансирования, то есть вы вкладываете 50-70% собственных средств, а государство компенсирует оставшуюся часть ваших затрат на развитие бизнеса. Расходовать субсидию можно на приобретение оборудования, оснащение рабочих мест, закупку сырья, оплату аренды. Еще одним условием предоставления субсидии является отсутствие у вашей компании задолженности по налогам и страховым взносам. Безвозвратные ссуды чаще всего выдаются предпринимателям, которые осуществляют социально важную деятельность - занимаются бытовым обслуживанием, работают в сфере образования, здравоохранения и т.д. За потраченные государственные средства нужно будет детально отчитаться. Узнать все подробности вы можете в органах местного самоуправления или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Поручительство по кредитным и лизинговым договорам

Практически в каждом регионе есть гарантийные фонды, которые могут стать поручителями при оформлении предпринимателем кредита или заключении договора с лизинговой компанией. Такое поручительство является дополнительным преимуществом при получении займа. За услугу фонду придется заплатить 1,5-2% от суммы поручительства, которая, как правило, составляет 30-70% от суммы кредита.

Как воспользоваться помощью гарантийного фонда:

  1. На сайте фонда или по телефону выясните требования к заемщикам.
  2. Если вы им соответствуете, то уточните, какие банки являются партнерами фонда. Выберите банк, в котором хотели бы взять кредит.
  3. При обращении в банк укажите, что хотели бы, чтобы вашим поручителем выступил гарантийный фонд.
  4. Если ваша заявка на кредит одобрена банком, то далее совместно с банком вам нужно подготовить документы и заявку в гарантийный фонд.
  5. При положительном решении фонда составляется трехсторонний договор поручительства.
  6. Вы получаете кредит и оплачиваете услуги гарантийного фонда.

Гарантийный фонд должен находится в том же регионе, в котором зарегистрирован ваш бизнес.

Компенсация части процентов по кредитам

Если вы взяли кредит на развитие бизнеса в одном из российских банков, то можете компенсировать часть процентов по кредиту за счет государства. Сумма субсидии зависит от действующей ставки рефинансирования и размера кредита. Этот вид поддержки действует практически во всех регионах и распространяется на большинство видов деятельности.

Возмещение части затрат по договору лизинга

Еще один популярный вид помощи малому бизнесу от государства - компенсация части платежей по лизинговым договорам. Если вы берете в лизинг производственное оборудование или транспорт, то у вас есть возможность вернуть часть средств. Максимальный размер отличается в зависимости от региона: например, в Москве он составляет до 5 млн. рублей. Узнать все подробности вы можете в департаменте по развитию малого бизнеса или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Выдача займов по сниженным ставкам

Во многих субъектах РФ существуют программы микрофинансирования малого бизнеса, которые дают возможность предпринимателям получать кредиты и краткосрочные займы на льготных условиях. Как правило, сумма займа составляет от 10 тыс. до 1 млн. рублей на срок 1-3 года. Процентная ставка варьируется от 8 до 10%. Кредиты по более низкой ставке - 5 % отдельные регионы предоставляют предпринимателям, которые работают в производственной или сельскохозяйственной сфере, оказывают бытовые услуги, то есть занимаются социально значимой деятельностью. В некоторых случаях можно получить и более крупную сумму - до 5 млн. на более длительный срок - до 5 лет.

Для получения займа обратитесь в фонд поддержки предпринимательства вашего региона. Там вам сообщат, каким требованиям должен соответствовать заемщик, какие документы и, возможно, залоговое обеспечение необходимы для получения займа. На основании предоставленных документов и залога специалисты фонда вынесут решение о выдаче или отказе в выдаче займа.

Возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках

Этот вид господдержки малого бизнеса позволит вам сократить расходы на участие в выставках и ярмарках, то есть воспользоваться возможностью представить свой товар широкой аудитории, найти клиентов и партнеров, обменяться опытом. Государство может оплатить две трети вашего участия в подобных мероприятиях - аренду и доставку оборудования, регистрационный взнос. Не возмещаются затраты на проезд, проживание и питание. Субсидия предоставляется один раз в течение текущего финансового года. Сумма субсидии - от 25 000 до 300 000 рублей, в зависимости от региона.

Налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям

С 1 января 2015 по 31 декабря 2020 года регионы имеют право на 2 года устанавливать нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрировавшихся ИП. Это касается предпринимателей на «вмененке» и патенте, которые работают в производственной, социальной, бытовой или научной сфере. К примеру, в 2016 году «налоговые каникулы» действуют в Брянской, Воронежской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Омской, Тульской и многих других областях.

Также с 2016 года в качестве антикризисных мер поддержки малого бизнеса в некоторых регионах действуют сниженные налоговые ставки для предпринимателей на УСН - от 1% и ЕНВД - от 7,5%.

Другие формы государственной поддержки малого бизнеса

Во всех регионах нашей страны проводится обучение и повышение квалификации субъектов малого бизнеса, которое включает в себя разнообразные тренинги, семинары, конференции. По любым вопросам, неизбежно возникающим и у новичков, и у тех, кто уже ведет предпринимательскую деятельность не один год, вас проконсультируют профессиональные бухгалтеры, юристы и другие специалисты. Эти услуги оказываются бесплатно.

Как узнать о мерах поддержки в своем городе?

Подробное описание мер поддержки вы найдете в Бизнес-навигаторе МСП - бесплатном ресурсе для предпринимателей. Здесь собрана база всех государственных и муниципальных организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему бизнесу в вашем регионе.

Если после прочтения статьи у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях.

Как известно, в развитых западных странах доля малого и среднего бизнеса составляет 80 процентов от общего количества предприятий, а в России – только 20. Так что есть потенциал. Рассмотрим, какие существуют программы для малого бизнеса с господдержкой, насколько легко ими воспользоваться и насколько они эффективны.

Законопроекты

В условиях кризиса государство готово протянуть руку помощи перспективным проектам. В декабре прошлого года на федеральном уровне была принята государственная программа поддержки малого бизнеса, регламентирующая порядок оказания помощи малым предприятиям.

Способов у государства много:

Особое внимание уделяется предприятиям, внедряющим и разрабатывающим инновационные технологии.

Льготная аренда помещений и бесплатное участие в выставках предоставляются на конкурсной основе. Остается только надеяться, что все эти блага действительно распределяются между самыми достойными представителями малого бизнеса.

Какие цели преследует государство, вкладывая деньги в такие программы государственной поддержки малого бизнеса? Должны увеличиться доля малого бизнеса в таких показателях, как ВВП и налоговые отчисления. А также желаемым результатом станет увеличение занятости населения в таких предприятиях и развитие среднего класса общества.

Гранты и субсидии

Основное условие получения субсидии – ваш бизнес должен быть зарегистрирован не более, чем два года назад.

Также предпринимателю нужно:

Через полгода после того, как средства будут получены, предприниматель должен отчитаться, на что они потрачены.

Разрешенные статьи расходов – оплата аренды, покупка основных средств производства, оборудования.

Оставшаяся неиспользованная сумма должна быть возвращена.

Кроме того, нужно помнить, что, помимо государственных денег, предприниматель обязан внести определенную часть суммы из своего кармана. Например, молодые люди до 30 лет должны вложить до 20 процентов предоставляемой суммы.

Социальные проекты

До полутора миллионов рублей предусмотрено выдавать на бизнес-проекты, представленные мамами-одиночками, выпускниками детских домов, бывшими заключенными. Также выдают помощь и на определенные виды деятельности: народные промыслы, создание детских образовательных и досуговых центров.

Например, размер субсидии, предоставляемой безработным, – около 60 тысяч рублей. Условия получения: быть зарегистрированным в центре занятости, составить бизнес-план и после его одобрения зарегистрировать свое дело. Отчитываться о расходовании выделенных средств также придется.

Кредиты

Маленькие предприятия могут получить кредиты на льготной основе. Максимальная сумма – до миллиона рублей под 17 процентов, сроком на три года.

Крупные предприятия получают субсидии на погашение кредитов, взятых на лизинг, покупку оборудования или строительство производственных помещений.

Максимальная сумма кредита – 15 миллионов рублей.

Поручителями для таких кредиторов становятся гарантийные фонды, специально организованные для этих целей.

Уровни поддержки

Кроме федеральной, в каждом регионе есть свои программы развития малого бизнеса. Поэтому, очень важно знать, какие правила действуют именно в вашей местности. Для этого созданы специальные департаменты поддержки малого бизнеса, они работают практически во всех субъектах РФ. Именно на сайтах этих организаций можно найти актуальную информацию о возможностях, которые предоставляются государством мелкому и среднему предпринимательству.

Видео: Как найти финансирование для малого бизнеса?

Государство всячески старается стимулировать предпринимательскую деятельность граждан. Малый бизнес, к числу которого, относится подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей, требует неустанной заботы государства. Ведь не секрет, что предприниматели занимают весомый сектор экономики, обеспечивают занятость многим тысячам наемных работников, и своими налогами вносят вклад в бюджет страны. Правительство заинтересовано в том, чтобы предпринимателей было как можно больше, а в трудные времена, как можно меньше малых предприятий прекратило свой бизнес.

В предлагаемой статье рассмотрим, какая оказывается помощь индивидуальным предпринимателям от государства.

Какие виды помощи индивидуальным предпринимателям бывают

Как уже было сказано, чем больше граждан страны занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью - тем лучше. Одновременно, требуется, чтобы предприниматель, вступивший на этот путь, окреп, «встал на ноги» и создал полноценный бизнес. Соответственно, будет замечательно, если со временем его предприятие вырастит до значительных размеров, и предприниматель сможет обеспечить занятостью как можно больше человек. А возможно, когда либо, вырастит и до национального чемпиона. Благо, зарубежная практика знает такие случаи.

Но даже если предприниматель обеспечит занятость только себе, останется самозанятым лицом, то и от этого будет польза государству. Этот гражданин не будет претендовать на получение пособия по безработице, а возможно, даже и небольшим вкладом, будет пополнять бюджет страны путем уплаты налогов.

Далеко не все начинающие и действующие предприниматели знают, что в стране действует множество программ направленных на поддержку малого бизнеса. Отношения, связанные с поддержкой самих предпринимателей и инфраструктуры созданной для поддержки малого и среднего предпринимательства регулируются законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон устанавливает основные принципы оказания помощи предпринимателям, определяет механизмы поддержки и источники её финансирования. Так же законом установлены следующие виды помощи, на которые может рассчитывать предприниматель:

  • информационная,
  • консультационная
  • имущественная,
  • финансовая.

Законом также определены источники финансирования помощи и исполнители мероприятий направленных на помощь субъектам малого и среднего бизнеса. Рассмотрим помощь оказываемую предпринимателям, в разрезе видов этой помощи, подробнее.

Информационная помощь индивидуальным предпринимателям

Фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром» достаточно стара, но, тем не менее, не утратила своей актуальности. И хотя речь идет не о владении миром, а всего лишь об информации, которая позволяет правильно создать свой бизнес и довести его до успеха, в данном случае она так же актуальна.

Предприниматель, на всех этапах своей деятельности, сталкивается с нехваткой информации. Будь то, на этапе создания своего дела, либо в процессе ведения бизнеса. Кто-то обращается за помощью квалифицированных специалистов - консультантов, кто-то получает дополнительное образование. Но мы сейчас живем в мире информационных технологий и государственная информационная поддержка предпринимательства в первую очередь направлена на обеспечение доступности необходимых предпринимателям знаний через сеть Интернет. Реализуется это посредством создания специализированных интернет - ресурсов, а так же адаптации уже имеющихся сайтов органов государственной власти и госслужб для нужд предпринимателей.

В качестве специализированного ресурса направленного на информационную поддержку предпринимателей можно отметить - Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (smb.gov.ru). А среди хорошо адаптированных сайтов государственных служб - это официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ (nalog.ru).

Консультационная помощь индивидуальным предпринимателям

Не во всех случаях, самостоятельный поиск необходимой информации может помочь в решении проблем, которые встречаются на пути предпринимателей. Бывают нестандартные ситуации, в которых предприниматель не сможет самостоятельно разобраться и найти выход. В такие моменты, информационной поддержкой не обойтись.

Когда предприниматель сталкивается со сложной ситуацией, выход из которой в сети Интернет не найти, ему требуется помощь квалифицированного специалиста - консультация. Законом предусмотрено два способа оказания предпринимателям консультационной помощи.

В первом случае, предусматривается создание инфраструктуры (сети), состоящей из отдельных единиц (организаций) которые оказывают поддержку субъектам малого предпринимательства. Это могут быть, например, отделы администраций муниципальных образований, одной из функций которых является оказание консультативной помощи предпринимателям. Либо, так называемые, юридические клиники, при учебных заведениях, в которых готовят правоведов, которые в свою очередь, в порядке стажировки, вникают в проблемы конкретных предпринимателей, и помогают их решить. С другой стороны, возможно привлечение предпринимателем платных специалистов, расходы на чьи услуги в дальнейшем, возмещаются из бюджета.

Имущественная помощь индивидуальным предпринимателям

Одной из существенных проблем, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является недостаток материальной базы. Здесь может быть как отсутствие оборудования для производства продукции, земельных участков или помещений для ведения деятельности. Либо, просто отсутствие активов, под которые можно было бы осуществить кредитование в банке.

Частично решить эту проблему помогает реализация закона о развитии предпринимательства. Согласно его положениям, во владение или пользование субъектам малого предпринимательства может передаваться различное государственное или муниципальное имущество. Среди такого имущества могут быть:

  • здания, строения, иные нежилые помещения,
  • земельные участки,
  • транспортные средства и иные машины и механизмы,
  • оборудование, инструменты и инвентарь.

Предусмотрена передача, как на возмездной основе, так и на безвозмездной. Основное требование, которое должен соблюдать предприниматель при использовании этого имущества - это сохранение его целевого назначения. Кроме этого, в большинстве случаев запрещается отчуждение этого имущества, передача его в залог, внесение в уставной капитал и так далее. В случае нарушения правил пользования таким имуществом, оно, в судебном порядке, может быть изъято. Обратится в суд, с таким иском, могут государственные органы и органы местного самоуправления, оказавшие такую имущественную поддержку.

Дабы сделать процесс предоставления имущественной помощи открытым, государственные и муниципальные органы, согласно закону, обязаны создавать и размещать для публичного сведения перечни имущества, которое может быть предоставлено для осуществления предпринимательской деятельности, на долгосрочной основе. В отношении имущества находящегося в федеральной собственности, уполномоченным органом, по составлению таких перечней, выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Финансовая помощь индивидуальным предпринимателям

Финансовая поддержка, вне сомнения, является одним из самых желанных видов помощи предпринимателям. Осуществляться она, как говорится в законе о поддержке предпринимателей, может из средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Предусмотрены следующие формы оказания финансовой помощи предпринимателям:

  • субсидии,
  • бюджетные инвестиции,
  • государственные и муниципальные гарантии.

Рассмотрим их более подробно. И начнем с субсидий. В этом плане она отличается от кредитов и займов, которые, как правило, тоже бывают целевыми, но подлежат возврату, либо к моменту истечения установленного срока, либо периодически и равными частями в пределах этого срока.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Так как эти денежные средства выделяются из бюджета, и сами действия по их предоставлению носят некоммерческий характер, то к их получателю предъявляются строгие требования. Субсидия не может быть предоставлена без прохождения строгой процедуры отбора кандидатов на освоение бюджетных денежных средств. Как правило предпринимателю нужно доказать серьезность своих намерений. Одним из таких доказательств выступает подробный и обоснованный бизнес-план. Установленного образца, по которому составляется такой документ, не существует.

Важно иметь в виду, что получая государственную поддержку, ИП берёт на себя конкретные обязанности. В первую очередь они заключаются в сдаче отчётности. В последствии ИП обязан предоставить отчёт о расходовании полученных денежных средств.При этом важно приложить к нему чеки, платёжные поручения, квитанции и другие документы, подтверждающие направление расходования средств. Не исключено, что государство может затребовать деньги назад. Например, если выявлена нецелевая реализация финансов, то вся сумма запрашивается обратно. Если по отчетам видно, что доля помощи осталась нереализованной, то она также возвращается.

Целевое предназначение субсидий может быть различным, но, как правило, они направляются на следующие цели:

  • приобретение инструментов, оборудования, и инвентаря,
  • приобретение материалов, сырья и комплектующих,
  • приобретение объектов интеллектуальной собственности - лицензий, патентов.

Бюджетные инвестиции, являются менее распространенным видом финансовой помощи предпринимателям. Как правило, денежные средства, направляемые на поддержку бизнеса таким способом, конвертируются в участие в уставном капитале компаний. В связи с этим, помощь индивидуальным предпринимателям от государства в такой форме недоступна.

Если предприниматель претендует на получение государственных или муниципальных гарантий, то он должен предоставить инвестиционный проект ведения деятельности и подтвердить желание заключить договор с кредитной организацией на условиях соответствующих требованиям выдачи государственных (муниципальных) гарантий. После получения согласия на предоставление такой поддержки, под гарантии государства, или органов местного самоуправления, предпринимателю предоставляется кредит (заём) в банковском учреждении.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Существует одно важное условие - бизнес, организованный при государственной поддержке, должен существовать минимум два года. Такое условие является некой гарантией и позволяет исключить финансирование компаний однодневок.

Для paзвития мaлoгo бизнeca в Poccии нa 2019 гoд Mинэкoнoмики пpeдлaгaeт cфopмиpoвaть нoвыe, eщe бoлee лoяльныe пpoгpaммы пo льгoтнoму финaнcиpoвaнию. Эти пpoгpaммы будут кacaтьcя лизингa, кpeдитoв, нaлoгoв и. т. д. Пo cлoвaм пpeзидeнтa cтpaны, вce мepoпpиятия гocудapcтвa дoлжны быть opиeнтиpoвaны нa умeньшeниe финaнcoвoй нaгpузки нa бизнecмeнoв и пooщpeниe мaлoй пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти.

30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места. Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1

В международной практике доля пополнения государственного бюджета за счет малого бизнеса может составлять до 30-60 процентов. Подобными рекордами могут похвастать Министерства экономики части государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Средиземноморского бассейна, даже Центральной Европы.

В России эти показатели на порядок ниже. Похожая ситуация относится и к проценту населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса. Все последние годы и даже десятилетия, прошедшие с момента перехода страны к рыночной экономике, программы поддержки развития малого бизнеса принимались практически ежегодно. В итоге сегодня государственная помощь малому бизнесу оказывается в рамках федеральных программ и программ региональной поддержки. Иногда создается впечатление, что росту влияния малого бизнеса на экономику страны мешает лишь некоторая несогласованность действий чиновников и начинающих предпринимателей.

Более приоритетными при получении помощи являются сельские отрасли. Например, или КРС.

На такую помощь могут рассчитывать и пчеловоды. Про «пчелиный» бизнес у нас есть отдельная .

Стоит ли ожидать малому бизнесу реальную помощь от государства? Кому нужна и актуальна такая помощь?

Как государство помогает малому бизнесу? Так как государство заинтересовано в пополнении бюджета и увеличении количества рабочих мест за счет предприятий малого и среднего бизнеса, возможность получить его помощь в теории существует. В том числе оказание помощи осуществляется в финансовой области. Самым удобным вариантом помощи являются безвозмездные и безвозвратные субсидии. Все выполняемые в рамках оказания помощи предприятиям малого бизнеса базируются на принимаемой единой государственной программе развития малого и среднего предпринимательства. Она обычно разрабатывается на каждый наступающий календарный год или два года. Сейчас действует государственная программа поддержки малого бизнеса на 2013-2014 год. Владение её позициями часто оказывает заметную помощь в оформлении заявок на оказание государственной помощи.

Помощь в открытии бизнеса

Уровень оказываемой помощи зависит от направления деятельности нового производства. Фактически любое малое предприятие может получить субсидии от государства на бизнес уровня региона и федерального центра по направлениям:

  • обучение, повышение квалификации и переобучение специалистов;
  • работа в сфере участия в рекламных акциях и выставочно-конгрессных мероприятиях;
  • лицензирование;
  • деятельности по открытию предприятия;
  • приобретение оборудования и компьютерной техники;
  • подбор вариантов аренды помещения;
  • открытие бизнеса.

Оценка целесообразности предоставления субсидии на открытие бизнеса проводится государственным органом на основании бизнес-плана малого предприятия и основывается на выборе направления работ. В идеале оно должно совпадать с приоритетными направлениями развития экономики в регионе.

В большинстве регионов к приоритетным направлениям относится:

  • инновационный бизнес;
  • сельское хозяйство;
  • производство продукции в реальном секторе.

Также к поддержке государства относится предоставляемая малым предприятиям возможность обратиться в бизнес-инкубаторы. Это удобно перспективой получить юридическую помощь малому бизнесу, помощь в разработке бизнес-плана и другим вопросам.

Для повышения перспектив получения субсидии в список приоритетных направлений деятельности создаваемой организации специалисты рекомендуют включить предоставление вакантных рабочих мест лицам, зарегистрированным на бирже труда. Эти преимущества ориентированы и на безработных, которые планируют открыть собственный малый бизнес.

В рамках грантов и субсидий при правильной подготовке документов можно получить от 40 до 60% необходимой для открытия производства суммы. Гранты и субсидии предприятиям малого бизнеса, работающим в рамках исполнения федеральных программ или региональных программ, могут предоставляться практически ежегодно.

Альтернативным вариантом является участие в исполнении государственных заказов. Данные об объявленных конкурсах по исполнению государственных заказов публикуются на сайтах государственных организаций. На этих ресурсах план размещения конкурсов и их темы публикуются в конце календарного года на следующий. Многие государственные заказы предусматривают преференции участникам конкурса, представляющим малый бизнес.

Помощь в развитии существующего малого бизнеса

Оказание поддержки действующим и имеющим позитивные показатели развития предприятиями малого бизнеса также оказываются в рамках названных программ. Кроме того, в последние годы тенденцией стала разработка представителями власти механизмов стимулирования развития производственного сектора. Такие программы поддерживаются в рамках предоставления субсидий и специальных кредитов.

Претендуя на финансовую поддержку, важно грамотно составить пакет документов, которые обоснуют запрос на государственное субсидирование. В него входит:

  • заявление, составленное по установленной форме;
  • копия полного пакета всех учредительных документов;
  • копия паспорта учредителя;
  • свидетельство, подтверждающее внесение в реестр малого предпринимательства;
  • свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию.

Повысить шанс положительного результата рассмотрения запроса можно, включив в бизнес-план:

  • данные о заработной плате сотрудников и их штатной численности;
  • показатели роста уровня заработной платы, сохранения численности сотрудников и увеличения их числа;
  • данные о предполагаемом уровне финансовых затрат и сроках окупаемости.

Альтернативные варианты финансирования – кредиты малому бизнесу от государства

Линейки кредитных продуктов, ориентированных на предприятия малого бизнеса, сегодня предлагаются практически все ведущие банки страны. В том числе действуют специализированные программы. Например, «Сбербанк – малому бизнесу».

В рамках таких программ предоставляются суммы до 5 000 000 миллионов рублей. Максимальной суммой, предоставляемой банком малому бизнесу обычно бывает 12 000 000 миллионов. Срок предоставления кредита и годовая процентная ставка непосредственно зависит от поданных в заявке документов.

Распространенным вариантом предложения становятся кредиты в рамках рефинансирования. Они часто предоставляются под залог действующего бизнеса. Любые программы кредитования под залог имущества отличаются выгодными процентными ставками.

Важным моментом при рассмотрении условий по предоставлению заемных средств становятся данные о сроке успешной деятельности. Многие банки указывают минимальным сроком подтвержденной работы предприятия 3 месяца.

Кредитные средства на развитие малого бизнеса предоставляются в рамках специальных программ, так называемых стартапов. Чаще всего такие программы выдают кредит под залог собственности. В случае, если оформление залогового кредита невозможно, условия кредитования становятся достаточно жесткими. Повышается процентная ставка и регулируется выдаваемая сумма в сторону снижения. Только начинающим работать малым предприятия проще получить микро кредит.

При предоставлении залога успешно работающим предприятиям малого бизнеса могут предоставляться значительные суммы. Так под залог банк ВТБ-24 готов предоставить заемщику до 150 миллионов рублей под 10,5% годовых. Широкие линейки кредитов для предприятий малого бизнеса предлагают многие банки страны. Подобрать самый привлекательный для каждого потенциального заемщика удобно с помощью кредитных калькуляторов, представленных в сети Интернет. Часто такую возможность предоставляют сайты юридических организаций. Многие такие ресурсы позволяют сразу направить свою заявку на рассмотрение в выбранный банк или в сразу несколько банков.

В любом варианте для получения заемных средств в банк предоставляется подробный и четкий бизнес план.

Помогла статья? Подписывайтесь в наши сообщества.

 

Возможно, будет полезно почитать: