Эссе на тему образование. Эссе на тему «Образование в России: система, проблемы

Эссе «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»

преподаватель МАУДО «ДШИ №2», пгт Зеленоборский, Мурманская область.
Описание материала: данная работа будет полезна тем, кто интересуется проблемами современного образования. Ее можно использовать для самообразования.
Цель: привлечь внимание к проблемам современного образования.
Задачи:
1. Обозначить актуальные проблемы образования.
2. Предложить варианты решения проблем.
3. Наметить перспективы развития образования.

Россия, как преемница Советского Союза, многое унаследовала от него, в том числе и систему образования. Советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Знаниевая модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в России, на наш взгляд, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для многих ДОУ основной остается так называемая функция призрения - главное, что дети накормлены и в безопасности, а задача обучения отходит на второй план. Во многих ДОУ наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Часто должность воспитателя занимают лица, не имеющие педагогического образования. Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе.
Школа, в свою очередь, также не дает нужного объема знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим. Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. Большая часть выпускников стремится поступить в вуз. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными. Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных.
Административный пресс «сверху» - еще одна существенная проблема российского образования. Усиление давления администрации, негативно сказывается на развитии системы образования. «Сверху» в административном порядке глушат инициативу «снизу». Работа педагога (начиная от воспитателя ДОУ и заканчивая преподавателем вуза) перегружена написанием всякого рода «бумажек». Требования, предъявляемые «сверху», толкают педагогов к формализации показателей. Звучат доклады, в которых произносится то, что хотят слышать руководители преобразований. При принятии управленческих решений, игнорируются рекомендации наук, связанных с образованием. Многие нововведения «реформаторов» непродуманны. Например, система ЕГЭ. Сама идея единого экзамена в рамках всей страны, достаточно продуктивна. Теоретически ЕГЭ должен дать выпускникам российских школ равные шансы на поступление в любой вуз страны. Но на деле эта система глубоко коррумпирована. Выбранный вариант проведения экзамена, критерии оценки знаний, умений, навыков не соответствуют современным представлениям о результатах образования. Система ЕГЭ возвращает к натаскиванию на выполнение тестовых заданий. Задачи развития и воспитания отходят на второй план.
Для преодоления вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, внедрять компетентностный подход в систему образования. Этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Необходима поддержка со стороны государства всех работников сферы образования – не только учителей, но и психологов, социальных педагогов, воспитателей, руководителей секций, кружков и т.д. Важно поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз.
Для преодоления дисбаланса на рынке труда – слишком много специалистов с высшим образованием и недостаток лиц с рабочими специальностями, необходимо повысить престиж учреждений НПО и СПО. Сформировавшийся еще с прошлого века стереотип того, что данные учебные заведения – это сборище бездельников, хулиганов и тупиц, важно ломать. В школах для будущих выпускников надо вести просветительскую работу по поводу ССУЗ. Проводить презентации этих учебных заведений, объяснять перспективы трудоустройства и т.п.
Уменьшение давления на образовательные учреждения со стороны административной власти - необходимое условие для выведения системы образования из кризиса. Навязывание преобразований «сверху» неэффективно. Важно поддерживать педагогическую инициативу «снизу». Немаловажным является и учет рекомендаций наук, связанных с образованием. Игнорирование этих рекомендаций приводит к плачевным последствиям.
Необходимо серьезно реформировать систему ЕГЭ. Должна измениться форма проведения. Возможно введение двухуровневого экзамена – первый для всех выпускников, второй уровень для желающих поступить в вуз. Необходимо менять условия для поступления в высшие учебные заведения. Помимо результатов ЕГЭ ввести еще какой-то критерий. Важны продуманные меры для преодоления коррупции в сфере ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук. Если реформация проводится лишь «сверху» и в обязательном и безапелляционном порядке, то это ведет к недовольству, противостоянию и отчасти к саботажу.

ФГОУ СПО

Автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева

РЕФЕРАТ

По предмету: обществознание

На тему: «Образование в современном обществе»

Выполнил: Кондратьев Валерий

Проверила: Батенина М.Ю.

2006-2007 уч. г.

Образование в современном обществе

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению этих глобальных проблем современного мира.

Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Развитие экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, имеющие две разные окраски: “черное золото” и “серое вещество”. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития включают в их состав как одно из стратегических направлений - развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики. Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. При этом государство не должно связывать стратегию развития России, опираясь только на ее природные ресурсы, образно говоря, оно не должно связывать судьбу России только с газовыми и нефтяными трубами.

Происходящая сейчас информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Этот объективный процесс характерен и для России. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношении таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, потребность в их перманентном обновлении и развитии становится фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становиться важной компонентой экономического развития. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования оказывается тесно переплетена со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Социальную значимость образования в России можно определить следующими факторами, которые проблематичны, дискуссионны и, по – видимому могут быть:

 Понимание все большей частью общества, что в XXI в. то, что сегодня называется высшим образованием (15 лет учебы в формальной системе образования) будет являться базовым, минимально необходимым для творческой деятельности, приносящей человеку наибольшее удовлетворение;

 Повышение в глазах многих людей ценности образования, особенно его общекультурной составляющей, для саморазвития, обретения чувства собственного достоинства и самоуважения, расширения круга человеческого общения за счет понимания людей другого культурного менталитета;

 Надежда на возрождение экономики России, а в этой связи и повышение прагматической ценности полученных знаний, поскольку во всех развитых странах наблюдается прямая зависимость между уровнем образования и уровнем материального благополучия;

 Данные службы занятости, подтверждающие, что даже в наших алогичных условиях лица, имеющие высшее образование, больше социально защищены и востребованы, чем не имеющие его.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Бояркин Олег Данилович

Эссе

«Современное образование, каким я его вижу».

« Много знаний нужных и важных,

но самое главное – как жить».

Л.Н.Толстой

Не зная как начать эту работу, я решил заглянуть в толковый словарь, дабы узнать, как им трактуется слово «образование», и был поражен сухостью и безжизненностью формулировки.

Образование – это приобретение систематизированных знаний и навыков в результате обучения.

И всё. То есть в рамках образования мы пытаемся создать личность которая потом, когда-нибудь, где-нибудь,якобы, себя реализует. Это ли образование? Традиционно человек с высшим образованием вообще, (а педагог – особенно) для обывателя в первую очередь отождествляется с такими качествами, как порядочность, честность, ответственность и тд. Но тогда как быть с коррумпированными чиновниками, «образованными» хамами, циничными врачами, да мало ли. Ведь они учились вместе с действительно достойными людьми, может и не получившими должного образования, но заслужившие уважение за дела и поступки.

Возникает вопрос: Почему учатся по одним учебникам, по одной программе, зачастую у одних учителей, а имеют такие разные моральные и жизненные позиции?

Когда мы говорим о целях образования, мы имеем ввиду - образовать. т.е. создать такого человека, который был бы полезен и необходим именно своим близким, своему народу, своему государству, а не хипповатое «дитя мира». А всегда ли наше образование направлено на это? На мой взгляд, проблема современного образования в том, что оно нацелено не на развитие или совершенствование каких-либо способностей, а на элементарное натаскивание на предмет будущей деятельности. Учитель же в этом случае по словам Л.Толстого «уподобляется плохому ваятелю, который вместо того чтобы отсекать и соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, залепляет кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает. Это конечно ни для кого не открытие, большинство из нас это видят и понимают. Почему же это происходит? Попробуем разобраться.

Учителя, имеющие большой опыт работы в школе отмечают, что ярких, одаренных, с «божьей искрой» детей становится все меньше и меньше. Эти «искорки» покинув начальную школу, быстро становятся «как все», далее ЕНТ выглаживает всех окончательно, к тому же СМИ активно культивируют и агрессивно навязывают чуждую нам массовую культуру Запада со всеми её «прелестями», во главе, которой известный всем денежный символ. В итоге из школы выходят не «горячие сердца» готовые на подвиг ради своей страны, а инертные молодые люди, смутно представляющие свое будущее, но до тонкостей знающие «законы курятника», поэтому считающие эти «законы» нормой жизни. Почему так? Все просто. Мы живем в век научно-технического прогресса, где за всё нужно платить, в том числе и за блага цивилизации. Мы платим за них утратой Культуры и Духовности. Из истории мы знаем, что лучшие времена человечества связаны с расцветом культуры, а худшие с развитием цивилизации. Культура – это не только балет, музыка или живопись – это понятие рождает многообразие, предполагает многогранность и неповторимость личности, а цивилизация стремится к равенству, стандарту, унификации т.е культурному вырождению, даже ценности духовные оцениваются исключительно с материальной стороны. Эти «прелести» цивилизации пожинают теперь так называемые высокоразвитые страны. Вот интересная статистика собранная департаментом полиции и системой образования г. Фулертон, штат Калифорния, США.

Основные проблемы в школе:

Разговаривают на уроках, жуют жвачку, шумят, бегают по коридорам, не соблюдают очередей, одеваются не по правилам, сорят в классах.

Употребление наркотиков, употребление алкоголя, беременности, самоубийства, изнасилования, ограбления, избиения. Комментарии как говорится излишни.

А теперь скажите: стоит ли провалившиеся европейские и американские программы и стандарты насаждать на нашу культуру, на наш менталитет. А ведь это тоже составная часть современного образования.

Так какое должно быть образование?

Ёще в середине 19 века фундаментально занимаясь вопросами образования, великий Лев Толстой обращал внимание на то, что «педагоги способствуют развитию, а не гармонии развития», и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». На мой взгляд, нужно, прежде всего, создать программу, в которой все предметы были бы взаимосвязаны. Чтобы они не воспринимались отдельно друг от друга, а наоборот находили точки соприкосновения. Учебная программа должна представить наш окружающий мир цельным, не раздробленным на учебные дисциплины, потому что все предметы вышли из этого мира, а не какого-то другого. Каждый предмет должен иметь некий мостик, который переводил бы его от одного вида знаний к другому. Учитель же должен быть устремлен на созидание, «работа эта должна начинаться с самого раннего возраста, с азбуки и давать маленькому человеку высочайшие образцы нравственности. Ценный конечный продукт образования – ЧЕЛОВЕК. На первый взгляд задача архитрудная, но это только на первый взгляд.

Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно, для того чтобы он учился охотно, нужно:

Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

Чтобы ученик не стыдился учителей или товарищей

Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание.

Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.

«Чтобы иметь сознание приносимой пользы нужно иметь одно качество, это же качество восполняет каждое искусство учительское, и каждое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретёт необходимые знания. Если учитель во время уроков не чувствовал ни минуты скуки - у него есть это качество. Качество это – есть Любовь». Эти простые и внятные советы учителю Лев Толстой написал в позапрошлом веке, их великая мудрость очевидна. Следование только простым указаниям из Толстовской азбуки, вооружит учителя многократно больше, чем современное педагогическое обучение.

Великие учителя человечества - Будда, Иисус, Мохаммед, Конфуций, Лао-Цзы указывают нам единый путь, который по-разному формулируется, но окончательная цель общая – создание гармоничной личности, т.е. совершенного человека. Вот выход из создавшегося положения, вернуться к вечным человеческим ценностям, но вместо этого в силу каких-то диких причин нам как панацею от всех болезней миллионными тиражами «втюхивают» этикетские заморочки Дейла Карнеги.

Несмотря на все трудности в наше время ещё есть возможность построить, тот универсальный фундамент в котором бы отражались особенности любой культуры, любого народа, наверное это и есть тот момент на который стоило бы обратить особое внимание. Образование, в конечном счете, должно опираться не на сеяную муку, не на злобу дня, а на нечто более весомое. Где-то вечное, где-то необходимое, но важнейшее что выработало человечество.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. АСТАФЬЕВА»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

студентка 41 группы

Эссе

«Современная школа:

от традиций к инновациям»

Красноярск – 2009

«Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась»

Гордон Драйден.

Известно, что школа – источник знаний. Для одних он освежающий и живительный, для других – скучный и рутинный. Сколько людей, столько и мнений. Я приведу лишь одно из них.

Современная школа, на мой взгляд, представляет собой место взаимодействия разных личностей, к каждой из которых преподаватель должен найти индивидуальный подход. Ключом может стать общение на равных с учеником, интерес к преподаваемому предмету или просто личная симпатия со стороны учащихся и учителя. Я думаю, залогом к хорошему обучению сегодня служит момент успешности, позволяющий не только чувствовать себя комфортно в рамках уже имеющихся навыков, но и с охотой и уверенностью браться за что-то новое. Положительным в современной школе является обширная, но в то же время максимально упрощенная для понимания школьная программа, удобная для умственной работы обстановка и чередование работы с отдыхом. Также школа позволяет расширять кругозор учащихся в области искусства, овладевать иностранными языками и навыками трудового профессионального обучения, посредствам дополнительного образования . Благодаря этому ученики могут ярче проявить свои творческие способности и, возможно, развить их в будущем.

Самая заветная мечта шестилетнего или семилетнего ребёнка - пойти в первый класс, отстоять линейку в своём новом костюмчике, как у взрослых, понять, что у него теперь есть обязательства и радоваться им. Ведь школа - это "работа" детей. В первую очередь, думая о новой современной школе, нужно стремиться, чтобы она воплощала в себе тот дом, в котором происходит очень важное в жизни детей и подростков, тот дом, в котором учат не столько предметам, сколько жизни, надо учитывать, чтобы самые маленькие ученики не потеряли стремления ходить в школу и получать в ней знания и учиться общаться.

Такая школа - дом, в котором происходят удивительные, непредсказуемые и волшебные вещи, школа новых, современных технологий, школа, в которой всем учиться весело и интересно. Эта школа должна быть для всех вторым домом, а учителя вторыми, после родителей. В школе должны уделять внимание в первую очередь воспитанию честности, преданности, целеустремлённости, доброты, щедрости и честолюбия.

Сегодня все меняется. Инновации и традиции – взаимосоставляющие современной школы. Изменения – основа прогресса. Инновации – ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование – естественная форма существования человеческой деятельности. Традиции или инновации…Теория или практика… Новое или старое… Ряд антонимов можно продолжать до бесконечности. Но постановка вопроса «Традиции или инновации: что важнее для нашей школы» является спорной. Инновации и традиции - два полюса мира образования. Они служат ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица.

Все больше педагогов-практиков приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике. Мы должны сохранить отечественные образовательные традиции, нашу культуру в целом, самобытность, менталитет и развиваться как великая держава. Россия развивает образование, учитывая свою самобытность, ведь, как говорил, «… нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив он не был…».

Традиция – это то, что не создано индивидом, не является продуктом его собственного творческого воображения, ассоциируется с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению. Понятие «инновация» относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Отличительным признаком инновации является воплощение их на практике.

Образовательные инновации и традиции взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Инновации никогда не появляются на голом месте – им помогает взрасти почва, возделанная усилиями лучших, в данном случае, образовательных, традиций.

Не вызывает сомнения беспредметность и беспочвенность споров о превалировании традиций и инноваций в российском образовании. Их взаимосвязь в развитии педагогической науки и практики необходима и неизбежна. Проблема в том, что эта связь редко бывает ровной и сбалансированной. В каждый конкретный отрезок времени мы можем наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно. Ведь и при ходьбе человек не опирается на обе ноги одновременно. Когда же он стоит на двух ногах - он именно стоит, а не идет. Если работает преимущественно одна из них, результатом будет хождение по кругу.

Перенося этот образ на ситуацию в образовании, можно сказать, что смещение акцентов в сторону инновационной педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, прорыв в новое, связанный с игнорированием и разрушением «старого», приводит к отказу от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие положительного результата.

Современная школа, грамотно сочетающая в себе инновации и традиции образования, на мой взгляд, характеризуется следующим: в ней чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно; в ней ученики обучены и воспитаны, а учителя профессионалы своего дела и добросовестны. В ней есть согласие по поводу общих целей между всеми ее обитателями – учениками, учителями, родителями и администрацией; в ней существует эмпатия, чуткость, такт, солидарность, сотрудничество, трудолюбие, ответственность, чувство долга; в ней культивируется высочайшее уважение всех ко всем, что выражается в общей радости за успех каждого, в упорной работе по созданию и поддержке школьных традиций; в ней обязательно есть всеобщая увлекательная идея, постоянная готовность педагогов (а значит, и учеников, и администрации, и родителей) к восприятию нового, полезного (новых, интересных форм работы, методов обучения).

Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если ты выбрал этот путь, ты должен стремиться к совершенству педагогического мастерства. Ты должен быть открыт для всего нового, но ни в коем случае не забывать о том, что проверено вековой педагогической практикой.

Мы, учителя, воспитываем детей своей личностью: своей внешностью, своим отношением к окружающим, своей оценкой происходящих событий, своей мудростью и любовью. Невольно мы сами формируем свой имидж, конечно же, ориентируясь на запросы детей и родителей. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт.

В основе имиджа лежит нравственная позиция педагога. У каждого учителя есть свое философское обоснование собственной деятельности. Мое педагогическое кредо: все делать профессионально, творчески и с любовью. Наблюдательность, стремление к действию, умение применять на практике полученные новые знания, чувство юмора помогают мне не только выживать, но и комфортно чувствовать себя в профессии.

Но главная составляющая имиджа учителя, по моему мнению, - его мудрость. Мудрый учитель никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы и личные неурядицы. Мудрый учитель всегда найдет, за что похвалить ребенка, чтобы он стал успешным и уверенным в себе человеком. Мудрый учитель всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья.

Нравится ли мне моя профессия? Ответ прост: моя работа – это, собственно, и не работа, а вся моя жизнь. Я осознала, что самый простой путь к тому, чтобы получать удовольствие от жизни – это получать удовольствие от того, что ты делаешь каждый день, и верить в мечту. «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты», я говорю себе это каждый раз, как сталкиваюсь с очередными трудностями. Это помогает мне преодолеть препятствия, улыбнуться и достичь своей цели, и ноша, которую я взвалила на свои плечи, совсем не тяготит меня.

Современная система российского образования далека от совершенства. И проблем назрело, увы, действительно много. Проблема содержания образования - одна из самых злободневных. Это не могут не понимать в министерстве, иначе зачем в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагаются для анализа тексты, где эта проблема является основной? Так, в 2009 г. в КИМах появился сокращённый вариант статьи Игоря Ботова , в которой автор с горькой иронией замечает, что у школьников пропадает интерес к знаниям. Знания не обогащают, а наоборот, тяготят их, образование становится для них тяжким грузом, и они хотят быстрее сбросить его со своих плеч. Дети не чувствуют «сродства души с изучаемым предметом» , не понимают, зачем нужны эти знания в будущем.

После публикации отрывков статьи «Воспитание» И.П. Ботов саркастически констатирует: «Удивительно, как могут составители программ, как не боятся обнажать свои огрехи, что публикуют мою статью. Ведь, если я - прав, то их всех нужно уволить» .

Известный писатель и публицист В.М. Розин тоже утверждает, что наше образование нужно менять. С течением времени изменяется всё: наша жизнь, быт, даже мы сами, а школа почему-то остаётся неизменной. Содержанием сегодняшнего образования не довольны все: и учителя, и ученики, и родители. По мнению В.М. Розина, школа гасит все новообразования, а она призвана формировать творческую активность, сам ученик при этом должен постигнуть традиции, духовные ценности, знания, пригодные в будущем .

Приведу конкретные примеры. До сих пор не понимаю, зачем изучаются в средней школе синусы, косинусы, тангенсы, логарифмы, производные… Когда-то я блестяще решала алгебраические задачи, знала все тригонометрические тождества, легко извлекала квадратные корни. Была лучшей ученицей в классе. Теперь у меня высшее педагогическое образование. Но ни одна формула не пригодилась мне ни в институте, ни в моей работе. Ни в жизни. В голове остался какой-то каламбур, вроде: «тангенс косинуса, умноженный на котангенс арксинуса…». Зачем это учителю русского языка и литературы, воспитателю детского сада, врачу, юристу, экономисту, администратору, повару, механизатору, продавцу?

Моя дочь окончила 8 классов, через год ей сдавать ГИА, по поводу чего уже закуплены «нужные» книжки. Учитель математики комментирует: «Учебник, по которому мы занимались, не прошёл экспертизу, в нём нет таких заданий, которые бывают на ГИА и ЕГЭ. Я купила новый учебник, где есть подобные задания: оказывается, это профильный уровень. Будем изучать математику углублённо». Зачем? Если бы это была городская школа с математическим уклоном, которая выпустит будущих учёных, способных сказать новое, важное для человечества, слово в науке, то понятно… Но наша-то школа - самая обыкновенная сельская «СОШ». Что интересно, вместо ответа на вопрос зачем ? учительница только смущённо улыбнулась и … пожала плечами. А потом сказала: «Чтобы сдать экзамен!»

К содержанию обучения русскому языку тоже много претензий как у педагогов, так и у школьников. Около полутора лет назад я ЗАСТАВЛЯЛА ЗУБРИТЬ своих учеников, что такое парцелляция, оксиморон, эллипсис и проч. И приводить примеры этих средств из текста. Год назад мои выпускники сдали экзамен. Сегодня ни один из них не помнит значения названных слов. Эти знания им попросту «не пригодились», как мне математические формулы, а потому и забылись. Наверное, это касается каждого школьного предмета…

Нынче пятиклассники спросили меня: «Что такое ГИА?» На что я ответила: «Это такой …Змей Горыныч с тремя головами, которые должен отсечь девятиклассник в конце учебного года. Первая голова - тест, вторая - изложение, а третья - сочинение». Объяснение понравилось…

По мнению большинства педагогов, участников районных и городских семинаров, ГИА и ЕГЭ не способствуют , а препятствуют развитию творческих способностей. О каком творчестве может идти речь, когда мы учим детей ставить крестик в нужную клетку (Боже упаси тебя ошибиться!), писать сочинение по шаблону , руководствуясь одной целью - набрать как можно больше баллов ! И от критериев - ни на шаг! Ученики не любят и боятся сдавать ЕГЭ. Поэтому я прямо говорю своим выпускникам: «ЕГЭ - это ваш враг. Его надо победить, чтобы получить путёвку во взрослую жизнь. А чтобы победить, врага надо знать в лицо. Поэтому хорошенько подготовимся к битве». Так мы, учителя, работаем над «повышением качества образования»…

Вчера я встретила одного из выпускников прошлого года, который два дня назад пришёл из армии. Разговорились. Он спортсмен, физически здоров и крепок, а потому служил в элитных войсках МВД. Что из школьной программы по русскому языку ему там пригодилось? - Общение, общение, общение. И - грамотная речь.

 

Возможно, будет полезно почитать: