Доклад на тему "формы организации внеклассных мероприятий в начальной школе". Формы внеклассной работы

Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.

Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами: преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции; в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности внеклассного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

Формы: предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности. Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами. Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий

1.1 Виды внеклассных мероприятий

2. Обзор методики внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

В ведение

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

По мнению начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России В.Н. Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Целью работы является рассмотрение методики проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объект исследования,процесс проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе.

Предмет - методика их проведения.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

1. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий

Понятие внеклассное мероприятие

Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время

Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся.

Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД, формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД.

Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции - обучающую, воспитательную и развивающую.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету.

Результаты творческих поисков учителей помогли накопить опыт по внеклассным мероприятиям.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр. .

Реализация углубленного подхода к изучению правил дорожного движения через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях. внеклассный дорожный транспортный

Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов "Безопасное колесо" и т.д.

1.1 Виды внеклассных мероприятий

Понятие о видах внеклассных мероприятий. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др..

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады.

Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,-- факультативные занятия.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся.

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию и становлению детской личности и индивидуальности;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

Обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

Таким образом, от обязательных уроков эти занятия отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

2. О бзор методики внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий

Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы .

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя.

Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности. Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. При подведении итогов проведенного воспитательного мероприятия особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

2.2 Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма .

Внеурочная деятельность должна включать:

Проведение тематических классных часов;

Беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

Участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;

Участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

Обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;

Проведение бесед с учащимися-нарушителями правил дорожного движения;

Ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

Создание и работа отряда юных инспекторов движения .

В образовательном учреждении должны быть в наличии:

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода.

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

5. Постоянно обновляемые списки обучающихся, имеющих вело- и мототехнику. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма.

Таким образом, все это необходимо для поддержания эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

З аключение

Для достижения цели работы, а именно рассмотреть методику проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в работе решены следующие задачи:

1. Описать понятие и виды внеклассных мероприятий.

2. Рассмотреть методику и направления по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В результате изучения проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Цель внеклассных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

2. Все названные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, логического мышления.

3. Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:

Учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

Четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

Внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

4. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

С писок использованных источников

1. Каджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 1998.- 464 с.

3. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2004.- 368 с.

4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь / Е.М. Поспелов. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.

5. Подласный И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласный. - М.: Владос, 2005. -574 с.

6. Правила дорожного движения: экзамен без проблем [Электронный ресурс].- М.: ООО "Акелла", 2007.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 450 с.

8. Скалеренко А.Б. Общая педагогика / А.Б. Скалеренко. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 479 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2000. - 519 с.

10. Кирьянов В.Н. Пропоганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н. Кирьянов //http://www.gibdd.ru/

11. Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал// http://www.dddgazeta.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты организации внеклассных мероприятий: понятие, виды и методика проведения. Характеристика этапов методической разработки внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Планы-конспекты занятий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2010

    Направление работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Разработка планов внеклассных мероприятий и составление конспектов занятий. Правила и безопасность дорожного движения. Пассивная безопасность транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Теоретические основы деятельности классного руководителя в условиях компетентностного подхода в образовании. Воспитание и социализация, портрет выпускника современной школы. Разработка внеклассных мероприятий как условие развития компетенций учащихся.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Деятельность педагога-организатора в общеобразовательной школе. Воспитательный потенциал внеклассных мероприятий. Художественно-эстетическое воспитание школьников. Методика организации массового мероприятия. Сценарий праздника: "День защитника Отечества".

    курсовая работа , добавлен 17.02.2013

    Теоретические основы организации и дидактические особенности проведения внеклассных занятий по художественной вышивке бисером. История возникновения и развития художественной вышивки бисером. Тематическое планирование внеклассных занятий на учебный год.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2013

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Технология проектирования системы внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся. Связь между познавательным интересом и интересом к чтению. Цели системы внеклассных занятий по литературному чтению.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2012

    Основные вопросы подготовки, организации спортивных мероприятий в школе, предъявляемые к ним требования, содержание и этапы реализации. Организация и проведение спортивных соревнований, Дней здоровья в школе, соревнований "Веселые старты", подвижных игр.

    реферат , добавлен 16.05.2014

    Организация работы воспитателя по обеспечению охраны жизни и здоровья, по профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам ДОУ

Выполнила: Асанова Эмине Лутфиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Бахчисарайская СОШ №1»

БАХЧИСАРАЙ 2016

Формы организации и проведения внеклассных мероприятий

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Каким он будет, когда вырастет?

Это не праздный вопрос - это вопрос жизни. Воспитать гражданина целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

Эта работа имеет разнообразные формы: классные часы, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, викторины, дискуссии, разговоры по душам, конкурсы, часы пик, сценические картинки,экскурсии, брейн-ринги и др.

Классный час - основная форма работы классного руководителя, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Функции классного часа :

Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Основные направления в тематике классных часов. …… *Гражданско-патриотическое воспитание. *Нравственное воспитание. *Экологическое воспитание. *Физическое воспитание и здоровый образ жизни. *Трудовое воспитание. *Эстетическое воспитание.

КВН ( клуб веселых и находчивых ) - это соревнование двух или нескольких команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3- 5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Для жюри разрабатываются условия: максимальное количество баллов за каждый конкурс, критерии подведения итогов, время объявления результатов.

Структура КВН:

- приветствие команд;

- разминка;

- конкурсы;

- конкурс капитанов;

- конкурс на лучшее домашнее задание.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, и тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам. Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными: литературный, математический, исторический, экологический курсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушек и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников (брэйн-рингов и других форм).

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников и дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; представление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», форума.

Структура дискуссии :

    Выбор темы, проблемы.

    Подготовительная работа (анкетирование, опрос, интервью).

    Подбор литературы по теме, высказываний великих людей, оформление выставок, стенгазет.

    Подбор основных вопросов для обсуждения.

    Приветствие (напоминание о спорной ситуации).

    Принятие правил ведения дискуссии.

    Основная часть (последовательное вынесение вопросов для обсуждения, подведение итогов по каждому вопросу, анализ анкет или сочинений, обзор различных точек зрения на данную проблему).

    Подведение итогов.

Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;

- концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.

Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Брейн-ринг организуется в три тура, в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера.

Ролевая игра . 1.Выбор темы.

2.Распределение ролей.

3.Определение функций каждой роли.

4.Правила и стимулирующие факторы, которые создают соревновательный эффект.

5.Обыгрывание проблемных ситуаций в соответствии с ролью.

6. Подведение итогов.

Игра-путешествие.

    Подготовка участников к восприятию игры-путешествия.

    Сбор-старт (правила игры, способ оценки результатов деятельности команды на этапах).

    Движение команд по маршруту.

    Участие команд в организуемой на этапах деятельности.

    Сбор-финиш (подведение итогов, награждение победителей).

Предметные гостиные

Повысить интерес к знаниям, расширить кругозор учащихся помогут предметные гостиные . Например, литературные гостиные, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, не очень хорошо известного детям; географические, где в форме путешествия (заочного) происходит знакомство с различными странами.

Что характерно для гостиных ?

Расстановка стульев так, чтобы дети видели друг друга в лицо; наличие эмблем предмета, ярких высказываний по тематике, интересных ребусов, кроссвордов. Выбираются ведущие (2-3 человека). Гости (ребята) входят в гостиную, произнося какие-то крылатые выражения по тому или иному предмету. В гостиной могут заслушиваться какие-то сообщения согласно ее тематике и проводиться диалоги, небольшие дискуссий по затронутой проблеме ну и, конечно, должно быть что-то развлекательное, например, игра «Угадай-ка».

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Понятие о видах внеклассных мероприятий . Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,-- факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах -- при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводились тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» - для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой - знания учащихся в какой-либо области науки.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии -- действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

Осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

Обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

Широтой и разнообразием содержания внеклассной работы обусловлено и богатство ее форм.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание.

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложно­сти в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания (рис. 26).

Любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития. В этой связи будем рассматривать классификацию форм внеклассной работы по объекту воздействия.

В работе внеклассная работа подразделяется на индивидуальную, групповую, объе­диняющую и массовую, в - на индивидуальную и массовую, выделяя в массовой работе фронтальную и коллективную (рис. 26).

Рис. 26. Формы внеклассной работы

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, на­правленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, вы­ходящих за рамки учебных программ.

Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в некоторый вид деятельности. В индивидуальной внеклассной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного развития конкретной личности - достигается через формирование положительной Я-концепции и развитие разнооб­разных сторон личности, индивидуального потенциала.

Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности учащихся и подростков в общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле. Она входит необходимой со­ставной частью в работу кружков, от умения наладить ее зависит успех и больших массовых дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуаль­ность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей уча­щихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каж­дым из них.

В индивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом сущест­вует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.

Согласно , другой вид внеклассной работы - ее массовые формы. Их можно разде­лить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности учащихся.

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу «рядом»: они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятель­ность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий.

Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой органи­зации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеклассная работа - коллективной внеклассной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей об­ратной связи между ним и учащимися. По принципу «вместе» может быть организована дея­тельность в парах, в малых группах, в классе.

Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует на­выки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотруд­ничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрас­тных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога боль­ших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее слож­ность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимо­связаны и дополняют друг друга.

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто ис­пользуются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Уга­дай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и т.д.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значе­ние с позиций цели, задачи, функций.

Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Согласно , кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы.

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию инте­ресов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусст­ва, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.

Кружок - одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, про­граммирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных по­собий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п.

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конфе­ренции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении об­щешкольной недели информатики.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, вре­менные коллективы и т.д.

Широкое распространение в недалеком прошлом имели клубы - политические, пионер­ские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интерес­ных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, ус­тавы и положения.

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции перево­дчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т. д. В работе клу­бов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может высту­пать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально сущест­вующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной ра­боты имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой рабо­ты, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, со­ревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с инте­ресными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями.

В последнее время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к изуче­нию информатики повышенный интерес и способности, завоевывают такие формы углублен­ной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п.

Формой массовой работы с учащимися, осуществляемой учителем - классным руководи­телем, является классный час. Он проводится в рамках отведенного в расписании времени и является составной частью системы воспитательной деятельности в коллективе класса.

Отечественная школа накопила большой опыт использования всех форм внеклассной ра­боты. Однако при этом надо иметь в виду, что форма сама по себе еще не решает успеха дела. Важно, чтобы она была наполнена полезным содержанием. Решающее значение имеет также педагогическое мастерство учителя.

Средства внеклассной работы представляют собой средства обучения, воспитания и раз­вития, выбор которых определяется содержанием и формами внеклассной работы.

В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музы­кальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Особенности внеклассной работы

Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержа­ние, формы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

6. Внеклассная работа имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состоя­ние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. При­менительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памя­ти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выра­ботке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправ­ленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познава­тельных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности.

Планирование внеклассной работы

Внеклассную работу в школе ведет весь педагогический коллектив: директор, его замес­тители, классные руководители, учителя, а также родительский комитет. Учащиеся выступают и как участники, и как организаторы своей внеурочной деятельности.

Классный руководитель планирует и направляет внеклассную работу в своем классе. Внеклассная работа класса включается в систему планирования учебно-воспитательной дея­тельности всей школы, где предусматривается организация деятельности кружков, научных обществ, школьной библиотеки, проведение основных массовых мероприятий и каникул, об­щественно полезной работы школьников, развитие школьной печати. Классный руководитель планирует воспитательную деятельность с учетом работы учителей-предметников. Каждый учитель, который ведет тот или иной участок внеклассной деятельности по предмету, также составляет план, который утверждается администрацией школы.

Составлению планов внеклассной работы должен предшествовать анализ итогов воспи­тательной деятельности за истекший год. Важно выявить ее сильные и слабые стороны и, исхо­дя из достигнутого уровня воспитанности учащихся, наметить те конкретные воспитательные проблемы, которые будет решать педагогический коллектив в предстоящем учебном году. Анализ проделанной работы и задачи школы на будущее и должны составлять введение к пла­ну. Во многих школах составляются также на небольшой отрезок времени графики внекласс­ных мероприятий в хронологическом порядке, так как в общешкольных планах, которые отра­жают воспитательную деятельность за полугодие или даже за год, трудно в деталях предусмот­реть все мероприятия.

Процесс планирования заключает в себе большие возможности сплочения школьного коллектива и воспитания у учащихся полезных умений и навыков. Поэтому нужно выявлять и учитывать запросы и пожелания учащихся, обсуждать с ними планы, совместно определять сроки и намечать исполнителей. Для этого следует проводить со школьниками беседы, анкети­рование, использовать материалы их письменных работ.

Планы станут более действенными и интересными, если они будут создаваться творческими усилиями широкого круга людей. Важно привлекать к этой работе и родителей учащихся.

Контроль за выполнением планов внеклассной воспитательной деятельности осуществ­ляют директор и его заместители. Они посещают внеклассные занятия, анализируют их с учи­телями, а также выносят вопросы состояния и качества внеклассной работы с учащимися на педагогические советы, производственные совещания, методические комиссии.

В педагогических кругах в настоящее время проявляется большой интерес к организации внеклассной работы на основе принципов научной организации педагогического труда. Это означает, прежде всего, использование данных теории педагогики и психологии в практической деятельности учителя. Усилия многих педагогических коллективов и ученых направлены на поиски путей достижения максимальной эффективности труда учителя, на решение вопроса о рациональном использовании его времени, в том числе через научное планирование его вне­классной воспитательной деятельности.

Четкое руководство внеклассной работой и ее рациональное планирование являются од­ним из основных условий успешного осуществления этой деятельности в школе.

Особенности организации внеклассной работы по информатике

Следует различать два вида внеклассной работы по информатике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные за­нятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный, по срав­нению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном по­нимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеклассной работы, отметим следующее. Этот вид вне­классной работы с учащимися по информатике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения информатике должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид вне­классной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т. п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще зна­чительного внимания со стороны учителя информатики. Основной целью ее является своевре­менная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу информатики.

Передовой опыт работы учителей информатики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими.

1. Дополнительные (внеклассные) занятия по информатике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.

2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

3. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.

4. После повторного изучения того или иного раздела информатики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.

5. Дополнительные занятия по информатике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из дидактических материалов, а также учебные пособия (и задания) программированного типа.

6. Учителю информатики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими информатики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по информатике более эффективными.

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по информатике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основ­ным целям:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике.

2. Расширение и углубление знаний по программному материалу.

3. Оптимальное развитие способностей учащихся и привитие им определенных навыков
научно-исследовательского характера.

4. Воспитание культуры мышления.

5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении информатики в жизни общества.

7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности информатики, о роли информатики в мировой науке.

8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

9. Установление более тесных деловых контактов между учителем информатики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

10. Создание актива, способного оказать учителю информатики помощь в организации эффективного обучения информатике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде знаний по информатике среди других учащихся).

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих це­лей переносится на внеклассные занятия этого вида.

Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внекласс­ной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти зна­ния, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные заня­тия.

Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информати­кой, отметим следующее. Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Так, например, традиционными для рассмотрения на внеклассных занятиях по информатике были историче­ские сведения, задачи повышенной трудности по программированию, элементы математиче­ской логики, системы счисления и т.д.

За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес - компьютерные технологии обработки информа­ции, в частности, мультимедиа, гипертекст, Интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа может стать серьезным подспорьем в повы­шения качества подготовки учащихся по информатике.

Происходящее обновление содержания курса информатики привело к возникновению тенденции обновления содержания внеклассных занятий по информатике, однако это не озна­чает, что следует отказаться от тех или иных традиционных вопросов, которые составляли до сих пор содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес.

Некоторые виды внеклассных мероприятий

Вечер информатики - это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, ви­ды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообрази­тельность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викто­рин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы.

Викторина по информатике - это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также зада­чи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше все­го предлагать комбинированные викторины.

Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрас­тающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь само­стоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями «компьютерных» профессий; с представителями других про­фессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д.

Во вступительном слове учителю надо рассказать учащимся о жизни и деятельности гос­тей, вызвать у них интерес к происходящему, а в заключительном - обобщить все выступления и поблагодарить присутствующих.

Деловые игры - активный метод обучения, использующий имитацию реального изучае­мых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных це­лей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обыч­но имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара. Основными признаками деловых игр В.Я. Платов считает :

1. Наличие модели объекта;

2. Наличие ролей;

3. Различие ролевых целей при выработке решений;

4. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива;

6. Коллективная выработка решений участниками игры;

7. Реализация в процессе игры «цепочки решений»;

8. Многовариантность решений;

9. Управление эмоциональным напряжением;

10. Разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности уча­
стников игры.

В деловых играх учащиеся планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюда же могут быть отнесены коллективные творческие дела, в которых школь­ники, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность.

Деловые игры достаточно сложны для школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо соз­давать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам инте­ресно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть ор­ганизована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть ре­альные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д.

Деловые игры во внеклассной работе - перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых - педагогов, родителей.

Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учиты­вающего психофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе:

Крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры;

Игры, основанные на анализе фактической информации;

Краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс;

Настольные деловые игры.

Диспут по информатике - это своеобразная игра между классами в вопросы и ответы. Во время диспута задаются сначала более трудные вопросы. Весьма важен вопрос о материале диспута. Этот вопрос решается в зависимости от тех целей, которые могут быть поставлены перед диспутом. Важнейшая среди таких целей - это повторение учебного материала за про­шлые годы обучения. В этом случае перед учащимися ставится задача повторить материал по информатике за определенный промежуток времени, с тем чтобы знать определения, свойства, правила, уметь решать задачи и выполнять определенные действия по этому материалу. Минимальным требованием, которое предъявляется к каждому диспуту, является хорошее, полное и точное знание учащимися прямо указанного в учебниках материала, знание и понимание фор­мулировок. Только после этого и на базе этого может строиться творческая работа учащихся над учебным материалом.

Диспуты лучше проводить между параллельными классами. Диспуты по информатике выявляют недостатки в знаниях учащихся, корректируют работу учителя. В диспуте ценно то, что для такого важнейшего педагогического момента, как повторение, используется внекласс­ная форма работы с учащимися. Диспуты между классами для повторения дают то, что не мо­жет дать никакая другая классная форма повторения информатики.

Большое значение во внеклассной работе имеет работа учащихся с дополнительной ли­тературой.

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, их подготовки к дальнейшему образованию, самообразованию и практической творческой деятельности по любой специальности. Для решения этих задач учителю информатики необходимо не только обеспечить определенный запас знаний у школьников, но и выработать умение добывать эти знания, развить в стремление и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.

Среди различных источников новых знаний по информатике одно из первых мест зани­мает книга. Всю литературу, знакомящую школьников с основами информатики и их примене­нием, можно разделить на учебную (стабильные учебники, дидактические материалы, сборни­ки задач, справочники) и дополнительную (научно-популярные книги и статьи, сборники задач олимпиадного характера, энциклопедии, справочники, словари, книги с внепрограммным мате­риалом).

В процессе обучения информатике учащиеся весьма широко используют основную учеб­ную литературу, однако дополнительную литературу по информатике читают немногие, при­чем это чтение не носит организованного характера. Между тем обучающее и развивающее значение работы учащихся с дополнительной литературой по информатике весьма велико, так как именно эта работа способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и раз­витию у них устойчивого интереса к информатике.

Опыт работы с учебной литературой недостаточен для успешной работы с дополнитель­ной литературой. Поэтому умения и навыки работы школьников с литературой по информатике необходимо целенаправленно и систематически развивать. Этому, в частности, способствует:

1) как можно более полное соответствие изучаемой литературы направлениям познавательных интересов школьников;

2) систематическое использование учителем и учащимися дополнительной литературы в процессе обучения информатике (на классных занятиях, в домашней и внеклассной работе учащихся);

3) целенаправленная деятельность учителя по обучению учащихся общим приемам работы с литературой;

4) постановка специальных заданий, требующих привлечения дополнительной литературы по информатике и контроль за их выполнением;

5) постоянное использование дополнительной литературы на факультативных занятиях.

Эффективность самостоятельной работы учащихся с учебной или дополнительной лите­ратурой вообще (и по информатике в частности) зависит и от некоторых психологических фак­торов (установка, интерес, волевое усилие, самостоятельность, трудолюбие и т.п.).

К числу основных компонентов, определяющих выработку умений и навыков эффектив­ной работы учащихся с научной литературой по информатике, относятся:

1) умение логически (структурно) осмыслить текст;

3) умение выделить и запомнить главное;

4) умение акцентировать свое внимание на той или иной основной мысли, выраженной в
тексте;

5) умение творчески перерабатывать информацию (в том числе "читать между строк");

6) умение составить план, конспект на тему, сделать из него выписки;

7) самостоятельность и критичность восприятия;

8) усилие воли, чтобы заставить себя работать и в случае возникновения трудностей и не­
ясностей;

9) настойчивость в преодолении трудностей.

В перечне этих условий заложена своеобразная программа обучающей деятельности учи­теля информатики при организации самостоятельной работы учащихся с книгой.

Для формирования и развития рассмотренных выше умений и навыков полезно приме­нять определенную систему специальных учебных заданий.

1. Задания, формулирующие и развивающие умение выборочного чтения дополнительной литературы по информатике. Такие задания обычно выражены в форме вопросов, ответы на которые явно или скрыто содержатся в данной для изучения дополнительной литературе.

2. Задания, формулирующие способность сопоставления новых знаний, полученных при чтении дополнительной литературы, с уже усвоенными знаниями.

3. Задания, формирующие способность применения новых знаний, полученных при чтении дополнительной литературы. Так, например, при изучении какого-либо нового программного средства учащимся предлагается применить его для решения практических задач.

4. Задания, формирующие умение свести прочитанное в определенную целостную систему. Таковы, например, задания: подготовить доклад по прочитанному; прореферировать данную книгу (главу книги); составить какую-либо таблицу (диаграмму, схему) по прочитанному и т. д.

Другой вид работы с научно-популярной литературой - подготовка карточек для карто­теки статей. Каждый ученик получает журнал, просматривает его и отбирает понравившийся материал, после чего заполняет карточку-аннотацию. При этом у учащихся проявляется и вос­питывается профессиональный интерес к научно-популярной и специальной литературе.

В рамках данного вида работы может быть осуществлено обучение учащихся целена­правленному поиску информации в сети Интернет, информационный объем которой практиче­ски безграничен.

Классный час. Зачастую учитель информатики является классным руководителем, что накладывает отпечаток на всю воспитательную работу в классе. Практика проведения классных часов очень разнообразна. Опыт показывает, что их можно использовать для решения учебных и организационных вопросов (классное собрание, обсуждение текущих дел коллектива, подве­дение итогов работы, устные журналы, доклады, лекции). Здесь учащимся предоставляется возможность общаться с учителем информатики - классным руководителем - и друг с другом в свободной, непринужденной обстановке.

Клубная деятельность направлена на привлечение к активной творческой деятельности учащихся всех возрастных групп, на развитие надпредметных знаний и умений, освоение куль­турных ценностей. Основная деятельность клуба, как правило, направлена на организацию ра­боты по различным проектам, связанным с профессиональными, научными или личными инте­ресами его руководителя.

 

Возможно, будет полезно почитать: