Цикл занятий по сохранению когнитивных и социальных навыков. Когнитивные тренировки для разных возрастных групп

Рыжова И.А. (Москва, Россия)

Аннотация. Статья посвящена поиску возможностей интеграции клинической психологии в практику реабилитации психических больных, в частности проблеме немедикаментозных методов коррекции когнитивных нарушений. Данная реабилитационная программа разработана и в течение 4 лет проводится на базе отдела клинико-патогенетических исследований расстройств аффективного спектра Московского НИИ психиатрии (руководитель — проф. В.Н. Краснов). Тренинг направлен на коррекцию памяти, внимания, мышления, произвольной регуляции (мотивационной и исполнительной). Психокоррекционную поддержку получили 532 пациента, страдающих теми или иными когнитивными нарушениями, клинически верифицированный диагноз которых относился к широкому кругу расстройств аффективного спектра, включая тревожные и депрессивные расстройства, субдементные формы различных вариантов психоорганического синдрома, расстройства шизофренического спектра с аффективными включениями в структуре. Эмпирически подтверждено, что негрубые когнитивные нарушения, обусловленные снижением мотивационно-волевой и контрольно-исполнительной регуляции когнитивных функций, преодолеваются в процессе когнитивного тренинга.

Ключевые слова: когнитивный тренинг; расстройства аффективного спектра; память; мышление; когнитивные нарушения; произвольная регуляция.

Актуальность работы определяется распространенностью и специфичностью когнитивных нарушений для круга психических заболеваний, обозначенного как расстройства аффективного спектра . Значительный интерес для исследования представляют пациенты с инволюционными расстройствами сосудистого или мультифакторного генеза, характеризующимися трудно поддающимися медикаментозной терапии симптомами тревожной или меланхолической депрессии, маскирующими прогредиентно представленное (от легких до субдементных форм) когнитивное снижение.

Клинически разнообразные симптомы когнитивных нарушений патогенетически связаны со снижением познавательной активности в результате сужения мотивационного поля деятельности, погруженностью в психотравмирующие переживания, дестабилизирующим воздействием тревожного аффекта . Поведенческие проявления характеризуются абулией, анергией, апатией, ангедонией, что в длительной перспективе снижает качество жизни таких больных.

В отечественной нейропсихологии представлена концепция высшей психической функции как процесса непрерывного взаимодействия энергетических, исполнительных и регуляторных блоков . Регуляторная надстройка в виде мотивационной заинтересованности, волевого побуждения и контроля исполнения обеспечивает надлежащую работу всех когнитивных функций.

Диагностике когнитивного снижения при различных психических заболеваниях до сих пор уделяется недостаточное внимание: нейропсихологические исследования применяются не всегда; диагностические тесты не чувствительны к негрубым когнитивным расстройствам; наличие когнитивных нарушений без элементов дезадаптирующего поведения игнорируется; мало изучены факторы, лежащие в основе дисфункций .

Как показали исследования, в когорте ликвидаторов последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС когнитивные нарушения, фиксируемые в самоотчете как снижение памяти, утрата сообразительности, ограничение работоспособности, поддавались психологической коррекции за счет активации мотивационно-волевых ресурсов .

Согласно концепции научной школы Л.С. Выготского , высшая когнитивная функция опосредована по своей структуре, интерактивна по условиям формирования и развития и существует как в интерпсихической, так и в интрапсихической форме, что определяет тактику реабилитационной работы, проводимой с целью коррекции когнитивных нарушений.

Необходимость комплексного терапевтического подхода к больным с психическими расстройствами подчеркивается специалистами .

В Московском НИИ психиатрии накоплен опыт применения различных тренинговых программ для социально-психологической адаптации больных шизофренией .

Достижение высокого качества жизни в современном информационно-перенасыщенном обществе невозможно без обладания хорошей памятью, сообразительностью, гибкостью мышления, навыками самоорганизованности.

Участие в когнитивном тренинге дает возможность пациентам, используя собственные когнитивные ресурсы, вернуться к полноценной активной жизни, не требующей посторонней помощи, исполнению профессиональных обязанностей, реализации карьерных устремлений.

Цели тренинга:

коррекция памяти путем ее переструктурирования и интеграции с другими когнитивными функциями (восприятием, мышлением), используя различные мнемотехнические приемы;

активизация процессов непроизвольного и произвольного внимания;

развитие и тренировка навыков логического мышления, формирующих целенаправленность, последовательность, гибкость умозаключений;

развитие образного мышления, являющегося необходимым ресурсом ассоциативной памяти;

вовлечение пациентов в групповую деятельность, способствующую коммуникабельности;

преодоление социальной изоляции больных, формирование навыков социально адаптированного поведения в условиях групповой работы;

расширение общего кругозора, определяющего возможности включения в новые формы деловой и досуговой активности;

совершенствование вербальных навыков за счет увеличения объема активного словарного запаса;

привлечение пациентов к творческой деятельности, стимулирующей поиск креативных когнитивных и поведенческих стратегий;

обучение пациентов навыкам переключения внимания (вначале непроизвольно заданное) с тревожно-тоскливых воспоминаний и представлений на полезную деятельность;

создание положительной эмоциональной атмосферы, ощущения удовлетворенности от выполненной работы для преодоления интеллектуальной и социальной ангедонии у больных;

тренировка регуляторных функций в результате соблюдения режима умственной активности, чередующейся с отдыхом и другими формами активной деятельности;

выработка критериев динамической оценки эффективности лечения;

формирование мотивационной установки на самостоятельную работу вне клиники.

Состав участников и принципы формирования групп

На предварительном этапе определялись условия формирования групп когнитивного тренинга, критерии включения-исключения, алгоритм проведения тренинга, объем заданий. В течение 2013—2017 гг. в тренинге приняли участие 532 пациента. В таблице отражена частота представленности основных форм психических расстройств из круга аффективного спектра среди участников.

Таблица 1

Распределение участников тренинга (в %) по клиническим формам расстройств


Оптимальная численность тренинговых групп — 12—15 человек. Группы смешанные по гендерной представленности.

Психоэмоциональный фон группы испытывал влияние возрастного и гендерного факторов. На пожилых пациентов угнетающе действовало присутствие в группе участников противоположного пола того же возраста, в то время как молодежь воспринималась ими доброжелательно, с готовностью оказывать поддержку.

Пациентки пожилого возраста с более грубыми когнитивными нарушениями охотнее посещали занятия, если группа состояла из их сверстниц.

Молодые пациенты не зависели от выбора состава участников.

Тяжесть когнитивных расстройств учитывалась при формировании группы, однако намеренно допускалось, что тренинги одновременно будут посещать больные с различной степенью когнитивного снижения. При этом предполагаемое переживание неуспешности-несостоятельности некоторыми пациентами предупреждалось индивидуальным подходом к каждому в выборе предложенных заданий. Разный по уровню когнитивных возможностей состав участников порождал естественную конкуренцию в группе, стимулирующую к активной работе (важно было не перейти допустимый порог эмоционального напряжения).

В тренинге реализовывался принцип «открытого функционирования», предполагающий самодостаточность и законченность каждого занятия, что давало возможность участникам включаться в работу группы на любом этапе, а также единично пропускать занятия по каким-либо причинам без потери эффективности.

Работа группы

Занятия проводились в строго определенные дни недели и часы, что изначально дисциплинировало больных. Посещение тренинга предполагало желание пациентов работать над преодолением своих проблем, однако, учитывая их мотивационную недостаточность, на начальных этапах включение в группу могло носить и директивный характер с обязательной разъяснительно-мотивирующей беседой.

Занятиям отводились часы, свободные от фармакологических (капельные вливания) и диагностических процедур, что способствовало оптимизации режима работы отделения с помощью вовлечения пациентов в активную досуговую деятельность вместо пассивного отдыха, не приводящего к психическому выздоровлению. Продолжительность одного занятия составляла 75—90 минут.

Среднее число посещенных занятий — 7.5, что соответствовало средней продолжительности периода госпитализации больного (около 30 дней).

Программа тренинга, как и отдельно взятого занятия, тщательно планировалась. Материал заданий предъявлялся каждому участнику в виде распечатанных листов с четко прописанными инструкциями (если не предполагалась исключительно устная форма выполнения заданий). Ведущий одновременно проговаривал инструкции, убеждаясь, что все участники их правильно понимают.

Для поддержания устойчивого интереса к занятиям каждый раз предлагались различные и разнообразные упражнения, при выборе которых ведущим учитывались увлечения участников и динамика достигнутых результатов по определенным показателям.

Обязательно проводился анализ ошибок в группе, но с запретом на отрицательное подкрепление и с элементами положительной стимуляции, такими как похвала, подбадривание, вселение уверенности в достижимость желаемого результата.

Периодически используемые игровые формы подачи материала и всевозможные развивающие игры снимали психологическую напряженность в группе, повышали коммуникабельность, эмоциональный настрой участников.

Все пациенты во время тренинга, совпадающего с периодом их госпитализации, получали психофармакотерапию.

Структура занятия

Традиционно все занятия начинались с упражнения «Знакомство». Больные поочередно представлялись друг другу, называя имя-отчество и рассказывая о своих предпочтениях в ответ на вопрос ведущего, например «Какой цвет вам наиболее приятен?», «Вспомните название понравившегося фильма», «Назовите любимое блюдо» и т.п. Задача от участника к участнику усложнялась тем, что каждому последующему требовалось вспомнить, как зовут и что сказали предыдущие. Невольно завязывалась беседа, помимо тренировки памяти, способствовавшая созданию более непринужденной атмосферы и снятию эмоциональной напряженности, свойственной начальному этапу занятия. Далее следовали несложные двигательные упражнения, подготавливающие к работе задействованные мышечные группы.

Основной этап занятия обязательно включал упражнения по развитию и тренировке всех когнитивных функций — внимания, памяти, мышления, регуляторных процессов (см. раздел «Примеры упражнений когнитивного тренинга»). Некоторые задания отличались трудоемкостью, требовали сосредоточенности или предполагали совместное обсуждение результатов с поиском более эффективных способов решений.

В заключительной части тренинга для эмоциональной релаксации нередко использовался доступный набор развивающих игр: пациентам нравилось играть в «Русское лото», вызывающее ностальгические чувства, и «Тримино» (вариант домино, где фишки имеют треугольную форму).

Обсуждение

Когнитивный тренинг, в модели которого заложены принципы активного вовлечения участников в исследовательский поиск, аргументированное обоснование найденных решений, интерперсональное взаимодействие стимулирует раскрытие мотивационно-личностных ресурсов пациентов, способствующее восстановлению их когнитивных функций.

Анализ объемной базы эмпирических данных выявил следующие положительные тенденции:

улучшение самоотчета у пациентов, приобретшего черты большей развернутости, структурированности, содержательной насыщенности;

быстрое и точное выполнение заданий, требующих сосредоточенности;

использование усвоенных мнемотехнических приемов для оптимизации процессов памяти в повседневной деятельности;

повышение самодисциплины;

коммуникативную направленность поведения;

стабилизацию эмоционального фона;

формирование поведенческих установок, поддерживающих стремление к активной профессиональной или учебной деятельности;

желание продолжать самостоятельные занятия вне клиники.

Получены статистические доказательства редукции когнитивных нарушений в случае комплексного подхода к лечению, сочетающего наряду с традиционной фармакотерапией когнитивный тренинг .

Проявленная заинтересованность пациентов в подобного рода занятиях формирует условия для терапевтического партнерства пациента — врача — клинического психолога.

Примеры упражнений когнитивного тренинга

Развитие внимания

«Художники»

Участникам предлагается закрыть глаза и представить, что они рисуют цифры от 0 до 9 кисточкой, роль которой выполняет кончик носа.

«Фотографы»

Ведущий на несколько секунд демонстрирует участникам необычный предмет, к примеру декоративную вазу. Затем предмет убирается, а от участников требуется детально восстановить и устно или письменно описать образ увиденного. Упражнение также развивает зрительную память.

«Считалочки»

Участники считают по кругу непрерывно от 1 до определенного числа, например до 21, останавливаясь на числах, соответствующих заданным критериям, предположим, делящихся без остатка на 2 или 3, и произнося их вслух.

Вариант «Не собьюсь»

Присутствующие считают по очереди вслух от 1 до 21, как только кому-то выпадает число, содержащее цифру 2, он вместо этого числа произносит «не собьюсь» и порядковый счет возобновляется.

«Корректура»

Участникам раздаются вырезки журнальных или газетных заметок с учетом предполагаемых интересов каждого: например, участнику пожилого возраста можно предложить статью о старых кинофильмах, молодому — о современной технике. Требуется внимательно читать материал и вычеркивать слова, отвечающие заранее оговоренному условию, например, содержащие две или три буквы «а».

В конце задания ведущий неожиданно просит каждого пересказать смысл прочитанного. Это позволяет оценить, насколько конкретная целевая установка влияет на восприятие информации. В ряде случаев клинической практики больные жалуются, что не запоминают прочитанное. Возможно, одна из причин этого кроется во внутренней мотивации, когда чтение организуется лишь как процесс просматривания набора языковых знаков (слов).

«Наблюдательность»

Ведущий просит участников сидеть с закрытыми глазами и задает каждому вопрос, ответ на который предполагает наличие способности подмечать мелкие детали в процессе восприятия окружающих(-щего). Допустим, спрашивается, во что одет тот или иной участник, или кто из присутствующих носит очки, серьги, имеет короткую прическу и т.п.

Упражнение развивает зрительную память.

«Кладовые мозга»

Упражнение учит концентрировать внимание, погружаясь в проблему. Требуется закрыть глаза и, не отвлекаясь на посторонние раздражители, подумать в течение нескольких минут вначале о том, что можно запланировать сделать вечером, затем о недавно прочитанном литературном сюжете (или услышанном новостном) и, наконец, вспомнить приятное личное событие.

«Поле слов»

Ведущий раздает каждому таблицы из набора объединенных в строки и столбцы букв, среди которых можно прочитать слова (нетрудно составить сколь угодно много таких таблиц). Необходимо найти эти слова, ограниченные частью речи — существительным.

Упражнение способствует развитию вербальной памяти. ▼


Развитие памяти

Упражнения построены на использовании мнемотехнических приемов ассоциативного запоминания.

«Мой дом — моя крепость»

Участники тренинга сидят с закрытыми глазами и представляют себе комнату или квартиру, где живут. Ведущий называет 10—12 слов для запоминания, которые необходимо, соблюдая порядок предъявления, мысленно расположить в разных местах хорошо знакомого жилища. Можно дополнять воображаемые образы картинками-сценками. Метод помогает запоминать достаточно большой объем информации.

«Ассоциативная память»

Для запоминания предъявляется перечень слов, под диктовку записываемых в столбик. К каждому слову необходимо подобрать слово-ассоциацию и таким образом составить второй столбец, где, однако, соблюден другой порядок следования слов.

Возможный вариант для иллюстрации: ▼

Примечние: * — слова-ассоциации.

Закрывая левый столбец, по установленным ассоциативным связям необходимо вспомнить исходные слова.

«Образы-картинки»

Упражнение развивает воображение. Ведущий описывает ситуации, вызывающие у присутствующих яркие зрительные образы, которые помогают запомнить ключевые слова («мнестические мишени»), например: лев , лежащий на скале и греющийся на солнце; молния в темноте; кольцо с бриллиантом, сверкающим на солнце; крик ужаса в ночи; утка , переводящая утят через дорогу.

«Цифры-образы»

Вначале участники обсуждают, с образами каких предметов ассоциируются у них обычные арабские цифры. Затем ведущий составляет определенную последовательность наименований этих предметов, отражающую, положим, знакомый всем телефонный номер. Следующий шаг состоит в разгадывании логической комбинации с помощью всплывающих в памяти ассоциаций.

«Визуальное моделирование» , предполагающее зарисовку по памяти графических схем знакомых объектов, например, расположения палат в отделении, маршрутов прогулок, пути до дома и т.д.

Развитие образного и логического мышления

«Китайская грамота»

Участникам дается возможность воображаемо трансформировать китайские иероглифы в образы каких-либо предметов, людей, явлений.

«Скажи иначе»

Присутствующие делятся на две команды, сидящие друг напротив друга. Одной команде раздаются листки бумаги (или карточки) с напечатанными на них понятиями, которым нужно дать функциональные определения, при этом не произнося вслух написанных слов. «Объяснение» понятий происходит сообща всеми участниками команды. Задача другой команды — угадать слова. Затем команды меняются ролями. Упражнение способно увлечь и создать веселую игровую атмосферу.

«Выдумщик»

Требуется составить из набора букв заданного слова как можно больше новых. Здесь важно применение правильной стратегии решения, заключающейся в комбинировании небольшого количества исходных букв (3—5) для получения перечня коротких слов. Далее приводится пример того, как больная, используя верный подход, смогла быстро справиться с заданием.

Больная Т.Н. (депрессивное расстройство, 5-е занятие): из исходного слова «пирокатехин» составила следующие слова — «пир», «перо», «пора», «прок», «крот», «корт», «хек», «репа», «рота», «кипа», «техника», «хна», «карт», «пика», «порт», «пот», «пах», «пан», «пар», «пехота», «рок», «рот», «рента», «рак», «река».

Как вариант, можно заняться решением анаграмм, находя новые слова посредством перестановки букв. Задание развивает вербальное мышление.

«Математика на спичках»

На столе при помощи крупных каминных спичек выкладываются математические равенства по заданным образцам, при этом они оказываются логически верными или неверными. Задача состоит в том, чтобы, перекладывая или убирая одну или несколько спичек, получить новые верные равенства или исправить допущенные ошибки. Например,

Задание выполняется командами из 3—4 человек.

«Логические цепочки из пар слов»

Инструкция требует построить логическую цепочку, связывающую пару слов, допустим «курицу» с «омлетом», «дерево» с «книгой». Участники по очереди выполняют задание с различными парами слов.

«Шифровальщики»

Ведущий просит первые девять букв алфавита русского языка (выбор букв может производиться и по другому принципу) обозначить по порядку цифрами от 1 до 9. Затем участникам называются всевозможные комбинации цифр, в которых нужно разгадать зашифрованные слова, к примеру в цифровой последовательности 912131 читается слово «забава».

«Мини-роман»

Из набора слов различной семантической близости необходимо составить небольшой логически связанный рассказ, в который были бы включены все слова. Ниже цитируются рассказы, написанные пациентами.

Больная Л.С. (депрессивное расстройство, 4-е занятие):
«Как я люблю свое окно *, когда первый луч солнца пробивается сквозь дерево напротив. Он отражается на стекле фотографии моей дочери, стоящей на серванте . Она всегда рядом со мной».

Больной А.Н. (депрессивное расстройство, 3-е занятие):
«Из окна комнату освещал луч солнца. Яркие блики, пробивавшиеся сквозь ветви дерева , играли на серванте , полированном так гладко, что казалось, он был глянцевым, как фотография» .

Больная Н.Н. (депрессивное расстройство, 5-е занятие):
«Это был прекрасный день. Лето в самом разгаре, жара. И вдруг пролился настоящий ливень . Сидя на лавке , я любовалась, как, медленно кружась, падали листья в огромные лужи , моментально появившиеся вокруг меня».

* — выделены исходные слова.

Увлекательно разгадывание головоломок , логических цепочек, загадок, задействующее все когнитивные функции.

Пример несложного интересного упражнения: ведущий задает вопросы, составленные в форме загадок по сюжетам хорошо знакомых сказок (можно привлекать различные области знаний, создавая новые варианты задания); ответы на вопросы служат стимульным материалом филворда, представленного в виде таблицы, на первый взгляд, хаотично разбросанных букв, которые нужно собрать в слова, читаемые, помимо обычного, и справа налево, и снизу вверх. ▼


Тренировка регуляторных функций задана в любом упражнении, подчиненном четко сформулированным правилам и требующем постоянного контроля исполнения. В программу тренинга включены и специальные задания, обучающие доступным способам планирования.

_______________________

1 Диагноз устанавливался врачами — сотрудниками отдела расстройств аффективного спектра.

Литература

1. Бобров А.Е., Довженко Т.В., Кулыгина М.А. Медицинская психология в психиатрии. Методологические и клинические аспекты // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014. - Т. 24, № 1. - С. 70-75.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Готлиб М.И., Холмогорова А.Б. Развитие коммуникации у больных с тяжелыми формами психической патологии методом обучения танцевальному движению (на основе аргентинского танго) // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23, № 2. - C. 116-130.

4. Долговременное изучение психического здоровья ликвидаторов последствий Чернобыльской аварии / В.Н. Краснов, В.В. Крюков, И.Н. Емельянова [и др.] // Доктор.Ру. - 2016. - № 4(121). - C. 44-48.

5. Краснов В.Н. Диагноз и классификация психических расстройств в русскоязычной психиатрии: раздел расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - Т. 20, № 4. - С. 58-63.

6. Краснов В.Н. Психоорганический синдром как предмет нейропсихиатрии // Доктор.Ру. - 2011. - № 4(63). - С. 34-42.

7. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. - М.: Практическая медицина. - 2011. - 432 с.

8. Комплексный подход к социально-когнитивным вмешательствам при работе с больными шизофренией / О.О. Папсуев, Л.Г. Мовина, Н.Д. Семенова [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2015. - Т. 25, № 1. - C. 36-44.

9. Лобные доли и регуляция психических процессов: нейропсихологические исследования / под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - 740 с.

10. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, А.А. Долныкова [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Т. 17, № 4. - С. 67-77.

11. Психиатрия в первичном звене здравоохранения: новое решение старой проблемы / В.Н. Краснов, Т.В. Довженко, А.Е. Бобров [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2013. - Т. 23, № 4. - С. 5-13.

12. Рыжова И.А. Значение наследия А.Р. Лурии для современной нейропсихиатрии: исследование когнитивных нарушений у лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. - 2014. - № 4(6) [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 21.05.2017).

13. Рыжова И.А. Структура мнестических нарушений у лиц с психоорганическим синдромом, развившимся вследствие участия в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС // Психическое здоровье. - 2014. - Т. 12, № 6. - С. 65-71.

14. Рыжова И.А., Крюков В.В. Снижение мотивационно-волевой регуляции как деструктивный фактор мышления у больных с психоорганической патологией: взгляд в традициях отечественной психологической науки // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. - 2015. - № 4(10) [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 21.05.2017).

15. Рыжова И.А., Самедова Э.Ф. Коррекция когнитивных нарушений при расстройствах аффективного спектра методом когнитивного тренинга // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2016. - Т. 7, № 1. - C. 112-121.

16. Шмуклер А.Б. Когнитивные нарушения в структуре депрессивного синдрома // Социальная и клиническая психиатрия. - 2016. - Т. 26, № 1. - C. 72-76.

17. Early Aging in Chernobyl Clean-Up Workers: Long-Term Study / V.N. Krasnov, V.V. Kryukov, E.F. Samedova // BioMed Research International. - 2015. - Vol. 2015. - P. 5.

УДК 159.99:616.89

Рыжова И.А. Когнитивный тренинг как психокоррекционный метод в психиатрии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Головной мозг - уникальный орган человеческого тела, отвечающий за функционирование всего организма. Главные когнитивные функции головного мозга - это мышление, память, внимание. Восприятие и запоминание информации, скорость мышления и интеллектуальные способности зависят от состояния этого органа.

Нужны ли тренировки?

Каждому человеку рекомендуется тренировать свой мозг. Вы наверняка слышали, что мы используем этот орган всего на несколько процентов от максимума, а многие полагают, что кардинально этого не изменишь. При этом специалисты отмечают, что регулярные и правильные тренировки мозга помогут заметно улучшить когнитивные функции, умения и навыки.

Особые упражнения для мозга поддерживают его в тонусе, а ученые подтверждают высокую адаптивность и пластичность этого органа. Научные исследования доказывают, что головной мозг постоянно меняется и приспосабливается к новым окружающим условиям. Отсюда исходит вывод, что в любом возрасте человек имеет возможность усовершенствовать когнитивные функции.

Развитие интеллекта, а также повышение внимания и концентрации можно сравнить с физическими тренировками. В тренажерном зале мы улучшаем свое тело, повышая его выносливость и силу, а после прекращения занятий мышцы слабеют.

С головным мозгом аналогичная ситуация: если он не будет работать, его функции и возможности ослабнут. Далее мы разберем определенные действия и упражнения для развития головного мозга, выполнять которые вы сможете в домашних условиях.

Чтение книг и разгадывание кроссвордов

Для развития мозга рекомендуем больше читать и заняться разгадыванием кроссвордов. Суть данных методов заключается в том, что вы поглощаете много разной информации. Читать старайтесь не художественную литературу, а книги по бизнесу или изучению иностранных языков.

Чтение обычных книг, будь то детективы или фантастика, тоже благотворно влияет на способности и работу мозга. Это все его стимулирует, развивает фантазию, и вы просто получите удовольствие от увлекательного процесса.

По возможности откажитесь от просмотра развлекательных шоу и многочисленных сериалов на ТВ в пользу чтения. Все они отупляют и не несут какой-либо ценной для человека информации. Неврологи отмечают, что люди, читающие и решающие кроссворды с юных лет, почти не имеют проблем с функционированием нейронов.

Логические задачи и игры

Развить рабочую память и улучшить мышление поможет и логическая игра, решение головоломок и сложных задач. В сети представлена целая подборка сайтов, предлагающих посетителям множество разноплановых задач и игр на развитие логики и сообразительности.

Среди полезных порталов можно выделить сервисы Викиум и Битрейника для тренировки мозга. Главное, постепенно повышать сложность, ставя перед собой все более трудные цели.

Постепенно мозговая активность будет расти, а чем раньше вы начнете таким образом тренировать мозг, тем лучше. Среди настольных игр выделяют шашки, шахматы, пазлы. Играть и улучшать работу мозга вы можете с друзьями, родственниками и даже детьми.

Японская система

Существует одна популярная японская система для тренировки мозгов, которая помогает развить интеллект каждому желающему. Ее разработал профессор, доктор медицинских наук и эксперт в сфере томографии Рюта Кавашима. Более двух десятков лет он изучал стимулирование работы головного мозга и в 2003 году издал книгу «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти». Бестселлер разлетелся по планете, так как результат тренировок действительно был заметен.

Автор описывает систему упражнений в определенном порядке, чтобы повысить активность большего количества мозговых зон. Комплекс поможет вам увеличить объемы крови, кислорода и аминокислот, поступающих в мозг. За счет этого повысится численность функционирующих нейронов и связей между ними.

Работа с правым и левым полушарием

Головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за решение определенных задач:

  • левое отвечает за математические способности и логику;
  • правое - за творческие навыки и интуицию.

В результате параллельного развития обоих полушарий мозг будет одинаково успешно справляться со всеми поставленными перед ним задачами. Также можно направить усилия на конкретное полушарие, чтобы добиться максимальных результатов в конкретной сфере деятельности.

Для развития правого полушария уделите внимание следующей деятельности и упражнениям:

  • Чаще занимайтесь творческой деятельностью, ходите в музеи или на экскурсии.
  • Подключайте образное мышление, продумывая план действий на следующий день или всю неделю.
  • На улице всматривайтесь в лица прохожих и фантазируйте, о чем они могут думать в конкретный момент времени.

Это лишь несколько примеров для упражнений, позволяющих развивать правое полушарие. Суть всех их в том, что нужно чаще включать воображение и фантазировать, причем делать это можно даже с закрытыми глазами.

Чтобы сделать упор на левое полушарие, выполняйте следующие действия и упражнения:

  • разгадывайте загадки и кроссворды;
  • решайте математические задачи с постепенным увеличением сложности;
  • играйте в игры и решайте задачки на логику.

У детей правое полушарие развито лучше, так как они активно познают мир. У взрослых его активность отходит на второй план, а интенсивнее функционирует левое полушарие, отвечающее за речь и логику.

Чтобы разбудить и взбодрить левое полушарие, нужно подвигать левой рукой или ногой, то есть той частью тела, за функции которого отвечает данное полушарие.

Повседневные упражнения для всех

Напоследок рассмотрим другие эффективные и проверенные упражнения для тренировки головного мозга, которые позволят взглянуть на мир по-новому. Главное, перед занятием взбодриться, выпив кофе или съев конфету (глюкоза активизирует функции нейронов).

Сделайте дыхательную гимнастику, глубоко вдыхая и выдыхая несколько раз. На вдохе задерживайтесь на несколько секунд и плавно выдыхайте. Это обеспечит приток кислорода к легким, и он насытит кровь.

Посчитайте до ста в уме, а затем проделайте то же самое в обратном порядке. Затем мысленно превратите квадрат в ромб и потом в треугольник. Следующее действие нашей тренировки, которое поможет развить мозги, заключается в прочтении любого текста задом наперед. Этот несложный фитнес для мозга поразительно эффективен - он улучшает когнитивные функции и ускоряет мышление.

Еще одно упражнение нашей тренировки для мозга предполагает следующие действия: правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой прикоснитесь к носу. Затем сделайте хлопок и смените руки.

Еще одна простая, но только на первый взгляд, тренировка для мозга - это рисование, но не простое. Возьмите в обе руки по карандашу и начните зеркально рисовать простейший рисунок или геометрические фигуры. Поначалу это вам покажется невыполнимым, но постепенно будет получаться все лучше - это эффект тренировок!

Такая тренировка для ума при регулярном подходе позволит равномерно развивать оба полушария, улучшая память и интеллектуальные способности. Головной мозг работает за счет создания нервной активности в отдельных областях.

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование . Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот . Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление . Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография . Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство . Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.

Наш мозг работает благодаря нейронам и синапсам. Первые воспринимают и обрабатывают информацию из внешнего мира, передают её внутренним органам. Вторые обеспечивают связь между нейронами.

То, насколько развит наш мозг, зависит от количества и разнообразия синапсов.

Примерно до 25 лет количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика. После этого происходит постепенная деградация. Это нормально: со временем стареет не только тело, но и мозг.

Тем не менее мы следим за своей фигурой, регулярно посещая тренажёрный зал, пользуемся антивозрастными кремами, но о старении мозга забываем. И напрасно: память, внимание, мышление можно тренировать, развивать и держать в тонусе так же, как и тело.

Это подтверждают современные научные исследования. Учёные из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета в 2009 году доказалиA positive-negative mode of population covariation links brain connectivity, demographics and behavior . , что в нашем мозге на протяжении всей жизни формируются новые синапсы, а также выявили взаимосвязь между количеством нейронных связей и качеством жизни человека.

Люди с большим числом нейронов и синапсов, как правило, имели высокий уровень жизни, высшее образование, старались вести здоровый образ жизни и были в целом ей удовлетворены.

Как тренировать мозг

Есть разные способы тренировки мозга: можно учить стихи, решать кроссворды, читать книги. Даже игра в «Тетрис» развивает когнитивные способности, но только до определённого уровня. Однако последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки - простые упражнения, которые прокачивают внимание, память и мышление.

На основании научных исследований в области нейропсихологии создан онлайн-тренажёр для мозга - «Викиум ». Он предлагает несложные задания на внимательность, память и скорость реакции.

Упражнения имеют игровую форму, чтобы полезное сделать ещё и приятным. Игры доставляют удовольствие, а то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия.

Задания на «Викиуме» кажутся элементарными, но по мере прохождения уровней сложность возрастает. Таким образом мы постепенно прокачиваем мозг, не прилагая особых усилий.

Как выглядят тренировки

Перед тренировкой нужно пройти вводное тестирование. Оно оценивает текущий уровень ваших когнитивных способностей и подбирает персональную программу занятий.

Тренировка длится примерно 15 минут и состоит из разминки и основных упражнений.

Тренажёры группируются парами, чтобы прокачивать конкретные способности мозга. Например, тренировка памяти включает в себя 7 упражнений: разминку (чтобы «включить» ваше внимание) и игры для развития объёма, скорости и точности запоминания. Каждая игра дополняет предыдущую и занимает строго определённое место - для лучшего эффекта от упражнений.

Вот так выглядит тренировка на развитие внимания «Найди предмет». Нужно найти на полках предмет, который вы видите в рамке, и кликнуть по нему. За 60 секунд вы должны набрать максимальное количество очков.

Ещё одно упражнение для развития памяти - «Сигнальные лампочки». Нужно запомнить и воспроизвести последовательность, в которой загораются лампочки.

Сервис работает по freemium-модели: бесплатно доступны 9 тренажёров - 2 на память, 4 на мышление и 3 на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям. Всего на сайте 41 упражнение.

Вы можете смотреть статистику своего прогресса и соревноваться с другими пользователями (например, с друзьями). Кроме обычных упражнений есть специальные курсы: курс на целеполагание, на развитие внимания, творческого мышления.

Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона - сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.


Когнитивные упражнения направлены на развитие:
схемы тела,
ориентировки в пространстве,
квазипространственных представлений,
зрительных, слуховых и кинестетических представлений.

«Организация рабочего места» (формирование умения следовать правилам, контролировать свою деятельность, осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую).
«Послушать тишину» (формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса). Исходная позиция - лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
«Организация пространства листа» (формирование пространственных представлений). Исходная позиция - сидя на полу. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз. Работу следует выполнять строго внутри клетки или полосы.
Когнитивное упражнение «Шумящие коробочки» (формирование аудиальной памяти). Исходное положение - сидя на полу. Инструктору необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и др.), которые при сотрясении создают различные шумы. Дети с закрытыми глазами прислушиваются к шуму одной из коробочек, которую трясет инструктор, затем перебирают свои коробочки и находят аналогичную.
«Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Инструктор поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"
«Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных представлений). Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
«Формирование квазипространственных представлений» . Исходное положение - сидя на полу. Инструктор проводит с детьми отработку понятий: «до», «после», «раньше, «позже», «между». Он предлагает детям структурировать последовательность времени суток, года, дней недели, месяцев в году. Затем можно формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.
«Холодно-горячо» . Инструктор прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведет игрока к цели. Команды могут быть: «шаг направо, два шага вперед, три налево и т.д.». Если ребенок хорошо ориентируется в пространстве, то можно использовать план-схему.
«Лабиринт» (формирование пространственных представлений). Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.
«Найди фигуру» (формирование тактильной памяти). Исходное положение - сидя на полу. Дети по очереди с закрытыми глазами ощупывают ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, скользкие, бархатистые и т.д. Затем, не открывая глаз, они должны найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур необходимо увеличивать постепенно. В работе участвует сначала одна рука, затем другая, обе вместе.
«Поза» (формирование тактильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза (усложненный вариант - последовательно 2-3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

«Движение» . (формирование двигательной памяти). Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

«Ритм» (сидя на полу). Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - дети видят руки инструктора, а в процессе освоения постепенно переходят только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» - правой рукой, «2» - левой рукой, «3» - одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

«Шапка-невидимка» (формирование зрительной памяти). Исходное положение - сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить предметы, лежащие на столе, которые инструктор закрывает шапкой. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения - запомнить порядок расположения предметов, который инструктор может поменять.

«Лишнее слово» (развитие речевого звукоразличения). Исходное положение - сидя на полу Детям предлагается исключить из ряда слов то, которое не подходит к остальным словам. Например, в словесном ряду «белка, белок, отбеливатель, белый» исключается слово «белка». Детям необходимо объяснить, почему они исключили именно это слово.

«Осьминожьки» (формирование зрительной и пространственной памяти). Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу у окна около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Инструктор включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения - дети должны занять место, на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.

«Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная» и др.). «Продавец» сначала выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки.

«Запрещенный звук» (развитие речевого звукоразличения). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям ответить на вопрос, не употребляя какой-то определенный звук либо заменяя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук «м». Тогда на вопрос: «Какие ягоды растут в лесу?» нельзя называть малину и землянику. Используя хлопок, ответ на вопрос будет таким: «(хлопок)-Алина, зе-(хлопок)-ляника».

«Рыба, птица, зверь» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.

«Скажи слово наоборот» . (формирование речевого звукоразличения). Детям предлагается по очереди сказать предложение инструктором слово с конца. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

«Визуализация цвета» . Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается «заполнить» мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

«Зашифрованное предложение» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: «Дети играли во дворе». Предлагается зашифровать предложение, добавляя через каждый слог вставку «хве»: «Де(хве)ти(хве) иг(хве)-ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве)».

«Ритм по кругу» . Дети садятся полукругом. Инструктор отстукивает какой-то ритм. Дети внимательно слушают и по команде инструктора его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок, - получает штрафное очко или выбывает из игры». Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также можно предлагать для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка (например: тихие и громкие).

«Колпак мой треугольный» .(старинная игра). Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник изображается руками).

«Визуализация человека» (сидя на полу). Детям предлагается визуализировать знакомого человека (кого-то из присутствующих). Для этого необходимо сконцентрировать внимание на его лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него справа, слева, сзади и спереди.

«Я знаю пять» (развитие номинативных процессов). Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается одновременно с ударом по мячу называть пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных и др.

«Визуализация трехмерного объекта» . Детям предлагается пометить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, затем представить ее целиком. Затем необходимо изменить размер, форму, цвет.

«Зеркальные движения» (развитие тела). Инструктор встает спиной к детям и выполняет движения руками, ногами, телом. Дети повторяют все движения инструктора. Усложнение упражнения заключается в том, что инструктор встает лицом к детям, которые должны повторить его движения.

«Тух-тиби-дух» (эмоциональное развитие). В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.

«Золотая рыбка» (формирование произвольной регуляции и самоконтроля). Исходное положение - сидя на полу. Каждому участнику предлагается описать известный сюжет, например «Сказку о рыбаке и рыбке», от лица какого-то персонажа: старика, старухи, рыбки, моря и др. При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы в рассказе звучало именно то, в чем действительно принимал участие данный персонаж, и задавать провокационные вопросы: «А что ты при этом чувствовал?», «Откуда ты это знаешь, ведь тебя там не было?»

«Визуализация крупного объекта» . Детям предлагается визуализировать дом, квартиру, улицу. Для этого необходимо представить себя открывающим дверь и входящим в квартиру. Дети могут сконцентрироваться на деталях фурнитуры, штор, картин и т.д. Затем необходимо вернуться обратно и тщательно исследовать внешний вид здания.

«Восковая фигура» (формирование произвольной регуляции и самоконтроля). Участники с закрытыми глазами «лепят» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается в ранее приданную ему позу и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза, сравнивают полученные фигуры и обсуждают результат.

«События по порядку» (развитие причинно-следственных отношений). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям расставить события по порядку: я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д. Еще вариант: через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад, послезавтра и т.д.

«Зашифрованное предложение» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение - сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: «Меня зовут Гера». Детям предлагается зашифровать предложение, добавляя перед каждым слогом вставку «фи»: «(фи)Ме(фи)ня (фи)-зо(фи)вут (фи)Ге(фи)ра».

«Время и антивремя» (развитие причинно-следственных отношений). Исходное положение сидя на полу. Каждому участнику предлагается описать какое-то событие (экскурсию, кинофильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу.

«Визуализация геометрических фигур» . Детям предлагается представить круг (квадрат, треугольник и т.д.), затем мысленно изменить его размер, цвет, форму, вращать вокруг своей оси, отдалить и приблизить фигуру.

«Ранжирование» (развитие иерархии понятий). Исходное положение - сидя на полу. Инструктор объясняет, что такое ранжирование, и предлагает проранжировать по определенному принципу следующие слова-понятия: горох - абрикос - арбуз - апельсин - вишня; младенец - юноша - мужчина - старик - мальчик; молчать - говорить - кричать - шептать; снежинка - сосулька - айсберг - льдина - сугроб; город - квартира - страна - Земля - улица.

«Фотография» (эмоциональное развитие). Инструктор показывает детям фотографию с изображением человека с определенным настроением. Один из участников должен воспроизвести заданную ему фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Остальные дети должны оценить правильность выполнения задания.

«Визуализация перемещений» . Детям предлагается представить себя в любом месте земного шара. Для этого необходимо почувствовать себя легко плывущим над Землей, тепло солнечных лучей и дуновение ветерка, замечать запахи и звуки...

«Визуализация волшебника» . Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается представить перед собой доброго и мудрого человека, которому можно задавать любые вопросы. Необходимо внимательно слушать ответы этого волшебника. Он может рассказать необычайную историю про себя.

«Визуализация волшебной восьмерки» . Исходное положение - сидя на полу. Детям предлагается представить лежащую восьмерку, которая располагается внутри головы и тянется от уха до уха. Необходимо мысленно следить глазами по траектории восьмерки.

«Лишнее слово» . Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям из группы слов (можно на карточках) выбрать лишнее, не подходящее по значению:
тарелка, чашка, стол, чайник;
красный, синий, красивый, желтый, серый;
много, чисто, мало, наполовину;
вчера, сегодня, утром, послезавтра;
запятая, точка, тире, союз;
старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-272 с.


2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.- М.: АСТ Астрель.- 2005.- 384 с.
3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. – 123 с.
4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. - 474 с.
6. Сиротюк А.Л Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера. -2-3.- 288 с.

 

Возможно, будет полезно почитать: