Борис и глеб. Икона святых бориса и глеба

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Икона «Борис и Глеб на конях»

Икона «Борис и Глеб на конях» относится к самым ранним памятникам московской школы иконописи. Происходит икона «Борис и Глеб на конях» из Московского Успенского собора и датируется серединой XIV века.

Икона «Борис и Глеб на конях». Московская школа иконописи. XIV в. Доска липовая, яичная темпера. 128х75

Это то самое время, когда вокруг Москвы начинается объединения Руси и московские князья возглавляют борьбу с татарами, поработившими Русь в XIII веке. Москва строится и укрепляется. Появляются первые каменные соборы, которые в середине века украшаются фресками. Икона «Борис и Глеб на конях», видимо, была написана одновременно с фресками первоначального Успенского собора, законченного строительством в 1326 г. Узкий, вытянутый формат иконы говорит о том, что она, вероятно, была настолпным образом.

Икона «Борис и Глеб». Конец XIII в.

Борис и Глеб – сыновья великого князя Владимира, предательским образом убитые их братом Святополком Окаянным, были причислены церковью к лику Святых еще в 1071 г. Их изображение на иконах было широко известно в Киевской Руси. Неслучайно к этим образам обращается московский иконописец в середине XV в. Борис и Глеб в сознании человека того времени связываются с представлением о воинской доблести, о самопожертвовании. Призыв к объединению земли русской, к прекращению княжеских междоусобиц, проклятие братоубийцам – вот, что вкладывал художник в эти образы.

Икона «Святые Борис и Глеб» XIV в.

Борис и Глеб – воины-защитники, помощники в ратном деле – представлены торжественно едущими на конях среди скалистого пейзажа. В руках у них копья. Они отправляются в поход, чтобы помочь московскому князю. В правом верхнем углу художник поместил полуфигуру Христа, благословляющего воинов на ратные подвиги. Идущие в ногу кони: вороной – у Бориса и гнедой – у Глеба, легко ступают по выступам горок, едва касаясь земли, оставляя впечатление плавного парения, полета. Стройные фигуры воинов, полные изящества и благородства, четко вырисовываются на золотом фоне. Иссиня-черный конь Бориса и красный, пламенеющий конь Глеба выступают широко и горделиво. Их силуэты вторят друг другу, подчеркивая мерный ритм движения.

Изысканностью отличается цветовое решение иконы. Тонко сгармонированы цвета роскошных одежд князей: кафтан цвета стали и красно-розовый плащ у Бориса, вишневый кафтан и зеленый плащ у Глеба. Высокое мастерство, с которым написана эта икона, говорит о том, что она исполнена первоклассным мастером. Икона «Борис и Глеб на конях» является уникальным памятником московской школы дорублевского времени.

Икона благочестивых князей Бориса и Глеба является заступницей государства Российского. Множество раз святыня исцеляла от болезней и давала защиту от врагов. К святому образу обращаются многие верующие со всего мира.

Борис и Глеб являются первыми мучениками, причисленными к лику святых. О других мучениках узнали намного позже. Икона Бориса и Глеба являлась защитницей дружины Александра Невского перед битвой на Чудском озере и князя Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Образ праведников неоднократно творил чудеса, исцеляя людей от тяжелых недугов.

История иконы

Борис и Глеб — последние сыны великого правителя земли Киевской Владимира Святославича. Правитель Православие">принял православие всей душой и сердцем и приучил своих младших сыновей жить в вере и праведности. Борис и Глеб имели хорошее образование, с огромным интересом и упорством изучали Библию и богослужебные книги, оказывали помощь бедным и всем христианам. Перед смертью своей князь Владимир посадил на престол Бориса и дал ему войско. А Глебу в правление перешли Муромские земли.

В 1905 году, когда князь умер, на Руси разразилась борьба за власть. Святополк самовольно назвался князем Киевской Руси, в то время как Борис совершал нашествие на печенегов. Великомученик Борис не хотел участвовать в борьбе за престол и разогнал войско, при этом произнеся слова: «Я не посмею поднять руку на брата кровного, который при этом старше меня и которого надобно мне уважать, как отца!». Но Святополк все равно отправил своих приближенных убить его. На Бориса набросились с копьями в то время, когда он совершал молитву. Борису было известно, что задумал старший брат, но он не оказал сопротивления и не подался в бегство. Святого убили в 1015 году, 24 июля.

Святополку было мало одного убийства. Он отправил своих людей в Муром, где правил Глеб. Святому Глебу также было известно о намерениях брата. Но он считал, что братоубийство страшнее . Он был убит у реки Смядыни недалеко от Смоленска.

Правление Святополка, которого также называют Окаянным, продлилось недолго. Святополк был изгнан, много лет провел в скитании, всем ненавистный. Убитых братьев стали почитать как святых. Ярослав Мудрый, будучи правителем, нашел останки Бориса и Глеба и отнес их в церковь Василия Великого в Вышгороде. Мощи братьев славятся бесчисленными чудотворными свойствами.

Где хранится икона

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Данная икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

В чем помогает чудотворный образ

Князья, причисленные к лику святых, приходят на помощь верующим, исцеляя недуги, примиряют людей, враждующих между собой, покровительствуют непорочности и целомудренности. Во время молитвы православные люди просят исцелить их от болезней, спасти души близких людей. Молятся также о защите от нечисти, о мире и спокойствии.

Описание иконы

Обычно Борис и Глеб на иконах изображаются рядом друг с другом, во весь рост и в богатых одеяниях. В руках у них крест , который является символом страданий и мучений, а иногда они держат крест вместе с мечом. Оружие указывает, что они являются воинами.

Иногда братьев изображают развернутыми друг к другу лицом, будто бы ведущих беседу между собой. В 14 веке на иконах начали изображать сцены их мирской жизни, а спустя время братьев писали сидящими на конях.

Дни празднования иконы

Праздник в честь благочестивых братьев проводится неоднократно:

  • 15 мая — перемещение мощей святых в новый храм в Вышгороде.
  • 6 августа — торжественное почитание обоих мучеников.
  • 18 сентября — день памяти смиренного Глеба.

Молитва пред иконой Бориса и Глеба

«О братия священные, страстотерпцы Борисе и Глебе, верою чистою и любовью к Христу служенники! Услышьте нас и защитите от недугов, войн и смертей. В молитве прибегаем к вам, великие мученики, посодействуйте государству Российскому в победе, как когда-то князю Александру. Восхваляем Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь».

Великомученики, убиенные от руки собственного брата, были посмертно восхвалены народом русским. История их жизни является доказательством крепкой и нерушимой любви к Господу и всем людям. Молясь подле иконы Бориса и Глеба, не забудьте покаяться в совершенных грехах . Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.08.2017 05:43

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.


с. 250 ¦ 213. Борис и Глеб на конях 1 .

1 Изображение Бориса и Глеба на конях восходит к древнейшим представлениям о святых князьях. В относящемся к 70–80-м годам XI в. «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе» рассказывается: «В некоем граде беша мужи осужени от старейшин града того и всажени в погреб, и много время створше в нем, и недомыслящимся о том, что сътворити, беаху бо в печали мнозе. После же, въспомянувше бывающая чюдеса от святую Бориса и Глеба, начаша молити Бога и святую призывающе на помощь... И во едину нощь молящемъся им, и се внезапу открыся покров узници и свет восия в ней. Они же, въздевше очи свои, ти видеша святою на росну коню и отрока пред ними свещю держаща... ». Там же женщина, работавшая в праздник, увидела как «внезапу възехаша трие мужи на двор ея в белых ризах… И бе един стар [Никола], а два уна обапол его [Борис и Глеб]...». В «Сказании» конца XI в. об этих святых составитель обращается к ним: «Вы... нам оружие, земля Русьскыя забрала и утъвржение и меча обоюду остра...». ( , Пг., 1916, стр. 20, 23, 49). Сводку сведений о возникновении культа Бориса и Глеба в XI–XII вв. см. М. К. Каргер , К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде. («Советская археология», XVI, 1952); . (В кн.: «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР», т. XIII, М.–Л., 1957, стр. 45–46). См. также предполагаемое изображение конных Бориса и Глеба на фреске 80-х гг. XII в. в одноименной церкви в Кидекше близ Суздаля (раскрыта в 1948 г. под руководством Н. П. Сычева); см. Н. Н. Воронин , Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, М., 1958, стр. 277, рис. 124. Иконография этой иконы восходит к изображению конных воинов-мучеников Сергия и Вакха , хранящемуся среди памятников XIII в. на Синае (см. книгу, изданную на греческом языке с французским переводом, G. Sotiriou et М. Sоtiriоu , Icones du Mont Sinai, Athènes, 1956, табл. 185).

1340-е годы. Московская школа 2 .

2 Возможно, что икона была написана в 1344–1346 гг., когда в Московском Кремле велись большие работы по росписи соборов Успенского, Архангельского, Спаса на Бору и церкви Иоанна Лествичника. Патриаршая летопись под 6852 г. (1344) свидетельствует: «Того же лета начяша подписывати две церкви камены на Москве пресвященный Феогнаст митрополит Киевский и всеа Русии, у своего митрополичя двора соборную церковь пречистыа Богородици Греческими мастеры, того же лета и совръшиша ю всею подписию; а другую церковь, у великого князя двора, святого архангела Михаила князь велики Семен Ивановичь подписывал Русскими иконники, в них же бе старейшины и началники: Захариа, Денисей, Иосиф, Николае, и прочии дружина их, и не дописаша ее того лета, величества ради и мелкаго писма» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). Под 6853 г. (1345) в той же летописи говорится: «Того же лета подписаша в монастыри церковь святого Спаса велением и казною великиа княгини Анастасии Семеновы Ивановичя, а мастеры старейшины и началницы быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван и прочии их ученицы и дружина» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). В 6854 г. (1346) «съвершиша подписывати три церкви на Москве камены: в монастыре святаго Спаса и святаго архаггела Михаила, и святаго Ивана Лествичника» (ПСРЛ, т. X, стр. 217).

Князья-братья восседают на торжественно выступающих вороном и гнедом конях. Они как бы плывут по воздуху над крутыми уступами желтых и зеленых горок. Князья одеты в кафтаны и короткие, подбитые мехом плащи. На головах их шапки, также опушенные мехом. В руках князей древки с прапорами. В правом верхнем углу - благословляющий поясной Спас. Вохрение в светах сильно разбеленной охрой с четкими белильными отметками и подрумянкой. Санкирь коричневый. Краски одежд и горок мягких притушенных тонов: зеленого (изумрудного оттенка), светло-оливкового, желтовато-зеленого, голубовато-серого (стального оттенка), иссиня-черного, красновато-желтого и светло-киноварного. Фон золотой. Поля светло-коричневые 3 .

3 При реставрации в 1913 г. заново дописан левый нижний угол с задними ногами коней и правлена борода кн. Бориса.

Доска липовая, без ковчега. Шпонки четыре, две из них врезные встречные, две сквозные (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 123 × 75.

Происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля.

В православном мире иконы являются надежным оберегом, святые, изображенные на них, помогают христианам глубже понять подвиг веры во Христа и преобразовываться в Его образ. Среди множества святых образов есть широко почитаемые лики, а есть такие, к которым обращаются в периоды особой нужды.

Икона Бориса и Глеба - святой лик, помогающий приобрести терпение и праведность через подвиг смирения и принятия смерти родными братьями.

История жизни и смерти святых братьев

После принятия христианства ярый язычник Владимир стал приверженцем истинной веры. Отказавшись от многоженства, князь Владимир жил с одной женой и с ней воспитывал своих сыновей в покорности, смирении и терпении. Борис и Глеб были младшими детьми великого князя, росли в познании Писания, помощи убогим и сиротам.

Святые мученики и страстотерпцы Борис и Глеб

Борис правил в Ростове, Глебу достался Муром. Великий Владимир наследником своего княжества назначил Бориса, хотя он не был старшим сыном.

Святополк в 1015 году самовольно занял престол князя после его смерти. Смиренный и Богу послушный Борис не стал бороться за власть, он был занят войной с печенегами, но Святополк не был настроен так миролюбиво и решил убить братьев.

Глеб, зная о намерениях старшего брата, не хотел битвы и пытался уйти от расправы, но убийцы настигли его под Смоленском, убили и бросили в поле.

Борис был убит в палатке во время молитвы. Пронзенный мечами, молодой князь попросил милости совершить последнюю покаянную молитву, после которой сказал палачам поскорее закончить свое грязное дело.

Сын Владимира Ярослав, впоследствии названный Мудрым, не мог стерпеть убийства братьев, разбил войско Святополка, его самого изгнал из Киевской земли и стал править сам. Память о невинно убиенных молодых князьях не давала покоя Ярославу Мудрому, и он решил отыскать их могилы. Если могила Бориса была известна, то место захоронения Глеба не знал никто.

Местные жители местности под Смоленском рассказали людям Ярослава, что в поле есть место, над которым по ночам видно дивное свечение и слышны ангельские голоса. После тщательных раскопок были найдено тело Глеба, которое оказалось нетленным и издавало приятный аромат. Мощи убиенных были перенесены в церковь Вышгорода, над ними сразу начались происходить чудеса.

В 1026 году храм Василия Святителя, в котором хранились мощи молодых князей, сгорел. Ярославом Мудрым была построена новая усыпальница, в нее были помещены тела князей, которые в 1072 году были канонизированы православной церковью.

При отмечании 100 лет со дня гибели братьев под руководством князя Олега Святославича был построен новый храм Бориса и Глеба, в нем устроили новую усыпальницу, но она была разграблена в 1240 году татарской ордой, мощи святых пропали, но появляются святые образа Бориса и Глеба, у которых происходят чудеса.

Описание святого лика

Время написания святого образа относится к XIV веку. В разных церквях можно увидеть несколько святых образов.

Первой появился образ, изображающий убиенных князей в княжеском убранстве, держащими меч и крест, символизирующий убиение и приверженной христианской вере.

Икона святых мучеников Бориса и Глеба

Позже появляется икона, изображающая князей на конях. При этом Сам Иисус взирает на них.

Православная Церковь признала братьев святыми покровителями русской земли. Именно этот образ брало с собой войско Александра Невского, с ними шли в бой воины Дмитрия Донского.

О чем молятся у святой иконы

Святые братья признаны Православной Церковью первыми страстотерпцами, их подвиг прощения, невоздавания злом на зло, помогает христианам воспитать у себя способность:

  • восстанавливать мир;
  • обретать спокойствие;
  • хранить крепкую веру;
  • прощать.

Многие болезни XXI века, в том числе онкология, ставшая бичом множества людей, имеют корни в непрощении. Этот грех может передаваться из рода в род и пока не будут вырваны корни, беда не покинет семью.

У мальчиков и мужчин по имени Борис есть надежный покровитель святой страстотерпец, князь. У его иконы возносится молитва обоим братьям о здоровье, мире, покое.

Внимание! Самыми древними являются иконы братьев, хранителями которых являются храмы Великого Новгорода, Коломны в Запрудах, Спасо-Ефросиниевская обитель.

Благоверные князья Борис и Глеб

 

Возможно, будет полезно почитать: