Аттракция: психологическая сущность, приемы, правила. Цель данной работы - рассмотреть явление и процесс аттракции

Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

Межличностная аттракция

В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

  • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
  • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
  • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

Формирование аттракции

Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность . Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

Иванова Е.В.

В структуре психологического воздействия есть совершенно особенный механизм, который позволяет «волшебным» образом превращать собеседника — в единомышленника, случайного покупателя – в постоянного клиента, стороннего наблюдателя – в отчаянного поклонника, любопытствующего – в горячего приверженца идеи. Человечеству известно немало примеров, когда миллионы людей каким-то чудесным образом начинали поклоняться не по причине страха и принуждения, а по причине некоего магнетизма личности, рождающего бесконечную симпатию и любовь. Это и светлый образ «народной» принцессы Дианы, которую нередко называли «принцессой сердец», это и бесконечно обаятельный первый в мире космонавт Юрий Гагарин, это и великие политики: Индира Ганди, Михаил Горбачев, Юлия Тимошенко, Вадим Рабинович, и это даже такие тираны человечества как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин.… Что это за удивительный механизм включения «любви и обожания»? Каков механизм его включения и работы?

Этот механизм в психологической науке называют «аттракция». Не правда ли, слово «аттракцион» знакомо и любимо нами с детства? Именно этот компонент «обеспечивает» не только расположение, привлечение к себе человека, но и удержание его внимания, интереса и желания взаимодействовать. Аттракция обеспечивает формирование позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку: симпатии, дружеского отношения, любви. Аттракция (от лат. аttrahere — привлекать, притягивать) — психологическое понятие, обозначающее привлекательность партнера в процессе восприятия . Аттракция – это «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа .

На наш взгляд, одним из основных компонентов технологии психологического воздействия является аттракция. В результате процесса аттракции складывается система социальных установок, которые регулируют отношения личности с ее социальной микросредой . Довольно часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается только воспользоваться ею. В других случаях состояние аттракции необходимо создавать. Наличие аттракции значительно облегчает «скрытое» управление объектом, хотя и не всегда выступает в явном виде. База аттракции — потребность человека в положительных эмоциях. Она стимулируется многими приемами: тонким комплиментом, умением слушать, уважительным отношением к объекту, «отражение» собеседника, позитивными невербальными проявлениями, комфортным для собеседника расположением и т.п.

Стоит отметить особую роль позитивного мышления. Иными словами – повернитесь лицом к миру, и мир повернется лицом к вам. У всей этой, казалось бы, «магии», есть осязаемая биологическая основа. Открытые в 1992 итальянским нейробиологом Джакомом Риззолатти зеркальные нейроны-специальные клетки головного мозга, отвечающие за способность организма человека абсолютно точно распознавать реакцию собеседника, его состояние и переживаемые эмоции в момент взаимодействия. Именно они запускают так называемый механизм нейрогуморальной регуляции -выработки соответствующих гормонов и психофизиологических реакций на каждый момент общения человека с кем бы то ни было .

Это они запускают массовое зевание скучающих людей в одном месте, ярость футбольных фанатов, восторг зрителей в театральном зале, паническое состояние испуганных людей, зараженных неконтролируемым страхом. Подобным образом работает этот нейробиологический механизм включения обаяния, радости, любовного экстаза. Им умело пользуются профессиональные пиарщики, продавцы и политики. Порождая и транслируя собственное состояния уверенности в себе, в своей исключительности и «превосходстве» успешно «включают» свой электорат Тимошенко, Кличко, Ляшко, Путин, Порошенко, Лукашенко. Иногда их сторонникам сложно найти рациональные аргументы почитания этих политиков. Точно также современники Сталина, Гитлера, Ленина, Наполеона не нашли бы объяснений своей «любви» к этим персонам. Лишь сокрушительные победы на политическом олимпе усиливали праведность обожествления объектов народного обожания, чудовищ человеческой истории.

Эта детская песенка очень точно передает реализацию биологического механизма аттракции. Ряд исследований нейробиологов свидетельствует об особой роли зеркальных нейронов.

К аттракции можно отнести ряд психологических феноменов: симпатия, дружба, любовь, уважение. Именно под влиянием указанных феноменов люди больше всего склонны прислушиваться к мнению тех, кто порождает эти чувства и состояния. Секрет в том, что они создают такой нейрогуморальный фон, в котором организм находится буквально «под кайфом». Счастье – это лишь химическая реакция организма, возникающая благодаря особенным гормонам. Гормоны счастья серотонин и эндорфины – главные вещества, оказывающие влияние на наше позитивное настроение.

Симпатия, как правило, возникает либо по принципу идентичности (психологического сходства или единства), либо по принципу психологической комплиментарности (дополнения). Недаром народная мудрость гласит: «понимаем друг-друга с одного взгляда», «с полуслова», «рыбак рыбака видит издалека», «два сапога пара» и т.д. Психологическое взаимодополнение, хоть и требует больших психических затрат, формирует более стабильные социальные системы: взаимовыгодное партнерство, долгие дружеские отношения, успешные браки.


К основным «секретам» формирования аттракции:

  • Улыбайтесь. Искренняя, открытая улыбка воспринимается как комплимент. Дружеское расположение рождает соответствующее расположение.
  • Обращайтесь по имени. Человеку приятно слышать свое имя, отчество в общении. Уважительно говорилось имя — важный шаг в достижении аттракции происходит бессознательное восприятие своей уникальности, персональности внимания, на биологическом языке это значит повышение статуса, что способствует повышению желания взаимодействия, способствует взаимопониманию.
  • Устанавливайте и удерживайте визуальный контакт. Глаза – зеркало души. Открытый, внимательный взгляд на собеседника – это своеобразный мостик для понимания друг друга. Визуальный контакт является исключительно важным для аттракции. Смотря на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на сообщении, проверяет и корректирует процесс понимания. В то же время, является сигналом в обмене репликами, выражает интимность общения и регулирует дистанцию. Взгляд – это мощное невербальное средство передачи информации, выражения своего отношения к партнеру по общению и т.д. Доброжелательно смотря на человека, мы даем понять, что слышим ответ, поддерживаем обратную связь.

  • Способность выражать эмпатию является одним из секретов обаяния. Если человек позволяет проникать в себя отражениям других людей, когда он небезразличен к их мнениям и ощущениям, то это порождает симпатию. Мы с симпатией относимся к тем людям, которые способны к адекватному отражению. При этом мы оцениваем среди прочего и то, насколько конгруэнтными, то есть соответствующими данной ситуации, нам представляются мимика и язык тела людей. Люди, рассказывающие о печальной сцене из кинофильма с радостным выражением на лице, вызывают у сторонних наблюдателей антипатию, а люди, способные к участию, язык тела которых соответствует той ситуации, в которой они находятся, вызывают симпатию. Эффект симпатии рождается только в том случае, если внешние проявления мыслей и состояние соответствуют его фактическому внутреннему настроению.
  • Внешнее проявление чувств — позы и жесты. Они играют важную роль для аттракции. Например, наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более — сидит развалившись. Или «верхом на стуле» — воспринимается, как доминирующий, «сидящий на коне».
  • Прикосновения. Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к собеседнику. Безусловно, прикосновения позволительны в неделовом, интимном общении. Часто позволяют снять напряжение между близкими людьми, подтвердить степень значимости, ценности партера. Часто рукопожатия, объятия в качестве приветствия задают изначально дружескую атмосферу в общении, поцелуи и объятия обозначают определенную интимность общающихся.
  • Дистанция. Исследования, проведенные Э. Халлом в области проксемики, показали, что существует прямая связь между процессом общения и расположением собеседников в пространстве относительно друг друга. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров. Увеличение или уменьшение дистанции между общающимися должно быть логичным. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось как фамильярность или посягательство на границы личного пространства. Замечено, что люди, нежелающие общаться по той или иной причине, стремятся увеличить дистанцию в общении. Так, чтобы достичь равенства в общении в аудитории, необходимо непринужденно менять дистанцию, перемещаясь в помещении. «Умение слушать» — этот прием аттракции включает в себя несколько подприемов слушания. Самый главный из них — так называемое активное слушание. Оно заключается в том, что вы пытаетесь предсказать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Внешним проявлением этого является внешняя демонстрация интереса к собеседнику: наклон в его сторону, кивание головой в подтверждении понимания сообщения, слова-подсказки собеседнику, когда он ищет подходящее слово. Это свидетельствует об интересе к слушателю, его вниманию и полном взаимопонимании. Второй прием — уточняющие вопросы, которые оживляют слушание, а сам процесс их формулировки привязывает нас к слушанию. Также различают слушание рефлексивное и нерефлексивное. Нерефлексивное слушание заключается в умении внимательно слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы; является человеком, занимающим более высокое положение. Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого невозможна аттракция. Кроме того, быстро достигнутое понимание способствует аттракции. Существует и весьма интересный, но главное действенный способ достижения аттракции — это выполнение шести правил Д. Карнеги, которые позволяют понравиться людям .
    1. Искренне интересуйтесь другими людьми
    2. Улыбайтесь
    3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке
    4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе
    5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника
    6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне

    Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе психологического влияния аттракция играет важную роль. Ее наличие существенно повышает эффективность и привлекательность личности воздействующего в целом, обеспечивая тем самым ее харизматичность. Отсутствие позитивного эмоционального состояния во взаимодействии неизбежно вызывает коммуникативные трудности. Следует также отметить, что изучение аттракции и основных средств ее достижения требует коммуникативной компетентности, умелого использования определенных навыков визуальной психодиагностики объекта влияния, его психологических особенностей и состояний.
    Литература:

      1. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов»: Вернера Регена; Санкт-Петербург, 2009.
      2. Бауэр И. Принцип человечности: Почему мы по своей природе склонны к кооперации. Спб.: Венера Регена, 2009. – 152с.
      3. Иванова Е.В. Секреты психологического воздействия
      4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544с.
      5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер с англ. — Семенов Ю.В. — М.: ИЦ «Русская Тройка», «Комета», 1989. — 80с.
      6. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. — М.: Гарадарики, 2004. — 584 с.
      7. Мостова І.М., Потєряхін О.Л. Уміння слухати співрозмовника у процесі професійного спілкування: Навч.-метод. посібн.- К.: Вид-во НА СБУ, 2001. – 36 с.
      8. Потеряхин А.Л. Эмоциональный интеллект как условие эффективности психотехнологий. http://сайт/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5/
      9. Психологический словарь (авт. — Сост. В. Н. Копорулин, М. Н. Смирнова, Н. А. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймеры. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003.
      10. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. — Мн.: Харвест, 2005. -512с. http://s-mind.ru/zerkalnye-nejrony/#ixzz465UBqJuZ

Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений.

Аттракция: определение, основные объяснительные модели, факторы возникновения. Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений.

План ответа

    Аттракция.

    Объяснительные модели.

    1. Аттракция как аттитюд.

      Теории баланса.

      Модели подкрепления.

      Теории обмена.

    Факторы возникновения.

    1. Внешние.

      Внутренние.

Ответ:

    Аттракция.

Аттракция – притяжение, расположенность, взаимная симпатия. Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения меду людьми, взаимной симпатии. Это прежде всего эмоция, имеющего своим предметом другого человека. Можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека. Во многих работах выявилась связь с «помогающим поведением». Выделены различные уровни аттракции симпатия, дружба, любовь. Аттракция зависит от характеристик общения, субъекта, объекта.

    Объяснительные модели.

    1. Исследования Дж. Морено и Т. Ньюкомба.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер. Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

      Аттракция как аттитюд.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов - аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

      Теории баланса.

В теоретических построениях минировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток - одномерность трактовок такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

      Модели подкрепления.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться модель подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция. Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Берне и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

    Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

    Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

    Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

    Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирии человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений. В частности, практически все рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги, обладают стимульно-реактивной природой, подчиняясь формуле "поощряй другого".

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

      Теории обмена.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат / приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии - человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли – авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, для понимания поведения необходимо распознание структуры межличностных взаимоотношений, так как именно она (структура) и определяет возможности и условия влияния поощрения или наказания. В их логике взаимоотношения между людьми представляют собой серию актов продажи или деловых трансакций. Ведущей в этой межличностной "торговле" также является минимаксная стратегия: если затраты меньше издержек, то отношения позитивны, если наоборот – негативны. Конечно, можно найти достаточно примеров подобного рода взаимоотношений. Но в то же время можно найти и множество "нерациональных" с этой позиции поступков, например альтруизм.

Еще одним важным понятием теории социального обмена является уровень сравнения личности. Он выступает в роли своеобразного стандарта, относительно которого ориентируется человек в своих социальных взаимоотношениях. Уровень сравнения является продуктом предшествующей истории человека, различного рода взаимообменов в отношениях с другими людьми. В данном положении фиксируется важная мысль относительности и динамичности человеческих стандартов, проявляющихся в том числе в постоянном выборе "по Сеньке шапки". Это понятие оказывается полезным в плане нахождения объяснительной версии того, почему в отдельных случаях которые взаимоотношения являются устраивающими, а в других – нет.

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

    Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

    Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен учить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется как правило справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками "переиграть" партнера и т.п. Отчасти эта проблема решается при помощи стандартов распределения, принятых в обществе и выступающих в виде социальных норм. Среди них обычно выделяют:

    Нормы равенства, такие, как правило, справедливого распределения.

    Нормы социального благосостояния, выражающиеся в правиле пропорционального распределения ресурсов в соответствии с потребностями.

    Нормы равновесия, проявляющиеся в правиле равного распределения.

Эти социальные нормы у отечественного читателя могут вызвать известную ассоциацию с недавним прошлым и связанными с ним проблемами. Более того, данная теоретическая конструкция равенства еще раз демонстрирует сложное переплетение различных психологических факторов, их процессуальный и динамический характер. Одновременно приведенный анализ показывает сложность соотношения статического и динамического компонентов человеческого поведения. Тем не менее, без определения относительно стабильных факторов становится невозможным построение какого-либо прогноза и какого-либо устойчивого эмпирического основания.

    Факторы возникновения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (не связаны с взаимодействием) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

      Внешние.

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Потребность в аффилиации (Генри Мюррей) – потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Наоборот – постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. В этом случае она усиливает привлекательность другого человека, особенно на первом этапе знакомства.

    Эмоциональное состояние партнеров по общению – если хорошее настроение распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. В ситуации угрозы мы стремимся симпатизировать другим людям. Влияют различные факторы внешней среды.

    Пространственная близость – чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияет и на продолжительность отношений (прекращение отношений под воздействием пространственной разделенности). Люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде, пользуются сходной социальной инфраструктурой. Роберт Зайонц – неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (то, что знакомо, нравится больше).

      Внутренние.

    Физическая привлекательность . 1 – красота является подкрепляющим стимулом (бихев.), 2 – более коммуникабельны из-за условий социализации, 3 – повышает уровень привлекательности своего партнера, 4 – эффект ореола. Успех на начальном этапе.

    Демонстрируемый стиль общения : один стиль нравится, другой – нет. Нравятся: щедрые, великодушные, энтузиасты, живые, коммуникабельные, решительные. Не нравятся: самовлюбленные, высокомерные, заносчивые; догматичные, постоянная склонность не соглашаться, противоречивы собеседнику; двуличные, неискренние.

    Фактор сходства между партнерами по общению – нам нравятся и мы скорее нравимся тем людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе принцип когнитивного соответствия (люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности). Не всегда (одно рабочее место). Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию:

Число вопросов по которым люди достигают согласия

Важность, значимость тех или иных взглядов

Взаимность

    Выражения личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка) – аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Зависит от того, как интерпретируются положительные действия (атрибуция). Сообщения воспринимаются как поддержка:

Обращение к партнеру по имени

Комплименты с небольшим преувеличением положительных качеств

Прямое признание (согласие и прямое об этом сообщение)

Выражение положительных чувств к тому, что было сказано

Выражение благодарности

Сообщения воспринимаются как отказ в поддержке:

Уход от обсуждения

Безличные предложения

Прерывание говорящего

Противоречие между вербальным и невербальным содержанием (неконгруэнтность).

    Теория дополняющих потребностей Р. Винча (противоположные люди дополняют друг друга)

    Аттракция и психологическая совместимость.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые ею - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Встречающиеся в научной литературе попытки классификации разнообразных исследований, в той или иной мере касающихся совместимости, пока что далеко еще не совершенны, однако отдельные из них заслуживают хотя бы краткого здесь упоминания.

Мы имеем в виду прежде всего классификацию, предложенную М. Шоу , согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:

    потребностная совместимость - предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарное™ этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;

    поведенческоя совместимость - предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-прикладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу комплементарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой - к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

    структурный - в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;

    функциональный - совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

    адаптивный - в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Так, в общении как коммуникативном процессе, в каждом информационном сообщении имеется два вида информации, влияющие друг на друга и в совокупности создающие своеобразие и ту или иную степень успешности информационного обмена:

  • а) так называемая текстовая информация, включающая в себя информацию вербального и невербального характера: сюда входит все то, что и как говорит, делает коммуникатор;
  • б) персонифицированная информация, связанная с характером отношений реципиента к коммуникатору, которые могут быть положительными, нейтральными или отрицательными. Степень настроенности (или не настроенности) реципиента на коммуникатора (Лк) может быть разной, и это наглядно представлено на шкале отношений (рис. 28.5).

Рис. 28.5.

Ситуация, когда коммуникатор находится в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении реципиента, называется аттракцией (привлекательность, позитивная настроенность). В связи с этим для специалистов, имеющих дело с людьми, актуальной становится проблема аттракции - создания у реципиента позитивного настроя, положительного эмоционального отношения к себе.

Один из законов общения состоит в том, что люди легче принимают точку зрения, позицию, идеи и мысли того, к кому относятся положительно, испытывают позитивные эмоции, и, наоборот, при негативном настрое создается так называемый персонифицированный барьер восприятия и понимания информации. Вот почему одной из профессиональных задач юриста, педагога, руководителя, специалистов других профилей, работающих с людьми, является создание обстоятельств, при которых они, решая профессиональные проблемы, находились бы в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении партнеров по общению, т.е. создание аттракции.

Аттракция - особый вид социальной и социально-психологической установки на другого человека, в которой преобладает положительный эмоциональный компонент, это непроизвольное возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Аттракция - один из социально-психологических механизмов регуляции взаимоотношений людей.

При изучении данного социально-психологического феномена важно помнить, что механизмы возникновения аттракции находятся не в области сознания человека, а в сфере бессознательного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органами чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд. Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребностно значимая информация остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации.

Если индуцировать партнеру по общению информацию, имеющую для него положительное значение, способствующую удовлетворению его значимых потребностей и которая им не осознавалась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния. В таком случае проявляется эффект положительного отношения к процессу общения и происходит перемещение коммуникатора вправо по шкале отношений.

Любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. В таком случае происходит частичная или полная блокировка информационного воздействия.

В психологии восприятия информации известно, что люди лучше всего запоминают начало и конец разговора. Начало разговора создает базу для его основной части, а концовка оставляет в памяти общее отношение к этому разговору и к партнеру по общению. Психологически обоснованная тактика наказания и поведения в ситуации, когда нежелательно продолжение (и даже ведение) разговора, такая: необходимо создать у партнера динамику эмоциональных состояний, при которой начало и конец контакта, разговора были бы положительно эмоционально насыщены, а середина (основная часть) беседы, разговора может иметь и отрицательную эмоциональную направленность.

Наглядно это можно представить следующим образом (рис. 28.6).

Рис. 28.6.

В практической деятельности исключительно большое значение имеет умение специалиста создавать аттракцию у партнеров но общению. Это одна из его профессиональных обязанностей.

Приемы аттракции основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реализации этих потребностей информации.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

19. Постановка проблемы групп в социальной психологии. Классификация групп.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования, другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

 

Возможно, будет полезно почитать: