Арабская работорговля в африке. Рабы и рабовладельцы

Если судить по количеству стран, принимавших участие в торговле рабами, для европейцев это дело должно было быть как выгодным бизнесом, так и, принимая во внимание его длинную продолжительность, привычным образом жизни. Но даже несмотря на это в некоторых портах, таких как Нант, сами торговцы невольниками не спешили называть вещи своими именами — вместо использовали завуалированные термины, такие, например, как «дело». А что же африканцы? Были ли они просто жертвами, или сознательными и покладистыми партнерами в организации бизнеса на тех условиях, с которыми были прекрасно осведомлены?

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Вокруг места, занимавшего африканцами в торговле рабами, всегда шли жаркие дебаты. Долгое время работорговцы цеплялись за неотразимое, по их мнению, доказательство, что у африканцев продажа их юношей была обычным делом, и что будто, если бы европейцы отказались покупать у них рабов, то другие люди — имелись в виду в том числе и арабы, которые тоже практиковали черное рабство — немедленно бы это сделали. В наше время африканская интеллигенция и государственные деятели утверждают, что этот обмен всегда был неравноценный (людей покупали за мелочи), и европейцы всегда прибегали к насилию, чтобы склонить африканцев к сотрудничеству против их воли.

Для историков все это не выглядит так уж и просто и прежде всего потому, что наши современные критерии отличаются от тех, что были 500, и даже 150 лет назад. Мы считаем, что достаточно было и одного раба перевезти на корабле через Атлантику, и это уже много. Но думали ли африканцы так же? Во-вторых, торговля, которая длилась почти четыре столетия, была очень сложным процессом, к которому принадлежало все разнообразие отношений власти и соответствующих участников; интересы последних и их реакции со временем не могли не подвергаться изменениям. Все это натолкнуло британского историка Бейзиля Дэвидсона на высказывание в том плане, что «идея о навязанной Европой Африке работорговле ни на чем в истории не основывается… она такая же безосновательна, как и утверждение европейцев, что институт рабства был в какой-то степени специфическим для Африки».

ОТ НАПАДЕНИЯ НА РАБОВ К ТОРГОВЛЕ РАБАМИ

Первый способ, которым европейцы начали захватывать африканских рабов, был простым похищением. Поразительные примеры можно найти в знаменитой Cronica dos Feitos da Guine (Хронике открытия и покорения Гвинеи), которую в середине пятнадцатого века написал португалец Гомес Инес де Зурара. Когда европейцы высадились на африканских берегах, они начали останавливаться в местах, которые казались подходящими для их дела, и оттуда шли охотиться на людей. Однако, сама по себе эта акция была достаточно опасна, чему доказательство — резня, в которой погибли почти все члены экспедиции, руководимой Нуно Тристао, у полуострова Keн Верт на территории современного Сенегала. Это не единственный случай такой резни, но он, конечно, доказывает, что африканцы решительно боролись против своего порабощения.

Недостатком подобных нападений становилась, вероятно, не прогнозируемость порабощения; таким образом, не удавалось удовлетворить растущую потребность в рабах, ведь плантации и рудники Америки требовали все новой и новой рабской силы.

Первыми от простого захвата пленных к активной торговли рабами перешли португальцы, по указанию, которое в 1444 году дал принц Генри Мореплаватель; вслед за ними к этой практике — до конца пятнадцатого века — прибегали португальские суверены. Однако, даже если эта торговля стала обыденщиной, нападения продолжались, обеспечивая торговцам рабами дополнительный источник поставок. Так называемая «пиратская» торговля — при которой корабли с рабами курсировали вдоль побережья и захватывали все новых и новых рабов, пока не укомплектуют определенной партии — часто брала формы вооруженных нападений на деревни, расположенные вблизи моря. Страны, втянутые в торговлю рабами, нередко начинали с организации подобных акций, — так было в первой половине семнадцатого века с первыми кораблями, прибывшими из «двенадцати колоний» (в будущем — Соединенных Штатов Америки).

Однако, в то время ведущие европейские нации наложили на работорговлю определенные этические ограничения. Англичане, португальцы и французы согласились выработать общую декларацию, по которой работорговля считалась бы узаконенной только в том случае, когда речь шла о рабах должным образом проданных африканцами. Вдоль побережья были построены форты, чтобы организовать торговлю и одновременно посеять среди африканцев здоровое чувство страха. Идея, которую они воплощали, была вполне недвусмысленная: «Продавайте нам рабов — и тогда мы позволим вам выбирать их по своему усмотрению — иначе мы возьмем нужных нам рабов наугад».

Итак, работорговля представляла собой тип односторонних отношений, возникших и сложившихся под угрозой силы. Еще раз мы согласимся с Бейзилем Девидсоном, когда он говорит: «Африка и Европа были вместе втянуты… Но Европа здесь доминировала, она сформировала и ускорила работорговлю и постоянно возвращала это дело в пользу европейцам и в ущерб Африке».

ДЕЛА ОБЩЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РОДОВЫХ.

Работорговля, в период расцвета, воспринималась африканцами как своеобразный дьявольский заговор, обрекающий их или быть соучастниками, или погибнуть. Итак, почти все родовые или государственные общества африканского побережья были принуждены к тому, чтобы втянуться в торговлю рабами. Они это делали разными способами и в разных условиях, что существенно отличались в разных местностях и в разные периоды времени.

Общественная история в колониальной Африке показывает, что рабство было распространенным институтом в тех государствах, где — иногда — уже была своя собственная, домашняя торговля рабами — по причинам военным или экономическим. Однако надо понимать определенную разницу между теми государствами, которые поддерживали связи с окружающим миром, и теми, которые этого не делали. Первые были проворнее и лучше подготовленными к вступлению в процесс торговли рабами. Так было с государствами, окружавшими пустыню Сахара; они уже имели опыт продажи рабов — наряду с другими товарами — своим арабским и берберийским партнерам, а те фактически продолжали перепродавать некоторых из них европейцам.

Летописец Альвизе де Када Мосто, участвовавший в португальской экспедиции в Сенегамбию в 1455-1456 г., писал, что местные суверены были большими мастерами пользоваться с того нового соревнования, которое распространялось между торговцами транс-Сахары и Атлантики на предмет продажи одних рабов арабам и берберийцам в обмен на лошадей, а других рабов — португальцам в обмен на европейские товары.

Совсем другая была ситуация в тех государствах, которые не имели торговых связей с окружающим миром, их роль в работорговле указывает на неверное и противоречивое отношение к проблеме и на трудности, с которыми они сталкивались. Типичный пример составляет королевство Конго, одно из самых мощных в Африке на время его столкновения с португальцами в конце пятнадцатого века. С точки зрения современных историков, экономическое, политическое и социальное положение Конго было на одном уровне с Португалией. Со времен первых контактов аристократия Конго начала приобщатся к христианству, и король считал должным обращаться к португальскому королю — «брат мой». Но дело в том, что торговля рабами уже началась, с нарушением соглашений, как условных, так и формальных, которые заключили между собой эти два государства. И до сих пор сохранилось немало писем, где король Конго протестовал против захвата рабов, в частности членов благородных семей.

Но и сейчас есть определенные противоречия в определении настоящего мотива подобных протестов. Некоторые историки воспринимают их как взрыв национальных чувств, а другие смотрят на них скорее как на проявление решимости аристократии, отказывающейся выпустить из собственных рук такое выгодное дело. Так или иначе, королевство недолго продержалось под ударами работорговли. Подобная драма — в той или иной степени — повториться по всей Африке.

Королевство Дагомеи также претерпело горького опыта работорговли. В середине восемнадцатого века она перешла на порт Ойда, один из ведущих центров торговли в Гвинейском заливе. Король Дагомеи считал этот порт — там было все большее накопление огнестрельного оружия — пунктом, который составлял определенную угрозу безопасности его владений с тех пор, как работорговля дала ему тактическое преимущество над соседями. Взяв когда-то под контроль Ойду, руководители Дагомеи попали в порочный круг: для сохранения крепкого государства им нужны были ружья и порох, но для получения этих последних им надо было продавать рабов европейцам. Решение было нехитрое: поскольку продавать объекты, которые составляли собственность королевства, было строго запрещено, то собирали мощные войска для нападения на соседние народы; все это — с целью захватить рабов.

В отличие от обществ с государственным укладом, родовые общества не имели никаких средств для получения рабов силой. В этом случае рабство строилось на сложной практике, при которой различные категории социальных отбросов, таких как преступники, неудачники, колдуны и жертвы природных и экономических бедствий, сводили к категории рабов. И даже этого было бы недостаточно, чтобы превратить работорговлю в такой разветвленный и растянутый во времени бизнес, которым она стала. Поэтому были найдены другие средства удовлетворять потребности европейцев. Например, в городе Арочукву («голос Чукву», самого божества), в дельте Нила, вызвали знаменитого оракула, чей авторитет признавали все слои населения, и он назначал тех, кто — с той или другой причине — становился обреченным на продажу в рабство. Такая практика продолжалась до начала XIX столетия.

В других регионах, особенно в центральной Африке, постепенно образовывались торговые сети, тянувшиеся от побережья вглубь материка. Все товары, которые экспортировались или импортировались через эту сеть, в основном невольники, — проходили через головы рода. В Габоне, а особенно в Лоанго, в обществах, которые были расположены вдоль побережья и формировали ключевые звенья этих торговых сетей, царил общественный порядок с высокой степенью субординации; за основу бралась степень участия членов общества в торговле рабами. Семейные отношения, этот фундамент родовых обществ, постепенно заменялся отношениями, в основе которых было богатство, заработанное на торговле, и именно такие отношения стали диктовать место людей в общественной иерархии.

ОТМЕНА ТОРГОВЛИ РАБАМИ

Со стороны африканцев, однако, основы работорговли были сбалансированы очень ненадежно. Нельзя обсуждать роль, которую африканцы сыграли в торговле рабами, не ссылаясь иногда на их роль в отмене этой последней. По однобокому взгляду на историю часто делали упор на роли европейцев — философов, мыслителей, служителей культа и бизнесменов, — тогда как влияние африканцев оставалось недооцененным. Некоторые зашли так далеко, что обвиняли африканцев, что те, якобы, были главным препятствием свертыванию этого вида торговли в XIX веке. Трудно представить мнению, более далекое от истины.

За пределами Африки сопротивление жертв работорговли — а оно набирало различных форм, таких как движение «Назад в Африку», основания общин (сообществ) «Маруун» и даже вооруженное восстание, как это было в Санто-Доминго в 1791 году — было прежде всего средством поставить под сомнение весь институт рабства. Те, кому удалось избежать его лап, принимали очень активное, хотя часто непризнанное участие в кампании за отмену рабства. К таким людям принадлежал Оттоба Кугуано, который родился в Фентиленди, теперь это современная Гана, был в рабстве в Вест-Индии и опубликовал свое произведение «Мысли и чувства по пагубному и греховному продвижению рабства» в 1787 году в Лондоне.

В 1789 году еще один африканец, Олода Эквиано, по прозвищу Густавус Васса, который родился в Айболенди, в Нигерии, опубликовал, опять-таки в Лондоне, «Интересный рассказ о жизни Олоды Эквиано или Густавус Васса, африканца, записанный им самим». Эти книги сыграли важную роль в развитии общественного мнения, что привело к отмене работорговли.

В самой Африке, на протяжении всех «лет испытаний», когда свирепствовала работорговля, чернокожие, рядом с рабами, продолжали продавать то, что давала их земля, а именно: лесоматериалы, слоновую кость, специи, золото, растительные масла и тому подобное. Достаточно было измениться потребностям европейцев — и африканцы перешли к «легкой» форме коммерции.

Больше всего осуждения и внимания в мире уделяется торговле чернокожими рабами, которая велась с XVI по XIX века. Однако в то же время на южном побережье Средиземноморья также процветала торговля людьми. Более 1,25 миллиона европейцев были проданы в рабство так называемыми берберскими пиратами, моряками-мусульманами из Северной Африки. Дальнейшая судьба белых рабов была не менее тяжкая, чем у их африканских товарищей по несчастью.

Работорговля - один из самых древних видов товарных сделок, известных человечеству. Первые упоминания о ней содержатся в «Кодексе Хаммурапи» Древнего Вавилона XVIII века до нашей эры. Почти во всех цивилизациях и крупных культурах имелись рабы из числа своих же сограждан, либо порабощённых народов. Однако нечасто можно встретить информацию о пиратах-корсарах, орудовавших вдоль берегов Северной Африки. Это были жители Марокко, Алжира, Туниса и Ливии.

Каждый, кто отправлялся в путь по Средиземному морю в XVII веке, находился под реальной угрозой попасть в плен и быть проданным в качестве раба где-нибудь на побережье Северной Африки. "Рынок рабов" Гюстав Буланже/it.wikipedia.org/Public Domain

Однако корсары нападали на корабли не только в открытом море, иногда они делали рейды на прибрежные поселения таких европейских стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, добираясь даже до берегов Голландии и Исландии. Они высаживались на никем не охраняемые побережья и прокрадывались в деревни под покровом ночи. В 1631 году были похищены почти все жители деревни Балтимор в Ирландии. В результате вплоть до XIX века многие европейцы отказывались жить у берегов Средиземноморья.

Немного истории

В XIII – XIV веках пираты-христиане, в основном из Каталонии и Сицилии, занимали главенствующее положение в морях, являя собой постоянную угрозу для купцов. Однако в XV веке, после расширения Османской империи, власть над акваторией Средиземноморья в свои руки взяли берберские пираты. Теперь они грабили суда европейцев-христиан.

В 1600 году пираты из Европы привнесли передовые технологии судостроения и сооружения парусных судов. Это позволило берберам расширить своё влияние в Атлантическом океане. Пик их расцвета пришёлся на первую половину XVII века.

Работорговля берберов обычно представляется в виде захвата пиратами-мусульманами белых европейцев, но в действительности пираты не выбирали рабов по признаку расы или религиозных убеждений. Рабы берберов могли быть чёрными, белыми, мулатами, католиками, протестантами, православными, евреями и также мусульманами. А сами пираты не были исключительно мусульманами. Пираты из Англии и Голландии также эксплуатировали людей.

«Одна из вещей, которую широкая общественность и учёные мужи принимали как должное, - это рабство по расовому принципу, - писал историк Роберт Дэвис, автор книги «Христианские рабы господ-мусульман: белое рабство в Средиземноморье, на берберском побережье и в Италии». - Но это неправильно».

В своих комментариях, которые могут разжечь жаркие дискуссии, Дэвис заявляет, что масштаб белого рабства был минимизирован, либо попросту проигнорирован из-за того, что учёные более склонны представлять европейцев в качестве безжалостных колонизаторов, а не жертв.

Жизнь берберского раба

Рабы, пойманные берберскими пиратами, были обречены на тяжкое существование. Многие умирали прямо на кораблях, во время долгой переправы в Северную Африку, от болезней, либо от недостатка еды и воды. Остальные попадали на невольничий рынок. Там им предстояло стоять часами, пока покупатели тщательно исследовали их тела перед покупкой.

Затем рабов отправляли на разные работы. Обычно мужчин ждал тяжёлый ручной труд, такой как работа на карьерах, а женщин - работа по дому или сексуальное рабство. Ночью рабов помещали в тюрьмы, называемые баньос. Чаще всего помещения были переполнены, отчего там стояла сильная духота. Однако самая худшая доля ждала тех, кому выпадало стать гребцами на галерах. Сутками эти люди сидели за вёслами, не покидая своего места. Ели, спали и даже испражнялись прямо на месте. Надзиратели готовы были сломать свои кнуты о голые спины рабов, если считали, что те работают недостаточно тяжело.

Конец эпохи берберских пиратов

Берберское пиратство стало сходить на нет в XVII веке, когда набирающий мощь флот европейских держав стал более активно защищать свои корабли. Однако османские разбойники продолжали свою деятельность вплоть до начала XVIII века, пока в бой против пиратов с новыми силами не вступил флот США и ряда европейских держав.

На пиратов-алжирцев обрушились испанские, французские и американские морские силы. В конце концов, после англо-голландского рейда в 1816 году корсары были вынуждены согласиться на условия, включавшие в том числе прекращение порабощения христиан. Однако работорговля неевропейцами продолжала процветать.

"Морской бой с берберскими пиратами" Лаурис Кастро/en.wikipedia.org/Public Domain

Редкие инциденты продолжали случаться до британского рейда на алжирцев в 1834 году. Деятельность османских пиратов полностью прекратилась после нападения на них французского флота в 1830 году. Это положило конец колониальному господству североафриканских моряков. Позже, в 1881 году, французы совершили нападение на тунисцев. Триполи возвратился под контроль Османской империи в 1835 году, однако в 1911 году полностью перешёл в руки Италии в результате итало-турецкой войны. Правительства европейских стран издали закон об освобождении рабов. Так закончилась эпоха работорговли на берберском побережье.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Рабство в Африке: история

Безусловно, когда мы слышим слово «рабство», то первая ассоциация сразу же происходит именно со странами африканского континента. Несмотря на то, что и на других континентах рабство процветало и развивалось на протяжение многих лет, именно в Африке существовала та самая рабовладельческая система, которая в некотором смысле может служить образцом для характеристики рабства и его особенностей в истории развития человечества.

Замечание 1

В Африке рабство специфично. Помимо того, что оно развивалось в течение многих веков и имеет богатую историю, оно также имеет некоторые ответвления, которые существуют и по сей день, в 21 веке. Само по себе это очень дико и неестественно, но с другой стороны, сами жители Африки считают, что рабство невозможно просто так искоренить, и его пережитки все равно останутся в общественном сознании как норма поведения и выстраивания взаимоотношений между людьми.

Рабство было распространено во всех частях Африки, и разницы между северной частью континента и южной практически не было. Люди, которые родились в Африке, не всегда были лишь товаром и обычной рабочей силой. Изначально рабство имело форму крепостного права, как в Российской Империи. Это значит, что люди все же имели некоторую степень свободы, но при этом их жизнь и труд относились к определенному владельцу. Но совсем скоро такая ситуация претерпела некоторые изменения, так как торговля людьми стала прибыльным делом не только на африканском континенте, но и далеко за его пределами.

Так, рынки рабов принимали живой товар из Африки, а сами африканские аборигены считались чуть ли не самыми лучшими и преданными слугами и работниками. Стоит отметить, что до того, как были открыты трансатлантические пути, континент был очень закрытым, и внутри него работорговля была развита не так активно.

Рабство в Африке обладало некоторыми специфическими особенностями, такими, как:

  • Большое количество рабов, которые жили в Африке, были несвободными с самого рождения. Их предки были обращены в рабство в результате конфликтов и военных междоусобиц между странами одного континента;
  • На Африканском континенте процветало криминальное рабство, корни которого заключались в произволе и разгуле преступности. Это привело к тому, что в рабство попали тысячи мирных африканских жителей, которые никак не заслуживали такой участи;
  • В Африке рабство могло принимать самые разнообразные «религиозные» формы: начиная от исламского рабства и заканчивая христианским. С учетом того, что в Африке постепенно распространялись мировые религии, форм рабство становилось все больше.

Формы африканского рабства

Как мы уже отметили, в Африке было много форм рабства. В первую очередь, историки связывают то с распространением мировых религий, которые быстро окутали африканский континент. Таким образом, наиболее распространенными формами рабства стали следующие:

  1. Кабала;
  2. Традиционная форма рабства;
  3. Домашние прислуги;
  4. Военное рабство;
  5. Живой товар, который переправляли между странами континента или в другие страны далеко от Африки.

Традиционная форма рабства - одна из самых неспецифичных, поскольку обладала она теми же чертами, что и традиционное рабство в остальном мире. При этом человек являлся собственностью своего владельца, и он мог распоряжаться им, его жизнью и трудом в соответствии со своими интересами и целями. Дети традиционных рабов также становились невольниками и частью собственности владельца, поэтому на одного господина могли работать целые поколения рабов.

Еще одна из распространенных форм рабства - кабала. При ней человек попадал в неволю по причине долгов как собственных, так и кого-либо из членов семьи. Если не было возможности вовремя или в полном размере оплатить долг, то человек должен был добровольно обратиться в рабство и отрабатывать свой долг. Иногда это могло затянуться до конца жизни раба, и тогда долг продолжали отрабатывать его дети или другие члены семьи.

Домашняя прислуга – это наиболее распространенная для каждого континента форма рабства. Особенно ярко ее можно было наблюдать на определенном этапе развития Соединенных Штатов Америки. Человека использовали как прислугу, но при этом он имел некоторую свободу в своих действиях. Дети таких рабов, если не нанимались в качестве прислуги самостоятельно, могли выбрать себе другой жизненный путь. Но особого выхода у них не было – живя в бедности, им не оставалось больше ничего иного, кроме как также стать рабом в доме своего господина.

Военное рабство считается особой формой рабства в Африке. Люди проходили специальную физическую и военную подготовку, но после окончания войны их не отпускали домой и првращали в рабов - такую форму рабства можно было наблюдать в тех странах африканского континента, где правила диктатура. Таким образом, человек становился пленником собственной армии, но должен был до последнего отстаивать интересы своего государства.

Сегодня проблематика рабства в Африке остается актуальной. Статистика показывает, что около 8% всего населения Нигерии признаны рабами, а в Мавритании эти цифры достигают 20%. К сожалению, проблема рабства остается открытой, и ничего изменить сейчас нельзя. Страны находятся в остром экономическом упадке, а такие пережитки прошлого не дают изменить состояние стран и, соответственно, мировоззрения их жителей. Необходимо продемонстрировать возможности развития и процветания государств, дать им шансы на мирное существование и создание такой системы, которая подразумевала бы разделение общества на классы, но полностью исключала эксплуатацию человеческого труда в пережитой первобытной форме. Также необходимо открыть населению пути к образованию и профессиональному росту, нормальной жизни и цивилизации, поскольку такие территории и сообщества остаются очень инертными, ведь они не знают других возможностей и путей своего развития.

Прибрежная торговля рабами вскоре превратилась в угрозу, которой сопровождались колониальные успехи. Последствия торговли людьми

ощущаются и в наши дни.

Ранние африканские цивилизации

Колонизация Африки имеет долгую историю. Самая древняя цивилизация здесь возникла в Нубии, современном Судане. Ее развитие шло параллельно с развитием Древнего Египта. И хотя обе культуры извлекали выгоду из обоюдного контакта, как, например, торговый обмен или распространение идей, их отношения были слишком отягощены конфликтами. Так Нубия около 2800 г. до н. э. была в течение 500 лет оккупирована Египтом, а нубийское царство Куш, которое за 70 лет до этого объединило разрозненные части Нубии, было примерно до 770 г. до н.э. оккупировано Египтом. После обретения независимости началось развитие и расцвет Нубийского царства. Так продолжалось до IV столетия н. э. и лишь растущая христианизация и усиление эфиопского царства Аксум окончательно предрешили закат Нубийского царства.

Похожие традиции, присущие крупным цивилизациям, существовали и в Западной Африке. В IV столетии н.э. король Ганы управлял обществом, в котором уже были построены системы улиц и имелся свод законов, а численность солдат, осуществляющих оборону, превосходила 20 тысяч человек. С 1200 года королевство сменяется империей Мали, а Тимбукту становится центром торговли и образования.

Дальше к югу, на высокогорных плато Зимбабве также существовала высокоразвитая культура, которая приобрела свои богатства путем торговли со странами побережья Восточной Африки. Столицей был город Большое Зимбабве, датой основания которого историки считают примерно 1250 год. Это был относительно большой город с каменными зданиями и башнями конической формы. Предполагают, что в городе проживало примерно 18 тысяч человек.

Абиссинские рабы в железных цепях. Слева: Иллюстрация 1835 г.; перед посадкой в трюм корабля рабов заковывают в кандалы.

Начало работорговли

Торговые отношения между Европой и странами Северной Африки, расположенными на побережье Средиземного моря, существовали давно.

Уже в Древней Греции поддерживались отношения с некоторыми африканскими культурами, а римляне имели тесные связи с африканским континентом, особенно с Египтом. До XV столетия знания европейцев об Африке представляли смесь отрывочных знаний, заимствованных из классического образования, мифов и историй, а также отдельных фактов, изложенных в Библии.

Одна за одной на Черный континент отправлялись европейские экспедиции. В 1482 году в Эльмине на побережье нынешней Ганы португальцы основали морской порт. В 1497 году Васко да Гама обошел под парусами весь континент, и с этого момента европейцы начали с возрастающей степенью активности осваивать Африку. Они экспортировали необработанные строительные материалы, золото и слоновую кость.

Однако гораздо более прибыльным занятием оказалась работорговля. На западном побережье от Сенегала до Анголы сооружались так называемые фактории, и уже на этой ранней стадии торговля людьми носила чрезвычайно жестокий характер. Для европейцев торговля людьми вначале была чем-то новым, однако в Африке издавна торговали рабами - восточноафриканские властители продавали их друг другу и своим арабским соседям. Когда европейцы к ним присоединились, вначале они полагались на вождей племен, которые собирали пленных и продавали европейцам. Сначала предполагалось, что африканские рабы будут работать на островных колониях перед континентальным побережьем; некоторых увозили в Европу. Первый невольничий корабль, направлявшийся в Америку, - куда позднее переместился центр работорговли - отчалил из Лиссабона в 1518 году. С этого момента торговля людьми приобрела грандиозные масштабы. Отголоски этого явления и сегодня ощущаются в политике, экономике и демографии.

Развитие рабства

Для торговцев рабы были таким же товаром, как и другие, и трансатлантические перевозки, осуществляемые водным путем, в истории отражены как «Треугольная торговля». Рабы были главным компонентом этой торговли. Европейские товары перевозились кораблями в Африку и менялись на рабов, которые потом водным путем доставлялись в Южную, Центральную и Северную Америку. Из этих мест экспортные товары вновь привозились в Европу. Для многих торговцев перевозка рабов представляла удобный случай, позволяющий избежать плавания из Европы в Америку с пустым трюмом и еще подзаработать. С коммерческой точки зрения этот вид торговли приобрел исключительное значение: из нее можно было извлекать значительную выгоду. Этот факт, а также то, что рабов рассматривали не как людей, а как груз, приводили к тому, что при перевозке рабов морем они находились в ужасающих условиях. По этой причине многие невольничьи корабли становились очагами болезней, и высочайший уровень смертности был почти нормой.

К тому же, если работорговец попадал со своим кораблем в какие-либо серьезные ситуации, «груз» просто выкидывали за борт.

Предмет работорговли вызывал широкую дискуссию в дипломатических кругах. Высокие прибыли, получаемые при работорговле, приводили к дипломатическим скандалам, а в отдельных случаях - к войнам и борьбе за власть, так как многие страны хотели контролировать этот рынок и зарабатывать на нем. Богатство многих колоний и возникших позднее на их месте государств основано на работорговле. Между 1518 и 1650 годом испанцы и португальцы ввезли в свои колонии примерно полмиллиона рабов, и после 1650 года наблюдается бурный рост нелегальной работорговли. В колониях рабы зачастую использовались для работы на сахарных плантациях. Испанские рабы должны были работать на мексиканских серебряных рудниках. Однако большая часть рабов поступала в Колумбию, Венесуэлу и на Кубу, регионы, где Испания переживала экономические трудности. Португальцы расширили свои плантации в Бразилии и с 1700 года привозили в свои южноамериканские колонии все больше и больше рабов, чтобы полностью выработать серебряные рудники в Минас Герайс. Голландские, британские и французские рабы должны были работать в колониях Карибов и Гвианы, а также на землях Северной Америки, где небольшое количество рабов из Африки, помимо всего прочего, было занято работой на табачных плантациях в Виргинии и Мэриленде.

В колониях то и дело вспыхивали бунты, которые в конце XVIII и начале XIX века переросли в восстания рабов. Однако эти восстания тут же подавлялись. Это продолжалось до начала освободительной борьбы 1791 года во французской колонии Сан-Доминго, которую возглавил Туссен-Лувертюр («Черный Наполеон»). Следствием этой освободительной борьбы стало возникновение государства Гаити.

Отмена рабства

В Европе голоса с призывами об отмене рабства звучали всегда. Это были голоса людей, протестующих против торговли людьми. Но настоящее движение за отмену рабства началось лишь в 1770 году. Начало ему было положено в Англии, когда некто Гренвилл Шарп передал в Верховную Судебную палату петицию с просьбой о даровании свободы беглому рабу из Америки Джеймсу Сомерсету, который был повторно арестован в Англии. Несмотря на первый успех, вначале почти ничего не изменилось. Поэтому в 80-е годы XVIII столетия группа христиан-евангелистов начала кампанию с требованием полной отмены рабства. После этой акции в стране развернулось общественное движение, в ходе которого собиралась информация, которую позже придавали гласности и передавали Парламенту.

Вильям Вильберфорс был влиятельнейшим адвокатом, который неустанно занимался этим делом и повернул общественное сознание лицом к вопросам рабства, так как на фоне идеалов индустриальной революции, касающихся свободной торговли, и идеалов французской революции, рабство все больше стало казаться исключительно варварским анахронизмом.

В 1808 году английский Парламент объявил покупку, продажу и транспортировку рабов противозаконными. В 1834 году владение рабами также было объявлено противозаконным. В этом же году на островах Западной Индии всем детям рабов младше 6 лет была дарована свобода, а самим рабам гарантировано получение шестилетнего бесплатного образования. Однако эти предписания носили такой же оттенок эксплуатации, что и прежнее рабство, хотя для них существовали сроки исполнения. Окончательно рабство было отменено в 1838 году. Между тем британские противники рабства развернули кампанию об отмене рабства в Америке. Особенно активное и стабильное движение против рабства развернулось в северных областях Северной Америки. Беглые или освобожденные рабы, как, например, Фредерик Дуглас, произносили речи по всей стране. Многие писатели поддерживали отмену рабства. Так некоторое влияние на общественное сознание оказала книга писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Вместе с окончанием Гражданской войны в 1865 году в Америке завершился и этап рабства.

Отмена рабства в Америке и Европе стала возможна благодаря нескольким факторам: движению за его отмену, экономическим трудностям и политическим события того времени. Однако в Африке до конца XIX века на многих территориях еще были распространены традиционные формы рабства. В Нигерии рабство отменили лишь в 1936 году. И до сегодняшнего дня рабство можно обнаружить в некоторых отдаленных местах Африканского континента, а его противники продолжают бороться за его отмену.

Последствия

Одной из побочных проблем работорговли в Африке было сокращение населения. В долине реки Нигер почти все коренные племена были истреблены в ходе охоты на рабов. Следствием этого стали голод и болезни.

Но самым разрушительным последствием работорговли было, пожалуй, признание главенства силы и создание общественного климата, при котором белые люди чувствовали свое превосходство над черными. Эти последствия можно наблюдать и сегодня.


В марте 1857 года Верховным судом США было принято постановление о том, что рабы не в состоянии быть гражданами, поскольку они ― имущество. Кем же они были, североамериканские невольники?

В начале XVI века англичане основали первое поселение в Северной Америке, а уже через какой-то десяток лет корабли массово начали завозить к колонистам рабов. Прибывали сотни тысяч мужчин и женщин. Их привозили по отдельности и целыми семьями с маленькими детьми. Поселенцы нуждались в рабочей силе. Особенно на Юге континента, где было много земледельческих хозяйств.

Работали на плантациях рабы, не имеющие никаких прав. Хозяева могли делать с ними все, что хотели. В случае неподчинения владельцу, какого-либо возмущения, попытки взбунтоваться их жестоко наказывали. Нередко можно было увидеть раба, подвешенного за руки, с подожженными ногами. Или же невольника, получающего удары плеткой. Но это являлось легким покаранием. Особенно жестокие хозяева за любую провинность могли сжечь раба заживо. Обычной практикой было для устрашения выставлять на городской площади отрубленные головы рабов, надев их на колья.

Хотя при слове раб большинство людей представляет чернокожего африканца, нередко среди наказанных рабов были европейцы. Это неудивительно. Рабов завозили не только с Африки.

При короле Джеймсе VI Англия начала выставлять на продажу в Америку ирландских заключенных. В королевской Прокламации от 1625 года прямо указывалось о необходимости высылки политзаключенных за океан с последующей их продажей в рабство. Чарльз I, Кромвель, также продолжали делать из ирландцев рабов.

К середине XVI столетия в Антигуа и Монстеррат среди рабов было больше всего выходцев из Ирландии. Две трети населения Монстеррата в то время ― ирландские рабы.

Англичане не знали никакой жалости. Корабли с трюмами, набитыми ирландцами, отцами, братьями, сыновьями, безостановочно курсировали через Атлантический океан. Жен и детей не разрешалось брать с собой. Их затем продавали отдельно.

В пятидесятые годы XVI века более ста тысяч таких детей в возрасте от 10 до 14 лет были проданы в заморские колонии.

Только с 1641 по 1651 года триста тысяч ирландцев вывезли в рабство, а более полумиллиона англичане убили. За десять лет население Ирландии уменьшилось более, чем вдвое. С полутора миллионов до шестисот тысяч человек.

В некоторых источниках стараются называть ирландцев «законтрактованными работниками», однако это не соответствует истине. В действительности они являлись белыми рабами и отличались от невольников с «черного» континента только цветом кожи.

Даже нередки были случаи, когда с рабами из Африки обращение было лучше, чем с выходцами из Ирландии. Сказывалась религиозная нетерпимость, проявлялась ненависть к католической вере ирландцев. Белые люди издевались над белыми же людьми. Отношение к ним было, как к недорогой собственности.

Африканские рабы и ценились в то время дороже своих европейских товарищей по несчастью. Поэтому их берегли. Ведь ирландец оценивался в сумму меньшую пяти фунтов стерлингов. За африканца надо было заплатить в десять раз больше. Погибнет темнокожий раб, необходимо хорошо потратиться, чтобы возместить потерю. Ирландца можно особо не жалеть, и для устрашения остальных невольников за небольшую провинность засечь до смерти.

Поэтому занимались еще и размножением рабов. Дети, родившиеся от рабыни, автоматически становились невольниками, приумножая богатства хозяина своим трудом. Еще и продать их можно. К тому же привязывали к поместью женщину. Если ирландка каким-то образом сумела получить свободу, она никуда не могла деться. Оставалась дальше служить хозяину. Оставалась рядом с ребенком, который, родившись в неволе, обречен был на рабскую участь.

Позже плантаторы придумали более изощренный способ, как еще большую выгоду получать на этом. Скрещивание африканских рабов с ирландскими женщинами позволяло получить хороший доход, становилось дополнительным источником прибыли. Можно было планировать заранее, какого раба получить. Родившиеся дети вполне заменяли чистокровных африканских рабов, сохраняя деньги предприимчивых колонистов. Ведь это были готовые рабы, доставшиеся почти даром. Их не надо покупать, оплачивать доставку из-за океана.

Скрещивание широко практиковалось до принятия в 1681 г. специального закона, запрещающего такой бизнес. Приняли его не из-за сочувствия к невольникам. О них не думали. Подобное «разведение» рабов приобрело настолько сильный размах, что стало наносить ущерб одной влиятельной компании, занимающейся перевозкой рабов. Терялись сотни тысяч фунтов стерлингов. В угоду работорговцам правительство и издало запрещающий указ.

Более века англичане отправляли ирландцев в рабство. Тысячи, десятки тысяч белокожих рабов продавались на невольничьих рынках Нового Света. На многих островных и материковых плантациях в Северной Америке трудились белые рабы. Чтобы легче отличить таких рабов от свободных белых, в случае, например, побега, ирландцев клеймили. На теле невольника выжигали хозяйские инициалы.

Если мужчины работали в основном на плантациях, занимаясь сельскохозяйственными работами, то женщины, кроме таких работ и услужения хозяевам в поместьях в качестве прислуги, продавались в бордели.

Часто надсмотрщиками над белыми рабами ставили африканских рабов, поощряя их жестокость по отношению к ирландцам.

В 1798 году ирландцы при поддержке французов восстали против ненавистного английского владычества. Однако попытка оказалась неудачной. Повстанцы были разбиты британскими войсками. Это стало причиной очередного всплеска работорговли. Англичане не жалели побежденных противников. За океан, в Австралию и в Америку были отправлены тысячи новых ирландских рабов.

Только в 1839 году цивилизованная Англия перестала заниматься торговлей людьми. Но еще долгие годы после официального запрета работорговлей продолжали заниматься пираты.

Не менялось и отношение к жителям Ирландии. Так, в 1899 году в политическом журнале Harper’s Weekly была напечатана расистская, по отношению к ирландцам, статья. В публикации описывалась теория происхождения, унижающая этот народ, то есть оправдывающая его притеснения.

Тема про торговлю ирландцами, про ужасную участь сотен тысяч белых рабов в Америке редко поднимается, практически никогда не обсуждается. Ведь эти несчастные люди исчезали бесследно. Никто из них не вернулся домой на родину и не рассказал о творившихся в колониях ужасах. Люди умирали, смертность среди ирландцев была высочайшая. К тому же сказывалось и насаждаемое рабовладельцами смешивание с африканскими рабами. История поэтому о них забывает. Нет свидетельств, не помнят и преступлений.

 

Возможно, будет полезно почитать: